Содержание ценностных ориентаций обучающихся в условиях кадетского образования

1100

Аннотация

Статья посвящена раскрытию аксиологического аспекта содержания кадетского образования. Описано эмпирическое исследование содержания ценностных ориентаций обучающихся в условиях кадетского образования (по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»). Анализ эффективности кадетского образования в плане его влияния на процесс формирования ценностей обучающихся представлен с позиции всех участников образовательного процесса: обучающихся (N=75), педагогов (N=7), родителей (N=22). Выборку обучающихся составили кадеты (N=44) и учащиеся общеобразовательных классов (N=31) в возрасте от 15 до 17 лет (из них – 25 девушек). Описаны результаты экспертного опроса (N=7), касающиеся определения ценностей, релевантных содержанию кадетского образования. Подтверждена гипотеза о том, что степень присвоения ценностей, соответствующих содержанию кадетского образования, у кадетов выше в сравнении с обучающимися общеобразовательных классов. Обоснованы причины указанных различий. Доказана ведущая роль педагогов в развитии своеобразия содержания ценностных ориентаций кадетов. Полученные выводы могут служить основанием для проектирования и совершенствования содержания и форм кадетского образования.

Общая информация

Ключевые слова: кадетское образование, аксиологический компонент содержания образования, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070206

Для цитаты: Зверева И.И. Содержание ценностных ориентаций обучающихся в условиях кадетского образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 59–71. DOI: 10.17759/psyedu.2015070206

Полный текст

 

Современные преобразования в экономической и политической сферах российского общества влекут за собой и перемены в общественном сознании. Для эффективного прогнозирования модели будущего общества особенно актуально исследование ценностей молодежной среды и прежде всего ценностей учащейся молодежи.

Усвоение ценностей в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС НОО (2009), ФГОС ООО (2010), ФГОС С(П)ОО (2012)) рассматривается как одна из составляющих личностных результатов обучения [14].

В условиях модернизации российского образования, характеризующихся поиском оптимальной модели, типа школ, сочетающих в себе комплексный подход в реализации единства когнитивного и ценностного компонентов содержания образования, особое внимание следует обратить на кадетское образование, которое открывает новые перспективы в решении данной проблемы.

Анализ соответствующей литературы показывает, что изучение психологического содержания кадетского образования довольно актуально, однако большинство исследований касается деятельности специализированных кадетских корпусов, кадетских школ [7; 9].

Эмпирическое исследование, о котором пойдет речь в данной статье, было направлено на изучение ценностных ориентаций обучающихся кадетских классов общеобразовательной школы.

Ценностные ориентации в философской и психологической литературе рассматриваются как важнейшая составляющая структуры личности. Разделяя убеждение, что условия социокультурного окружения представляют собой основной источник становления предпочтений личности в аксиологической сфере, мы понимаем, что включение ценностных ориентаций в структуру личности «позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества..., в особенностях социально-группового сознания той среды, в которой формировалась социальная индивидуальность и где протекает повседневная деятельность человека» [13, с. 27]. Проблемы места ценностных ориентаций в структуре личности, их роли в определении направленности личности, механизмов их образования и функционирования отражены в работах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. [1; 2; 3; 12]. Однако необходимо отметить, что и сегодня в отечественной и зарубежной психологии нет пока единой трактовки термина «ценностные ориентации». На недостаточную разработанность ценностного аспекта в психологии личности указывали Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, В.П. Зинченко и многие другие отечественные психологи.

В отношении понятия «ценностные ориентации» мы разделяем точку зрения Д.А. Леонтьева, Г. Олпорта, М. Рокича. Д.А. Леонтьев [4] определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него. Г. Олпорт [8] понимает под ценностными ориентациями убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что - нет. По определению М. Рокича, ценностными ориентациями являются устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель, с личной и социальной точек зрения, более предпочтительны, чем другой или обратный способ поведения или конечная цель существования. Задачам нашего исследования соответствует следующее определение: ценностные ориентации - это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на смысложизненные цели и способы их достижения, определяющиеся внутриличностными образованиями.

