Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 2. С. 84–95
doi:10.17759/psyedu.2017090208
ISSN: 2587-6139 (online)
Феномен аутсайдерства в подростковых коллективах
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальный статус, феномен аутсайдерства, подростковый возраст
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090208
Для цитаты: Куминская Е.А. Феномен аутсайдерства в подростковых коллективах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 84–95. DOI: 10.17759/psyedu.2017090208
Полный текст
Проблема лидерства в российской и зарубежной науке представлена довольно широко. Исследованы многочисленные аспекты данного феномена: личностные качества лидеров, деятельность лидера, способности лидера.
Однако, как отмечает Р.Л. Кричевский, «говоря о структуре лидерства, следует иметь в виду не только горизонтальное, но и вертикальное ее измерение. Наивысший ранг (статус) имеет, естественно, позиция лидера, а наиболее низкий ранг (статус) - позиция аутсайдера» [2, с. 40]. Исследований, посвященных феномену аутсайдерства, в отечественной и зарубежной науке крайне мало. Так, работ с ключевым словом «аутсайдер», за последние 5 лет появилось всего две. Возможно, это связано с тем, что традиционно понятия «аутсайдерство» и «низкостатусность» употребляются в отечественной науке как синонимы.
Мы выдвинули гипотезу о том, что аутсайдерство - отдельный феномен, который можно выделись наряду с феноменом лидерства. Аутсайдеры обладают определенными особенностями личности, которые способствуют тому, чтобы подростки заняли низкостатусную позицию в группе.
Проблема аутсайдерства является особо значимой для подросткового возраста, поскольку позиция, занимаемая в подростковом коллективе, обуславливает дальнейшее развитие личности [6]. Например, в исследовании М.Е. Сачковой показано, что аутсайдеры часто завышают свой статус. Автор связывает это с актуализацией механизма психологической защиты и нежеланием видеть себя на самых низких позициях в классе [5].
Кроме того, интуитивно понятно, что эта позиция влияет и на психологическое благополучие подростков, и на уровень удовлетворенности жизнью, а также на процесс самореализации. Лидер имеет гораздо больший спектр возможностей, чем аутсайдер. Однако с точки зрения самореализации подростку гораздо важнее не быть аутсайдером, чем занимать лидерскую позицию. Это связано с тем, что учащиеся, занимающие среднестатусные позиции, тоже имеют благоприятные условия для самореализации. В частности, среднестатусная категория учащихся является эмоционально привлекательной для школьников, т. е. подростки охотно общаются с представителями этой категории [5]. А вот аутсайдеры оказываются в изоляции [6]. Такое положение способствует развитию тревожности у подростков, а также деформации самооценки. Именно поэтому феномен аутсайдерства нуждается в более тщательном изучении с научной точки зрения.
Однако стоит отметить, что в разных типах коллективов подросток может иметь различный социальный статус. Так, аутсайдер в школьном коллективе может являться лидером в неформальной группе подростков. В то же время именно ученический коллектив занимает центральное место в жизни подростка, так как большую часть времени он проводит в школе. О.В. Васькова пишет, что «ища причины своего низкого положения, аутсайдеры обращаются к тому, какую роль в этом играет класс. Это повышает уровень значимости класса для Я-концепции» [1].
В нашем исследовании мы поставили цель сравнить личностные качества низкостатусных и среднестатусных учащихся, для того чтобы выявить личностномотивационный комплекс, который позволит проверить гипотезу о существовании аутсайдертва как личностного феномена. На наш взгляд, для изучения специфики аутсайдерской позиции очень важно, чтобы сравнение проводилось не с лидерами группы, а именно со среднестатусными учащимися, поскольку изоляция подразумевает отлучение от группы в целом, а не возможность занять лидерскую позицию.
Для достижения поставленной цели мы сформулировали следующие задачи:
задача 1 - выявить различия в личностных качествах низкостатусных и среднестатусных учащихся;
задача 2 - выявить возрастные различия в личностных качествах у низкостатусных учащихся старшего и младшего подроскового возраста.
Программа исследования
В исследовании приняли участие 246 учащихся младшего и старшего подросткового возраста общеобразовательных школ Москвы:
■ учащиеся младшего подросткового возраста (11-12 лет; n=148). Когда проводилось исследование, они учились в VI-VII классах, т. е. совместно в качестве группы они существовали уже 2-3 года;
■ учащиеся старшего подросткового возраста (14-15 лет; n=98), ученики IX классов. На момент проведения исследования в качестве группы они существовали 5 лет.
Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие методы исследования:
■ для выявления личностных качеств учащихся - личностный опросник Кеттелла, вариант для подростков HSPQ;
■ для исследования эмоционального интеллекта - опросник на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник ЭмИн ) Д.В. Люсина [3];
■ для выявления уровня внушаемости - методика О.Е. Рыбакова «Внушаемость» [4];
■ для выявления статистических различий - t-критерий Стьюдента, а также U- критерий Манна-Уитни;
■ для выявления актуальных социометрических позиций - диагностика функционального лидерства в малых группах [7].
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе на основании методики диагностики функционального лидерства в малых группах [7] мы выявили реальную социометрическую позицию детей. Таким образом, мы выделили 60 учащихся, занимающих аутсайдерскую позицию.
На втором этапе нами было проведено исследование личностных характеристик учащихся при помощи выбранных методик.
Результаты исследования и их описание
Личностные качества аутсайдеров. На рис. 1 представлены данные о личностных качествах среднестатусных и низкостатусных учащихся, полученные с помощью теста Кеттелла.
Результаты нашего исследования показали, что подростки, занимающие низкостатусные позиции, отличаются рядом личностных особенностей. В частности, у них более низкие показатели фрустрированности по сравнению с остальными подростками .
Различия между группами статистически достоверны (р < 0,05).
Рис. 1. Средние значения личностных качеств у среднестатусных и низкостатусных учащихся по тесту Кеттелла: A - сердечность; B - интеллект; С - эмоциональная устойчивость; D - беспокойство; E - настойчивость; F - беспечность; G - высокая совестливость; H - смелость; I - мягкосердечность; J - индивидуализм; O - склонность к чувству вины,; Q2 - самостоятельность; Q3 - контроль желаний; Q4 - фрустрированность; - низкостатусные учащиеся (аутсайдеры); - среднестатусные учащиеся; * - статистически значимые различия p < 0,05
Еще одним показателем, отличающим аутсайдеров от среднестатусных учащихся, является внушаемость. У низкостатусных учащихся этот показатель выше, чем у среднестатусных (рис. 2).
Различия между группами статистически достоверны (p ≤ 0,05).
Рис. 2. Средние значения по показателю «внушаемость» у среднестатусных и низкостатусных учащихся : – внушаемость. Различия по показателю «внушаемость» являются статистически значимыми (p ≤ 0,05)
Кроме того, обнаружены различия в эмоциональном интеллекте между исследуемыми группами. Так, для аутсайдеров характерны более низкие показатели межличностного понимания и понимания эмоций по сравнению с группой среднестатусных школьников (рис. 3).
Различия между группами статистически достоверны (р < 0,05).
Рис. 3. Средние значения личностных качеств у среднестатусных и низкостатусных учащихся подросткового возраста по опроснику на определение уровня эмоционального интеллекта Д.В. Люсина: МП - межличностное понимание; МУ - межличностное управление; ВУ - внутриличностное управление; КЭ - контроль экспрессии; ВП - внутриличностное понимание; ОМ - общий межличностный; ОВ - общий внутриличностный; ПЭ - понимание эмоций; УЭ - управление эмоциями; общий эмоциональный интеллект; - низкостатусные учащиеся (аутсайдеры); - среднестатусные учащиеся; * - статистически значимые различия (p < 0,05)
Личностные качества аутсайдеров в группах младшего подросткового возраста. На рис. 4 представлены данные о личностных качествах среднестатусных и низкостатусных учащихся младшего подросткового возраста, полученные с помощью теста Кеттелла. Они показывают, что у аутсайдеров более высокие показатели по фактору Q2 (самостоятельность).
Различия между группами статистически достоверны (p < 0,05).
Рис. 4. Средние значения личностных качеств у среднестатусных и низкостатусных учащихся младшего подросткового возраста по тесту Кеттелла: A - сердечность; B - интеллект; С - эмоциональная устойчивость; D - беспокойство; E - настойчивость; F - беспечность; G - высокая совестливость; H - смелость; I - мягкосердечность; J - индивидуализм; O - склонность к чувству вины; Q2 - самостоятельность; Q3 - контроль желаний; Q4 - фрустрированность; - низкостатусные учащиеся (аутсайдеры); - среднестатусные учащиеся; * - статистически значимые различия (р < 0,05)
Еще одно значимое различие, обнаруженное нами, - пониженная внушаемость у аутсайдеров по сравнению с остальными учащимися (p < 0,05).
