Введение
Поиск ресурсов для повышения качества обучения школьников в соответствии с потребностями XXI века стимулирует интерес исследователей к изучению социально-психологических параметров школьной среды, значимых для достижения высоких академических результатов и личностного развития детей и подростков с разным уровнем познавательной мотивации и интеллектуальных способностей. Хорошо известно, что атмосфера в классе, то, как ее воспринимают учащиеся, влияет на академические успехи школьников, самооценку способностей, характер атрибуции успеха и неудачи, а также их учебную мотивацию и, в итоге, психологическое благополучие подростков [Siegle, 2017]. Кроме того, эмоциональные компетенции учащихся, развитие способностей и их вовлеченность в жизнь общества также связаны с восприятием климата в классе, о чем свидетельствуют недавние исследования [Akkanat, 2021; Herranz-Hernández, 2024; Iglesias-Díaz, 2021]. В связи с этим все больше и больше внимания в исследованиях последнего десятилетия уделяется изучению климата в классе как многомерного конструкта, связанного с субъективным восприятием учащимися социального окружения их ближайшего круга, в который попадают взаимоотношения с учителями и одноклассниками [Щебланова, 2023; Božović, 2024; Wang M.-T, 2020]. Среди этих исследований выделяются разные направления, связанные с решением практических задач, среди которых поиск методов обучения, оптимальных с точки зрения обеспечения наиболее благоприятного климата в классе [Fiksl, 2014; Sánchez-Cabrero, 2024], или создание надежных и удобных методов его диагностики [Александров, 2018; Bahar, 2018; Schweig, 2019]. В рамках последнего направления можно отметить большой интерес к созданию, апробации и стандартизации опросников, позволяющих оценить разные аспекты субъективного восприятия школьного климата или климата в классе, обусловленный потребностью совершенствования школьного обучения, с одной стороны, и дефицитом надежных инструментов диагностики – с другой. Так, только в отечественной литературе было представлено четыре варианта опросников для диагностики климата в школе или классе, каждый из которых позволяет оценить разные аспекты климата, значимые с точки зрения психологической безопасности, профилактики буллинга или развития способностей учащихся [Александров, 2018; Бочавер, 2023; Новикова, 2021; Шумакова, 2023а].
В психологической практике активно используется опросник «Климат в классе», который недавно был стандартизирован. За основу была взята известная методика «Школьный климат», которую модифицировали и адаптировали под российскую выборку [Петрова, 2010]. Этот инструмент широко применяется для проведения дальнейших исследований, направленных на изучение атмосферы в классе, а также для анализа тех индивидуальных психологических характеристик учащихся, которые оказывают влияние на их субъективное восприятие учебной (школьной) обстановки в классе [Шумакова, 2023]. Хотя понятия «школьный климат» и «климат в классе» тесно связаны, они имеют различия. Под школьным климатом подразумевается более обширная и многослойная концепция, охватывающая общее качество жизни в учебном заведении. В то время как климат в классе акцентирует внимание на взаимодействиях между учениками и учителями в классе, ожиданиях по поводу поведения, успеваемости, а также на интеллектуальной, социальной, эмоциональной и физической среде, в которой протекает учебный процесс [Božović, 2024, с. 157]. Опросник «Климат в классе» направлен на изучение восприятия учениками атмосферы в классе и оценки ключевых параметров, которые важны для их учебного и личностного развития. Среди этих параметров выделяются как положительные, способствующие развитию, такие как поддержка учителя, сотрудничество с одноклассниками и их вовлеченность в учебную деятельность, так и отрицательные факторы, которые могут негативно влиять на учебный процесс. К числу последних относятся чрезмерное соперничество, плохая организация учебной работы и слишком высокие требования, давление среды. Каждый параметр имеет сложную природу, связанную как с факторами «внешнего» порядка (макросреда, задаваемая образовательной системой, и микросреда, создаваемая учителем), так и «внутреннего» (индивидуально-психологические характеристики воспринимающего субъекта), поэтому возможность применения методики в другой стране требует проверки ее валидности и стандартизации. Потребность в практическом применении и научном использовании методики «Климат в классе» в Республике Беларусь, образовательная система которой имеет свои особенности, обусловили актуальность исследования. Его целью стала адаптация и стандартизация русскоязычной версии опросника для оценки восприятия школьного климата среди подростков в Республике Беларусь с учетом специфики ее образовательной системы. Основные задачи включали:
- апробировать опросник «Климат в классе» для учащихся подросткового возраста из разных регионов Республики Беларусь;
- определить конструктную, критериальную и дифференциальную валидность этого опросника на репрезентативной выборке учащихся средних и старших классов Республики Беларусь.
