Психология и право
2018. Том 8. № 3. С. 206–225
doi:10.17759/psylaw.2018080315
ISSN: 2222-5196 (online)
Социально-психологические особенности лидеров несовершеннолетних осужденных
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: коммуникативные умения и навыки, коммуникативный контроль, лидерские склонности, несовершеннолетний осужденный, неформальный лидер
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080315
Для цитаты: Котенева А.В., Лихачева С.Н., Кокурин А.В. Социально-психологические особенности лидеров несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 3. С. 206–225. DOI: 10.17759/psylaw.2018080315
Полный текст
Введение
Сегодня чрезвычайно важно исследовать особенности ролевой дифференциации лидерства среди несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Хотя в последние десятилетия наблюдается тенденция к снижению роста подростковой преступности, общее количество преступлений остается достаточно высоким среди лиц, не достигших совершеннолетия. В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года [1]. Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, их ресоциализация и воспитание предполагают изучение и оптимизацию межличностных отношений в этой среде [21].
Важнейшей особенностью среды осужденных являются сложные межличностные взаимоотношения, предполагающие свои законы, традиции и ролевую дифференциацию. На основе общих интересов, жизненного опыта и криминального статуса в исправительном учреждении образуются неформальные малые группы осужденных с конкретной иерархической структурой отношений и зависимостей, ценностными ориентациями, нормами и правилами поведения ее членов. Характер микросреды может повлиять на взаимную криминализацию, ужесточение конфликтов в исправительном учреждении. Лидеры имеют значительное влияние на окружающих их лиц, могут способствовать формированию определенных норм и идеалов [4; 9], под их воздействием другие осужденные могут совершать противоправные поступки [19; 20]. Ведь лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Администрации исправительного учреждения очень важно знать всех неформальных лидеров криминальных групп и уметь их выделить, чтобы легче установить психологический контакт. Кроме того, часть срока воспитанники отбывают в пенитенциарных учреждениях для взрослых осужденных, где идет острая борьба за авторитет и неформальное лидерство. Юношеский возраст является сензитивным для развития лидерских качеств. От лидерского потенциала воспитанника зависит дальнейшая его судьба.
Проблематика лидерства и руководства является традиционной для социально-психологической науки [2; 3; 14]. В психологии внимание отечественных и зарубежных исследователей в большей степени обращено на изучение политических лидеров, лидеров-управленцев, а также на совершенствование технологий выявления и формирования лидерских качеств и стилей, в том числе и в молодежной среде [8; 12; 13; 22; 26].
Однако, несмотря на высокую социальную значимость, проблема лидерства среди несовершеннолетних осужденных остается не разработанной в современной психологии. Лидерство в среде осужденных изучалось мало (Ю.М. Антонян, Е.П. Молчанова, В.Ф. Пирожков и др.) и в основном на выборках взрослых [4; 18; 20]. А.И. Мокрецов и В.В. Новиков отмечают, что на сегодняшний день обстоятельных научных работ по проблематике пенитенциарного лидерства практически нет, не существует и эффективных моделей организации превентивной и коррекционной работы с лидерами асоциальных группировок [17]. В психологии целый ряд работ посвящен исследованию психологических характеристик преступников, осужденных к пожизненному лишению свободы, несовершеннолетних осужденных, индивидуально-психологических качеств лидеров [10; 16; 21].
Изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, акцентуаций и других черт их характера показывает, что осужденные существенно не отличаются от законопослушных граждан. Различия обнаруживаются в особенностях проявления ценностных ориентаций, психических состояний и статусно-групповой принадлежности. Многие исследователи находят общие качества личности у несовершеннолетних и взрослых преступников [17; 18].
Данные о лидерских стилях, ролевой дифференциации лидерства, факторах становления лидеров, их характерных особенностях, полученные в среде менеджеров, политиков, молодежных лидеров не проверялись на возможность использования их в психологической и оперативной работе в пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних. В психологии существует огромное количество теорий, объясняющих феномен лидерства, его природу, качества лидера, в их числе: теории лидерских черт, ситуативные теории, личностно-ситуативные теории, теории «ожидания–взаимодействия», мотивационные теории, харизматические и трансформационные теории [2; 3; 14; 24; 26]. В последнее время исследователи все больше обращают внимание на роль эмоций в отношениях «лидер–последователь». «Эмоциональные лидеры» в любой сфере жизнедеятельности (управления, политики и др.) отличаются не только силой характера, волей, настойчивостью, но и умением вдохновлять, воодушевлять, поддерживать высокую мотивацию, направлять и управлять психическим состоянием группы. Лидерство, по своей сути, является эмоциональным процессом, в котором лидеры проявляют эмоции и пытаются вызвать эмоции у своих членов. И роль эмоционального интеллекта в понимании и осознании эмоций, управлении ими велика [5; 6; 7; 23; 24; 25].
