Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 5
ISSN: 2587-6139 (online)
Проблемы социализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и пути их решения в условиях специализированного учреждения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социализация, специализированное учреждение, дом ребенка, детский дом, специализированный дом ребенка, адаптация, воспитание, обучение, социальная педагогика, социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Федоров О.Г. Проблемы социализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и пути их решения в условиях специализированного учреждения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n5/Fedorov (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
На сегодняшний день разработан ряд нормативно-правовых документов, на которые следует опираться в профессиональной деятельности специалистов социальной сферы [2; 4; 5; 9- 12 и др.]. Однако проблемы остаются. Проблемы, сложившиеся в специализированном доме ребенка, характерны для сфер деятельности учреждений социальной направленности и часто обусловлены следующими обстоятельствами.
Сегодня специализированные учреждения, выполняющие такие важные функции, как социализация лиц, имеющих трудности в жизни, находятся в непосредственном ведении департамента социальной защиты населения. Однако основная работа сводится к решению проблем социализации, что требует социально-педагогического подхода к этой работе, в частности, при решении задач, касающихся обеспечения жизнедеятельности и социальной адаптации несовершеннолетних беременных с 14 лет и несовершеннолетних матерей с детьми в возрасте до одного года (в порядке исключения - до трех лет), оказавшихся в социально опасном положении, не имеющих социальной поддержки, желающих проживать с ребенком и выполнять обязанности по уходу и воспитанию ребенка в полном объеме, а также совершеннолетних женщин (до 23 лет), из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, в состоянии беременности со сроком от 25 недель и матерям с детьми до одного года (далее - воспитанниц). Поэтому напрашивается необходимость непосредственного участия в этой работе органов управления образованием [1].
Чем же такая потребность обусловлена? Прежде всего, тем, что, выполняя задачи педагогического характера, учреждение подпадает под требования нормативно-правовых актов в сфере образования [9]. Имеются при этом задачи социального характера, но они могут решаться специализированными учреждениями, более того и решаются, а департамент выполняет контрольные функции, которые часто касаются и обычных образовательных учреждений, подчиненных департаменту образования. Из чего следует, что функцию управления деятельностью специализированный учреждений указанного выше типа, можно передать департаменту образования, а функции контроля оставить за департаментом социальной защиты населения в рамках его основных функций. Может показаться нецелесообразным такое переподчинение, учитывая, что сопровождение жизнедеятельности воспитанниц включает в деятельность учреждения и другие функции, в частности, по организации и обеспечению психологической, медицинской помощи. Однако эти функции выполняются во всех образовательных учреждениях, причем успешно. А специализированная медицинская и психологическая помощь может оказываться штатными медицинскими работниками и психологами. Однако траекторию развития воспитанниц и их детей целесообразно строить, базируясь на достижениях педагогики, социальной педагогики, а обеспечение этой работы должна ложиться на остальные службы учреждения.
Перечень основных направлений деятельности учреждения, определяющих ее педагогический аспект, сводится к следующим:
■ предоставление возможности временного проживания в стационаре (в учреждении), оказание помощи несовершеннолетним беременным и несовершеннолетним женщинам с детьми. Эта работа связана с обучением воспитанниц жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях, формированием у них умений и навыков ведения быта, воспитания ребенка, организации досуга, планирования бюджета семьи и др.;
■ социализация воспитанниц с учетом сложившейся у них ситуации, ориентированная на их социальную адаптацию, повышение у них социально активной позиции, обучение воспитанниц основам жизнедеятельности семьи, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности. С этой целью учреждение расширяет направления взаимодействия с социальными институтами города, используя их возможности при решении задач социализации воспитанниц. Эффективно используются возможности социокультурных учреждений, учреждений общего и профессионального образования;
■ содействие органам, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; взаимодействие с родителями несовершеннолетних (лиц их заменяющих), уведомление их о сложившейся ситуации; содействие органам, уполномоченным в сфере опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
■ реализация программы социальной реабилитации и адаптации воспитанниц, направленной на сохранение ребенка в семье, формирование привязанности к ребенку и мотивации к воспитанию ребенка в семье, на развитие материнских навыков, навыков по уходу и воспитанию детей; создание эффективной системы профилактики «незрелости» материнства и социального сиротства; коррекция отношений воспитанниц с семьей, содействие установлению позитивных отношений со сверстниками, социально-психологическая поддержка семей воспитанниц; разработка индивидуальных программ развития воспитанниц;
■ психологическое, социально-педагогическое, юридическое консультирование, консультирование по социальным вопросам и по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства воспитанниц. В целях профилактики кризисных ситуаций, разрешения проблем воспитанниц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется социальный мониторинг и ведется просветительская работа, проводится консультирование лиц, желающих стать приемными родителями, опекунами, патронатными воспитателями. Этому также способствует информирование населения о деятельности учреждения, в том числе через средства массовой информации.
