Психолого-педагогические исследования
2024. Том 16. № 2. С. 30–42
doi:10.17759/psyedu.2024160202
ISSN: 2587-6139 (online)
Формирование характеристик самоактуализирующейся личности у студентов медицинского вуза
Аннотация
Повышение качества подготовки врачей включает развитие профессионально важных качеств в период обучения в вузе. Психолого-педагогическое сопровождение студентов медицинского вуза разработано недостаточно, внедряется редко. Работа направлена на исследование формирования качеств самоактуализирующейся личности у студентов медицинского вуза. Авторы разработали и обосновали модель психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств (ПВК) будущих врачей. Авторы представили результаты эмпирического исследования, полученные на выборке 180 студентов 5 курса медицинского университета специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология» (90 человек – экспериментальная группа, участвующая в экспериментальной программе, 90 человек – контрольная группа). Исследователи использовали методику – самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Л.Я. Гозмана[1] и М.В. Кроза. Полученные результаты свидетельствуют, что показатели характеристик самоактуализирующейся личности статистически достоверно меняются после участия в экспериментальной программе. Данные исследования могут быть использованы в качестве эффективного средства профессионального становления будущих и практикующих врачей.
Общая информация
Ключевые слова: самоактуализация личности, профессионально важные качества, самопринятие, самоуважение, спонтанность, синергийная психотерапия, врачи
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160202
Получена: 18.01.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Герасимова Т.В. Формирование характеристик самоактуализирующейся личности у студентов медицинского вуза [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 2. С. 30–42. DOI: 10.17759/psyedu.2024160202
Полный текст
Введение
Период обучения в высшем учебном заведении является одним из этапов профессионального становления личности, во время которого начинается процесс формирования профессионально важных качеств (ПВК) личности будущих специалистов [1]. Формирование и развитие ПВК диктуется требованиями ФГОС, с одной стороны, и «социальным заказом», с другой стороны. Поскольку оценка компетентности и профессионализма в работе врача стала более сложной и повсеместной, система высшего профессионального образования все чаще сталкивается с проблемой внедрения эффективных средств подготовки специалистов, которые должны соответствовать ожиданиям профессии и общества [25]. В работе врача сформированность значимых в профессиональной деятельности характеристик приобретает особую роль для эффективной деятельности специалиста [22; 23]. В то же время отбор абитуриентов в медицинские вузы проводится на основании только академической успеваемости, без учета личностных качеств будущих врачей. Подобная ситуация наблюдается и за рубежом [26].
Основанием для выделения профессионально важных качеств является функциональный состав врачебной деятельности, относящейся к сложным видам трудовой деятельности в системе «человек – человек», предполагающей наличие разносторонней образованности, мотивации профессионального развития, выполнение разнообразных, трудных по структуре, способу и технике реализации видов профессиональной деятельности, предъявляющих к субъекту труда специфические требования [13, с. 130]. Проблемой исследования является противоречие между необходимостью формирования комплекса ПВК будущего врача и отсутствием психолого-педагогического сопровождения данного процесса в медицинском вузе. Гипотеза исследования состоит в том, что психолого-педагогическое сопровождение студента-будущего врача изменяет представление студентов о самих себе как субъектах профессиональной деятельности и способствует развитию характеристик самоактуализирующейся личности – самопринятия, самоуважения, синергичности, спонтанности.
Также во многих нормативных документах, в частности в Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года, говорится о содействии профессиональному и личностному развитию специалиста посредством изучения образовательных программ и реализации самостоятельной интеллектуальной деятельности (самообразование, информальное или спонтанное образование). Выдвигается задача личностного роста и самореализации. Помимо развития инфраструктуры и технологий сферы непрерывного образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения, необходимым условием является мотивация самого специалиста к индивидуальной познавательной деятельности, к совершенствованию в профессиональной сфере [19].
