Введение
В последнее десятилетие широкое распространение получили технологии «виртуальной реальности» (VR), активно внедряющиеся в экспериментальные психологические исследования. Виртуальная реальность представляет собой интерактивную компьютерную среду, которая погружает пользователя в трехмерный виртуальный мир, воспринимаемый как реальный [Аникина, 2021; Барабанщиков, 2021а; Взаимодействие личности и, 2019; Войскунский, 2008; Войскунский, 2006; Testing the Continuum, 2010; Woodford].
Сегодня исследования виртуальной реальности прежде всего затрагивают область компьютерных технологий и интернет-разработок [Барабанщиков, 2021; Барабанщиков, 2020; Войскунский, 2006; Интеллект, креативность и, 2020; Майтнер, 2021; Меньшикова, 2013; Онлайн-поддержка исследований познания, 2018; Селиванов, 2021], все активнее ведется дискуссия о перспективах использования VR-технологий [Анализ перспектив использования, 2011; Alone Together? Exploring, 2006; Khan, 2001; Yee, 2007]. Отечественные и зарубежные психологи активно изучают технологии VR как стимулирующее средство для развития когнитивных процессов [4;7; 12; 14; 18; 19], психических состояний [Аникина, 2021а; Барабанщиков, 2020; Взаимодействие личности и, 2019; Селиванов, 2021], ЗУНов [Взаимодействие личности и, 2019; Побокин, 2015].
Несмотря на интенсивное развитие данных технологий и ряд серьезных научных работ [Riva, 2001; Shubert, 2002], влияние VR на психическое здоровье человека требует дальнейшего изучения. Особое внимание в этом направлении должно уделяться коррекционному и психотерапевтическому потенциалу виртуальной реальности в работе с людьми [1 1; 15; 17].
В ранее опубликованной статье в рамках исследования влияния VR на психику юношества подробно описаны позитивные изменения в преодолении состояния тревожности под влиянием VR-технологий [Аникина, 2021а]. Обучающиеся с высокими показателями уровня тревожности склонны воспринимать ситуации как в образовательной среде, так и в межличностных отношениях как угрозу, продуцировать эмоциональные срывы. Показатели низкого уровня тревожности свидетельствуют о низком осознании личной ответственности, о низком уровне мотивации у субъекта. Однако в условиях высокой психологической напряженности, связанной с учебной деятельностью, это, с одной стороны, объясняется вытеснением психотравмирующих ситуаций, с другой - свидетельствует о вытесненных травмах и высоком уровне сформированности механизмов психологической защиты с целью показать себя социально одобряемым. Данные показатели указывают на недостаточность проводимых традиционных методов психокоррекции и психопрофилактики стрессовых состояний студентов, а также на необходимость введения дополнительных методов психокоррекции состояния тревожности. Такими методами могут выступать VR-технологии, поэтому эта статья представляется особенно актуальной.
Программа исследования
В рамках представленного эмпирического исследования была сформулирована общая цель - изучение специфики взаимодействия личности с технологиями виртуальной реальности. Гипотеза исследования заключается в том, что непродолжительные тренинговые виртуальные программы можно использовать в коррекции психических состояний студентов в ходе учебно-воспитательного процесса, в ходе их использования изменению подвержены тревожность и механизмы психологической защиты. В исследовании был использован следующий диагностический материал:
1) тест «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина) на определение уровня личностной и ситуативной тревожности;
2) методика «Индекс жизненного стиля» для изучения основных механизмов психологической защиты;
3) программа виртуальной реальности по преодолению никтофобий (разработчик - проф. В.В. Селиванов).
Исследование проводилось в несколько этапов:
1) полевой этап заключался в подготовке и проведении диагностического исследования для последующей обработки и анализа полученных данных;
2) формирующий этап - проведение психологической беседы с использованием программы виртуальной реальности по преодолению никтофобий;
3) повторный диагностический этап - повторная диагностика в целях выявления различий показателей в диагностических методиках до и после проведения программы виртуальной реальности по преодолению никтофобий;
4) этап математической обработки данных проведенного исследования с помощью программного пакета Statistica 7.0 с использованием критерия Фишера (F).
Выборка исследования - 63 студента смоленских вузов в возрасте от 18 до 25 лет, из них 84% составляли мужчины, 16% - женщины (M=19,4, SD=0,25). Выборка была разделена на две группы: экспериментальную (34 человека) и контрольную (29 человек).
Результаты исследования
Результаты эмпирического исследования по методике «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина) показывают, что наибольшее распространение среди респондентов имеет средний (нормальный) уровень тревожности, в выборке его имеют 56% в контрольной группе и 52% - в экспериментальной группе (табл. 1). Следующий по распространенности в группах испытуемых - низкий уровень тревожности (в контрольной группе составил 28%, в экспериментальной группе - 26%). Однако зафиксированный в меньшей степени показатель по шкале «высокий уровень тревожности» повышен (в контрольной группе - 16% респондентов, в экспериментальной - 22%).
Таблица 1
Результаты диагностики по методике «Исследование тревожности»
|
Результаты Факторы |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
Низкий уровень тревожности (до 30 баллов) |
28% |
26% |
|
Умеренный уровень тревожности (31-44 баллов) |
56% |
52% |
|
Высокий уровень тревожности (45 и более баллов) |
16% |
22% |
Общеизвестно, что под влиянием повышенной тревожности и фрустрированности личности формируются защитные механизмы. Изучение основных механизмов психологической защиты в группах студентов проходило по методике «Индекс жизненного стиля» (табл. 2).
Таблица 2
Показатели методики «Индекс жизненного стиля» (%)
|
Механизм защиты |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
Вытеснение |
35 |
38 |
|
Регрессия |
25 |
22 |
|
Замещение |
24 |
32 |
|
Отрицание |
32 |
28 |
|
Проекция |
16 |
28 |
|
Компенсация |
26 |
15 |
|
Сублимация |
25 |
38 |
|
Рационализация |
28 |
35 |
В обеих группах высокие показатели (верхняя граница нормы) были получены по шкале защитного механизма «вытеснение» (35% и 38%), что говорит о неразрешенных (подавленных) вытесненных эмоциональных переживаниях. Вытеснение сохраняет внутренний конфликт личности, который вызывает состояние немотивированной тревожности, понижает самооценку перед референтной группой. Часто более выраженные защитные механизмы образуют кластеры с другими защитными механизмами. Высокий показатель по шкале «замещение» (24% и 32%) коррелирует с высокими показателями по шкалам «сублимация» (25% и 38%), «рационализация» (28% и 35%), «отрицание» (32% и 28%), что указывает на способы выхода личности из конфликтных, фрустрирующих ситуаций.
Следующий формирующий этап исследования предполагал проведение виртуальной психотерапевтической программы по преодолению никтофобии только в экспериментальной группе. Виртуальные сессии проводились с использованием обычных 3D-мониторов. Исследование проводилось в соответствии с Хельсинкской декларацией 1975 года, пересмотренной в 2013 году. Все участники были старше 18 лет и дали письменное согласие на участие в экспериментах с VR-программой. В контрольной группе проводилась процедура психологической беседы в обычном регламентированном режиме.
После формирующего этапа были проведены повторные измерения уровня тревожности по методикам Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина и «Индекс жизненного стиля» на определение уровня преобладающих механизмов психологической защиты, а также сравнение результатов (табл. 3).
Таблица 3Результаты диагностики студентов «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина) после VR
|
Факторы |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
Низкий уровень тревожности (до 30 баллов) |
44% |
48% |
|
Умеренный уровень тревожности (31-44 баллов) |
46% |
40% |
|
Высокий уровень тревожности (45 и более баллов) |
10% |
12% |
Изменения данных произошли по всем уровням тревожности как в контрольной, так и в экспериментальной группах: в обеих группах высокий уровень тревожности снизился, но в экспериментальной группе высокий уровень тревожности снизился на 10%, а в контрольной - на 6%; показатели низкого уровня тревожности в контрольной группе составили 44%, а в экспериментальной группе - 48%; средний уровень тревожности в контрольной группе был равен 46%, в экспериментальной группе - 40%. Соответственно, наибольшие изменения произошли на низком и высоком уровнях тревожности, средний уровень тревожности не на много изменился в сравнении с показателями до формирующего эксперимента.
После проведения виртуальных сессий при повторном измерении по методике «Индекс жизненного стиля» были получены следующие результаты: по шкале «вытеснение» в контрольной группе прослеживается динамика на 10%, в экспериментальной группе показатели уменьшились на 20%: с 38% до 18%; по механизму «регрессия» отмечены существенные снижения показателей в обеих группах: с 25% до 18% в контрольной группе, c
22% до 11% в экспериментальной группе; по механизму «проекция» показатели в контрольной группе изменились незначительно, но в экспериментальной группе они уменьшились на 12 единиц (с 28% до 16%). Результаты диагностики механизмов психологической защиты после VR-программы и беседы отражены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели методики «Индекс жизненного стиля» после VR
|
Механизм защиты |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
Вытеснение |
25 |
18 |
|
Регрессия |
18 |
11 |
|
Замещение |
22 |
26 |
|
Отрицание |
18 |
10 |
|
Проекция |
14 |
16 |
|
Компенсация |
20 |
11 |
|
Сублимация |
21 |
31 |
|
Рационализация |
23 |
20 |
Для более подробного анализа полученных данных был использован программный пакет Statistica 7.0. Достоверность полученных результатов по изменению тревожности студентов проверялась при помощи критерия Фишера (F) (табл. 5). Уровень статистической значимости: *p<0,05, **p<0,001.
Таблица 5
Результаты достоверности изменения уровня тревожности
|
|
Факторы |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
1 |
Низкий уровень тревожности (до 30 баллов) |
До сеанса VR |
28 |
26 |
|
После сеанса VR |
44 |
48 |
||
|
Ф* |
1,8 |
2,05* |
||
|
2 |
Умеренный уровень тревожности (31-44 баллов) |
До сеанса VR |
56 |
52 |
|
После сеанса VR |
46 |
40 |
||
|
Ф* |
0,18 |
0,16 |
|
3 |
Высокий уровень тревожности (до 30 баллов) |
До сеанса VR |
16 |
22 |
|
После сеанса VR |
10 |
12 |
||
|
Ф* |
0,14 |
2,08* |
При сравнении полученных данных были установлены существенные изменения по шкале «Низкий уровень тревожности». Так, до проведения программы VR в обеих группах наблюдалось повышение процента выборки с низким уровнем тревожности. При этом отмечен значимый результат в экспериментальной группе 2,05 (p<0,05). Значимые
показатели были получены по шкале «Высокий уровень тревожности». Зафиксировано их уменьшение в обеих группах, но в экспериментальной группе, где проведение психологической беседы сопровождалось сеансами виртуальной программы «Никтофобия», снижение показателей оказалось значимым и составило 2,08* (p<0,05). Достоверность
данных показателей приведена в табл. 6. Уровень статистической значимости: *p<0,05, **p<0,001.
Таблица 6
Результаты достоверности изменения показателя механизмов психологической защиты
|
Механизм защиты |
Контрольная группа |
ф* |
Экспе риментальная группа |
ф* |
||
|
До сессии психологи ческих бесед |
После сессии психологи ческих бесед |
|
До сессии психологи ческих бесед с VR |
После сессии психологиче ских бесед с VR |
|
|
|
Вытеснение |
35 |
25 |
2,42* |
38 |
18 |
3,6** |
|
Регрессия |
25 |
18 |
1,85 |
22 |
11 |
2,48* |
|
Замещение |
24 |
22 |
1,05 |
32 |
26 |
0,96 |
|
Отрицание |
32 |
18 |
2,45* |
28 |
10 |
2,78* |
|
Проекция |
16 |
14 |
1,4 |
28 |
16 |
2,36* |
|
Компенсация |
26 |
20 |
1,28 |
15 |
11 |
1,5 |
|
Сублимация |
25 |
21 |
1,5 |
38 |
31 |
1,81 |
|
Рационализация |
28 |
23 |
1,5 |
35 |
28 |
1,71 |
По всем показателям механизмов защиты после обработки данных зафиксированы микроизменения значений, которые произошли в обеих группах. По отдельным шкалам они представлены следующим образом. Наиболее чувствительными к воздействию метода VR оказались: «вытеснение» (в контрольной группе 2,42* при p<0,05, в экспериментальной группе 3,6** при p<0,001), «регрессия» (показатель по данной шкале оказался значимым и составил 2.48* (p<0,05)), «проекция» (значимые результаты показаны в экспериментальной группе 2,36* (p<0,05)). Изменения показателей по шкале «отрицание» оказались значимыми в обеих группах: в контрольной группе показатель составил 2,45*(p<0,05), вэкспериментальной - 2,78** (p<0,05). По другим шкалам изменения были незначительны в обеих группах. Важно отметить, что после проведения процедуры психологической беседы данные показатели снизились.
Обсуждение результатов
Анализ результатов исследования показал на его первом этапе зафиксированные в экспериментальной и контрольной группах высокий и умеренный уровни тревожности студентов. Они чаще связаны с такими механизмами психологической защиты, как «вытеснение», сопряженным с «замещением», «сублимацией», «рационализацией» и «отрицанием», что указывает на преобладание стратегий вытеснения или подавления социально неодобряемых поступков или желаний, а также замены данных поступков или желаний. Механизмы рационализации и сублимации способствуют социально приемлемыми способами личности справляться с напряжением и внутренними конфликтами, которые могут возникнуть у студентов в ходе учебной деятельности.
Проведение психологических бесед и применение тренинговых VR- программ способствовали снижению со значимыми показателями прибеганию испытуемых к механизму психологической защиты «вытеснение». При этом также снижаются показатели по шкалам механизмов «отрицание», «регрессия», «проекция», которые в своих проявлениях более способствуют неадекватности и деградации личности. Наряду с этим способствующие развитию личности, осознанности действий и деятельности механизмы «сублимации» и «рационализации» в ходе проработки тревожных состояний почти не подвергаются изменениям. В ходе исследования было обнаружено, что тренинговый метод с применением VR-среды, минуя сознание, позитивно воздействует на состояние немотивированной тревожности студентов.
Заключение
Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Наиболее чувствительны к воздействию VR-программ оказались защитные механизмы, которые можно объединить в один кластер, который характеризуется мало осознаваемыми подавленными, вытесненными чувствами и желаниями студентов, сопровождающиеся высокой тревожностью, снижением критичности к своим поступкам, неуверенностью, сниженной самооценкой. Высокие показатели данных механизмов также характеризуются в поведенческом плане понижением эмоционального фона, апатией к происходящему, безынициативностью. Защитные механизмы, которые можно отнести к «социальным» (сублимация, рационализация, компенсация), оказались также чувствительны к воздействию VR, но не дали значимых результатов.
2. «Социальная» группа защитных механизмов несет большую значимость и важность для субъектов. Незначительное снижение показателей по шкалам этой группы под влиянием тренинговых VR- программ показывает эффективность последних при коррекции психических особенностей субъектов образовательной среды.
Таким образом, тренинговые VR-программы могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования для профилактики возникновения отрицательно окрашенных эмоциональных состояний студентов. На основе результатов данного исследования могут быть разработаны программы коррекционной работы по снижению агрессивности и тревожности обучающихся.