Подразделения психологической работы в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования системы МВД России[Бородина, 2016] в своем развитии прошли длинный путь. Создание, формирование и совершенствование системы психологической работы является стратегической задачей в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов органов внутренних дел Российской Федерации[Вахов, 1992].
Для объективного и всестороннего анализа генезиса психологической работы, установления основных закономерностей формирования подразделений психологической работы и систематизации разноплановых сведений, носящих исторический, нормативный правовой, методический и справочно-аналитический характер, необходимо определить соответствующую периодизацию.
В основу выделения этапов становления системы психологической работы целесообразно положить уровень сформированности субъектов этой работы и ее социальной востребованности, а также критерий содержательного, методического, кадрового и материально-технического обеспечения данного вида деятельности. С учетом изложенных особенностей проведения исторического анализа может быть выделено четыре этапа развития психологической работы в ведомственных образовательных организациях [12; 19].
Познавательно-исследовательский этап становления (до 1990 г.) — этап обоснования необходимости формулирования целей и задач психологической работы; начало ведомственных научных исследований, разработка и применение отдельных психологических практик и технологий в деятельности первых штатных психологов.
Следует отметить, что психологическая работа на данном этапе носила преимущественно познавательно-исследовательский и образовательно-прикладной характер: разрабатывались и уточнялись технологии профессионального психологического отбора и адаптации сотрудников, психологического консультирования личного состава, контроля уровня психологической подготовленности сотрудников. При этом необходимого правового закрепления проведение психологических мероприятий не находило. Не было достигнуто единства психологической теории и практики [Недбаева, 1999]: теоретические возможности психологической науки значительно опережали организацию психологической практики.
Этап определения организационно-штатного и статусного положения психологической работы в образовательных организациях (1990—1994 гг.). Для данного этапа характерно создание в отдельных школах милиции специализированных подразделений, на которые была возложена обязанность реализации психофизиологического отбора кандидатов на службу, обучение, психологическое сопровождение воспитательного процесса, проведение научно-исследовательских работ по психологической тематике [Усачева, 2013].
На данном этапе развития службы происходило формирование кадрового потенциала подразделений психологической работы. Деятельность психолога в основном была направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращались учащиеся, их родители, профессорско-преподавательский и командно-строевой состав (реализовывалась по запросу). Охват личного состава психологическими мероприятиями был незначителен (5—10%) [Ульянина, 2017].
Подчиненность психологов научно-исследовательским и редакционно-издательским отделам делала приоритетными научно-исследовательские задачи. В связи с этим психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности не являлось первостепенным.
Эти особенности организации психологической работы впоследствии послужили основанием для совершенствования ее организационно-штатной структуры путем изменения названия подразделений на «подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса» и их переподчинение кадровому аппарату [Вахов, 1992].
Этап формирования целостной системы и концепции психологической работы (1994—2000 гг.). На этом этапе происходит оптимизация организационно-штатной структуры психологической службы, правового определения содержания психологической работы, совершенствование ее форм и методов как целостного направления деятельности.
В результате передачи психологов от подчинения научно-исследовательским и редакционно-издательским отделам в кадрово-воспитательный аппарат акцент в их деятельности сместился с решения научно-исследовательских и методических задач на практическую работу с личным составом, которая преимущественно охватывала учебно-воспитательный процесс.
Несмотря на имеющие место реальные успехи в развитии ведомственной психологической службы, в тот период остро ощущалась потребность в улучшении координации деятельности психологов, научной организации их труда, в методическом и материально-техническом обеспечении.
Этап научно-методологического совершенствования всех направлений деятельности подразделений психологической работы (с 2000 г. по настоящее время). Данный этап характеризуется высокой динамикой позитивных преобразований в психологической службе, в результате которых психологическая работа предстает не как вспомогательное звено в работе с личным составом, а как один из основных элементов целостной системы формирования личности сотрудника, действенных инструментов повышения эффективности служебной деятельности [Ульянина, 2017б; Федеральный закон от].