Согласно классификации Е.А. Климова врачебная деятельность относится к социономическому типу, поскольку в ее основе лежат взаимоотношения в системе «врач – больной», которые весьма сложны, включают в себя множество разнонаправленных компонентов профессионального, морального, нравственного, эстетического и даже экономического и юридического характера. Среди них творческий склад ума, способность прогнозировать и моделировать разнообразные вероятные последствия, что связано с нестандартными ситуациями в профессиональной деятельности и неструктурированным характером врачебной деятельности; умение слушать и понимать другого человека, обладание определенным уровнем наблюдательности, отзывчивости и такта, связанные с высокими требованиями к компетентности в сфере общения, к коммуникативным и деонтологическим качествам; развитый кругозор, высокая познавательная мотивация, стремление к знаниям; определенный уровень развития качеств направленности личности (гуманизм, долг, альтруизм) [10; 11].
Самоактуализация представляет собой способность самостоятельно определять жизненный выбор человека и добиваться поставленных целей. Целью самоактуализации, согласно Е.Е. Вахромову, является наиболее полное развитие способностей, психологический рост, что возможно только в социально ориентированной деятельности [3]. По мнению И.А. Анкиндиновой, самоактуализация представляет собой реализацию собственных способностей и личностного потенциала и означает движение в направлении профессионального и личностного роста [2].
Самореализация – этически значимый, эвдемонический образ жизни – достигается путем самостоятельной деятельности и реализации своего высшего потенциала. Поэтому личностный рост и реализация считаются центральными аспектами. Самореализация достигается посредством самостоятельной деятельности и раскрытия своего профессионального потенциала [28]. Самоактуализирующие характеристики личности обеспечивают будущим врачам стремление к активному и творческому взаимодействию с окружающим миром, позволяют сформировать гуманный подход к пациенту и перспективы личностного и профессионального совершенствования. В качестве характеристик самоактуализирующейся личности, значимых в работе врача, в комплекс ПВК нами включены самопринятие, самоуважение, синергичность, спонтанность, которые были выявлены методом теоретического анализа, подтверждены результатами практических исследований: эффективностью профессиональной деятельности врачей экспертной группы, обладающих перечисленными ПВК [5].
Методы
В нашем исследовании, посвященном психолого-педагогическому сопровождению формирования профессионально важных качеств личности будущих врачей, проводимом с 2016 по 2020 годы, под понятием комплекса профессионально важных качеств личности будущего врача [7] мы предложили совокупность личностных и волевых качеств, черт самоактуализирующейся личности и ценностных ориентаций.
Чтобы осуществить формирование вышеназванных характеристик нами разработана и обоснована модель психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей. Характерной особенностью данной модели является наличие четкой структуры взаимосвязанных и упорядоченных компонентов. Модель включает цель: формирование комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей; задачи; комплекс профессионально важных качеств личности, состоящий из личностных качеств, характеристик самоактуализирующейся личности, волевых качеств и ценностных ориентаций на служение людям; используемые подходы к формированию комплекса ПВК; психолого-педагогические условия; содержание и средства – программа психолого-педагогического сопровождения; формы и методы работы; прогнозируемый результат [6].
В рамках исследования среди 180 студентов 5 курса (М=24,7, SD=3,41) (102 девушки и 78 юношей) медицинского университета лечебного и стоматологического факультетов был проведен формирующий эксперимент. Рандомным способом была составлена экспериментальная группа (90 человек – 59% девушек, 41% юношей, из них студентов лечебного факультета – 45 человек, стоматологического факультета – 45 человек), которая принимала участие в программе психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств личности будущих врачей продолжительностью 144 часа. В контрольную группу были включены 90 человек (54% девушек, 46% юношей). Диагностика уровня самоактуализации личности проводилась в контрольной и экспериментальной группах за неделю до начала реализации программы. Занятия проводились 2 раза в неделю по 3 академических часа и продолжались в течение 6 месяцев. Контрольная группа участия в программе не принимала. Авторская программа состояла из 3 блоков: просветительского, коррекционно-развивающего и консультативного, каждый из которых предусматривал определенные формы и методы работы [6]. В ходе работы у студентов формировались представления о комплексе ПВК, о самих себе как эффективных субъектах профессиональной деятельности. Использование тренингов, рефлексивных упражнений, решение кейсов и ситуационных задач актуализировало у будущих врачей потребность в развитии самоуважения, сензитивности, контактности и гибкости поведения, креативности, спонтанности и синергичности. На заключительном занятии цикла была проведена повторная диагностика со студентами экспериментальной группы. Контрольная группа также проходила повторную диагностику в это же время. Уровень самоактуализации личности и различных ее характеристик определялся по результатам проведенного самоактуализационного теста Э. Шостром (САТ) в адаптации Л.Я. Гозмана[1] и М.В. Кроза [8]. Достоверность полученных результатов проверялась методами математической статистики (критерии Вилкоксона и Манна-Уитни).
