Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи

6503

Аннотация

Предлагаются три современные модели, сформулированные за последнее десятилетие и еще не опубликованные на русском языке, фокусом которых является именно подростковый суицид: модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент (J.A. Bridge, T.R. Goldstein, D.A.Brent); интерперсональная модель Т. Джойнера (Joiner T.E.); некоторые последние разработки по когнтивной теории А. Спирито, Д. Мэттьюс, Э. Венцель, А.Т. Бек (A. Spirito, J.D.Matthews, A. Wenzel, A.T. Beck). Выделены четыре группы мишеней психологической помощи подросткам с суицидальными тенденциями: 1) мишени, касающиеся актуального эмоционального состояния подростка (чувство брошенности, восприятие себя как бремени для близких, тревожность, безнадежность, душевная боль); 2) мишени, затрагивающие личностные предиспозиции (примитивные механизмы защит, импульсивность, агрессивность); 3) мишени, связанные с когнитивным функционированием (когнитивная ригидность, черно-белое мышление, ошибки мышления); 4) мишени, отражающие необходимость работы с поведенческими проявлениями (узкий набор используемых копинг-стратегий).

Общая информация

Ключевые слова: антивитальные переживания, подростковый суицид, дистанционное консультирование, мишени психологической работы

Рубрика издания: Консультирование

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Павлова Т.С., Банников Г.С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65717 (дата обращения: 06.06.2023)

Фрагмент статьи

На данный момент существует большое количество теорий, с разных сторон объясняющих происхождение и развитие суицидального поведения: классические теории, такие как медицинская модель, социокультурная модель Эмиля Дюркгейма, целая группа психодинамических теорий суицида, мотивационная модель Эдвина Шнейдмана, модель социально-психологической дезадаптации А.Г. Амбрумовой и др .Однако единый взгляд на вопрос о причинах суицидального поведения до сих пор не сформирован, и ученые продолжают предлагать новые и новые ответы на вопрос: «Почему люди умирают от суицида?», опираясь на результаты классических исследований.

Литература

  1. Когнитивная терапия депрессии/ А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. СПб.: Питер, 2003. 304 с.
  2. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия суицидального поведения: история разработки, современное состояние, перспективы развития [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журнал. 2013. № 2 (19). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 30.08.2013).
  3. Baumeister R.F., Leary M.R. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation//Psychological Bulletin. 1995. № 117. P. 497–529.
  4. Bridge J.A., Goldstein T.R., Brent D.A. Adolescent suicide and suicidal behavior //Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. № 47. P. 372–394.
  5. Dokoupil T. The suicide epidemic [Электронный ресурс] // The Daily Beast. 2013. URL: http://www.thedailybeast.com/newsweek/2013/05/22/why-suicide-has-become-and-epidemic-and-what-we-can-do-to-help.html (дата обращения: 30.08.2013).
  6. Joiner T.E. Why people die by suicide. Cambridge, MA: Harvard University Press. 2005. 64 p.
  7. Lewin K. Field Theory in Social Science. N. Y.: Harper & Brothers Publishers, 1951. 356 p.
  8. Matthews J.D. Cognitive Behavioral Therapy Approach for Suicidal Thinking and Behaviors in Depression, Mental Disorders – Theoretical and Empirical Perspectives/ R. Woolfolk (Ed.). 2013. [Электронный ресурс] doi: 10.5772/52418. URL: http://www.intechopen.com/books/mental-disorders-theoretical-and-empirical-perspectives/cognitive-behavioral-therapy-approach-for-suicidal-inking-and-behaviors-in-depression (дата обращения: 25.08.2013).
  9. Sabbath J.C. The suicidal adolescent: The expendable child // Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1969. № 8. P. 272–285.
  10. Spirito A., Esposito-Smythers C., Wolff J. Cognitive-Behavioral Therapy for Adolescent Depression and Suicidality// Child Adolesc Psychiatric Clin N Am. 2011. № 20. P. 191–204.
  11. Suicidal desire and the capability for suicide: Tests of the interpersonal-psychological theory of suicidal behavior among adults/ K.A. Van Orden, T.K. Witte, K.H. Gordon, T.W. Bender,
    T.E. Joiner, Jr. // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2008. № 76. P. 72–83.
  12. The Interpersonal theory of suicide/ K.A. Van Orden, T.K. Witte, K.C. Curcowicz,
    S. Braithwaite, E.A. Selby, T.E. Joiner // Psychological Review. 2010. № 117. P. 575–600.
  13. Wenzel A., Beck A.T. A cognitive model of suicidal behavior: Theory and treatment// Applied and Preventive Psychology. 2008. № 12. P. 189–201.

Информация об авторах

Павлова Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник НИЛ «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи» Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: darzo@yandex.ru

Банников Геннадий Сергеевич, кандидат медицинских наук, заведующий лаборатории НИЛ "научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи" Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: bannikov68@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4960
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 6503
В прошлом месяце: 144
В текущем месяце: 27