Образовательный процесс как фактор формирования правосознания

867

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление показателей формирования правосознания у старшеклассников (X и XI классы) трех школ города Москвы (123 респондента 1996–1999 года рождения: 56 лиц мужского пола, 67 лиц женского пола, двое не указали свой пол). Изучался вопрос степени влияния учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации на формирование правосознания по каждому из показателей. Анализ полученных данных позволил сформулировать гипотезу о показателях правосознания, на формирование которых наибольшее влияние оказывает образовательный процесс (отдельно описана выявленная не статичная взаимосвязь юридических знаний и неправомерного поведения). Отмечены направления формирования правосознания, на которые образовательный процесс оказывает наибольшее влияние, и направления, на формирование которых он оказывает минимальное влияние. Данная работа, помимо научно-исследовательской, имеет также и важную практическую перспективу – она определяет актуальные направления работы образовательных организаций по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: правосознание, общее образование, образовательный процесс, правомерное поведение

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060307

Для цитаты: Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 61–69. DOI: 10.17759/psyedu.2014060307

Полный текст

 В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [8] отмечается, что правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд) (пункт 11), указано, что одним из факторов, влияющих на формирование позитивного типа правосознания, является высокий уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания (пункт 12), а в качестве одной из мер государственной политики в сфере образования и воспитания подрастающего поколения названо развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий (подпункт 2 пункта 18).

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности и важности изучения проблем формирования правосознания молодого поколения, в том числе роли образовательной деятельности в таком формировании.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [8] среди мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения названо применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей,

Проблематикой взаимосвязи формирования правосознания и образования, в первую очередь высшего юридического, занимались и занимаются многие исследователи. К примеру, можно выделить работы: «Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования» [2], «Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания» [4], «Практические занятия и формирование правосознания студента-юриста» [10], «Взаимосвязь изучения правовых дисциплин с уровнем правосознания (на примере студентов, изучающих правовые дисциплины)» [1], «Образование как составляющая процесса формирования правосознания военнослужащих внутренних войск» [13]. В работе «Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних» [3] показаны особенности правосознания детей (15-17 лет) с нормативным поведением, осужденных детей и детей с девиантным поведением. Также необходимо отметить работу «Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении» [7], в которой доказывается актуальность изучения психологических особенностей социализации старшеклассников, их представлений о собственных личностных результатах освоения образовательной программы, представлен развернутый анализ психолого­педагогической литературы по проблеме социализации детей и подростков, особое внимание уделено описанию особенностей процесса социализации и формирования самостоятельной зрелой личности старшеклассника с развитыми духовно­нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь, указан ряд рисков, которые могут исказить этот процесс, сделать его менее эффективным для подрастающего человека.

Статьей 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [12] установлено, что основное общее образование, помимо прочего, направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению), а среднее общее образование - на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору. Таким образом, очевидна целесообразность проведения исследования правосознания именно среди старшеклассников, т. е. детей, освоивших программу основного общего образования и приступивших к освоению программы среднего общего образования.

В работе «Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах» [6] выделены следующие пять основных направлений формирования правосознания (аналогичные показатели выделены в неопубликованной к настоящему времени работе Н.В. Дворянчикова и И.А. Егорова «Общее образование в формировании правосознания и правовой культуры: правовое регулирование и пути совершенствования»):

А. Юридические знания.

Б. Оценочное отношение к праву в целом.

В. Оценочное отношение к правовой действительности, к практике реализации правовых норм.

Г. Ценностные ориентации, регулирующие поведение.

Д. Свобода правомерного поведения.

По каждому из показателей можно выделить социально-психологические факторы, которые в наибольшей степени влияют на их формирование у детей (семья, друзья, школа, средства массовой информации и т. д.). Нас заинтересовал такой фактор формирования правосознания, как   учебно-воспитательный                                                                       процесс

в общеобразовательной организации (школе), влияние содержания образовательных программ и качества их реализации на формирование правосознания.

