Экспериментальное исследование эффективности «Тренинга по профессионально-психологической подготовке работников органов внутренних дел»

1025

Аннотация

В статье обосновывается возможность повышения результативности профессионально-психологической подготовки работников органов внутренних дел за счет использования профессионально ориентированных психологических тренингов. Приводятся некоторые результаты экспериментального исследования эффективности психотренинговых методов в системе повышения квалификации работников ОВД Украины. Выявлены позитивные изменения в структуре личностных и профессионально-важных качеств работников милиции в результате их участия в «Тренинге по профессионально-психологической подготовке работников ОВД». Установлено, что тренинг способствует повышению у работников милиции нервно-психической устойчивости, нейтрализации агрессивных проявлений, формированию толерантности к окружающим, развитию эмоциональной саморегуляции, улучшению социально-коммуникативной адаптированности.

Общая информация

Ключевые слова: психологический тренинг, профессионально-психологическая подготовка, повышение квалификации работников органов внутренних дел, экспериментальное исследование, развитие личностных и профессионально-важных качеств

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лефтеров В.А. Экспериментальное исследование эффективности «Тренинга по профессионально-психологической подготовке работников органов внутренних дел» [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n1/50328 (дата обращения: 23.11.2024)

Полный текст

Проблема совершенствования профессионально-психологической подготовки работников органов внутренних дел была и остается весьма актуальной, особенно в условиях реформирования органов правопорядка, а также гуманизации всей правоохранительной сферы. Одной из перспективных технологий обучения и развития правоохранителей сегодня являются тренинги, которые, учитывая методическую универсальность, практическую направленность и доступность, сегодня становятся неотъемлемой частью личностного и профессионального совершенствования современного человека. Не случайно за последнее десятилетие спрос на тренинги все больше возрастает, многие организации и ведомства уже усвоили, что инвестиции в обучение своего персонала с помощью тренинга – это залог эффективного функционирования и процветания организации. Тренинговые технологии являются действенным, признанным во всем мире средством подготовки персонала в разных сферах профессиональной деятельности, интенсификации самой деятельности и развития организации в целом.

Интенсивное интерактивное обучение во время тренинга позволяет за короткий срок овладеть большим объемом информации и закрепить полученные знания и умения на практике. Навыки отрабатываются с помощью разных приемов и упражнений, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, моделирования ситуаций, занятий с записью на видеокамеру и т.п. Как считает И.В. Вачков, тренинг среди других психологических методов позволяет реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания человека, актуализировать его ресурсы, изменить его поведение и отношение к миру и другим людям [1].

Сегодня тренинги все более активно используются в подготовке персонала правоохранительных силовых структур. Свидетельством этого является существующая система проведения тренингов для полицейских в ряде стран Европы и Америки, в частности, в полиции Германии, Великобритании, США, где создана система обязательного прохождения полицейскими коммуникационных, антистрессовых, оперативных и других тренингов [5; 3].

Анализ научно-исторического развития тренинговых методов, современной разработки методологии и практики применения тренинга в разных областях жизнедеятельности свидетельствует о том, что в психологической науке и практике не сложилось четких концептуальных положений относительно использования психотренинговых форм и методов в подготовке персонала экстремальных профессий, в частности, органов внутренних дел. Существует дефицит экспериментальных исследований по изучению эффективности профессионально-психологических тренингов для работников правоохранительных органов.

Учитывая изложенное, целью данной статьи является анализ некоторых результатов проводимого эмпирического исследования эффективности внедрения тренинга по профессионально-психологической подготовке работников органов внутренних дел в систему повышения их квалификации.

Для совершенствования подготовки работников милиции сотрудниками научно-исследовательского центра психотренинговых технологий Донецкого юридического института МВД Украины (ДЮИ) был разработан специальный учебный курс «Тренинг по профессионально-психологической подготовке работников ОВД». Целью тренинга является овладение системой теоретических знаний и практических профессионально-психологических навыков и умений, которые необходимы в деятельности работников милиции, формирование готовности к эффективному поведению в повседневной деятельности и экстремальных условиях, а также развитие навыков общения с разными категориями граждан. Основные задачи тренинга:

1)       систематизация знаний в области восприятия окружающей действительности, общения, природы и разновидностей конфликтов;

2)       развитие познавательных процессов, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, самовосприятия и самопознания;

3)       развитие социально-психологических качеств и отработка профессиональных коммуникативных навыков, необходимых для эффективной деятельности работников ОВД;

4)       практическое овладение навыками саморегуляции и самоконтроля нервно-психических состояний при действиях работников милиции в повседневных и чрезвычайных ситуациях;

5)       улучшение социально-психологической культуры работников ОВД, формирование положительного имиджа современного правоохранителя.

