11-12 мая 2023 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете (ФГБОУ ВО МГППУ) состоялась ежегодная VIII Международная научно-практическая конференция памяти Михаила Юрьевича Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики», организованная факультетом «Социальная психология». Научно-практический форум привлек внимание широкой аудитории исследователей, ученых и практиков сферы образования, а также социальной и коммерческой сфер. Специалисты, студенты и аспиранты представили результаты научных исследований и практических разработок, обсудили актуальные проблемы межличностного и межгруппового взаимодействия в современном обществе.
В этом году в конференции приняли участие несколько сотен человек, сборник материалов конференции насчитывает 286 публикаций 402 авторов из 44 городов России и 7 стран ближнего и дальнего зарубежья: Беларуси, Великобритании, Казахстана, Киргизии, Молдовы, США, Узбекистана [1]. Председателем программного комитета конференции выступила заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета «Социальная психология» МГППУ, доктор психологических наук, профессор Н.Н. Толстых.
В приветственном обращении к участникам конференции декан факультета «Социальная психология» МГППУ, профессор Т.Ю. Маринова отметила важность данного мероприятия для поддержания преемственности и обмена научно-практическим опытом, обсуждения актуальных социально-психологических проблем, а также анонсировала программу конференции, состоящую из докладов по восьми направлениям: киберпсихология и общество, актуальные проблемы социальной психологии групп, возрастная социальная психология, современное состояние и тенденции развития организационной психологии, социальная психология дорожного трафика, практическая этнопсихология, актуальные проблемы социальной психологии личности, современные технологии в психологии и образовании.
Теоретическому осмыслению изменений, происходящих в современном обществе, была посвящена научная дискуссия участников пленарного заседания в рамках доклада профессора РАН Т.А. Нестика (Москва) на тему: «Психологические предпосылки социального оптимизма в условиях глобальных рисков». В докладах пленарного заседания нашли отражение результаты новых исследований в области социальной психологии образования и возможности их применения в практической деятельности образовательных организаций различного типа для оптимизации взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В докладе сотрудников лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования» ПИ РАО академика РАО В.С. Собкина и Е.А. Калашниковой (Москва) были представлены результаты исследования особенностей жизненной позиции отцов и матерей учащихся начальной, основной и старшей школы, полученные путем опроса 302177 родителей учащихся 1-11-х классов общеобразовательных организаций из 85 регионов Российской Федерации.
Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ПИ РАО Е.Н. Волкова (Москва) поделилась результатами изучения социально-психологической природы подросткового буллинга как основы его эффективной профилактики в образовательных организациях различного типа.
Профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ Р.И. Суннатова (Москва) в своем докладе подчеркнула важность исследования психологической готовности школьников 9-х и 11-х классов к выпускным экзаменам для достижения ими высоких образовательных результатов.
Профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью МГППУ А.Н. Камнев (Москва) обсудил с участниками заседания необходимость изучения связи образования и формирования гражданской позиции личности для успешной социализации современных детей. По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась в соответствии с тематическими направлениями.
На секции «Киберпсихология и общество» (руководители – доцент Н.В. Кочетков и профессор Т.Ю. Маринова) обсуждались проблемы интернет-зависимости, кибербуллинга, а также специфика поведения кибержертв. Наибольший интерес для научной дискуссии, в которой приняли участие более 30 слушателей, вызвал доклад профессора кафедры общей и социальной психологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского Н.К. Радиной (Нижний Новгород), посвященный исследованию новых методов изучения социальных представлений в оцифрованных текстах. Показаны возможности применения методов компьютерной лингвистики для реконструкции семантического поля социальных представлений при анализе материалов средств массовой информации, оказывающих непосредственное влияние на формирование социальных представлений индивидов и групп.
На секции «Актуальные проблемы социальной психологии групп» (руководитель – профессор М.Е. Сачкова) обсуждались основные проблемы межличностного и межгруппового взаимодействия участников разного возраста. В докладе профессора кафедры общей психологии ИОН РАНХиГС М.Е. Сачковой (Москва) и профессора кафедры общей и социальной психологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского Л.Э. Семеновой (Нижний Новгород) показаны результаты исследования отношения к глобальным рискам и самоэффективности учащейся молодежи. Обнаруженные в исследовании связи самоэффективности студенческой молодежи с отношением к глобальным рискам позволяют рассматривать эту личностную характеристику как ресурс, поддерживающий оптимизм в плане рисков и авторитарные формы борьбы с глобальными угрозами.
