Ранняя помощь: ресурсы и возможности психолого-педагогической поддержки ребенка и его семьи в Ярославской области

70

Аннотация

Актуальность и цель. Своевременная и правильно организованная комплексная помощь детям раннего возраста помогает предупредить появление вторичных отклонений и обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воздействия. Проведен анализ и обобщение результатов мониторинга, организованного в Ярославском регионе Российской Федерации с целью оценки потребности семей в мероприятиях по ранней помощи детям для коррекции и предупреждения возможных нарушений. Представлена организация деятельности по оказанию ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям.

Методы и методики. В анкетировании участвовали 956 семей, имеющих детей раннего возраста и проживающих в Ярославской области (ЯО). Возраст родителей от 23-х до 37-ми лет. В ходе мониторинга изучалась деятельность базовых организаций ЯО по оказанию психолого-педагогической помощи детям от рождения до трех лет: численная и нозологическая представленность детей раннего возраста; психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей; кадровое обеспечение в базовых организациях, оказывающих услуги ранней помощи.

Результаты. В 2023 году ранняя помощь оказана 1174-м детям и их семьям в 140 службах ранней помощи, созданных в региональной системе образования. По данным психолого-медико-педагогических комиссий, в 2023 году прошли комплексное обследование 2598 детей от рождения до 3-х лет, что на 24% больше, чем в 2022 году. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста осуществляют 460 специалистов разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, социальные педагоги, врачи-педиатры. В процессе психолого-педагогического сопровождения проведено 1283 мероприятия с детьми раннего возраста и их родителями.

Выводы. Результаты мониторинга показывают, что трудности оказания ранней помощи в организациях сферы образования обусловлены межведомственной разобщенностью учреждений ранней помощи; недостаточной реализацией практики домашнего визитирования и сопровождения ребенка в естественных жизненных ситуациях; низкой представленностью в системе ранней помощи медицинских услуг. Установлены факторы, способствующие улучшению результатов психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи: междисциплинарность в организации ранней помощи; сопровождение ребенка в естественных жизненных условиях; скрининг-диагностика; дистанционное консультирование.

Общая информация

Ключевые слова: ранняя помощь, семейно-центрированная модель, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение, междисциплинарность, консультирование, дистанционное консультирование, домашнее визитирование

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220104

Получена: 06.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Русанова Л.С. Ранняя помощь: ресурсы и возможности психолого-педагогической поддержки ребенка и его семьи в Ярославской области // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 27–37. DOI: 10.17759/autdd.2024220104

Полный текст

Введение

Наряду с увеличением численности детского населения в Российской Федерации происходит стремительный рост числа детей с проблемами здоровья различной этиологии и степени тяжести, детей с рисками возникновения нарушений в развитии [7; 8; 9]. Эффективность комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста во многом определяется и зависит от своевременного выявления нарушений, создания специальных условий для активизации их познавательных возможностей, применения методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей, от систематической медикаментозной поддержки, включенности семьи в сопровождение ребенка. В связи с этим все более пристальное внимание уделяется развитию отечественной системы ранней помощи детям от рождения до трех лет и их семьям.

Создание четко структурированной единой системы ранней помощи с учетом региональных особенностей позволит нормализовать жизнь семьи особого ребенка и в какой-то мере минимизировать у него нарушения развития. В контексте абилитационной педагогики процесс психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается с момента выявления нарушений в детском развитии (или риска их возникновения) и предполагает организацию неонатального скрининга, раннюю диагностику основных функциональных областей развития младенца и ребенка раннего возраста, медицинскую коррекцию, восстановительное лечение и психолого-педагогическую помощь [1].