Целью данной работы явилось изучение особенностей ролевой дифференциации лидерства среди несовершеннолетних осужденных, выявление социально-психологических качеств формальных и неформальных лидеров, деловых и эмоциональных лидеров [9]. Учитывая психологические особенности несовершеннолетних, мы предположили, что наряду с традиционными социально-психологическими характеристиками лидера (наличие лидерского стиля, склонностей, организаторских и коммуникативных умений) ведущими являются качества эмоционального интеллекта, а именно, способности понимать эмоциональное состояние и оказывать психологическое воздействие на состояние как свое собственное, так и окружающих людей. Хотя лидерство и основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе, среди несовершеннолетних особенно высоко должны оцениваться способности эмоционального воздействия на другого человека.
Программа исследования
В исследовании приняли участие 60 юношей, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России, в возрасте от 16 до 18 лет. Все они имеют первую судимость и находятся в колонии от 8 месяцев до 2,5 лет за совершение различных преступлений: вымогательство, разбой, грабеж, насильственные действия сексуального характера, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, незаконное приобретение и хранение наркотических веществ. Для оценки социально-психологических качеств несовершеннолетних осужденных использовались методики изучения лидерского стиля Р. Бейлза–К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас), диагностики лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина, коммуникативного контроля М. Шнайдера. Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла позволила выявить способности понимать эмоции и управлять ими в межличностных отношениях, а прогрессивные матрицы Равена – особенности невербального интеллекта. В исследовании также учитывались данные наблюдений психологов учреждений и воспитателей несовершеннолетних осужденных. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows с использованием непараметрического критерия Манна–Уитни и факторного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью изучения особенностей ролевой дифференциации были выделены две группы несовершеннолетних осужденных: лидеры (22 чел.) и ведомые (38 чел.). В качестве экспертов выступили психологи и воспитатели, которые оценивали юношей по ряду критериев: уровню активности несовершеннолетнего осужденного; участию в мероприятиях, проводимых в колонии, в качестве организатора; умениям устанавливать контакты; отношению к окружающим, администрации; степени влияния несовершеннолетнего осужденного на других осужденных.
Группа лидеров неоднородна и состоит из формальных (10 человек) и неформальных лидеров (12 человек). Формальные лидеры выделяются только в деловой сфере и имеют позитивную направленность, поскольку выдвигаются и поддерживаются администрацией и сотрудниками исправительного учреждения. Неформальные лидеры могут быть разной направленности: позитивные и негативные, деловые и эмоциональные, направленные на эмоциональную поддержку группы.
Социально-психологический портрет «лидеров» несовершеннолетних осужденных. Первая задача состояла в том, чтобы составить социально-психологический портрет лидеров и выявить различия между социально-психологическими качествами формальных и неформальных лидеров. Результаты по всем методикам и значимость их различий между группами представлены в табл. 1.
В результате проведенной диагностики был составлен портрет типичного лидера несовершеннолетних осужденных. Лидер сочетает оба стиля лидерского поведения, но все же в большей степени ориентирован на задачу (хср=8,945; S=0,596), чем на взаимоотношения (хср=5,889; S=0,604). Он обладает среднем уровнем лидерских способностей (хср=30,227; S=2,959), коммуникативных умений (хср=0,62; S=0,066).
Несовершеннолетние осужденные лидеры стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, однако их стремления не отличаются высокой устойчивостью. А вот организаторские умения сформированы у них на высоком уровне (хср=0,737; S=0,02): они способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а в соответствии с внутренними побуждениями.
Выявлен и высокий коммуникативный контроль (хср=7,136; S=0,83), что означает, что лидер постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций. Что касается эмоционального интеллекта, то уровень его развития – средний (хср=46,045; S=3,273). На среднем уровне у них развиты и эмоциональная осведомленность (хср=11; S=1,826), и управление своими эмоциями (хср=9,136; S=2,054), и самомотивация (хср=10,45; S=1,71). Таким образом, лидеры несовершеннолетних осужденных способны направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей.