Каждый человек может обладать своей системой ценностей, которые в этой иерархии выстраиваются в определенной взаимосвязи. От того, каково сочетание ценностей, входящих в структуру ценностных ориентаций, какова степень предпочтения их относительно других, зависит, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Можно проанализировать также, насколько эти цели жизни адекватны цели воспитания.

В проведенном нами исследовании анализ эффективности кадетского образования с точки зрения его влияния на процесс формирования ценностей обучающихся представлен не только с позиции потребителей образовательной услуги - обучающихся, но и с учетом анализа деятельности разных участников реализации программы - педагогов, родителей. Это подчеркивает практическую значимость результатов эмпирического исследования.

В ходе исследования мы выдвинули ряд гипотез:

1)          степень присвоения ценностей, релевантных содержанию кадетского образования, будет выше у кадетов в сравнении с обучающимися общеобразовательных классов;

2)          степень совпадения ценностей, соответствующих содержанию кадетского образования, у кадетов с педагогами выше, чем у обучающихся общеобразовательных классов с педагогами.

Программа исследования

Исследование содержания ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса, организованное на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Калуги, которое с 2011 г. реализует программу кадетского образования, осуществлялось в два этапа. На первом этапе была изучена степень присвоения ценностей, релевантных содержанию кадетского образования, кадетами и обучающимися общеобразовательных классов в параллели VIII и X классов. Через год в этих же классах был осуществлен второй срез. В выборку вошли кадеты (N=44) и обучающиеся общеобразовательных классов (N=31) в возрасте от 15 до 17 лет, проживающие в г. Калуге: 25 девушек и 50 юношей. Определение ценностей, соответствующих содержанию кадетского образования, было осуществлено экспертами (N=7) - специалистами, реализующими указанную программу. С целью проверки предположения о том, что причина различий в степени присвоения ценностей кроется в содержании кадетского образования, разделяемого и транслируемого различными субъектами образовательного процесса, было проведено исследование ценностных ориентаций педагогов (N=7) и родителей (N=22). На всех этапах исследования сопоставлялись приоритетные ценности, разделяемые всеми субъектами образовательного процесса, и ценности, выделенные экспертами.

Для получения эмпирических данных о содержании и структуре ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, автор которой различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Результаты эмпирического исследования и их интерпретация

Экспертами была дана оценка ценностного содержания кадетского образования (по 7-балльной шкале по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича [4]). Полученные результаты явились основанием для определения ценностей, релевантных содержанию кадетского образования: из группы терминальных ценностей - «здоровье» (физическое и психическое), «активная деятельная жизнь» (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), «наличие хороших и верных друзей», «счастье других» (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), «счастливая семейная жизнь»; из группы инструментальных - «исполнительность» (дисциплинированность), «ответственность» (чувство долга, умение держать свое слово), «твердая воля» (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), «аккуратность» (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), «рационализм» (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).

Для проверки гипотезы о том, что степень присвоения ценностей, соответствующих содержанию кадетского образования, у кадетов будет выше в сравнении с обучающимися общеобразовательных классов, учащимся в параллели VIII и X классов было предложено оценить значимость для себя терминальных и инструментальных ценностей по 7-балльной шкале. Через год, в 2014 г. в этих же классах был осуществлен второй срез. Согласно полученным результатам, из каждой группы терминальных и инструментальных ценностей на основе приема разделения выборки на три равные части были выделены по шесть ценностей, занимающих ведущее положение в иерархии, составленной на основе опроса разных категорий респондентов.

