Целью настоящей работы является изучение становления юридической психологии как элемента высшего профессионального образования. Впервые в нашей стране юридическая психология была включена в юридическое образование после принятия в 1964 году ЦК КПСС постановления «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», проведения Всесоюзной конференции по судебной психологии в 1971 году и Всесоюзной конференции по юридической психологии в 1986 году [Журавель, 2008]. В 2000 году были утверждены государственные образовательные стандарты по специальностям «Психология», «Клиническая психология», «Специальная психология», а также два государственных образовательных стандарта по направлению «Психология» (с присвоением степени (квалификации) «бакалавр психологии» и «магистр психологии»), лишь в государственном стандарте по направлению «Психология» (с присвоением степени (квалификации) «магистр психологии») в перечне аннотированных магистерских программ определена программа «Юридическая психология», при этом во многих высших учебных заведениях Российской Федерации была введена специализация по юридической психологии в структуре специальности «Психология» [Дозорцева, 2009]. В целях выяснения представленности юридической психологии в современном психологическом образовании были исследованы действующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС, далее − Стандарты) по психологическим и психолого-педагогическим направлениям подготовки (специальностям) путем изучения требований к результатам освоения основных образовательных программ (ООП, далее − Программы) и требований к структуре Программ на предмет возможности отнесения установленных требований к элементам системы юридической психологии. При этом выделялись только те компетенции и результаты освоения учебных циклов, которые относились бы именно к юридической психологии, а не к более обобщенным категориям, даже если в их составе могут содержаться элементы юридической психологии.
Ввиду того, что юридическая психология «междисциплинарна» не только как наука (дисциплина), находящаяся на стыке психологии и права, но и в рамках самой психологии, в данной работе к содержанию юридической психологии, используемому при изучении Стандартов, отнесена разработка проблем, связанных с психологией отношений, складывающихся в правоприменительной, правоисполнительной и законотворческой деятельности, взаимоотношений участников в уголовном, гражданском процессе, а также мотивации, стимулирования и совершенствования деятельности специалистов в области правоохраны и законотворчества, общественных организаций и граждан в обеспечении правопорядка [Паспорта научных специальностей]. Перечнями направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации [Приказ Министерства образования], определены направления подготовки (с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр») 030300 «Психология» и 050400 «Психолого-педагогическое образование». Отдельно Правительством Российской Федерации утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» [Постановление Правительства Российской], которым определены специальности 030301 «Психология служебной деятельности», 030401 «Клиническая психология» и 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения».
Изучение содержания Стандартов по каждому из указанных направлений подготовки (специальностей) (таблица) показало, что Стандарты по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» (с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр») не содержат (за единичным исключением) положений, которые можно было бы отнести к юридической психологии, а специальности с присвоением квалификации (степени) «специалист» («Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения») в том или ином объеме включают в себя такие положения.
С одной стороны, такое положение дел объясняется тем, что Стандарты по подготовке с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр» регламентированы в меньшей степени (например, не определяются профили Программ), чем по специальностям (как минимум, установлены названия специализаций, а по многим из них определены требования к структуре Программ, в том числе дан перечень учебных дисциплин). Безусловно, отсутствие, если можно так сказать, юридической психологии в Стандартах не лишает возможности ее включения в Программы высших учебных заведений (и это можно только рекомендовать и приветствовать).
С другой стороны, необходимо отметить, что в Стандартах всех трех существующих психологических (психолого-педагогических) специальностей («Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения») имеют положения, относимые к юридической психологии. Элементы юридической психологии присутствует в девяти из пятнадцати специализаций трех указанных специальностей (в двух из четырех в «Психологии служебной деятельности», в четырех из шести в «Клинической психологии», в трех из пяти в «Педагогике и психологии девиантного поведения»), а в Стандартах «Клинической психологии» и «Педагогики и психологии девиантного поведения» такие элементы присутствуют и в базовой части профессионального цикла. Необходимо также отметить, что одно только название направления подготовки (специальность) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» относит его к системе юридической психологии (элементы юридической психологии содержатся даже в базовой части гуманитарного и социального учебного цикла, а именно, требование к обучающемуся знать психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения).
