Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 2. С. 127–143
doi:10.17759/psyedu.2020120208
ISSN: 2587-6139 (online)
Специфические системообразующие свойства интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интеллектуально-личностный потенциал, направление (специальность) подготовки, сотрудник ФСИН России, специфические системообразующие свойства, начальный этап служебной деятельности, личностно-мотивационный компонент, интеллектуальный компонент
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120208
Для цитаты: Ковальчук И.А., Сочивко Д.В. Специфические системообразующие свойства интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. С. 127–143. DOI: 10.17759/psyedu.2020120208
Полный текст
Введение
Принципиальные изменения в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) и отмечающиеся в настоящее время снижение уровня профессионализма, рост количества нарушений законности и профессиональная деформация личности сотрудников [4] актуализируют прикладные задачи, направленные на повышение эффективности профессиональной и служебной деятельности за счет развития у них профессионально важных качеств. Согласно Концепции развития УИС до 2020 года [11] одним из направлений развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является кадровое обеспечение, которое включает в себя комплекс мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников УИС, достижению сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетентности.
Исследования последних лет в области юридической психологии представляют ряд результатов, свидетельствующих о том, что сотрудники ФСИН России не демонстрируют достаточный уровень готовности к реализации профессиональных функций и на начальном этапе служебной деятельности допускают множество ошибок [22]. Под влиянием профессиональной деятельности и тюремной субкультуры осужденных у значительной части сотрудников закрепляются непродуктивные приемы освоения организационной культуры подразделения, неадекватность интеграции в профессиональный коллектив и деструктивное межличностное взаимодействие с осужденными и личным составом территориальных органов ФСИН России [20]. Указанные негативные факторы способствуют развитию профессиональной деформации личности сотрудников ФСИН России, которая выражается в утрате ими истинного представления о смысле своей профессии и разочаровании в ее выборе, повышении восприимчивости к отрицательным мотивам, притуплении чувства профессионального долга, нежелании самореализовываться [19].
В связи с этим возрастает необходимость психологической оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности в образовательной организации, а также применения полученных знаний для реализации программ профотбора, психологического сопровождения их деятельности. В данной ситуации решающую роль играет прогноз успешности служебной деятельности сотрудников ФСИН России, которая становится все более зависимой от потенциальных возможностей личности.
Теоретико-методологическая основа исследования: конкретно-методологический уровень - принцип развития личности в профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.В. Карпов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников и др.); фундаментальные положения культурно-исторической концепции о единстве интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров); концепция функционирования единого интеллектуально-личностного потенциала человека и модель множественной многоуровневой регуляции решений и выборов личности (Т.В. Корнилова); психологопедагогические аспекты компетентностного подхода к профессиональной подготовке (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Р.Х. Гильмеева, Л.Н. Костина, О.Г. Ларионова и др.); прикладные аспекты морально-психологической подготовки специалистов
правоохранительных органов к профессиональной деятельности (В.В. Вахнина, А.А. Вотинов, Д.Ю. Дубинин, Е.В. Измайлова, А.В. Ильин, А.Г. Караяни, А.А. Колодовский, И.О. Котенев, С.В. Кулакова, М.И. Марьин, В.М. Поздняков, Я.Н. Полякова, Л.А. Нилов, А.М. Столяренко, Ю.Е. Суслов, В.И. Хальзов, В.И. Черненилов и др.).
В структуре интеллектуально-личностного потенциала в психологии выделяют: а) личностно-мотивационный и интеллектуальный компоненты [8]; б) интеллектуальный и личностный компоненты [21]; в) эмоциональный интеллект, креативность, самооценку [7]; г) интеллектуальные, эмоциональные и волевые ресурсы [13]; д) психические возможности (в частности, интеллектуальные) и внутреннюю энергию, обращенную на творческое самовыражение и самоутверждение [9]; е) коммуникативный потенциал, творческий потенциал, нравственный потенциал [15]; ж) интеллектуальные способности, профессиональный потенциал, способность к творческой самореализации, способность к трудовой деятельности, духовный потенциал [14].