Учебный курс тренинга содержит в себе теоретические обоснования и практические упражнения, составленные на основе последних достижений в области тренинговых технологий. Он рассчитан как на курсантов и слушателей ведомственных высших учебных заведений МВД, училищ профессиональной подготовки, так и на практических работников милиции, которые обучаются на курсах повышения квалификации и в системе непрерывной профессиональной подготовки. Проведение занятий по указанному курсу осуществляется исключительно в практической форме (практические занятия) в виде профессионально-психологических тренингов, рассчитанных на непрерывное обучение в течении 2-3 дней или 16-24 академических часов. Структурно курс состоит из четырех взаимосвязанных модулей (блоков тренинга):

Модуль 1. «Мировосприятие, как основа самопознания и социального взаимодействия».

Модуль 2. «Коммуникативная деятельность работников ОВД».

Модуль 3. «Технологии разрешения конфликтов во время служебной деятельности работников милиции».

Модуль 4. «Психология работы с населением».

«Тренинг по профессионально-психологической подготовке работников ОВД» был включен в программу курсов повышения квалификации работников различных служб и подразделений органов внутренних дел, которые организованы на базе ДЮИ. Для проверки эффективности данного тренинга относительно личностных и профессиональных изменений работников ОВД было организовано комплексное эмпирическое исследование, некоторые результаты которого приводятся в данной статье.

В исследовании принимало участие более 200 человек, которые проходили «Тренинг по профессионально-психологической подготовке работников ОВД» в группах по 15-18 человек. В диагностический комплекс исследования вошли следующие методики: 1) диагностика самоактуализации личности (О.В. Лазукин в адаптации М.Ф. Калина); 2) тест «Рука» (проективная методика исследования личности «Hand test»)); 3) анкета «Прогноз» (для выявления уровня нервно-психической устойчивости) [2; 4]. По данным методикам перед началом тренинга и на следующий день после его окончания осуществлялось соответственно входное и выходное тестирование.

С помощью методики диагностики самоактуализации личности определялось стремление личности к самоактуализации. Общие результаты, а также сравнительный статистический анализ входного и выходного тестирований приводится на рис.1 и в табл. 1, из которых видно, что все средние показатели двух тестирований находятся посредине оценочной шкалы (шкала от 0 до 15 баллов), или имеют от 33 – 65% максимального количества баллов.

Рис. 1. Диаграмма сравнения результатов диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации М.Ф. Калина)

I – «Ориентация во времени»; II – «Ценности»; III – «Взгляд на природу человека»; IV – «Потребность в познании»; V – «Креативность»; VI – «Автономность»; VII – «Спонтанность»; VIII – «Самопонимание»; IX – «Аутосимпатия»; X – «Контактность»; XI – «Гибкость в общении».

Во входном тестировании (до тренинга) наиболее низкие показатели выявлены по шкалам «Спонтанность» – 5 баллов (33%) и «Автономность» – 5,63 баллов (38%). Это является свидетельством фрустрированной способности к свободному, спонтанному, естественному, самостоятельному и самодостаточному поведению, под влиянием определенных социальных, культурных и других норм, в том числе, вероятно, тех норм и правил, которые регламентируют деятельность работников милиции на службе и в быту.

Таблица 1

Сравнительный статистический анализ результатов входного и выходного тестирований по методике диагностики самоактуализации личности

Статистические переменные

 Шкалы

I Ориентация во времени

 

II Ценности

 

III Взгляд на природу человека

IV Потребность в познании

V Креативность

VI Автономность

VII Спонтанность

VII Самопонимание

IX Аутосимпатия

X Контактность

XI Гибкость в общении

Входное тестирование (средний балл)

9,88

7,83

6,88

7,75

7,08

5,63

5,00

8,69

8,29

8,00

7,63

Выходное тестирование (средний балл)

9,44

7,83

7,88

7,13

6,92

6,50

6,58

8,28

8,00

7,94

7,75

t-критерий Стьюдента

0,55

0,00

-1,7

1,34

0,29

-1,34

-2,79

0,69

0,52

0,08

-0,18

Уровень значимости р

0,58

1,00

0,14

0,23

0,77

0,23

0,01

0,49

0,60

0,93

0,85

В выходном тестировании (после тренинга) отмечаются изменения практически по всем шкалам, однако значимые отличия установлены лишь по шкале VII «Спонтанность», показатели которой достоверно увеличились при t=-2,79 и уровне значимости р≤0,01 (табл. 1). Увеличение показателя спонтанности свидетельствует о том, что работники милиции после тренинга начинают больше ценить свободу и естественность.

