Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Стратегии совладающего поведения при адаптации к инокультурному окружению
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: адаптация, стресс, совладающее поведение, копинг
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Самсонова М.С. Стратегии совладающего поведения при адаптации к инокультурному окружению [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65816 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
Понятие «стресс»
Стрессом может называться какое-то событие, которое нарушает взаимодействие человека со средой. Для нас наиболее интересной представляется трактовка стресса как трансактного анализа, т. е. процесса непрерывного взаимодействия человека и окружающего мира. В рамках этого подхода А. Баум определяет стресс как негативный опыт, сопровождаемый соответствующим эмоциональным, биохимическим, физиологическим, когнитивным и поведенческим приспособлением индивида [10].
В модели, предложенной Р. Лазарусом, выделяются следующие стадии этого процесса: осознание стрессового события и оценка своих возможностей по преодолению негативного влияния этого события; возникновение у человека связанных со стрессом эмоций, когнитивных процессов; осуществление некоторых действий, направленных на адаптацию, преодоление ситуации (копинг). Таким образом, мы рассматриваем стресс как некий динамический процесс, взаимодействие человека и среды [2].
Саму стрессовую ситуацию исследователи рассматривают по следующим параметрам: валентность (оценка ситуации, в которой человек оказался); контролируемость (возможности личности по оказанию влияния на ход событий, на течение ситуации); изменчивость (может ли ситуация измениться сама, без вмешательства самого субъекта ситуации); неопределенность (неясность ситуации); повторяемость (повторяемость стрессовой ситуации); осведомленность (наличие у субъекта личного прошлого опыта, связанного с подобными ситуациями). Все эти параметры выступают в стрессовой ситуации в двух планах: объективном - как некоторые характеристики, реально описывающие ситуацию, и субъективном - в качестве оценки субъектом этих параметров ситуации [2].
Все описанные параметры стрессовой ситуации подходят и для описания ситуации адаптации к инокультурному окружению.
Копинг, стратегии совладающего поведения
В связи с рассмотрением понятия «стресс» важным оказывается такое понятие, как «копинг». В современной литературе наравне используются и понятие «копинг» как калька с английского языка, и вариант перевода на русский язык - «совладающее поведение». Копинг - это индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в соответствии с логикой ситуации, ее значимостью для человека и его психологическими особенностями и возможностями.
Р. Лазарус и С. Фолкман первыми стали использовать понятие «копинг» в рамках психологии стресса. Они определяют это понятие как поведенческие и когнитивные усилия по влиянию на внешние или внутренние требования, которые субъект оценивает как такие, которые превышают ресурсы личности. Основополагающей функцией копинга, таким образом, является облегчение субъективного дискомфорта, возникающего у индивида в стрессовой ситуации. Авторы выделяют два направления преодоления стресса: решение проблемы и изменение собственных установок в отношении ситуации.
А. Биллингс и Р. Мус выделяют три способа копинга: оценка ситуации, вмешательство в ситуацию и избегание.
На основе этих классификаций была также создана систематика копинг-стратегий М. Перре и М. Райхарт. Эти авторы предлагают следующие типы стратегий совладающего поведения:
■ копинг, ориентированный на ситуацию: активное влияние; бегство (уход);
пассивность;
■ копинг, ориентированный на репрезентацию: поиск информации; «подавление
информации»;
■ копинг, направленный на изменение волевой ориентации или оценки: переоценка
ситуации; изменение намерений/целей [2].
Исследователи выделяют различные факторы, оказывающее влияние на использование субъектом того или иного типа копинга. Прежде всего, выделяются три больших блока переменных, детерминирующих использование копинг-стратегий: демографические факторы, ситуационные, связанные с реальной стрессовой ситуацией, и личностные, определяющиеся теми ресурсами, которыми обладает личность для преодоления стресса [1; 9; 10]. Например, на восприятие ситуации как стрессовой оказывают влияние такие факторы, как пол, возраст индивида, уровень самооценки человека, уровень тревожности, эмоциональная стабильность, оптимизм и т. д. [2; 3; 4; 10] Социальная поддержка как переживание того, что человек необходим кому-то, ощущение себя частью социальной сети - еще один из базовых факторов, влияющих на успешность преодоления стресса [10]. Отметим также, что имеются данные о влиянии особенностей культуры индивида на предпочитаемый тип копинга (например, отнесенность человека к индивидуалистической или коллективистской культуре) [8].
