Психологические аспекты понятия «интересы ребенка»

2484

Аннотация

Отталкиваясь от юридических аспектов, автор проводит анализ психологического содержания понятия «интересы ребенка», привлекая для этого теоретический и понятийный аппарат современной психологии развития. Следуя основным положениям детской психологии, автор подчеркивает значение дифференцированного рассмотрения категории «интересы ребенка» в зависимости от его возрастных особенностей. В статье охарактеризованы основные проблемы и противоречия современных подходов к нормативам детского развития, соотношению общих и индивидуальных вариантов в рамках нормального развития, а также отклонений от нормы, которые затрудняют разработку психологической составляющей понятия «интересы ребенка».

Общая информация

Ключевые слова: интересы ребенка, возрастная норма, индивидуальные варианты развития, потребности ребенка, стили родительского воспитания, психическое развитие ребенка

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Терехина С.А. Психологические аспекты понятия «интересы ребенка» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62511 (дата обращения: 09.12.2023)

Фрагмент статьи

Впервые принцип «наилучшего обеспечения интересов ребенка» был сформулирован в «Декларации прав ребенка», принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г. Первостепенное значение, которое государство придает вопросам защиты прав и интересов детей на современном этапе, нашло отражение в недавно принятой на федеральном уровне «Национальной стратегии действий в интересах детей в 2012–2017 годах» [8]. В ней предусмотрены меры по реформированию правосудия в направлении дружественности по отношению к несовершеннолетним. В качестве основных принципов и элементов дружественного к ребенку правосудия выступают общедоступность, соответствие возрасту и развитию ребенка, направленность на обеспечение его потребностей, прав и интересов, уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни. «Национальная стратегия…» делает акцент на признании ключевой роли семьи в процессах выживания, защиты прав и развития ребенка, настаивает на усилении охранительной функции суда по отношению к ребенку, в качестве наиболее предпочтительных мер в ней рассматриваются процедуры восстановительного подхода и воспитательные воздействия [8].

Литература

  1. Беспалов Ю.Ф. Рассмотрение и разрешение судами гражданских и семейных дел с участием ребенка. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010. 359 с.
  2. Большой психологический словарь: Изд. 4-е, расширенное / Под ред.
    Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/br/?b=118634 (дата обращения 2.06.2013 г.).
  3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2007. 480 с.
  4. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Сафуанов Ф.С. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно-психиатрический и судебно-психологический подходы): Метод.  рекомендации.  М., 2004. 28 с.
  5. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. 
    М.: Городец, 2006. 192 с.
  6. Лавринович А.Н., Голев А.С. Экспертные  понятия в практике судебной психолого-психиатрической экспертизы // Юридическая психология: Тезисы доклада к VII съезду Общества психологов СССР / Под ред. Г.В.  Хитрова.  М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1989. С. 43–44.
  7. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.
    М.:  Апрель Пресс,  ЭКСМО-Пресс, 1999.  С. 39–106.
  8. Национальная стратегия действий в интересах ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения 2.06.2013 г.).
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8
    «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12146403/ (дата обращения 2.06.2013 г.).
  10. Психологическая диагностика детей и подростков: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 360 с.
  11. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
    М.: Гардарика, Смысл, 1998. 192 с.
  12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности.  М.: Генезис, 2011. 400 с.
  13. Семейный кодекс Российской Федерации  (ред. от 29 декабря 1995 г.). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. 75 с.
  14. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989.  208 с.
  15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20. 
  16. Baumrind D. Early Socialization and the Discipline Controversy. Morristown, NJ: General Learning Press, 1975. P. 1–27.

Информация об авторах

Терехина Светлана Алексеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России), доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4612-0521, e-mail: sterekhina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2579
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2484
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2