Результаты
До проведения эксперимента было установлено, что статистически значимые различия по показателям самоактуализации между контрольной и экспериментальной группами отсутствуют.
В табл. 1 приведены показатели самоактуализирующейся личности до и после участия в программе психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей.
Статистический анализ при помощи критерия Вилкоксона выявил значимые различия в уровне таких показателей самоактуализирующейся личности, как самопринятие (Z=-3,625; р≤0,01), самоуважение (Z=-4,359; р≤0,01), синергия (Z=-4,524; р≤0,01). Тенденция к различиям выявлена по показателям спонтанности (Z=-3,602; р≤0,1), контактности (Z=-1,762; р≤0,1), креативности (Z=-3,662; р≤0,1).
Качественный анализ показал, что в результате участия в программе психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств будущих врачей выросло количество студентов с высокими показателями по шкале самопринятия (с 13 до 40%).
С 27 до 67% увеличилось число студентов экспериментальной группы с высоким уровнем самоуважения.
В результате проведенного эксперимента с 40 до 70% стало больше будущих врачей с высокими показателями по шкале синергии.
Высокий уровень спонтанности после участия в программе выявился у 87% обучающихся (73% до эксперимента).
После участия в программе психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса ПВК личности будущего врача с 43 до 60% увеличилось количество будущих врачей с высокими показателями по шкале контактности, обеспечивающей коммуникативные способности и коммуникативную компетентность будущих врачей.
Значимо больше стало студентов экспериментальной группы с высокими показателями по шкале креативности – рост с 50 до 77%.
Таблица 1. Динамика показателей самоактуализирующейся личности (в %) у студентов до и после участия в программе психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей
До |
После |
|||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|
Ориентация во времени |
30 |
50 |
20 |
20 |
40 |
40 |
Поддержка |
6,7 |
63,3 |
30 |
0 |
60 |
40 |
Ценностные ориентации |
0 |
30 |
70 |
0 |
20 |
80 |
Гибкость поведения |
16,7 |
13,3 |
70 |
13,3 |
10 |
76,7 |
Сензитивность |
13,3 |
10 |
76,7 |
0 |
13,3 |
86,7 |
Спонтанность |
13,3 |
13,3 |
73,4 |
6,7 |
6,7 |
86,6 |
Самоуважение |
16,7 |
56,7 |
26,6 |
10 |
23,3 |
66,7 |
Самопринятие |
43,3 |
43,3 |
13,4 |
30 |
30 |
40 |
Взгляд на природу человека |
13,3 |
70 |
16,7 |
6,7 |
53,3 |
40 |
Синергичность |
30 |
30 |
40 |
10 |
20 |
70 |
Принятие агрессии |
30 |
13,3 |
46,7 |
10 |
23,3 |
66,7 |
Контактность |
13,3 |
43,3 |
43,4 |
10 |
30 |
60 |
Познавательные потребности |
0 |
20 |
80 |
0 |
16,7 |
83,3 |
Креативность |
30 |
20 |
50 |
13,3 |
10 |
76,7 |
С помощью критерия Манна-Уитни был проведен сравнительный анализ показателей самоактуализирующейся личности в контрольной и экспериментальной группах до и после экспериментальной работы. В табл. 2 представлены выборочные показатели со значимыми статистическими различиями и тенденцией к различиям.
В контрольной группе при повторном измерении показателей значимых различий не обнаружено (р≥0,05).
