Формирование характеристик самоактуализирующейся личности у студентов медицинского вуза

9

Аннотация

Повышение качества подготовки врачей включает развитие профессионально важных качеств в период обучения в вузе. Психолого-педагогическое сопровождение студентов медицинского вуза разработано недостаточно, внедряется редко. Работа направлена на исследование формирования качеств самоактуализирующейся личности у студентов медицинского вуза. Авторы разработали и обосновали модель психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств (ПВК) будущих врачей. Авторы представили результаты эмпирического исследования, полученные на выборке 180 студентов 5 курса медицинского университета специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология» (90 человек – экспериментальная группа, участвующая в экспериментальной программе, 90 человек – контрольная группа). Исследователи использовали методику – самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Л.Я. Гозмана[1] и М.В. Кроза. Полученные результаты свидетельствуют, что показатели характеристик самоактуализирующейся личности статистически достоверно меняются после участия в экспериментальной программе. Данные исследования могут быть использованы в качестве эффективного средства профессионального становления будущих и практикующих врачей.

Общая информация

Ключевые слова: самоактуализация личности, профессионально важные качества, самопринятие, самоуважение, спонтанность, синергийная психотерапия, врачи

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160202

Получена: 18.01.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Герасимова Т.В. Формирование характеристик самоактуализирующейся личности у студентов медицинского вуза [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 2. С. 30–42. DOI: 10.17759/psyedu.2024160202

Полный текст

Введение

Период обучения в высшем учебном заведении является одним из этапов профессионального становления личности, во время которого начинается процесс формирования профессионально важных качеств (ПВК) личности будущих специалистов [1]. Формирование и развитие ПВК диктуется требованиями ФГОС, с одной стороны, и «социальным заказом», с другой стороны. Поскольку оценка компетентности и профессионализма в работе врача стала более сложной и повсеместной, система высшего профессионального образования все чаще сталкивается с проблемой внедрения эффективных средств подготовки специалистов, которые должны соответствовать ожиданиям профессии и общества [25]. В работе врача сформированность значимых в профессиональной деятельности характеристик приобретает особую роль для эффективной деятельности специалиста [22; 23]. В то же время отбор абитуриентов в медицинские вузы проводится на основании только академической успеваемости, без учета личностных качеств будущих врачей. Подобная ситуация наблюдается и за рубежом [26].

Основанием для выделения профессионально важных качеств является функциональный состав врачебной деятельности, относящейся к сложным видам трудовой деятельности в системе «человек – человек», предполагающей наличие разносторонней образованности, мотивации профессионального развития, выполнение разнообразных, трудных по структуре, способу и технике реализации видов профессиональной деятельности, предъявляющих к субъекту труда специфические требования [13, с. 130]. Проблемой исследования является противоречие между необходимостью формирования комплекса ПВК будущего врача и отсутствием психолого-педагогического сопровождения данного процесса в медицинском вузе. Гипотеза исследования состоит в том, что психолого-педагогическое сопровождение студента-будущего врача изменяет представление студентов о самих себе как субъектах профессиональной деятельности и способствует развитию характеристик самоактуализирующейся личности – самопринятия, самоуважения, синергичности, спонтанности.

Также во многих нормативных документах, в частности в Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года, говорится о содействии профессиональному и личностному развитию специалиста посредством изучения образовательных программ и реализации самостоятельной интеллектуальной деятельности (самообразование, информальное или спонтанное образование). Выдвигается задача личностного роста и самореализации. Помимо развития инфраструктуры и технологий сферы непрерывного образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения, необходимым условием является мотивация самого специалиста к индивидуальной познавательной деятельности, к совершенствованию в профессиональной сфере [19].

Согласно классификации Е.А. Климова врачебная деятельность относится к социономическому типу, поскольку в ее основе лежат взаимоотношения в системе «врач – больной», которые весьма сложны, включают в себя множество разнонаправленных компонентов профессионального, морального, нравственного, эстетического и даже экономического и юридического характера. Среди них творческий склад ума, способность прогнозировать и моделировать разнообразные вероятные последствия, что связано с нестандартными ситуациями в профессиональной деятельности и неструктурированным характером врачебной деятельности; умение слушать и понимать другого человека, обладание определенным уровнем наблюдательности, отзывчивости и такта, связанные с высокими требованиями к компетентности в сфере общения, к коммуникативным и деонтологическим качествам; развитый кругозор, высокая познавательная мотивация, стремление к знаниям; определенный уровень развития качеств направленности личности (гуманизм, долг, альтруизм) [10; 11].