Таблица 1
Средние значения выраженности социально-психологических качеств у лидеров, неформальных и формальных лидеров и значимость их различий
Показатели |
Средние значения |
U эмп. |
p |
||
Л |
НФЛ |
ФЛ |
|||
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас) |
|||||
Лидерский стиль, ориентированный на задачу |
8,945 |
9,29
|
8,5 |
18 |
< 0,01 |
Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения |
5,889 |
6,07 |
5,67 |
60 |
>0,05 |
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера |
|||||
Уровень коммуникативного контроля |
7,136 |
5,58 |
9 |
0 |
< 0,01 |
Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого |
|||||
Выраженность лидерских способностей |
30,227 |
28,67
|
32,1 |
20,5 |
< 0,01 |
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина |
|||||
Коммуникативные умения |
0,62 |
0,677 |
0,553 |
0 |
< 0,01 |
Организаторские умения |
0,737 |
0,726 |
0,75 |
21 |
< 0,01 |
Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла |
|||||
Эмоциональная осведомленность |
11 |
9,5 |
12,8 |
0 |
< 0,01 |
Управление своими эмоциями |
9,136 |
10,83 |
7,1 |
0 |
< 0,01 |
Самомотивация |
10,45 |
9,25 |
11,9 |
0 |
< 0,01 |
Эмпатия |
7,545 |
10,25 |
4,3 |
0 |
< 0,01 |
Распознавание эмоций других людей |
7,909 |
8,58 |
7,1 |
53,5 |
>0,05 |
Интегративный уровень эмоционального интеллекта |
46,045 |
48,58 |
43 |
0 |
< 0,01 |
Тест Равена |
|||||
Невербальный интеллект |
95,14 |
95,67 |
94,5 |
55 |
>0,05 |
Примечание: Л – лидер, НФЛ – неформальный лидер, ФЛ – формальный лидер, U эмп. – значение по критерию Манни–Уитни, p – уровень значимости.
На низком уровне развития у представителей данной группы находятся эмпатия (хср=7,545; S=3,262) и распознавание эмоций (хср=7,909; S=2,448), что говорит о трудностях сопереживания. Воспитанники в большей степени эгоистичны, способны заботиться только об удовлетворении своих повседневных нужд. Невербальный интеллект лидеров – в пределах средних значений (хср=95,14; S=2,748).
Между формальными и неформальными лидерами есть значимые различия по ряду качеств. Неформальные лидеры, по их самоотчетам, более ориентированы на решение задачи, чем формальные лидеры. Их эмоциональный интеллект развит лучше: они лучше «чувствуют» другого человека, лучше управляют своими эмоциями, их коммуникативные умения развиты лучше. Однако у формальных лидеров лучше развита самомотивация и эмоциональная осведомленность. Они считают, что являются хорошими организаторами. Лидерские способности и коммуникативный контроль развиты в более высокой степени, чем у неформальных лидеров. Возможно, такие результаты связаны с условиями проявления лидерских качеств: формальные лидеры выдвинуты и поддерживаются администрацией пенитенциарного учреждения, в то время как неформальные лидеры могут по разным причинам не «выпячивать» себя и свои способности. Кроме того, судя по полученным результатам, неформальные лидеры постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Вторая задача состояла в изучении социально-психологических качеств последователей лидеров осужденных.
Социально-психологический портрет «ведомых» несовершеннолетних осужденных. Средние значения выраженности социально-психологических качеств у ведомых осужденных представлены в табл. 2. Юноши, не занимающие лидерских позиций, характеризуются одинаковой ориентированностью как на задачу (хср=7,59; S=0,935), так и на отношения (хср=7,75; S=0,082). Лидерские способности выражены у них немного лучше, чем у юношей-лидеров, хотя и соответствуют среднему уровню (хср=31,5; S=2,14). Коммуникативные (хср=0,797; S=0,05) и организаторские умения (хср=0,826; S=0,021), согласно результатам, сформированы на очень высоком уровне: они испытывают потребность в общении и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами.