Метод
Участники исследования. В исследовании приняли участие 425 обучающихся школ из разных регионов Республики Беларусь (г. Минск, г. Рогачев и г. Жлобин) в возрасте от 10 до 18 лет (54,35% женского пола). У 6 школьников возраст не указан. Средний возраст составил 15±1 лет (медиана=15 лет). Участники исследования были разбиты на три возрастные группы: группа 1 – возраст с 10 до 13 лет (M=12,5 лет, SD=0,9, Ме=13, Мо=13, 67,74% женского пола), группа 2 – с 14 до 15 лет (M=14,7 лет, SD=0,49, Ме=15, Мо=15, 52,02% женского пола), группа 3 – с 16 до 18 лет (M=16,2 лет, SD=0,49, Ме=16, Мо=16, 51,5% женского пола), что соответствует обучению в средней (5-7, 8-9 классы) и старшей школе (10-11 классы). В табл. 1 представлены дополнительные социо-демографические данные учащихся разных классов, группированных по возрастам. Эти данные включают тип образовательного учреждения, в котором обучаются школьники, численность жителей населенного пункта, в котором проживают подростки, регион их проживания, а также категорию обучающихся (например, наличие или отсутствие ограниченных возможностей здоровья – ОВЗ) и их успеваемость. В графе «%» указан процент от выборки с учетом пропущенных значений.
Методология и методики исследования. Методология исследования предусматривала заполнение участниками опросника «Климат в классе», который включал 39 утверждений [Шумакова, 2023а]. Эти утверждения оценивались на основе четырехуровневой шкалы Лайкерта, где ответы распределялись следующим образом: «абсолютно не согласен» оценивалось в 0 баллов, «скорее не согласен» — в 1 балл, «скорее согласен» — в 2 балла и «абсолютно согласен» — в 3 балла [Козырева, 2024]. Для проверки критериальной и дифференциальной валидности применялась Многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) [Сычев, 2018], которая позволила установить связь между восприятием школьного климата и уровнем удовлетворенности жизнью. В дополнение к этому, учителя, отвечавшие за проведение исследования, предоставляли информацию о годовых оценках учащихся по основным учебным предметам, а также о контекстных характеристиках, влияющих на процесс обучения.
Таблица 1. Социо-демографические характеристики школьников с 10 до 18 лет (N=419)
|
|
Обучающиеся 10-13 лет (N=62, 100%) |
Обучающиеся 14-15 лет (N=223, 100%) |
Обучающиеся 16-18 лет (N=134, 100%) |
|||
|
N |
% |
N |
% |
N |
% |
|
|
Пол |
||||||
|
Мужской |
20 |
32,3 |
107 |
48,0 |
65 |
48,5 |
|
Женский |
42 |
67,7 |
116 |
52,0 |
69 |
51,5 |
|
Относится ли обследуемый к категории детей с ОВЗ |
||||||
|
Да |
4 |
6,5 |
5 |
2,2 |
6 |
4,5 |
|
Нет |
56 |
90,3 |
214 |
96,0 |
128 |
95,5 |
|
Не указано |
2 |
3,2 |
4 |
1,8 |
- |
- |
|
Тип образовательного учреждения |
||||||
|
Средняя общеобразовательная школа |
48 |
77,4 |
183 |
82,0 |
52 |
38,8 |
|
Гимназия |
- |
- |
16 |
17,2 |
18 |
13,4 |
|
Специализированная школа с углубленным изучением какого-либо предмета |
14 |
22,6 |
24 |
10,8 |
64 |
47,8 |
|
Численность населения в пункте проживания |
||||||
|
Малый город или поселок (до 50 тысяч человек) |
- |
- |
16 |
17,2 |
18 |
13,4 |
|
Средний город (от 50 до 100 тысяч человек) |
14 |
22,6 |
24 |
10,8 |
64 |
47,8 |
|
Крупнейший город (свыше 1 миллиона человек) |
48 |
77,4 |
183 |
82,0 |
52 |
38,8 |
|
Область |
||||||
|
Минск |
48 |
77,4 |
183 |
82,0 |
52 |
38,8 |
|
Гомельская область |
14 |
22,6 |
40 |
18,0 |
82 |
61,2 |
|
|
||||||
|
Успеваемость |
||||||
|
отличная (большинство отметок 8, 9, 10) |
17 |
27,4 |
80 |
35,9 |
62 |
46,3 |
|
хорошая (большинство отметок 6, 7, 8) |
41 |
66,1 |
105 |
47,1 |
66 |
49,2 |
|
удовлетворительная (большинство отметок 4, 5, 6) |
4 |
6,5 |
38 |
17,0 |
6 |
4,5 |
Результаты
Конструктная валидность
Для оценки конструктной валидности опросника «Климат в классе» на белорусской выборке определялись стандартизованные суммарные эффекты (прямые и косвенные) по модели, сформированной на российской выборке [Шумакова, 2023а]. Для проверки согласованности модели с данными применялась программа Amos SPSS. Факторные нагрузки показали хорошую сходимость модели с шестифакторной структурой по 39 пунктам опросника на новой выборке, объясняющих 54,4% общей дисперсии. Процент объясненной дисперсии по отдельным факторам 26,8%, 10,2%, 6,8%, 4,7%, 3,0% и 2,9% соответственно; остальные факторы вносили от 0,6 до 2,7% дисперсии. Адекватность выборки и хорошая факторизуемость корреляционной матрицы подтверждается показателями теста: КМО=0,92 и критерий сферичности Бартлетта (Хи-квадрат=7436,49, df=741, p<0,0001) (см. табл. 2).
