Психология и право
2012. Том 2. № 1
ISSN: 2222-5196 (online)
Исследование психологических особенностей формирования профессиональной идентичности курсантов следствено-криминалистического факультета
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная идентификация, профессиональная идентичность, профессиональная деструкция, профессионализация, Я-образ, адаптация
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ковальчишина С.В., Ковальчишина Н.И. Исследование психологических особенностей формирования профессиональной идентичности курсантов следствено-криминалистического факультета [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n1/50324 (дата обращения: 13.12.2024)
Полный текст
Постановка проблемы.
Сегодня одной из актуальных исследовательских проблем в психологии личности являются вопросы, связанные с профессиональной идентификацией и идентичностью.
Идентификация – непрерывный процесс самоотождествления с другим человеком, группой и ценностями, которые существуют в обществе [7]. Идентификация в смысле процесса и механизма социализации личности рассматривается учеными как динамическая структура, которая нелинейно развивается в течение всей жизни человека и имеет сложную структуру.
Профессиональная идентификация является способом самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности, важной линией жизненного и личностного самоопределения. Профессиональная идентичность является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях. И как следствие, выступает объектом интенсивного изучения данного понятия в отечественной и зарубежной психологии.
Анализ литературы показывает, что сегодня не существует единства мнений в определении психологического содержания профессиональной идентификации и определении закономерностей этого процесса. Наряду с понятием «профессиональной идентификации» существуют и другие тождественные понятия: «профессиональное развитие», «профессиональное становление», «самореализация в профессии», которые характеризуют процесс вхождения, овладения профессией и охватывают весь профессиональный путь человека [1].
Так, с изучением профессионального самосознания и профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения некоторых профессиональных проблем правоохранителей, возникающих в ходе осуществления деятельности. Представление о себе как о профессионале включается в систему профессиональных действий, которые определяют стиль межличностного взаимодействия в профессиональном сообществе. Осознанная идентичность позволяет, например, будущему следователю не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я», который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Много ответов на этот вопрос человек получает в профессиональной деятельности.
Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Иными словами, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, что позволяет более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора [2].
Особенно это вопрос актуален для правоохранительной деятельности. В основе профессионального становления курсанта – будущего правоохранителя, лежат процессы идентификации. Вопрос в том, с чем и с кем идентифицирует себя молодой человек, который выбирает профессию милиционера, и какие жизненные задачи он/она планирует решить через профессиональную деятельность? Возрастная незрелость, идеалистические представления о будущей профессии (или полное их отсутствие), а в большинстве случаев принудительное избрание этой профессии (по желанию родителей и родственников) неблагоприятно отражается на результате профессионального становления будущего работника милиции.
Большинство отечественных и зарубежных ученых придают идентичности ключевую, центральную позицию в психологической структуре человека. В странах постсоветского периода профессиональная деятельность занимает ведущую позицию в жизни человека. В этой связи профессиональная идентичность становится определяющей в личностном развитии субъекта. По мнению Е.П. Ермолаевой, в сообществах с традиционно высоким социальным статусом профессии профессиональная идентичность выступает как ведущий фактор психологического благополучия, что дает ощущение стабильности окружающего мира и уверенности в своих силах [2].
Е.Ф. Зеер, определял профессиональную идентичность как профессиональный «Я-образ», содержащий профессиональные стереотипы и уникальность собственного «Я», осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я» [3].
Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции, особенно это касается правоохранительной деятельности.
Профессиональные деструкции – это изменения в структуре деятельности и личности, которые негативно сказываются на производительности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития человека, определяла профессиональные деструкции как нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сложившихся профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности [6].
В данной статье мы предприняли попытку теоретически и практически исследовать взаимосвязь между уровнем профессиональной идентичности и уровнем адаптации к условиям профессионального обучения у курсантов ведомственного учебного заведения. По нашему мнению у курсанта, который имеет более распространенное представление о будущей профессии, ясно осознает и внутренне принимает себя, как будущего правоохранителя, будет высокий уровень адаптации к условиям обучения в вузе и дальнейшей практической деятельности.
С целью исследования процесса профессионализации будущих правоохранителей и выявления уровня профессиональной идентичности у курсантов высшего учебного заведения системы МВД на разных этапах обучения, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 40 курсантов-первокурсников и 43 курсанта-выпускника следственно-криминалистического факультета Донецкого юридического института МВД Украины.
Для определения уровня профессиональной идентичности курсантов нами был выбран рисуночный тест «Я - следователь» и метод «Ассоциативный ряд». Для выявления уровня адаптации к условиям обучения и службы нами использовалась стандартизованная методика А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) [8].