Теоретико-методологический анализ научных исследований позволяет рассматривать интеллектуально-личностный потенциал сотрудника ФСИН России как способность к актуализации интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов, необходимых для эффективного решения служебных задач и выполнения служебных обязанностей. Интеллектуальный компонент интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России включается в процесс принятия решений в зависимости от специфики задач и выполнения служебных обязанностей. Личностно-мотивационный компонент потенциала активизирует и регулирует выполняемые сотрудником отдельные служебные действия и деятельность [6].
Этапы исследования
В рамках первого организационного этапа (2016-2017 гг.) проводился сбор и анализ научной литературы, рассматривались отечественные и зарубежные подходы к изучению указанной проблемы, а также требования нормативных правовых документов.
На этапе констатирующего эксперимента (2017-2018 гг.) были определены методы и методики исследования, с учетом направления (специальности) подготовки изучен и оценен уровень интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности; проведена интерпретация полученных результатов, использован математико-статистический анализ, исследована структура интеллектуальноличностного потенциала сотрудников ФСИН России.Описание выборки
В исследовании приняли участие 275 сотрудников ФСИН России - в период прохождения начальной профессиональной подготовки в загородном учебном центре Академии ФСИН России. Из них: 75 человек (специализация «Оперативно-розыскная деятельность»); 100 человек (специализация «Организация режима в УИС»); 50 человек (специализация «Пенитенциарная психология»); 50 человек (специализация «Тыловое обеспечение в УИС»). Пол - мужской и женский. Средний возраст от 17 до 20 лет.
Методы и методики
Для достижения поставленной в исследовании цели и экспериментального подтверждения выдвинутой гипотезы использовался комплекс научных методов (анализ научной и учебной литературы, анализ нормативных правовых документов, регламентирующих профессионально-служебную и служебную деятельность сотрудников и психологов ФСИН России), эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование, анализ личных дел). Для оценки интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России использовались следующие методики: «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена; тест «Исключение слова»; субтест «Числовые ряды» теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в адаптации К. Сугоняева; «Личностный профиль» Г. Айзенка (Eysenck Personality Profiler) в адаптации К. Сугоняева; «Опросник карьерных ориентаций» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой «Якоря карьеры».
Для психодиагностического тестирования испытуемых использовался аппаратнопрограммный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр», который позволяет провести комплексную оценку уровня развития широкого спектра профессионально важных качеств, психологических и психофизиологических свойств, характеристик психического состояния сотрудников ФСИН России.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались избранной методологией, применением комплекса методов и методик, адекватных цели исследования; репрезентативностью выборки; обработкой результатов с использованием методов математической статистики - корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона (r-Пирсона), коэффициента корреляции Спирмена,
автоматизированного рабочего места психолога Psychometric Exert и статистического пакета IBMSPSS 19.0.
Цель и гипотеза исследования
Цель исследования заключалась в изучении структурных компонентов интеллектуальноличностного потенциала сотрудников ФСИН России и его особенностей в зависимости от выбранной профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: структура интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России различается в зависимости от выбранного направления (специальности) подготовки.
Результаты
Для корреляционной плеяды, характеризующей структуру интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России, обучающихся по специализации «Оперативнорозыскная деятельность» (табл. 1), характерно два противоположных центра - «Мотивационная зрелость» и «Автономия». Мотивационная зрелость имеет все отрицательные корреляции с характеристиками, снижающими интеллектуально-личностный потенциал сотрудников ФСИН России и эффективность служебной деятельности: тревожностью, импульсивностью, нейротизмом, психотизмом и периферическим признаком, не связывающим два центра плеяды - подавленностью. «Автономия», напротив, имеет корреляции с теми же признаками (кроме подавленности) с положительным знаком и, кроме того, положительную связь с периферическим признаком «Безответственность». Подчеркнем, что «Автономия» означает независимость, освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений [1], ярко выраженную потребность все делать по-своему - самому решать, когда, над чем и сколько работать. Применительно к служебной деятельности сотрудник ФСИН России, отличающийся автономностью, не желает подчиняться служебным предписаниям и правилам (распорядок дня, рабочее место, время, форменная одежда и пр.).