Таблица 2. Матрица факторных нагрузок (стандартизованные суммарные эффекты), в которой пункты опросника «Климат в классе» отражают его структуру (N=425, 39 пунктов)
|
Пункт опросника «Школьный климат» |
Факторы |
|||||
|
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
В1 |
|
|
|
|
0,64 |
|
|
В2 |
|
|
|
0,24 |
|
|
|
В3 |
|
0,59 |
|
|
|
|
|
В4 |
|
0,68 |
|
|
|
|
|
В5 |
0,65 |
|
|
|
|
|
|
В6 |
0,69 |
|
|
|
|
|
|
В7 |
0,43 |
|
|
|
|
|
|
В8 |
|
0,60 |
|
|
|
|
|
В9 |
|
0,68 |
|
|
|
|
|
В10 |
|
|
|
0,70 |
|
|
|
В11 |
0,53 |
|
|
|
|
|
|
В12 |
|
|
|
|
|
0,34 |
|
В13 |
|
|
0,48 |
|
|
|
|
В14 |
|
|
0,56 |
|
|
|
|
В15 |
|
|
0,79 |
|
|
|
|
В16 |
|
|
|
0,45 |
|
|
|
В17 |
|
|
|
0,79 |
|
|
|
В18 |
|
|
0,62 |
|
|
|
|
В19 |
|
0,62 |
|
|
|
|
|
В20 |
|
|
|
0,47 |
|
|
|
В21 |
0,77 |
|
|
|
|
|
|
В22 |
0,82 |
|
|
|
|
|
|
В23 |
0,72 |
|
|
|
|
|
|
В24 |
|
0,67 |
|
|
|
|
|
В25 |
|
0,42 |
|
|
|
|
|
В26 |
|
|
|
0,66 |
|
|
|
В27 |
|
|
0,56 |
|
|
|
|
В28 |
|
|
|
|
0,60 |
|
|
В29 |
|
|
0,63 |
|
|
|
|
В30 |
|
|
|
|
|
0,38 |
|
В31 |
|
|
|
|
|
0,24 |
|
В32 |
|
|
|
|
|
0,39 |
|
В33 |
|
0,67 |
|
|
|
|
|
В34 |
0,52 |
|
|
|
|
|
|
В35 |
0,79 |
|
|
|
|
|
|
В36 |
|
|
|
|
|
|
|
В37 |
|
0,69 |
|
|
|
|
|
В38 |
|
|
|
|
0,37 |
|
|
В39 |
|
|
0,08 |
|
|
|
Согласно таблице 2, первый фактор включает в себя 10 пунктов, где факторные нагрузки варьируются в пределах от 0,82 до 0,43. Это соотношение близко к результатам, полученным при стандартизации опросника на российской выборке [Шумакова, 2023а]. Шкала 1, обозначаемая как «Поддерживающий учитель», имеет возможный диапазон от 0 до 30 баллов. Второй фактор включает 9 пунктов, с нагрузками в диапазоне от 0,69 до 0,42. Эта шкала, названная «Сотрудничество с одноклассниками», имеет диапазон значений от 0 до 27 баллов и является инвертированной. Это означает, что чем выше результат по шкале, тем слабее сотрудничество, и наоборот. Третий фактор состоит из 7 пунктов, и его интерпретация соответствует шкале «Организация работы в классе». Факторные нагрузки здесь варьируются от 0,79 до 0,48, а диапазон значений этой шкалы составляет от 0 до 21 балла. Следует отметить, что пункт «В39. Некоторые ученики всегда мешают занятиям, когда другие хотят работать» имеет низкую факторную нагрузку и, вероятно, лучше подходит для другой шкалы. Как и в случае с предыдущей шкалой, шкала 3 является инвертированной, то есть более высокие баллы указывают на худшую организацию работы в классе, тогда как более низкие баллы свидетельствуют о лучшей организации. Четвертый фактор включает 6 пунктов и интерпретируется как шкала «Соперничество с одноклассниками». Здесь факторные нагрузки варьируются от 0,79 до 0,24, а диапазон шкалы составляет от 0 до 18 баллов. Важно отметить пункт «В2. В нашем классе каждый старается быть лучше других учеников», который имеет самую низкую нагрузку (0,24). При использовании метода главных компонент и вращения Варимакс с нормализацией Кайзера этот пункт получил большую нагрузку по шкале 2 «Сотрудничество с одноклассниками» (0,43), что подтверждает его инвертированную природу. Пятый фактор состоит всего из 3 пунктов, и нагрузки здесь варьируются от 0,64 до 0,37. Этот фактор соответствует шкале «Давление школьной среды» с диапазоном значений от 0 до 9 баллов. Шестой и последний фактор состоит из 4 пунктов, где факторные нагрузки варьируются от 0,23 до 0,39. Шкала 6, «Вовлеченность одноклассников в учебу», имеет диапазон от 0 до 12 баллов.