Данные представлены на рис. 5.
Рис. 5. Средние значения личностных качеств у среднестатусных и низкостатусных учащихся младшего подросткового возраста по показателю «внушаемость»: - внушаемость. Различия по показателю «внушаемость» являются статистически значимыми (р < 0,05)
Кроме того, выявлены статистически значимые различия между среднестатусными учащимися и аутсайдерами по показателю «межличностное понимание» (р < 0,05). У аутсайдеров значения этого показателя существенно ниже, чем у среднестатусных подростков. Результаты представлены на рис. 6.
внутриличностный; ПЭ – понимание эмоций; УЭ – управление эмоциями; ЭмИн – эмоциональный интеллект; – низкостатусные учащиеся (аутсайдеры); – среднестатусные учащиеся; * – статистически значимые различия (p ≤0,05)
Таким образом, аутсайдеры младшего подросткового возраста отличаются более высокой самостоятельностью, чем остальные учащиеся, а также меньшей степенью внушаемости и более слабым межличностным пониманием по сравнению с их среднестатусными сверстниками.
Личностные качества аутсайдеров в группах старшего подросткового возраста. Результаты изучения личностных качеств, полученные по тесту Кеттелла, в группе старших подростков позволяют утверждать, что аутсайдеры данной возрастной группы отличаются более высокой эмоциональной устойчивостью (фактор С), а также беспокойством (фактор D). Фрустрированность (фактор Q4) у них, наоборот, выражена в меньшей степени, чем у остальных учащихся.
Различия между группами статистически достоверны (р < 0,05).
Результаты представлены на рис. 7.
Рис. 7. Средние значения личностных качеств у среднестатусных и низкостатусных учащихся старшего подросткового возраста по тесту Кеттелла: A - сердечность; B - интеллект; С - эмоциональная устойчивость; D - беспокойство; E - настойчивость; F - беспечность, G - высокая совестливость; H - смелость; I - мягкосердечность; J - индивидуализм; O - склонность к чувству вины; Q2 - самостоятельность; Q3 - контроль желаний; Q4 - фрустрированность; - низкостатусные учащиеся (аутсайдеры); - среднестатусные учащиеся; * - статистически значимые различия (p < 0,05)
По показателю «внушаемость» у аутсайдеров группы старших подростков, в отличие от группы младших подростков, значимых различий не выявлено. Не обнаружено значимых различий и в уровне эмоционального интеллекта.
Сравнение личностных характеристик аутсайдеров в группах старших и младших подростков. При сравнении аутсайдеров в группах младших и старших подростков было обнаружено, что аутсайдеры старшего подросткового возраста отличаются более высокой настойчивостью (фактор E), а также более низкой фрустрированностью (фактор Q4) по сравнению с аутсайдерами младшего подросткового возраста. Кроме того, показатели уровня настойчивости в группе старшего подросткового возраста превышают нормы, выделенные для этого возраста.
Различия между группами статистически достоверны (p < 0,05).
Результаты представлены на рис. 8.
Рис. 8. Средние значения личностных качеств у низкостатусных учащихся младшего и старшего подросткового возраста по тесту Кеттелла: A - сердечность; B - интеллект; С - эмоциональная устойчивость; D - беспокойство; E - настойчивость; F - беспечность; G - высокая совестливость; H - смелость; I - мягкосердечность; J - индивидуализм; O - склонность к чувству вины; Q2 - самостоятельность; Q3 - контроль желаний; Q4 - фрустрированность; — младший подростковый возраст; - старший подростковый возраст; * - статистически значимые различия (p < 0,05)
Мы обнаружили также, что аутсайдеры младшего школьного возраста отличаются более низкой внушаемостью, чем старшие подростки (рис. 9).
Рис. 9. Средние значения личностных качеств у низкостатусных учащихся младшего и старшего подросткового возраста по тесту «Внушаемость». Различия по показателю «внушаемость» являются статистически значимыми (р < 0,05): - внушаемость
Различий в эмоциональном интеллекте у аутсайдеров младшего и старшего подросткового возраста выявлено не было.
Таким образом, мы обнаружили, что у подростков, занимающих аутсайдерскую позицию в коллективе, действительно имеются отличительные черты, присущие только им.