Кроме этого, в результате тренингового обучения у работников повышается уверенность в себе, доверие к окружающему миру, что присуще самоактуализированным людям. Участие в тренинге способствует преодолению работниками милиции некоторой ограниченности личностной свободы и поведения, обусловленной спецификой их службы, позволяет развивать непосредственность и непринужденность. Это в свою очередь влияет на улучшение социально-коммуникативной адаптированности работников, развития у них навыков самоуправления и творческого мышления.

По тесту «Рука» в двух исследованиях выявлены общие черты, присущие работникам ОВД, однако после тренинга есть расхождения по некоторым коэффициентами. В табл. 2 представлен сравнительный анализ средних значений исследований по тесту «Рука».

Таблица 2

Сравнительный анализ средних значений исследования до и после тренинга по формулам теста «Рука»

Статистические сменные

Коэффициенты теста

I (открытое агрессивное поведение)

MAL (личностная дезадаптация)

WITH (отход от реальности)

PATH (степень наличия психопатологии)

Входное тестирование (средний балл)

-0,38

1,67

0,62

2,86

Выходное тестирование (средний балл)

-1,43

1,85

0,87

2,57

t-критерий Стьюдента

1,92

-0,14

-0,37

0,22

Уровень значимости p

0,1

0,82

0,69

0,78

Установлено, что все исследуемые живут в реальном психосоциальном мире, а это свидетельствует о правильном восприятии действительности, своих нужд, мотивов, конфликтов, а также страхов. Отражается способность к активной социальной жизни, желанию сотрудничать с другими, правильное деловое и эмоциональное общение. Проявляется возможность доброжелательного отношения к другим, желание им помочь. Каждый указывал на участие в какой-нибудь деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью, что является положительным, потому что эта деятельность направлена на снятие напряжения. Все исследуемые имеют средний диапазон психологической активности, что указывает на существующий запас тенденций к действию, отображает энергетический потенциал и активность.

В первом исследовании (до тренинга) у работников ОВД выражена установка преимущества над другими людьми, ожидания, что другие должны вести себя согласно установленным правилам. Они считают наказание и искупление наиболее правильным решением в тех случаях, когда человек действительно этого заслуживает. Также до тренинга у некоторых исследуемых наблюдался страх собственного бессилия или любых физических недостатков.

После участия в тренинге у работников ОВД отмечается статистическая тенденция снижения склонности к открытому агрессивному поведению (I) (р = 0,1). Показатели личностной дезадаптации (MAL) и отхода от реальности (WITH) в двух исследованиях распределены в пределах нормы. Но в то же время, у некоторых исследуемых до тренинга выявлен завышенный показатель по формуле, которая отображает степень наличия психопатологии (PATH), это может подавлять поведенческие тенденции или ставить их вне контроля сознания. После тренинга среднегрупповой показатель степени психопатологии снижается, хотя статистически значимые отличия не установлены.

Таким образом, в результате исследования по тесту «Рука» выявлено, что участие работников ОВД в тренинге способствует развитию у них некоторых качеств эмоциональной саморегуляции и нейтрализации агрессивных проявлений, отмечается тенденция к уверенному поведению, формированию толерантности к окружающим и в целом повышению контроля сознания над поведением.

По методике «Прогноз» установлено, что нервно-психическая устойчивость у исследуемых – в пределах средней допустимой нормы. Сравнительный анализ средних значений исследования по методике «Прогноз» приведен в табл. 3., из которой видно, что среднегрупповой показатель нервно-психической устойчивости после тренинга улучшается. Это может свидетельствовать о некотором снижении риска дезадаптации в стрессе.