Результаты свидетельствуют о различии в системе значимых ценностей у разных групп испытуемых. Однако ценность «наличие хороших и верных друзей», релевантная содержанию кадетского образования, вошла в число приоритетных у обеих групп выборок. Заметим, что данная ценность, согласно результатам исследований В.И. Чиркова [15] и М. Линча [6], является базовой, изначальной психологической потребностью личности в значимых межличностных отношениях и соответствует возрастным особенностям испытуемых. Для обеих групп выборок одинаково важной оказалась ценность «рационализм» - умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения. Соотнесение ведущих ценностей кадетов с ценностями, приоритетными для экспертов, выявила большую степень их совпадения, чем при соотнесении ценностей, приобретенных обучающимися образовательных классов, с ценностями, приоритетными для экспертов. Так, совпадение в 75 % и 79 % случаев у кадетов на разных этапах обучения в отношении терминальных и инструментальных ценностей соответственно по сравнению с 29 % по обеим группам ценностей у обучающихся общеобразовательных классов (табл. 1, 2).

Таблица 1

Соотнесение терминальных ценностей, приоритетных для кадетов и обучающихся общеобразовательных классов, с ценностями, релевантными содержанию кадетского образования

Ценности, релевантные содержанию кадетского образования

Кадеты

Обучающиеся общеобразовательного класса

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

Здоровье

+

+

+

+

Активная деятельная жизнь

+

+

+

+

Уверенность в себе

+

 

+

+

+

+

Наличие хороших и верных друзей

+

+

+

 

+

+

+

+

+

Счастье других

-

-

-

 

-

-

-

-

-

Счастливая семейная жизнь

+

+

+

 

+

 

 

Таблица 2

 

Соотнесение инструментальных ценностей, приоритетных для субъектов образовательного процесса, с ценностями, релевантными содержанию, кадетского образования

Ценности, релевантные содержанию кадетского образования

Кадеты

Обучающиеся общеобразовательного класса

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

Исполнительность

+

+

+

+

Ответственность

+

+

+

+

Твердая воля

+

+

+

+

+

+

Самоконтроль

+

+

+

Аккуратность

-

-

-

-

-

-

-

+

Рационализм

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Таким образом, сравнительный анализ результатов эмпирического исследования содержания ценностных ориентаций кадетов и обучающихся общеобразовательных классов, проведенный на разных этапах обучения, подтвердил выдвинутое предположение, что степень присвоения ценностей, соответствующих содержанию кадетского образования, у кадетов по сравнению с обучающимися общеобразовательных классов выше.

Были выявлены значимые различия по ряду ценностей между выборками кадетов и обучающихся общеобразовательных классов на разных этапах их обучения. Так, в параллели VIII классов значимые различия были отмечены по следующим ценностям: из группы терминальных - «здоровье» (U=72 при p<0,01), из группы инструментальных - «ответственность» (U=63 при p<0,01), «самоконтроль» (U=68,5 при p<0,01). Ценность «здоровье» для кадетов остается значимой и в IX классе (U=72 при p<0,01), что может быть обусловлено особенностями учебного плана данных классов, включающих специальные предметы, ориентированные на углубленную физическую подготовку («здоровый образ жизни», «строевая подготовка» и др.). На третьей ступени обучения в X классе из группы терминальных наиболее значимыми для кадетов ценностями являются «здоровье» (U=88,5 при p<0,05) и «активная деятельная жизнь» (U=82 при p<0,05); из группы инструментальных - «исполнительность» (U=82 при p<0,05), «ответственность» (U=82 при p<0,05), «самоконтроль» (U=81,5 при p<0,05). На этапе завершения обучения в школе ценности «здоровье» (U=92,5 при p<0,05) и «активная деятельная жизнь» (U=68 при p<0,01) остаются для кадетов в числе приоритетных.