В настоящее время система ранней помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или с рисками возникновения нарушений в развитии, формируется не только как самостоятельное направление в образовательном пространстве и образовательной политике государства, но и как система целенаправленной деятельности, концептуальные подходы, стратегия и программы. Особую роль ранней помощи в отечественной системе образования подчеркивает Ю.А. Разенкова [11], рассматривая психолого-педагогическую поддержу ребенка раннего возраста и его семьи как фундамент для коррекции и предупреждения дальнейших нарушений в детском развитии и основу для нормализации нервно-психического развития. Во многих регионах России созданы социальные институты ранней помощи: отделы ранней помощи, службы ранней помощи, консультационные пункты, лекотеки, группы кратковременного пребывания, интегрированные в общую систему психолого-педагогической помощи ребенку раннего возраста и его семье [13]. Необходимым также является сопровождение и оказание адресной помощи будущей матери. Имеются клинические данные, демонстрирующие зависимость материнского дистресса от повышенного риска психопатологии у детей: например, высокая материнская тревожность связана с увеличением риска психического расстройства у ребенка [22].

Особенности внедрения семейно-центрированной модели сопровождения ребенка раннего возраста и его семьи исследованы в работах отечественных специалистов: Л.В. Самариной, Е.Е. Ермолаевой [2], О.Г. Приходько [10], И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой [16], А.М. Казьмина [5], П.Л. Жияновой [3] и др. Актуализируется изучение параметров семейно-центрированного подхода, связанных с ведущей ролью родителей в коррекционно-развивающей работе с ребенком. Предполагается, что психолого-педагогическая помощь ребенку и его семье должна осуществляться в естественной среде развития ребенка [4] с использованием семейно-центрированного командного подхода.

В ряде зарубежных исследований большое внимание уделяется раннему вмешательству — комплексу услуг детям от рождения до трех лет и их семьям для особой поддержки, обеспечения личностного развития, укрепления компетенций семьи, содействия социальной инклюзии всей семьи [20; 21]. Изучается влияние родителей и значимых взрослых, их общения с ребенком в процессе взаимодействия на становление самостоятельности детей [24].

Сравнительный анализ результатов мониторинга, предлагаемых в статье, дает возможность оценить ресурсы психолого-педагогической поддержки ребенка и его семьи, определить как положительные тенденции, так и трудности оказания ранней помощи в системе образования в Ярославской области.

Методы

Мониторинг оказания ранней помощи в образовательных организациях Ярославской области проводится ежегодно с 2020 года в соответствии с формами, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральным научно-образовательным центром медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта. В ходе мониторинга 2023 года проведен анализ данных об общей численности детей от рождения до 3-х лет, прошедших комплексное обследование в психолого-медико-педагогических комиссиях, а также детей, нуждающихся и получивших услуги ранней помощи в 140 базовых образовательных организациях (службах ранней помощи) муниципальных районов Ярославской области.

В анкетировании приняли участие 140 педагогов из специалистов, включенных в психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста и их семей, и 956 семей, имеющих детей раннего возраста и проживающих в Ярославской области. В городской местности проживают 697 семей (73%), в сельской местности — 259 семей (27%); 795 полных семей (83%), 161 неполная семья (17%). Возраст родителей от 23-х до 37-ми лет.

Систематизировались данные о нозологической представленности детей целевой группы, возможностях психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их родителей (законных представителей), проанализирована кадровая обеспеченность базовых организаций, оказывающих услуги ранней помощи.

Результаты и обсуждение 

Потребности семей с детьми раннего возраста в мероприятиях по ранней помощи

В Ярославской области оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии, в том числе раннего возраста, осуществляется в государственных общеобразовательных учреждениях, в учреждениях здравоохранения, консультационных пунктах, муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в центрах дополнительного образования и в автономных некоммерческих организациях.

Службы ранней помощи созданы на базе дошкольных образовательных организаций и функционируют на протяжении многих лет. Принципиально важным является обеспечение максимальной территориальной доступности психолого-медико-педагогических услуг, профессиональная готовность специалистов к раннему выявлению отклонений в развитии ребенка и к проведению коррекционно-развивающей работы, а также организация этой деятельности на основе межведомственного и междисциплинарного взаимодействия, своевременное оказание ранней психолого-медико-педагогической помощи и семейно-центрированный характер деятельности [15]. Координацию деятельности по развитию системы ранней помощи в регионе осуществляет Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Центр помощи детям».

Количество служб ранней помощи в период с 2020 по 2023 год изменялось с учетом обращений родителей (законных представителей), кадровой и материально-технической обеспеченности, региональных условий: в 2020 году — 182 организации; в 2021 году — 116 организаций; в 2022 году — 144 организации; в 2023 году — 140 организаций.