Самоактуализация представляет собой способность самостоятельно определять жизненный выбор человека и добиваться поставленных целей. Целью самоактуализации, согласно Е.Е. Вахромову, является наиболее полное развитие способностей, психологический рост, что возможно только в социально ориентированной деятельности [3]. По мнению И.А. Анкиндиновой, самоактуализация представляет собой реализацию собственных способностей и личностного потенциала и означает движение в направлении профессионального и личностного роста [2].

Самореализация – этически значимый, эвдемонический образ жизни – достигается путем самостоятельной деятельности и реализации своего высшего потенциала. Поэтому личностный рост и реализация считаются центральными аспектами. Самореализация достигается посредством самостоятельной деятельности и раскрытия своего профессионального потенциала [28]. Самоактуализирующие характеристики личности обеспечивают будущим врачам стремление к активному и творческому взаимодействию с окружающим миром, позволяют сформировать гуманный подход к пациенту и перспективы личностного и профессионального совершенствования. В качестве характеристик самоактуализирующейся личности, значимых в работе врача, в комплекс ПВК нами включены самопринятие, самоуважение, синергичность, спонтанность, которые были выявлены методом теоретического анализа, подтверждены результатами практических исследований: эффективностью профессиональной деятельности врачей экспертной группы, обладающих перечисленными ПВК [5].

Методы

В нашем исследовании, посвященном психолого-педагогическому сопровождению формирования профессионально важных качеств личности будущих врачей, проводимом с 2016 по 2020 годы, под понятием комплекса профессионально важных качеств личности будущего врача [7] мы предложили совокупность личностных и волевых качеств, черт самоактуализирующейся личности и ценностных ориентаций.

Чтобы осуществить формирование вышеназванных характеристик нами разработана и обоснована модель психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей. Характерной особенностью данной модели является наличие четкой структуры взаимосвязанных и упорядоченных компонентов. Модель включает цель: формирование комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей; задачи; комплекс профессионально важных качеств личности, состоящий из личностных качеств, характеристик самоактуализирующейся личности, волевых качеств и ценностных ориентаций на служение людям; используемые подходы к формированию комплекса ПВК; психолого-педагогические условия; содержание и средства – программа психолого-педагогического сопровождения; формы и методы работы; прогнозируемый результат [6].

В рамках исследования среди 180 студентов 5 курса (М=24,7, SD=3,41) (102 девушки и 78 юношей) медицинского университета лечебного и стоматологического факультетов был проведен формирующий эксперимент. Рандомным способом была составлена экспериментальная группа (90 человек – 59% девушек, 41% юношей, из них студентов лечебного факультета – 45 человек, стоматологического факультета – 45 человек), которая принимала участие в программе психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств личности будущих врачей продолжительностью 144 часа. В контрольную группу были включены 90 человек (54% девушек, 46% юношей). Диагностика уровня самоактуализации личности проводилась в контрольной и экспериментальной группах за неделю до начала реализации программы. Занятия проводились 2 раза в неделю по 3 академических часа и продолжались в течение 6 месяцев. Контрольная группа участия в программе не принимала. Авторская программа состояла из 3 блоков: просветительского, коррекционно-развивающего и консультативного, каждый из которых предусматривал определенные формы и методы работы [6]. В ходе работы у студентов формировались представления о комплексе ПВК, о самих себе как эффективных субъектах профессиональной деятельности. Использование тренингов, рефлексивных упражнений, решение кейсов и ситуационных задач актуализировало у будущих врачей потребность в развитии самоуважения, сензитивности, контактности и гибкости поведения, креативности, спонтанности и синергичности. На заключительном занятии цикла была проведена повторная диагностика со студентами экспериментальной группы. Контрольная группа также проходила повторную диагностику в это же время. Уровень самоактуализации личности и различных ее характеристик определялся по результатам проведенного самоактуализационного теста Э. Шостром (САТ) в адаптации Л.Я. Гозмана[1] и М.В. Кроза [8]. Достоверность полученных результатов проверялась методами математической статистики (критерии Вилкоксона и Манна-Уитни).