Причины, обосновывающие значимость активной деятельной жизни для обучающихся кадетских классов, кроются в особенностях их внеурочной жизни, которая насыщена разного рода мероприятиями. Для них активная деятельная жизнь не тождественна развлечениям, она соотносится с максимально полным использованием своих возможностей, сил и способностей. Кроме того, значимой становится ценность «счастливая семейная жизнь» (U=64 при p<0,01). Среди инструментальных ценностей - «исполнительность» (U=82 при p<0,05), «ответственность» (U=89 при p<0,05), «самоконтроль» (U=68 при p<0,01) также остаются в числе приоритетных и на этапе завершения кадетами обучения в школе. Особую значимость для одиннадцатиклассников приобретает «твердая воля» (U=89 при p<0,05).

Заметим, что доминирующими инструментальными ценностями для обучающихся кадетских классов на разных этапах их обучения являются те, которые предполагают наличие волевых качеств личности: исполнительности, самоконтроля, ответственности, делающие человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что на старшей ступени обучения обнаружены статистически значимые различия по большему количеству ценностей по сравнению со средней, что позволяет высказать предположение о наибольшей сензитивности указанного возрастного периода для развития ценностных ориентаций обучающихся. Это обстоятельство может выступить предметом дальнейшего исследования.

Следующий этап работы был посвящен проверке гипотезы о том, что причина указанных различий кроется в содержании кадетского образования, разделяемого и транслируемого педагогами, родителями как субъектами образовательного процесса. Потому процедура определения приоритетных ценностей была проведена также с указанными субъектами образовательного процесса. На основании соотнесения значимых для педагогов и родителей кадетов ценностей, занимающих ведущее положение в их иерархии, с ценностями, релевантными содержанию кадетского образования, выявлено совпадение по большинству из них: 83,3 % у педагогов и 66,6 % у родителей кадетов — по терминальным ценностям, по 66,6 % у обеих групп выборок — по инструментальным ценностям, что может являться свидетельством довольно высокой степени присвоения ценностей кадетского образования педагогами, родителями кадетов (табл. 3).

Таблица 3

Соотнесение терминальных и инструментальных ценностей, приоритетных для педагогов и


Примечание. 1 – «здоровье»; 2 – «активная деятельная жизнь»; 3 – «уверенность в себе»; 4 – «наличие хороших и верных друзей»; 5 – «счастье других»; 6 – «счастливая семейная жизнь»; 7 – «исполнительность»; 8 – «ответственность»; 9 – «твердая воля»; 10 – «самоконтроль»; 11 – «аккуратность»; 12 – «рационализм».

Мы предположили, что с высокой долей вероятности будет осуществляться трансляция присвоенных ценностей: педагогами - в образовательном процессе через содержание образования, родителями - процессе решения воспитательных задач. Метод сравнения ценностных профилей позволил подтвердить выдвинутую гипотезу: Евклидово расстояние при сравнении профилей ценностей педагогов и кадетов меньше, чем расстояние при сравнении профилей ценностей педагогов и обучающихся в общеобразовательных классах. Так, расстояние при сравнении ценностных профилей педагогов и обучающихся VIII, IX, IX, XI кадетских классов равно соответственно по терминальным ценностям - 1,67; 1,56; 1,76; 2,09; по инструментальным ценностям - 2,26; 2,14; 2,73; 2,5), а значения расстояния при сравнении профилей ценностей педагогов и обучающихся VIII, IX, X, XI общеобразовательных классов оказываются выше и равны соответственно по терминальным ценностям - 3,02; 3,34; 2,98; 3,53; по инструментальным ценностям -    3,45;     3,46;       3,61;      3,38    (табл. 4,    5).

Матрица близостей. Терминальные ценности (по методике М. Рокича)

Таблица 4

Субъекты образова тельного процесса

Евклидово расстояние

Субъекты образовательного процесса

Обучающиеся кадетских классов (КК)

Обучающиеся общеобразовательных классов (ОК)

Педагоги

Родители

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

VIII ОК

2,82

IX ОК

3,36

X ОК

2,64

XI ОК

3,21

Педагоги

1,67

1,56

1,76

2,09

3,02

3,34

2,98

3,53

2,23

Родители

2,34

2,56

2,5

2,77

 

 