Раннее выявление детей с нарушениями в развитии является одним из приоритетных направлений в работе специалистов. Сопровождение осуществляется по заявительному принципу как непосредственно при обращении родителей (законных представителей) в службы ранней помощи, так и в центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях Ярославской области (ПМПК). Увеличение в последние годы количества обращений в ПМПК и числа детей, прошедших комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, свидетельствует о раннем выявлении профильными специалистами детей с нарушениями в развитии в дошкольных образовательных организациях. По данным ПМПК, в 2023 году прошли комплексное обследование 2598 детей от рождения до трех лет, что на 24% больше по сравнению с числом обследованных в 2022 году (преимущественно от полутора до трех лет): в 2018 году — 1615 детей, 2019 году — 1803 ребенка, в 2020 году — 2024 ребенка, в 2021 году — 2102 ребенка, в 2022 году — 1997 детей. Приблизительно 75% детей раннего возраста, чьи родители участвовали в мониторинге, нуждаются в воспитании и обучении по адаптированным образовательным программам дошкольного образования. 25 % семей, имеющих детей с рисками возникновений нарушений в развитии, обращаются в службы ранней помощи региона.

Число детей, получивших услуги ранней помощи в 2023 году

По данным формы «О предоставлении федерального статистического отчета 1-РП», в 2023 году ранняя помощь оказана 1174-м детям и их семьям. Общая численность детей, получивших раннюю помощь в 2023 году, по сравнению с 2022 годом, снизилась на 5 % (в 2022 году ранняя помощь была оказана 1235 детям целевой группы), что, очевидно, связано с незначительным снижением рождаемости по Ярославской области. Наибольшее число детей, получивших услуги ранней помощи в Ярославской области в 2023 году, проживают в г. Рыбинск (345 детей), г. Ярославль (211 детей), Угличском районе (91 ребенок), в Тутаевском районе (86 детей) и в г. Переславль-Залесский (58 детей).

Привлекает внимание факт, что в некоторых муниципальных районах области численность детей раннего возраста как получателей услуги незначительна (Некрасовский, Некоузский, Гаврилов-Ямский районы), в некоторых районах региона помощь детям раннего возраста в 2023 году не оказывалась (Большесельский, Любимский, Брейтовский). Становится очевидным, что не во всех районах ЯО проводится работа, направленная на своевременное оказание детям ранней психолого-педагогической помощи. Предположительно, низкая востребованность услуг ранней помощи в данных муниципальных районах связана с недостаточной информированностью населения о возможности ее получения. В качестве причин руководители органов управления образованием в районах называют снижение общей рождаемости и, как следствие, — уменьшение количества семей, нуждающихся в ранней помощи. Информирование населения о возможностях получения ранней помощи и своевременное выявление детей с риском нарушений в развитии и их дальнейшее комплексное сопровождение в ряде муниципальных районов региона затруднено в том числе из-за недостаточного межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих услуги ранней помощи.

Результаты мониторинга показывают, что специфика нарушений психофизического развития детей с ОВЗ в 2023 году крайне разнородна. Общее число детей раннего возраста с ОВЗ в ЯО составляет 2337 (в 2022 году — 1878 детей) (см. табл.).

Результаты показывают, что в комплексной ранней помощи нуждаются не только дети с ОВЗ, дети-инвалиды и дети с задержкой речевого развития, но и дети с риском возникновения нарушений и имеющие дефицитарное развитие отдельных познавательных функций, задержку психоречевого развития. Наиболее многочисленной в 2023 году является группа детей с задержкой речевого развития (1612 детей), задержкой психического развития (295 детей), нарушениями зрения (слабовидящие — 174 ребенка) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (218 детей).

Отметим, что, по сравнению с данными 2022 года, в 2023 году наблюдается значительное увеличение численности детей с темповой задержкой речевого развития (на 27%), что может быть обусловлено, вопервых, тем, что активно развивается система раннего выявления детей с нарушениями развития, и специалисты сопровождения своевременно направляют детей с ОВЗ на ПМПК для решения вопроса о дальнейшем воспитании и обучении. Во-вторых, отсутствие фразовой речи как средства общения у детей на третьем году жизни является для родителей одним из наиболее заметных и очевидных признаков неблагополучия в детском развитии, что предполагает обращение к профильному специалисту [6].

