Введение
Сегодня чрезвычайно важно исследовать особенности ролевой дифференциации лидерства среди несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Хотя в последние десятилетия наблюдается тенденция к снижению роста подростковой преступности, общее количество преступлений остается достаточно высоким среди лиц, не достигших совершеннолетия. В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года [Уголовный кодекс Российской]. Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, их ресоциализация и воспитание предполагают изучение и оптимизацию межличностных отношений в этой среде [Яковлева, 2014].
Важнейшей особенностью среды осужденных являются сложные межличностные взаимоотношения, предполагающие свои законы, традиции и ролевую дифференциацию. На основе общих интересов, жизненного опыта и криминального статуса в исправительном учреждении образуются неформальные малые группы осужденных с конкретной иерархической структурой отношений и зависимостей, ценностными ориентациями, нормами и правилами поведения ее членов. Характер микросреды может повлиять на взаимную криминализацию, ужесточение конфликтов в исправительном учреждении. Лидеры имеют значительное влияние на окружающих их лиц, могут способствовать формированию определенных норм и идеалов [Антонян, 2010; Евтихов, 2007], под их воздействием другие осужденные могут совершать противоправные поступки [19; 20]. Ведь лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Администрации исправительного учреждения очень важно знать всех неформальных лидеров криминальных групп и уметь их выделить, чтобы легче установить психологический контакт. Кроме того, часть срока воспитанники отбывают в пенитенциарных учреждениях для взрослых осужденных, где идет острая борьба за авторитет и неформальное лидерство. Юношеский возраст является сензитивным для развития лидерских качеств. От лидерского потенциала воспитанника зависит дальнейшая его судьба.
Проблематика лидерства и руководства является традиционной для социально-психологической науки [Адаир, 2007; Аллаярова, 2010; Корытов, 2010]. В психологии внимание отечественных и зарубежных исследователей в большей степени обращено на изучение политических лидеров, лидеров-управленцев, а также на совершенствование технологий выявления и формирования лидерских качеств и стилей, в том числе и в молодежной среде [Дубов, 2012; Ильин, 2010; Занковский, 2013; Babiak, 2017; Thoroughgood, 2018].
Однако, несмотря на высокую социальную значимость, проблема лидерства среди несовершеннолетних осужденных остается не разработанной в современной психологии. Лидерство в среде осужденных изучалось мало (Ю.М. Антонян, Е.П. Молчанова, В.Ф. Пирожков и др.) и в основном на выборках взрослых [Антонян, 2010; Молчанова, 2003; Пирожков, 2001]. А.И. Мокрецов и В.В. Новиков отмечают, что на сегодняшний день обстоятельных научных работ по проблематике пенитенциарного лидерства практически нет, не существует и эффективных моделей организации превентивной и коррекционной работы с лидерами асоциальных группировок [Мокрецов, 2006]. В психологии целый ряд работ посвящен исследованию психологических характеристик преступников, осужденных к пожизненному лишению свободы, несовершеннолетних осужденных, индивидуально-психологических качеств лидеров [Екимова, 2014; Лихачева, 2017; Яковлева, 2014].
Изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, акцентуаций и других черт их характера показывает, что осужденные существенно не отличаются от законопослушных граждан. Различия обнаруживаются в особенностях проявления ценностных ориентаций, психических состояний и статусно-групповой принадлежности. Многие исследователи находят общие качества личности у несовершеннолетних и взрослых преступников [Мокрецов, 2006; Молчанова, 2003].
Данные о лидерских стилях, ролевой дифференциации лидерства, факторах становления лидеров, их характерных особенностях, полученные в среде менеджеров, политиков, молодежных лидеров не проверялись на возможность использования их в психологической и оперативной работе в пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних. В психологии существует огромное количество теорий, объясняющих феномен лидерства, его природу, качества лидера, в их числе: теории лидерских черт, ситуативные теории, личностно-ситуативные теории, теории «ожидания–взаимодействия», мотивационные теории, харизматические и трансформационные теории [Адаир, 2007; Аллаярова, 2010; Корытов, 2010; Liang, 2013; Thoroughgood, 2018]. В последнее время исследователи все больше обращают внимание на роль эмоций в отношениях «лидер–последователь». «Эмоциональные лидеры» в любой сфере жизнедеятельности (управления, политики и др.) отличаются не только силой характера, волей, настойчивостью, но и умением вдохновлять, воодушевлять, поддерживать высокую мотивацию, направлять и управлять психическим состоянием группы. Лидерство, по своей сути, является эмоциональным процессом, в котором лидеры проявляют эмоции и пытаются вызвать эмоции у своих членов. И роль эмоционального интеллекта в понимании и осознании эмоций, управлении ими велика [ Батаева, 2016; Белоконь, 2008; Гоулман, 2012; Dasborough, 2002; Liang, 2013; Johnson, 2008].