Таблица 5

Матрица близостей. Инструментальные ценности (по методике М. Рокича)

Субъекты образова тельного процесса

Евклидово расстояние

Субъекты образовательного процесса

Обучающиеся кадетских классов (КК)

Обучающиеся общеобразовательных классов (ОК)

Педагоги

Родители

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

VIII ОК

2,95

IX ОК

2,16

X ОК

2,88

XI ОК

2,97

Педагоги

2,26

2,14

2,73

2,5

3,39

2,77

3,46

3,31

4,25

Родители

3,45

3,46

3,61

3,38

 

Кроме того, данные табл. 4, 5 позволяют сделать вывод о том, что степень совпадения ценностей выше у кадетов и учителей, чем у кадетов и их родителей, что доказывает ведущую роль педагогов в развитии своеобразия содержания ценностных ориентаций кадетов. Возможно, инструментом, способствующим этому, является само содержание кадетского образования.

Обращает на себя внимание тот факт, что при сравнении абсолютные значения Евклидова расстояния между кадетами и педагогами и кадетами и их родителями по инструментальным ценностям оказываются выше, чем по терминальным. Это может свидетельствовать о том, что трансляция ценностей кадетского образования и соответственно их присвоение кадетами идет преимущественно в направлении терминальных ценностей, в отношении которых педагоги и родители демонстрируют большее единодушие по сравнению с инструментальными ценностями.

Таким образом, сравнение ценностных профилей субъектов образовательного процесса свидетельствует о близости содержания ценностных ориентаций кадетов и педагогов, кадетов и их родителей, что, в свою очередь, может являться доказательством единства целевых установок педагогов и родителей.

Выводы

Полученные в эмпирическом исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.

1.  Раскрыта качественная специфика содержания ценностных ориентаций кадетов; в систему их приоритетных ценностей на последовательных этапах обучения входят ценности «здоровье», «активная деятельная жизнь», «счастливая семейная жизнь».

2.    Результаты исследования доказали эффективность кадетского образования в аспекте формирования ценностных ориентаций кадетов, на что указывают статистически значимые различия в степени присвоения ценностей, релевантных содержанию кадетского образования, у кадетов и у обучающихся общеобразовательных классов.

3. Обоснованы причины указанных различий, касающиеся содержания кадетского образования, разделяемого и транслируемого педагогами - в образовательном процессе, родителями - в процессе решения воспитательных задач. Доказана ведущая роль педагогов в развитии качественного своеобразия содержания ценностных ориентаций кадетов.

Следовательно, кадетское образование актуализирует аксиологический аспект образования, обеспечивая эффективную трансляцию его ценностного содержания, что способствует формированию позитивно-значимого отношения обучающихся к различным сферам бытия.

Полученные выводы могут служить основанием для проектирования и совершенствования содержания и форм кадетского образования.

Благодарности

Работа выполнена на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51» города Калуги.

 

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  2. Божович  Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с.
  4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.
  5. Лернер И.Я. Введение // Дидактические проблемы построения базового содержания образования / Под. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. С. 3–8.
  6. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 137–142.
  7. Метелина А.А. Специфика социальных связей подростков и старших школьников в условиях кадетской школы-интерната [Электронный ресурс]  // Психологическая наука и образование PSUEDU.ru. 2012.  № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50191.shtml (дата обращения: 14.01.2015).
  8. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Общ. ред. А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 464 с.
  9. Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов  // Психологическая наука и образование. 2008.  № 1. С. 45–49.
  10. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
  11. Рамазанов М.Р. Система кадетского образования как социальный институт в современной России (на примере Республики Татарстан). Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2014. 20 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 592 с. 
  13. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция: 2-е расширенное изд.  М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
  14. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] //URL: http://минобрнауки.рф/документы/543.
  15. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116–132.

Информация об авторах

Зверева И.И., аспирант кафедры психологии развития и образования факультета психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, e-mail: inna.zwerewa2013@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1992
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1100
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3