Представления о святости у современных детей и их родителей: к методологии исследования

749

Аннотация

Рассмотрение феномена святости в теоретическом плане на разных уровнях методологии (общенаучные принципы и формы исследования, конкретно-научный уровень и операциональный уровень) привело автора к выводу о несоответствии традиционных социально-психологических опросников ценностной сферы человека поставленной задаче и о необходимости введения новых подходов, способных отражать личностно-смысловую сферу бытия человека и максимально приблизиться к тем сущностным характеристикам святости, которые бытуют в представлениях современных людей. В статье заострена проблема возможностей научно-методологического решения задачи изучения различных аспектов духовно-нравственного развития человека, представлена инновационная авторская методика исследования представлений о святости у людей различных возрастных категорий, а также результаты ее применения на базе общеобразовательных учреждений и православных гимназий, обозначен феномен рассогласования между представлениями об идеальной норме и реальным выбором респондентов.

Общая информация

Ключевые слова: представление о святости, научная методология и ее уровни, идеальная норма развития, качества-характеристики, качества-добродетели, сорадование

Рубрика издания: Психология религии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060126

Для цитаты: Абраменкова В.В. Представления о святости у современных детей и их родителей: к методологии исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 229–237. DOI: 10.17759/psyedu.2014060126

Полный текст

На научно-богословских конференциях, ежегодных Международных образовательных Рождественских чтениях в докладах неоднократно звучала мысль о необходимости выработки единого предмета познания в контексте богословия, с одной стороны, и философии, истории, психологии, других наук - с другой. Для этого, по мнению, например, архиепископа Верейского Евгения, необходимо постигать основы научно­исследовательской работы и овладевать методологией науки. Методология науки как учение о принципах построения, формах и способах научного познания, обогащенная богословием, способна предоставить ценный инструмент логического построения «лествицы», ведущей к истине. Познание важнейших богословских категорий сквозь призму методологии науки позволит углубить научные представления и дать импульс развитию неизведанных путей познания. Одной из важнейших является категория святости.

В святоотеческой антропологии многие писатели и учители Церкви коснулись в той или иной мере вопроса о богоподобии человека. Так, для свт. Григория Паламы богоподобие есть не что-то готовое и данное человеку в законченном виде, а заданное, что необходимо в себе раскрыть. К тому же каждому человеку, начиная с Адама, который в раю занимался имянаречением животных и растений всего творения Божия, даны способность и задание творить, т. е. быть творцом, уподобляясь в этом Богу.

Образ Божий в человеке также понимался учителями Церкви как способность к духовно-нравственному усовершенствованию: так полагали свт. Иоанн Златоуст, препп. Исаак Сирин, Нил Синайский, Иоанн Дамаскин и др. [1, с. 354]

Богоподобие святых очевидно, но, по слову преп. Силуана Афонского, «Святые похожи на Господа, но и все люди, которые хранят заповеди Христовы, похожи на Него» [2, с. 357].

Поэтому святость дана человеку как задача, как то, что необходимо в себе раскрыть. Святость - это дар, который свободная душа должна сохранить и уметь понести.

Целью нашего исследования стало эмпирическое рассмотрение (пусть в первом приближении) представления о святости в контексте различных уровней методологии науки.

В соответствии с принятой в науке общей схемой системной методологии существуют несколько ее уровней.

Высший методологический уровень занимает философская методология науки, которая выполняет интегративную функцию в познании того или иного явления, обобщая разрозненные точки зрения, задавая взгляд на проблему «с птичьего полета». С позиций философско-богословской методологии святость является сущностной характеристикой Бога и человека как образа Божия, который изначально дан, и подобия, которое ему задано.

Второй уровень методологии - уровень общенаучных принципов и форм исследования, таких как целостность, структурность, иерархичность, и других системообразующих оснований, многочисленных подсистем. Этот уровень открывает аксиологический, ценностный аспект введения понятия «святость» в общенаучный контекст, в частности, принципы и критерии духовно-нравственного развития человека вообще и ребенка в частности.

Третий уровень - конкретно научная методология, т. е. совокупность методов, приемов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Христианская антропология и современная психология вводит понятие «идеальная норма» развития, это - не то, что, в среднем, бывает, а то, что должно быть.