Целью данной работы явилось изучение особенностей ролевой дифференциации лидерства среди несовершеннолетних осужденных, выявление социально-психологических качеств формальных и неформальных лидеров, деловых и эмоциональных лидеров [Евтихов, 2007]. Учитывая психологические особенности несовершеннолетних, мы предположили, что наряду с традиционными социально-психологическими характеристиками лидера (наличие лидерского стиля, склонностей, организаторских и коммуникативных умений) ведущими являются качества эмоционального интеллекта, а именно, способности понимать эмоциональное состояние и оказывать психологическое воздействие на состояние как свое собственное, так и окружающих людей. Хотя лидерство и основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе, среди несовершеннолетних особенно высоко должны оцениваться способности эмоционального воздействия на другого человека.
Программа исследования
В исследовании приняли участие 60 юношей, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России, в возрасте от 16 до 18 лет. Все они имеют первую судимость и находятся в колонии от 8 месяцев до 2,5 лет за совершение различных преступлений: вымогательство, разбой, грабеж, насильственные действия сексуального характера, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, незаконное приобретение и хранение наркотических веществ. Для оценки социально-психологических качеств несовершеннолетних осужденных использовались методики изучения лидерского стиля Р. Бейлза–К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас), диагностики лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина, коммуникативного контроля М. Шнайдера. Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла позволила выявить способности понимать эмоции и управлять ими в межличностных отношениях, а прогрессивные матрицы Равена – особенности невербального интеллекта. В исследовании также учитывались данные наблюдений психологов учреждений и воспитателей несовершеннолетних осужденных. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows с использованием непараметрического критерия Манна–Уитни и факторного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью изучения особенностей ролевой дифференциации были выделены две группы несовершеннолетних осужденных: лидеры (22 чел.) и ведомые (38 чел.). В качестве экспертов выступили психологи и воспитатели, которые оценивали юношей по ряду критериев: уровню активности несовершеннолетнего осужденного; участию в мероприятиях, проводимых в колонии, в качестве организатора; умениям устанавливать контакты; отношению к окружающим, администрации; степени влияния несовершеннолетнего осужденного на других осужденных.
Группа лидеров неоднородна и состоит из формальных (10 человек) и неформальных лидеров (12 человек). Формальные лидеры выделяются только в деловой сфере и имеют позитивную направленность, поскольку выдвигаются и поддерживаются администрацией и сотрудниками исправительного учреждения. Неформальные лидеры могут быть разной направленности: позитивные и негативные, деловые и эмоциональные, направленные на эмоциональную поддержку группы.
Социально-психологический портрет «лидеров» несовершеннолетних осужденных. Первая задача состояла в том, чтобы составить социально-психологический портрет лидеров и выявить различия между социально-психологическими качествами формальных и неформальных лидеров. Результаты по всем методикам и значимость их различий между группами представлены в табл. 1.
В результате проведенной диагностики был составлен портрет типичного лидера несовершеннолетних осужденных. Лидер сочетает оба стиля лидерского поведения, но все же в большей степени ориентирован на задачу (хср=8,945; S=0,596), чем на взаимоотношения (хср=5,889; S=0,604). Он обладает среднем уровнем лидерских способностей (хср=30,227; S=2,959), коммуникативных умений (хср=0,62; S=0,066).
Несовершеннолетние осужденные лидеры стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, однако их стремления не отличаются высокой устойчивостью. А вот организаторские умения сформированы у них на высоком уровне (хср=0,737; S=0,02): они способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а в соответствии с внутренними побуждениями.
Выявлен и высокий коммуникативный контроль (хср=7,136; S=0,83), что означает, что лидер постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций. Что касается эмоционального интеллекта, то уровень его развития – средний (хср=46,045; S=3,273). На среднем уровне у них развиты и эмоциональная осведомленность (хср=11; S=1,826), и управление своими эмоциями (хср=9,136; S=2,054), и самомотивация (хср=10,45; S=1,71). Таким образом, лидеры несовершеннолетних осужденных способны направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей.