Осенью 2013 г. мы провели анонимное анкетирование старшеклассников (X и XI классы) трех школ города Москвы (123 респондента 1996-1999 года рождения: 56 лиц мужского пола, 67 лиц женского пола, двое не указали свой пол). Для оценки правосознания по каждому из показателей в анкете содержались по три вопроса, каждый из которых, в свою очередь, содержал три варианта ответа, из которых только один являлся правильным (в вопросах, оценивающих юридические знания, - показатель А) или диагностически значимым (для остальных показателей). Примеры вопросов по каждому показателю приведены ниже.

А. Юридические знания

С какого возраста гражданин Российской                                      Федерации            может

самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

1.       16 лет.

2.       18 лет. *

3.       21 год

 

Б. Оценочное отношение к праву в целом

Как только

закон принят,

его

1.

Согласен. *

необходимо

соблюдать,

вне

2.

Не согласен.

зависимости нему

от своего отношения к

3.

Свой вариант

 

В. Оценочное отношение к правовой действительности, к практике реализации

правовых норм_______________________________________________________________________________

Сосед сверху залил

вашу квартиру,

1.

Обратиться в суд. *

ущерб не большой, но

и такой ущерб он

2.

Забыть об этом.

в довольно грубой компенсировать дальнейших действий

форме отказался

-               варианты

3.

Решить вопрос иначе (укажите как)


Г. Ценностные ориентации, регулирующие поведение

Выйдя из магазина, вы обнаружили, что кассир, передавая вам сдачу, ошибся и

1.

Вернусь кассиру. *

и отдам 500

рублей

отдал лишние 500 рублей - ваши действия

2.

3.

Оставлю 500 рублей себе и потрачу на свои нужды.

Оставлю 500 рублей себе, но потом отдам их нуждающимся

 

Д. Свобода правомерного поведения

Правомерного поведения населения

1.

Усилением карательных мер -

можно добиться только: ...

2.

ужесточением наказаний.

Реализацией                       принципа

неотвратимости наказания за совершенное правонарушение на уровне, близком к 100 %.

 

3.

Свой вариант ответа*

 

Примечание. * - вопросы, направленные на диагностику правосознания (диагностически значимые ответы).

 

Выделяя показатели, на формирование которых в наибольшей степени влияет школа (образовательный процесс), мы исходили из того, что по ним в разных школах будут выявлены наиболее дифференцированные результаты. Чем больше величина различия показателей правосознания в разных школах, тем больше оснований предполагать степень влияния на формирование данных показателей образовательного процесса.

Данные анкетирования (рис.) показали следующую дифференциацию показателей по школам:

показатель А - от 4,6 (данные школ № 1 [1] и № 2) до 28,4 (школы № 1 и № 3) процентных пункта;

показатель Б - от 10 (школы № 2 и № 1) до 21,7 (школы № 3 и № 1) процентных пункта;

показатель В - от 5,3 (школы № 1 и № 3) до 21,6 (школы № 2 и № 3) процентных пункта;

показатель Г - от 1 (школы № 3 и № 1) до 13,3 (школы № 2 и № 1) процентных пункта;

показатель Д - от 5,3 (школы № 2 и № 1) до 20,3 (школы № 2 и № 3) процентных пункта.

 

 

Исходя из данных анкетирования, можно сделать следующие выводы:

1)      наибольшее влияние организация и реализация образовательного процесса в конкретной школе оказывает на формирование показателя А (юридические знания), что является вполне ожидаемым результатом;

2)      большое влияние образовательный процесс (хотя и меньшее, чем по показателю А) оказывает на формирование показателей В (отношение к правовой действительности, к практике реализации правовых норм) и Д (свобода правомерного поведения);

3)      меньшее влияние конкретная школа оказывает на формирование показателя Б (оценочное отношение к праву в целом) и наименьшее - на формирование показателя Г (ценностные ориентации, регулирующие поведение).