Численные данные о детях раннего возраста с нарушениями психофизического развития, прошедших обследование в ПМПК в 2022, 2023 годах

Таблица

Нарушения психофизического развития

Всего детей

2022 год

2023 год

Глухие

0

0

Слабослышащие

13

6

Слепые

0

0

Слабовидящие

118

174

Темповая задержка речевого развития

1184

1612

Нарушения опорно-двигательного аппарата

228

218

Задержка психического развития

300

295

Расстройства аутистического спектра

9

8

Умственная отсталость

26

24

Дети с сохранным интеллектом, с риском возникновения нарушений, нуждающиеся в психолого-педагогическом сопровождении

119

261

Всего

1997

2598

В ходе мониторинга выявлено, что крайне немногочисленно представлены категории детей с нарушениями слуха и расстройствами аутистического спектра (РАС) (6 и 8 детей соответственно), с интеллектуальными нарушениями (24 ребенка). Возможно, данный факт связан как с трудностями оказания помощи детям указанных нозологий, так и с отсутствием обращений родителей в службы ранней помощи. Выявленная в ЯО тенденция согласуется с результатами Всероссийского мониторинга состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра [17]. Имеется зарубежное исследование трудностей при дифференциальной диагностике детей с РАС [28].

По результатам обследования на ПМПК, выявлен 261 ребенок раннего возраста с сохранным интеллектом, но с рисками возникновения нарушений в развитии. Эта категория детей нуждается в психолого-педагогическом сопровождении (10 % от общего числа детей раннего возраста, прошедших обследование в ПМПК ЯО). В 2023 году количество обращений в ПМПК родителей с детьми с сохранным интеллектом и с риском возникновения нарушений в развитии увеличилось на 58%, по сравнению с 2022 годом, что, вероятно, связано с информированием родителей о возможностях психолого-педагогической поддержки детей.

Для получения услуг ранней помощи в организации преимущественно обращаются семьи с детьми второго и третьего года жизни (см. рис.). Дети младенческого возраста представлены крайне немногочисленно. Возможно, это вызвано тем, что первичное сопровождение данной категории детей осуществляется в организациях здравоохранения, и врачипедиатры не обнаруживают у детей на первом году жизни каких-либо нарушений в нервно-психическом развитии. Увеличение количества обращений в службы ранней помощи с детьми на втором и третьем году жизни, во-первых, связано с началом посещения детского сада и более четкой идентификацией маркеров нарушенного развития специалистами системы образования (учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами), а, во-вторых, ярким проявлением имеющихся признаков неблагополучия в детском развитии у детей в этом возрасте.

В муниципальных районах Ярославской области и городских округах в 2023 году ранняя помощь оказана следующим категориям детей:
  1. Детям-инвалидам — 83 детям, 7,5% от общего числа обратившихся (в 2022 г. — 61 ребенку);
  2. Детям с генетическими нарушениями — 18 детям, 1,5 % (в 2022 г. — 17 детям);
  3. Детям с риском возникновения нарушений в развитии — 1073-м детям, 91% (в 2022 г. — 1157-ми детям), в том числе:
  • детям с ОВЗ, с риском развития стойких нарушений функций организма и ограниченной жизнедеятельности (936-ти детям);
  • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (не инвалидам) (11-ти детям);
  • детям из семей, находящихся в социально опасном положении (не инвалидам) (126-ти детям).

В 2023 году проведено анкетирование семей с детьми раннего возраста по теме потребностей в услугах по ранней помощи. В анкетировании приняли участие семьи, которым оказаны услуги. Доля семей Ярославской области, принявших участие в анкетировании и получивших услуги ранней помощи, в 2023 году составила 82 % (в 2022 г. — 81%). По результатам проведенного анкетирования, в 2023 году помощь оказана 956-ти семьям с 966-ю детьми раннего возраста).

