Психология и право
2012. Том 2. № 2
ISSN: 2222-5196 (online)
Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ценностные ориентации, смысловые конструкты, психоактивные вещества, осмысленность жизни, ценностно-смысловая сфера
Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ошевский Д.С., Балашова Е.О. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n2/52031 (дата обращения: 23.11.2024)
Полный текст
Злоупотребление подростками ПАВ является серьезной проблемой. Так, по данным Центра независимых социологических исследований, в возрастной группе 11–18 лет число подростков, регулярно потребляющих наркотические и токсические вещества с частотой не реже 2–3 раза в месяц, составило 9,6 % от общей численности данной возрастной группы (примерно 2,6 млн. человек) [4]. По данным того же источника, алкоголь употребляют до 50,5 % несовершеннолетних (13,8 млн. человек). Проблема аддиктивного поведения тесно связана с другими негативными социальными последствиями. Среди молодежи, злоупотребляющей ПАВ, на порядок выше уровень распространенности инфекционных форм гепатита и ВИЧ [там же]. Большинство агрессивно-насильственных общественно опасных деяний совершается подростками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения [12; 13]. Все это требует разработки новых междисциплинарных подходов по профилактике аддиктивного поведения среди молодежи.
Исследования [4; 11; 14; 15] свидетельствуют, что процесс наркотизации и алкоголизации с последующим формированием зависимого поведения является многофакторным феноменом. В работах клиницистов [10; 11; 14] особая роль в возникновении зависимости от ПАВ отводится преморбидной структуре личности. Однако авторы подчеркивают, что заострение характерологических черт может выступать только в качестве предиспозиции к зависимому поведению [14]. Показано, что широко используемое в 60–70 годы XX века понятие «преднаркотическая личность» не является корректным, поскольку в генезе формирования аддикции ведущую роль играют социальные и психологические факторы [1]. Исследования американских ученых [18; 19], проведенные на ветеранах Вьетнамской войны, выявили связь между перенесенным стрессом и особенностями его переживания с риском возникновения химических зависимостей. Изучение семейного контекста лиц, зависимых от ПАВ, позволило доказать, что особенности воспитания вносят гораздо больший вклад в процесс формирования аддикции, чем биологические предпосылки [15]. На модели алкогольной зависимости [2; 3; 8; 9] было показано, что нарушение структуры и иерархии смыслов может являться одним из весомых факторов в генезе аддиктивного поведения. В этой связи следует отметить, что подростковый возраст является сензитивным периодом в плане развития рефлексии, формирования представлений о будущем и ценностных ориентаций. На этом этапе закладываются основы будущих устойчивых личностных конструктов. Поэтому изучение ценностных ориентаций представляется важным для решения вопросов профилактики зависимого поведения у несовершеннолетних. Между тем, несмотря на достаточно большой массив исследований [5–7; 15], данная проблема остается недостаточно освещенной. Перечисленными выше причинами обусловлена актуальность настоящего исследования, цель которого – выявление искажений в ценностных ориентациях у подростков, склонности к употреблению ПАВ.
Материал исследования
Для выявления особенностей ценностных ориентаций у подростков, склонных к употреблению ПАВ, были обследованы 90 учеников ГОУ СОШ в возрасте 15–17 лет. По результатам опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) были отобраны 30 подростков, имеющих высокие значения по шкале «злоупотребление ПАВ». Для подтверждения склонности к злоупотреблению алкоголем и наркотиками с ними был проведен тест «Склонность к зависимому поведению», в котором также были получены показатели, превышающие нормативные. Эти несовершеннолетние составили основную группу. В группу сопоставления вошли подростки, не имеющие высоких показателей по перечисленным методикам.
В качестве экспериментальных методов использовались:
- методика «Смысложизненных ориентаций» (СЖО) [8];
- методика «предельных смыслов» (МПС) [9];
- цветовой тест отношений [16; 17].
Для верификации полученных данных применялись математико-статистические методы, реализованные в программной среде STATISTICA 10.0. Сравнительный анализ независимых выборок проводился с помощью t-tests (критерий Стьюдента), с предварительной проверкой на нормальность распределения, а также с использованием критерия Mann-Whitney (U). Корреляционный анализ осуществлялся с использованием рангового коэффициента корреляции Spearman (r). Кластерный анализ проводился с помощью методов Single Linkage («метод одиночной связи») с определением расстояния между переменными и кластерами в евклидовом пространстве. Для проверки устойчивости корреляционных плеяд использовался метод Complete Linkage («метод полной связи»). Наряду с количественным применялся качественный анализ индивидуальных протоколов испытуемых.
Сравнительный анализ исследуемых групп выявил между ними значимые различия практически по всем параметрам методик СЖО и МПС.
Таблица 1.