Нормативно-правовая база не в полной мере отвечает современным требованиям к решению социально значимых задач. В частности, одна из проблем связана с тем, что не предусмотрено трудоустройство воспитанниц при сохранении бюджетного обеспечения их проживания в специализированном доме. Имей учреждение такую возможность, это способствовало бы социальной адаптации воспитанников к современным условиям жизнедеятельности. Работают же обычные граждане на одной (основной) работе, совмещая ее с другой, получая при этом заработную плату за все выполняемые работы. Привлечение воспитанников к разным работам (это их желание) не ущемляет их права и свободы, более того, они адаптируются к реалиям современной жизни, осваивают условия современного социально-экономического положения страны. Следует помнить, что одним из важных направлений работы учреждения является формирование у воспитанников навыков самостоятельной жизни в социальной среде.
Работа по социализации должна находиться в системе других задач социальнопедагогической работы, ориентированных на формирование социальных навыков, на социальную адаптацию воспитанниц, а также на развитие социально-педагогической компетентности персонала, включая: привлечение воспитанниц к социально значимой деятельности; обеспечение получения основного общего (полного) образования и профессиональное ориентирование воспитанниц; использование возможностей социальной среды (социальных институтов города) для социализации воспитанниц; развитие системы обеспечения социальной информацией воспитанниц; создание воспитанницам условий для учебы, отдыха, творчества, культурного развития, ведения быта, развития детей; осуществление работы по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни воспитанниц; профилактику девиантного поведения детей и воспитанниц; формирование и развитие социально-педагогической культуры персонала.
Поэтому можно выделить ряд первоочередных задач, на которых следует акцентировать внимание для решения назревших проблем социально-педагогической направленности:
■ организация взаимодействия с образовательными учреждениями различных типов для поддержания воспитанниц в получении и продолжении образования в соответствии со своим развитием, интересами;
■ организация взаимодействия с различными социальными институтами города в целях реализации интересов и потребностей воспитанниц и патронатных семей;
■ взаимодействие с учреждениями социально-бытового назначения для поддержания деятельности учреждения, его персонала, детей и воспитанниц, патронатных семей;
■ разработка индивидуальных программ сопровождения воспитанниц;
■ организация мероприятий просветительского и научно-методического характера по повышению социально-педагогической квалификации персонала учреждения.
Учитывая многоаспектный характер сопровождения воспитанниц, что предполагает участие в этом процессе большого числа специалистов разных профилей, следует обеспечить согласованность действий всего персонала учреждения, создавать необходимые условия для успешного развития воспитанниц и их детей, их жизни и быта, всестороннего информационного обеспечения и культурно-досугового обслуживания [1; 7]. Важно при этом использовать воспитательный потенциал социальной среды. Специалисты должны добиваться, чтобы процесс социализации осуществлялся и самими воспитанницами, чтобы в ходе этого процесса они, усваивая и активно воспроизведя социокультурный опыт, адаптировались к деятельности в обществе, подвергаясь влиянию жизненных обстоятельств и учитывая их в процессе жизнедеятельности. В данном случае специалистам следует добиться совмещения демократизма с контролируемым процессом целенаправленного воздействия на воспитанниц, обеспечивая обучение и воспитание с учетом их интересов, потребностей и требований общества, обеспечивая функционирование личности в данном обществе. В связи с этим возникает проблема подготовки кадров, обеспечивающих единство взглядов и подходов к решению основных функций учреждения.