Рис 1. Число и возраст детей, получивших услуги ранней помощи в Ярославской области в 2022 и 2023 годах

По данным анкетирования:
  • доля семей, нуждающихся в услугах ранней помощи, которые охвачены услугами, в Ярославской области составляет 92,49 % (в 2022 году — 91 %);
  • доля семей в Ярославской области, включенных в программы ранней помощи и удовлетворенных качеством услуг, — 95,30 % (в 2022 году — 82 %);
  • доля детей, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей целевой группы в Ярославской области, нуждающихся в получении таких услуг, — 91,42 % (в 2022 году — 92 %).

Основная часть детей целевой группы (99%) нуждается в получении услуг ранней помощи. Квалифицированная помощь оказывается в дошкольных образовательных учреждениях в группах компенсирующей и комбинированной направленности при наличии в этих учреждениях профильных специалистов.

Специалисты отмечают, что в ряде случаев они испытывают трудности в оказании помощи детям раннего возраста различных нозологических групп. Особенно сложной является работа с родителями (законными представителями) детей с сенсорными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. Помощь в основном оказывается детям от 1-го года 6-ти месяцев до 3-х лет. Дети младенческого возраста практически не охвачены консультационной помощью [12].

Обеспеченность деятельности по ранней помощи кадрами

Анализируя кадровую обеспеченность в системе ранней помощи региона, отметим, что 460 специалистов разного профиля включены в систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Это 72 руководителя служб ранней помощи, 130 педагогов-психологов, 68 учителей-дефектологов, 170 учителей-логопедов, 7 инструкторов по физической культуре, 9 социальных педагогов, 4 врача-педиатра.

В сравнении с предыдущими годами, число специалистов, работающих в системе ранней помощи, сократилось (в 2022 г. — 490 человек, в 2021 г. — 395, в 2020 г. — 282).

Наиболее обеспечены службы ранней помощи специалистами, реализующими психологическое (93%) и логопедическое (100%) сопровождение детей. Педагогическая поддержка детей раннего возраста учителями-дефектологами представлена не в полном объеме (49%).

Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и их семей

Следует отметить, что в регионе организована работа по психолого-педагогическому сопровождению в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации детей-инвалидов раннего возраста на основании Соглашения об информационном взаимодействии от 10.05.2023 г.

№ 59/70/23 между департаментом образования ЯО и департаментом труда и социальной поддержки населения ЯО с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Не в полной мере охвачены педагогической помощью дети младенческого и раннего возраста с риском возникновения нарушений в развитии, а также дети второго и третьего года жизни, не посещающие дошкольные образовательные организации. Одна из причин — слабое межведомственное информационное взаимодействие между системами образования, здравоохранения и социальной защиты, а также невключенность этих детей в единую электронную систему.

В процессе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их родителей (законных представителей) специалисты служб ранней помощи ЯО оказывают консультативную помощь, проводят необходимую коррекционно-развивающую и реабилитационную работу с учетом психофизических особенностей детей. В 2023 году:

  • родителям 788 детей оказана консультативная помощь с последующим составлением индивидуальной программы ранней помощи на определенный период (в 2022 году — родителям 934-х детей);
  • родителям178-ми детей оказана консультативная помощь без последующего составления индивидуальной программы ранней помощи (в 2022 году — родителям 82-х детей).

Применяются различные формы работы: индивидуальные и групповые занятия, консультирование, дистанционное сопровождение семей и др. В 2023 году проведено 1283 мероприятия с детьми раннего возраста и их родителями (в 2022 году — 1421 мероприятие). Уменьшение количества индивидуальных мероприятий в целом по региону обусловлено тем, что специалисты, работающие с детьми раннего возраста, активно используют групповые формы работы при достаточно широком охвате детей данной категории.