Таблица 1
Корреляционная матрица интеллектуально-личностного потенциала сотрудников __ ФСИН России (специализация «Оперативно-розыскная деятельность»)___________________
Показатели |
Специализация |
Менеджмент |
Автономия |
Стабильность организации |
Предпринимательство |
Мотивационная зрелость |
Активность |
0,38 |
0,03 |
-0,37 |
0,15 |
-0,19 |
0,34 |
Ассертивность, напористость |
0,21 |
0,47 |
-0,17 |
0,04 |
-0,07 |
0,23 |
Тревожность |
-0,32 |
0,08 |
0,36 |
-0,10 |
0,36 |
-0,42 |
Самоуничижение |
-0,33 |
0,03 |
0,39 |
-0,16 |
0,38 |
-0,50 |
Подавленность |
-0,19 |
0,04 |
0,30 |
-0,06 |
0,32 |
-0,42 |
Импульсивность |
-0,20 |
-0,41 |
0,36 |
-0,31 |
0,27 |
-0,38 |
Безответственность |
-0,40 |
-0,07 |
0,33 |
-0,20 |
0,24 |
-0,30 |
Нейротизм |
-0,35 |
0,04 |
0,42 |
-0,15 |
0,42 |
-0,52 |
Примечание: жирным курсивом выделены значимые коэффициенты корреляций (р<0,01)
У сотрудников ФСИН России (специализация «Пенитенциарная психология») центрами корреляционной плеяды интеллектуально-личностного потенциала являются два показателя: «Менеджмент» и «Мотивация к службе» (табл. 2). Они не коррелируют между собой и соотносятся лишь через показатель экстраверсии. Если под «Менеджментом» понимать «ориентацию сотрудника на интеграцию усилий других людей, полноту ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации» [1], то можно подчеркнуть важность обладания сотрудником такой ориентацией для решения служебных задач и будущей психологической работы.
Таблица 2
Корреляционная матрица интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России (специализация . «Пенитенциарная психология»)______________________
Психотизм |
-0,27 |
-0,15 |
0,39 |
-0,26 |
0,26 |
-0,33 |
Точность |
0,03 |
0,14 |
-0,20 |
0,35 |
-0,25 |
0,14 |
Эффективность |
0,09 |
0,11 |
-0,24 |
0,34 |
-0,31 |
0,21 |
Примечание: жирным курсивом выделены значимые коэффициенты корреляций (р<0,01).
В корреляционной матрице, характеризующей интеллектуально-личностный потенциал сотрудников ФСИН России (специализация «Пенитенциарная психология»), существует еще независимая периферическая плеяда, связывающая показатели «Стабильность организации» и «Подавленность» по психическому профилю отрицательной связью (рис.).
Рис. Периферическая плеяда интеллектуально-личностного потенциала сотрудников
Показатель «Стабильность организации» означает такую карьерную ориентацию сотрудника, которая обусловлена потребностью в безопасности, постоянстве и социальных гарантиях, поиском работы с определенным сроком службы. Полагаем, что такие сотрудники видят в лице ФСИН России организацию с хорошей репутацией, которая заботится о своих сотрудниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной среди аналогичных.
Таблица 3
Корреляционная матрица интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России (специализация «Организация режима в УИС»)
Показатели |
Менеджмент |
Автоно мия |
Стабильность организации |
Служение |
Вызов |
Предпринимательстве |
Мотивация к службе |
Мотивационна зрелость |
Активность |
0,35 |
-0,11 |
0,40 |
0,06 |
0,33 |
0,25 |
0,31 |
0,07 |
Ассертивность |
0,55 |
-0,04 |
0,40 |
-0,03 |
0,27 |
0,18 |
0,38 |
0,08 |
Склонность к риску |
0,23 |
0,25 |
-0,08 |
-0,02 |
0,21 |
0,32 |
0,34 |
-0,17 |
Импульсивность |
0,09 |
0,32 |
-0,04 |
-0,23 |
-0,01 |
0,48 |
0,03 |
-0,47 |
Агрессивность |
0,07 |
0,19 |
0,06 |
-0,26 |
0,03 |
0,35 |
0,03 |
-0,31 |
Безответственность |
-0,19 |
0,17 |
-0,29 |
-0,24 |
-0,26 |
0,05 |
-0,18 |
-0,31 |
Социальная желательность |
0,08 |
-0,25 |
0,06 |
0,37 |
0,20 |
-0,26 |
0,06 |
0,35 |
Экстраверсия |
0,47 |
-0,08 |
0,50 |
0,07 |
0,39 |
0,25 |
0,42 |
0,09 |
Нейротизм |
-0,22 |
0,31 |
-0,21 |
0,07 |
-0,01 |
0,16 |
-0,04 |
-0,30 |
Психотизм |
0,01 |
0,25 |
-0,10 |
-0,30 |
-0,05 |
0,35 |
0,03 |
-0,40 |
Для интеллектуально-личностного потенциала сотрудников, обучающихся по специализации «Организация режима в УИС» (табл. 3), характерны два различных центра корреляционных плеяд: 1) как качество якорей карьеры; 2) из сферы личностномотивационного компонента, собирающего вокруг себя релевантные показатели по методике «Якоря карьеры». Эти корреляционные плеяды никак не связаны между собой, то есть не определяются даже посредственные признаки, соединяющие их. Видна центральная роль мотивационной зрелости этих сотрудников по отношению к ряду показателей их карьерноличностного роста. У них также имеются отрицательные корреляции с мотивационной зрелостью таких показателей, как психотизм, агрессивность, импульсивность, безответственность, социальная желательность. Вторая корреляционная плеяда по группе испытуемых сотрудников ФСИН России со специализацией «Организация режима в УИС» представлена центром «Экстраверсия».