Поэтому специфика деятельности учреждения требует постоянной работы по повышению квалификации специалистов. Это еще связано и с необходимостью заниматься воспитанниками, состояние которых не всегда предсказуемо, а каждый раз подбирать кадры под особенности тех или иных индивидов невозможно. Сегодня явно прослеживается стремление самих специалистов к повышению квалификации, однако, как отмечают те, кто прошел подобные курсы, они недостаточно эффективны, не удовлетворяют ожиданиям. Частично данную проблему можно было бы решить за счет создания и развития внутренней системы повышения квалификации, объединившись с несколькими учреждениями, это позволило бы учесть специфику деятельности учреждений разных типов и уровней. Возникает также проблема создания механизмов обеспечения подобных мероприятий, включая механизмы финансирования, в частности для организации стажировки, наставничества, курсов дополнительного образования, которые требуют использования определенных ресурсов - как материальных, так и кадровых.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии работников социальной направленности необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением размера оплаты труда. Также в системе бюджетного финансирования не учитываются инновационные направления деятельности учреждения, которые приходится осуществлять за счет использования дополнительных ресурсов. На сегодняшний день она не отработана. В рамки инновационной деятельности попадает активизация исследовательской работы в целях выявления и выработки обоснованных предложений по решению появляющихся проблем, экспериментальная проверка теоретических положений, обобщение результатов исследований и выработка рекомендаций. Нет системы взаимодействия учреждений социальной направленности с образовательными и научными учреждениями, у которых высокий научно-педагогический потенциал, имеются соискатели ученых степеней, студенты, которые могли бы найти актуальные направления исследования. Для начала можно было бы определить перспективные направления исследований и органам управления (департаментам, например) заказать проведение исследований (выдать темы, направления).
На сегодняшний день напрашиваются следующие направления научно исследовательской работы:
■ исследование характера социальных проблем, влияющих на деятельность учреждения, и обеспечение упреждающей научно-практической проработки важнейших проблем в развитии детей и воспитанниц, деятельности учреждения;
■ разработка перспектив развития учреждения, решение проблем развития детей и воспитанниц, повышение эффективности деятельности учреждения;
■ обоснование перспектив развития и совершенствование инфраструктуры обеспечения деятельности учреждения;
■ исследование проблем морально-психологического обеспечения жизнедеятельности детей и воспитанниц, патронатных семей, обучения и воспитания воспитанниц;
■ исследование вопросов педагогики и психологии, содержания, организации и методики процесса развития детей и воспитанниц в учреждении и патронатных семьях;
■ проведение научных исследований в области психологической безопасности образовательного пространства, психологии кризисных ситуаций, в области социально-педагогической помощи, поддержки и сопровождения субъектов образовательного пространства;
■ исследование российского и зарубежного опыта системы профилактики социального сиротства, оказание помощи выпускникам учреждения;
■ содержание (направления) работы с гражданами, в частности, делая акцент на оказании экстренной психологической помощи по телефону различным категориям и группам населения по вопросам раннего материнства; обеспечение доступности и своевременности психологической помощи гражданам независимо от их социального статуса и места жительства, используя различные информационно-коммуникационные средства; обеспечение каждому гражданину, обратившемуся за советом и помощью, возможности доверительного диалога - направление их в соответствующие организации, учреждения, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицировано.
Существуют проблемы исследовательского характера в области психологической работы с воспитанницами, осуществляемой по пяти основным направлениям: диагностическая, просветительская, профилактическая, коррекционная и консультативная. Требуют внимания вопросы психологической поддержки и подготовки к родам, формирования привязанности к ребенку во время беременности и после родов в рамках профилактики отказа от ребенка, а также психотерапевтическая работа с воспитанницами, адаптация их к социальному окружению, вопросы формирования положительного внутреннего образа семьи, гармонизации межличностных отношений со сверстниками и с противоположным полом, а также коррекция сценария дальнейшего образа жизни после выпуска из центра.
