Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 2. С. 162–171
doi:10.17759/psyedu.2014060214
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности восприятия школьниками и студентами образа будущей профессии как части социальной реальности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная роль, социальная идентичность, социальные представления, социальная эксклюзия, восприятие социальной реальности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060214
Для цитаты: Суворова И.Ю. Особенности восприятия школьниками и студентами образа будущей профессии как части социальной реальности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 162–171. DOI: 10.17759/psyedu.2014060214
Полный текст
характеризуется как неоднозначный. С одной стороны, обучение в вузах определяют как продолжение дотрудовой стадии, поскольку основной деятельностью здесь также является получение знаний. С другой стороны, обучение в вузах уже имеет направленность на обретение профессии и является результатом индивидуального выбора. В отличие от высшего и специального, начальное образование является обязательной и неотъемлемой частью жизни ребенка. Можно сказать, что при относительно одинаковом характере взаимодействия с социальной реальностью студенты и школьники имеют различные статусы, что по-разному характеризует их как субъектов социальных отношений.
В социологической теории, а именно в социальном конструктционизме, статус, или место человека в системе социальных отношений, рассматривается как точка пересечения различных социальных сил [3], нахождение в которой характеризуется определенным доступом к ресурсам [15], что влияет на восприятие социальной реальности [4].
Сам механизм, обеспечивающий взаимосвязь статуса и восприятия окружающего мира рассмотрен А. Шюцом, в теории которого связь человека и социальной система представлена как дистанция от точки пересечения социальных сил, то есть статуса человека до категорий социальной реальности. Наиболее наглядно этот механизм показан в следующем высказывании: «...Я знаю, ... что тот же самый объект должен означать нечто различное для меня и для любого другого человека. Это происходит потому, что я, будучи здесь, нахожусь на иной дистанции от объектов и воспринимаю их в иной типичности.» [10, с. 131].
Эта дистанция определяет степень взаимодействия с определенным объектом. А. Шюцом была приведена следующая схема формирования содержания объекта S: S может обладать свойствами k, p, и q. Но если для нас важно только свойство k, то в нашем сознании S будет эквивалентно k [10, c. 132].
Взаимодействие человека и социальной системы достаточно подробно прописано в социологии, тогда как психологические механизмы формирования идентичности и взаимосвязи с социальной реальностью практически не исследованы. К таким социальнопсихологическим вопросам относятся механизмы идентификации с социальными ролями с одной стороны, и выявление психологических механизмов, эквивалентных Шюцовской дистанции, - с другой.
В социальной психологии понимание социальной идентичности как осознания принадлежности к системе социальных отношений начало рассматриваться сравнительно недавно [17]. В основе данного направления лежит понимание социальной идентичности как динамического продукта взаимодействия с одной стороны, памяти, сознания, которые характеризуют человека как биологический организм, с другой стороны, физические и социальные структуры, которые организуют социальный контекст [14]. Согласно данному направлению, человек формирует представления о себе, исходя из требований, обозначенных социальными институтами, культурой, а также оценки своей роли в системе социальных отношений. В этом случае социальная идентичность и восприятие социальной реальности являются тесно взаимосвязанными феноменами.
Влияние социальной реальности на содержание социальной идентичности было показано В. Дуазом в исследовании, где принимали участие две группы подростков. Первую составили дети-инвалиды, вторую - здоровые. Каждого из членов обеих групп попросили описать себя и представителя другой группы. В итоге описание членов противоположных групп отталкивались от отличительных признаков «инвалид-здоровый», но описания самих себя опирались на одни и те же социальные категории, являющиеся наиболее важными в данном обществе [16]. Следовательно, влияние общества на человека опосредовано принятием социальных категорий, которые задают вектор для конструирования представлений о себе.
Согласно теории социальной идентичности, принятие групповых ценностей и ролей является основным критерием идентификации с данной группой [20]. Значит, выраженность принятых ценностей и ролей соответствует более выраженной идентификации с данным обществом.
Однако существует и обратная связь - влияние идентичности на восприятие социальной реальности. Этот подход разрабатывается Г. Брейквелл (ученицей А. Тэшфела). Ее теория динамики идентичности (Identity Process Theory) направлена на раскрытие социально-психологических механизмов, связывающих социальную идентичность и конструирование социальных представлений. Она выделила два таких механизма: выпуклость и функциональность. Значимость каждого социального представления для группы делает его «выпуклым» для каждого члена данной группы. А также социальные представления отражают нормы и правила данной социальной группы [13]. Справедливость выделения этих принципов была доказана в исследовании формирования социальных представлений народов с различной историей. В индивидуальных описаниях истории были подчеркнуты те представления, которые были наиболее значимы в процессе развития каждой из этнических групп [18].