Результаты

До проведения эксперимента было установлено, что статистически значимые различия по показателям самоактуализации между контрольной и экспериментальной группами отсутствуют.

В табл. 1 приведены показатели самоактуализирующейся личности до и после участия в программе психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей.

Статистический анализ при помощи критерия Вилкоксона выявил значимые различия в уровне таких показателей самоактуализирующейся личности, как самопринятие (Z=-3,625; р≤0,01), самоуважение (Z=-4,359; р≤0,01), синергия (Z=-4,524; р≤0,01). Тенденция к различиям выявлена по показателям спонтанности (Z=-3,602; р≤0,1), контактности (Z=-1,762; р≤0,1), креативности (Z=-3,662; р≤0,1).

Качественный анализ показал, что в результате участия в программе психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств будущих врачей выросло количество студентов с высокими показателями по шкале самопринятия (с 13 до 40%).

С 27 до 67% увеличилось число студентов экспериментальной группы с высоким уровнем самоуважения.

В результате проведенного эксперимента с 40 до 70% стало больше будущих врачей с высокими показателями по шкале синергии.

Высокий уровень спонтанности после участия в программе выявился у 87% обучающихся (73% до эксперимента).

После участия в программе психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса ПВК личности будущего врача с 43 до 60% увеличилось количество будущих врачей с высокими показателями по шкале контактности, обеспечивающей коммуникативные способности и коммуникативную компетентность будущих врачей.

Значимо больше стало студентов экспериментальной группы с высокими показателями по шкале креативности – рост с 50 до 77%.

Таблица 1. Динамика показателей самоактуализирующейся личности (в %) у студентов до и после участия в программе психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей

 

До

После

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Ориентация во времени

30

50

20

20

40

40

Поддержка

6,7

63,3

30

0

60

40

Ценностные ориентации

0

30

70

0

20

80

Гибкость поведения

16,7

13,3

70

13,3

10

76,7

Сензитивность

13,3

10

76,7

0

13,3

86,7

Спонтанность

13,3

13,3

73,4

6,7

6,7

86,6

Самоуважение

16,7

56,7

26,6

10

23,3

66,7

Самопринятие

43,3

43,3

13,4

30

30

40

Взгляд на природу человека

13,3

70

16,7

6,7

53,3

40

Синергичность

30

30

40

10

20

70

Принятие агрессии

30

13,3

46,7

10

23,3

66,7

Контактность

13,3

43,3

43,4

10

30

60

Познавательные потребности

0

20

80

0

16,7

83,3

Креативность

30

20

50

13,3

10

76,7

С помощью критерия Манна-Уитни был проведен сравнительный анализ показателей самоактуализирующейся личности в контрольной и экспериментальной группах до и после экспериментальной работы. В табл. 2 представлены выборочные показатели со значимыми статистическими различиями и тенденцией к различиям.

В контрольной группе при повторном измерении показателей значимых различий не обнаружено (р≥0,05).

Таблица 2. Сравнительный анализ выборочных показателей самоактуализирующейся личности в контрольной и экспериментальной группах до и после экспериментальной работы

   

До экспериментальной работы (различий нет)

После экспериментальной работы (различия выявлены)

 

группа

Средний ранг

∑ рангов

U

р

Средний ранг

∑ рангов

U

р

Спонтанность

ЭГ

11,05

110,50

44,50

,674

13,65

136,50

18,50

,015

КГ

9,95

99,50

   

7,35

73,50

   

Самоуважение

ЭГ

10,00

100,00

45,00

,704

13,40

134,00

21,00

,028

КГ

11,00

110,00

   

7,60

76,00

   

Синергичность

ЭГ

10,40

104,00

49,00

,939

13,00

130,00

25,00

,057

КГ

10,60

106,00

   

8,00

80,00

   

Контактность

ЭГ

10,00

100,00

45,00

,702

13,15

131,50

23,50

,043

КГ

11,00

110,00

   