Сравнительный анализ данных между основной группой и группой сравнения по методике МПС
Параметр |
Группа сравнения
|
Экспериментальная группа |
Интервал достоверности Р Mann-Whitney U |
Предельные категории |
8,60 |
11,03 |
0,0001 |
Узловые категории |
2,30 |
6,03 |
0,0001 |
Индекс связности |
103,73 |
106,93 |
0,0001 |
Абсолютное число всех категорий |
20,26 |
41,50 |
0,0001 |
Средняя длина цепей |
105,73 |
119,13 |
0,0001 |
Продуктивность |
106,63 |
126,40 |
0,0001 |
Индекс негативности |
109,56 |
111,70 |
0,178503 |
Индекс рефлексивности |
111,46 |
120,80 |
0,0001 |
Индекс децентрации |
107,33 |
113,97 |
0,000001 |
Полученные результаты свидетельствуют, что степень иерархизированности и разнообразия жизненных смыслов (показатели «предельные и узловые категории», указывающие на «разветвленность» смыслового «дерева» и «индекс связности», описывающий связность мировоззренческих представлений) выше во второй группе. По структуре полученных «деревьев» можно заключить, что у подростков с нормативным поведением выявлена более содержательно дифференцированная смысловая структура. Для подростков, склонных к употреблению ПАВ, напротив, характерна фрагментарность и мозаичность ценностных ориентаций.
Следует также отметить, что испытуемые группы сопоставления отличаются большей сформированностью мировоззрения и ценностно-смысловой сферы. Об этом свидетельствует более протяженная длина смысловых цепей, которая включает в себя большее число отчетов.
Также наблюдаются различия в группах по «индексу децентрации». По-видимому, подростки группы сравнения в большей мере рассматривают свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними. С другой стороны, подростки, склонные к употреблению психоактивных веществ, не соотносят свои поступки и желания с интересами других – для них чужие интересы и проблемы имеют второстепенное значение. В результате можно предположить, что личностный эгоцентризм подросткового возраста, который рассматривается в качестве фактора риска аддиктивного поведения, более выражен у группы подростков с зависимым поведением.
У несовершеннолетних, склонных к употреблению ПАВ, возрастает количество ответов, которые характеризует «индекс негативности». В отличие от исследований, проводимых на взрослых испытуемых (на модели алкогольной зависимости) [2; 3; 8; 9], нами были получены несколько иные результаты. Возможно, это связано с возрастными особенностями подростков, прежде всего с недостаточно развитым реалистическим представлением относительно возможных трудностей на пути реализации своих целей. Однако выявленный феномен требует дальнейшего исследования.
Следует отметить, что новообразованиями подросткового возраста являются рефлексия и формирующееся на ее основе самосознание. Сравнительное исследование в группах показало, что более развитый внутренний мир обнаруживается у испытуемых группы сравнения (более высокие показатели по шкале «индекс рефлексивности»). По-видимому, у подростков с зависимым поведением иллюзорные представления, связанные со злоупотреблением ПАВ, выступают в качестве замещающих рефлексию структур и, возможно, являются дополнительным фактором, снижающим регулирующую роль сознания в отношении к практической деятельности.
Таблица 2.
Сравнительный анализ данных между основной группой и группой сравнения по методике смысложизненных ориентаций
Параметр |
Группа сравнения
|
Экспериментальная группа |
Интервал достоверности Р Mann-Whitney U |
Общий показатель ОЖ |
77,06 |
110,13 |
0,0001 |
Цели |
22,20 |
33,67 |
0,0001 |
Процесс |
25,43 |
34,50 |
0,0001 |
Результат |
19,20 |
27,77 |
0,0001 |
Локус-контроль Я |
16,36 |
22,63 |
0,0001 |
Локус-контроль Жизнь |
20,30 |
33,30 |
0,0001 |
Полученные результаты свидетельствуют об общей осмысленности жизненных представлений у подростков, не склонных к употреблению ПАВ. Они более адекватно оценивают свои возможности, при этом ставят перед собой более реалистичные цели и учитывают последовательность их достижения. Подростки, употребляющие ПАВ, заниженно оценивают свой потенциал и жизненные ценности в целом. Кроме того, они не имеют четких целей и планов на будущее, руководствуются ситуационными побуждениями. Для данной категории испытуемых характерна общая неудовлетворенность своей жизнью при сниженной оценке собственной успешности.
Следует отметить, что у несовершеннолетних основной группы локус-контроля носит экстернальную локализацию.
Результаты сравнительного исследования подтверждаются корелляционным анализом. Наблюдается отрицательная корреляция между «индексом децентрации» и шкалами методики СЖО, а именно «общим показателем ОЖ» (r ≈–0,36), «цели» (r ≈ –0,38), «процесс» (r ≈ –0,44), «результат» (r ≈ –0,39) и «локус-контроля Жизнь» (r ≈ –0,42). Все это говорит о том, что подростки с аддиктивным поведением стремятся к самостоятельности, но стремление не подкреплено конкретной осознанностью собственной ответственности, реалистичностью собственных позиций. Кроме того, у подростков, не склонных к употреблению ПАВ, жизненные цели находятся во взаимосвязи со «смысловым деревом» (r ≈ 0,67). Смысловые конструкты у несовершеннолетних группы сравнения более четко иерархизированы, что свидетельствует, что при планировании своей жизни они руководствуются более конкретными представлениями.
В результате кластерного анализа мы можем более четко проследить структурные связи между различными понятиями.