Таблица 1
Средние значения выраженности социально-психологических качеств у лидеров, неформальных и формальных лидеров и значимость их различий
|
Показатели |
Средние значения |
U эмп. |
p |
||
|
Л |
НФЛ |
ФЛ |
|||
|
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас) |
|||||
|
Лидерский стиль, ориентированный на задачу |
8,945 |
9,29
|
8,5 |
18 |
< 0,01 |
|
Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения |
5,889 |
6,07 |
5,67 |
60 |
>0,05 |
|
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера |
|||||
|
Уровень коммуникативного контроля |
7,136 |
5,58 |
9 |
0 |
< 0,01 |
|
Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого |
|||||
|
Выраженность лидерских способностей |
30,227 |
28,67
|
32,1 |
20,5 |
< 0,01 |
|
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина |
|||||
|
Коммуникативные умения |
0,62 |
0,677 |
0,553 |
0 |
< 0,01 |
|
Организаторские умения |
0,737 |
0,726 |
0,75 |
21 |
< 0,01 |
|
Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла |
|||||
|
Эмоциональная осведомленность |
11 |
9,5 |
12,8 |
0 |
< 0,01 |
|
Управление своими эмоциями |
9,136 |
10,83 |
7,1 |
0 |
< 0,01 |
|
Самомотивация |
10,45 |
9,25 |
11,9 |
0 |
< 0,01 |
|
Эмпатия |
7,545 |
10,25 |
4,3 |
0 |
< 0,01 |
|
Распознавание эмоций других людей |
7,909 |
8,58 |
7,1 |
53,5 |
>0,05 |
|
Интегративный уровень эмоционального интеллекта |
46,045 |
48,58 |
43 |
0 |
< 0,01 |
|
Тест Равена |
|||||
|
Невербальный интеллект |
95,14 |
95,67 |
94,5 |
55 |
>0,05 |
Примечание: Л – лидер, НФЛ – неформальный лидер, ФЛ – формальный лидер, U эмп. – значение по критерию Манни–Уитни, p – уровень значимости.
На низком уровне развития у представителей данной группы находятся эмпатия (хср=7,545; S=3,262) и распознавание эмоций (хср=7,909; S=2,448), что говорит о трудностях сопереживания. Воспитанники в большей степени эгоистичны, способны заботиться только об удовлетворении своих повседневных нужд. Невербальный интеллект лидеров – в пределах средних значений (хср=95,14; S=2,748).
Между формальными и неформальными лидерами есть значимые различия по ряду качеств. Неформальные лидеры, по их самоотчетам, более ориентированы на решение задачи, чем формальные лидеры. Их эмоциональный интеллект развит лучше: они лучше «чувствуют» другого человека, лучше управляют своими эмоциями, их коммуникативные умения развиты лучше. Однако у формальных лидеров лучше развита самомотивация и эмоциональная осведомленность. Они считают, что являются хорошими организаторами. Лидерские способности и коммуникативный контроль развиты в более высокой степени, чем у неформальных лидеров. Возможно, такие результаты связаны с условиями проявления лидерских качеств: формальные лидеры выдвинуты и поддерживаются администрацией пенитенциарного учреждения, в то время как неформальные лидеры могут по разным причинам не «выпячивать» себя и свои способности. Кроме того, судя по полученным результатам, неформальные лидеры постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Вторая задача состояла в изучении социально-психологических качеств последователей лидеров осужденных.
Социально-психологический портрет «ведомых» несовершеннолетних осужденных. Средние значения выраженности социально-психологических качеств у ведомых осужденных представлены в табл. 2. Юноши, не занимающие лидерских позиций, характеризуются одинаковой ориентированностью как на задачу (хср=7,59; S=0,935), так и на отношения (хср=7,75; S=0,082). Лидерские способности выражены у них немного лучше, чем у юношей-лидеров, хотя и соответствуют среднему уровню (хср=31,5; S=2,14). Коммуникативные (хср=0,797; S=0,05) и организаторские умения (хср=0,826; S=0,021), согласно результатам, сформированы на очень высоком уровне: они испытывают потребность в общении и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами.
