Психология и право
2012. Том 2. № 4
ISSN: 2222-5196 (online)
Технологии работы с детьми из неблагополучных семей на примере Дюссельдорфского центра помощи детям*
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная работа, Германия, Дюссельдорф, детский приют временного содержания, дети, неблагополучные семьи, сироты
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Абраменко А.Ю. Технологии работы с детьми из неблагополучных семей на примере Дюссельдорфского центра помощи детям* [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n4/56599 (дата обращения: 09.10.2024)
Полный текст
Летом этого года мне повезло участвовать в работе делегации МГППУ в Германии по проекту «Детство под защитой». Цель работы: изучение ювенальных технологий, применяемых в этой стране. За 10 дней мы посетили несколько учреждений, занимающихся помощью семьям и детям.
2 августа 2012 мы посетили городской центр помощи детям, аналогичный российским детским приютам временного содержания. Подробную экскурсию для нас провел Стефан Зибенкоттен-Дальхоф, директор муниципального Kinderhilfzentrum [1]. Приют был основан монастырём 150 лет назад как церковный сиротский дом. 41 год назад организация стала государственной, частью Управления по делам семьи и молодёжи (Jugendamt).
Приют в основном финансируется государством. Есть также дополнительное финансирование: из специально созданного фонда, финансирующего этот центр, и благотворительные пожертвования.
В здании, где мы были, живут дети от 0 до 18 лет, изъятые из семей. Они живут здесь либо до возвращения в родную семью, либо до передачи в другую семью, либо до совершеннолетия.
Дети, живущие в приюте до совершеннолетия, проживают в отдельных домиках в городе. Это группы семейного типа, где вместе живут несколько детей разного возраста и пола, и социальный работник. Социальных работников два. Каждый из них живёт с детьми по 7 дней, а затем они меняются.
На день нашего пребывания в приюте находятся 152 ребенка, из них 69 проживают в городе.
Кроме того в данной организации осуществляется:
- амбулаторная помощь детям и семьям. То есть дети проживают в семье, но приходят в приют на различные занятия в группы дневного пребывания. В то же время их семьи находятся под наблюдением социальных работников приюта;
- временное проживание семей, оказавшихся в сложной ситуации. Семьи могут сами обратиться за помощью или попасть в приют по рекомендации социальных структур;
- сопровождение патронатных семей. Перед тем как ребёнка помещают в патронатную семью, в приюте организуются встречи с семьёй, куда его предполагается поместить, и производится наблюдение за контактом ребёнка и будущих родителей;
- сопровождение подростков, выходящих из приюта, или подростков, попадающих в приют в 16⎼17лет. Им снимают квартиру в городе за счёт государства, и социальные работники наблюдают за их жизнью некоторое время, как правило, несколько месяцев. Время наблюдения и поддержки подростка специалистом обговаривается с подростком заранее.
Персонал приюта состоит из 176 специалистов, из них 45 работают с частичной занятостью. В основном это социальные работники и специальные педагоги. Психолог в организации один. Если ребёнку или семье требуется психодиагностика или психотерапия, он направляется в другие организации.
Изъятие ребенка из семьи является крайней мерой в Германии. При определении дальнейшей судьбы ребёнка всегда спрашивают его мнение. Чаще всего дети хотят вернуться обратно в свои семьи и чаще всего возвращаются. Но специалисты не всегда удовлетворяют желание детей вернуться обратно в семью. Это происходит в случаях, когда специалисты считают, что в родной семье имеется угроза жизни и здоровью ребёнка, например, в ситуации физического насилия в семье.
Около половины детей возвращаются в семью, большинство находятся в приюте не больше пяти дней.
Дети могут прийти в приют сами или их могут привести родители или другие родственники, а также представители школ или других организаций, занимающихся детьми, сотрудники полиции, представители Управления по делам семьи и молодёжи. Но без решения суда дети не могут долго оставаться в приюте, только оно определит дальнейшую судьбу ребёнка.
Суд определяет, останутся ли дети здесь и им назначат опекуна, либо их вернут в семью, и с семьей будет вестись амбулаторная работа. Сотрудники приюта пишут отчеты в Управление по делам семьи и молодёжи, и в суде выступает представитель Управления.
Какая работа проводится в приюте?
Многие дети, попадающие в приют, или вообще не ходили в школу, или долго её не посещали. Чаще всего это дети из семей мигрантов. В приюте существует школа, где детям помогают подтянуть их знания до уровня обычной школы, но это делают не обычные учителя, а специальные педагоги.
Также в приюте много работают с животными, например, есть терапия с собаками. Существует много спортивных занятий.
Есть музыкальная терапия. Детей учат играть на различных инструментах, импровизировать. В приюте есть клавишные, ударные, гитары, синтезаторы. Есть рок-группа.
Один из хороших приемов, используемый в работе, – принцип образца. В приют приходят взрослые ребята, которые когда-то сами были воспитанниками. Они общаются с детьми, осуществляют с ними совместную деятельность, например, вместе играют в музыкальных группах.
В центре работают мастерские, в которых дети (иногда вместе с родителями и/или опекунами) осваивают множество различных видов прикладного творчества. Все рекреационные помещения центра декорированы работами подопечных.
Для родителей, чьи дети посещают приют амбулаторно, а также для родителей, у которых детей забрали, и которые хотят их вернуть, проводятся специальные тренинговые программы, цель которых – научить родителей устанавливать границы в отношениях с детьми ненасильственными методами. Курс для всех одинаковый, но каждая группа родителей ставит конкретные вопросы, и преподаватели на них ориентируются. Эта программа (Step Eltern Trening) широко применяется по всей Германии. Для её проведения преподаватели должны иметь специальную лицензию.