И, наконец, последний уровень - операциональный. Его образуют методики и разнообразные техники исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала. Вопрос о методиках исследования представлений о святости остается открытым. Эта сфера оказалась совершенно не изученной, в частности, и по идеологическим, и по методологическим причинам. Традиционные социально­психологические опросники ценностной сферы человека оказываются непригодными в силу определенной поверхностности и отсутствия в них духовной составляющей. Соответственно, необходимы иные подходы, способные отражать личностно-смысловую сферу бытия человека и позволяющие максимально приблизиться к сущностным характеристикам святости, отраженным в представлениях современных людей.

С этой целью нами были разработаны методики исследования духовно-нравственного развития и, в частности, представлений о святости у современных взрослых и детей: анкеты с открытыми и закрытыми вопросами, проективные методики (в том числе рисунки), контент-анализ детских сочинений и пр., а также методики, определяющие реальное поведение ребенка в пользу другого, сверстника, поведение как действенное сострадание неудачам другого (помощь) и активное сорадование (не-зависть) его успехам.

В проведенном нами исследовании участвовали родители и педагоги общеобразовательных учреждений (детсадов и школ) и православных гимназий, а также дети-учащиеся и воспитанники в возрасте от 5 до 17 лет, общей численностью свыше 300 человек.

Представления родителей и педагогов об идеальной норме развития

Нами была разработана специальная методика, имеющая несколько блоков - направлений исследования.

Первый блок - представление взрослых о духовно-нравственном развитии (ДНР) ребенка, его целях, путях обеспечения и конечном результате воспитания. Из предложенных вариантов родители в основном выбирали в будущем для ребенка благополучную жизнь и следование нравственным нормам, а не потребность в социальном служении. При этом небольшая часть опрошенных, указавших свой вариант развития, отметили значение веры в Бога, стремление к спасению души как идеальный результат воспитания: это «ощущение Бога внутри себя, в других людях, везде», «спасение», «стремление познать и любить Бога», «святость (неумение грешить)», «высоконравственная, образованная и глубоко верующая личность» как идеальная норма развития и др.

Таким образом, родители, отдавшие своих детей-дошкольников в православную прогимназию, и преподающие и воспитывающие педагоги осознают необходимость духовно-нравственного воспитания, но при этом для большинства педагогов пути духовно­нравственного воспитания не связаны с религиозным образованием: его назвали лишь 3-5 % светских педагогов и около 12,5 % православных (!?) педагогов. Однако педагоги и родители православной гимназии-пансиона (21,4 %) отметили необходимость религиозного образования (воспитание на примерах святых) как путь духовно­нравственного развития детей, но это только пятая часть всех опрошенных! Выявленная опасная тенденция указывает на определенные проблемы в духовно-нравственном образовании на современном этапе, прежде всего в воскресных школах, православных центрах и гимназиях. Тот факт, что большинство родителей выбирают для изучения детьми в школе (согласно опросам общественного мнения) предмет Светская этика, а не предмет Основы православной культуры (ОПК), вероятно, является отражением этой тенденции.

Второй блок - вопросы проективного характера. Родителям и учителям было предложено ответить на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка/своих воспитанников через 25-30 лет?». Для этого было необходимо проранжировать перечисленные в опроснике качества, поместив на первое место самое важное, а на последнее - самое нежелательное. Данная проекция позволила выявить целевые установки взрослых на перспективу развития детской личности.

Согласно христианско-антропологической трихотомии (трисоставной природе человека: тело - душа - дух), качества идеала как образца для подражания следует делить на три группы, три категории ценностей: 1) благополучие «для себя» (телесно­прагматические ценности) - образованный, умный, обеспеченный материально, богатый, сильный, здоровый, умеющий за себя постоять, дать сдачи, красивый, привлекательный; 2) благополучие «для других» (душевно-нравственные ценности) - честный, справедливый, заботливый, чуткий, добрый, отзывчивый, ответственный семьянин; 3) благополучие «ради Бога», в глазах Божиих (собственно духовно-нравственный аспект, благо ради высшей ценности) - cовестливый, порядочный, патриот страны, праведный, святой.

