Психология образования в интересах детей

1568

Общая информация

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090302

Для цитаты: Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 2–18. DOI: 10.17759/psyedu.2017090302

Полный текст

 

Вызовы и риски современного детства: проблемы детей в меняющемся обществе

Современное детство столкнулось с новыми вызовами и рисками. Их анализ позволяет глубже понять социальную ситуацию развития современного ребенка, сформулировать требования к образованию как эффективному институту защиты детства.

Первую группу проблем составляют собственно проблемы обучения, воспитания и развития детей в различные периоды школьного детства, проблемы организации учебной деятельности школьников.

Для дошкольного образования на сегодняшний день характерны:

■ высокая наполняемость групп, тенденция к сохранению большого числа обучающихся и/или увеличение количества детей в группе, что приводит к снижению качества образовательной работы с детьми и/или неоправданному увеличению затрат педагога. Вследствие этого возникают: проблемы социализации детей; сложности в обеспечении оптимальных условий развития детей дошкольного возраста и индивидуализации образования; профессиональное выгорание педагогов и «вымывание» педагогических кадров из системы дошкольного образования;

■ низкий социальный статус воспитателя - педагога дошкольного образования, что приводит к «старению» кадров и низкому проценту приходящих в профессию молодых высокообразованных и профессионально подготовленных педагогов;

■   отсутствие условий для реализации систематической образовательной работы с детьми от одного года до трех лет - отсутствие педагогов, образовательных программ, специально оборудованных помещений;

■    уменьшение (сокращение) количества педагогов-психологов, других педагогических работников, чье профессиональное сопровождение развития ребенка (если учитывать специфику ФГОС ДО, направленного на социализацию и индивидуализацию, а также особенности социально-экономической ситуации) необходимо для качественной реализации дошкольной образовательной программы в условиях инклюзивного образования;

■  отсутствие системы методических служб, сопровождающих реализацию дошкольных образовательных программ в образовательной организации, что приводит к формализму и снижению качества реализации требований ФГОС дошкольного образования.

Проблемы начальной и основной школы условно можно объединить в три основные блока.

1.      Психологическое сопровождение учебной деятельности, включающее:

■     экспертизу психолого-педагогических условий реализации ФГОС;

■    сопровождение программы формирования и развития универсальных

учебных действий (УУД);

■    сопровождение программы индивидуализации и дифференциации обучения на всех ступенях общего образования:

-       сопровождение процессов выявления и развития способностей обучающихся;

-       сопровождение одаренных и высокомотивированных детей;

-       сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в обучении;

■     сопровождение предпрофильного и профильного образования;

■     сопровождение процессов подготовки и проведения итоговой аттестации обучающихся.

2.      Психологическое сопровождение процессов воспитания и социализации, включающее:

■     сопровождение процесса адаптации детей к обучению в образовательной организации;

■     сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры здорового образа жизни;

■     сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры безопасного образа жизни;

■     профилактику социальных рисков;

■     сопровождение деятельности детских объединений.

3.      Психологическое сопровождение программы коррекционной работы, которая предполагает:

■     поддержку педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса детей с ОВЗ в образовательной организации;

■       участие в создании инклюзивной среды образовательной организации;

■      сопровождение процесса обучения детей с ОВЗ в образовательной организации.

Следует признать, что введение ФГОСов не только не улучшило образовательную ситуацию, но и привело к новым проблемам, осложняющим доступ детей к качественному образованию. Так, в 2015 г. по сравнению с 2013 г. выросла доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, которые оценивают неудовлетворительно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных организациях (в процентах к общему числу лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, с 10, 1 % до 16,3 %). Этот факт свидетельствует о том, что работа педагогических работников в интересах детей - важная задача современного образования.

Не менее значимыми следует признать проблемы этнокультурного образования.

■    Существует разрыв между заложенной во ФГОС ОО ориентацией на личностные результаты освоения ООП, такие как формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, и реализацией имеющихся задач. Упор в области межэтнического общения делается педагогами не на умение понимать других (межкультурную компетентность), а на позитивное отношение к другим народам, которое, без подкрепления специально организованными действиями, чаще всего превращается в декларативную толерантность.