Корреляционная матрица интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН 134
России по специализации «Тыловое обеспечение в УИС» (табл. 4) представлена двумя центрами - «Экстраверсия» и «Вызов».
Под «Вызовом» понимается ориентация на конкуренцию, победу над другими, решение сложных задач [1]. Другими словами, для такого сотрудника характерна ориентация на то, чтобы бросать вызов, а служебная ситуация чаще всего рассматривается с позиции выигрыша-проигрыша. Процесс борьбы и победа для сотрудника важнее, чем конкретная область служебной деятельности или квалификация.
Таблица 4
Корреляционная матрица интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России (специализация «Тыловое обеспечение в УИС»)
Показатель |
Менеджмент |
Служение |
Вызов |
Мотивация к службе |
Общительность |
0,11 |
0,47 |
0,25 |
0,43 |
Активность |
0,55 |
0,36 |
0,44 |
0,34 |
Ассертивность/напористость |
0,61 |
0,38 |
0,42 |
0,12 |
С амоуничижение |
-0,43 |
-0,29 |
-0,24 |
-0,08 |
Экстраверсия |
0,54 |
0,50 |
0,50 |
0,46 |
Продуктивность невербального интеллекта |
0,35 |
0,00 |
0,41 |
0,13 |
Точность невербального интеллекта |
0,35 |
0,00 |
0,41 |
0,13 |
Эффективность невербального интеллекта |
0,36 |
0,02 |
0,44 |
0,15 |
Примечание: жирным курсивом выделены значимые коэффициенты корреляций (р<0,01).
Корреляционный анализ объективных показателей служебной и учебнопрофессиональной деятельности сотрудников ФСИН России с интеллектуальноличностными свойствами дал следующие результаты:
1. Анализ корреляционных связей количества взысканий за полугодие у сотрудников ФСИН России с показателями их интеллектуально-личностного потенциала показал наличие положительных значимых связей со стремлением к автономии, независимости от правил и предписаний (k=-0,27, при р<0,01). Стремление сотрудников ФСИН России к независимости снижает субординацию, стремление выполнять в служебной деятельности приказы вышестоящих сотрудников, следовать нормативно-правовым предписаниям и правилам, регламентирующим службу во ФСИН России. Тенденция к взысканиям находится в отрицательной зависимости от стремления воплощать в служебной деятельности свои идеалы и ценности (k=-0,21, при р<0,05), стремления к решению заведомо сложных учебнопрофессиональных и служебных задач (k=-0,19, при р<0,05), мотивации к службе (k=-0,32, при р<0,05), мотивационной зрелости (k=-0,29, при р<0,05). Значит, снижение служебной мотивации приводит к увеличению количества взысканий, поскольку, на наш взгляд, стремление к служебной дисциплине в большей степени обусловлено именно служебной мотивацией (табл. 5).