Анализ показал, что наименее желательными для данной группы оказались телесно­прагматические ценности. Три качества из пяти, относящихся к этой категории (быть «умеющим за себя постоять», «обеспеченным материально, богатым», «красивым, привлекательным»), заняли три последние позиции в списке. Даже самое привлекательное, казалось бы, качество этой категории - быть «сильным, здоровым» - занимает только пятую позицию.

Таким образом, родители и педагоги имеют представления об идеальном духовно­нравственном развитии собственных детей, опираясь на душевно-нравственные и собственно духовно-нравственные ценности. Однако почти никто не обозначил перспективу увидеть праведником или святым своего ребенка/воспитанника в отдаленном будущем. Праведность /святость как идеальная норма духовно-нравственного развития и бытия человека в целом не предстает, вероятно, для современных взрослых как достижимая.

Третий блок - оценка наличия определенных качеств у детей на сегодняшний день. Целью данного блока является выяснение представлений родителей/педагогов о наличии определенных качеств у своих детей, с точки зрения их духовно-нравственного развития. Данный блок состоял из ряда качеств, которые необходимо было оценить от 1 до 7 баллов в зависимости от их выраженности.

На основе анализа литературы и мнений экспертов были выбраны традиционные качества-характеристики, желаемые взрослыми: вежливый, воспитанный, жизнерадостный, доброжелательный, умный, сообразительный, хороший товарищ, ответственный, активный, предприимчивый. Из святоотеческого наследия были также выделены необходимые качества-добродетели,     присущие прежде всего праведным и святым людям: послушливый (находящийся в послушании), почитающий родителей, взрослых, правдивый, честный, щедрый, добрый, терпеливый, спокойный, трудолюбивый, деликатный, скромный, незлобивый, не помнящий зла, бесхитростный, простой.

Приоритетными качествами, которыми, по мнению взрослых, обладали их воспитанники (из тех качеств, которые они видят или хотят видеть в детях), прежде всего выступили чисто внешние характеристики (например, аккуратность), но были выбраны и некоторые добродетели (терпеливый, спокойный, простой, бесхитростный и др.).

Четвертый блок - моделирование проективной ситуации. Целью данного блока было выявление представлений о предельной ценности бытия ребенка для взрослого. Данный блок включал в себя проективную ситуацию как дилемму духовно-нравственного свойства.

Были предложены две реальные истории, повествующие о выборе матери: в первом случае в пользу ценностей земной жизни ребенка, во втором - духовных ценностей, заботы о спасении души своего ребенка в вечности.

Известно, что мать декабриста и поэта Рылеева оставила воспоминания, в которых рассказывала, как во время смертельной болезни сына в детстве она горячо молилась о его выздоровлении, и ей было видение и голос о том, что сын впоследствии будет государственным преступником и окончит свою жизнь на виселице. Мать будущего декабриста ответила: «Пусть, я хочу, чтобы он жил» и дожила до дня казни. По воспоминаниям другой матери, молившейся об умирающем маленьком ребенке, ей было дано видение будущего: уже взрослый ее сын погибает от собственных грехов в разврате и преступлениях. Мать сказала: «Пусть лучше сейчас чистым он уйдет». Респондентам было необходимо ответить на вопрос: «Чей выбор вам ближе?».

Таким образом, результаты выбора предельной ценности бытия ребенка для взрослого были следующие: земная жизнь любой ценой (образ бесплодной смоковницы). Православные родители - 98 %, педагоги и родители православной гимназии-пансиона - 17,6 %; жизнь в вечности ценой земной смерти (образ зерна в земле). Из всей выборки «православные родители» - только одна бабушка сделала такой выбор. Педагоги и родители православной гимназии-пансиона - 82,3 %.

Подчеркнем еще раз: по результатам исследования оказалось, что выбор первой матери (предельная ценность земной жизни) ближе для подавляющего большинства православных родителей, при этом лишь одна бабушка сделала иной выбор - предпочла для своего внука спасение в вечности. В проективной ситуации нравственного выбора как конечной цели жизни человека - земное благополучие или вечное спасение для своих детей - взрослые чаще делают выбор в пользу первого. Это может свидетельствовать о сложности такого выбора, а также и о недостаточной сформированности смысложизненных представлений о спасении души как конечной цели каждого христианина.