■       Имеет место разрыв между декларируемой ориентацией на гражданский патриотизм и реализацией его на практике. При том, что образовательная среда медленно отходит от понимания патриотизма исключительно как военного, гражданский патриотизм чаще всего подменяется акциями демонстративного характера. Педагоги в целом слабо владеют реальными образовательными технологиями развития конструктивного гражданского патриотизма.

■       Имеют место случаи, когда мигрантофобская ориентация некоторых СМИ отражается на взглядах школьников. По имеющимся данным, 2/3 учащихся негативно настроены по отношению к мигрантам. Ситуация, когда рынок труда РФ открыт для мигрантов из Средней Азии и Закавказья, чревата активным включением школьников в антимигрантские акции ксенофобного и националистического характера.

Вторую группу образуют проблемы различных категорий детей - детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Проблемы образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

По данным статистики, за последние три года более чем на 18 % возросло количество детей с ОВЗ: в 2016 г. зафиксировано 470 тыс. дошкольников с ОВЗ и 750 тыс. школьников с ОВЗ. Наблюдается ежегодное увеличение количества детей-инвалидов в России (в 2012 г. - 560 422 человек, в 2016 г. — 616 905 человек). В качестве причин детской инвалидности (за 2015 г.) специалисты выделяют:

■     психические расстройства и расстройства поведения (24,7 %);

■     болезни нервной системы (20,3 %);

■     врожденные аномалии развития и генетические заболевания (17,7 %).

При этом все еще остаются не решенными следующие вопросы:

■     материально-техническое оснащение образовательных организаций, обеспечение их современным дидактическим оборудованием и технологиями образования детей- инвалидов и лиц с ОВЗ;

■     формирование системы подготовки кадров и профильных специалистов - педагогов- психологов,         учителей-дефектологов, учителей-логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, социальных педагогов, способных работать как в специальных (коррекционных) школах, в отдельных классах для обучающихся с ОВЗ, так и в условиях инклюзивных школ;

■    внесение изменений, апробация и доработка ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Обеспечение внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ необходимыми ресурсами: кадровыми, финансовыми, организационными;

■   развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций (на всех уровнях образования), обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовку и повышение квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью;

■     получение своевременной помощи на ранних стадиях возрастного развития;

■     получение образования детьми с множественными и комплексными нарушениями;

■     развитие системы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью;

■   профессиональное образование лиц с ОВЗ - построение системы, создание необходимых условий, подготовка кадров. Разработка специальных требований к ФГОС ВО;

■  построение системы межведомственного взаимодействия для обеспечения доступного и качественного образования названной категории обучающихся;

■     развитие взаимодействия государственных и общественных организаций по вопросам образования людей с инвалидностью. Поддержка социально ориентированных НКО, реализующих проекты работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, а также с волонтерами и родителями, работающими с данными группами лиц.

Проблемы инклюзивного высшего образования.

Реализация государственной политики в области образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества. Более того, для людей с ограниченными возможностями здоровья ценность высшего профессионального образования значительно выше, чем для людей без физических ограничений, поскольку оно существенно уменьшает их социальную изоляцию и экономическую зависимость.

По имеющимся данным, 68 % граждан Российской Федерации с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста хотят получить высшее образование, 15 % - не желают его получать, а 17 % - не могут принять решение. По официальным данным, лишь 16 % из числа всех трудоспособных инвалидов России имеют работу. В большинстве своем эта работа не является постоянной и достойной, она не престижна и низкооплачиваема. Однако среди тех, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше - около 60 %, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы.

В 2016 г. Нижегородским государственным педагогическим университетом имени К. Минина в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ был проведен мониторинг наличия в образовательных организациях высшего образования специальных условий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Свои данные по трем нозологическим группам (нарушения зрения, слуха и двигательной активности) представили 280 вузов. Согласно результатам мониторинга, численность студентов с инвалидностью, обучающихся в государственных и негосударственных вузах РФ, составляет 21 729 человек (Количество выпускников с инвалидностью по всем уровням образования - бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура - представлено на рис.). При этом в большинстве вузов, участвующих в мониторинге, необходимые специальные условия для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья должным образом не обеспечены. Таким образом, можно говорить о наличии системной проблемы, которую следует решать на государственном уровне.