Преподаватели УрГПУ, доцент О.В. Кружкова и М.Р. Бабикова (Екатеринбург) представили результаты исследования социально-психологических механизмов реализации soft-power потенциала вандально нанесенных текстов. В числе базовых механизмов для реализации soft-power потенциала вандальных повреждений городской среды авторами были выделены обесценивание и исследовательский интерес. Ведущий научный сотрудник РАНХиГС В.В. Комаров (Москва) в своем докладе обозначил необходимость изучения специфики наставничества как фактора результативности первичной трудовой адаптации, призванного нивелировать трудности адаптации и оперативно вносить корректировки в программу адаптационных мер, а также выступать опорой индивидуального подхода в данном процессе.
Сотрудниками МГППУ М.А. Одинцовой, М.Г. Прудниковой, Е.И. Кузьминой (Москва) освещены проблемы жизнеспособности семей лиц с инвалидностью. Исследование включало ответы 151 респондента в возрасте от 18 до 76 лет, из них 62 респондента с инвалидностью. Авторами отмечены такие характеристики жизнеспособности семей, как семейная коммуникация и связность, позитивный прогноз и решение проблем, духовность семьи. Коллективом авторов из ДонГу, студентом Д.Д. Филько и старшим преподавателем А.Ю. Есеновой (Донецк) представлен анализ условий достижения взаимопонимания в межличностном взаимодействии, среди которых отмечены коммуникативная компетентность и сензитивность личности, умение брать ответственность за сложившийся уровень отношений.
В рамках направления «Возрастная социальная психология» (руководитель – профессор Н.С. Денисенкова) наибольший интерес у слушателей вызвал доклад профессора кафедры «Социальная психология развития» МГППУ Н.С. Денисенковой и студентки магистратуры «Социально-психологическое консультирование» МГППУ Д.А. Куприковой (Москва) на тему: «Отношение родителей дошкольников и младших школьников к использованию гаджетов детьми». Авторами обнаружено, что по мере взросления ребенка родители постепенно ослабляют контроль над цифровой активностью детей, позволяют действовать им более самостоятельно, поскольку видят в гаджетах больше возможностей для развития за счет включения в досуг детей познавательных игр и передач.
Особое место в работе конференции было отведено заседанию круглого стола, посвященного обсуждению социально-психологической компетентности учителя (модератор – профессор Т.Ю. Базаров). Участники обсудили специфику формирования социально-психологической компетентности педагогов современной школы, а также исследования, посвященные изучению взаимодействия основных субъектов школьной среды: учителей, учеников и их родителей.
Закрывали работу первого дня конференции два мастер-класса. Мастер-класс «Постановка профессиональных и карьерных целей в эпоху турбулентности» (ведущий – доцент Т.В. Ковалева) был направлен на знакомство участников с особенностями планирования карьеры в эпоху трансформации и нестабильности современного российского общества, а также на возможности применения практических инструментов по постановке профессиональных целей. Мастер-класс «Тревога и агрессия в социальном взаимодействии и личностном пространстве» (ведущий – кандидат психологических наук, директор ИСКиТ К.А. Серебрякова) был посвящен знакомству участников с техниками работы с тревогой и агрессией, которые можно эффективно использовать как для саморегуляции, так и в работе с клиентами.
Во второй день конференции продолжилась работа секций, состоялись два мастер-класса, проведен круглый стол. На секции «Современное состояние и тенденции развития организационной психологии» (руководитель – профессор А.В. Погодина) обсуждались особенности социального капитала организаций и лояльности сотрудников компаний различного типа, получившие отклик у большинства слушателей. В докладе аспиранта МГППУ А.Ю. Бухариной (Москва) была затронута тема наставничества как драйвера развития временной компетентности управленцев в ситуации высокой неопределенности. В докладе доцента МГППУ Н.В. Кочеткова (Москва) освещена проблема психического выгорания через призму теорий А.В. Петровского.
В рамках секции «Социальная психология дорожного трафика» (руководитель – доцент Т.В. Кочетова) рассматривались вопросы транспортной психологии и психологии дорожного движения. В частности, доклад профессора МГГЭУ О.В. Бессчетновой и студентки МГГЭУ Д.Е. Текутьевой (Москва) посвящен анализу детерминант рискованного поведения пешеходов в городском пространстве мегаполиса.
