Психология и право
2018. Том 8. № 4. С. 204–218
doi:10.17759/psylaw.2018080418
ISSN: 2222-5196 (online)
Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интеллектуально-личностный потенциал, служба исполнения наказаний
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080418
Для цитаты: Ковальчук И.А., Сочивко Д.В. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 204–218. DOI: 10.17759/psylaw.2018080418
Полный текст
Согласно концепции развития УИС до 2020 года, одним из направлений развития уголовно-исполнительной системы является кадровое обеспечение работников уголовно-исполнительной системы, которое предполагает обеспечение сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции [3].
Масштабное сокращение штатной численности ФСИН России повлекло значительное увеличение нагрузки на сотрудников. На этапе этих организационных изменений важнейшим потенциалом, на который опирается уголовно-исполнительная система, становятся будущие специалисты ФСИН России. Молодые сотрудники должны решать сегодня все более трудные задачи, включаясь в новые социальные отношения, учитывая большое количество факторов, которые способствуют продуктивной и успешной деятельности. Такие условия предъявляют особые требования как к интеллектуальному потенциалу сотрудников (например, способность быстро и точно решать возникающие жизненные задачи), так и к личностному (уверенность в себе, ответственность, самостоятельность в принятии решения, коммуникативная компетентность и т. п.). Интеллектуально-личностный потенциал — это интерпретационное понятие, предполагающее единство интеллектуальных и личностных составляющих в регуляции решений и выборов человека, реализуемое через звенья принятия и преодоления неопределенности множественными процессами и отражаемое в формировании новообразований как показателей приложенных при выборе усилий субъекта [2].
При этом зачастую в процессе индивидуального развития может происходить «десинхронизация» — неоптимальное соотношение интеллектуального и личностного потенциала. Например, высокий уровень интеллектуального потенциала и низкий уровень личностного потенциала (неуверенность, безответственность, несамостоятельность) снижают продуктивность жизнедеятельности юношей и девушек. Обратное соотношение — высокий уровень личностного потенциала (инициативность, лидерские качества) и невысокий интеллектуальный потенциал (неспособность предвидеть и оценить последствия своих действий, закрытость познавательной позиции и т. д.) — могут спровоцировать опасные ситуации, как для самого человека, так и для окружающих его людей. Таким образом, важным аспектом реализации данного направления является психологическая работа с будущими специалистами ФСИН России, направленная на диагностику, психокоррекцию и развитие их интеллектуально-личностного потенциала на этапе первичной подготовки к службе и обучению.
С целью всестороннего изучения интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России нами была сформирована выборка из 275 курсантов, проходивших курс молодого бойца (первичную подготовку к службе и обучению) в загородном учебном центре Академии ФСИН России. Из них 75 — поступивших на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»; 100 — поступивших на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»; 50 — поступивших на обучение по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности»; 50 — поступивших на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение».
Для оценки интеллектуального потенциала нами были использованы: тест «Продвинутые прогрессивные матрицы Дж. Равена», который позволяет оценить уровень развития невербального интеллекта поступивших в Академию ФСИН России курсантов: тест «Исключение слова» — для оценки уровня развития вербального интеллекта; методика «Числовые ряды» — для оценки теоретических счетных способностей, индуктивного числового мышления, подвижности мышления и способности мышления к перестановкам [1].
Для оценки личностного потенциала нами был использован личностный опросник «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева (Eysenck Personality Profiler, EPP)[1].
В совокупности эти психодиагностические методики обеспечивают эмпирический анализ ядра интеллектуально-личностного потенциала будущего специалиста ФСИН России.
Однако нас интересовал более широкий круг вопросов, а именно, как собственно интеллектуально-личностные показатели в их взаимосвязи (которая оценивалась методом корреляционного и факторного анализа) организуют адаптационный процесс в поведении курсантов не только в период первичной подготовки, но и в перспективе дальнейших обучения и службы. Для оценки этих процессов был использован опросник карьерных ориентаций Э. Шейна («Якоря карьеры»), перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова [1].
Таким образом, используемая батарея исследовательских методик позволяет говорить о полноте охвата проблемы исследования, достаточности ожидаемого эмпирического материала для описания структурно-функциональных характеристик интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России и соответствует поставленным исследовательским задачам.
Перейдем к исследованию показателей интеллектуально-личностного потенциала курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки.
Наивысшей продуктивностью по тесту «Продвинутые прогрессивные матрицы Дж. Равена» обладают поступившие на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», наименьшей — поступившие на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Даже при отсутствии статистически значимых различий эта тенденция достаточно выражена (табл. 1). Остальные группы обладают высокой продуктивностью, статистически не отличимой от самой наивысшей.
Причину такого снижения продуктивности невербального интеллекта у курсантов, поступивших на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», мы видим в том, что эта специальность требует скорее вербальных навыков понимания и ведения беседы в анализе сложных фигур, чем невербальных.
Таблица 1
Средние показатели продуктивности, скорости и точности в разных группах испытуемых
Специальность
Показатели |
Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности», специализация «Пенитенциарная психология» |
Специальность 56.05.01 «Тыловое обеспечение», специализация «Тыловое обеспечение в УИС» |
Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», специализация «Организация режима в УИС» |
Специальность 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», специализация «Оперативно-розыскная деятельность» |
Продуктивность |
10,5366 |
10,6341 |
10,1739 |
10,5082 |
Скорость |
1,9837 |
2,0000 |
1,9976 |
2,0000 |
Точность |
0,8855 |
0,8861 |
0,8457 |
0,8756 |
По скорости и точности выполнения теста «Продвинутые прогрессивные матрицы Дж. Равена» различия минимальны. (см. табл. 1).
Перейдем к анализу показателей эффективности по тесту «продвинутые прогрессивные матрицы Дж. Равена» в группах курсантов, поступивших на разные специальности и направления подготовки.
Наименьшей эффективностью выполнения теста «Продвинутые прогрессивные матрицы Дж. Равена» обладают поступившие на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (рис. 1), средней — поступившие на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и одинаково высокой — поступившие на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение» и по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности».
Рис. 1. Средние показатели эффективности по тесту «Продвинутые прогрессивные матрицы Дж. Равена» в группах курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки
Перейдем к уровневому статистическому анализу вербального интеллекта по тесту «Исключение слова». Наиболее всего продуктивны в исключении ненужного слова курсанты, поступившие на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (табл. 2), затем — поступившие на обучение по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности».
В двух остальных группах показатели ниже (табл. 2). Самый низкий показатель продуктивности выполнения теста «Исключение слова» — у поступивших на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», специализация «Организация режима в УИС».
Таблица 2
Средние показатели по тесту «Исключение слова» в разных группах испытуемых
Специальность
Показатели |
Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности», специализация «Пенитенциарная психология» |
Специальность 56.05.01 «Тыловое обеспечение», специализация «Тыловое обеспечение в УИС» |
Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», специализация «Организация режима в УИС» |
Специальность 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», специализация «Оперативно-розыскная деятельность» |
Продуктивность |
21,8293 |
21,5366 |
21,2464 |
22,6557 |
Скорость |
3,5945 |
3,5976 |
3,5942 |
3,6189 |
Точность |
0,7602 |
0,7482 |
0,7401 |
0,7827 |
Различия по скорости и точности выполнения теста «Исключение слова» (табл. 2) между группами минимальны.
Рис. 2. Средние показатели эффективности по тесту «Исключение слова» в группах курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки
Средние показатели по эффективности выполнения теста «Исключение слова» показывают картину, аналогичную структуре показателей по продуктивности выполнения теста.
Наибольшей эффективностью выполнения теста «Исключение слова» обладают поступившие на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», наименьшей — поступившие на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»(рис. 2).
Для того чтобы сделать окончательные выводы об интеллектуальном потенциале курсантов, поступивших на разные специальности и направления подготовки, проанализируем результаты выполнения методики «Числовые ряды», предназначенной для оценки теоретических счетных способностей, индуктивного числового мышления, подвижности мышления и способности мышления к перестановкам (табл. 3).
В табл. 3 мы видим совершенно иную картину интеллектуальных возможностей наших испытуемых. Самые низкие показатели в операциях с числами показывают курсанты, поступившие на обучение по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», а самые высокие — поступившие на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», что, на первый взгляд, соответствует духу их будущих специальностей. Хотя это и неверно. Умение считать для психолога не менее важно, чем для экономиста, но узнают они об этом только на втором году обучении в курсе математической статистики.
Таблица 3
Показатели выполнения теста «Числовые ряды» в разных группах испытуемых
Специальность
Показатели |
Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности», специализация «Пенитенциарная психология» |
Специальность 56.05.01 «Тыловое обеспечение», специализация «Тыловое обеспечение в УИС» |
Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», специализация «Организация режима в УИС» |
Специальность 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», специализация «Оперативно-розыскная деятельность» |
Продуктивность |
19,9756 |
22,6585 |
21,4638 |
21,8033 |
Скорость |
3,2866 |
3,3293 |
3,3514 |
3,3012 |
Точность |
0,7663 |
0,8570 |
0,8065 |
0,8310 |
Показатели скорости и точности выполнения теста «Числовые ряды» существенных различий не имеют (табл. 3).
Рис. 3. Средние показатели эффективности выполнения методики «Числовые ряды» в группах курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки
Интересными нам представляются показатели эффективности выполнения методики «Числовые ряды». Можно сказать, что по показателям эффективности группы наших испытуемых практически уравнены (рис. 3).
Таким образом, говорить о снижении интеллектуального потенциала в той или иной группе курсантов, поступивших на разные специальности и направления подготовки, не приходится. Скорее, следует говорить о разнородной и качественно различной структуре интеллектуального потенциала.