2. На связь личностно-мотивационного компонента интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России с частотой взысканий указывает выявленная статистически значимая положительная зависимость с такими качествами, как активность (k=0,28, при р<0,05), ассертивность (k=0,19, при р<0,05), склонность к риску (k=0,23, при р<0,05), импульсивность (k=0,36, при р<0,01), агрессивность (k=0,29, при р<0,01), безответственность (k=0,35, при р<0,01), психотизм (k=0,31, при р<0,01). Данная тенденция прослеживается в силу того, что активное и независимое поведение, выходящее из-под контроля сознания, в совокупности с отсутствием ответственности приводит к нарушению в служебной деятельности правил и норм поведения, предписанных сотрудникам ФСИН России. Значимых взаимосвязей между интеллектуальным компонентом интеллектуальноличностного потенциала и количеством взысканий не обнаружилось. Мы это объясняем тем, что все сотрудники, которые принимали участие в исследовании, проходили военноврачебную комиссию и отличаются уровнем интеллектуальных и прогностических способностей (лежащими в границах статистической нормы), а также умеют делать логические выводы о последствиях своего поведения. Таким образом, ведущее значение среди причин дисциплинарных нарушений сотрудниками ФСИН России в служебной деятельности занимает личностно-мотивационный компонент интеллектуально-личностного потенциала: умение контролировать свои побуждения, способность к рефлексии, направленность личности, ответственность (табл. 5).
3. Корреляционный анализ количества получаемых сотрудниками ФСИН России поощрений и компонентов интеллектуально-личностного потенциала показал, что существует статистически значимая положительная взаимосвязь между получаемыми поощрениями и стремлением воплощать в служебной деятельности свои профессиональные идеалы и ценности (k=0,32, при р<0,05), стремлением преодолевать трудности в служебной деятельности (k=0,26, при р<0,01), мотивацией к службе (k=0,27, при р<0,05) и мотивационной зрелостью (k=0,39, при р<0,01). Таким образом, выраженность служебной мотивации, осмысленности учебно-профессиональных и служебных целей повышает количество поощрений у сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности. Кроме того, выявлена статистически значимая взаимосвязь получаемых сотрудниками поощрений с такими личностными качествами, как общительность (k=0,27, при р<0,05) и активность (k=0,39, при р<0,05). Данная зависимость, на наш взгляд, объясняется тем, что основную долю поощрений сотрудники получают за несение службы в ходе обеспечения порядка на общественных мероприятиях, где важное значение приобретают активность и коммуникабельность личности (табл. 5).
4. Средний балл оценки по учебным дисциплинам находится в прямой зависимости от выраженности стремления быть профессионалом (k=0,32, при р<0,001); желания воплощать в работе свои идеалы и ценности (k=0,31, при р<0,05); тенденции решать заведомо сложные профессиональные задачи (k=0,27, при р<0,01); мотивации к службе (k=0,34, при р<0,05); выраженности мотивационной зрелости (k=0,37, при р<0,05). Иными словами, успеваемость по учебным дисциплинам как один из критериев успешности учебно-профессиональной деятельности, в которой раскрывается интеллектуальный потенциал сотрудников ФСИН России, зависит от мотивационной составляющей, описывающей осмысленность профессионального выбора, желание быть профессионалом (табл. 5).
5. Установлена прямая зависимость между средней оценкой по учебным дисциплинам и общительностью (k=0,25, при р<0,05), активностью (k=0,31, при р<0,01), ассертивностью (k=0,35, при р<0,05). Данная закономерность, очевидно, объясняется тем, что коммуникабельность сотрудника способствует более благоприятному восприятию его преподавателем и в определенной степени завышению выставляемых оценок. Активность как энергетическая составляющая благоприятствует более успешному освоению учебных дисциплин. Повышение же в нормальных пределах ассертивности способствует проявлению сотрудниками целенаправленности, а также выполнению задач в учебно-профессиональной и служебной деятельности (табл. 5).
6. Зафиксирована отрицательная статистически значимая связь средних оценок по учебным дисциплинам и таких личностных характеристик сотрудников ФСИН России, как самоуничижение (k=-0,21, при р<0,05), подавленность (k=-0,13, при р<0,05), импульсивность (k=-0,25, при р<0,05), безответственность (k=-0,41, при р<0,001), нейротизм (k=-0,12, при р<0,05), психотизм (k=-0,17, при р<0,05). Мы предполагаем, что самоуничижение, подавленность и нейротизм приводят к снижению у сотрудников самооценки, веры в собственные силы, что негативно сказывается на энергетическом компоненте мотивации и дезорганизует учебно-профессиональную и служебную деятельность. Импульсивность снижает целенаправленность деятельности,
безответственность снижает значимость мотивов, а психотизм способствует снижению стремления к нормативному поведению в учебно-профессиональной и служебной деятельности (табл. 5).