Социальные категории упорядочивают череду социальных явлений и объектов, поэтому их интериоризация необходима для познания социальной реальности. В случае отсутствия социальных категорий или невозможности принять их человек оказывается дезориентированным в окружающем мире. Именно отсутствие социальных категорий во время переходного состояния социальной системы было отмечено Э. Дюркгеймом, а далее и другими социологами и социальными психологами [2; 11], как причина кризиса социальной идентичности и дезориентации личности в окружающем мире.
Поскольку принятие социальных норм, ценностей и категорий возможно в случае идентификации с данной социальной системой, а также интериоризация норм и категорий обеспечивает систематизацию предметов и явлений окружающего мира, то должна существовать связь между социальной идентичностью, принятием социальных норм и ценностей и точностью восприятия социальной реальности. Другими словами, чем сильнее выражена связь с данным обществом, тем более определенной и предсказуемой кажется социальная реальность.
К. Амиот было проведено исследование, целью которого было выявить особенности отношения к социальному устройству колледжа у студентов первых курсов с различной выраженностью социальной идентификации. Первокурсники только начинают приспосабливаться к нормам и правилам учебного заведения, что приводит к тому, что первое время они чувствуют себя дезориентированными. Диагностика социальной идентичности в начале года и некоторым сроком позже позволила замерить различную выраженность социальной идентичности. Исследование проводилось в два этапа: замерялась идентификация с колледжем и отношение к организации социальной жизни на первой неделе обучения и через месяц. Оказалось, что более выраженная социальная идентичность соответствовала положительной оценки организации социальной жизни [12].
Принятие групповых ценностей и включение в социальную систему соответствует термину, также появившемуся в социологии, - социальной инклюзии. Обратное ему явление, то есть невозможность быть включенным в социальную систему, называется, соответственно, социальная эксклюзия [19]. Если социальная инклюзия подразумевает принятие социальных ролей, то при социальной эксклюзии человек по каким-либо причинам не имеет возможности занять определенное место в системе социальных отношений, идентифицироваться с определенным обществом и воспринимать социальную реальность в категориях данного общества. Мы предполагаем, что невозможность включиться в социальную систему, невозможность воспринимать реальность в категориях данного общества приводят к дезориентации в общественной жизни и, следовательно, к негативной оценке социальной реальности.
В 2011 г. нами было проведено исследование, направленное на выявление зависимости особенностей образа профессии от степени включенности студентов и школьников в систему социальных отношений. Содержание образа будущей профессии является частью представлений о социальной реальности, и содержит такие признаки, как совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую (общественная значимость профессии, перспектива профессионального и социального роста), производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напряженности в работе), производственнопедагогическую (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (система требований к узкоспециальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессии [5]. Образ профессии является одной из ведущих составляющих отношения человека к миру, определения своего места в системе социальных отношений [1]. Можно утверждать, что человек «нашел свое место», когда он представляет, где и кем будет работать, что от него требуется [9]. Невозможность сформировать образ профессии, «найти свое место», свидетельствует о том, что человек не может встроить себя в систему социальных отношений, принять социальные ценности, другими словами, адаптироваться к ней [8].
В связи с вышеизложенным мы предположил, что количество социальных идентичностей как показатель включения личности в систему социальных отношений отражает уровень позитивности восприятия школьников и студентов своих перспектив в профессии.
Выборку составили 20 студентов I и II курса и 25 школьников X и XI классов. Максимальная разница в возрасте составила 3 года, то есть разница в результатах исследования не может интерпретироваться, как личный опыт. Разница в результатах двух выборок обусловлена различным положением в системе социальных отношений.
В качестве инструментария использовались многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, тест М. Кун и Т.Макпартленда «Кто Я?», сочинения на темы «Профессия моей мечты» и «Моя будущая профессия».
Известно, что тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» направлен на изучение содержательных характеристик идентичности личности. В нашем исследовании анализировались следующие параметры: количество ответов, соотношение личностных и социальных характеристик. Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей. Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите. Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности и невозможности найти свое место в системе социальных отношений.
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических характеристик, В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Низкие показатели по этой шкале свидетельствует о неумении личности приспособиться к социальной реальности, принять общественные нормы и включиться в систему социальных отношений.
В развернутый ответ на тему «Моя профессия» вошли два задания: описать идеальную профессию, то есть профессию мечты, и ожидаемую профессию. Описание профессии мечты направлено на определение ценностей личности, ее идеалов и разделяемых категорий. Описание реальной профессии соответствует отношению к социальной реальности, к ожиданиям, связанным с реальной жизнью. При сопоставлении двух сочинений оценивалось, насколько личностные ценности похожи или различны с ожидаемой реальностью, а также оценка этой реальности. Предполагается, что высокая степень включенности соответствует максимальному сочетанию личностных ценностей и ожидаемой реальности.