Таблица 2
Средние значения показателей социально-психологических качеств лидеров и ведомых и значимость их различий между ними
Показатели |
Средние значения |
U эмп. |
p |
|
Группа лидеров |
Группа ведомых |
|||
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В.Бендас) |
||||
Лидерский стиль, ориентированный на задачу |
8,945 |
7,59 |
118,5 |
< 0,01 |
Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения |
5,889 |
7,75 |
0 |
< 0,01 |
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера |
||||
Уровень коммуникативного контроля |
7,136 |
7,21 |
415,5 |
>0,05 |
Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого |
||||
Выраженность лидерских способностей |
30,227 |
31,5 |
327 |
>0,05 |
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина |
||||
Коммуникативные умения |
0,62 |
0,797 |
21 |
< 0,01 |
Организаторские умения |
0,737 |
0,826 |
0 |
< 0,01 |
Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла |
||||
Эмоциональная осведомленность |
11 |
6,895 |
183 |
< 0,01 |
Управление своими эмоциями |
9,136 |
4,84 |
191 |
< 0,01 |
Самомотивация |
10,45 |
9,158 |
367,5 |
>0,05 |
Эмпатия |
7,545 |
8,526 |
368 |
>0,05 |
Распознавание эмоций других людей |
7,909 |
9,18 |
238 |
< 0,01 |
Интегративный уровень эмоционального интеллекта |
46,045 |
38,45 |
117 |
< 0,01 |
Тест Равена |
||||
Невербальный интеллект |
95,136 |
92,868 |
213,5 |
< 0,05 |
Уровень коммуникативного контроля у этих воспитанников высокий (хср=7,21; S=1,63): они постоянно следят за выражением своих эмоций. При этом отмечается пониженный уровень эмоционального интеллекта (хср=38,45; S=4,897), неразвитые умения управлять своими эмоциями (хср=4,84; S=4,408), плохое осознание и понимание своих эмоций (хср=6,895; S=3,547). Им трудно идентифицировать свои эмоции и мотивацию при принятии решений (хср=9,158; S=3,59), узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности. Сочетание высокого уровня коммуникативного контроля с низким уровнем управления своими эмоциями, возможно, связано с некритичностью в отношении собственных качеств. Невербальный интеллект ведомых юношей находится в пределах средних значений (хср=92,868; S=1,74).
Применение критерия Манни–Уитни позволило выявить значимые различия по многим социально-психологических качествам между группами (см. табл. 2). Так, лидеры ориентированы, в первую очередь, на выполнение задачи, а ведомые в большей степени – на взаимоотношения в группе. Коммуникативные и организаторские умения сформированы у лидеров хуже, чем у их последователей, но при этом они значительно лучше эмоционально осведомлены, управляют своими эмоциями.
Хотя лидеры хуже распознают эмоции, но, в целом, их уровень эмоционального и невербального интеллекта значительно выше, чем у несовершеннолетних осужденных, не являющихся лидерами. По уровню коммуникативного контроля и наличию лидерских способностей группы не различаются.
На первый взгляд, в исследовании получены результаты, противоречащие традиционным представлениям о лидере как человеке, обладающим набором конкретных качеств и умений.
Какие же качества относятся к лидерским? По методике «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, лидерские способности включают в себя такие качества, как воля, настойчивость, терпеливость, инициативность, независимость, психическая устойчивость, критичность и самокритичность, надежность, стрессоустойчивость, решительность и др. [11].
Эти качества, сочетающиеся с утратой духовно-нравственных ценностей, нарушением божественных заповедей, регулирующих поведение человека по отношению к Богу и к другому человеку («возлюби ближнего как самого себя», «не убий», «не кради», «не завидуй», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» и др.), оказываются необходимыми для совершения преступления. При решении задач ресоциализации и воспитании осужденных необходимо пробуждать духовное Я в человеке, его совесть, формировать духовно-нравственные качества, ориентировать на поиск высших ценностей и смыслов существования. Их утрата, а также греховные поступки, действия, становятся источником не только нарушения духовно-психологического и психофизического здоровья человека, но и деформации его личности [15].
Вместе с тем, эти характеристики не являются прогностическими для выявления лидера в среде несовершеннолетних осужденных, так как они присущи в одинаковой степени и лидерам, и их последователям. Таковыми, скорее, выступают качества эмоционального интеллекта, которые позволяют более точно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями, оказывать психологическое воздействие на окружающих.
С целью выявления структуры социально-психологических качеств лидеров и ведомых была проведена факторизация полученных данных методом главных компонент с помощью программы SPSS 11.5 for Windows.
Факторная структура социально-психологических качеств лидера несовершеннолетних осужденных. Факторные нагрузки показателей социально-психологических качеств представлены в табл. 3.