Анализ соответствия структуры методики теоретической модели и эмпирическим данным, выполненный с помощью конфирматорного факторного анализа (КФА), продемонстрировал удовлетворительные результаты: CMIN/DF=3,354; CFI=0,75; NNFI=0,929; RMSEA=0,075 (<0,08); 90%-ный доверительный интервал для RMSEA [0,071; 0,078]; AGFI=0,82; CFI=0,70) N=425, что в целом подтверждает структуру опросника с шестью шкалами и входящими в них вопросами методики на белорусской выборке.
Внутренняя согласованность
С помощью дисперсионного анализа (ANOVA) выявлены различия по всем шкалам, кроме шкал 5 (p=0,314) и 6 (p=0,183). Эти различия сохраняются по возрастным группам.
Описательная статистика по шести шкалам опросника «Климат в классе» по возрастным группам представлена в табл. 3.
Таблица 3. Описательная статистика по шкалам опросника «Климат в классе» для школьников
с 10 до 18 лет (N=419)
|
Статистика |
Шкала 1. |
Шкала 2. |
Шкала 3. |
Шкала 4. |
Шкала 5. |
Шкала 6. |
|
Группа 1 – обучающиеся 10-13 лет (N=62) |
||||||
|
Среднее |
19,18 |
9,05 |
9,0 |
6,03 |
5,34 |
6,79 |
|
Станд. отклон. |
6,36 |
5,30 |
4,64 |
3,39 |
1,78 |
1,90 |
|
Медиана |
19,0 |
9,0 |
9,0 |
6,0 |
5,5 |
7,0 |
|
Асимметрия s(A)=0,30 |
-0,45 |
0,47 |
-0,12 |
0,97 |
0,06 |
-0,22 |
|
Эксцесс s(E)=0,60 |
0,46 |
0,49 |
-0,61 |
1,70 |
-0,48 |
-0,57 |
|
Группа 2 – обучающиеся 14-15 лет (N=223) |
||||||
|
Среднее |
18,63 |
9,38 |
9,26 |
6,17 |
5,51 |
7,19 |
|
Станд. отклон. |
5,63 |
4,70 |
4,15 |
3,29 |
1,97 |
2,29 |
|
Медиана |
19,0 |
9,0 |
9,0 |
6,00 |
6,0 |
7,0 |
|
Асимметрия s(A)=0,16 |
-0,35 |
0,31 |
-0,07 |
0,98 |
-0,21 |
-0,23 |
|
Эксцесс s(E)=0,32 |
0,30 |
0,21 |
0,50 |
1,57 |
-0,05 |
0,03 |
|
Группа 3 – обучающиеся 16-18 лет (N=134) |
||||||
|
Среднее |
17,92 |
11,27 |
10,96 |
7,10 |
5,17 |
6,80 |
|
Станд. отклон. |
6,39 |
5,29 |
4,09 |
3,33 |
2,21 |
2,15 |
|
Медиана |
19,0 |
11,0 |
11,0 |
7,0 |
5,0 |
7,0 |
|
Асимметрия s(A)=0,21 |
-0,59 |
0,41 |
-0,23 |
0,60 |
0,16 |
-0,19 |
|
Эксцесс s(E)=0,42 |
0,37 |
0,18 |
-0,002 |
0,54 |
-0,62 |
0,19 |
Примечание: шкала 1 – Поддерживающий учитель, шкала 2 – Сотрудничество с одноклассниками, шкала 3 – Организация работы в классе, шкала 4 – Соперничество с одноклассниками, шкала 5 – Давление школьной среды, шкала 6 – Вовлеченность одноклассников в учебу; s(A) – стандартная ошибка асимметрии, s(E) – стандартная ошибка эксцесса.
