Вступительное слово тематического редактора

34

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Моросанова В.И. Вступительное слово тематического редактора [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 3. С. 3–5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2023_n3/from_editor (дата обращения: 05.05.2024)

Полный текст

Дорогие друзья!

Тематический номер журнала «Психолого-педагогические исследования» (№ 3-2023) посвящен исследованиям развития саморегуляции у детей и подростков. В нем отражен междисциплинарный характер проблемы саморегуляции как со стороны психологии, так и педагогики.

Проблема саморегуляции является фундаментальной научной проблемой. В контексте активно развиваемого в последние годы ресурсного подхода мы рассматриваем осознанную саморегуляцию как управляющий уровень целостной системы психической саморегуляции человека. Этот уровень реализуется универсальными и специальными регуляторными компетенциями человека, позволяющими ему осознанно и самостоятельно выдвигать цели и управлять их достижением. Как показали наши эмпирические исследования, эти компетенции вносят непосредственный вклад в успешность, а также являются психологическим средством человека для мобилизации, интеграции и опосредствования влияния различных субсистем когнитивных, личностных и психофизиологических ресурсов и резервов человека на его поведение. В этом смысле осознанная саморегуляция является управляющим метаресурсом для осознанного решения многообразных задач жизнедеятельности, критерием субъектности и развития личности.

Проблема психической саморегуляции актуальна не только в фундаментальном, но и в практическом плане. Ее значимость для   образования подчеркивается тем фактом, что   регуляторные ресурсы являются психологической основой формирования универсальных учебных действий и достижения мета результатов образования (предметных, регулятивных и личностных), что обозначено в современных ФГОСах в качестве целей образования для всех ступеней обучении. Результаты исследования саморегуляции достижения учебных целей дают новые ориентиры в развитии компетентностного подхода в образовании, выдвигая практическую задачу формирования метаресурсов как развитой системы универсальных регуляторных компетентностей для широкого класса задач в учении, личностном самовоспитании и профессиональном самоопределении. Кроме того, в работах нашего направления созданы представления о специальных регуляторных компетенциях, специфичных для овладения различными видами профессиональной и учебной деятельности. Один из наиболее значимых для психологии образования выводов заключается в том, что развитие регуляторных метакомпетенций может происходить в качестве эффекта обучения, в котором субъектность человека формируется сначала в ситуациях получения знаний о мире, а затем и в более широком контексте жизнедеятельности личности, при решении проблем самовоспитания.

Статьи нашего спецвыпуска посвящены наименее изученной области психологии саморегуляции – дифференциальным и онтогенетическим аспектам развития саморегуляции у детей и подростков. В статье А.М. Потаниной и В.И. Моросановой проанализированы современные зарубежные исследования наиболее значимых (по данным метаанализов) психологических ресурсов успеваемости в рамках индивидуально-ориентированного подхода. Описаны выявленные эмпирические типологии специальных регуляторных ресурсов достижения учебных целей, в том числе, экзаменационной успешности подростков. Развиты обобщенные представления о возрастных дифференциально-типологических различиях в регуляторных и личностных ресурсах академических достижений обучающихся в основной и старшей школе. Показан прогностический эффект развития осознанной саморегуляции для повышения школьной вовлеченности и академической успеваемости и при переходе подростков в старшую школу.

В статье И.Н.Бондаренко и Т.Г.Фоминой на основании ресурсного подхода, а также результатов эмпирических исследований, верифицирована модель взаимосвязи осознанной саморегуляции достижения учебных целей, психологического благополучия и академической успеваемости обучающихся младшегоподросткового возраста. Установлено, что осознанная саморегуляция является необходимым значимым ресурсом поддержания как успеваемости, так и благополучия подростков. В рамках единой модели раскрыты особенности совместного вклада в успешность обучения регуляторных и личностных ресурсов. Выявлена ресурсная роль психологического благополучия и мотивации достижения по отношению к академической успеваемости.

