Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности

1651

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление у студентов с разным уровнем ролевой виктимностиспецифических особенностей проявления характеристик психологического благополучия. Под ролевой виктимностью понимается такая стратегия виктимных взаимоотношений, которая основана на предрасположенности личности продуцировать тот или иной тип поведения жертвы игрового или социального характера (игровая и социальная роли жертвы; М.А.Одинцова). Проведен анализ психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности (N=82). Средний возраст студентов– 21 год. Выделены группы по уровню и характеру проявления ролевой виктимности: «аутовиктимные» (N=28), «виктимные» (N=31), «невиктимные» (N=23) и сделан сравнительный анализ уровня психологического благополучия и восприятия образа мира в данных группах. В ходе исследования установлено, что с повышением уровня ролевой виктимности понижается психологическое благополучие студентов и формируется негативное отношение к окружающему миру. «Аутовиктимные» студенты при столкновении с трудностями используют игровую роль жертвы, а «виктимные» – социальную роль жертвы. «Невиктимные» являются носителями позитивной самооценки, оптимизма, легко ставят цели и достигают их. Проанализированы особенности психологического благополучия, восприятия образа мира, уровня ролевой виктимности в группах юношей и девушек.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие , игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, ролевая виктимность, студенчество

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080104

Для цитаты: Полищук Е.С. Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 35–44. DOI: 10.17759/psyedu.2016080104

Фрагмент статьи

Первыми, кто еще в 1980-х гг. заложил теоретическую базу для изучения данного феноменастали Н.М. Брадбурн и Э.Динер. В их понимании психологическое благополучие заключалось в удовлетворении потребностей и снижении напряжения [2]. В исследованиях Р.М. Райан и Э.Л. Дейситакже подчеркивается роль генетических факторов в психологическом благополучии личности [2].Позднее были опубликованы работы К.Рифф, в которых дается более широкое толкование психологического благополучия, основанное на экзистенциально-смысловой идее личностного роста и саморазвития [10].Автор выделила шесть компонентов психологического благополучия: автономномия; управление окружающей средой; личностный рост; позитивные отношения с окружающими; цели в жизни; самопринятие. Высокие значения по отдельным показателям демонстрируют компетентность и успешность личности в целом. К. Риффотмечает, что выделенные ею компоненты психологического благополучия соотносятся с другими структурными элементами теорий, в которых речь идет о позитивном функционировании личности.

Литература

  1. Арендачук И.В. Социально-психологические риски в жизнедеятельности современного студента// Психология и педагогика на современном этапе. 2015. №6. С.13–18.
  2. Бекузарова А.Т. Психологическое благополучие как предмет зарубежных и отечественных исследований// Актуальные проблемы психологического знания. 2014. №2. С.16–25.
  3. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога// Педагогическое образование в России. 2013.№1. С. 94–101.
  4. Одинцова М.А. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации студенческой молодежи в условиях энтропии современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 2 (108). С. 90–96.
  5. Одинцова М.А. Проблема виктимного личностного типа в психологии // Известия Саратовского университетa. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т.14. № 2. С. 73–79.
  6. Одинцова М.А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 59–67.
  7. Одинцова М.А.,Радчикова Н.П.Разработка и стандартизация опросника «Тип ролевой виктимности» // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1303–1310.
  8. Смирнов Н.К., Валюженич М.В. Формирование пространства психологического благополучия как актуальная задача современной школы [Электронный ресурс]//Непрерывное педагогическое образование.ru. 2012. №1. URL: http://www.apkpro.ru/294.html(дата обращения: 19.06.2012).
  9. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П.Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.
  10. Ryff C.et al.The structure of psychological well-being revisited  // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719–727.

Информация об авторах

Полищук Екатерина Сергеевна, магистрант кафедры педагогической психологии, факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: angel_ket89@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2786
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1651
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0