7,85

78,50

   

 Обсуждение результатов

Самопринятие является важным условием самоактуализации личности будущего врача, т.к. свидетельствует о способности принятия себя с учетом собственных недостатков и слабостей, адекватности самооценки и уверенности в решениях, касающихся тактики ведения пациентов. По мнению Ф. Перлза, каждый индивид от рождения пытается актуализировать себя «таким, как есть», т.е. актуализировать «образ себя», использовать собственный потенциал роста [15]. «Быть тем, кем ты на самом деле есть» и при этом становиться личностью, как считал К. Роджерс [16]. Самореализованные люди полностью довольны собой такими, какие они есть: полны причуд, несовершенств и недостатков. Они находятся в мире с тем, кем они являются как люди, и придерживаются этого взгляда по отношению к другим [24].

Самоуважение, являясь способностью ценить свои положительные свойства характера, уважать себя за них, в профессиональной врачебной деятельности способствует формированию «я-концепции» [12]. Сила «я-концепции», самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность» – одни из главных личностных ресурсов преодоления профессионального стресса в работе врача [4].

В состав комплекса ПВК личности будущих врачей также входит синергичность, которая определяет способность будущих врачей к целостному восприятию мира и людей, в будущей работе позволит понять связанность противоположностей, духовного и телесного в человеке. Умение анализировать информацию, зачастую противоречивую, интерпретировать результаты, понять влияние психики на болезнь и болезни на психику является необходимым в работе врача. Основатель теории самоактуализации А. Маслоу к характеристикам самоактуализирующих людей относит адекватное восприятие действительности, нахождение нового в известном, чувство общности с человечеством в целом [17]. Высокий уровень по шкале также связан с максимально эффективным использованием человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов (самости) в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней синергии [18]. Современными зарубежными авторами также отмечается, что «духовность» врачей связана с интерпретацией болезней пациентов и может выступать в качестве моста, способствующего развитию отношений с пациентом [27].

Полученные данные по повышению показателей спонтанности не означают отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, они раскрывают возможности не рассчитанного заранее способа поведения, необходимого при оказании помощи пациентам в экстренных и неотложных ситуациях, принятия ответственности за изменение тактики. Спонтанность проявляется при внезапности и неожиданности действий и связана со способностью к самореализации и свободе самовыражения. Э. Шостром среди характеристик самоактуализирующейся личности («актуализатора») отмечает такие, как честность, открытость, искренность, свобода выражения своих потенциалов [21].

Сензитивность, являясь одной из характеристик самоактуализации, раскрывает степень того, насколько будущий врач отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько он способен к рефлексии. Сензитивность отражает способность у будущих врачей реагировать на различные раздражители в будущей профессиональной деятельности.

От гибкости поведения врача будет зависеть, как он сможет справляться с изменениями обстоятельств, продумывать решение задач с помощью творческих способов. Гибкость поведения наиболее эффективно проявляется в ситуациях профессионального стресса или неожиданных событий, требующих новых способов поведения, раскрывающая степень гибкости будущих врачей в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом, а этому необходимо учиться [9]. В контексте самоактуализации контактность рассматривается не только как коммуникативная способность или навык эффективного общения, а еще и как просоциальная установка личности.

Креативность как качество самоактуализирующейся личности обусловливает способность будущих врачей анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать нестандартные умозаключения, выходить за рамки стандартных моделей, разрабатывать и применять в работе инновационные методы и способы [20], связана с выраженностью творческой направленности личности будущего врача.

Выводы

Психолого-педагогическое сопровождение формирования комплекса профессионально важных качеств будущих врачей в процессе обучения в медицинском вузе обеспечило статистически достоверный рост показателей самоактуализирующейся личности, входящих в комплекс ПВК. Результаты авторской программы психолого-педагогического сопровождения в экспериментальной группе доказали ее результативность, подтвержденную статистически значимыми изменениями самоактуализирующихся показателей. Эффективность психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках данной работы проверялась методикой самоактуализационного теста и требует дальнейшего подтверждения.

