Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 4. С. 102–116
doi:10.17759/psyedu.2016080411
ISSN: 2587-6139 (online)
Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-00052.
Ключевые слова: легитимизация агрессии, буллинг, социально-экономическое неравенство, враждебность, самооценка, тревожность, дезадаптивный перфекционизм
Рубрика издания: Психологическая безопасность
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080411
Для цитаты: Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 102–116. DOI: 10.17759/psyedu.2016080411
Фрагмент статьи
Психологи и социологи обращают внимание на увеличение количества случаев буллинга (bullying) – хулиганство, драки, школьная травля – среди подростков [14]. В отличие от случайной ссоры или драки между людьми буллинг – это регулярно осуществляемое умышленное агрессивное поведение [2; 4; 6]. В психологической литературе под термином «буллинг» принято понимать совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, т. е. буллинг не является частным обособленным явлением, например, в школьной среде или армии. Несмотря на то, что буллинг проявляется в достаточно устойчивых социальных группах, это – широкий спектр социального поведения [19; 21; 22]. Участники буллинга обладают неодинаковой физической силой или социальной властью наряду со стремлением это подтверждать [11]. Буллинг классифицируется как агрессия: физический, эмоциональный, сексуальный, устный; прямой или косвенный. Будь то физическая или эмоциональная агрессия со стороны одного человека или группы, важно, что жертва не способна себя защитить. Какие-либо характеристики жертвы – инаковость, неуверенность в себе, низкий социальный статус – являются частой, но не единственной причиной травли; причиной могут быть потребность во власти со стороны преследователей, принятие буллинга как нормы со стороны наблюдателей, ксенофобия [3]. Косвенный буллинг подразумевает манипуляцию социальными отношениями, ведущую к социальной изоляции жертвы [8].
Литература
- Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Издательский дом «НЕВА», 2001. 512 с.
- Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. № 1 (6). С. 103–116.
- Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс]// Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml (дата обращения: 27.01.2016).
- Кекелидзе З.И., Макушкин Е.В. Татьяна Борисовна Дмитриева – психиатр в эпоху перемен. М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского», 2011. 191 с.
- Мартыненко Б.К. Социальная сущность насилия // Закон и право. 2008. № 12. С. 60–61.
- Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 210 с.
- Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2009. 192 с.
- Brunstein K.A., Sourander A., Gould M. The association of suicide and bullying in childhood to young adulthood: a review of cross-sectional and longitudinal research findings // Can. J. Psychiatry. 2010. Vol. 55 (5). P. 282–288.
- Craig W.M. The relationship among bullying, victimization, depression, anxiety and aggression in elementary school children // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 24 (1). P. 123–130.
- Fiabane E., Flachi D., Giorgi I. at al. Professional outcomes and psychological health after workplace bullying: an exploratory follow-up study // Med Lav. 2015. Vol. 106 (4). P. 271–283.
- Hinduja S., Patchin J.W. Bullying, cyberbullying, and suicide // Arch. Suicide Res. 2010. Vol. 14 (3). P. 206–221.
- Pervanidou P., Chrousos G.P. Metabolic consequences of stress during childhood and adolescence // Metabolism. 2012. Vol. 61 (5). P. 611–619.
- Slaney R.B., Rice K.G., Mobley M. at al. The revised Almost Perfect Scale // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2001. Vol. 34 (3). P. 130–145.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4677
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 2445
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 10