Согласно табл. 3, распределения по всем шкалам с 1 по 6 во всех 3-х группах асимметричны как в одну, так и в другую сторону – имеют право- и левостороннюю асимметрию и лежат в диапазоне от 1 до -1, что говорит о распределении, близком к нормальному. Хотя значение асимметрии по шкале 4 не выходит за пределы единицы, эта шкала (в группе 1 – обучающиеся 10-13 лет и группе 2 – обучающиеся 14-15 лет) имеет значение эксцесса немного больше единицы, что указывает на слабую тенденцию к большим выбросам, чем при нормальном распределении. Критерий Колмогорова–Смирнова показывает статистически значимые отклонения от нормального распределения (p<0,01) по всем шкалам. Эти отклонения были учтены в дальнейших расчетах. Однако важно отметить, что средние значения по шкалам почти полностью совпадают с медианными значениями (различие не превышает 1 балла при округлении), что указывает на общую симметричность распределений данных. Отметим, что ни в одной из групп по большинству шкал не достигается нулевое или максимальное значение в диапазоне возможных оценок. Это свидетельствует о том, что шкалы обладают слабой дифференцируемостью на краях распределения, то есть нет данных, которые бы полностью лежали в крайних точках диапазона возможных значений.
Для оценки внутренней согласованности (надежности) шкал опросника были использованы коэффициенты Альфа Кронбаха (α) и коэффициент половинного расщепления Гутмана (β). Эти показатели рассчитывались для всей выборки (N=425). Результаты этих расчетов представлены в табл. 4, что дает более детальное описание надежности каждой шкалы.
Таблица 4. Показатели внутренней согласованности α, β, описательные статистики M, SD, А и Е, и корреляции Спирмена для шкал опросника «Климат в классе» (N=425)
|
Шкала |
Внутренняя согласованность |
Описательные ста тистики |
Корреляция Спирмена между шкалами |
|||||||
|
|
α |
β |
M±SD |
А |
Е |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
0,89 |
0,86 |
18,51±6.0 |
-0,46 |
0,37 |
-0,58* |
-0,43** |
-0,20** |
-0,29** |
0,30** |
|
2 |
0,85 |
0,84 |
9,93±5,07 |
0,40 |
0,25 |
|
0,64** |
0,51** |
0,24** |
-0,40** |
|
3 |
0,79 |
0,76 |
9,75±4,30 |
-0,08 |
-0,11 |
|
|
0,40** |
0,24* |
-0,44** |
|
4 |
0,74 |
0,71 |
6,46±3,36 |
0,86 |
1,13 |
|
|
|
0,24* |
-0,05 |
|
5 |
0,76 |
0,78 |
5,39±2,01 |
-0,07 |
-0,33 |
|
|
|
|
0,02 |
|
6 |
0,36 |
0,42 |
7,02±2,2 |
-0,19 |
0,09 |
|
|
|
|
|
Примечания. ** – p<0,01, * – p<0,05, α – альфа Кронбаха, β – коэффициент половинного расщепления Гутмана, M±SD – среднее±стандартное отклонение, А – асимметрия (s(A)=0,12), Е – эксцесс (s(Е)=0,24).
Результаты описательной статистики, представленные в табл. 4, показывают, что шкалы 1 и 2, демонстрируют высокую внутреннюю согласованность, что говорит о надежности данных по ним, шкалы 3, 4 и 5 – среднюю, шкала 6 – ниже среднего. Тем не менее удаление вопроса из шкалы со средней и ниже среднего согласованностью понижает этот показатель, что подтверждает его вклад в шкалу.
Критериальная и дифференциальная валидность
Для проверки критериальной валидности методики были рассчитаны корреляции всех шкал опросника «Климат в классе» с показателями Многомерной шкалы удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) [Сычев, 2018], а также со средней успеваемостью учащихся за год. Эти данные приведены в табл. 5.
