Технологии повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях инклюзивной образовательной организации

870

Аннотация

В настоящей статье поднимаются вопросы повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих в инклюзивных образовательных организациях, обозначаются основные стратегии подготовки специалистов по программам магистратуры.Подчеркивается, что одной из важнейшей составляющей подготовки магистров является формирование профессиональных (практико-ориентированных) компетенций на стажировочных площадках сетевых образовательных организаций, которые позволят будущим специалистам решать профессиональные задачи любой сложности, генерировать новые схемы профессиональной деятельности в условиях трансформации российского образования.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная компетентность, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья , магистратура, педагогическое сообщество

Рубрика издания: Консультирование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080314

Для цитаты: Захарова А.В., Староверова М.С. Технологии повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях инклюзивной образовательной организации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 153–165. DOI: 10.17759/psyedu.2016080314

Фрагмент статьи

Трансформации, происходящие в российском обществе, побудили правительство разработать ряд нормативно-правовых документов (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования), «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», внести изменения в Закон «Об образовании в РФ»в части, касающейся получения доступного и качественного образования лицами с ОВЗ [22; 23; 24; 25;35 ].

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск: 2007.204 с.
  3. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., Шубина А.С. Практико-ориентированная модель подготовки магистров по программе «Школьная психология» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 31–39.
  4. Вершловский, С.Г. Воспитание активности позиции личности. Л.: Лениздат, 1981. 144 с.
  5. Виноградов В.Л., Панфилов А.Н., Панфилова В.М., Рахманова А.Р. Интегрированное образовательное пространство вуза и школы как основа практико-ориентированной подготовки будущих учителей // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 142–152.
  6. Вяткина В.Б. Создание комфортной психологически безопасной среды в образовательном учреждении в рамках инклюзивного подхода // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. Сборник научных статей. М: МГППУ 2015. С. 98–101.
  7. Гаврилушкина О.П., Егорова М.А., Захарова А.В., Костенкова Ю.А. Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности по трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Том 7, № 4. URL: http://psyedu.ru/files/issues/psyedu_ru_2015_n4.pdf(дата обращения: 11.08.2016).
  8. Гильмеева Р. Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования: автореферат дис. ... докт. пед. наук. Казань, 1999.45 с.
  9. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. 176 c.
  10. Захарова А.В. Концепция психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного школьного обучения // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2011. №1. С. 15 – 26.
  11. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э.Э.Компетентностный подход к модернизации профессиональногообразования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–30.
  12. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. 165 с.
  13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
  14. Логинова Г.П., Пономарева В.В. Роль эмпирического и теоретического мышления в процессе обучения практических психологов // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 41–47.
  15. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс]// Психологическая наука и образование PSYEDU. 2014. Т.6. №2. С.1–18.
  16. Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. с. 13–20.
  17. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 2002. 192 с.
  18. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия,2004. 320 с.
  19. Никитина О. Н., Чурсина Г. И. Развивающая образовательная среда педагогического колледжа как условие нового качества подготовки учителя // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности : матер. 8-й науч.-практ. конф. Красноярск, 2002. С. 91–94.
  20. Петровский, А.В. Психологическая теория коллектива / под ред. А.В. Петровского, В. В. Шпалинского.М.: Педагогика, 1979. 237 с.
  21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственнного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" [Электронный ресурс]// URL: http: //минобрнауки.рф/documents/5133 (дата обращения: 01.09.2016).
  22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный ресурс]// URL:http://минобрнауки.рф/documents/5132 (дата обращения: 01.09.2016).
  23. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]URL: http:// base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 01.09.2016).
  24. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" [Электронный ресурс]URL: http://base.garant.ru/71166760/#ixzz4JILpujEK (дата обращения: 01.09.2016).
  25. Романовская И. А. Развитие инновационной позиции преподавателя высшей школы в процессе организационного обучения [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования.2013. № 2. URL: http:// www.science-education.ru/108-9093 (дата обращения: 31.07.2014).
  26. Романовская, И. А., Хафизуллина И. Н. Развитие инклюзивной компетентности учителя в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/118-14333 (дата обращения: 01.08.2016).
  27. Сабельникова С. И. Программа коррекционной работы в образовательном учреждении – системный подход к развитию инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практитка, технология : матер. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2011. С. 145–146.
  28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2012. 576 с.
  29. Сластенин В. А., Подымов Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Просвещение, 1997. 223 с.
  30. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  31. Староверова М.С. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения // Успехи современной науки и образования. 2016. № 2. С. 112-116.
  32. Староверова М.С., Ковалев Е.В. Захарова А.В. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. М., 2011. 167 с.
  33. Савенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 197–206.
  34. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. 03.07.2016) [Электронный ресурс]// URL:https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата обращения: 01.09.2016).
  35. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки :дис. …канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 213 с.

Информация об авторах

Захарова Анастасия Владимировна, кандидат психологических наук, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования, Москва, Россия, e-mail: nastasha@mail.ru

Староверова Марина Семеновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии, Института психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: staroverova.marina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2245
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 870
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0