Психология и право
2011. Том 1. № 4
ISSN: 2222-5196 (online)
Влияние психологических установок водителей на безопасность дорожного движения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психология водителя, безопасность дорожного движения, психофизиологическое состояние, склонность к риску, виктимное поведение, легкомыслие, превышение скорости, дорожная реклама, подготовка водителей
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Борисова С.Е. Влияние психологических установок водителей на безопасность дорожного движения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n4/49291 (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
В настоящее время большую актуальность приобретают вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. 2 марта 2010 года на заседании 64-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций период с 2011по 2020 год объявлен «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения».
Состояние безопасности дорожного движения во многом обусловлено психологическими особенностями водителей, отличающихся достаточно высоким уровнем активности на дороге и выступающих в момент управления транспортным средством элементом системы «человек – техника - среда». Поэтому важной задачей является исследование психологии водителей как одной из категорий участников дорожного движения и характера ее влияния на обеспечение безопасности дорожного движения.
Одной из существенных психологических особенностей, влияющих на безопасность дорожного движения, считается психофизиологическое состояние водителя, а наиболее опасным состоянием, в котором совершаются дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями, - опьянение.
Уместно сослаться на исследования, осуществляемые специалистами в области автотранспортной психологии, согласно которым люди довольно объективно оценивают угрозу своего опьянения, а вот влияние уровня опьянения на их функциональные возможности они определяют гораздо хуже. М.А. Котик обращает внимание, что значительная часть дорожных происшествий оказывается связанной с легким опьянением водителей. В данном состоянии реальный функциональный потенциал водителя несколько снижается, водитель же, напротив, считает, что за счет тонизирующего воздействия небольшой дозы алкоголя у него возникает дополнительная активизация нервной системы и оценка его возможностей существенно возрастает [4].
Беседа с сотрудниками госавтоинспекции, проходившими повышение квалификации в Орловском юридическом институте МВД России по программам «Начальники (заместители) отделов, отделений (групп) по контролю за регистрационно-экзаменационной деятельностью ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации» и «Командиры (заместители) батальонов (рот, взводов) ДПС, входящих в состав полка и отдельных рот ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», показывает следующее. По опыту их общения с участниками дорожного движения, существенную опасность представляет состояние так называемого похмелья, при котором у водителей наблюдаются рассеянное внимание, головная боль, тремор рук, раздражительность и другие нежелательные симптомы. Сотрудники акцентируют внимание на проблеме официальной и законной фиксации данного состояния у водителя как противопоказания к управлению им транспортным средством. Они указывают на необходимость предусмотреть в нормативных правовых актах прохождение водителем освидетельствования не только на наличие опьянения, но и на состояние похмельного синдрома с целью отстранения водителя от управления транспортным средством в случае соответствующего результата.
Отметим, что не только психофизиологическое состояние опьянения или похмелья способно привести к ошибкам при управлении транспортным средством. В частности, сочетание психофизиологического состояния опьянения с некоторыми личностными качествами водителя повышает вероятность отрицательных последствий. Таким личностным качеством, например, является склонность к необоснованному риску. Это – ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Риск предполагает совершение действия, в некотором отношении грозящее личности травмой, ущербом [8].
Как отмечается в литературе, рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств человека. Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными вариантами поведения; при этом учитывается степень обоснованности (оправданности) или необоснованности (неоправданности) принятия решения личностью о рискованном поведении [6].
На наш взгляд, склонность отдельных водителей к необоснованному риску в условиях дорожного движения лежит в основе их виктимного поведения, заключающегося в пренебрежительном отношении к правовым нормам или сознательном их нарушении.
Анализ виктимного поведения жертв дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей, осуществленный М.П. Чичериной, подтверждает сформулированные предположения. Исследования показали, что в основе виктимного поведения лежали (%): стремление продемонстрировать «лихую смелость» (74), пренебрежительное отношение ко всякого рода запретам, в том числе правилам, обеспечивающим безопасность дорожного движения (53), пренебрежение интересами других участников дорожного движения (41), стремление как можно быстрее доехать до пункта назначения (37). Более чем 60 % водителей частных легковых автомобилей характеризует агрессивное виктимное поведение, сопровождающееся водительской самоуверенностью [10].
Оценивать поведение водителей, оказавшихся в условиях дорожного движения, и виновниками и жертвами ДТП одновременно возможно не только с точки зрения психологии и виктимологии. С позиций уголовного права следует констатировать проявление одной из форм преступной неосторожности – легкомыслия, при которой личность осознавала общественную опасность своих действий (бездействий), предвидела возможность наступления общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывала на их предотвращение.
Прежде чем перейти к обсуждению следующей психологической особенности водителя, хотелось бы привести высказывание итальянского актера и кинорежиссера Витторио де Сика (1901⎼1974): «Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью» [2].
