Психология и право
2012. Том 2. № 1
ISSN: 2222-5196 (online)
К проблеме преодоления кризисов переговорной деятельности в практике ОВД
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: переговорный процесс, переговоры, профессионально-психологическая подготовка, кризис переговорной деятельности, переговоры с преступниками, экстремальные условия
Рубрика издания: Экстремальная и кризисная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Вахнина В.В. К проблеме преодоления кризисов переговорной деятельности в практике ОВД [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n1/50329 (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Переговоры с преступниками в кризисных ситуациях стали привычным явлением социальной и правовой деятельности, характерной чертой современного общества, одним из основных направлений правоохранительной деятельности.
Проблема переговоров с преступниками как юридико-психологический феномен требует углубленного научного изучения, теоретических исследований, анализа и обобщения практического опыта, разработки необходимых рекомендаций, подготовки специалистов соответствующего профиля. Механизмы, технологии государственного реагирования на потенциальные или свершившиеся преступления террористического характера позволяют разработать стратегические и практические модели переговоров, определить перспективы освобождения заложников. Например, выработка гибких принципов ведения переговорного процесса об освобождении заложников: минимизация жертв и ущерба, частичные уступки (выполнение требований о предоставлении денежных и транспортных средств), невыполнение требований политического характера (изменения политического строя, беспрепятственное освобождение их или сообщников).
Анализ мотивационно-ценностной основы преступлений террористического характера имеет существенный практический смысл для разрешения конфликтных ситуаций, предупреждения и диагностики террористической угрозы. Таким образом, необходимо для предотвращения и борьбы с акциями захвата заложников выработать комплекс мероприятий, который включал бы различные меры, в том числе и психологического характера. Например, проводить специальную профессионально-психологическую подготовку сотрудников, осуществляющих переговорный процесс в ситуациях, связанных с захватами заложников. Успешность решения задач, стоящих перед органами внутренних дел в «ситуации заложника», во многом зависит от эффективности переговорного процесса. В практике деятельности правоохранительных органов в «ситуации заложника» эффективно используются переговоры с преступниками, основной целью которых является сохранение жизни и здоровья заложников.
Среди отечественных исследователей проблема переговоров с преступниками впервые исследовалась Илларионовым В.П. (1991, 1993) в широком контексте состояния переговорного процесса, выделяя организационно-правовые и оперативно-тактические аспекты. Проблемой урегулирования политических конфликтов занималась Лебедева М.М. (1993, 1999), изучив опыт зарубежных политологов и социальных психологов. Буданов А.В. (1995, 1996) проанализировал опыт ведения переговоров специалистами правоохранительных органов США. Проблеме изучения экстремальных условий и профилактике профессионального стресса переговорщика были посвящены работы И.О. Котенева (1996, 1997). В трудах Н.Н. Васильева (1999, 2004) переговоры рассматривались с позиции оперативно-розыскной деятельности. Проблеме психологического воздействия на личность преступника посвящены работы В.И. Черненилова (2006). Психологическими особенностями личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел занимался А.И. Папкин (2006). В исследованиях Н.В. Андреева (1997, 1998) были выделены типы террористов и соответствующие им мотивы преступлений. Проблемой профессионально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях занимался А.М. Столяренко (2001, 2002), В.Н. Смирнов (2004, 2006, 2007). Под руководством Майдыкова А.Ф. с 1990-х годов в Академии управления МВД России разрабатываются и проводятся командно-штабные учения «Гроза», «Криминал», «Лавина» и другие, которые позволяют формировать и развивать навыки, необходимые сотрудникам органов внутренних дел при проведении переговорного процесса с преступниками, захватившими заложников.
Профилактика и преодоление кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел предусматривает изучение особенностей кризисов переговорной деятельности в различных криминальных ситуациях, использование новых моделей переговоров, новых адаптационных возможностей, формирование переговорной компетентности (подготовленности) и готовности сотрудников ОВД, что обеспечит эффективное использование методов позитивного разрешения кризисных ситуаций [1].
Криминальные ситуации нами понимаются как ситуации, связанные с возможным применением по фактам противоправных действий правонарушителей норм статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых ведутся переговоры с преступниками: захват заложников (ст. 206 УК РФ), похищение человека (ст.126 УК РФ) и незаконное лишение свободы людей (ст. 127 УК РФ); терроризм (ст. 205 УК РФ); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ); угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ); массовые беспорядки (ст.212 УК РФ); дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ); хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); бандитизм (ст.209 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208 УК РФ) и другие ситуации.
Криминальные ситуации являются кризисными по своей сути и проявляются в остро конфликтном противостоянии сторон, вызванном сознательными и планируемыми (захват заложников в политических целях) или спонтанными (захват случайного заложника преследуемым преступником) действиями криминальных элементов или (значительно реже) спровоцированном непрофессиональными действиями сотрудников органов внутренних дел. Переговорная деятельность выступает одним из путей оптимального выхода из ситуации.