Содержащиеся в Стандарте элементы юридической психологии по большей части относятся к тем или иным правонарушениям и их профилактике, работе с правонарушителями (например, пенитенциарная психология, судебно-психологическая экспертиза, психология отклоняющегося поведения, криминальная психология и т. д.), при этом отдельно необходимо отметить психологическую и психолого-педагогическую работу в сфере девиантного поведения, в том числе с детьми и подростками. Более обобщенные и, если можно так сказать, фундаментальные дисциплины, как, например, правовая психология (в том числе психология права − в специализации № 6 специальности «Клиническая психология») представлены менее широко, что объясняется тем, что другие, если можно так их назвать, прикладные дисциплины юридической психологии (уже названные криминальная психология, пенитенциарная психология и т. д.) более изучены, более разработаны, что, в свою очередь, объясняется запросом государства и общества именно на эти направления юридической психологии в нынешней социально-экономической ситуации. Однако видится верным изучение именно правовой психологии как приоритетного направления юридической психологии, особенно в части психологии правотворчества.
Направления подготовки (специальности) с присвоением квалификации (степени) «специалист» («Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения») утверждены Правительством Российской Федерации, в отличие от направлений подготовки (специальностей) с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр» («Психология», «Психолого-педагогическое образование»), которые утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации (то есть, грубо говоря, органом власти на одну ступень ниже), – это связано с тем, что при переходе на двухуровневую систему образования (бакалавр, магистр) при реализации в Российской Федерации так называемого Болонского процесса некоторые направления подготовки не могут быть эффективно представлены по такой схеме, что повлекло за собой сохранение программ специалитета (либо формирование новых таких программ). Выявленную в настоящей работе довольно широкую представленность юридической психологии именно в такой особой форме, как специалитет, можно истолковать как подтверждение на государственном уровне важности и актуальности изучения юридической психологии и как науки, и как учебной дисциплины.
Таблица 1.
Результаты изучения содержания Стандартов (ФГОС) на предмет возможности
отнесения установленных требований к элементам системы юридической психологии
|
|
Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) |
Требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) |
Требования к структуре основных образовательных программ (ООП) |
|
1 |
030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») [Приказ Министерства образования, а]
|
Не выявлены |
Не выявлены |
|
2 |
030300 Психология (квалификация (степень) «магистр») [Приказ Министерства образования, б] |
Не выявлены |
Не выявлены |
|
3 |
030301 Психология служебной деятельности [Приказ Министерства образования, а3] |
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в специальной деятельности: компетенции в области специальной деятельности определяются вузом с учетом специфики служебной деятельности специалиста: Специализация № 1 «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов»; Специализация № 3 «Пенитенциарная психология» |
1) Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения С.3 Профессиональный цикл. Специализация: № 1 «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов»; № 3 «Пенитенциарная психология».
2) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий. С.3 Профессиональный цикл. Юридическая психология (рекомендована) |
|
4 |
030401 Клиническая психология [Приказ Министерства образования, а2]
|
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) экспертная деятельность: умение квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя (ПК−16); профессионально-специализированные компетенции: Специализация № 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»: способность и готовность к самостоятельному проведению психологических экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами (ПСК−3.7). Специализация № 6 «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология»: способность и готовность к разработке стратегий клинико-социальной реабилитации лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений (ПСК−6.7).
|
1) Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения С.3 Профессиональный цикл. В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: уметь: самостоятельно проводить психологическое экспертное исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами. Специализация: № 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»: с целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: теорию и методологию производства судебных экспертиз с участием психолога с учетом специфики предметных видов экспертиз в уголовном и гражданском процессах; уметь: самостоятельно проводить судебно-психологическое и экспертное исследование и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами; владеть: способами организации судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы в государственных лечебных, судебно-экспертных учреждениях и при производстве негосударственных (частных) экспертиз. № 6 «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология»: с целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: возрастные, гендерные и этнические факторы, влияющие на генез и структуру социальных девиаций.
2) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий. С.3 Профессиональный цикл. Судебно-психологическая экспертиза; Психология отклоняющегося поведения. Специализация № 1 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»: Спецпрактикум - тренинг по работе с девиантными подростками Специализация № 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»: Криминальная психология; Виктимология. Специализация № 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»: Спецпрактикум - тренинг по работе с девиантными подростками. № 6 «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология»: Психология права; Гендерная психология и девиантное поведение; Пенитенциарная психология. |
|
5 |
050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Приказ Министерства образования, а1] |
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): В социально-педагогической деятельности (ПКСП): способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2) |
Не выявлены |
|
6 |
050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр) [Приказ Министерства образования, б1] |
Не выявлены |
Не выявлены |
|
7 |
050407 Педагогика и психология девиантного поведения [Приказ Министерства образования, б2] |
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в области воспитательной (социально-педагогической) деятельности: способность разрабатывать, реализовывать и оценивать эффективность программ, направленных на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, рисков асоциального поведения (ПК−6); в области диагностико-коррекционной деятельности: способность выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением (ПК−9); способность устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях (ПК−10); способность осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения (ПК−11); в области экспертно-консультационной деятельности: способность осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних (ПК−31); в области педагогической деятельности: способность проводить правовое воспитание, формировать у детей и подростков правосознание, законопослушное поведение и правовую культуру (ПК−42); Специализация № 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения": способность разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекции первичных признаков такого поведения (ПСК−3.2); способность применять развивающие программы, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения, проводить психологическую консультативную работу с детьми, подростками и их семьями (ПСК-3.5); способность проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин (ПСК−3.6); способность проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков (ПСК−3.8); способность разрабатывать и использовать программы оказания психологической помощи осужденным и коррекции их девиантного поведения (ПСК−3.10); Специализация № 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска": способность устанавливать основные признаки и виды девиантного поведения детей и подростков, факторы, условия и закономерности их развития (ПСК−4.2); Специализация № 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением": способность диагностировать и идентифицировать психосоциальные проблемы и отклонения психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением (ПСК−5.1); способность применять методы психодиагностики личностных и социальных отклонений у лиц с девиантным поведением (ПСК−5.3); способность устанавливать контакт с лицами с девиантным поведением и вырабатывать у них мотивацию к сотрудничеству (ПСК−5.6); способность использовать методы оценки риска рецидива девиантного поведения (ПСК−5.7); способность планировать и реализовать программы групповой и индивидуальной психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением с учетом их личностных особенностей, этнокультуральной специфики, вида девиаций и организационно-ведомственного контекста работы (ПСК−5.8).
|
1) Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения С.1 Гуманитарный и социальный цикл. В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения. С.3 Профессиональный цикл В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: теоретические и методические основы, приемы, техники, технологии психопрофилактики, психолого-педагогического консультирования, диагностики и коррекции, психолого-педагогической помощи и реабилитации лиц с отклоняющимся поведением; уметь: реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной сферах; планировать и реализовывать профилактические меры, включая индивидуально-профилактическую работу по предупреждению детской беспризорности, безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних; осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных правовых актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних; владеть: навыками психодиагностической и психокоррекционной работы с лицами, склонными к девиантному поведению; Специализация № 3 «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»: С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: концептуальные основы процесса социализации, развития правосознания и социально ответственного поведения, воспитания социально зрелой личности; теоретические принципы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения; принципы и методы психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей и подростков, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков; уметь: проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин; разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекции первичных признаков такого поведения; осуществлять развивающие программы, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения, проводить психологическую консультативную работу с детьми, подростками и их семьями; проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков; владеть: методологией и методами диагностики нормального и отклоняющегося развития для определения психологических проблем и зоны ближайшего развития детей и подростков в контексте профилактики девиантного поведения. Специализация № 5 «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением»: С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: концептуальные основы процесса социализации, социореадаптации, развития и коррекции правосознания и социально ответственного поведения, воспитания и реинтеграции социально дезадаптированной личности; типологию девиантного и криминального поведения; концептуальные принципы и методы оценки риска девиантного поведения у взрослых; принципы и методы психолого-педагогической работы с персоналом коррекционных учреждений лиц с девиантным поведением; уметь: устанавливать контакт с лицам с девиантным поведением и вырабатывать у них мотивацию к сотрудничеству; использовать методы психологической диагностики личностных деформаций и социальных отклонений у лиц с девиантным поведением; использовать методы оценки риска рецидива девиантного поведения; планировать и реализовывать программы групповой и индивидуальной психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением с учетом их личностных особенностей, этнокультурной специфики, вида девиаций и организационно-ведомственного контекста работы; владеть: методологией и методами психологической диагностики для идентификации психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением; методологией и методами разработки и реализации групповых и индивидуальных программ психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением; методами мониторинга и оценки эффективности программ психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением.
2) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий. С.3 Профессиональный цикл Базовая часть Психология девиантного поведения. Специализация № 3 «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»: Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения; Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков; Правовая психология; Превентивная психология; Ювенальная юридическая психология; Развитие правосознания у детей и подростков. Специализация № 4 «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска»: Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения; Превентивная психология; Криминальная психология; Ювенальная юридическая психология; Психология виктимного поведения; Психолого-педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в сложной жизненной и юридически значимой ситуации. Специализация № 5 «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением»: Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения; Превентивная психология; Криминальная психология; Судебная психология; Пенитенциарная психология; Методы оценки риска девиантного поведения; Методы психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением; Психолого-педагогическое обеспечение работы с персоналом учреждений для лиц с девиантным поведением; Педагог-психолог в системе коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением |