Вступительное слово тематического редактора

51

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Моросанова В.И. Вступительное слово тематического редактора [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 3. С. 3–5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2023_n3/from_editor (дата обращения: 24.11.2024)

Полный текст

Дорогие друзья!

Тематический номер журнала «Психолого-педагогические исследования» (№ 3-2023) посвящен исследованиям развития саморегуляции у детей и подростков. В нем отражен междисциплинарный характер проблемы саморегуляции как со стороны психологии, так и педагогики.

Проблема саморегуляции является фундаментальной научной проблемой. В контексте активно развиваемого в последние годы ресурсного подхода мы рассматриваем осознанную саморегуляцию как управляющий уровень целостной системы психической саморегуляции человека. Этот уровень реализуется универсальными и специальными регуляторными компетенциями человека, позволяющими ему осознанно и самостоятельно выдвигать цели и управлять их достижением. Как показали наши эмпирические исследования, эти компетенции вносят непосредственный вклад в успешность, а также являются психологическим средством человека для мобилизации, интеграции и опосредствования влияния различных субсистем когнитивных, личностных и психофизиологических ресурсов и резервов человека на его поведение. В этом смысле осознанная саморегуляция является управляющим метаресурсом для осознанного решения многообразных задач жизнедеятельности, критерием субъектности и развития личности.

Проблема психической саморегуляции актуальна не только в фундаментальном, но и в практическом плане. Ее значимость для   образования подчеркивается тем фактом, что   регуляторные ресурсы являются психологической основой формирования универсальных учебных действий и достижения мета результатов образования (предметных, регулятивных и личностных), что обозначено в современных ФГОСах в качестве целей образования для всех ступеней обучении. Результаты исследования саморегуляции достижения учебных целей дают новые ориентиры в развитии компетентностного подхода в образовании, выдвигая практическую задачу формирования метаресурсов как развитой системы универсальных регуляторных компетентностей для широкого класса задач в учении, личностном самовоспитании и профессиональном самоопределении. Кроме того, в работах нашего направления созданы представления о специальных регуляторных компетенциях, специфичных для овладения различными видами профессиональной и учебной деятельности. Один из наиболее значимых для психологии образования выводов заключается в том, что развитие регуляторных метакомпетенций может происходить в качестве эффекта обучения, в котором субъектность человека формируется сначала в ситуациях получения знаний о мире, а затем и в более широком контексте жизнедеятельности личности, при решении проблем самовоспитания.

Статьи нашего спецвыпуска посвящены наименее изученной области психологии саморегуляции – дифференциальным и онтогенетическим аспектам развития саморегуляции у детей и подростков. В статье А.М. Потаниной и В.И. Моросановой проанализированы современные зарубежные исследования наиболее значимых (по данным метаанализов) психологических ресурсов успеваемости в рамках индивидуально-ориентированного подхода. Описаны выявленные эмпирические типологии специальных регуляторных ресурсов достижения учебных целей, в том числе, экзаменационной успешности подростков. Развиты обобщенные представления о возрастных дифференциально-типологических различиях в регуляторных и личностных ресурсах академических достижений обучающихся в основной и старшей школе. Показан прогностический эффект развития осознанной саморегуляции для повышения школьной вовлеченности и академической успеваемости и при переходе подростков в старшую школу.

В статье И.Н.Бондаренко и Т.Г.Фоминой на основании ресурсного подхода, а также результатов эмпирических исследований, верифицирована модель взаимосвязи осознанной саморегуляции достижения учебных целей, психологического благополучия и академической успеваемости обучающихся младшегоподросткового возраста. Установлено, что осознанная саморегуляция является необходимым значимым ресурсом поддержания как успеваемости, так и благополучия подростков. В рамках единой модели раскрыты особенности совместного вклада в успешность обучения регуляторных и личностных ресурсов. Выявлена ресурсная роль психологического благополучия и мотивации достижения по отношению к академической успеваемости.