Отвечая на вопрос о том, всегда ли в различных стрессовых ситуациях человек реагирует одинаково, мы подходим к такому понятию, как «стили совладания со стрессом», или «стратегии совладающего поведения». В начале разработки проблематики совладающего поведения предполагалось, что предсказать использование индивидом тех или иных копинг-стратегий на основании личностных характеристик практически невозможно. Это объяснялось тем, что человек прибегает к копингу в стрессовых, экстремальных ситуациях, отличающихся от повседневной жизни, и, соответственно, именно ситуационные факторы оказывают наибольшее влияние на избирание стратегии совладания, а не сложившиеся устойчивые предпочтения использования тех или иных стратегий. Однако исследователи не отрицают возможности наличия у людей неких относительно устойчивых копинг-стилей, проявляющихся в поведении человека в стрессовых ситуациях достаточно стабильно. Таким образом, если речь идет о прогнозировании глобальных результатов, а не о поведении человека в какой-то конкретной ситуации, мы можем обращаться к исследованию стилистических особенностей копинга.
В контексте нашей работы мы рассматриваем ситуацию адаптации к инокультурному окружению, что позволяет рассматривать использование индивидом тех или иных копинг- стратегий как некоторых глобальных, обобщенных тенденций. Предпочитаемые стратегии совладающего поведения способны проинформировать о тенденциях человека реагировать на стрессовую ситуацию, что для нас является весьма важным, поскольку использование различных копинг-стратегий способствует психической адаптации человека или, напротив, нарушению адаптации [2].
Именно поэтому мы обращаемся к проблематике стратегий совладающего поведения в контексте психологической адаптации человека к новой культурной среде.
Адаптация к инокультурному окружению
Межкультурная адаптация, как определяет ее Т.Г. Стефаненко, - это «...сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой» [5, с. 332].
Критерии эффективности копинга связаны с психическим благополучием субъекта. Эффективный копинг характеризуется снижением тревожности человека, изменением психосоматической симптоматики и раздражительности, избавлением от депрессии [3]. Как мы видим, эти состояния описывают также и состояние психологической адаптации человека в новой культуре. Соответственно, успешный копинг в ситуации новой культуры может быть соотнесен с успешной адаптацией.
В своих работах К. Уорд разделяет адаптацию к новому культурному окружению на два вида: психологическую и социально-культурную. «В основе психологической адаптации главным образом лежат аффективные реакции, связанные с ощущениями благополучия или удовлетворения в процессе кросс-культурного перемещения. Социально-культурная адаптация относится к области поведения и определяет способность “соответствовать” или эффективно взаимодействовать с новым культурным окружением» [6, с. 661].
Адаптация как стресс
Процессы межкультурной адаптации изучались многими учеными. Разрабатывались различные схемы, используя которые исследователи пытались определить и объяснить механизмы данного процесса, его структуру, стадии, критерии оценки состоявшейся или несостоявшейся адаптации. Так, в качестве критериев успешной адаптации в новой культуре выделялись: хорошие отношения с носителями культуры, психологическое благополучие, успешная трудовая деятельность, удовлетворенность окружением, положительное отношение к своему переезду, наличие идентификации с носителями культуры.
Среди моделей успешной адаптации можно выделить те, в которых адаптация рассматривается как стресс. М. Хаммером, В.Б. Гудикунстом и Р.Л. Вайсманом была, например, разработана трехфакторная модель адаптации, в которой они учитывали:
1. способность к преодолению психологического стресса;
2. способность к эффективной коммуникации;
3. способность к установлению межличностных отношений [6].
Один из теоретических подходов к процессу адаптации основывается на схеме «стресс - копинг - адаптация», в которой достижение соответствия культуре достигается человеком в результате прохождения трудного процесса совладания со стрессом пребывания в новой культуре [8].
В связи с рассмотрением ситуации адаптации как стрессовой вводится понятие «стресс аккультурации», которое связано с реакцией человека на изменяющиеся обстоятельства жизни, когда корни этих изменений лежат во вступлении в межкультурное взаимодействие. В качестве симптомов стресса аккультурации Дж. Берри выделяет повышение уровня депрессии (что связано с ощущением отделения от своей культуры) и тревожности (что связано с неуверенностью, ситуацией неопределенности, которыми характеризуется пребывание в новой культуре) [8].