Результаты полученный с помощью опросника «Адаптивность» показали, что уровень адаптации студентов был 2,1, тогда как у школьников 1,7, что значительно ниже (рис. 1). Статистическая значимость различий проверялась с помощью корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции Спирмена (r = 0,55; p=0,05).
В структуре идентичностей школьников, выявленной тестом «Кто Я?», практически отсутствуют социальные роли. Ответы студентов более структурированы и содержат большее количество социальных ролей (табл.). Здесь выделяются гендерная принадлежность, семейные, профессиональные роли и планы на будущее.
Таблица
Примеры ответов на опросник «Кто Я?»
№ |
Наталья, 16 лет школьница |
Юлия, 18 лет студентка |
1 |
Человек |
Личность |
2 |
Личность |
Девушка |
3 |
Умная |
Любимая |
4 |
Целеустремленная |
Дочь |
5 |
Общительная |
Творчество |
6 |
Криклива |
Друг |
7 |
Особа |
Воздух |
8 |
Уверенная в себе |
Кучеряхи |
9 |
Сильная в характере и поступках |
Экономист |
10 |
Обидчивая |
Мечта |
11 |
Спокойная |
Доброта |
12 |
Самолюбива |
Жизнерадостность |
13 |
Иногда безразлична к миру |
Целеустремленность |
14 |
Независима |
Харизма |
15 |
Принципиальна |
Увлеченность |
16 |
Контролирую себя в любой ситуации |
Актриса |
17 |
Доверчивая |
Искренность |
18 |
Эгоистична |
Парадокс |
19 |
Злопамятна |
|
20 |
Лучшая |
|
Описание профессии мечты позволило определить основные ценности, которыми руководствуются школьники и студенты при выборе жизненного пути. Часто упоминалось желание отменить систему оплаты труда и вообще отменить деньги. Такая тенденция, возможно, имеет место из-за того, что деньги сейчас являются основным мотивом труда, мерой всех вещей и отношений в мире, способствуя нивелированию ценности человека и его качеств. Еще одним проявлением умаления человеческого достоинства является оценка значимости человека соответственно занимаемой им должности. Часто испытуемые в описании идеального мира убирали приоритеты в оценке должностей. Небольшой процент испытуемых отмечал важностьобщественнойполезности профессии (рис. 2).
У школьников представление об идеальной работе в основном ограничиваются материальным доходом. Этот пункт упомянули 60% испытуемых. Часть школьников, также как и студенты, отметила общественную полезность как основной критерий идеальной работы. Одним из важных мотивов также было хорошее отношение с начальством (рис. 3).
Несмотря на очевидные различия в содержании ценностных ориентаций в данный момент нас в большей степени интересует система ожиданий студентов и школьников относительно их реальной профессии. Представления о возможности удовлетворить свои потребности в трудовой деятельности были выявлены в сочинениях «Моя будущая профессия». Степень удовлетворенности респондентов своим будущим определялась соотнесением ценностей, обозначенных в сочинении «Профессия моей мечты» с характеристиками реальной профессии. Тексты обрабатывались с помощью метода контент-анализа. Подсчитывались потребности, названные при описании идеальной профессии, и потребности, удовлетворяемые реальной или возможной. Далее находился процент удовлетворенных потребностей каждого респондента. Статистическая значимость различий в удовлетворенности была установлена с помощью корреляционного анализе данных с использованием коэффициента корреляции Спирмена (r = 0,713; p=0,01), что свидетельствует о том, что удовлетворенность студентов была гораздо выше. Таким образом, полученные данные указали на сочетание низкого уровня адаптации, отсутствие социальных ролей и негативного восприятия социальной реальности у школьников. У студентов же большое количество социальных идентичностей сочеталось с позитивным восприятием своих перспектив. Это позволяет констатировать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Результаты проведенного исследования подтверждают характер взаимосвязи социальной идентичности и восприятия социальной реальности. Осознанное включение в систему социальных отношений является необходимым условием для активного взаимодействия с социальными институтами и формирования позитивной картины мира. Эти данные могут быть использованы в оптимизации образовательного процесса, направленного на раскрытие потенциала школьников и студентов [6; 7].
Однако за пределами данного анализа осталась роль личностной идентичности в восприятии социальной реальности, влияние самоэффективности и самооценки, обозначенных Г. Брейквелл как ключевых компонентов в формировании идентичности, на особенности конструирования представлений об окружающем мире. Также отдельным вопросом являются причины, когнитивный и эмоциональный компонент формирование негативного образа мира и невозможности сформировать социальную идентичность. Все эти вопросы требуют дальнейшего теоретического и эмпирического изучения.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1976
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 922
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0