Таблица 2
Средние значения показателей социально-психологических качеств лидеров и ведомых и значимость их различий между ними
|
Показатели |
Средние значения |
U эмп. |
p |
|
|
Группа лидеров |
Группа ведомых |
|||
|
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В.Бендас) |
||||
|
Лидерский стиль, ориентированный на задачу |
8,945 |
7,59 |
118,5 |
< 0,01 |
|
Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения |
5,889 |
7,75 |
0 |
< 0,01 |
|
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера |
||||
|
Уровень коммуникативного контроля |
7,136 |
7,21 |
415,5 |
>0,05 |
|
Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого |
||||
|
Выраженность лидерских способностей |
30,227 |
31,5 |
327 |
>0,05 |
|
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина |
||||
|
Коммуникативные умения |
0,62 |
0,797 |
21 |
< 0,01 |
|
Организаторские умения |
0,737 |
0,826 |
0 |
< 0,01 |
|
Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла |
||||
|
Эмоциональная осведомленность |
11 |
6,895 |
183 |
< 0,01 |
|
Управление своими эмоциями |
9,136 |
4,84 |
191 |
< 0,01 |
|
Самомотивация |
10,45 |
9,158 |
367,5 |
>0,05 |
|
Эмпатия |
7,545 |
8,526 |
368 |
>0,05 |
|
Распознавание эмоций других людей |
7,909 |
9,18 |
238 |
< 0,01 |
|
Интегративный уровень эмоционального интеллекта |
46,045 |
38,45 |
117 |
< 0,01 |
|
Тест Равена |
||||
|
Невербальный интеллект |
95,136 |
92,868 |
213,5 |
< 0,05 |
Уровень коммуникативного контроля у этих воспитанников высокий (хср=7,21; S=1,63): они постоянно следят за выражением своих эмоций. При этом отмечается пониженный уровень эмоционального интеллекта (хср=38,45; S=4,897), неразвитые умения управлять своими эмоциями (хср=4,84; S=4,408), плохое осознание и понимание своих эмоций (хср=6,895; S=3,547). Им трудно идентифицировать свои эмоции и мотивацию при принятии решений (хср=9,158; S=3,59), узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности. Сочетание высокого уровня коммуникативного контроля с низким уровнем управления своими эмоциями, возможно, связано с некритичностью в отношении собственных качеств. Невербальный интеллект ведомых юношей находится в пределах средних значений (хср=92,868; S=1,74).
Применение критерия Манни–Уитни позволило выявить значимые различия по многим социально-психологических качествам между группами (см. табл. 2). Так, лидеры ориентированы, в первую очередь, на выполнение задачи, а ведомые в большей степени – на взаимоотношения в группе. Коммуникативные и организаторские умения сформированы у лидеров хуже, чем у их последователей, но при этом они значительно лучше эмоционально осведомлены, управляют своими эмоциями.
Хотя лидеры хуже распознают эмоции, но, в целом, их уровень эмоционального и невербального интеллекта значительно выше, чем у несовершеннолетних осужденных, не являющихся лидерами. По уровню коммуникативного контроля и наличию лидерских способностей группы не различаются.
На первый взгляд, в исследовании получены результаты, противоречащие традиционным представлениям о лидере как человеке, обладающим набором конкретных качеств и умений.
Какие же качества относятся к лидерским? По методике «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, лидерские способности включают в себя такие качества, как воля, настойчивость, терпеливость, инициативность, независимость, психическая устойчивость, критичность и самокритичность, надежность, стрессоустойчивость, решительность и др. [Жариков, 2002].
Эти качества, сочетающиеся с утратой духовно-нравственных ценностей, нарушением божественных заповедей, регулирующих поведение человека по отношению к Богу и к другому человеку («возлюби ближнего как самого себя», «не убий», «не кради», «не завидуй», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» и др.), оказываются необходимыми для совершения преступления. При решении задач ресоциализации и воспитании осужденных необходимо пробуждать духовное Я в человеке, его совесть, формировать духовно-нравственные качества, ориентировать на поиск высших ценностей и смыслов существования. Их утрата, а также греховные поступки, действия, становятся источником не только нарушения духовно-психологического и психофизического здоровья человека, но и деформации его личности [Котенева, 2013].
Вместе с тем, эти характеристики не являются прогностическими для выявления лидера в среде несовершеннолетних осужденных, так как они присущи в одинаковой степени и лидерам, и их последователям. Таковыми, скорее, выступают качества эмоционального интеллекта, которые позволяют более точно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями, оказывать психологическое воздействие на окружающих.
С целью выявления структуры социально-психологических качеств лидеров и ведомых была проведена факторизация полученных данных методом главных компонент с помощью программы SPSS 11.5 for Windows.