Генеральный фактор 1 (% дисперсии 54,43) включает 9 социально-психологических качеств и является биполярным. Так, на одном полюсе группируются такие показатели, как эмоциональный интеллект (r= 0,983), эмпатия (r= 0,974), коммуникативные умения (r= 0,968), лидерский стиль, ориентированный на задачу (r= 0,983), распознавание эмоций других людей (r= 0,727), управление своими эмоциями (r= 0,700), а на другом полюсе – самомотивация (r= -0,947), эмоциональная осведомленность (r= -0,925) и коммуникативный контроль (r= -0,753).
Этот фактор получил название «Качества делового лидера» и объясняет, благодаря каким качествам несовершеннолетний осужденный способен объединить окружающих для решения деловой задачи. Так, чем более выражен лидерский стиль, ориентированный на задачу, тем лучше у лидера сформированы коммуникативные умения, выражена эмпатия к другому человеку, наблюдается повышение общего уровня эмоционального интеллекта, умения быть эмоционально гибким, а также оказываются более развитыми способности оказывать психологическое воздействие на состояние другого человека.
Таблица 3
Факторные нагрузки социально-психологических качеств лидера несовершеннолетних осужденных
Показатели |
Факторы |
||
1 |
2 |
3 |
|
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас) |
|||
Лидерский стиль, ориентированный на задачу |
0,892673 |
0,220211 |
0,110221 |
Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения |
-0,14374 |
-0,97511 |
|
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера |
|||
Уровень коммуникативного контроля |
-0,75339 |
0,561082 |
|
Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого |
|||
Выраженность лидерских способностей |
-0,15208 |
0,964598 |
|
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина |
|||
Коммуникативные умения |
0,967511 |
-0,20469 |
|
Организаторские умения |
-0,19441 |
0,928529 |
|
Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла |
|||
Эмоциональная осведомленность |
-0,92492 |
0,264188 |
|
Управление своими эмоциями |
0,700192 |
-0,66463 |
-0,13706 |
Самомотивация |
-0,94742 |
|
-0,16045 |
Эмпатия |
0,974497 |
-0,15919 |
|
Распознавание эмоций других людей |
0,726713 |
0,653862 |
|
Интегративный уровень эмоционального интеллекта |
0,982728 |
|
|
Тест Равена |
|||
Невербальный интеллект |
|
|
0,992727 |
Вместе с тем высокий уровень сформированности этих качеств и умений сопровождается снижением общей эмоциональной осведомленности, непониманием своих эмоций и чувств, своего состояния, способностей управлять собственными эмоциями и контролировать свое поведение в межличностном общении. То есть деловым лидером становится несовершеннолетний осужденный, который настроен на окружающих, умеет считывать их эмоции и воздействовать на их психическое состояние. При этом непонимание собственных чувств, эмоций не становится преградой в выдвижении группой его в качестве делового лидера.
Фактор 2 «Качества эмоционального лидера» (% дисперсии 31,67) состоит из 4 шкал и также является биполярным: лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения (r= -0,975), управление своими эмоциями (r= -0,665) и лидерские способности (r= 0,965), организаторские умения (r= 0,929), распознавание эмоций других людей (r= 0,653), уровень коммуникативного контроля (r= 0,561).
Для эмоционального лидера, ориентированного на межличностные отношения, в большей степени характерны эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость, умение произвольно управлять своими эмоциями. Однако чем выше развиты эти качества, тем хуже выражены лидерские способности, организаторские умения, умения воздействовать на других людей и контролировать свое поведение в общении. Деловой и эмоциональный лидеры обладают прямо противоположными качествами.
Фактор 3 «Невербальный интеллект» (% дисперсии 8,16) включил одноименную шкалу и представляет собой самостоятельный фактор.
Факторная структура социально-психологических качеств ведомых несовершеннолетних осужденных. Факторные нагрузки показателей социально-психологических качеств представлены в табл. 4.
Генеральный фактор 1 «Качества ведомых осужденных» (% дисперсии 70,41) включает 11 показателей и является биполярным. На положительном полюсе находятся такие качества, как управление своими эмоциями (r= 0, 953), самомотивация (r= 0,947), интегративный уровень эмоционального интеллекта (r= 0,946), уровень коммуникативного контроля (r= 0,943), лидерские способности (r= 0,927), организаторские умения (r= 0,910), распознавание эмоций других людей (r= 0,731).