Таблица 2. Сравнительный анализ выборочных показателей самоактуализирующейся личности в контрольной и экспериментальной группах до и после экспериментальной работы
До экспериментальной работы (различий нет) |
После экспериментальной работы (различия выявлены) |
||||||||
группа |
Средний ранг |
∑ рангов |
U |
р |
Средний ранг |
∑ рангов |
U |
р |
|
Спонтанность |
ЭГ |
11,05 |
110,50 |
44,50 |
,674 |
13,65 |
136,50 |
18,50 |
,015 |
КГ |
9,95 |
99,50 |
7,35 |
73,50 |
|||||
Самоуважение |
ЭГ |
10,00 |
100,00 |
45,00 |
,704 |
13,40 |
134,00 |
21,00 |
,028 |
КГ |
11,00 |
110,00 |
7,60 |
76,00 |
|||||
Синергичность |
ЭГ |
10,40 |
104,00 |
49,00 |
,939 |
13,00 |
130,00 |
25,00 |
,057 |
КГ |
10,60 |
106,00 |
8,00 |
80,00 |
|||||
Контактность |
ЭГ |
10,00 |
100,00 |
45,00 |
,702 |
13,15 |
131,50 |
23,50 |
,043 |
КГ |
11,00 |
110,00 |
7,85 |
78,50 |
Обсуждение результатов
Самопринятие является важным условием самоактуализации личности будущего врача, т.к. свидетельствует о способности принятия себя с учетом собственных недостатков и слабостей, адекватности самооценки и уверенности в решениях, касающихся тактики ведения пациентов. По мнению Ф. Перлза, каждый индивид от рождения пытается актуализировать себя «таким, как есть», т.е. актуализировать «образ себя», использовать собственный потенциал роста [15]. «Быть тем, кем ты на самом деле есть» и при этом становиться личностью, как считал К. Роджерс [16]. Самореализованные люди полностью довольны собой такими, какие они есть: полны причуд, несовершенств и недостатков. Они находятся в мире с тем, кем они являются как люди, и придерживаются этого взгляда по отношению к другим [24].
Самоуважение, являясь способностью ценить свои положительные свойства характера, уважать себя за них, в профессиональной врачебной деятельности способствует формированию «я-концепции» [12]. Сила «я-концепции», самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность» – одни из главных личностных ресурсов преодоления профессионального стресса в работе врача [4].
В состав комплекса ПВК личности будущих врачей также входит синергичность, которая определяет способность будущих врачей к целостному восприятию мира и людей, в будущей работе позволит понять связанность противоположностей, духовного и телесного в человеке. Умение анализировать информацию, зачастую противоречивую, интерпретировать результаты, понять влияние психики на болезнь и болезни на психику является необходимым в работе врача. Основатель теории самоактуализации А. Маслоу к характеристикам самоактуализирующих людей относит адекватное восприятие действительности, нахождение нового в известном, чувство общности с человечеством в целом [17]. Высокий уровень по шкале также связан с максимально эффективным использованием человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов (самости) в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней синергии [18]. Современными зарубежными авторами также отмечается, что «духовность» врачей связана с интерпретацией болезней пациентов и может выступать в качестве моста, способствующего развитию отношений с пациентом [27].
Полученные данные по повышению показателей спонтанности не означают отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, они раскрывают возможности не рассчитанного заранее способа поведения, необходимого при оказании помощи пациентам в экстренных и неотложных ситуациях, принятия ответственности за изменение тактики. Спонтанность проявляется при внезапности и неожиданности действий и связана со способностью к самореализации и свободе самовыражения. Э. Шостром среди характеристик самоактуализирующейся личности («актуализатора») отмечает такие, как честность, открытость, искренность, свобода выражения своих потенциалов [21].
Сензитивность, являясь одной из характеристик самоактуализации, раскрывает степень того, насколько будущий врач отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько он способен к рефлексии. Сензитивность отражает способность у будущих врачей реагировать на различные раздражители в будущей профессиональной деятельности.
От гибкости поведения врача будет зависеть, как он сможет справляться с изменениями обстоятельств, продумывать решение задач с помощью творческих способов. Гибкость поведения наиболее эффективно проявляется в ситуациях профессионального стресса или неожиданных событий, требующих новых способов поведения, раскрывающая степень гибкости будущих врачей в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом, а этому необходимо учиться [9]. В контексте самоактуализации контактность рассматривается не только как коммуникативная способность или навык эффективного общения, а еще и как просоциальная установка личности.
Креативность как качество самоактуализирующейся личности обусловливает способность будущих врачей анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать нестандартные умозаключения, выходить за рамки стандартных моделей, разрабатывать и применять в работе инновационные методы и способы [20], связана с выраженностью творческой направленности личности будущего врача.