Представления детей об идеальной норме развития

Исследование самооценки дошкольников в сравнении с оценкой личности святого сверстника первоначально осуществлялось с помощью методики «Лесенка».

Вначале выявлялась оценка ребенком себя с точки зрения других и адекватность этой оценки. Ребенку показывали нарисованную лестницу с семью ступеньками. Предлагалась следующая инструкция. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя?». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, воспитательница, сверстники?». После выполнения всех действий, ребенку предлагалось послушать краткое жизнеописание (житие) святого преп. отрока Боголепа Черноярского Астраханского1 - святого сверстника ребенка после чего он был должен ответить на вопрос: «Где стоит на “лесенке” отрок Боголеп?».

Результаты выполнения методики показали наличие завышенной самооценки у детей, что является нормой для дошкольного возраста. Тем не менее у большинства детей оценка носителя идеальных качеств (святого сверстника) была выше самооценки. Это явилось свидетельством адекватности восприятия идеальных качеств и сравнительной оценки себя детьми данной возрастной группы.

Последующие исследования в общеобразовательных школах и детских садах представлений о святом, идеальном человеке у детей разных возрастных групп - дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов позволили сделать следующие выводы. У большинства детей дошкольного возраста понятие о святости не развито, «идеальный человек» понимается ими довольно примитивно, имеются лишь смутные предположения, что святые помогают всем людям. Контент-анализ сочинений младших школьников и подростков выявил, что святой как «самый хороший добрый человек» ассоциируется у них: а) с родственниками, б) персонажами сказок и мультфильмов, в) звездами эстрады и спорта. Для подростков «Мой идеал» - это преимущественно их близкие люди и родственники.

Исследование представлений школьников о норме духовно-нравственного развития

Проведенное в московской школе, где наличествуют общеобразовательные классы и классы с так называемым этнокультурным компонентом (по типу ОПК), оно дает возможность оценить степень различий этих двух социальных групп, находящихся в одном психологическом и образовательном пространстве (табл.).

Таблица

Приоритетные качества духовно-нравственного развития

Учащиеся этнокультурных классов

Учащиеся общеобразовательных классов

В возрасте 11-13лет

Образованный, умный

Красивый, привлекательный

Красивый, привлекательный

Богатый

Сильный, здоровый

Сильный, здоровый

В возрасте 14-16 лет

Совестливый, порядочный

Сильный, здоровый

Ответственный семьянин

Богатый

Честный человек

Красивый, привлекательный

 

Выяснилось, что у подростков этнокультурных (православных) классов набор качеств изменяется с возрастом, а у школьников общеобразовательных классов этот набор остается практически неизменным. Для себя подростки в возрасте 11-13 лет выбирают чисто внешние качества, при этом система образования в этом возрасте, скорее всего, не оказывает решающего значения. Набор качеств учащихся общеобразовательных классов можно назвать «джентльменским»: богатство, красота, сила. На следующем возрастном этапе (14-16 лет) подростки, имеющие опыт и знания основ православия, на первые места выдвигают духовно-нравственные качества как приоритетные.

Какие поведенческие характеристики в представлении современного человека максимально соответствуют личности святого? Сострадание, милосердие к человеку, ко всему живому - молитва за них, за весь мир (св. Силуан Афонский: «Жаль мне всех людей») и сорадование, источник которого - любовь, препятствующая зависти (Ср. : Ап. Павел: «Радуйтесь и сорадуйтесь»).

Способность сострадать сверстнику в ситуации его наказания у учащихся этнокультурных классов выше, чем у учащихся классов общеобразовательных, причем первые сопереживают как сверстникам с высоким социометрическим статусом (лидерам), так и сверстникам с низким социометрическим статусом (отвергаемым). Сорадование как антизависть - немотивированная бескорыстная активность в ситуации успеха сверстника - является более высокой мотивацией поведения и, следовательно, более редко встречаемой. Сорадование как норма поведения в современном обществе отсутствует, воспитательные воздействия направляются в лучшем случае в сторону помощи, содействия, отзывчивости на чужое горе, а не на сопереживание радости по поводу чужого успеха2. Однако в этнокультурных классах из 45 школьников трое все же оказались способными проявить бескорыстное сорадование к успешному сверстнику, ссылаясь при этом на Десятую евангельскую заповедь «не пожелай...», в то время, как ни один из подростков общеобразовательных классов не проявил ничего подобного, ссылаясь при этом на отсутствие такой нормы поведения в обществе («так никто не делает»).