Этим качествам противодействуют: лидерский стиль, ориентированный на задачу (r= -0, 977), лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения (r= -0,979), эмоциональная осведомленность (r= -0, 946), эмпатия (r= -0,708). Этот фактор объясняет, почему несовершеннолетние осужденные, стремящиеся стать лидерами, ими не становятся.
Таблица 4
Факторные нагрузки социально-психологических качеств ведомых несовершеннолетних осужденных
Показатели |
Факторы |
|
1 |
2 |
|
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас) |
||
Лидерский стиль, ориентированный на задачу |
-0,97675 |
-0,156 |
Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения |
-0,97888 |
-0,1511 |
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера |
||
Уровень коммуникативного контроля |
0,942807 |
|
Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого |
||
Выраженность лидерских способностей |
0,92734 |
0,139988 |
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина |
||
Коммуникативные умения |
0,187646 |
0,57113 |
Организаторские умения |
0,909742 |
0,206462 |
Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла |
||
Эмоциональная осведомленность |
-0,94617 |
-0,13352 |
Управление своими эмоциями |
0,95296 |
0,110437 |
Самомотивация |
0,946646 |
0,215843 |
Эмпатия |
-0,70775 |
-0,39583 |
Распознавание эмоций других людей |
0,730698 |
0,197795 |
Интегративный уровень эмоционального интеллекта |
0,946442 |
0,193631 |
Тест Равена |
||
Невербальный интеллект |
|
0,823468 |
С одной стороны, использование лидерского стиля в общении, как ориентированного на задачу, так и на взаимоотношения, основано на эмпатии, понимании своих эмоций и чувств.
Однако одновременно с этим ведомые осужденные отличаются эмоциональной ригидностью, неумением управлять своими эмоциями, пониженным уровнем эмоционального интеллекта, неумением контролировать себя в общении, оказывать воздействие на эмоциональное состояние окружающих, а также невыраженными лидерскими способностями и организаторскими умениями.
Фактор 2 «Интеллектуальная основа коммуникативных умений» (% дисперсии 10,96) включил шкалы: невербальный интеллект (r= 0,823) и коммуникативные умения (r= 0,571).
Уровень сформированности коммуникативных умений во много определяется уровнем невербального интеллекта. Чем лучше несовершеннолетние оперируют невербальной информацией, тем успешнее они устанавливают межличностные отношения. Результаты факторного анализа выявили существенные различия между лидерами и ведомыми по структуре социально-психологических качеств.
Выводы
1. Среди несовершеннолетних осужденных выделяются формальные и неформальные лидеры, а также ведомые. Формальные лидеры выделяются только в деловой сфере и имеют позитивную направленность, поскольку выдвигаются и поддерживаются администрацией и сотрудниками исправительного учреждения. Неформальные лидеры имеют разную направленность: позитивную и негативную, предполагающую решение задач или эмоциональную поддержку группы.
2. Формальные лидеры, по сравнению с неформальными лидерами, лучше понимают свое состояние, осознают эмоции и демонстрируют эмоциональную гибкость. У них сильнее проявляются лидерские способности и коммуникативный контроль. Однако неформальные лидеры более ориентированы на решение задачи, их эмоциональный интеллект развит лучше: они глубже «чувствуют» другого человека, умело управляют своими эмоциями, их коммуникативные умения развиты лучше.
3. Лидеры ориентированы в первую очередь на выполнение задачи, а ведомые в большей степени ориентированы на взаимоотношения в группе. Прогностическими качествами для выявления лидера в среде несовершеннолетних осужденных являются не лидерские склонности, а такие качества эмоционального интеллекта, которые позволяют более точно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями, оказывать психологическое воздействие на психическое состояние окружающих. Деловой и эмоциональный лидеры обладают прямо противоположными качествами. Деловым лидером становится тот несовершеннолетний осужденный, который хорошо понимает эмоции других и может оказывать на них психологическое воздействие. Эмоциональным лидером становится тот, кто проявляет эмоциональную гибкость, умение произвольно управлять своими эмоциями, а не эмоциями других людей.
4. Результаты исследования могут быть использованы при решении задач, связанных с психологическим сопровождением осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России, их ресоциализацией и воспитанием.
Литература
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
- Адаир Дж. Психология лидерства: [концепция непререкаемого лидерства] / Джон Адаир // [пер. с англ. М. Котельниковой]. М.: Эксмо, 2007. 342с.