Другими словами, продолжая рассматривать проблему, как психология участников дорожного движения влияет на безопасность дорожного движения, необходимо отметить, что одной из наиболее частых причин дорожно-транспортных происшествий является превышение скорости. Как отмечает А.Н. Романов, это связано с тем, что в условиях плотного транспортного потока на скорости более 60 км в час психофизиологические возможности человека ограничиваются, ухудшается внимание, затрудняется восприятие объектов, в результате возникает нервное напряжение и управлять автомобилем безошибочно становится невозможно [7]. Поэтому для предупреждения ДТП, возникающих в результате превышения скорости, важны контроль и применение методов административного и психологического воздействия на таких водителей.
Подчеркнем, что в последние годы ученые и практики активно обсуждают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, предлагают системный и поэтапный подход к их решению, однако анализ материалов конференций и международных форумов показывает, что психолого-педагогические вопросы не находят должного отражения в этих обсуждениях и в конкретной реальности.
Один из таких вопросов связан с насущностью подготовки водителей. Ниже представлены результаты анкетирования сотрудников органов внутренних дел (ОВД), по роду своей профессиональной деятельности постоянно управляющих транспортными средствами и имеющих достаточный стаж вождения. Всего нами опрошены 88 сотрудников ОВД, проходивших в течение 2010-2011 учебного года повышение квалификации в ОрЮИ МВД России, со средним стажем управления транспортными средствами 14 лет и водительскими правами категорий А, B, C, D, E. Анкетирование направлено на изучение отдельных социально-психологических особенностей подготовки водителей.
Так, респондентам формулировался вопрос: «Что бы Вы изменили в современной системе подготовки водителей с целью улучшения ее качества?». Полученные ответы условно распределены в шесть групп, отражающих взгляд опрошенных на систему подготовки водителей и конкретные предложения по ее совершенствованию (диаграмма 1).
Рис. 1
Наибольшее значение придается улучшению организации и методики проведения практических занятий в автошколах (62), а именно подчеркивается необходимость увеличения количества часов, выделенных на проведение практических занятий и практического вождения, улучшения качества этих занятий, более активного использования специализированных тренажеров и возможностей автодромов.
Следует сказать, что, на наш взгляд, увеличение продолжительности обучения практическому вождению в автошколах обосновано с психолого-педагогической точки зрения, так как формирование умений и навыков взрослого человека требует большего времени и применения методики обучения, учитывающей закономерности его психического развития.
Опрошенные особо отмечают целесообразность обучения навыкам вождения в разных дорожных условиях, в том числе экстремальных, что позволит принимать более быстрые, грамотные и соответствующие обстановке решения.
Данные высказывания подтверждаются суждениями, представленными в научной литературе. Так, Б.А. Шевкиев указывает на значимость экстремальной составляющей в профессии «водитель», в связи с чем возрастает роль физической и психологической подготовки водителей к предстоящей деятельности, обучения их эффективным способам поведения в профессионально-значимых ситуациях [11].
На втором и третьем месте по значимости находятся предложения опрошенных об увеличении продолжительности обучения в целом и повышении качества теоретической подготовки водителей. При этом акцентируется внимание не только на необходимости более тщательного изучения Правил дорожного движения РФ (ПДД РФ), но и на целесообразности обучения анализу и правильной оценке дорожной ситуации водителями.
Мнение опрошенных нами сотрудников органов внутренних дел согласуется с точкой зрения, высказываемой в психологической литературе. Так, специалистами в области юридической психологии подчеркивается, что одной из основных психологических особенностей опытного водителя является умение ориентироваться в дорожной обстановке, оценивать степень ее опасности, предвидеть маневры других водителей и принимать на этой основе превентивные меры [6].
Респонденты указывают также на актуальность повышения требований к водителям, воспитание у них на этапе обучения готовности уважать других участников дорожного движения. Настораживает, что 7 % анкетируемых высказали мнение, согласно которому ничего не стоит изменять в современной системе подготовки водителей в России.
Как показал опрос, часть респондентов, вероятно, искренне не осознают сущность и серьезность проблем, касающихся подготовки водителей, следовательно, психологически не готовы их анализировать и высказывать суждения по этому поводу.
Здесь же следует сказать, что важно на государственном уровне осуществлять работу, направленную на повышение правовой грамотности всех участников дорожного движения. Так, существенную роль в этом играет социальная (дорожная) реклама. По мнению специалистов, она сдерживает агрессивность и конкурентность водителей, способствует дисциплине и формированию правовой культуры, стереотипов правомерного поведения у водителей и пешеходов, исходя при этом из общественных ценностей [3; 12].
Подчеркивая роль средств массовой информации и ресурсов интернета в повышении уровня развития правосознания, в просвещении и обучении безопасному поведению, хотелось бы обратить внимание на информационные порталы для участников дорожного движения и периодические издания. Так, основной задачей издания «STOP-газета» является воспитание законопослушного участника дорожного движения, и помимо аналитических материалов по ситуации с безопасностью дорожного движения на дорогах России и мира в газете содержится полезная информация о правилах безопасного поведения на дороге и рекомендации начинающим водителям [9].