Виды и формы психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста и их семей При оказании помощи ребенку с риском возник-

новения нарушений развития более востребованы очная и дистанционная формы. На этапе первичного очного консультирования проводится углубленная оценка психофизического состояния ребенка, выявляются основные потребности ребенка и его семьи и планируется дальнейшая коррекционно-развивающая работа с ребенком. Дистанционное консультирование проводится в режиме видеосвязи и аудиосвязи в форме синхронной и асинхронной переписки с использованием различных мессенджеров. Обучающие мероприятия, применение метода супервизии и повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов, учет индивидуальных психофизических особенностей детей раннего возраста, а также макро-и микро-семейных условий отчасти позволяют предотвратить негативные составляющие консультационного процесса в дистанционном формате. Практика показала, что наиболее эффективным в работе с ребенком раннего возраста и его семьей является сочетание очных и дистанционных форматов. Благодаря дистанционному оказанию консультационных услуг обеспечена доступность ранней помощи для семей, проживающих в удаленных районах области.

Значимыми для родителей являются индивидуальные и групповые занятия с детьми раннего возраста. Проведение индивидуальных занятий на основе программы ранней помощи ребенку и его семье в большей мере целесообразно для детей с сенсорными, интеллектуальными и тяжелыми множественными нарушениями развития. Групповые формы работы применимы к категории детей с риском возникновения нарушений развития, с дефицитарным развитием отдельных когнитивных функций.

В детско-родительских группах (дети от полутора до трех лет) каждое занятие носит комбинированный характер, состоит из нескольких этапов и предполагает последовательный переход от одного вида деятельности к другому. Нагрузки дозируются с учетом индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка [14].
В работе по развитию внимания, памяти, сенсомоторики, речи в форме свободной игры используются индивидуально подобранные игрушки и методы. В методе пре-лингвистического средового обучения в мотивированном взаимодействии с ребенком используются невербальные и вербальные средства коммуникации, организация среды для вовлечения ребенка в совместную активность со взрослым, ориентирующая и эмоционально окрашенная помощь с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его ресурсных возможностей [2; 27].
Занятия в условиях детско-родительских групп предполагают обязательные обучающие практико-ориентированные семинары для родителей по основам психологии детей раннего возраста, также выполняются практические упражнения для улучшения взаимодействия между родителем и ребенком, обучение правильным подходам к развитию и воспитанию. Занятия улучшают эмоциональное взаимодействие между детьми и их родителями.
Согласно исследованиям А.М. Казьмина, проводить сопровождение ребенка раннего возраста предпочтительно в естественных жизненных ситуациях, в которых формируются социально-эмоциональные, исполнительные, универсальные, комплексные компетенции [25]. Необходимость оценки и формирования у детей раннего возраста моторных навыков, познавательных и разговорных компетенций подчеркивается также и зарубежными исследователями [18; 23; 26].
Социально-педагогическая и социально-психологическая помощь ребенку и его семье реализуется специалистами образовательных организаций ЯО в рамках технологии домашнего визитирования. Родителей обучают приемам ухода за ребенком, методам его развития и воспитания в домашних условиях. Во время визитирования проводится профессиональное наблюдение и анализ поведенческих проявлений близкого взрослого при взаимодействии с ребенком, влияющих на развитие у него эмоциональных и когнитивных процессов [19]. На практике данный вид помощи в полной мере не реализуется и не востребован со стороны родителей. Низкую востребованность родителями такой услуги как домашнее визитирование и недостаточную ее реализацию в регионе можно объяснить нежеланием и неготовностью родителей (законных представителей) допускать специалиста в семейную среду (причины разные: состояние стресса при рождении ребенка с нарушениями в развитии, низкий социальный статус семьи, занятость бытовыми ситуациями в многодетной семье и др.).

Выводы

Ранняя комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку и его семье, являясь неотъемлемой частью региональной системы образования, способна повысить качество жизни детей с риском возникновения нарушений развития, детей с ОВЗ, с инвалидностью и их семей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в Ярославской области представлено достаточно широко. Практически для всех детей составляется индивидуальная программа ранней помощи (82 %). В оказании ранней помощи развивается междисциплинарность. Ведущими специалистами при реализации индивидуальной программы ранней помощи являются: учитель-логопед или педагог-психолог, учитель-дефектолог, а также воспитатель.