- Аллаярова Ж.С. Концептуализация природы лидерства как феномена [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2010. Т. 316. № 6. С. 203–207. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-prirody-liderstva-kak-fenomena (дата обращения: 18.04.2018).
- Антонян Ю.М. Личность преступника. Криминально-психологическое исследование. М.: Норма; Инфа-М., 2010. 368 с.
- Батаева Б. Лидерство в условиях неопределенности и эмоциональное лидерство // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 10. С. 107–111.
- Белоконь О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе» // Психология. 2008. № 3. С. 137–144.
- Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Электронный ресурс]. М.: ООО «Альпина Паблишер», 2012. URL: http://thelib.ru/books/deniel_goulman/emocionalnoe_liderstvo_iskusstvo_upravleniya_lyudmi_na_osnove_emocionalnogo_intellekta-read.html (дата обращения: 18.04.2018).
- Дубов И.Г. Активность индивида и его ориентация на группу в рамках процесса образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50658.shtml (дата обращения: 18.04.2018).
- Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. 238 с.
- Екимова В.И., Кокурина И.В., Кокурин А.В. Осужденные к пожизненному лишению свободы: социально-демографическая, медицинская, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика, а также особенности психологического сопровождения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68324.shtml (дата обращения: 26.04.2018).
- Жариков Е., Крушельницкий Е. Диагностика лидерских способностей // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. C.222–227.
- Ильин В.А. К вопросу об актуальных проблемах организационной психологии: обеспечение эффективности организационного лидерства – функциональный и личностный аспекты // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 62–77.
- Занковский А.Н. Типология стилей организационного лидерства [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года. Часть 1 / Под общ. ред. М.Г. Ковтунович. М.: МГППУ, 2013. // URL: https://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/issue/63190.shtml (дата обращения: 18.04.2018).
- Корытов В.В. Лидерство и руководство: основные тенденции становления и развития проблематики [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n3/Koritov.shtml (дата обращения: 18.04.2018).
- Котенева А.В. Психологическая защита личности. М.: МГГУ, 2013. 562 с.
- Лихачева С.Н. Лидерство среди несовершеннолетних осужденных // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 25 марта 2017 г. / Под ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. М.: РУСАЙНС, 2017. С.203–206.
- Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание. М.: НИИ ФСИН России, 2006. 220 c.
- Молчанова Е.П. Ролевая идентичность формальных и неформальных лидеров осужденных: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. Томск, 2003. 23 с.
- Поздняков В.М., Дебольский М.Г. Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых: Методические рекомендации / Под общ. ред. В.М. Позднякова. М.: ФКУ НИИ ФСИН России; Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. 133 с.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001. 704 с.
- Яковлева Н.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт Канской воспитательной колонии / Н.Ф. Яковлева, В.А. Карапчук, Н.М. Харламова; под общ. ред. Н.Ф. Яковлевой. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2014. 212с.
- Babiak J., Bajcar B., Nosal C.S. Heterogeneity of Leadership Styles as Behavioral Units: The Role of Personality in Searching for Leadership Profiles//Advances in Human Factors, Business Management, Training and Education. Advances in Intelligent Systems and Computing/ Kantola J., Barath T., Nazir S., Andre T. Springer, Cham. 2017. Vol 498. https://doi.org/10.1007/978-3-319-42070-7_11
- Dasborough M.T., Ashkanasy N.M. Emotion and attribution of intentionality in leader–member relationships // The Leadership Quarterly. 2002. Vol. 13. Issue 5. Р. 615–634. doi: 10.1016/S1048-9843(02)00147-9
- Liang S.G., Steve Chi S.C. Transformational Leadership and Follower Task Performance: The Role of Susceptibility to Positive Emotions and Follower Positive Emotions // Journal of Business and Psychology. 2013. Vol. 28. Issue 1. P. 17–29. doi: 10.1007/s10869-012-9261-x
- Johnson S.K. I second that emotion: Effects of emotional contagion and affect at work on leader and follower outcomes // The Leadership Quarterly. 2008. Vol. 19. P. 1–19.
- Thoroughgood, C.N., Sawyer, K.B. Who Wants to Follow the Leader? Using Personality and Work Value Profiles to Predict Preferences for Charismatic, Ideological, and Pragmatic Styles of Leading // Journal of Business and Psychology. 2018. Vol. 33. Issue 2. P. 181–202. doi: 10.1007/s10869-016-9486-1
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3415
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 803
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0