Кризис переговорной деятельности в криминальных ситуациях – это «кризис кризиса», когда все или одна из сторон переговорного процесса субъективно не видят приемлемого выхода из ситуации или рассматривают насильственные действия как единственный выход. Кризис может характеризоваться усилением конфликтных действий, в том числе связанных с демонстрацией силы. Предметом кризиса являются определенные противоречия: идеологические, религиозные, национальные интересы, социальные, материальные. Кризисная ситуация характеризуется внезапностью, неожиданностью, быстротой развития событий, их непредсказуемостью и плохой управляемостью.
Таким образом, кризис – резкое, внезапное ухудшение отношений сторон в криминальной ситуации: резкое изменение; поворотный момент; крутой перелом; тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания взаимодействия сторон на оптимальном уровне. Кризис – это крайнее обострение противоречий, тупиковое состояние в переговорной деятельности, объективное явление в переговорной деятельности. Кризис возникает при невозможности преодоления различных препятствий и проблем, формирования неадекватной оценки событий на основе предыдущего жизненного опыта и индивидуально-личностных особенностей. Выделяются кризисы собственно психологические, связанные с личностными изменениями, а также кризисы, источниками которых являются внешние стимулы – экстремальные ситуации (захват заложников, похищение людей). Кризис детерминирует двойная мотивация: внешние причины, независящие от человека, и внутренние причины. Кризисы могут быть инициированы как внутренними переменными (рефлексия, актуализация потребности в самореализации, дифференциация Я-концепции), так и внешними, связанными с резким изменением социальной ситуации, трансформацией статусного места, потерей близких людей. В процессе кризиса происходит присвоение, интериоризация жизненных событий, нейтральные первоначально объекты (предметы, люди, ситуации) становятся значимыми, приобретают личностный смысл. Благодаря мотивирующей составляющей вырабатывается индивидуальное отношение к данному объекту, т.е. особую значимость приобретает рефлексивная составляющая.
В основе кризиса может быть: объективно неразрешимый конфликт позиций и интересов (в этом случае переговорная деятельность теряет смысл); конфликт позиций и интересов, который субъективно воспринимается одной из сторон или обеими сторонами как неразрешимый, но имеет объективные предпосылки для разрешения (в этом случае переговорная деятельность может быть продолжена и способна привести к преодолению кризиса); эмоционально-психологическое состояние одной из сторон (как правило – представителей криминала), которое выступает негативной доминантой, приведшей к кризису переговоров (в этом случае психологическая составляющая в управлении кризисной ситуацией начинает играть доминирующую роль, и могут представиться возможности для коррекции ситуации психологическими средствами и дальнейшего продолжения переговорной деятельности); непрофессиональные или несогласованные действия отдельных правоохранительных структур (например, необоснованное демонстративное выдвижение специальных подразделений на исходные для штурма позиции в ходе переговоров), провоцирующие кризис переговоров.
Изучение кризисных ситуаций в переговорной деятельности способствует выделению отдельной области задач исследования, отражающих специфику кризиса – кризисному урегулированию (кризисному управлению). Кризисное урегулирование – это действия двух сторон, пытающихся реализовать свои несовместимые с другой стороной цели: получить преимущество, предотвратить или ускорить столкновение, т.е. реализовать собственные цели при наличии ограничения.
Антикризисное управление является способом ведения конкурентной борьбы, управления кризисами, «переломными» ситуациями; технологией создания переломных ситуаций, удержанием контроля над ними и, на выходе, достижением результата. Управление в кризисных ситуациях включает комплекс мероприятий, способствующих выводу из кризиса, либо использующихся в условиях уже наступившего кризиса, которое реализуется двумя основными механизмами: обеспечением готовности к неблагоприятным событиям и реализацией комплекса мер, направленных на снижение последствий уже наступившей кризисной ситуации. Необходимы научно обоснованные рекомендации по профилактике и преодолению кризиса переговорного процесса в криминальных ситуациях на основе рефлексивного управления ходом переговоров с помощью различных приемов психологического воздействия.
Типологически кризисы переговорной деятельности в криминальных ситуациях с позиции взаимодействия сторон можно разделить на две группы: общие и локальные. Общие кризисы – это различные варианты тупикового состояния во взаимодействии двух главных совокупных субъектов, определяющих характер развития и разрешения ситуации: правоохранительных органов и криминальных элементов. Локальные кризисы, которые могут выступать как элемент или предпосылка общего кризиса, выражаются в кризисе отношений: внутри группы лиц, захвативших заложников; между лицами, захватившими заложников, и заложниками; среди самих заложников; среди представителей различных подразделений и служб правоохранительных органов, задействованных в ситуации; между представителями правоохранительных органов и гражданами, вовлеченными в ситуацию. Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными. Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываться объективными причинами. Неожиданные кризисы часто являются результатом ошибок в управлении.