Мастер-класс «Развитие эмоциональной устойчивости у молодых специалистов общеобразовательной школы» (ведущие – педагоги-психологи С.Л. Храмова и И.Н. Андрианова (Ковров)) был направлен на формирование эмоциональной устойчивости молодых специалистов школы. Мастер-класс «Формирование детского коллектива как профилактика школьной травли» (ведущий – педагог-психолог И.А. Душина (Великие Луки)) показал возможности психологической работы с классным руководителем по профилактике буллинга в школьном классе.
На заседании круглого стола «Социальная ситуация развития: феномен и понятие» (модератор – профессор Н.Н. Толстых) обсуждались вопросы изменения содержательных характеристик социальных ситуаций развития в разных периодах современного детства и отрочества. В дискуссии приняли участие профессор МГППУ А.Л. Венгер, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова О.А. Карабанова, академик РАО Н.Н. Нечаев, профессор МГППУ И.В. Шаповаленко.
В рамках направления «Практическая этнопсихология» (руководители – профессор О.С. Павлова и доцент Н.В. Ткаченко (Москва)) обсуждались проблемы межкультурного взаимодействия, трансформации ценностных ориентаций представителей различных культурных групп, миграционные установки студенческой молодежи в ситуации социальной неопределенности, программа психолого-педагогического сопровождения детей иностранных граждан, специфика этнической идентичности как формы социальной идентичности и стратегии ее поддержания в условиях социального вызова.
В докладе профессора МГППУ О.С. Павловой (Москва) представлены первые результаты кросс-странового исследования этнической и религиозной идентичности удин. Автором было установлено, что несмотря на проживание удин в разных странах и поддержание ими разного вероисповедания, ощущение единой этнической идентичности основывается на представлениях об общей Родине и истории, сохранении родного языка и общих ценностей.
Доклады по направлению «Актуальные проблемы социальной психологии личности» (руководители – профессор Н.Н. Толстых и профессор О.И. Даниленко) представляли результаты исследований социальной успешности студентов, ранее подвергшихся буллингу, смысложизненных ориентаций представителей разных поколений, специфики психологического благополучия личности на разных этапах жизненного пути.
В докладе профессора СПбГУ О.И. Даниленко и студентки магистратуры СПбГУ А.В. Быховской (Санкт-Петербург) были представлены результаты исследования сильных сторон личности как предикторов удовлетворенности жизнью. Авторами было обнаружено, что для респондентов как мужского, так и женского пола позитивным предиктором удовлетворенности жизнью является развитость качеств личности, обеспечивающих позитивный эмоциональный настрой, активность в достижении цели и любознательность. При этом только у респондентов мужского пола отмечается, что в качестве негативного предиктора выступает развитость качеств, побуждающих к заботе о благополучии других людей в общественной жизни.
На заключительной секции «Современные технологии в психологии и образовании» (руководитель – профессор О.Б. Крушельницкая) обсуждались вопросы психологической диагностики уровня гражданской культуры обучающихся в учреждениях дополнительного образования, проблемы использования электронных сигарет подростками, вопросы моральной идентичности россиян. Участники конференции с большим интересом встретили доклад школьного психолога-консультанта Т.В. Коттл (США), посвященный изучению стратегий и тактик построения доверительных отношений учащихся с другими субъектами школьного образовательного процесса. Студенты магистратуры УрГПУ Д.Д. Гильмутдинова и С.Д. Робин (Екатеринбург) поделились результатами исследования отношения обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Авторами установлено, что для увеличения публикационной активности студентов требуется проведение комплексной работы в следующих направлениях: информационно-просветительское, мотивационное, организационно-административное. Кроме того, необходима разработка цифрового продукта для оптимизации и автоматизации процесса сбора информации по требованиям к структуре, содержанию и оформлению различных видов научных проектов.
Подводя итоги, стоит отметить, что VIII конференция памяти М.Ю. Кондратьева обозначила актуальные проблемы современной социальной психологии. Результаты представленных исследований, выполненные не только квалифицированными специалистами научных лабораторий, образовательных, производственных и коммерческих организаций различных отраслей современной социальной психологии, но и студентами и аспирантами отечественных и зарубежных университетов, показали возможности практического применения методологии научной школы А.В. Петровского–М.Ю. Кондратьева. Сборник материалов конференции «Социальная психология: вопросы теории и практики» [1] опубликован на портале психологических изданий Psyjournals.ru, свободный доступ к нему по ссылке: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/socpsy2023