Специалисты владеют приемами скрининг-диагностики, основываясь на современных стандартизированных методиках обследования детей от рождения до 3-х лет. Активно осваивают приемы феноменологической дифференциальной диагностики. Данные профессиональные компетенции являются крайне важными для последующей коррекционноразвивающей работы с ребенком и составления индивидуальной программы сопровождения ребенка раннего возраста и его семьи. Широко представлены эффективные практики раннего вмешательства, которые могут транслироваться специалистами для их последующего применения в других организациях. Наиболее востребованными являются очные и дистанционные консультации, индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Трудности оказания ранней помощи в организациях сферы образования ЯО обусловлены:

  • межведомственной разобщенностью учреждений ранней помощи (в медицинских учреждениях педиатры не всегда дифференцируют детей с различными синдромами, с когнитивными нарушениями, — соответственно затягивается процесс оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи); отсутствует информационное межведомственное взаимодействие и общий порядок оказания услуг ранней помощи;
  • недостаточной реализацией практики домашнего визитирования, сопровождения ребенка в естественных жизненных ситуациях;
  • низкой представленностью в системе ранней помощи медицинских работников для оказания всесторонней помощи детям с тяжелыми нарушениями развития и для дальнейшего прогнозирования объема медицинского и социального обслуживания.

Результаты статистического мониторинга 2023 года свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития и совершенствования системы оказания ранней помощи в Ярославской области и позволяют выделить перспективные направления работы:

  • Обеспечение стабильного функционирования служб ранней помощи с учетом анализа обращений родителей (законных представителей), кадровой и материально-технической обеспеченности, муниципальных условий.
  • Организация информационного взаимодействия с учреждениями социальной защиты, здравоохранения на подведомственной территории с целью своевременного информирования семей о деятельности службы ранней помощи.
  • Разработка муниципальных дорожных карт развития ранней помощи детям с 2-х месяцев и их семьям, реализуемых с использованием межведомственного и сетевого взаимодействия.
  • Обеспечение информационной открытости и создание на официальных сайтах учреждений раздела по оказанию услуг ранней помощи детям и их семьям, содержащего нормативную документацию; информацию о специалистах, работающих с детьми раннего возраста, и о возможностях получения услуг ранней помощи; а также методическую и информационно-просветительскую информацию для родителей и педагогов.
  • Своевременное выявление детей раннего возраста, нуждающихся в оказании психолого-педагогической помощи, с использованием современных стандартизированных диагностических инструментов.
  • Оказание консультативной помощи, проведение коррекционно-развивающей, реабилитационной и абилитационной работы с детьми раннего возраста и их родителями на основе индивидуальной программы ранней помощи; обеспечение дистанционного оказания услуг семьям, проживающим в удаленных районах Ярославской области.
  • Регулярное проведение анкетирования потребности семей, имеющих детей-инвалидов, а также семей с детьми раннего возраста, имеющих нарушения в развитии и здоровье, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи.
  • Развитие форматов родительской взаимопомощи и поддержки.
  • Изучение и распространение лучших научно доказанных методик и технологий оказания ранней помощи, системного практического опыта реализации программ ранней помощи.