Таблица 5. Коэффициенты корреляции Спирмена между шкалами опросника «Климат в классе», Многомерной шкалой удовлетворенности жизнью и успеваемостью (N=245)
|
|
Шкалы методики «Климат в классе» |
|||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) |
||||||
|
Шкала 1 Семья |
0,46** |
-0,40** |
-0,37** |
|
|
0,28** |
|
Шкала 2 Школа |
0,51** |
-0,44** |
-0,43** |
-0,25** |
-0,37** |
0,28** |
|
Шкала 3 Учителя |
0,64** |
-0,48** |
-0,42** |
-0,23** |
-0,35** |
0,32** |
|
Шкала 4 Я сам |
0,37** |
-0,37** |
0,34* |
|
|
|
|
Шкала 5 Друзья |
0,37** |
-0,48** |
-0,40** |
-0,27** |
|
0,22** |
|
Успеваемость |
0,24** |
|
|
|
|
|
Примечание. В таблице опущены значения меньше, чем 0,2.
Результаты, полученные в табл. 5, показывают хорошее согласование шкал опросника «Климат в классе» с методикой ШУДЖИ. Положительные шкалы опросника 1 и 6 демонстрируют положительные корреляции со шкалами ШУДЖИ. Эти корреляции варьируются от умеренных до слабых, что ожидаемо для психологических инструментов подобного рода. В то же время инвертированные шкалы 2 и 3, а также шкалы 4 и 5, которые имеют противоположное значение показателей шкалы и интерпретируются как негативный признак, показывают обратные корреляции с методикой ШУДЖИ, то есть они отрицательно связаны с показателями удовлетворенности жизнью. Дополнительно была выявлена отрицательная корреляция между успеваемостью учащихся и шкалами 2 и 3 опросника. Например, для шкалы 2 коэффициент корреляции составил R=-0,184, для шкалы 3 – R=-0,152, оба с уровнем значимости p<0,001. Это свидетельствует о том, что учащиеся, у которых более высокие результаты по этим шкалам (инвертированным), имеют тенденцию к более низкой успеваемости. По шкале 6 также наблюдается отрицательная корреляция с успеваемостью (R=0,114, р=0,018), что указывает на слабую, но значимую связь. Более детальный анализ этих результатов и их интерпретация будут приведены в разделе «Обсуждение результатов».
Дифференциальная валидность выявлялась по контекстным параметрам – возраст, пол, успеваемость в школе и др. Успеваемость в белорусских школах оценивается по 10-балльной системе. Согласно этой системе обучающиеся были поделены на три подгруппы – с отличной (оценки преимущественно 8, 9 и 10), хорошей (преобладают оценки 6, 7, 8) и удовлетворительной (оценки преимущественно 4, 5 и 6) успеваемостью. При обработке результатов использовался метод контрастных групп и критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Результаты представлены в табл. 6 (в силу малочисленности подгрупп в группе обучающихся 10-13 лет результаты не приводятся).
Таблица 6. Сравнение показателей обучающихся с разной успеваемостью по шкалам опросника «Климат в классе»
|
Шкала опросника «Школьный климат» |
M±SD |
Статистика U Манна-Уитни |
р, уровень значимости |
|
|
удовлетворительная (оценки 4, 5, 6) |
Отличная (оценки 8, 9, 10) |
|||
|
|
Обучающиеся 14-15 лет (N=223), из них слабо успевающие (N=38), хорошисты (N=105), отличники (N=38) |
|||
|
Шкала 1 |
14,74±5,32 |
19,69±5,70 |
778,5 |
0,000*** |
|
Шкала 2 |
11,87±4,49 |
9,29±4,69 |
1070,0 |
0,009** |
|
Шкала 3 |
11,34±3,45 |
9,31±3,44 |
976,5 |
0,002** |
|
Шкала 4 |
6,47±3,26 |
6,08±2,95 |
1413,5 |
0,536 |
|
Шкала 5 |
4,84±1,39 |
4,85±1,21 |
1434,5 |
0,612 |
|
Шкала 6 |
6,11±2,27 |
7,13±2,17 |
1157,0 |
0,035* |
|
|
Обучающиеся 16-18 лет (N=134), из них слабо успевающие (N=6), хорошисты (N=66), отличники (N=62) |
|||
|
Шкала 1 |
14,17±4,46 |
20,38±6,32 |
71,5 |
0,014* |
|
Шкала 2 |
13,83±4,02 |
7,57±4,76 |
62,5 |
0,008** |
|
Шкала 3 |
10,83±2,40 |
6,89±4,24 |
77,0 |
0,019* |
|
Шкала 4 |
8,33±4,80 |
6,25±4,27 |
104,5 |
0,083 |
|
Шкала 5 |
4,17±1,72 |
5,02±1,48 |
131,5 |
0,265 |
|
Шкала 6 |
7,33±2,07 |
8,00±2,38 |
146,5 |
0,432 |
Примечания. * – p<0,05, ** – p<0,01, *** – p<0,001.