Представления о стрессе аккультурации основываются на понятии культурного шока, введенного К. Обергом. Однако нам необходимо разводить эти понятия: понятие «стресс аккультурации» является более предпочтительным в связи с тем, что феномен шока несет в себе исключительно негативные последствия столкновения с новым культурным окружением. Когда мы говорим о «стрессе аккультурации», в это понятие включается также возможность благоприятного исхода, использования совладающего поведения и, соответственно, преодоления стресса, выхода из стрессовой ситуации с положительным результатом [8].
Предпочитаемые стратегии совладающего поведения способны проинформировать о тенденциях человека реагировать на стрессовую ситуацию, что для нас является весьма важным, поскольку использование различных копинг-стратегий способствует психической адаптации человека или, напротив, нарушению адаптации [1; 2; 3; 4]. Именно поэтому мы обращаемся к проблематике стратегий совладающего поведения в контексте психологической адаптации человека к новой культурной среде. Д. Гуэрркро предлагает рассматривать стратегии совладающего поведения применительно к ситуации стресса аккультурации, разделяя их на активный и пассивный копинг. При таком подходе активный копинг может иметь только очень ограниченный эффект в случае, если проблемы адаптации детерминированы особенностями принимающей культуры. Особенно неэффективным окажется активный копинг, если культура не заинтересована во включении мигрантов. Пассивный копинг связан с изменениями внутри самого индивида, и в данном случае также ключевым фактором оказывается готовность принимающей культуры к включению «новичков» [10].
В психологии стресса многими авторами вслед за Р. Лазарусом и С. Фолкманом выделяются два направления преодоления стресса: решение проблемы и изменение собственных установок в отношении ситуации. Как показывают результаты исследования А.Е. Фомичевой, националистические установки и мигрантофобия связаны с поиском социальной поддержки, избеганием ответственности и уходом от решения проблем [7].
Согласно классификации Дж. Берри, возможны следующие стратегии аккультурации:
■ интеграция (каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру, но одновременно они устанавливают тесные контакты между собой);
■ ассимиляция (группа теряет свою культуру, но поддерживает контакты с другой культурой);
■ сепаратизм (группа сохраняет свою культуру, отказывается от контактов с другой
группой);
■ маргинализация (группа теряет свою культуру, но не устанавливает тесных контактов с другой культурой) [8].
В исследованиях стресса аккультурации было установлено, что эти стратегии аккультурации, используемые мигрантами, оказываются связанными со стратегиями совладающего поведения.
Так, П. Шмитцем было показано, что стратегия аккультурации «интеграция» положительно коррелирует с проблемно-ориентированным копингом; использование мигрантом стратегии «сепаратизм» позитивно связано с ориентацией на эмоции и стратегией избегания, а стратегия адаптации «ассимиляция» положительно коррелирует с проблемно ориентированным копингом и копингом, ориентированным на эмоции [8].
Таким образом, копинг в целом помогает человеку как можно лучше адаптироваться к требованиям ситуации, погасить стрессовое действие ситуации. При рассмотрении процесса адаптации к инокультурному окружению как особой ситуации, в которой человеку необходимо соответствовать ее требованиям, мы можем говорить о копинге (т. е. стратегии преодоления) в процессе адаптации к новой культуре. Поэтому мы можем говорить о том, что совместное рассмотрение таких процессов, как копинг и адаптация, оказывается необходимым для всестороннего анализа ситуации пребывания человека в новой культуре, а также для облегчения процесса адаптации к инокультурному окружению.
Литература
- Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2011. № 1. С.100—111.
- Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. СПб: Речь, 2010. 192 с.
- Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С.20–30.
- Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011 № 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 06.06.13).
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. М: Аспект Пресс, 2006. 368 с.
- Уорд К. Азбука аккультурации // Психология и культура/ Под ред. Д. Мацумото. М: Питер, 2003. С.656–696.
- Фомичева А.Е. Исследование взаимосвязи предпочитаемых стратегий совладания с трудными ситуациями и этнонациональных установок московской молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. URL:https://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 30.08.13).
- Berry J.W. Stress perspectives on acculturation // Acculturation Psychology / Ed. by D.L. Sam, J.W. Berry. Cambridge : Cambridge University press, 2006. P. 43–57.
- Folkman S., Lazarus R.S. Coping and emotion// Psychological and Biological Approaches to Emotion / Ed. by N. Stein, B. Leventhal, T. Trabasso Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990. P. 313–332.
- Taylor Sh. E., Stanton A.L. Coping resources, coping processes, and mental health // The Annual Review of Clinical Psychology. 2007. № 3. P. 337–401.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2524
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 1993
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5