Можно выделить следующие направления исследования, опираясь на достижения психологической науки, в частности, в области социальной психологии:
■ проведение просветительской работы по темам, направленным на формирование материнской компетентности и личностного развития, общее психологическое просвещение воспитанниц по вопросам развития их детей и сотрудников центра по вопросам обеспечения психологической помощи воспитанницам при развитии детей и саморазвитии; формирование у персонала учреждения и воспитанниц коммуникативной компетентности, основ контроля психического состояния субъектов социального взаимодействия;
■ профилактическая работа, ориентированная на снижение вероятности отказа от ребенка, выявление и выработку предложений по устранению предпосылок к насилию; проведение бесед и практических занятий по профилактике генетического сиротства, устранение предпосылок к конфликтам;
■ диагностическая работа на выявление динамики психического состояния воспитанниц, оценку состояния психологической помощи в адаптации воспитанниц к социальной среде. Важно при этом вести диагностическую работу, опираясь на уже существующие в этой области достижения, в частности социальной активности (Г.П. Иванова, Э.Ф. Шакирова и др.), социальной адаптации (Р.В. Дейч, А.Ю. Мельник и др.) [3; 6; 8];
■ коррекционно-развивающая работа на основе психологического обеспечения: формирования навыков взаимодействия мамы с ребенком, индивидуальной реабилитации воспитанниц и коррекции психосоматических симптомов, формирования образа семьи у воспитанницы в рамках системного семейного подхода, коррекция сценария жизни и личных установок к семейным отношениям;
■ консультативная работа (по запросу): с воспитанницами и сотрудниками по результатам просветительской, профилактической, диагностической и коррекционно-развивающей работы, для ближайшего окружения и кровной семьи воспитанниц, для подготовки кандидатов в замещающие родители по вопросу адаптации приемного ребенка из детского отделения центра, разработка индивидуальных программ и проведение работы по подготовке к родам;
■ психологическое сопровождение юной матери до и в процессе родов, в послеродовой период, после выхода из центра; взаимодействие с ближайшим окружением и кровной семьей;
■ психологическая подготовка кандидатов в замещающие родители и наставников для воспитанниц.
Анализ деятельности учреждения по социализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволил выделить ряд других проблемных областей, ждущих решения.
Важное место должно уделяться организация и обеспечению эффективной деятельности учреждения, что требует проведения исследований в целях выявления и решения проблем деятельности учреждения. Необходимо тесное взаимодействие и сотрудничество администрации, педагогов организаторов, методистов с образовательными и научными учреждениями города в целях привлечения к исследовательской работе педагогов, аспирантов, соискателей ученых степеней, студентов.
Следует развернуть систему переподготовки и повышения квалификации специалистов и педагогов учреждения на базе как самого учреждения, так и других учреждений, развернуть базу повышения квалификации работников других учреждений на базе специализированного дома ребенка по профилям его деятельности.
Необходимо развернуть систему распространения положительного опыта работы специалистов и педагогов, в частности, на основе публикаций достижений работников, организации научно-практических и методических мероприятий.
Важно организовать прохождение практики студентов на базе учреждения в целях подготовки кадров и создания кадрового потенциала для обеспечения деятельности специализированных учреждений.
На основе исследовательской работы следует выработать предложения по дополнительному бюджетному финансированию инновационных направлений развития деятельности специализированных учреждений, в частности, направленных на оплату руководителей практики, выпуска издательской продукции, организацию мероприятий научного и методического характера, содержание базы повышения квалификации и исследовательской базы, оплату услуг организациям переподготовки и повышения квалификации кадров.
Повышения эффективности и качества деятельности можно определить и обеспечить посредством:
■ системного анализа ситуации в сфере деятельности учреждения для выработки комплексных предложений, направленных на совершенствование основных функциональных направлений деятельности структурных подразделений;
■ выработки предложений по совершенствованию правового регулирования сферы социального обслуживания, деятельности учреждения;
■ оптимизации структуры и штатной численности учреждения путем внедрения комплексного подхода к созданию эффективных штатных должностных категорий, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в результатах труда и поднятия престижа профессии работника социальной сферы;
■ развития, модернизации, в том числе укрепления материально-технической базы учреждения, эффективного использования имущества учреждения;
■ реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьях;
■ анализа кадрового обеспечения, повышения уровня профессиональной подготовки специалистов учреждения;
■ привлечения физических и юридических лиц к развитию деятельности учреждения, внедрения механизмов частно-государственного партнерства.