Рис. Количество выпускников с инвалидностью в вузах РФ по всем уровням образования за
последние три учебных года

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Основная цель программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

В мае 2016 г. Правительством РФ утвержден Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы. Его главная задача - создать и ввести в действие систему непрерывного инклюзивного высшего профессионального образования в вузе.

Организация инклюзивного образования в вузе потребует решения целого комплекса проблем и проведения определенных работ, обеспечивающих создание специальных условий при обучении в вузах студентов с инвалидностью различных нозологических групп.

Следует выделить проблемы, связанные с разработкой:

■      организационного и управленческого обеспечения процесса образования инвалидов в вузе (наличие программы психолого­педагогического сопровождения инвалидов, профориентационных мероприятий по работе с инвалидами, мероприятий по трудоустройству инвалидов и пр.);

■      нормативно-правового обеспечения (наличие в вузе документации и локальных актов).

Актуальными остаются следующие вопросы:

■     архитектурная доступность зданий и территории, окружающей здания образовательных организаций, осуществляющих обучение студентов с инвалидностью;

■   обеспечение безопасного пребывания студентов с инвалидностью на территории образовательной организации;

■     создание специальных рабочих мест в аудиториях для инвалидов.

Помимо вышеперечисленных задач вузы сталкиваются с необходимостью проведения следующей работы:

■    повышение компетенций руководителей, сотрудников специализированных подразделений вузов по работе с инвалидами, преподавателей вуза, в котором проходят обучение инвалиды; регулярное повышение квалификации руководителей, сотрудников специализированных подразделений вузов по работе с инвалидами с целью комплексного сопровождения процесса образования инвалидов; повышение квалификации преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения;

■ адаптация методического обеспечения учебного процесса при обучении в вузах студентов с инвалидностью:

-       адаптация образовательных программ;

-       адаптация методов обучения;

-       адаптация методов воспитания;

-       организация проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

■     учебное и информационное обеспечение студентов с инвалидностью, в зависимости от нозологии, учебными пособиями, дидактическими материалами, электронными образовательными ресурсами, дистанционными учебными курсами, техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для организации учебного процесса;

■      предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора), оказывающего необходимую техническую помощь при обучении в вузах студентов с инвалидностью;

■     формирование единой информационно-образовательной среды высшего инклюзивного образования;

■    профориентационная работа вуза и довузовская подготовка студентов с инвалидностью;

■    организация системы содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью.

Проблемы образования детей-сирот.

На протяжении всего образовательного пути от дошкольного до высшего образования не удовлетворяются в должной степени особые образовательные потребности детей-сирот: отсутствует адаптивная система обучения, в образовательный процесс не включены адаптационные дисциплины, не предоставляются дополнительные образовательные услуги, специализированное психолого-педагогическое сопровождение и т. д. Отмечается психологическая и педагогическая неготовность образовательной среды к обучению и интеграции детей-сирот.

Дети-сироты как целевая группа остаются мало интегрированной подсистемой в образовательной среде: на уровень основного среднего образования поднимаются не более 15 % детей данной категории; высшее образование получают не более 7 % сирот; сохраняется тенденция обучения детей-сирот по программам пониженной трудности - 31,8 % детей обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ОВЗ.

На уровне дошкольного образования отсутствуют специализированные программы обучения и воспитания, подготовки к школе, учитывающие особенности развития детей- сирот.

На уровне общего образования дети-сироты традиционно обучаются по программам пониженной трудности. Практически каждый третий ребенок (31,8 %) учится в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Программы повышенной трудности (гимназия, лицей и др.) осваивают не более 8 % воспитанников. На уровень основного среднего образования поднимаются не более 15 % детей данной категории.

Дети-сироты оценивают образовательную среду общего и среднего профессионального образования как враждебную. Для них характерен высокий уровень воспринимаемого эмоционального и физического насилия со стороны учителей и соучеников.