Выводы
Психолого-педагогическое сопровождение формирования комплекса профессионально важных качеств будущих врачей в процессе обучения в медицинском вузе обеспечило статистически достоверный рост показателей самоактуализирующейся личности, входящих в комплекс ПВК. Результаты авторской программы психолого-педагогического сопровождения в экспериментальной группе доказали ее результативность, подтвержденную статистически значимыми изменениями самоактуализирующихся показателей. Эффективность психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках данной работы проверялась методикой самоактуализационного теста и требует дальнейшего подтверждения.
Вышепредставленные профессионально важные характеристики самоактуализирующейся личности будущих врачей выражаются в их личностном стремлении к максимальному выявлению и презентации индивидуальных возможностей, а также дальнейшему саморазвитию и образованию. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации [14]. Данные показатели раскрывают направленность личности будущих врачей, формируют модель взаимодействия с пациентами, а также их профессионально-личностные характеристики.
Проведенное исследование и полученные данные могут быть использованы в качестве эффективного средства профессионального становления студентов медицинского вуза, ординаторов и врачей-практиков на всех этапах профессиональной деятельности.
[1] Гозман Л.Я. выполняет функции иностранного агента.
Литература
- Адзиев Р.С. Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика // Молодой ученый. 2019. № 43. С. 223–225.
- Акиндинова И.А. Возможности самоактуализации преподавателя и студентов в процессе обучения курсу «Психологическое консультирование» // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: тезисы докладов 2-й Международной научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 114–119.
- Валеева М.А. Самоактуализация личности как компонента профессиональной подготовки будущего специалиста // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 1. С. 137−145.
- Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. М.: Юрайт, 2024. 299 с.
- Герасимова Т.В. Взаимосвязь комплекса профессионально важных качеств врача с эффективностью профессиональной деятельности // Наукосфера. 2022. № 9(2). С. 80–
- Герасимова Т.В., Корнилова О.А. Опыт реализации модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09(74). С. 24–32. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-realizatsii-modeli-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya-kompleksa-professionalno-vazhnykh-kachestv-lichnosti-budushhikh-vrachej-v-meditsinskom-vuze.html (дата обращения: 05.11.2023).
- Герасимова Т.В., Корнилова О.А. Развитие личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств студентов-медиков в процессе обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN321.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
- Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М., 1995. 43 с.[1]
- Головченко С.Г. Совершенствование образовательных технологий профессиональной подготовки врачей-стоматологов / С.Г. Головченко, Л.Н. Денисенко, Ю.М. Федотова // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-6. С. 1085–1088.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 400 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Обнинский гор. психол. центр «Детство». Обнинск: изд-во «Принтер», 1993. 57 с.
- Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. М., 1989. 208 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
- Особенности воспитательного процесса при обучении студентов-медиков [Электронный ресурс] / А.А. Зубкова, Е.В. Фелькер, М.А. Бароян, А.В. Винокур // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26271
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. Троицк: Гиль-Эстель, 1993. 240 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
- Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире // Символ науки. 2020. № 2. С. 66–70.
- Соловых О.В. О теоретических аспектах самоактуализации личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 6(125). С. 25–31.
- Стратегия развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект / Министерство здравоохранения Российской Федерации. М., 2017.
- Туркова И.В. Самоактуализация личности студентов в период обучения в медицинском вузе: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 24 с.
- Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Эксмо, 2002. 240 с.
- Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций / Б.А. Ясько. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 304 с.
- Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. Т. 25. № 3. С. 71–81.
- How physicians can become self-actualized [Электронный ресурс]. URL: https://www.kevinmd.com/2019/12/how-physicians-can-become-self-actualized.html
- Kalet A., Chow C.L. Remeditation in medical education: a mid-course correction. Springer; 2nd edition, 2023. 786 p.
- Powis D. et al. Why is it so hard to consider personal qualities when selecting medical students? // Medical teacher. 2020. Vol. 42. № P. 366–371.
- Raghuveer P. et al. A cross-sectional study on assessment of spiritual health and its associated factors among undergraduate students in a medical college in Mangalore, Karnataka // F1000Research. 2022. Vol. 11.
- Schoofs L., Hornung S., Glaser J. Prospective effects of social support on self-actualization at work–The mediating role of basic psychological need fulfillment // Acta psychologica. 2022. Vol. 228. P. 103649.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 129
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 52
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9