Целесообразно и необходимо наладить научно-методическое взаимодействие с социальными институтами города, например, на основе расширения диапазона деловых контактов с различными учреждениями, работа которых направлена на профилактику социального сиротства. Следует развивать взаимодействие с психолого-педагогическими, социальными средними и высшими учебными заведениями профессионального образования с целью разработки и апробации новых форм научно-исследовательского и методического сопровождения обучения и воспитания детей и воспитанниц. Для этого нужно предусмотреть разработку и внедрение системы взаимодействия с партнерскими организациями по вопросам обеспечения реализации концепции развития учреждения, а на этой основе должна быть разработана и реализована совместно с органами управления образования, социальной защиты, учреждениями социальной сферы, здравоохранения, правоохранительными органами комплексная модель межведомственного взаимодействия в области профилактики безнадзорности, социального сиротства и асоциального поведения.
Перспективным направлением может стать организация деятельности школы приемных родителей (профессионально замещающей семьи), организация группы круглосуточного пребывания на базе кризисного центра «Маленькая мама» для детей выпускниц учреждения.
Для исследовательской практики в качестве перспективных направлений проводимых работ можно выделить следующие:
■ повышение эффективности и качества социального обслуживания на основе детального анализа положения дел в сфере деятельности специализированных социальных учреждений для детей и выявления существующих проблем;
■ оптимизация структуры сети и штатной численности учреждения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных социальных услуг, непрофильных подразделений, которые не отвечают современным функциям учреждения и не востребованы обществом;
■ привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных коммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг по различным направлениям деятельности учреждения;
■ внедрение современных телекоммуникационных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания как средств социального, социально-педагогического, психологического просвещения;
■ обоснование содержания подготовки кадрового потенциала, в том числе повышение профессионального уровня работников учреждения социальной направленности за счет переподготовки и повышения квалификации;
■ снижение рисков чрезвычайных ситуаций, создание условий для повышения реального уровня безопасности жизни детей, воспитанниц, работников учреждения;
■ наполнение содержания педагогической, социально-педагогической, психологической, социально-психологической работы в учреждении на основе обеспечения комплексной работы всех специалистов;
■ приближение условий проживания воспитанниц к домашним, в том числе путем создания условий, способствующих нормальному течению беременности и развитию навыков материнства, формирование адекватного позитивного восприятия материнства у несовершеннолетних беременных и мам;
■ усвоение воспитанницами навыков ухода за собой и ребенком, развитие у них творчества, социокультуры, обеспечение получения образования по интересам, формирование социальных навыков, адаптация к социальной среде, современным условиям жизнедеятельности.
Социализация детей в среде специализированного учреждения дает много социальных навыков, однако дети не смогут сразу же стать полностью самостоятельными, решать жизненно важные задачи, проблемы, которые будут подбрасываться социальной средой. Поэтому важно, чтобы социальное сопровождение жизнедеятельности лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, продолжалось после их пребывания в специализированных учреждениях. Для этого следует реализовать все возможности, предусмотренные законодательством, находить и реализовать возможности социальной среды, если это не противоречит законодательству, общественным нормам и правилам, а главное - способствует развитию и социализации ребенка как гражданина.
Целесообразность подключения к организации патронатного воспитания представителей специализированных учреждений обусловлено тем, что, во-первых, персонал данных учреждений знаком с контингентом лиц, нуждающихся в подобной помощи, способен разработать план по защите прав ребенка как документально оформленного перечня мероприятий органа опеки и попечительства по оказанию необходимой помощи ребенку в воспитании и защите его интересов (организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и других мероприятий) и сроки их выполнения, а также способен оказать социально-педагогическую и социально-психологическую помощь субъектам, работающим в социальной сфере, во-вторых, персонал готов регулярно посещать опекаемых (патронируемых) лиц и компетентно реализовать план по защите прав ребенка с целью оказания помощи в воспитании и защите его интересов, в-третьих, используется уже подготовленный персонал, что не требует дополнительных расходов на подготовку или просвещение патронатных воспитателей.
