Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности*

2445

Аннотация

Буллинг рассматривается как вариант агрессии. Анализируются взаимосвязи между содержанием подростковых страхов и тревог и агрессивностью. Представлены результаты лонгитюдного исследования, в рамках которого сопоставляются четыре последовательных измерения показателей тревожности и сопутствующих им показателей агрессивности у 70 учеников 6-го, а затем 7-го года обучения. Выясняется, в какой мере риск агрессивного поведения связан с враждебностью как негативной смысловой установкой личности. Враждебность стабильно положительно коррелирует со школьной, самооценочной, межличностной и магической тревожностью подростков. По результатам исследования в каждом классе выделяются сильно изолированные школьники. Они стабильно сверхтревожны, обладают высоким уровнем враждебности и склонны к защитной агрессии в поведении. Они же, согласно экспертным оценкам учителей и результатам включенного наблюдения, являются жертвами как агрессоров, так и «наблюдателей». Можно обоснованно предположить дальнейшее превращение жертв в агрессоров.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-00052.

Ключевые слова: легитимизация агрессии, буллинг, социально-экономическое неравенство, враждебность, самооценка, тревожность, дезадаптивный перфекционизм

Рубрика издания: Психологическая безопасность

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080411

Для цитаты: Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 102–116. DOI: 10.17759/psyedu.2016080411

Фрагмент статьи

Психологи и социологи обращают внимание на увеличение количества случаев буллинга (bullying) – хулиганство, драки, школьная травля – среди подростков [14]. В отличие от случайной ссоры или драки между людьми буллинг – это регулярно осуществляемое умышленное агрессивное поведение [2; 4; 6]. В психологической литературе под термином «буллинг» принято понимать совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, т. е. буллинг не является частным обособленным явлением, например, в школьной среде или армии. Несмотря на то, что буллинг проявляется в достаточно устойчивых социальных группах, это – широкий спектр социального поведения [19; 21; 22]. Участники буллинга обладают неодинаковой физической силой или социальной властью наряду со стремлением это подтверждать [11]. Буллинг классифицируется как агрессия: физический, эмоциональный, сексуальный, устный; прямой или косвенный. Будь то физическая или эмоциональная агрессия со стороны одного человека или группы, важно, что жертва не способна себя защитить. Какие-либо характеристики жертвы – инаковость, неуверенность в себе, низкий социальный статус – являются частой, но не единственной причиной травли; причиной могут быть потребность во власти со стороны преследователей, принятие буллинга как нормы со стороны наблюдателей, ксенофобия [3]. Косвенный буллинг подразумевает манипуляцию социальными отношениями, ведущую к социальной изоляции жертвы [8].

Литература

  1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Издательский дом «НЕВА», 2001. 512 с.
  2. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. № 1 (6). С. 103–116. 
  3. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс]//  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml (дата обращения: 27.01.2016). 
  4. Кекелидзе З.И., Макушкин Е.В. Татьяна Борисовна Дмитриева – психиатр в эпоху перемен. М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского», 2011. 191 с.
  5. Мартыненко Б.К. Социальная сущность насилия // Закон и право. 2008. № 12. С. 60–61.
  6. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 210 с.
  7. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2009. 192 с.
  8. Brunstein K.A., Sourander A., Gould M. The association of suicide and bullying in childhood to young adulthood: a review of cross-sectional and longitudinal research findings // Can. J. Psychiatry. 2010. Vol. 55 (5). P. 282–288.
  9. Craig W.M. The relationship among bullying, victimization, depression, anxiety and aggression in elementary school children // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 24 (1). P. 123–130.
  10. Fiabane E., Flachi D., Giorgi I. at al. Professional outcomes and psychological health after workplace bullying: an exploratory follow-up study // Med Lav. 2015. Vol. 106 (4). P. 271–283.
  11. Hinduja S., Patchin J.W. Bullying, cyberbullying, and suicide // Arch. Suicide Res. 2010. Vol. 14 (3). P. 206–221.
  12. Pervanidou P., Chrousos G.P. Metabolic consequences of stress during childhood and adolescence // Metabolism. 2012. Vol. 61 (5). P. 611–619. 
  13. Slaney R.B., Rice K.G., Mobley M. at al. The revised Almost Perfect Scale // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2001. Vol. 34 (3). P. 130–145.

Информация об авторах

Тарасова Софья Юрьевна, кандидат психологических наук, Ст. н. сотр. лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГНУ «Психологический институт» РАО, Москва, Россия, e-mail: syutarasov@yandex.ru

Осницкий Алексей Константинович, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), Москва, Россия, e-mail: osnizak@mail.ru

Ениколопов Сергей Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий отделом клинической психологии, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7899-424X, e-mail: enikolopov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4677
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2445
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 10