Интерпретация и обсуждение полученных результатов
Личностный портрет аутсайдера в подростковом возрасте. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются различия в эмоциональном интеллекте между аутсайдерами и среднестатусными учащимися. В частности, более низкие значения по показателям «межличностное понимание» и «понимание эмоций» могут указывать на то, что аутсайдеры испытывают затруднение в понимании и интерпретации чужих эмоции через невербальные проявления, такие как мимика, жесты, тон. Такие подростки не обнаруживают достаточной чуткости к чужим эмоциональным состояниям. Именно это различие может являться главной причиной того, что подростки занимают низкостатусную позицию. В подростковом возрасте межличностное общение со сверстниками - ведущая деятельность. В таком общении, безусловно, важна и эмоциональная составляющая. Подростки, у которых понимание чужих эмоций находится на более низком уровне, могут испытывать трудности при включении в личностное общение.
При этом внушаемость у подростков-аутсайдеров ниже. Они не принимают чужих советов, указаний. Но эти результаты можно интерпретировать двояко: с одной стороны, низкая внушаемость может свидетельствовать о независимости, с другой стороны, она может указывать на негативизм этих подростков. Они могут целенаправленно противопоставлять себя мнению большинства. В таком случае мы можем говорить об «отрицательной внушаемости», т. е. на их мнение все же влияют другие люди, но вызывают ответ, противоположный ожидаемому. Данный вопрос нуждается в уточнении и может стать предметом дальнейших исследований.
Кроме того, для аутсайдеров характерна более низкая фрустрированность, чем для среднестатусных учащихся. Это говорит о том, что побуждения и желания у них снижены. Такие подростки скорее безразличны к удачам и неудачам, у них недостаточно выражено стремление к достижениям и переменам. Возможно, это является следствием низкостатусной позиции, их защитной реакцией.
Личностный портрет аутсайдера в младшем подростковом возрасте. Аутсайдеры младшего подросткового возраста характеризуются низким уровнем развития способности понимать чужие эмоции. Такие младшие подростки сталкиваются с большими трудностям в понимании того, какие эмоции стоят за поступками их сверстников, им непонятно эмоциональное сопровождение беседы. Аутсайдеры не умеют читать невербальные сигналы, посылаемые другими детьми. Возможно, это является одной из причин низкого статуса. Кроме того, чуткость к состояниям других подростков для них также не характерна. А в подростковом возрасте сопереживание - один из наиболее значимых атрибутов общения.
Аутсайдеры младшего подросткового возраста отличаются повышенной самостоятельностью. Этот показатель подразумевает меньшую зависимость от мнения группы, а значит, аутсайдеры не оглядываются на мнение группы, не ждут одобрения, принимая решения или совершая какие-либо поступки. Следовательно, в их арсенале могут быть поступки, которые не одобряются и не принимаются группой. Такие поступки могут способствовать понижению статуса этих подростков.
С повышенной самостоятельностью связана и более низкая внушаемость, также обнаруженная у аутсайдеров младшего подросткового возраста. Но, как отмечалось выше, это может говорить как о низкой подверженности внушению, так и о негативизме.
Таким образом, мы можем описать своеобразный портрет аутсайдера младшего подросткового возраста: эти подростки не способны в достаточной степени понимать чужие эмоции и сопереживать им, что осложняет установление близких, дружеских отношений со сверстниками; они не склонны принимать во внимание мнение группы, а иногда целенаправленно идут ей наперекор.
Личностный портрет аутсайдера старшего подросткового возраста. В старшем подростковом возрасте картина иная. Аутсайдеры этой группы отличаются повышенной возбудимостью. Их реакции по силе не соответствуют стимулам: часто на слабый стимул они могут выдать сильную, агрессивную реакцию или, наоборот, расплакаться. Им сложно держать себя в руках, они не умеют владеть собой. В состоянии дискомфорта или стресса они становятся практически невыносимыми. Все эти особенности поведения аутсайдеров способствуют тому, что другие подростки начинают избегать общения с ними, стараются минимизировать любые контакты.
Вопрос о средствах изоляции, выбираемых группой, на наш взгляд, также очень интересен и нуждается в дальнейших исследованиях. Обуславливает ли поведение аутсайдеров эти проявления? По каким критериям выбирается стратегия поведения группы с аутсайдером? Эти вопросы еще ждут своего ответа.