В целом, на фоне указанной неоднородности структуры интеллектуального потенциала у курсантов, поступивших на разные специальности и направления подготовки, можно сделать вывод о несомненно высоком интеллектуальном потенциале курсантов, поступивших на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», высоком — у поступивших на обучение по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», среднем — у поступивших на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение» и несколько сниженном — у поступивших на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Перейдем к уровневому статистическому анализу личностного потенциала курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки.
На рис. 4 представлены такие характеристики, как общительность, активность и ассертивность (напористость), т. е. избирательность в общении и поведении, жесткая направленность на реализацию своих решений.
Рис. 4. Средние показатели по шкалам общительности, активности и ассертивности по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева в группах курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки
Самыми низкими показателями по этим трем шкалам опросника обладают курсанты, поступившие на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение». Они не слишком общительны, проявляют невысокую активность в поведении и общении и при этом у них низкая избирательность и напористость в общении и поведении (р≤0,01).
Ассертивность (напористость) также снижена у курсантов, поступивших на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», что снижает силу их личностного потенциала.
Рис. 5. Средние показатели по шкалам тревожности, самоуничижения и подавленности по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева в группах курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки
Сделанный выше вывод подтверждается также и данными, представленными на рис. 5. Именно курсанты, поступившие на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», имеют самый высокий уровень тревожности, самоуничижения и подавленности. Возможно, это прямое следствие низкой ассертивности-напористости и общительности, а также низкой активности, что заставляет этих курсантов (будущих экономистов) тяжело переживать совершенные под чужим влиянием (или приказом) поступки и акты общения.
Средними показателями обладают курсанты, поступившие на обучение по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». Однако тревожность у них значительно ниже (Р≤0,05). Самыми низкими показателями по этой группе шкал обладают курсанты, поступившие на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», что укрепляет их личностный потенциал.
Рис. 6. Средние показатели по шкалам импульсивности, агрессивности и безответственности по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева в группах курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки
Самыми низкими показателями импульсивности, агрессивности и безответственности обладают курсанты, поступившие на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», что говорит об их высоком личностном потенциале (р≤0,01). Самой высокой импульсивностью, безответственностью и агрессивностью обладают курсанты, поступившие на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение» (р≤0,01). Обе юридические специальности обладают самой низкой безответственностью. Однако у курсантов, поступивших на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», выше агрессивность и импульсивность. У курсантов, поступивших на обучение по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», мы наблюдаем самую высокую импульсивность, среднюю агрессивность и завышенную безответственность (рис. 6).
Рис. 7. Средние показатели шкал нейротизма и психотизма по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева в группах курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки
Самым высоким уровнем психотизма опять же обладают курсанты, поступившие на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение» (рис. 7), несколько ниже выраженность психотизма у поступивших на обучение по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», еще ниже — у курсантов, поступивших на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», и самый низкий уровень психотизма у курсантов, поступивших на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность».
Аналогично можно сказать и об уровне нейротизма, только различия здесь более рельефные.
Перейдем к анализу личностного потенциала курсантов, поступивших на обучение в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки, с точки зрения их отношения к своей карьере.
Рис. 8. Средние показатели шкал специализация, менеджмент и автономия по опроснику карьерных ориентаций Э. Шейна («Якоря карьеры») в группах курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки
По показателям опросника карьерных ориентаций Э. Шейна («Якоря карьеры»), представленным на рис. 8, рельефные различия наблюдаются только по шкале специализации. Здесь мы видим самые низкие показатели у курсантов, поступивших на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение». Это означает, что данные курсанты мало знают о своей будущей специальности и мало заинтересованы стать высоко квалифицированным специалистами именно в этой области знания.
Также наблюдается некоторое повышение показателя «автономия» у поступивших на обучение по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» (рис. 8), что, в общем-то, соответствует духу их будущей специальности, в том числе и при работе во ФСИН России.
Таким образом, можно сказать, что самым низким интеллектуально-личностным потенциалом обладают курсанты, поступившие на обучение по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», интеллектуально-личностным потенциалом ниже среднего — курсанты, поступившие на обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Средним интеллектуально-личностным потенциалом обладают курсанты, поступившие на обучение по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». И самым высоким интеллектуально-личностным потенциалом обладают курсанты, поступившие на обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность».
Следовательно, можно сделать следующие выводы.
Структура интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе подготовки к службе и обучению, является неоднородной и различается в зависимости от выбранной специальности.
На фоне качественной неоднородности интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России существуют и уровневые его различия между специальностями.
Литература
- Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр» : методическое руководство – М.: Научно-производственный центр «ДИП», 2012.
- Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8 № 40. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.08.2018).
- О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (ред. от 23 сент. 2015) [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 № 1772-р. - Электрон. текст. дан. - Доступ из информ.-правовой системы «КонсультантПлюс» : Версия Проф.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1518
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 372
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1