Материалы, представленные в средствах массовой информации и информационных порталах, целесообразно применять сотрудникам госавтоинспекции, например, в работе по пропаганде безопасности дорожного движения, а соответствующие периодические издания шире рекламировать и использовать в автошколах, образовательных и других учреждениях, делать их доступными массовому читателю.
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какие вопросы (темы) психологического характера Вы бы включили в программу подготовки водителей?»
Анкета предусматривала также изучение мнения о содержании вопросов психологического характера, которые следовало бы включить в программу подготовки водителей. Условное распределение ответов сотрудников ОВД отражено в диаграмме 2.
Значительное большинство мнений (58 %) отражает значимость воспитания у водителей культуры вождения и определенных социально-психологических качеств, среди которых опрошенные указали уважение к другим участникам дорожного движения, вежливость, выдержку, спокойствие, уравновешенность, понимание, порядочность, дисциплинированность, честность, а также отрицательное и нетерпимое отношение к нарушению ПДД РФ как явлению.
Наряду с потребностью в воспитании культуры поведения у водителей респонденты отметили и необходимость тренировки внимания, выработки умений борьбы со стрессом и утомляемостью (14 %).
В дополнение к высказанным точкам зрения стоит добавить, что, на наш взгляд, важна достаточная степень осведомленности участников дорожного движения, в том числе водителей, о психологических закономерностях, проявляющихся в условиях дорожного движения, в частности, о закономерностях функционирования психических познавательных процессов. Например, полезно знать, что для снижения вероятных отрицательных последствий ослепления водителей при встречном разъезде ночью рекомендуется волевым усилием не переносить взгляд на источник света [1].
В условиях тумана происходит эффект зрительного обмана, который заключается в том, что фактическое расстояние зрительно увеличивается в 2 раза. Так, если до препятствия фактически 25 метров, то водителю кажется, что 40-50. Часто именно этот обман и приводит к авариям. Кроме того, при средней плотности тумана с метеорологическим расстоянием видимости менее 200 метров у водителя наступает эмоциональная перегрузка, вызванная не только малым расстоянием видимости, но и отсутствием информации о дорожной обстановке и условиях движения [5].
Оформленные представления об этих закономерностях и умение учесть их в дорожных ситуациях являются, по нашему мнению, субъективным условием повышения безопасности дорожного движения (наряду с необходимыми качествами психики и личности ⎼ внимательностью, устойчивостью к стрессовым воздействиям, уважительностью и т. д.).
Обратимся вновь к результатам анкетирования. Не менее важной темой психологического характера, по мнению опрошенных, выступает обучение поведению в экстремальных ситуациях, в том числе в ситуации дорожно-транспортного происшествия (14 %). При этом высказывались предложения относительно методики психологической подготовки водителя, предусматривающей посещение мест дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, просмотр видеосюжетов, наглядно демонстрирующих процесс и результат (последствия) дорожно-транспортного происшествия.
Вместе с тем некоторые опрошенные затруднились четко сформулировать круг тем, подлежащих рассмотрению в ходе психологической подготовки водителей (14 %). Это, по-видимому, указывает на недостаток психологической грамотности респондентов и отсутствие у них оформленных представлений о психологической составляющей деятельности водителя.
Рассматриваемые вопросы о подготовке водителей находятся в стадии обсуждения и пристального внимания со стороны ученых и практиков. Так, высока потребность в разработке трудограмм профессиональных водителей, их типологий и классификаций, в более глубоком изучении нуждаются закономерности формирования индивидуальных стилей управления транспортным средством, научного обоснования и внедрения требуют современные методики и технологии обучения вождению, повышения квалификации опытных водителей. Не менее актуально формирование коммуникативной и правовой грамотности всех участников дорожного движения, а также нейтрализация воздействий отрицательных физических дорожно-ситуативных факторов. Решение обозначенных проблем возможно при реализации комплексного и межотраслевого подхода, оно призвано создать условия для повышения безопасности дорожного движения.
Литература
- Автотранспортная психология. – М., 2004.
- Большая книга афоризмов. – М., 2000.
- Безруков Д.А., Войтенков Е.А. Психологические аспекты применения социальной рекламы в сфере повышения безопасности дорожного движения // Юридическая психология. 2011. № 2.
- Карась Ю.В., Орехов В.В., Тихонов А.Н. Автотранспортная психология в организации движения. Часть 1. Природа ошибок водителей автомобилей. ⎼ Казань, 2000.
- Пегин П.А. Новый способ зрительного ориентирования водителя в условиях тумана // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2008. № 1.
- Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001.
- Романов А.Н. Автотранспортная психология. – М., 2002.
- Словарь практического психолога. – Минск, 1997.
- STOP-газета – Информационный портал для водителей и пешеходов [Электронный ресурс]. URL: http://www.stopgazeta.ru/
- Чичерина М.П. Виктимологический анализ и профилактика дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2001.
- Шевкиев Б.А. Безопасность профессиональной деятельности водителя как обобщенный итог его личного и профессионального опыта // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2005. Т. 49. № 5.
- Утлик В.Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: Автореф. … канд. психол. наук. – М., 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7642
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 7123
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8