Следует отметить, что графические методы среди традиционного диагностического инструментария принято считать как несамостоятельные и вспомогательные. Многими специалистами они оцениваются в основном как достаточно слабые и ненадежные. Однако эти методы дают возможность человеку создавать проекцию своей реальности и по-своему ее интерпретировать. Это свидетельствует о том, что рисунок в значительной степени несет на себе отпечаток личности человека, его настроения, эмоционального состояния, чувств, отношений и прочее.
Анализ работ, посвященных изучению профессиональной идентичности (П. Бергер, Т. Лукман, Д. Сьюпер, Л. Тайлер, Д. Хойсера), позволил установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я образе». Этот вывод был решающим при выборе рисуночного теста в нашем исследовании.
Во время анализа рисунков мы использовали базовые параметры оценки рисуночных тестов, которые указаны в методиках «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич), «Рисунок человека» (К. Маховер), «Человек под дождем» (Е. Романовой и Т. Сытько).
Курсантам была предоставлена инструкция нарисовать рисунок на тему «Я-следователь». Для более четкого представления об уровне профессиональной идентичности курсантов нами были выделены основные критерии ее признаков в рисунке «Я-следователь»: идентификация себя с профессией (изображение себя на рисунке), наличие в рисунке атрибутов будущей профессии, эмоциональное отношение к профессии. По этим показателям мы выделили три группы рисунков с разным уровнем профессиональной идентичности: высоким, средним, низким (рис. 1).
Рис. 1. Выраженность уровней профессиональной идентичности у курсантов
Анализ результатов показал, что для рисунков с признаками высокого уровня профессиональной идентичности характерно детальное отображение профессиональных ситуаций с четким изображением следователя в процессе работы: допрос подозреваемого в служебном помещении, работа в кабинете с документами, выезд по вызову в составе следственно-оперативной группы. Следовательно, наличие заданных параметров свидетельствует о том, что курсант уже имеет сформированный профессиональный «Я-образ» и отождествляет себя с этим образом. Рисунки с изображениями различных атрибутов служебной деятельности: почетные грамоты, уголовный кодекс, сейф, уголовные дела, часы с отображением времени работы (чаще ненормированного). Изображение таких деталей свидетельствует о принятии будущей профессии и отсутствие внутреннего конфликта с ее составляющими. На рисунках можно увидеть различные эмоциональные проявления: усталое лицо, агрессивный взгляд, веселая улыбка, сосредоточенность, заинтересованность, старательность и т.п. Это может означать, что курсант отражает в профессиональном «Я-образе» собственное отношение к будущей профессии и соотносит реальное профессиональное «Я» с идеальным. Композиция рисунков этой группы расположена большинством посредине листа, что свидетельствует об адекватной самооценке и уверенности в себе относительно своей деятельности. Рисунки с указанным уровнем профессиональной идентичности составили: на первом курсе - 22 рисунка (55%), на четвертом – 9 рисунков (20%).
Для рисунков с признаками среднего уровня профессиональной идентичности характерно: четкое изображение служебной ситуации со схематическим изображением следователя, изображение следователя в форменной одежде при отсутствии других атрибутов будущей профессии (служебного положения или кабинета), схематическое изображение следователя, профессиональной ситуации, служебного помещения. Это может свидетельствовать о том, что курсант хорошо осведомлен о будущей профессии, однако слабо отождествляет себя с ней. Свое место в будущей профессии курсант расценивает как «символическое», временное. Таким образом, он демонстрирует неуверенность в своей профессиональной позиции. Это может быть как следствием неуверенности в собственных силах (изображение маленькое, находится в левом верхнем или нижнем углах листа), так и следствием потери мотивации работать следователем (изображение только милиционера в форме, схематический рисунок). Рисунки с указанным уровнем профессиональной идентичности составили: на первом курсе – 9 рисунков (23%), на четвертом – 15 рисунков (35%).
Рисунки с признаками низкого уровня профессиональной идентичности отличаются от предыдущих групп: а) отсутствием на рисунке изображения следователя; б) изображением только рабочего кабинета следователя или его элементов; в) изображением только общеизвестных атрибутов будущей профессии (уголовное дело, заполненный лист бумаги, стол с компьютером и т.п.); г) символическим или схематическим изображением будущей профессии (весы, лупа, последовательность присвоения очередных званий, наручники, форменная одежда, пистолет и т.п.). Из анализа таких рисунков можно сделать вывод о неосознанной отчужденности курсанта от будущей профессии и нежелании работать по специальности. Рисунки с указанным уровнем профессиональной идентичности составили: на первом курсе – 9 рисунков (22%), на четвертом – 19 рисунков (44%).
Анализ ассоциативного ряда со словом «следователь» проводился по двум направлениям: эмоциональном и когнитивном. Эмоциональное направление позволило выявить эмоциональное отношение к профессии: положительное, нейтральное, негативное. Когнитивное направление позволило выявить представление о профессии: качества, присущие личности следователя, признаки и факты профессиональной деятельности.