У подростков, склонных к употреблению ПАВ, в «кластерном дереве» (рис. 1) можно четко выделить полярное разделение на положительно окрашенные и негативно окрашенные понятия. Это свидетельствует о категоричности оценок, недостаточной дифференцированности мотивов и смыслов, которые отличаются слабой реалистичностью.
Первая кластерная группа, состоящая из положительно окрашенных понятий, имеет тесные связи. В кластерной структуре выделяются несколько субкластеров, характеризующих смысловую сферу несовершеннолетних, склонных к употреблению ПАВ. Так, понятия, касающиеся идентификационных категорий, «я сам», «я, каким бы я хотел быть», «надежда», «наслаждение» и «мечта», тесно связаны друг с другом. Таким образом, подростки, склонные к употреблению ПАВ, преимущественно ориентируются на развлекательные мотивы. Категория будущего, хотя и связана с понятиями «вера», «жизнь» и «счастье», не подкрепляется адекватным целедостижением.
Рис. 1. Кластерная структура смысловых конструктов в экспериментальной группе по результатам методики ЦТО
Во временной перспективе категория «настоящее» имеет тесные связи с понятиями «друзья» и «любовь», что в целом является особенностью подросткового возраста с ведущей деятельностью интимно-личностного общения. Учитывая, что референтная группа является наиболее значимой для подростка и первые пробы ПАВ происходят, как правило, в этой среде, оценка окружения несовершеннолетнего очень важна для определения динамики аддиктивного поведения.
Категория «прошлое» имеет тесную связь с понятием «риск». Можно предположить, что подростки, имеющие опыт употребления психоактивных веществ, нередко осознают, что первые пробы являются риском, однако в силу нереалистичности общих представлений, поверхностности оценок не придают этому значения и продолжают употреблять ПАВ. Это свидетельствует о слабой преемственности опыта.
Группа понятий, характеризующаяся негативно окрашенной, также имеет тесные связи. В данный кластер попадает понятие «наркотики» и сочетается с «унижением» и «гневом», а также с «ненавистью» и «жертвой». По-видимому, подростки с аддиктивным поведением, в целом осознавая опасность негативных последствий употребления психоактивных веществ, все же продолжают их употреблять и склонны считать себя жертвой внешних обстоятельств, не принимая собственной ответственности за совершенные поступки.
В результате кластерного анализа понятий в группе сравнения (рис. 2), можно сказать, что мотивы и смыслы у подростков, не склонных к употреблению ПАВ, более упорядочены.
Рис. 2. Кластерная структура смысловых конструктов в группе сравнения по результатам методики ЦТО
В целом было выявлено, что наркотики и спиртное подростки с нормативным поведением слабо связывают с категорией «Я» и близкими ей понятиями. Однако есть связь с категорией «я глазами других», и это можно объяснить тем, что в восприятии несовершеннолетних общество относится к ним с недоверием и нередко приписывает подросткам склонность к употреблению ПАВ. Это может вызывать негативные чувства и приводить к первым пробам вследствие подросткового негативизма.
Выводы
- Для подростков, склонных к употреблению ПАВ, характерны меньшая связность мировоззренческих структур, их мозаичность, низкая осмысленность жизни, искаженность и недостаточная сформированность иерархии ценностей.
- Подростки с аддиктивным поведением достаточно низко оценивают свои возможности, ценность и потенциал своей жизни.
- Для подростков, склонных к зависимости от ПАВ, характерен нереалистичный взгляд на свою жизнь, прошлые события своей жизни они оценивают преимущественно отрицательно, что приводит к негативному восприятию их будущих жизненных перспектив, которые строятся на неконкретных обобщенных представлениях.
- Проявления активности подростков с аддиктивным поведением во многом определены их ситуационными потребностями, которые не включены в более широкий осмысленный контекст социального функционирования.
- Выявленные особенности ценностно-смысловой сферы могут рассматриваться в качестве факторов риска употребления подростками психоактивных веществ.
Литература
- Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 2000.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Братусь Б. С. Изменения личности при алкоголизме. М., 1973.
- Зависимость от психоактивных веществ / Т. Б. Дмитриева, А. Л. Игонин, Т. В. Клименко и др. // Наркология : Ежемесячный научно-практический рецензируемый журнал . 2002 . № 9 .
- Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. СПб., 2004.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М., 2007.
- Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). М., 1999.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. М., 1999.
- Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство для врачей. Л., 1991.
- Макушкин Е.В. Клинико-эволютивная систематика и судебно-психиатрическое значение дизонтогенетических и поведенческих расстройств у подростков: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. М., 2002.
- Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения (психологический аспект). Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006.
- Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстремизм. М., 2004.
- Сирота Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман. М., 2001.
- Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследованиях больных неврозами // Социально-психологические исследования в неврологии. Л., 1980.
- Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. М., 1988.
- Burman S. The challenge of sobriety: natural recovery without treatment and self-help groups // J. Subst. Abuse. 1997. V. 9.
- Cunningham J.A. Remissions from drug dependence: is treatment a prerequisite? // Drug Alcohol Depend. 2000. V. 59. № 3.
- http://www.sir.ru.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8847
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 21
Скачиваний
Всего: 3416
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2