Примечательно, что при склонности к повышенной возбудимости и неадекватному реагированию аутсайдеры старшего подросткового возраста тем не менее чувствуют уверенность в себе и приспособленность. Мы предполагаем, что это - пример защитной реакции, которая напрямую связана с другими зафиксированными нами особенностями этих подростков: отсутствием у этих подростков побуждений и желаний, а также безразличием к неудачам и успехам. Подростки, которые не ставят целей, не хотят чего- либо, не будут расстраиваться из-за того, что не добились результатов. Это может быть способом своеобразной «эмоциональной анальгезии»: неудачи и сложности настолько эмоционально тяжело воспринимаются этими подростками, что им гораздо легче не иметь желаний.
К сожалению, наше исследование носит констатирующий характер, и мы можем только предполагать наличие связи между этими показателями. На наш взгляд, выявление причинно-следственных связей между качествами, обнаруженными у аутсайдеров, может стать еще одной задачей, нуждающейся в дальнейшем исследовании.
Возрастные различия между аутсайдерами младшего и старшего подросткового возраста. Полученные нами данные свидетельствуют о наличии возрастных особенностей в личностных характеристиках аутсайдеров. Так, аутсайдеры старшего подросткового возраста отличаются повышенной возбудимостью и сниженным уровнем желаний и побуждений, в то время как аутсайдеры младшего школьного возраста отличаются более низкими показателями внушаемости и межличностного понимания.
Для научной интерпретации динамики возрастных особенностей личности аутсайдеров необходимо лонгитюдное исследование.
Заключение
Полученные данные свидетельствуют в пользу гипотезы о том, что именно личностные качества аутсайдеров, которые проявляются в общении, могут приводить к тому, что группе становится неприятно и некомфортно общаться с этими подростками. Такие подростки хуже, чем их сверстники, понимают чужие эмоции, обладают сниженной внушаемостью и низким уровнем выраженности желаний и побуждений.
Результаты нашего исследования позволяют предположить, что эти различия не статичны, а динамичны. Они меняются по мере взросления подростков. Так, аутсайдеры младшего подросткового возраста независимы, равнодушны или даже противоречат мнению группы. Они в меньшей степени, чем остальные члены группы, умеют понимать чужие эмоции и сопереживать им. Для аутсайдеров старшего подросткового возраста характерна чрезмерная возбудимость, они способны устроить истерику или проявить агрессию в ответ даже на малейшие стимулы. Но при этом они чувствуют себя хорошо приспособленными.
Полученные результаты показывают, что работа с аутсайдерами в школьных коллективах может быть более результативной в том случае, если она будет направлена на развитие личностных качеств подростков. Особенно важно обратить внимание на развитие эмоционального интеллекта, а также на умение держать себя в руках и контролировать свое поведение.
Выводы
На основании результатов исследования мы можем сделать следующие выводы.
1. Аутсайдеры подросткового возраста характеризуются рядом личностных особенностей, отличающих их от среднестатусных сверстников. В то же время на разных этапах подростничества аутсайдеры имеют свои особенности.
2. Для аутсайдеров младшего подросткового возраста характерны более высокая самостоятельность и меньшая зависимость от группы. Они не нуждаются в одобрении со стороны группы. Для них характерна также более низкая внушаемость по сравнению с остальными членами группы. Кроме того, они характеризуются сниженной способностью понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса).
3. Для аутсайдеров старшего подросткового возраста характерны более высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе. При этом они обнаруживают повышенную возбудимость, сверхактивность на слабые провоцирующие стимулы. На замечания такие подростки реагируют бурно, агрессивно. Желания и побуждения у них выражены слабо, к достижениям они не стремятся, а к удачам и неудачам безразличны.
Литература
- Васькова О.В. Исследование особенностей взаимосвязи социальной идентичности и статуса индивида в группе [Электронный ресурс] // Традиции и инновации российской и мировой психологии: Материалы международного молодежного научного форума Ломоносов-2011 (г. Москва, 11–15 апреля 2011 г.) М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1455/30795_d276.pdf (дата обращения: 01.12.2015).
- Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учеб. пособие. М.: Статут, 2007. 542 с.
- Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.
- Рыбаков О.Е. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности. СПб: Каро, 2008. 120 с.
- Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. II. № 2. С. 252–256.
- Стойчева М.И. Специфика поведения аутсайдеров и лидеров в подростковой группе // Наука и образование. 2013. № 1–2. С. 93–96.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая лиагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 339 с
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2576
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 1254
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4