Категория «качества, присущие личности следователя» включает представление курсантов о качествах личности и социальном статусе, которые формирует и предоставляет профессия следователя. Например: честь, гуманность, озадаченность, элита, престиж, ответственность, компетентность и т.п.
Категория «признаки профессиональной деятельности следователя» включает ассоциации, обозначающие общеизвестные атрибуты, служебные привилегии и составляющие профессии следователя. Например: бумага, кабинет, уголовное дело, начальник следствия, погоны, канцелярия, портфель, служебные льготы и т.д.
Категория «факты профессиональной деятельности следователя» представлена ассоциациями, которые отражают специфические явления и факты профессиональной деятельности следователя. Например: допрос подозреваемого, следствие, раскрытие преступления, маленькая зарплата, общение с гражданами, обыск, опись вещественных доказательств, поквартирный опрос.
По результатам ассоциативного ряда установлено, что в течение обучения эмоциональное отношение у курсантов к будущей профессии меняется: на первом курсе проявляется более положительное отношение, а на четвертом - преимущественно нейтральное. В когнитивном направлении курсанты на первом курсе ассоциируют профессию с ее признаками, а на четвертом по профессиональным качествам и фактами деятельности. Это объясняется тем, что к четвертому курсу представления о будущей профессии становится шире.
У курсантов с признаками высокого уровня профессиональной идентичности в большей степени проявляются: положительное и нейтральное отношение к будущей профессии. На четвертом курсе наблюдается тенденция снижения процентов курсантов (25,6%), имеющих положительное отношение к будущей профессии, и увеличение числа учащихся с негативным отношением (25,6%), что говорит об их реальном осознании профессии после возможности на практике столкнуться с деятельностью следователя, оценить свою готовность к этой профессии (табл. 1).
Таблица 1.
Результаты анализа ассоциаций курсантов первого и четвертого курса с признаками высокого уровня профессиональной идентичности (в %)
Эмоциональное направление |
Признак |
1-й курс |
4-й курс |
Когнитивное направление |
Категория |
1-й курс |
4-й курс |
Положительное отношение |
42,5 |
25,6* |
Качества следователя |
37,5 |
39,5 | ||
Нейтральное отношение |
45 |
48,8 |
Признаки профессиональной деятельности следователя |
52,5 |
23,2* | ||
Негативное отношение |
12,5 |
25,6* |
Факты профессиональной деятельности следователя |
10 |
37,3** |
Анализ рисунков с признаками среднего уровня профессиональной идентичности показал, что курсанты четвертого курса имеют более нейтральное отношение к будущей профессиональной деятельности (55,8%) в отличие от курсантов первого курса (42,5%), которые в свою очередь относятся к будущей профессии более негативно (20%) (табл. 2).
Таблица 2.
Результаты анализа ассоциаций курсантов первого и четвертого курса с признаками среднего уровня профессиональной идентичности (в %)
Эмоциональное направление |
Признак |
1-й курс |
4-й курс |
Когнитивное направление |
Категория |
1-й курс |
4-й курс |
Положительное отношение |
37,5 |
37,3 |
Качества следователя |
45 |
37,3 | ||
Нейтральное отношение |
42,5 |
55,8 |
Признаки профессиональной деятельности следователя |
47,5 |
51,1 | ||
Негативное отношение |
20 |
6,9** |
Факты профессиональной деятельности следователя |
7,5 |
11,6* |
Курсанты первого и четвертого курса больше проводят ассоциации с будущей профессией по общим признакам деятельности следователя, однако по отношению к курсантам четвертого курса, которые ассоциируют следователя по фактам его деятельности (11,6%), больше оказалось первокурсников (7,5%). Это свидетельствует о том, что курсанты 4-го курса лучше осознают будущую профессиональную деятельность, чем первокурсники.
Ассоциации с признаками низкого уровня профессиональной идентичности отличаются от предыдущих групп преимущественно нейтральным эмоциональным отношением к будущей профессии. Однако среди курсантов первого и четвертого курсов есть определенные различия (табл. 3).
Таблица 3.
Результаты анализа ассоциаций курсантов первого и четвертого курса с признаками низкого уровня профессиональной идентичности (в %)
Эмоциональное направление |
Признаки |
1-й курс |
4-й курс |
Когнитивное направление |
Категория |
1-й курс |
4-й курс |
Положительное отношение |
7,5** |
0 |
Качества следователя |
17,5 |
27,9* | ||
Нейтральное отношение |
52,5 |
97,7* |
Признаки профессиональной деятельности следователя |
80 |
62,7 | ||
Негативное отношение |
40 |
2,3** |
Факты профессиональной деятельности следователя |
2,5 |
9,4** |
Так, на четвертом курсе анализ ассоциаций выявил более нейтральное отношение к будущей профессии (97,7%), а на первом – нейтральное (52,5%) и отрицательное (40%). По когнитивному направлению у первокурсников профессия следователя в основном ассоциируется с общими признаками профессии, а на четвертом курсе еще и по фактам профессиональной деятельности и качествам. Это еще раз указывает на то, что четверокурсники имеют более реальное представление о будущей профессии, чем курсанты первого курса.