Кризис – это особое тупиковое состояние, возникающее в конфликтной ситуации, преодоление которого осуществляется в процессе переговоров. Необходимо наличие группы психологических условий и технологий для профилактики и разрешения кризисов. Пути профилактики и преодоления кризиса должны носить системный характер. Создание целостной системы психологического обеспечения позитивного выхода из кризиса, позволит повышать эффективность переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Переговоры – сложное психологическое явление, состоящее из умения находить взаимоприемлемые решения с другими людьми путем обмена информацией и принятия согласованных решений [5]:
- один из основных способов разрешения или урегулирования конфликтов и решения проблем межличностного, межведомственного, международного характера;
- диалог сторон с целью достижения соглашения; взаимное общение с целью достижения совместного решения;
- метод разрешения (урегулирования) конфликтных интересов путем нахождения компромиссов, которые для обеих сторон не являются полностью неприемлемыми.
Знание психологических основ поведения в переговорном процессе конфликтующих сторон, психологических механизмов их взаимодействия – одно из условий успешного управления этим процессом.
Переговоры целесообразны, когда стороны понимают, что проблема может быть решена только совместно [2].
Цель переговоров с преступниками – правомерное психологическое воздействие в целях позитивного изменения поведения лиц, совершающих преступные действия.
Переговоры – новое направление в деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел, по борьбе с преступностью, включенное в единую систему национальной безопасности.
Переговоры дополняют, а не заменяют другие формы и методы борьбы с преступностью, предусмотренные Законом, в т.ч. применение мер процессуального принуждения, а также физической силы, специальных средств и оружия.
Правоохранительные органы ведут переговоры с преступником, исходя из того, что человеческая жизнь имеет непреходящую ценность. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства" [4, с. 3].
Для выполнения предупредительных мероприятий создаются группы ведения переговоров, а также формируются силы и средства при планировании и во время проведения специальных операций по пресечению захвата заложников. Подготовка к действиям при чрезвычайных обстоятельствах является частью системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Процесс ведения переговоров в кризисных ситуациях включает основные этапы: до прибытия оперативной группы, после прибытия оперативной группы, принятие решения по выдвинутым требованиям, завершение переговоров и проведение силовой операции.
Проблема психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях занимает в последнее время все более значительное место среди других задач, обеспечения профессиональной, оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел. Особая роль отводится задачам, связанным с ситуациями захвата заложников, похищения людей, в том числе несовершеннолетних.
В настоящее время в различных подразделениях органов внутренних дел создаются группы ведения переговоров, деятельность которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций без применения силы: взаимодействие с толпой, ведение переговоров в ситуации захвата заложников, переговоры с представителями общественно-политических организаций.
Появилась острая необходимость в решении задачи подготовки сотрудников ОВД к переговорной деятельности в ситуациях захвата заложников. Сотрудники, входящие в группу переговоров должны обладать определенными личностными качествами, умениями и навыками, которые необходимы для выполнения подобного рода задач, особенно для ведения переговоров в различных экстремальных условиях. В процессе обучения руководителей органов внутренних дел в Академии управления МВД России проводится специальная подготовка по переговорной деятельности в форме командно-штабных учений и деловых игр, что вооружает их умением организовывать и проводить переговоры в экстремальных ситуациях. Однако теоретических знаний такая форма обучения дает явно недостаточно. Необходим специальный курс на основании продуманной программы.
Таким образом, профессионально-психологическая подготовка сотрудников-переговорщиков направлена на формирование профессиональных навыков и умений в психологически напряженной обстановке.
Успешность проявления профессиональных навыков и умений в кризисной ситуации во многом зависит от развитости профессионально-психологических качеств личности переговорщика.
В ходе профессионально-психологической подготовки [3] повышается профессионально-психологическая устойчивость, способность выдерживать нервно-психические нагрузки, развиваются внимательность, бдительность, осторожность, быстрота реакции.
Происходит развитие познавательных процессов, изменяются социально-психологические установки, ценностные ориентации, происходит обучение приемам и способам саморегуляции. Так же формируются коммуникативные умения и навыки, повышается устойчивость к неблагоприятным психическим воздействиям и факторам, оказывается помощь сотрудникам в преодолении кризисных ситуаций. Программа обучения предполагает работу с описанием и анализом различных переговорных ситуаций. Интерпретация ситуаций составляет большую часть курса, она является значимой при поиске варианта решения конфликта в экстремальной ситуации, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому необходимо формировать навыки в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуальных, внутренних переживаний.
Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях зависит от многочисленных факторов, которые, как правило, выходят за рамки полномочий и возможностей психолога подразделения. Поэтому решение этой задачи занимает не только важное место в работе психологической службы, но и является важнейшим направлением работы с личным составом руководителей.
Литература
- Вахнина В.В. Организация психологического обеспечения переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел. М., 2010.
- Вахнина В.В. Психология переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников. М., 2011.
- Вахнина В.В., Касперович Ю.Г., Марьин М.И. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к ведению переговоров в ситуации захвата заложников. М., 2010.
- Конституция Российской Федерации. Ст. 2 от 12 декабря 1993 г.
- Психология управления// Под общ. ред. Черненилова В.И. М., 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4068
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 20
Скачиваний
Всего: 1212
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1