Факторная структура социально-психологических качеств лидера несовершеннолетних осужденных. Факторные нагрузки показателей социально-психологических качеств представлены в табл. 3.
Генеральный фактор 1 (% дисперсии 54,43) включает 9 социально-психологических качеств и является биполярным. Так, на одном полюсе группируются такие показатели, как эмоциональный интеллект (r= 0,983), эмпатия (r= 0,974), коммуникативные умения (r= 0,968), лидерский стиль, ориентированный на задачу (r= 0,983), распознавание эмоций других людей (r= 0,727), управление своими эмоциями (r= 0,700), а на другом полюсе – самомотивация (r= -0,947), эмоциональная осведомленность (r= -0,925) и коммуникативный контроль (r= -0,753).
Этот фактор получил название «Качества делового лидера» и объясняет, благодаря каким качествам несовершеннолетний осужденный способен объединить окружающих для решения деловой задачи. Так, чем более выражен лидерский стиль, ориентированный на задачу, тем лучше у лидера сформированы коммуникативные умения, выражена эмпатия к другому человеку, наблюдается повышение общего уровня эмоционального интеллекта, умения быть эмоционально гибким, а также оказываются более развитыми способности оказывать психологическое воздействие на состояние другого человека.
Таблица 3
Факторные нагрузки социально-психологических качеств лидера несовершеннолетних осужденных
|
Показатели |
Факторы |
||
|
1 |
2 |
3 |
|
|
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас) |
|||
|
Лидерский стиль, ориентированный на задачу |
0,892673 |
0,220211 |
0,110221 |
|
Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения |
-0,14374 |
-0,97511 |
|
|
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера |
|||
|
Уровень коммуникативного контроля |
-0,75339 |
0,561082 |
|
|
Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого |
|||
|
Выраженность лидерских способностей |
-0,15208 |
0,964598 |
|
|
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина |
|||
|
Коммуникативные умения |
0,967511 |
-0,20469 |
|
|
Организаторские умения |
-0,19441 |
0,928529 |
|
|
Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла |
|||
|
Эмоциональная осведомленность |
-0,92492 |
0,264188 |
|
|
Управление своими эмоциями |
0,700192 |
-0,66463 |
-0,13706 |
|
Самомотивация |
-0,94742 |
|
-0,16045 |
|
Эмпатия |
0,974497 |
-0,15919 |
|
|
Распознавание эмоций других людей |
0,726713 |
0,653862 |
|
|
Интегративный уровень эмоционального интеллекта |
0,982728 |
|
|
|
Тест Равена |
|||
|
Невербальный интеллект |
|
|
0,992727 |
Вместе с тем высокий уровень сформированности этих качеств и умений сопровождается снижением общей эмоциональной осведомленности, непониманием своих эмоций и чувств, своего состояния, способностей управлять собственными эмоциями и контролировать свое поведение в межличностном общении. То есть деловым лидером становится несовершеннолетний осужденный, который настроен на окружающих, умеет считывать их эмоции и воздействовать на их психическое состояние. При этом непонимание собственных чувств, эмоций не становится преградой в выдвижении группой его в качестве делового лидера.
Фактор 2 «Качества эмоционального лидера» (% дисперсии 31,67) состоит из 4 шкал и также является биполярным: лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения (r= -0,975), управление своими эмоциями (r= -0,665) и лидерские способности (r= 0,965), организаторские умения (r= 0,929), распознавание эмоций других людей (r= 0,653), уровень коммуникативного контроля (r= 0,561).
Для эмоционального лидера, ориентированного на межличностные отношения, в большей степени характерны эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость, умение произвольно управлять своими эмоциями. Однако чем выше развиты эти качества, тем хуже выражены лидерские способности, организаторские умения, умения воздействовать на других людей и контролировать свое поведение в общении. Деловой и эмоциональный лидеры обладают прямо противоположными качествами.
Фактор 3 «Невербальный интеллект» (% дисперсии 8,16) включил одноименную шкалу и представляет собой самостоятельный фактор.
Факторная структура социально-психологических качеств ведомых несовершеннолетних осужденных. Факторные нагрузки показателей социально-психологических качеств представлены в табл. 4.
Генеральный фактор 1 «Качества ведомых осужденных» (% дисперсии 70,41) включает 11 показателей и является биполярным. На положительном полюсе находятся такие качества, как управление своими эмоциями (r= 0, 953), самомотивация (r= 0,947), интегративный уровень эмоционального интеллекта (r= 0,946), уровень коммуникативного контроля (r= 0,943), лидерские способности (r= 0,927), организаторские умения (r= 0,910), распознавание эмоций других людей (r= 0,731).