С 2003 г. психологи ОВД в работе с личным составом активно начали использовать специальное психодиагностическое и психокоррекционное оборудование [Сведения о состоянии, 2019]. На современном этапе развития в составе подразделений по работе с личным составом образовательных организаций работают 180 психологов, которые в своей деятельности используют 69 полиграфов, 56 аппаратно-программных психодиагностических комплексов и 78 кабинетов психологической регуляции. Средняя служебная нагрузка на одного психолога составляет 196 курсантов, слушателей и сотрудников, что значительно ниже аналогичной нагрузки в территориальных органах (около 300 сотрудников) [Ульянина, 2018а].
Эти цифры, характеризующие статическую модель психологической работы, свидетельствуют о достаточности ресурсов для успешного выполнения ее задач. Психологическая работа в образовательных организациях является одним из компонентов системы образования, главной целью которой является формирование у курсантов и сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, позитивной мотивации к обучению, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению учебных и служебных задач, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития, профилактика условий возникновения подобных нарушений.
Одной из важнейших задач подразделений психологической работы является профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение, позволяющий объективно оценить уровень сформированности личностных и профессиональных качеств абитуриентов, необходимых для успешной учебной и служебной деятельности, а также наличие/отсутствие факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения [Бородина, 2016; Виноградов, 2014; Дашко, 2016; Дашко, 2015]. Так, в 2018 г. в образовательных организациях профессиональный психологический отбор прошли 5 684 кандидатов на службу, из них:
-
98 (1,7%) отнесены к первой категории профессиональной пригодности (рекомендуются в первую очередь);
-
3 068 (54%) — ко второй категории (рекомендуются);
-
2 063 (36,3%) — к третьей категории (рекомендуются условно);
-
455 (8%) — к четвертой категории (не рекомендуются, не способны выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел) [Кубышко, 2017а; Сведения о состоянии, 2019].
В числе кандидатов на обучение, отнесенных к четвертой категории профессиональной пригодности, были выявлены лица, потребляющие в немедицинских целях наркотические средства, склонные к противоправному поведению, имеющие низкий уровень развития личностных и профессиональных качеств. Таким образом, выстроенная система профессионального психологического отбора в образовательных организациях позволяет принимать взвешенные кадровые решения [Виноградов, 2018; Караваев, 2015; Крук, 2016; Постановление Правительства РФ].
В целях дальнейшего совершенствования организации психологической работы требуют скорейшего научного осмысления причины и условия отчислений курсантов из образовательных организаций на первом году обучения, а также меры по снижению существующей негативной тенденции. Важно понять, почему образовательная среда ведомственных вузов является для отдельных курсантов в социально-психологическом смысле некомфортной. Практическая значимость и актуальность данной работы обусловлена значительным ростом числа отчисленных первокурсников за последние четыре года (с 101 в 2015 г. до 161 в 2018 г.) [9; 15; 17].
В ходе инспектирования сотрудниками ДГСК МВД России и оценки основных показателей эффективности деятельности образовательных организаций проводится анкетирование курсантов относительно степени их удовлетворенности качеством образовательной подготовки, материально-бытовыми и социальными условиями в ведомственном вузе. Данные исследования позволяют своевременно выявить негативные тенденции в учебных коллективах.
Разумеется, управленческая деятельность руководства образовательных организаций, командиров учебных групп и преподавателей предусматривает в качестве одной из функций предупреждение возникновения указанных негативных явлений.
Вместе с тем, анализ практической деятельности показывает, что строевые командиры в ряде случаев формально выполняют свои управленческие функции, действуя исключительно административно-командными методами. Зачастую наблюдается их недостаточная активность в изучении индивидуальных особенностей курсантов и характера отношений в коллективах, слабое знание фактического положения дел в подчиненных им подразделениях.
Далеко не всегда командиры учебных групп обладают достаточной педагогической и психологической подготовкой, необходимой для работы в молодежных коллективах. Этим объясняются серьезные ошибки в их деятельности, связанной с организацией педагогической профилактики существующих социально-психологических проблем.