Литература

  1. Аксенова Л.И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для СПО. Москва: Юрайт, 2018. 377 с. ISBN 978-5-534-06357-8.
  2. Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж. и др. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. Т. 15. № 2. С. 4—18. DOI:10.17759/autdd.2017150201
  3. Жиянова П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи // Синдром Дауна XXI век. № 1. С. 20—23.
  4. Казьмин А.М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи // Клиническая и специальная психология. Т 4. № 2. С. 115—127.
  5. Казьмин А.М. Компетентностный подход в ранней помощи детям и их семьям // Клиническая и специальная психология. Т. 10. № 2. С. 221—238.
  6. Конева Е.В., Русанова Л.С. Речевое развитие детей как предмет психолого-педагогической экспертизы // Ярославская психологическая школа: История, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции (ЯрГУ, 8—10 октября 2020 г.). Ярославль: Филигрань, 2020. 644 с. ISBN 978-5-6045263-0-9.
  7. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте: монография. Москва: Логомаг, 2015. 309 с. ISBN 978-5-905025-33-4.
  8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям. Москва: Парадигма, 2021. 378 с.
  9. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: монография. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 208 с. ISBN 978-5-8064-1337-7.
  10. Приходько О.Г., Югова О.В. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни // Специальное образование. № 2. С. 85 93
  11. Разенкова Ю.А. Методологические основы современных отечественных исследований в области ранней помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: глава 5 / Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. Научное издание. Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Иванов. Москва: Московский институт психоанализа, 2023. С. 73 — 82.
  12. Рощина Г.О., Русанова Л.С. Ермолина А.А. и др. Включение имитационной практики в систему профессиональной подготовки по обеспечению раннего вмешательства для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современное педагогическое образование. № 12. С. 361—367.
  13. Рощина Г.О., Русанова Л.С. Современные возможности и перспективы становления ранней психологопедагогической помощи детям и их семьям в Ярославской области // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник трудов III Всероссийской научной конференции. Симферополь: Ариал, С. 138—142. ISBN 978-5-907376-95-3.
  14. Русанова Л.С. Программа раннего развития детей «Маленькие ладошки». Москва: Просвещение, 288 с. ISBN 978-5-09-107492-5.
  15. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: коллективная монография / Приходько О.Г. и др. Москва: Парадигма, 2018. 378 с. ISBN 978-5-4214-0062-2.
  16. Ткачева В.В., Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. Москва: Просвещение, 2008. 239 с. ISBN 978-5-09-016590-7.
  17. Хаустов А.В., Шумских М.А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга // Аутизм и нарушения развития. Т. 21. № 3. С. 5—17. DOI:10.17759/ autdd.2023210301
  18. Barnett M., Hnatiuk J.A., Salmon J. Modifiable factors which predict children’s gross motor competence: A prospective cohort study // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 2019. Vol. 16, № 1. Pp. 1—11.
  19. Boldt L.J., Goffin K.C., Kochanska G. Thesignificance of early parent-child attachment foremerging regulation: a longitudinal investigationof processes and mechanisms from toddler age topreadolescence // Developmental 2020. Vol. 56. № 3. Pp. 431—443.
  20. Guralnick M.J. Why early intervention works: A systems perspective // Infants and Young Children. 2011. Vol. 24. № 1. 6—28.
  21. Meisels S.J., Shonkoff J.P. Early childhood intervention: A continuing evolution // Handbook of early childhood intervention / Shonkoff J.P., Meisels S.J. (eds.). 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. Pp. 3—32. ISBN 978-0-511-52932-0. DOI:10.1017/CBO9780511529320.003
  22. Monk C., Lugo-Candelas C., Trumpff C. Prenatal Developmental Origins of Future Psychopatholigy: Mechanisms and Pathways // Clinical Psychology, 2019, vol. 15, pp. 317—344.
  23. Pudasainee-Kapri S., Razza R.A. Low birth weight and children’s cognitive competence: The role of maternal warmth in early childhood // Early Child Development and Care, 2020, vol. 190, № 16. pp. 2551—2562.
  24. Sanders R., Turner K.M.T., Metzler C.W. Self-Regulation Principles in the Delivery of Parenting Interventions // Clinical child and family psychology review, 2019, vol. 22, №. 1, pp. 24—42.
  25. Yang , Datu J.A.D., Lin X. et al. Can early childhood curriculum enhance social-emotional competence in lowincome children? A meta-analysis of the educational effects // Early Education and Development, 2019, vol. 30, № 1. pp. 36—59.
  26. Yoshinaga-Itano , Sedey A.L., Mason C.A. Early intervention, parent talk, and pragmatic language in children with hearing loss // Pediatrics, 2020, vol. 146, suppl. 3. pp. 270—277.
  27. Warren S.F. et al. Responsivity education / prelinguistic milieu teaching. In R.J. McCauley, M. Fey(Eds.) / Treatment of language disorders in children, 2006, pp. 47—75.
  28. Zeidan , Fombonne E., Scorah J. et al. Global prevalence of autism: A systematic review update // Autism Research, 2022, vol. 15, № 5, pp. 778—790.

Информация об авторах

Русанова Лилия Сергеевна, кандидат психологических наук, заместитель директора, общеобразовательное учреждение Ярославской области «Центр помощи детям», ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-7601-0181, e-mail: lirusanova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 280
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 70
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2