Этим качествам противодействуют: лидерский стиль, ориентированный на задачу (r= -0, 977), лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения (r= -0,979), эмоциональная осведомленность (r= -0, 946), эмпатия (r= -0,708). Этот фактор объясняет, почему несовершеннолетние осужденные, стремящиеся стать лидерами, ими не становятся.
Таблица 4
Факторные нагрузки социально-психологических качеств ведомых несовершеннолетних осужденных
|
Показатели |
Факторы |
|
|
1 |
2 |
|
|
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас) |
||
|
Лидерский стиль, ориентированный на задачу |
-0,97675 |
-0,156 |
|
Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения |
-0,97888 |
-0,1511 |
|
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера |
||
|
Уровень коммуникативного контроля |
0,942807 |
|
|
Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого |
||
|
Выраженность лидерских способностей |
0,92734 |
0,139988 |
|
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина |
||
|
Коммуникативные умения |
0,187646 |
0,57113 |
|
Организаторские умения |
0,909742 |
0,206462 |
|
Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла |
||
|
Эмоциональная осведомленность |
-0,94617 |
-0,13352 |
|
Управление своими эмоциями |
0,95296 |
0,110437 |
|
Самомотивация |
0,946646 |
0,215843 |
|
Эмпатия |
-0,70775 |
-0,39583 |
|
Распознавание эмоций других людей |
0,730698 |
0,197795 |
|
Интегративный уровень эмоционального интеллекта |
0,946442 |
0,193631 |
|
Тест Равена |
||
|
Невербальный интеллект |
|
0,823468 |
С одной стороны, использование лидерского стиля в общении, как ориентированного на задачу, так и на взаимоотношения, основано на эмпатии, понимании своих эмоций и чувств.
Однако одновременно с этим ведомые осужденные отличаются эмоциональной ригидностью, неумением управлять своими эмоциями, пониженным уровнем эмоционального интеллекта, неумением контролировать себя в общении, оказывать воздействие на эмоциональное состояние окружающих, а также невыраженными лидерскими способностями и организаторскими умениями.
Фактор 2 «Интеллектуальная основа коммуникативных умений» (% дисперсии 10,96) включил шкалы: невербальный интеллект (r= 0,823) и коммуникативные умения (r= 0,571).
Уровень сформированности коммуникативных умений во много определяется уровнем невербального интеллекта. Чем лучше несовершеннолетние оперируют невербальной информацией, тем успешнее они устанавливают межличностные отношения. Результаты факторного анализа выявили существенные различия между лидерами и ведомыми по структуре социально-психологических качеств.
Выводы
1. Среди несовершеннолетних осужденных выделяются формальные и неформальные лидеры, а также ведомые. Формальные лидеры выделяются только в деловой сфере и имеют позитивную направленность, поскольку выдвигаются и поддерживаются администрацией и сотрудниками исправительного учреждения. Неформальные лидеры имеют разную направленность: позитивную и негативную, предполагающую решение задач или эмоциональную поддержку группы.
2. Формальные лидеры, по сравнению с неформальными лидерами, лучше понимают свое состояние, осознают эмоции и демонстрируют эмоциональную гибкость. У них сильнее проявляются лидерские способности и коммуникативный контроль. Однако неформальные лидеры более ориентированы на решение задачи, их эмоциональный интеллект развит лучше: они глубже «чувствуют» другого человека, умело управляют своими эмоциями, их коммуникативные умения развиты лучше.
3. Лидеры ориентированы в первую очередь на выполнение задачи, а ведомые в большей степени ориентированы на взаимоотношения в группе. Прогностическими качествами для выявления лидера в среде несовершеннолетних осужденных являются не лидерские склонности, а такие качества эмоционального интеллекта, которые позволяют более точно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями, оказывать психологическое воздействие на психическое состояние окружающих. Деловой и эмоциональный лидеры обладают прямо противоположными качествами. Деловым лидером становится тот несовершеннолетний осужденный, который хорошо понимает эмоции других и может оказывать на них психологическое воздействие. Эмоциональным лидером становится тот, кто проявляет эмоциональную гибкость, умение произвольно управлять своими эмоциями, а не эмоциями других людей.
4. Результаты исследования могут быть использованы при решении задач, связанных с психологическим сопровождением осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России, их ресоциализацией и воспитанием.