7. Выявлены положительно значимые связи между скоростными и продуктивными показателями интеллектуальных невербальных тестов; продуктивными показателями вербальных и числовых тестов. Но в вербальных и числовых математических тестах наблюдаются значимые отрицательные корреляции со скоростными параметрами (k=-0,14, при р<0,05) и (k=-0,12, при р<0,05). Данный факт, вероятно, свидетельствует о том, что в процессе выполнения сотрудниками числовых и вербальных тестов, которые вызывают меньше трудностей, происходит ускорение темпов деятельности и, как следствие, появление ошибок и снижение точности в ответах (табл. 5).
Таблица 5 Результаты корреляционного анализа показателей по методикам и внешних критериев интеллектуально-личностного потенциала с использованием коэффициента Спирмена (при р<0,05; *р<0,01;___________ р<0,001)
Название теста |
Параметр |
Объективные критерии интеллектуально-личностного потенциала |
||
Средний балл оценки за полугодие (М оц) |
Взыскания за полугодие (М вз) |
Поощрения за полугодие (М поощ) |
||
ЯК |
Специализация |
___ *** 0,32 |
-0,18 |
0,09 |
Менеджмент |
0,05 |
-0,07 |
0,17 |
|
Автономия |
-0,06 |
0,27** |
0,04 |
Стаб-ть места жительства |
0,04 |
-0,08 |
0,05 |
|
Стаб-ть организации |
0,17 |
-0,03 |
0,07 |
|
Служение |
0,31* |
-0,21* |
0,32* |
|
Вызов |
0,27** |
-0,19* |
0,26** |
|
Интеграция стилей жизни |
0,04 |
0,01 |
-0,12 |
|
Предпринимательство |
-0,09 |
0,05 |
-0,03 |
|
Мотивация к службе |
0,34* |
-0,32* |
0,27* |
|
Мотивационная зрелость |
0,37* |
-0,29* |
0,39** |
|
EPP |
Общительность |
0,25* |
-0,09 |
0,27* |
Активность |
0,31** |
0,28* |
0,39* |
|
Ассертивность |
0,35* |
0,19* |
0,06 |
|
Тревожность |
0,17 |
0,13 |
-0,08 |
|
Самоуничижение |
-0,21* |
0,04 |
-0,03 |
|
Подавленность |
-0,13* |
0,07 |
-0,02 |
|
Склонность к риску |
0,14 |
0,23* |
-0,04 |
|
Импульсивность |
-0,25* |
0,36** |
0,05 |
|
Агрессивность |
0,03 |
0,29** |
-0,07 |
|
Безответственность |
„ . . *** -0,41 |
0,35** |
-0,09 |
|
Экстраверсия |
-0,04 |
0,03 |
0,02 |
|
Нейротизм |
-0,12* |
0,05 |
-0,01 |
|
Психотизм |
-0,17* |
0,31** |
-0,03 |
|
Равен |
Продуктивность |
0,17* |
0,06 |
0,14* |
Скорость |
0,19* |
-0,02 |
0,05 |
|
Точность |
0,12* |
0,03 |
0,02 |
|
Эффективность |
0,09 |
0,01 |
0,13** |
|
ИСл |
Продуктивность |
0,20* |
-0,05 |
0,16* |
Скорость |
-0,14* |
0,03 |
0,06 |
|
Точность |
0,11* |
-0,02 |
0,02 |
|
Эффективность |
0,07 |
-0,01 |
0,01 |
|
ЧР |
Продуктивность |
0,11 |
0,05 |
0,11 |
Скорость |
-0,12* |
0,01 |
0,02 |
|
Точность |
0,13* |
0,02 |
0,12 |
|
Эффективность |
0,05 |
0,04 |
0,19* |
Выводы
На начальном этапе служебной деятельности интеллектуально-личностный потенциал сотрудников ФСИН России имеет специфические системообразующие свойства, обусловленные направлением (специальностью) подготовки: 1) «Автономия» и
«Мотивационная зрелость» указывают на независимость от организационных, служебных норм и предписаний, а также на карьерную ориентацию в продвижении себя как профессионала сотрудников, обучающихся по специализации «Оперативно-розыскная деятельность»; 2) «Экстраверсия» и «Мотивационная зрелость» означают обращенность на внешний мир, а также карьерную ориентацию в продвижении себя как профессионала сотрудников, обучающихся по специальности «Организация режима в УИС»; 3) «Мотивация к службе» и «Менеджмент» свидетельствуют о стабильности личностного и профессионального развития, а также об ориентации на объединение усилий других людей и принятие ответственности за результат сотрудников, обучающихся по специализации «Пенитенциарная психология»; 4) «Вызов» и «Экстраверсия» означают выраженную ориентацию на конкуренцию и победу, чем на служебную деятельность, а также интеграцию усилий других людей и принятие ответственности за результат сотрудников, обучающихся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС».