Помимо прочего, анализируя учебные планы гражданских вузов, ведущих подготовку юристов в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по направлению «Юриспруденция 3+», следует отметить, что в связи с принятием нового стандарта произошло не только снижение статуса дисциплины «Юридическая психология» (перевод из базовой в факультативную), но и сокращение объема часов на ее преподавание [Поздняков, 2017].
Данная ситуация характерна для таких направлений подготовки (специальностей), как 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная экспертиза».
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) не только не предполагает изучение дисциплин психологического профиля при реализации базовой части программы бакалавриата, но и не предусматривает, что в результате освоения данной программы у выпускника будут сформированы какие-либо компетенции, связанные с пониманием психологических механизмов криминального поведения, применением при решении профессиональных задач психологических методов, средств и приемов.
Вместе с тем зарубежный опыт подготовки юристов свидетельствует, что в XXI столетии во многих университетах тенденцией становится расширенное ознакомление обучающихся с достижениями психологии на всех уровнях вузовской подготовки. Опросы отечественных юристов, работающих в правоохранительных органах и в гражданской сфере, свидетельствуют, что более 90% респондентов считают важным обеспечить целенаправленное повышение профессионально-психологической культуры выпускников юридических факультетов отечественных вузов [Поздняков, 2017].
Решение проблем формирования необходимой психологической готовности сотрудников, не имеющих ведомственного образования, к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, а также их психологической устойчивости в сложных и экстремальных условиях возможно путем активизации психологической работы с сотрудниками в период их профессиональной («первоначальной») подготовки на основе использования научно-обоснованных подходов [Тренинги в профессиональной, 2018; Ульянина, 2018б; Ульянина, 2017а; Федотов, 2014].
В этих целях ДГСК МВД России разработаны и направлены в территориальные органы и образовательные организации методические рекомендации «Психологическая работа с сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, в период профессионального обучения». Их реализация в ходе профессиональной подготовки позволит обеспечить:
- развитие таких интегральных характеристик личности сотрудников, как психологическая устойчивость и самоэффективность;
- формирование индивидуальных особенностей, предопределяющих социально-психологическую компетентность: психологическую наблюдательность; коммуникативную гибкость при выполнении служебных задач, реализации конфликтно-профилактического поведения;
- приобретение компетенций, связанных с пониманием психологических механизмов криминального поведения, применением при решении служебных задач психологических методов, средств и приемов.
В данных методических рекомендациях раскрывается содержание психологической работы с сотрудниками ОВД[Виноградов, 2014] в период профессионального обучения по образовательным программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский», определяются основные организационно-методические мероприятия, способствующие их личностно-профессиональному развитию.
Рекомендации охватывают этапы изучения личностных и профессиональных качеств сотрудников, адаптации обучающихся к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально важных (значимых) личностных качеств, подготовки сотрудников к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.
Психологическая работа с сотрудниками, направленными на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» по очной форме, проводится психологами образовательных организаций, центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях[Виноградов, 2018].
Таким образом, на протяжении всего периода существования подразделений психологической работы в образовательных организациях наблюдалась положительная динамика как в отношении наращивания кадрового, научно-методического, правового, материально-технического потенциала, так и в отношения расширения спектра решаемых психологами задач. Следует отметить, что возникновение новых направлений психологической работы, безусловно определяются запросами практики в качественном отборе кандидатов на службу, подготовке сотрудников и прогнозировании их последующей успешной профессиональной деятельности. Решение обозначенных проблем создает условия для поддержания надлежащего уровня морально-психологического состояния личного состава, укрепления служебной дисциплины и позволяет достичь главной цели психологов образовательных организаций, заключающейся в качественном влиянии на подготовку компетентных специалистов в сфере правоохранительной деятельности.
[Бородина, 2016] Далее — «образовательные организации».
[Вахов, 1992] Далее — ОВД.
[Виноградов, 2014] Далее — «сотрудники».
[Виноградов, 2018] Далее — «центры профессиональной подготовки».