Анализ результатов анкетирования по школам показал следующее:

■    учащиеся школы № 1, имея самый высокий результат по показателю А, при этом демонстрируют самые низкие результаты по показателям Б и Г;

■   учащиеся школы № 2 имеют наивысшие результаты по показателям В и Г, ни по одному из показателей не выявлено наименьшего результата;

■    учащиеся школы № 3 обнаруживают наименьшие результаты по показателям А, В и Д, при этом у них выявляется наивысший результат по показателю Б.

Можно сделать следующие выводы:

1)      низкий результат формирования показателя А (юридические знания) имеет прямую корреляцию с низким показателем Д (свобода правомерного поведения), при этом прямая зависимость высокого показателя А и наиболее высоких показателей Д не установлена;

2)      результаты показателя А (юридические знания) и результаты показателей Б (отношение к праву в целом) и Г (ценностные ориентации, регулирующие поведение) имеют наименьшую зависимость между собой.

Таким образом, выясняется, что низкий уровень усвоения юридических знаний связан с высокой вероятностью неправомерного поведения, однако высокий уровень юридических знаний не гарантирует следования правовым нормам.

Анализ полученных данных позволяет сформулировать гипотезу о том, что содержание образовательных программ и качество их реализации в наибольшей степени оказывает влияние на формирование таких показателей, как юридические знания, отношение к правовой действительности, к практике реализации правовых норм.

Гипотеза подлежит дальнейшей проверке, в том числе экспериментальным и эмпирическим путем, однако, очевидна необходимость, во-первых, концентрации усилий школы для повышения эффективности формирования в процессе обучения тех показателей правосознания, на который этот процесс оказывает наибольшее влияние, во-вторых, проработки вопроса об усилении роли образовательного процесса в формировании тех показателей, на которые к настоящему времени школа имеет наименьшее влияние.

Актуальность и значимость формирования позитивного правосознания у несовершеннолетних подтверждается не только жизненными реалиями, но и нормативными актами высокой юридической силы. К примеру, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [11] обязывает организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [8], как было указано выше, предусматривают целый комплекс мероприятий образовательных организаций, направленных на формирование позитивного правосознания. Образовательным организациям для данной работы необходимы специалисты, обладающие компетенциями, отвечающими современным реалиям, и в первую очередь специалистов в области юридической психологии [5; 9].

Дальнейшие исследования авторов в этой области будут также направлены и на разработку соответствующих методических рекомендаций для образовательных организаций.

 

[1] Здесь и далее номера школ условные.

[2] При подготовке использовались материалы справочной правовой системы «Консультант Плюс».

Литература

  1. Будыкин С.В., Жигачев А.С. Взаимосвязь изучения правовых дисциплин с уровнем правосознания (на примере студентов, изучающих правовые дисциплины) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68299.shtml (дата обращения: 01.06.2014).
  2. Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 22–25.
  3. Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39933.shtml (дата обращения: 09.04.2014).
  4. Домнина А.В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания // Юридическое образование и наука. 2011. № 1. С. 7–10.
  5. Егоров И.А. Юридическая психология и федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n3/46578.shtml (дата обращения: 09.04.2014).
  6. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов к 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. 2012. С. 202 – 204.
  7. Милехин А.В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 122–128.
  8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011, 14 июля.
  9. Примерное положение о специальной подготовке при реализации основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения (для подготовки специалистов для социальной сферы)» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. № 1. С. 43–47.
  10. Теслицкий И.В. Практические занятия и формирование правосознания студента-юриста // Общество и право. 2009. № 4. С. 281–285.
  11. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 02.04.2014)// Российская газета. 1999, 30 июня.
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014)// Российская газета. 2012, 21 декабря.
  13. Яковлев М.В. Образование как составляющая процесса формирования правосознания военнослужащих внутренних войск // Военно-юридический журнал. 2014. № 1. С. 2–4.

Информация об авторах

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Сафуанов Фарит Суфиянович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-7956, e-mail: safuanovf@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2976
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 867
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0