Законодательство позволяет организовать и осуществлять патронатное воспитание. В частности, закон города Москвы определяет порядок организации и осуществления постинтернатного патроната над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, после окончания их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет [4]. В рамках данного закона определены функции уполномоченных организаций, в число которых входят образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации (в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которые в соответствии с федеральным законодательством могут осуществлять отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа или могут оказывать помощь детям, нуждающимся в помощи государства, их законным представителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание.
На сегодняшний день существуют различные формы помощи людям: опека, патронат, попечительство.
Семейный кодекс определяет (ст. 123), что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление /удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо (в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ) в па- тронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1). Ст. 145 Семейного кодекса предусматривает, что устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) [10; 11].
Необходимо помнить, что при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора [4, ст. 14].
По своей сути патронат осуществляется и представляется в следующих формах: патро- натное воспитание, постинтернатный патронат, социальный патронат. Патронатное воспитание предусматривает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при котором ребенок передается на содержание и воспитание в семью, которая становится и будет именоваться патронатной семьей. Постинтернатный патронат предполагает воспитание и оказания социальной помощи ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее находившихся в специализированных учреждениях для данной категории лиц. Патронат осуществляется в форме посещения постинтернатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, в целях его воспитания и сопровождения. Социальный патронат рассматривается как форма оказания помощи специально выделенным лицом (па- тронатным воспитателем) необходимой помощи в социализации ребенку в случае его признания в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке. В частности, такими могут быть дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания им помощи со стороны государства.
Если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся под опекой, попечительством, в приемной семье, то нет необходимости устанавливать постинтернатный патронат, так как эти задачи уже решаются опекуном (попечителем), а если они находятся еще и на патронатном воспитании, то нет необходимости устанавливать социальный патронат. Ведь задачи, возлагаемые на патронатного воспитателя, уже будут решаться.
В качестве перспективного направления деятельности учреждения может рассматриваться патронаж. Учреждение, выступая как уполномоченная организация, обладает определенным кадровым потенциалом для реализации данного направления деятельности. Возможности учреждения способствуют, например, решению следующих задач в рамках патронажа [4]:
■ выступать в качестве помощника дееспособного гражданина, нуждающегося в помощи при решении вопросов жизнедеятельности (так как работник социальной службы не может быть назначен таким помощником в соответствии со ст. 41 Гражданского кодекса) [2];
■ совершать действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;
■ взаимодействовать с органами опеки и попечительства при осуществлении патронажа для решения актуальных вопросов жизнедеятельности гражданина;
■ вести доверительное управление имуществом гражданина и вести с ним социальнопедагогическую работу, психологическое и медицинское сопровождение.
Анализ деятельности учреждений социальной направленности, решающих задачи социализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, показал, что в данной сфере должна проводиться исследовательская работа, направленная на повышение эффективности их деятельности, развитие профилактической и просветительской работы, выработку социальнопсихологических и социально-педагогических механизмов решения задач социализации молодых матерей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература
- Глазкова Ю.Н. и др. Социализация лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в условиях специализированного учреждения: Научно-методическое пособие / Ю.Н. Глазкова, Т.Н. Мурзинова, С.Л. Савченко, О.Г. Федоров. – М.: Формула печати, 2013. 56 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Эксмо, 2009. 912 с.
- Дейч Р.В. Патологические увлечения у детей и подростков: варианты, динамика, социальная адаптация: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М.: МНИИП, 2012. 24 с.
- Закон города Москвы от 14.04.2010 г. № 12. «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru (Дата обращения 1.12.2013).
- Закон города Москвы от 30.11.2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru (Дата обращения 1.12.2013).
- Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся // Акмеология. 2013. № 3(47) . С. 35–39.
- Маленькая мама: из опыта работы / Санкт-Петербургское государственное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам», отделение социальной реабилитации «Маленькая мама»; под ред. М.А. Гречишкиной. СПб.: Островитянин, 2009. 64 с.
- Мельник А.Ю. Профессиональная и социальная адаптация молодежи в условиях современного рынка труда: Автореферат дис. … канд. эконом. наук. М.: НИИТСС, 2012. 29 с.
- Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. – М.: Проспект, 2013. 159 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2011. 111 с.
- Федеральный закон «Об опеке и попечительстве». – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2011. 32 с.
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Гарант: Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru (Дата обращения 1.12.2013).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2386
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1535
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2