Для персонала регулярно проводятся супервизиии – два раза в месяц общее командное собрание в отделах. Кроме того, проводятся супервизии по экстренным случаям. Супервизию проводят внешние супервизоры – из других организаций (частных практик), психологи, соцпедагоги, специалисты по конфликтам, имеющие лицензию супервизора.
Причины, по которым детей изымают из семьи:
родители постоянно проявляют халатность по отношению к ребёнку. Например, ребёнок ходит в грязной одежде и со слипшимися волосами, в квартире очень грязно, отсутствуют еда и необходимые ребёнку вещи;
- имеется угроза жизни и безопасности ребенка;
- в семье кризис, с которым семья не справляется;
- перебои в заботе о ребенке, если что-то случилось с родителями. Например, мать-одиночка попала в больницу;
- насилие, в том числе сексуальное насилие против детей;
- беженцы, несовершеннолетние, оказавшиеся в Германии без семьи, и др.
Группы в приюте смешанные и разновозрастные. Но есть и временные группы отдельно для мальчиков и девочек, куда срочно помещаются изъятые дети.
В приюте существуют группы временного содержания для детей:
- мальчики от 14 лет, у которых проблемы с алкоголем и наркотиками;
- девочки от 14 лет, которых вынуждают заниматься проституцией или выйти замуж. Это в основном дети из семей мигрантов;
- дети от 6 до17 лет;
- дети от 0 до 13 лет;
- дети, состоящие в родстве.
При создании групп учитываются этнические и культурные особенности, связанные с едой, религиозными отправлениями и пр.
Приют не закрытый, дети могут в любое время выходить. Они сами ходят в школу и передвигаются по городу, кроме самых маленьких. Детям дают карманные деньги. Но для иностранцев есть запрет на передвижение по Германии – только по Дюссельдорфу.
Специалисты очень строго следят, чтобы в приюте не было насилия, наркотиков, алкоголя. Если обнаруживаются нарушения правил, нарушителям запрещается находиться в приюте днём, а только во время сна и при приеме пищи, в остальное время их здесь не должно быть. Если сюда приходят несовершеннолетние под наркотиками или угрожают насилием, сотрудники приюта вызывают полицию.
Случаев травли в группах нет, так как группы существуют недолго – все время происходит ротация. Но были группы, настроенные друг против друга. Все сотрудники имеют лицензию на применение методов деэскалации конфликтов и работу с агрессией.
Когда возникает конфликт, участников сажают за один стол, и они разговаривают и решают конфликт. Модератором или медиатором конфликта является подготовленный педагог. Это обычная практика разрешения конфликтов в Германии.
Нам показали помещение, в котором живёт группа малышей от 0 до 6 лет. Сами дети в это время были на прогулке. Помещение представляет собой квартиру с отдельным входом. Дверь на улицу не запирается, но когда дверь открывается – раздаётся сигнал. Дети маленькие, поэтому за их перемещением тщательно следят. У детей уютные спальни на двоих, много игрушек и личных вещей. Обстановка очень домашняя. В этой группе живут шестеро детей. В весёленькой уютной столовой за каждым ребёнком закреплён свой цвет. В этот цвет у него окрашены кружка и тарелка. На стене в столовой висит большой плакат-расписание с фотографиями воспитателей, чтобы дети знали, в какой день кто из сотрудников будет с ними. Дети в этой группе не умеют пока читать, поэтому расписание составлено в виде картинок. Также там отмечены дни посещений родителями детей.
Господин Зибенкоттен-Дальхоф рассказал нам об оригинальных проектах, которые помогают решать задачи социальной защиты и интеграции детей в общество. Одним из таких проектов является семейное кафе. Это реальное помещение, напоминающее одновременно домашнюю гостиную и маленький уютный зал кафе. Здесь сотрудники Центра устраивают семейные посиделки для родителей и детей, испытывающих внутрисемейные разногласия. В процессе семейного обеда домочадцы, не привыкшие к таким ритуалам, испытывают новые переживания единства, получают навыки поведения в ситуации семейного торжества и представления о том, как можно и нужно строить объединяющие семейные традиции.
Второй проект – учебный ресторан (настоящий ресторан на территории приюта), где выпускники приюта проходят практику во всех видах ресторанных профессий (помощник повара, кондитера, официант, кассир, администратор и пр.). Многие из них потом получают соответствующее образование и хорошую работу. Ребят ориентируют не только на получение востребованных профессий, но и на участие в волонтерской деятельности, что очень благоприятно влияет на их самосознание и будущую карьеру.
В Германии сейчас очень распространена так называемая «Педагогика впечатлений (переживаний)». В данном приюте существует палаточный лагерь в горах, куда дети ездят на три недели. Они там сами готовят еду, ходят по горам, рисуют. Этот проект работает в центре с 2010 года и называется «Время для трудных подростков» ("Auszeit für schwierige Jugendliche").
Все, что делается в Kinderhilfzentrum, обеспечивает развитие комплексных ресурсов социализации детей, самый главный из которых – чувство защищенности и человеческого достоинства. Именно поэтому приют не является закрытым учреждением, а бывшие его воспитанники потом приходят сюда уже со своими детьми, оказывают помощь, участвуют в праздниках, даже берут воспитанников под опеку.
Посещение приюта произвело на меня очень сильное впечатление, также как и вся социальная работа в Германии. Очень уж по-человечески она организована, направлена не на маргинализацию неблагополучных семей, как это часто делается в России, а наоборот, помогает их социализации.
* Статья подготовлена к печати в рамках проекта МГППУ "Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий" по гранту Гете-института в рамках Года Германии в России 2012/13.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4643
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 913
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0