Остро стоит проблема стигматизации детей-сирот в образовательных организациях. Наиболее часто встречаемыми ассоциациями со словосочетаниями «воспитанник детского дома», «выпускник детского дома» у учителей школ и педагогов СПО являются слова «иждивенец» (82,85 %), «грубиян» (73,21 %), «врун» (67,85 %), «трудновоспитуемый»/«девиант» (62,5 %).

Профессиональное образование. Особой проблемой остается качество профессионального образования выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Образовательные условия (образовательная программа, сроки и темп обучения, отсутствие адаптационных дисциплин, перечень специальностей) практически не соответствуют потребностям развития и последующего трудоустройства.

В системе дополнительного образования не выделяют специального направления работы с детьми-сиротами, не подготовлены кадры для реализации дополнительных образовательных программ по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни.

Третья группа проблем обусловлена вызовами и рисками социальной среды, что нередко приводит к отклоняющимся формам поведения детей.

Суицидальное поведение:

■     повышение количества случаев самоповреждающего поведения (чаще самопорезы) на фоне тревожно-депрессивных реакций или как элемент «моды» у акцентуированных личностей;

■     рост завершенных суицидов подростков (по данным Следственного комитета РФ, в 2015 г. зафиксировано 685 случаев завершенных суицидов, в 2016 г. - 720 случаев, из них как минимум 15 подростков активно участвовали в «группах смерти». По данным специалистов на каждую завершенную попытку суицида приходится 10-40 незавершенных попыток.

Девиантное поведение:

■    рост числа подростков, повторно совершающих преступления (с 12 942 человек в 2012 г. до 14 208 человек в 2014 г.);

■  совершение несовершеннолетними преступлений в состоянии наркотического опьянения, число участников которых ежегодно увеличивается (2013 г. - 410 человек; 2014 г. - 596 человек; 2015 г. - 649 человек).

Распространение форм опасного «досуга» - «Беги или умри», «зацеперы», «заброшенки», «челленж 24 часа», анорексичные группы, «шоплифтинг», опасное селфи и пр.

Вовлечение подростков в противоправные движения, в том числе экстремистского толка, протестные, фанатские и пр.

Риски цифрового мира, которые характеризуются повышением количества времени, проводимого детьми и подростками в медиапространстве (более 80 % подростков проводят в Интернете свыше трех часов в день, а каждый третий ребенок ежедневно отдает Интернету 8 часов).

Эта группа рисков проявляется в следующих видах:

■подстрекательство к опасным/противоправным действиям (опасным «играм», суициду, самоповреждениям) в медиапространстве в отношении детей младшего подросткового возраста;

■    кибербуллинг, т. е. ситуации клеветы (подвергаются 28 % школьников) и оскорбления (подвергаются 44 % школьников) в сети;

■    случаи мошенничества и обмана в социальных сетях (сталкивались 17 % школьников);

■ распространение вредоносных ссылок, содержащих вирус от имени друзей (сталкивались 42 % подростков);

■ контентные риски - неэтичная информация, нецензурная лексика и т. д. (сталкивались 29 % школьников).

В два раза вырос показатель, характеризующий активность подростков в обсуждении социальных и политических вопросов, участие в Интернет-акциях, опросах общественного мнения (с 3,9 % до 7,2 %) и др.

Буллинг. Более 50 % детей и подростков сталкивались с различными видами агрессии и травли.

Насилие в отношении детей. В 2013-2015 гг. возросло количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (2015 г. - 12,2 тыс.; 2014 г. - 10,0 тыс.; 2013 г. - 8,5 тыс. преступлений). В структуре зарегистрированных преступлений в отношении несовершеннолетних преобладают преступные посягательства на жизнь и здоровье: в 2015 г. - 34,7 % (33,5 тыс.); в 2014 г. - 35,1 % (30,1 тыс.); в 2013 г. - 35,3 % (29,7 тыс.).