Тема исследования коллектива авторов Е.А. Чичининой, Д.А. Бухаленковой, А.В. Чурсиной и А.Я. Болдыревой – особенности использования цифровых устройств дошкольниками. В статье представлена оригинальная линия анализа способов использования цифровых устройств: авторы применили идею Л.С. Выготского о культурном и натуральном использовании объектов. На основании результатов обследования мальчиков и девочек 6-7 высказана гипотеза о различиях в саморегуляции у мальчиков и девочек, связанных с особенностями в использовании цифровых устройств. Проверка этой гипотезы требует дополнительных исследований.

Особый интерес у читателей должны вызвать статьи, в которых по результатам проведенных исследований затрагивают тему обучения и развития современных детей, а также предлагают различные способы психологического и педагогического сопровождения развития различных сторон саморегуляции. Так, в статье «Взаимосвязь занятий музыкой и развития регуляторных функций у детей 6-7 лет» (авторы Л.Ф. Баянова, А.Г. Долгих и А.А. Якушина) раскрывается проблема взаимосвязи дополнительных занятий музыкой с развитием таких регуляторных функций как рабочая память, торможение, когнитивная гибкость.

В статье А.М. Федосеевой и Н.В.Бабкиной обсуждается проблема развития эмоциональной саморегуляции как процесса становления самостоятельности переживания в его культурном знаково-символическом опосредствовании. Представлены результаты экспериментального исследования закономерностей развития эмоциональной регуляции у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Авторы особое внимание уделяют описанию изменения переживаний в ходе прослушивания музыки в разных группах подростков, делая акцент на необходимости посредничества со стороны взрослого для становления самостоятельности переживания как условия эмоционального развития и социальной адаптации подростка с задержкой психического развития.

Статья М.В. Воропаева и В.С. Неумывакина не оставит равнодушными наших читателей – педагогов. Она посвящена актуальной педагогической проблеме поиска возможностей в условиях массовых школ способствовать педагогическими методами становлению осознанной саморегуляции учебной деятельности как основы субъектности обучающихся. В статье представлены результаты успешного масштабного трехлетнего педагогического эксперимента. Он был направлен на проверку эффективности авторской системы педагогического сопровождения развития саморегуляции учебной деятельности и повышения регулирующей роли самосознания подростков в процессах первичного выбора профессии в период обучения в профильных классах.   Разработанная система основывается на теории и диагностики развития осознанной саморегуляции, созданных в научной школе В.И. Моросановой. В соответствии с ними система проектировалась с учетом необходимости как формирования навыков саморегуляции учебной деятельности, так и на создания условий для развития регулятивных функций самосознания. В эксперимент были вовлечены все субъекты образовательного процесса. В качестве основных педагогических средств выступали специальные занятия по развитию саморегуляции учебной деятельности, создание ситуаций ответственного выбора в отношении своего личностно-профессионального развития и помощь старшеклассникам при его совершении, консультационная и разъяснительная работа с опорой на планы личностно-профессионального развития. Показано, что повышение степени ответственности в ситуации выбора прямо связано с развитием регулятивных функций самосознания. При этом очень важно, что данное направление реализовывалось посредством разъяснительной работы как с самими старшеклассниками, так и с их родителями. Результаты исследования подтвердили результативность использованной системы педагогического сопровождения: в среднем относительное увеличение всех уровней сформированности саморегуляции учебной деятельности составило около 20–30 % (сравнительно с контрольной группой).

Мы надеемся, что этот выпуск журнала будет интересен и полезен нашим читателям, как психологам, так и педагогам. Его материалы позволят   составить представление о современных научных направлениях изучения развития саморегуляции детей и подростков, а также, об их воплощениях в эмпирических исследованиях. И что, самое главное, по моему мнению, послужит расширению взаимопонимания и укреплению междисциплинарного взаимодействия между специалистами в области наук об образовании.

Тематический редактор:

Моросанова В.И., член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции

Информация об авторах

Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7694-1945, e-mail: morosanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 71
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0