Анализ результатов показал, что в младшей возрастной группе (группа 1) значимых различий не обнаружено. В средней возрастной группе (группа 2) у обучающихся с высокой успеваемостью на статистически значимом уровне (p<0,01) подтверждаются более высокие показатели по шкале 1 «Поддерживающий учитель» и более низкие – по шкалам 2 и 3 («Сотрудничество с одноклассниками» и «Организация работы в классе» соответственно), которые являются инвертированными, по сравнению со слабоуспевающими учениками. В старшей группе (группа 3) наблюдается аналогичная тенденция (p<0,05). Значимые различия между всеми возрастными группами получены по шкалам 1, 5 и 6 (χ2=4,242, р=0,39; χ2=4,836, р=0,28 и χ2=6,238, р=0,013 соответственно). Сравнение групп по полу и возрасту не выявило значимых различий, кроме группы 3 (16-18 лет): девушки наиболее чувствительны к давлению среды (шкала 5) по сравнению с юношами (χ2=1689,5, р=0,11).
Расчет нормативных значений
Нормы рассчитаны по каждой возрастной группе 4-й, 11-й, 23-й, 40-й, 60-й, 77-й, 89-й и 96-й процентили (см. табл. 7, из-за малочисленности группы обучающихся 10-13 лет нормы для нее не приводятся).
Таблица 7. Станайны и нормы для шкал опросника «Климат в классе» по 2-м возрастным группам
|
Шкала |
Станайны и нормы |
||||||||
|
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
|
|
Очень низкий |
Ниже среднего |
Средний уровень |
Выше среднего |
Очень высокий |
|||||
|
Обучающиеся 14-15 лет (N=223) |
|||||||||
|
Шкала 1 |
0-10 |
11-14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20-21 |
22-26 |
27-30 |
|
Шкала 2 |
0-2 |
3-5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11-12 |
13-14 |
15-27 |
|
Шкала 3 |
0-4 |
5-6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12-14 |
15-21 |
|
Шкала 4 |
0-2 |
3 |
4 |
5 |
5-6 |
7 |
8 |
9 |
10-18 |
|
Шкала 5 |
0-2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
8-9 |
|
Шкала 6 |
0-3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7-8 |
8 |
9 |
10-12 |
|
Обучающиеся 16-18 лет (N=134) |
|||||||||
|
Шкала 1 |
0-10 |
11-12 |
13-15 |
16-17 |
18-19 |
20 |
21-22 |
23-24 |
25-30 |
|
Шкала 2 |
0-4 |
5-6 |
6-7 |
8-9 |
10-11 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-27 |
|
Шкала 3 |
0-5 |
6-7 |
8 |
9 |
10-11 |
12 |
13 |
14-15 |
16-21 |
|
Шкала 4 |
0-2 |
3 |
4 |
5 |
5-6 |
7 |
8 |
9-10 |
11-18 |
|
Шкала 5 |
0-2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
8-9 |
|
Шкала 6 |
0-3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
9-12 |
Обсуждение результатов
Обсуждаются результаты анализа основных характеристик шкал опросника «Климат в классе». Три из них — шкала 1 («Поддерживающий учитель»), шкала 2 («Сотрудничество с одноклассниками») и шкала 6 («Вовлеченность одноклассников в учебу») — отражают позитивные аспекты психологического климата. Высокие баллы по этим шкалам указывают на благоприятную психологическую атмосферу в классе, в то время как низкие значения свидетельствуют о менее благоприятных условиях. Важно отметить, что шкала 2 («Сотрудничество с одноклассниками») инвертирована: чем ниже показатель, тем лучше считается сотрудничество среди учащихся. Другие три шкалы — шкала 3 («Организация работы в классе»), шкала 4 («Соперничество с одноклассниками») и шкала 5 («Давление школьной среды») — связаны с отрицательными аспектами психологического климата. Высокие значения по этим шкалам сигнализируют о наличии проблем в классе, таких как плохая организация работы и недостаточное управление процессом (шкала 3), конкуренция среди учеников (шкала 4), а также высокие требования и давление на учеников со стороны среды (шкала 5). Напротив, низкие значения этих шкал указывают на более благоприятные условия.