Следует специально выделить социальные риски, связанные с влиянием юридически значимых ситуаций несовершеннолетних, обусловленных следующими факторами:

■     трудная жизненная ситуация, связанная с семейным контекстом;

■      дети - потерпевшие от криминальных действий;

■      дети - правонарушители на досудебной стадии;

■      дети - свидетели противоправных действий;

■   дети с диагностированным отклоняющимся поведением, не имеющие и имеющие сопутствующие нарушения психического развития;

■    дети, имеющие конфликт с законом, находящиеся в воспитательных учреждениях закрытого типа (воспитательных колониях и СИЗО в системе ФСИН, спецшколах и спецучилищах в системе образования - СУВУ, ЦВСНП), и условно осужденные;

■      дети осужденных матерей, родившиеся в местах лишения свободы.

В целом анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод о том, что проблема образования и социализации современных детей - это сложная, комплексная проблема, суть которой заключается в образовательной и социальной инклюзии различных категорий детей, имеющих различные возможности, особенности, склонности и интересы. Решение этой проблемы лежит в плоскости организации разных общностей и разных деятельностей детей и взрослых. Полноценное и эффективное сопровождение этих общностей и деятельностей - многофункциональная задача разных специалистов (педагогов, педагогов- психологов, психологов, учителей-дефектологов, клинических психологов, социальных работников). Именно адресная организация командной работы специалистов - это реальный путь эффективного сопровождения образования в условиях рисков и вызовов современного детства.

Работа с детством имеет межведомственный и междисциплинарный характер. Только на этой основе можно обеспечить высокое качество образования, воспитания и развития детей, в первую очередь - эффективно и адресно работать с проблемами детей в процессе обучения в школе, при реализации адресных и специализированных образовательных программ, в ППМС-центрах и ПМПК при психолого-медико­педагогическом обследовании и сопровождении детей с особыми образовательными потребностями, а также в процессе психолого-педагогического консультирования обучающихся, педагогических работников и их родителей (законных представителей), в службах ранней помощи, в органах опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, в учреждениях социальной защиты населения и др.

На основе межведомственного взаимодействия можно понять проблему каждого ребенка, определить, при каких условиях его собственный образовательный и социальный маршрут станет наиболее благоприятным.

Профессиональные стандарты как инструменты психолого-педагогического
сопровождения детей в условиях образования

Реальным инструментом психологии образования в направлении психолого­педагогического сопровождения образовательного процесса и психолого-педагогической помощи разным категориям детей выступают профессиональные стандарты.

В 2012 г. в майском указе Президента (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») была поставлена задача обеспечения потребности экономики страны в высококвалифицированных кадрах, в этой связи институт развития высококвалифицированных педагогических кадров должен быть направлен на решение задач повышения эффективности работы с детьми.

В настоящее время соответствующими приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утверждено пять профессиональных стандартов работников образования:

■   профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;

■      профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

■      профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»;

■  профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;

■       профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Из них с 1 января 2017 г. введены в действие три профессиональных стандарта:

■     профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

■  профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;

■    профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» более всего отвечает требованиям принятой в 2015 г. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в части создания и реализации условий развития детей, и его содержание напрямую соотносится с задачами и приоритетами Стратегии:

■     повышение уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

■     повышение эффективности поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

■     совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

■  содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

■создание условий для просвещения и консультирования родителей по психолого­педагогическим  вопросам  семейного воспитания; развитие вариативности воспитательной системы технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

■  проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.

Вышеперечисленные задачи и приоритеты Стратегии отражены в трудовых функциях и трудовых действиях профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»:

■ формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

■     изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности;

■   разработка индивидуальных учебных планов, анализ и выбор оптимальных педагогических технологий обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями;

■ повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации;

■    просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности, ребенка;

■   оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;

■   разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;

■  планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;

■ разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.

В целях содействия образовательным организациям, а также их учредителям в вопросах организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» рабочей группой при Минтруде были разработаны рекомендации по организации применения профессионального стандарта в 2017-2019 гг. в режиме адаптации (в рамках поэтапного выполнения планов по организации применения профессионального стандарта). В рекомендациях учтены основные положения постановления Правительства РФ № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов», требования Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также опыт апробации профессионального стандарта педагога-психолога на базе пилотных площадок в двенадцати субъектах Российской Федерации.