Анализируя вышесказанное следует подчеркнуть, что со снижением уровня профессиональной идентичности увеличивается процент учащихся с нейтральным отношением к будущей профессии и процент курсантов с категорией «признаки профессии следователя», и снижается процент курсантов с категорией «факты профессиональной деятельности следователя».
Следующим аспектом нашего исследования было изучение психологических особенностей процесса адаптации курсантов в высшем учебном заведении МВД Украины с помощью стандартизированной методики «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. Методика «Адаптивность» предназначена для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.
Анализ показателей курсантов 1-го курса показывает, что у 16 (53,3%) человек, по четырем категориям (личный адаптивный потенциал, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность) обнаружен показатель ниже среднего уровня, а у 14 (46 , 6%) человек - выше среднего уровня.
Это может говорить о том, что первый год обучения является самым сложным для курсантов. Новые условия жизнедеятельности осуществляют психологическое воздействие на первокурсников, что вызывает определенные переживания: сомнения в правильности выбора жизненного пути, неуверенность в собственных возможностях усвоить все требования новой среды. Не случайно количество отчисленных курсантов на первом году и в первом семестре второго года обучения наиболее значительно [10].
По результатам сравнения показателей в двух группах с помощью математического критерия Фишера-Стьюдента между средними рангами были обнаружены значимые различия в уровнях благоприятного состояния курсантов в группах (t = 1,2, p ≤ 0,05), (t = 2,1, p ≤ 0,01).
Следует отметить, что курсанты не всегда понимают, что с ними происходит в этот важный для них период.
Анализ показателей курсантов 4-го курса свидетельствует, что у 8 (26,6%) человек по четырем категориям (личный адаптационный потенциал, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность) показатели ниже среднего уровня, а у 22 (73,3 %) человек выше среднего уровня.
Таким образом, адаптивность более выражена у курсантов 4-го курса, чем у курсантов 1-го курса. Это может свидетельствовать о том, что на четвертом году обучения курсанты уже адаптировались к условиям проживания и обучения, лучше узнали специфику своей будущей профессии. Однако по результатам рисуночного теста и ассоциативного ряда заметно, что со временем у них происходит эмоциональное охлаждение к будущей профессии.
Очевидно, что гармоничное формирование профессиональной идентичности курсантов вузов является одной из важных задач ведомственного образования МВД.
Результаты проведенного исследования показали, что на первом году обучения большинство курсантов имеют признаки более высокого уровня профессиональной идентичности, чем на четвертом году. Первокурсники более положительно относятся к будущей профессии и воспринимают ее преимущественно по общим признакам и идеализированным качествам следователя. На четвертом курсе будущая профессия воспринимается более нейтрально и ассоциируется с фактами профессиональной деятельности. Рисунки на четвертом курсе имеют преимущественно признаки низкого и среднего уровня профессиональной идентичности. Такая ситуация может быть результатом разочарования, возникшего в течение обучения и прагматическим отношением к будущей профессии, а также свидетельствовать о тенденции к развитию профессиональной деструкции курсантов.
Таким образом, полученные результаты исследования указывают на необходимость дальнейшего изучения проблемы профессиональной идентификации курсантов, разработке практических рекомендаций и специализированных психологических мер по преодолению проявлений профессиональной деструкции у курсантов в период их профессионализации.
Литература
- Бородулькина Т.А. Влияние образа профессии на становление профессиональной идентичности / Т. А. Бородулькина / / Проблемы общей и педагогической психологии: Сборник научных трудов Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины / Под ред. С.Д. Максименко. К., 2007.
- Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза / Е. П. Ермолаева / / Психол. журн., 1998, том 19, № 4.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: Учебное пособие. / Э. Ф. Зеер. М., 2005.
- Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности (монография) / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева. Ярославль, 2003.
- Коноплев В.В. Проблема адаптации курсантов учебных заведений МВД Украины к обучению и служебной деятельности. / В. Коноплев / / Психология на пересечении тысячелетий. Сборник научных трудов участников Пятых Костюкивських чтений: В 3т. - М., 1998. - Т.2.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. / А. К. Маркова / М., 1996.
- Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности / А. В. Мытиль / / Социологические исследования. 2005. № 6.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., 2002.
- Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учебно-методическое пособие / Л. Б. Шнейдер. М., 2007.
- Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон. М., 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4315
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1003
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0