Результаты эмпирического исследования позволяют утверждать, что на начальном этапе служебной деятельности с сотрудниками ФСИН России необходимо проводить психологическую работу, направленную на развитие как отдельных компонентов интеллектуально-личностного потенциала, так и на данный потенциал в целом [3].
Подчеркнем, что согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238, которым была утверждена Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы [6], в качестве основной задачи психологов образовательных организаций является «...осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала».
Литература
- Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр»: метод. рук. Ч. 1. М., 2008. 117 с.
- Бочкова М.Н. Эмоциональный интеллект и креативность: связь и взаимодействие на примере разных категорий осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 92–102. DOI:10.17759/psylaw.2020100108
- Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Гендерная специфика личностного компонента в структуре карьерного потенциала на начальном этапе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2020. Том. 25. № 1. C. 26–35. DOI:10.17759/pse.2020250103.
- Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015–2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad (дата обращения: 12.09.2019).
- Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; ННПО «МОДЭК», 2003. 456 с.
- Ковальчук И.А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 204–218. DOI:10.17759/psylaw.2018080418.
- Ковальчук И.А. Социально-психологический тренинг как способ развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2019. № 3 (49). С. 102–106.
- Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том. 8. № 40. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.08.2018).
- Корнилова Т.В. Неопределенность, выбор и интеллектуально-личностный потенциал человека (в развитие смысловой теории мышления) // Методология и история психологии. 2009. Том. 4. Вып. 4. С. 47–59.
- Об утверждении Инструкции об организации деятельности психологической службы УИС: приказ Минюста России [от 12 дек. 2005 г. № 238] // Бюллетень нормативных актов федер. органов исполнительной власти. 2006. № 9.
- О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: постановление Правительства Российской Федерации [от 14 октября 2010 г. № 1772-р; по состоянию на 23 сентября 2015 г.] // Собр. законодательства Российской Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
- Павлова А.М. Профессионально-личностный потенциал специалиста: феномен и понятие // Ежегодник Российского психологического общества. СПб. 2003. Том. 6. С. 207– 210.
- Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. № 5 (7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.09.2016).
- Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта. М.: Либроком, 2011. 143 с.
- Стаханова О.В. О структуре трудового потенциала // Социологические исследования. 1981. № 2. С. 75–79.
- Столяренко А.М. Энциклопедия юридической психологии. М.: Юнити Дана, 2003. 607 с.
- Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов: учебник. 2-е изд. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. 464 с.
- Ульянина О.А. Концепция психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Психологическая наука и образование. 2019. Том. 24. № 6. C. 28–37. DOI: 10.17759/pse.2019240603.
- Ушаков Д.В. Структура и динамика интеллектуальных способностей: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. М.: Институт психологии РАН, 2004. 370 с.
- Ушатиков А.И. Пенитенциарная психология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 758 с.
- Чигринова И.А. Принятие неопределенности и макиавеллизм в регуляции морального выбора [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010. № 5 (13). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/380-chigrinova13.html (дата обращения: 13.09.2019).
- Юридическая психология: сб. науч. тр. / Под ред. Г.Х. Ефремова, А.Р. Ратинова. М.: Изд-во НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1998. 124 c.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 425
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 157
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1