В 2017 г. в рамках завершения работ по апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» будут подготовлены предложения по внесению изменений в профессиональный стандарт с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также результатов апробации профессионального стандарта.

В 2013 г. во исполнение поручения Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере были разработаны профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межотраслевой и межведомственный характер (вступили в действие с 1 июля 2016 г.):

■      «Специалист по работе с семьей»;

■      «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»;

■      «Социальный работник»;

■      «Специалист по социальной работе»;

■      «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»;

■      «Психолог в социальной сфере»;

■      «Специалист по медико-социальной экспертизе»;

■      «Руководитель организации социального обслуживания»;

■      «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы».

На основе межведомственных профессиональных стандартов может строиться взаимодействие при оказании педагогической, психолого-педагогической, психологической, психиатрической, медицинской и социальной помощи.

Проведенная           общественно-профессиональная              экспертиза          существующих

межведомственных моделей оказания социальных и образовательных услуг (2015-2016 гг.) позволила выявить региональные и муниципальные практики внедрения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы на межведомственной основе.

Опыт лучших практик позволил констатировать следующие условия обеспечения эффективного перехода на применение профессиональных стандартов:

■   специальная организация системы управления процессами внедрения профессиональных стандартов на территории субъекта РФ путем создания региональных рабочих групп по апробации и внедрению профессиональных стандартов, разработки планов-графиков внедрения профессиональных стандартов в регионе, образования региональных (муниципальных) площадок по апробации и внедрению профессиональных стандартов;

■     включение в число приоритетных вопросов в рамках организации системы перехода на применение профессиональных стандартов работников социальной сферы в субъекте Российской Федерации: а) проведение анализа сведений об имеющейся потребности региона в профессиональном образовании и (или) дополнительном профессиональном образовании работников социальной сферы; б) организация профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования в целях приведения квалификационных характеристик работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

На основе проведенной работы в целом правомерно говорить о том, что для эффективного перехода на применение профессиональных стандартов в субъектах РФ необходимо предусмотреть:

■ формирование рабочих групп по организации применения профессиональных стандартов (со специальным выделением вопросов межведомственного взаимодействия);

■разработку дорожной карты региона (перечень основных мероприятий) по применению профессиональных стандартов;

■ разработку регламента и формирование Координационного органа межведомственного взаимодействия по реализации дорожной карты региона;

■   отработку нормативно-правового и методического обеспечения организации межведомственной работы специалистов, требующей специальной организации взаимодействия различных ведомств при разработке и реализации способов решения проблем сферы образования и социальной сферы в регионах (в частности, межведомственных программ работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, с девиантными и делинквентными детьми, при работе с семьей, при работе с детьми с ОВЗ и специальными образовательными потребностями и т. п.).

Науровне образовательных организаций необходимо предусмотреть:

■     согласование требований профессионального         стандарта и показателей

эффективности текущей профессиональной деятельности работников (наличие необходимых знаний и необходимого уровня квалификации для осуществления профессиональных действий в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, направленных на решение актуальных задач психологии образования, учитывающих сложные запросы детства, особенно социально уязвимых категорий, попавших в трудные жизненные ситуации);

■  определение взаимосвязи между квалификацией работника (профессиональный уровень, уровень владения компетенциями, квалификационная категория), качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.

Проблемы профессиональной подготовки в соответствии с требованиями
профессиональных стандартов

Специально следует обозначить как важную государственную задачу проблемную область профессиональной подготовки специалистов для системы образования - актуализацию, разработку, утверждение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ высшего образования.

Профессиональные стандарты выступают в качестве базовой основы, обеспечивающей согласование требований к квалификациям рынка труда и сферы образования. В этой связи актуализация ФГОС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также с учетом межведомственного характера профессиональной деятельности должна стать важным этапом организации подготовки квалифицированных кадров, содействовать формированию актуальных профессиональных компетенций, востребованных запросом детства на профессиональную педагогическую, психологическую и социальную помощь и позволяющих специалистам решать профессиональные задачи в реальных условиях социальной практики.