Выводы

1.                       Взрослые (родители, отдавшие своих детей-дошкольников в православную прогимназию, и педагоги/воспитатели из гимназии-пансиона) осознают необходимость духовно-нравственного воспитания, при этом для большинства педагогов и родителей пути духовно-нравственного воспитания не связаны с религиозным образованием.

2.                       Взрослые в основном выбирали в будущем для ребенка-дошкольника благополучную жизнь и следование нравственным нормам, а не потребность в социальном служении (для других), лишь небольшая часть родителей и педагогов гимназии-пансиона отмечают значение веры в Бога, стремление к спасению души как идеальный результат воспитания.

3.                       Отдаленные перспективы жизни ребенка (через 30 лет) для взрослых видятся в душевно-социальной сфере и отчасти в телесно-прагматической, но не в собственно духовно-нравственной. Категории праведности и святости почти никто не обозначил (кроме одной бабушки из православной прогимназии и трех из 28 педагогов гимназии- приюта).

4.                       Оценка наличных качеств детей педагогами/родителями состоит как из традиционных качеств, так и из добродетелей духовного спектра, причем последние в гимназии-пансионе имеют главенствующее значение.

5.                       Выбранный взрослыми желаемый предельный итог жизни для своих детей оказывается в мирской плоскости преимущественно земного бытия (евангельский образ бесплодной смоковницы), а не спасения в вечности (образ зерна в земле).

6.                       При углубленном изучении учащимися основ русской православной культуры в рамках этнокультурного компонента происходят позитивные изменения в их развитии и, прежде всего, в их духовно-нравственном становлении, его различных составляющих, прежде всего, формируется способность не только к состраданию ближнему, но и к сорадованию с ним. Предельным воплощением наивысшего личностного ранга в духовно-нравственном развитии является представление о святости как идеальной норме.

7.                       Когнитивный элемент как знание духовно-нравственных понятий и понимание их значимости в этнокультурных классах имеет положительную динамику развития - постепенное приобщение к этому виду понятий, как бы примеривание их к себе, а в общеобразовательных классах наблюдается фиксация на понятиях индивидуального благополучия и престижа.

8.                       Поведенческий элемент как способность к милосердному отношению к сверстнику, проявлению сорадования и сострадания развит у учащихся этнокультурных классов в большей степени, особенно в среднем подростковом возрасте. Сострадание при наказании сверстника у учащихся этнокультурных классов проявляется в отношении как к лидеру, так и к аутсайдеру. Сорадование в ситуации награждения сверстника в этнокультурных классах имеет положительную динамику развития и опережает в своих показателях результаты учащихся общеобразовательных классов.

9.                       Идеал святости как предельная норма развития человека напрямую связана со степенью воцерковления личности как взрослого, так и ребенка: чем выше эта степень, тем осмысленнее и глубже представления о святости и сильнее стремление соответствовать идеальной норме развития.

10.                   Проведенное нами исследование - это первая попытка методологического анализа феномена святости применительно к субъектам современного образования - педагогам, родителям и учащимся, и оно, безусловно, нуждается в углубленной проработке, дальнейшем получении новых эмпирических данных и их всесторонней интерпретации.

 

1 Боголеп Черноярский (в миру Борис Яковлевич Ушаков; 2 мая 1647 г. - 1 августа 1654 г.) - схимник, святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю) 24 июля. Семилетний мальчик сильно белел, но был очень терпелив, стяжал венец святости чудесной помощью родному городу и людям.

2 Недаром немецкий поэт, современник А.С. Пушкина, метко сказал: «Сопереживают люди, сорадуются ангелы».

Литература

  1. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. М.: Риза, 2009. 590 с.
  2. Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы / Репринт. М.: Паломник, 1996. 450 с.
  3. Софроний (Сахаров), схиархим. Старец Силуан. Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2011. 528 с.

Информация об авторах

Абраменкова Вера Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, член-корреспондент МАНПО, Москва, Россия, e-mail: verabram@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2391
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 749
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0