Тема исследования коллектива авторов Е.А. Чичининой, Д.А. Бухаленковой, А.В. Чурсиной и А.Я. Болдыревой – особенности использования цифровых устройств дошкольниками. В статье представлена оригинальная линия анализа способов использования цифровых устройств: авторы применили идею Л.С. Выготского о культурном и натуральном использовании объектов. На основании результатов обследования мальчиков и девочек 6-7 высказана гипотеза о различиях в саморегуляции у мальчиков и девочек, связанных с особенностями в использовании цифровых устройств. Проверка этой гипотезы требует дополнительных исследований.

Особый интерес у читателей должны вызвать статьи, в которых по результатам проведенных исследований затрагивают тему обучения и развития современных детей, а также предлагают различные способы психологического и педагогического сопровождения развития различных сторон саморегуляции. Так, в статье «Взаимосвязь занятий музыкой и развития регуляторных функций у детей 6-7 лет» (авторы Л.Ф. Баянова, А.Г. Долгих и А.А. Якушина) раскрывается проблема взаимосвязи дополнительных занятий музыкой с развитием таких регуляторных функций как рабочая память, торможение, когнитивная гибкость.

В статье А.М. Федосеевой и Н.В.Бабкиной обсуждается проблема развития эмоциональной саморегуляции как процесса становления самостоятельности переживания в его культурном знаково-символическом опосредствовании. Представлены результаты экспериментального исследования закономерностей развития эмоциональной регуляции у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Авторы особое внимание уделяют описанию изменения переживаний в ходе прослушивания музыки в разных группах подростков, делая акцент на необходимости посредничества со стороны взрослого для становления самостоятельности переживания как условия эмоционального развития и социальной адаптации подростка с задержкой психического развития.

Статья М.В. Воропаева и В.С. Неумывакина не оставит равнодушными наших читателей – педагогов. Она посвящена актуальной педагогической проблеме поиска возможностей в условиях массовых школ способствовать педагогическими методами становлению осознанной саморегуляции учебной деятельности как основы субъектности обучающихся. В статье представлены результаты успешного масштабного трехлетнего педагогического эксперимента. Он был направлен на проверку эффективности авторской системы педагогического сопровождения развития саморегуляции учебной деятельности и повышения регулирующей роли самосознания подростков в процессах первичного выбора профессии в период обучения в профильных классах.   Разработанная система основывается на теории и диагностики развития осознанной саморегуляции, созданных в научной школе В.И. Моросановой. В соответствии с ними система проектировалась с учетом необходимости как формирования навыков саморегуляции учебной деятельности, так и на создания условий для развития регулятивных функций самосознания. В эксперимент были вовлечены все субъекты образовательного процесса. В качестве основных педагогических средств выступали специальные занятия по развитию саморегуляции учебной деятельности, создание ситуаций ответственного выбора в отношении своего личностно-профессионального развития и помощь старшеклассникам при его совершении, консультационная и разъяснительная работа с опорой на планы личностно-профессионального развития. Показано, что повышение степени ответственности в ситуации выбора прямо связано с развитием регулятивных функций самосознания. При этом очень важно, что данное направление реализовывалось посредством разъяснительной работы как с самими старшеклассниками, так и с их родителями. Результаты исследования подтвердили результативность использованной системы педагогического сопровождения: в среднем относительное увеличение всех уровней сформированности саморегуляции учебной деятельности составило около 20–30 % (сравнительно с контрольной группой).

Мы надеемся, что этот выпуск журнала будет интересен и полезен нашим читателям, как психологам, так и педагогам. Его материалы позволят   составить представление о современных научных направлениях изучения развития саморегуляции детей и подростков, а также, об их воплощениях в эмпирических исследованиях. И что, самое главное, по моему мнению, послужит расширению взаимопонимания и укреплению междисциплинарного взаимодействия между специалистами в области наук об образовании.

Тематический редактор:

Моросанова В.И., член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции

Информация об авторах

Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7694-1945, e-mail: morosanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 115
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0