Результаты работы, проведенной в направлении модернизации образования, состоят в следующем:

■ разработано более 40 основных профессиональных образовательных программ в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» в соответствии с требованиями профессиональных стандартов работников образования;

■в 58 образовательных организациях высшего образования осуществляется апробация модернизированных образовательных программ с привлечением образовательных организаций системы общего образования как будущих работодателей выпускников.

■разработаны проекты ФГОС магистратуры и ПООП на основе требований профильных профессиональных стандартов с учетом межведомственного характера работы специалистов в ходе реализации проекта по разработке ФГОС ВО и ПООП ВО по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В ходе реализации проекта модернизации педагогического образования выделены проблемы и важные предложения по развитию подготовки педагогических кадров:

усиление воспитательной функции педагога. Несмотря на то, что в профессиональном стандарте педагога есть трудовая функция «воспитательная деятельность», в списке общепрофессиональных компетенций представлено недостаточно компетенций, обеспечивающих готовность к выполнению этой трудовой функции. Представляются целесообразными разработка и апробация соответствующих модулей в рамках модернизируемых образовательных программ, направленных на усиление воспитательной работы и социальных компетенций будущих педагогов;

■  определение объема и содержания предметной подготовки (в том числе на основе конкретизации предметного содержания федеральных государственных образовательных стандартов общего образования). По мере уточнения содержания предметной подготовки в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования появится объективная основа для определения объема, места и конкретного содержания предметной подготовки педагогов-предметников, а также педагога начального общего образования в рамках модернизируемых образовательных программ. В дальнейшем это позволит обеспечить эффективную предметную подготовку педагога;

■ модернизация методической подготовки. Методическая подготовка, понимаемая традиционно как последовательность изучения тем и порядок освоения учебного содержания, не отвечает современным представлениям и не гарантирует эффективной работы педагога. Методическая подготовка предполагает насыщение соответствующих модулей содержанием, связанным с изучением представлений обучающихся об изучаемом предмете, в том числе о типовых ошибках обучающихся, о различных способах представления научных понятий и о различных стратегиях освоения учебного содержания;

■  профориентация. Педагогическая олимпиада. Педагогическая олимпиада может быть поддержана Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, что будет способствовать повышению престижа профессии педагога;

■ постдипломное сопровождение, наставничество. Без создания программ эффективного постдипломного сопровождения даже хорошо подготовленные выпускники педагогических программ оказываются в значительной степени предоставлены собственным попыткам решения их профессиональных трудностей, и отсев, уход из школ таких молодых специалистов по-прежнему довольно значителен. В то же время при наличии программ постдипломного сопровождения такой отсев оказывается минимальным;

■   онлайн-курсы, сетевые ресурсы, сетевые программы. Создание библиотеки федеральных ресурсов педагогического образования, отбор лучших открытых онлайн- курсов, разработанных не отдельными вузами, а сетевыми объединениями вузов в ходе реализации проекта, размещение этих лучших курсов на национальной платформе открытого образования позволит существенно повысить качество подготовки педагогических кадров;

■   отбор организационных моделей институционализации профессионального экзамена. При отборе организационных моделей институционализации профессионального экзамена необходимо определить место и роль профессионального экзамена;

■    профессионально-общественная аккредитация программ. Главным элементом модернизации в оценке качества существующих программ подготовки является институализация профессионально-общественной аккредитации программ, которая должна не только учитывать требования к условиям реализации программ, но и базироваться на оценке сформированности профессиональных компетенций выпускников;

■   портрет современного педагога. Отсутствие согласованного видения профессиональным сообществом педагогов, профессорско-преподавательским составом педагогических факультетов вузов и гражданами Российской Федерации портрета современного педагога и его профессиональных качеств возможно преодолеть в рамках реализации комплексного проекта по модернизации педагогического образования. Проведение исследования профессиональной идентичности педагога позволит составить портрет современного педагога и определить основные его представления о взаимодействии с участниками образовательных отношений.