Таблица 3

Сравнительный анализ средних значений тестирования по методике «Прогноз»

Статистические сменные

Шкалы

Искренность

Нервно-психическая устойчивость

Входное тестирование (средний балл)

4,65

7,1

Выходное тестирование (средний балл)

2,93

6,5

t-критерий Стьюдента

1,92

0,89

Уровень значимости p

0,1

0,19

Значимых отличий по шкале «Нервно-психическая устойчивость» методики «Прогноз» не установлено, однако по шкале «Искренность» отмечается статистическая тенденция на уровне p=0,1 в различиях между первым и вторым тестированием. То есть в тестировании, проведенном до тренинга, работники ОВД давали чаще недостоверные, неискренние ответы, что указывает на их попытки казаться лучше, чем они есть на самом деле. В связи с этим можно предположить, что после тренинга исследуемые готовы давать более реалистическую оценку и соответственно уровень нервно-психической устойчивости у них повышается.

Выводы. В результате участия работников милиции в «Тренинге по профессионально-психологической подготовке работников ОВД» в структуре их личностных и профессионально-психологических качеств произошли определенные положительные изменения. Так, у работников ОВД наблюдается рост показателя спонтанности, стремления к свободе, естественности, непринужденности. У них развивается уверенность в себе, доверие к окружающему миру, способность преодолевать некоторую ограниченность личностной свободы и поведения, что обусловлено спецификой их службы. Тренинг также способствует развитию у работников милиции качеств эмоциональной саморегуляции и нейтрализации агрессивных проявлений, формированию толерантности к окружающим, снижению риска дезадаптации в стрессе, повышению нервно-психической устойчивости, контроля сознания над поведением. В общем, как следствие приведенных выше личностных изменений в результате участия в тренинге у работников ОВД формируется база для улучшения социально-коммуникативной адаптированности, развития у них навыков самоуправления и творческого мышления.

В то же время, выявленное в ходе нашего исследования отсутствие статистически значимых изменений у работников ОВД в сфере самоактуализации по большинству показателей после их участия в тренинге имеет, на наш взгляд, важное научное и практическое значение. Во-первых, это обусловлено особенностями более стойкой и менее подверженной изменениям ценностно-смысловой структуры личности человека, для изменения которой вероятно недостаточно 2-3 дней тренинга. Во-вторых, учитывая существенные позитивные изменения у работников ОВД после тренинга в сфере эмоционально-волевой регуляции, а также некоторых социально-психологических характеристик, можно констатировать, что развитие личностных профессионально-важных качеств работников ОВД вполне возможно без кардинальных изменений в сфере самоактуализации личности. И, в-третьих, при необходимости изменений личности работников ОВД на уровне самоактуализации, формирования устойчивой мотивации к развитию личностного потенциала и самореализации в профессии и жизни, необходима разработка соответствующих тренинговых программ и более системная тренинговая подготовка персонала.

Таким образом, в условиях демократизации общественных отношений, развития сотрудничества и партнерства правоохранительных структур с населением необходимо формирование более развитых профессиональных качеств и положительного имиджа работников милиции. В этой плоскости чрезвычайно актуальным является внедрение в систему профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала ОВД современных тренинговых технологий. Тренинг для органов внутренних дел – один из реальных способов повышения уровня психологической и социальной компетентности работников. В отличие от традиционных форм обучения и развития персонала ОВД (академическая форма обучения, учебные практики и стажировки, самообучение), динамика достигнутых на тренинге профессиональных и личностных результатов носит прогрессивный характер.

Литература

  1. Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения / И.В. Вачков. М., 2010.
  2. Курбатова Т.Н. Проективная методика исследования личности «Hand test» / Курбатова Т.Н., Муляр О.И. СПб., 1995.
  3. Литвинова Г.А. Международный опыт использования тренинговых технологий в деятельности полиции / Г.А. Литвинова // Психологічні тренінгові технології у правоохоронній діяльності: науково-методичні та організаційно-практичні проблеми впровадження і використання, перспективи розвитку: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції, Донецьк, 27–28 травня 2005 р. У 2-х ч. Ч. 1. Донецьк, 2005.
  4. Некоторые рекомендации полицейским по поддержанию зрительного контакта в конфликтных ситуациях // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати): Ежемесячный информационный бюллетень. М., 1999. № 8.
  5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.; ред. Тепкина И.В. М., 2005.

Информация об авторах

Лефтеров Василий Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и психологии, Национальный университет "Одесская юридическая академия", Одесса, Украина, e-mail: lefteros@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3564
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 1025
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1