Критериальная и дифференциальная валидность опросника была подтверждена в исследовании на выборке учащихся в возрасте от 10 до 18 лет из Республики Беларусь. Результаты показали, что оценки климата в классе имеют значимые корреляции с удовлетворенностью школьной жизнью, взаимоотношениями с учителями, сверстниками, семьей, а также с успеваемостью. Статистически значимые корреляции демонстрируют ожидаемые направления связи (см. табл. 5). Наиболее сильные корреляции наблюдаются между удовлетворенностью школьной жизнью и следующими аспектами: поддержкой учителей (коэффициент корреляции 0,51 по шкале 1), сотрудничеством с одноклассниками (обратная корреляция -0,44 по шкале 2) и организацией работы в классе (обратная корреляция -0,44 по шкале 3). Это указывает на то, что чем лучше организован учебный процесс и чем выше поддержка со стороны учителя, тем больше ученики довольны школьной жизнью. Эти корреляции варьируются от умеренных (более 0,4) до слабых, но близких к умеренным (более 0,3). Хотя корреляции с другими аспектами школьной жизни, такими как давление школьной среды, соперничество и вовлеченность в учебу, выражены слабее, они также значимы и соответствуют ожиданиям. Например, высокий уровень соперничества в классе связан с более низкой удовлетворенностью взаимоотношениями с одноклассниками (коэффициент -0,28). Особый интерес представляет взаимосвязь между оценками климата и удовлетворенностью собой, которая тесно связана с самооценкой учащихся. Высокий уровень поддержки со стороны учителя и сотрудничества с одноклассниками положительно коррелирует с удовлетворенностью собой (коэффициенты 0,36 и -0,37 соответственно). Однако было выявлено, что высокая оценка по шкале 3 (плохая организация работы в классе) также связана с высокой самооценкой (0,34), что требует дальнейшего анализа. Это может объясняться влиянием других факторов, и такие связи могут проявляться по-разному в разных выборках. Аналогичные результаты были получены на российской выборке, где не было выявлено значимой связи между самооценкой «уверенность в себе» и организацией работы в классе по методике Дембо-Рубинштейн [Шумакова, 2023а]. Вместе с тем, выявлены ожидаемые корреляции между оценками климата и успеваемостью. При этом наблюдается наиболее сильная связь между поддержкой учителя и успеваемостью (0,24). Хотя связи с другими показателями климата (сотрудничество с одноклассниками, организация работы) слабее, они также статистически значимы и имеют ожидаемое направление. Учащиеся с высокой успеваемостью значительно выше оценивают поддержку учителей и сотрудничество с одноклассниками, чем те, кто успевает хуже. Эти данные, полученные на белорусской выборке, подтверждают дифференциальную валидность опросника.
Данное исследование дополняет уже имеющиеся данные, полученные на российской выборке, подтверждая возможности использования опросника «Климат в классе» в Республике Беларусь.
Заключение и выводы
- Выполнена стандартизация опросника «Климат в классе» на выборке обучающихся с 10 до 18 лет из Республики Беларусь, которая позволила статистически подтвердить его конструктную валидность (хорошая сходимость модели с шестифакторной структурой, соответствие модели данным).
- Результаты исследования также подтвердили внутреннюю согласованность шкал опросника. Шкалы 1 и 2 («Поддерживающий учитель» и «Сотрудничество с одноклассниками») продемонстрировали высокую степень согласованности, шкалы 3 и 4 показали среднюю степень, а шкалы 5 и 6 — ниже среднего. Этот результат указывает на определенные ограничения исследования, требующие дальнейшей проработки.
- Критериальная и дифференциальная валидность опросника была подтверждена для всех трех возрастных групп: 10-13 лет, 14-15 лет и 16-18 лет. Это свидетельствует о том, что методика эффективно отражает различия в восприятии школьного климата учащимися разного возраста.
- В исследовании были рассчитаны станайны и нормативные значения для учащихся Республики Беларусь, причем данные представлены по двум возрастным группам: 14-15 лет и 16-18 лет, что позволяет использовать опросник для сравнительного анализа между ними с учетом специфики образовательной системы страны.
- Опросник рекомендуется для использования школьными психологами и педагогам в Республике Беларусь. Он может стать полезным инструментом для улучшения психолого-педагогического сопровождения учащихся различных возрастных групп. Применение опросника «Климат в классе» способствует созданию благоприятного школьного климата, что важно для развития подростков.
Результаты позволяют сделать заключение, что субъективное восприятие климата в классе учащимися средней и старшей школы является важной детерминантой их удовлетворенности разными аспектами жизни, что составляет основу психологического благополучия личности и способствует достижению позитивных результатов в учебе, профессиональной деятельности и дальнейшей жизни. В то же время результаты исследования показали достаточно низкую внутреннюю согласованность некоторых шкал (шкала 5 «Давление школьной среды» и шкала 6 «Вовлеченность одноклассников в учебу»), что позволяет рассматривать в качестве перспективного направления дальнейшего исследования улучшение качества этих шкал для повышения надежности опросника, что станет возможным при расширении выборки учащихся Республики Беларусь.