Психологическая служба системы образования

Основные проблемы психологической службы образования в части общеобразовательных организаций в первую очередь связаны с вопросами психологического сопровождения основных образовательных программ образовательного учреждения. Для текущей ситуации характерны:

■ отсутствие четко заданных целей профессиональной деятельности педагога- психолога в общеобразовательных организациях, регламентации типовых профессиональных задач и способов их решения;

■      отсутствие в образовательных организациях психолого-педагогических условий реализации ФГОС;

■ отсутствие программ психологического сопровождения основной образовательной программы общеобразовательной организации как основного документа, регламентирующего цели, содержание и основные профессиональные задачи педагога-психолога в рамках реализации ООП;

■ отсутствие сертифицированного инструментария профессиональной деятельности   педагога-психолога  и института сертифицированного пользователя;

■    дублирование профессиональной деятельности   педагога-психолога образовательной организации и специалистов психолого-медико-педагогического центра;

■недостаточная квалификация значительного количества педагогов-психологов в решении профессиональных задач, связанных с реализацией ФГОС общего образования;

■     отсутствие системы межведомственной и междисциплинарной командной работы.

 

Однако создание эффективной психологической службы не ограничивается группой проблем, связанных с психологическим сопровождением образовательного процесса. Как уже отмечалось, эффективное и адресное решение проблем современного детства требует введения межведомственных механизмов в деятельность психологической службы, обеспечения условий для развития профессиональных команд педагогов, педагогов- психологов, психологов и др.

Задачи, которые должнарешать психологическая служба, состоят также в следующем:

■   создание единой Национальной программы профилактики негативных проявлений среди молодежи (или отдельных составляющих, например, суицидов);

■решение проблем кадрового обеспечения и профессиональной подготовки специалистов образовательных организаций на местах;

■   решение проблем реализации индивидуальной профилактической работы с обучающимися группы риска в случаях отказа родителей от консультаций специалистов;

■обеспечение должного межведомственного взаимодействия при выявлении необходимости сопровождения несовершеннолетнего группы риска;

■ формирование практики масштабного противодействия деструктивному контенту медиаресурсов, направленному, в том числе, на несовершеннолетних.

К вариантам построения механизмов межведомственного взаимодействия в практике организации работы психологической службы с целью решения проблем детей можно отнести:

■ модели консультативного типа в системах и службах ранней помощи, помощи семьям и детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, испытывающим трудности в социализации и обучении;

■    модели диагностической, психолого-педагогической, психологической, медицинской, юридической и социальной помощи, которая реализуется в специализированных психолого-медико-социальных и иных центрах и комиссиях (ПМПК), результатом работы которых становятся индивидуальные программы развития и программы ранней помощи;

■ коррекционно-развивающие модели, ориентированные на детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, результатом их работы становится построение индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных программ развития;

■     коррекционно-профилактические модели, ориентированные на разработку программ профилактики и коррекции девиаций и аддикций поведения, программ коррекции и предупреждения асоциального поведения.

Обоснование и адресная апробация таких моделей - первоочередная задача на пути построения в Российской Федерации эффективной психологической службы.

С точки зрения системного решения обозначенных выше задач разработанный в настоящее время проект Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года требует существенной доработки с учетом действующего законодательства Российской Федерации, необходимости обоснования (включая, в ряде случаев, финансово-экономического обоснования) содержащихся в нем положений и выводов, конкретизации содержания этапов и механизма реализации.

В целях доработки проекта документа представляется целесообразным создание межведомственной рабочей группы с участием представителей Минобрнауки России, Минздрава России, Минтруда России, Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ведущих вузов и региональных психолого­педагогических медико-социальных центров, представителей работодателей (директоров общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального, высшего и дополнительного образования).

На основании доработанного с учетом представленных замечаний и предложений проекта Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года целесообразно разработать и представить на утверждение Программу развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года. В программе необходимо указать цели, задачи, ключевые показатели, параметры и мероприятия, источники финансирования, рассмотреть возможность ее реализации в формате федерального приоритетного проекта (программы), направленного на совершенствование и развитие психолого-педагогической помощи детям в системе образования Российской Федерации.

 

 

[1] Доклад, прочитанный на XIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: педагог-психолог в мире школы» 25 апреля 2017 г. Конференция состоялась в ФГБОУ ВО МГППУ (Москва) 25-26 апреля 2017 г.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2073
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1568
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2