Вышепредставленные профессионально важные характеристики самоактуализирующейся личности будущих врачей выражаются в их личностном стремлении к максимальному выявлению и презентации индивидуальных возможностей, а также дальнейшему саморазвитию и образованию. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации [14]. Данные показатели раскрывают направленность личности будущих врачей, формируют модель взаимодействия с пациентами, а также их профессионально-личностные характеристики.

Проведенное исследование и полученные данные могут быть использованы в качестве эффективного средства профессионального становления студентов медицинского вуза, ординаторов и врачей-практиков на всех этапах профессиональной деятельности.


[1] Гозман Л.Я. выполняет функции иностранного агента.

Литература

  1. Адзиев Р.С. Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика // Молодой ученый. 2019. № 43. С. 223–225.
  2. Акиндинова И.А. Возможности самоактуализации преподавателя и студентов в процессе обучения курсу «Психологическое консультирование» // Образование на рубеже веков: традиции и инновации: тезисы докладов 2-й Международной научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 114–119.
  3. Валеева М.А. Самоактуализация личности как компонента профессиональной подготовки будущего специалиста // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 1. С. 137−145.
  4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. М.: Юрайт, 2024. 299 с.
  5. Герасимова Т.В. Взаимосвязь комплекса профессионально важных качеств врача с эффективностью профессиональной деятельности // Наукосфера. 2022. № 9(2). С. 80–
  6. Герасимова Т.В., Корнилова О.А. Опыт реализации модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09(74). С. 24–32. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-realizatsii-modeli-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya-kompleksa-professionalno-vazhnykh-kachestv-lichnosti-budushhikh-vrachej-v-meditsinskom-vuze.html (дата обращения: 05.11.2023).
  7. Герасимова Т.В., Корнилова О.А. Развитие личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств студентов-медиков в процессе обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN321.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
  8. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М., 1995. 43 с.[1]
  9. Головченко С.Г. Совершенствование образовательных технологий профессиональной подготовки врачей-стоматологов / С.Г. Головченко, Л.Н. Денисенко, Ю.М. Федотова // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-6. С. 1085–1088.
  10. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 400 с.
  11. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Обнинский гор. психол. центр «Детство». Обнинск: изд-во «Принтер», 1993. 57 с.
  12. Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. М., 1989. 208 с.
  13. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
  14. Особенности воспитательного процесса при обучении студентов-медиков [Электронный ресурс] / А.А. Зубкова, Е.В. Фелькер, М.А. Бароян, А.В. Винокур // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26271
  15. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. Троицк: Гиль-Эстель, 1993. 240 с.
  16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
  17. Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире // Символ науки. 2020. № 2. С. 66–70.
  18. Соловых О.В. О теоретических аспектах самоактуализации личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 6(125). С. 25–31.
  19. Стратегия развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект / Министерство здравоохранения Российской Федерации. М., 2017.
  20. Туркова И.В. Самоактуализация личности студентов в период обучения в медицинском вузе: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 24 с.
  21. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Эксмо, 2002. 240 с.
  22. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций / Б.А. Ясько. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 304 с.
  23. Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. Т. 25. № 3. С. 71–81.
  24. How physicians can become self-actualized [Электронный ресурс]. URL: https://www.kevinmd.com/2019/12/how-physicians-can-become-self-actualized.html
  25. Kalet A., Chow C.L. Remeditation in medical education: a mid-course correction. Springer; 2nd edition, 2023. 786 p.
  26. Powis D. et al. Why is it so hard to consider personal qualities when selecting medical students? // Medical teacher. 2020. Vol. 42. № P. 366–371.
  27. Raghuveer P. et al. A cross-sectional study on assessment of spiritual health and its associated factors among undergraduate students in a medical college in Mangalore, Karnataka // F1000Research. 2022. Vol. 11.
  28. Schoofs L., Hornung S., Glaser J. Prospective effects of social support on self-actualization at work–The mediating role of basic psychological need fulfillment // Acta psychologica. 2022. Vol. 228. P. 103649.

Информация об авторах

Герасимова Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры реабилитологии и сестринского дела, педагог-психолог отдела по воспитательной работе и молодежной политике, ЧУ ООВПО «Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6551-6353, e-mail: ul.h2015@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 22
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 9
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 9