Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе

659

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, главными задачами которого являлось выявление особенностей ценностно-смысловой сферы у студентов, обучающихся на юридическом факультете, и студентов, обучающихся на факультете психологии. Выборку составили 128 студентов, обучающихся на юридическом факультете и факультете юридической психологии. Гипотезами исследования выступили предположения о том, что, во-первых, имеются статистически значимые различия в системе жизненных смыслов, смысложизненных и карьерных ориентациях, в ведущих ценностях у студентов юридического и студентов психологического факультетов, и, во-вторых, имеется взаимосвязь смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией у студентов юридического и психологического факультетов. Авторами проведен краткий анализ особенностей формирования ценностно-смысловой сферы личности в период обучения в вузе. Полученные в исследовании результаты можно использовать при проведении индивидуального психологического консультирования со студентами, при планировании и проведении тренингов, направленных на формирование профессионального самосознания у студентов.

Общая информация

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, жизненные смыслы, смысложизненные ориентации

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090216

Для цитаты: Богданович Н.В., Щеткина Е.И., Борисова А.А., Шевцова Н.А., Моисеева Л.П. Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 232–249. DOI: 10.17759/psylaw.2019090216

Полный текст

В период обучения в высшем учебном заведении важным аспектом становления профессионала, помимо накопления и усвоения знаний, является развитие самосознания и структурирование ценностно-смысловой сферы личности студента. Учебно-профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на развитие внутреннего потенциала личности, ее мировоззрение и убеждения, и особенно ярко данная деятельность отражается на иерархической структуре ценностных ориентаций, что подтверждают исследования многих авторов, в частности, И.П. Селезневой, А.В. Соколова, И.А. Щербаковой и др. [14]. Именно на стадии профессионального обучения происходит существенная корректировка представлений о профессиональной деятельности, которая ведет к изменениям собственного профессионального образа, а также целей и ценностей [4]. Исследование различных психологических аспектов, связанных с периодом получения высшего профессионального образования, вызывает активный исследовательский интерес. Например, О.Р. Бусарова подчеркивает необходимость и актуальность изучения факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности студента [5].

Ценностно-смысловая сфера личности вызывает активный научный интерес и является объектом многочисленных научных исследований. Она рассматривается и исследуется многими авторами как функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь и др.). [2]. Являясь ядром личности, ценностно-смысловая сфера выступает регулятором поведения человека как субъекта профессиональной деятельности. И именно в период профессионального обучения происходит процесс принятия будущим специалистом профессионально значимых ценностей как личных и структурирование собственной ценностно-смысловой сферы. Как отмечает Н.Ю. Чижо, «… ценностно-смысловая сфера в профессиональном самоопределении на этапе профессионального обучения проявляет себя в отношении к профессии и учебно-профессиональной деятельности, в профессиональных выборах, профессиональной рефлексии, самооценке, в особенностях жизненной и профессиональной перспективы» [15]. Иерархия ценностно-смысловой сферы и ее относительная устойчивость выступают важными предпосылками обоснованного и самостоятельного профессионального выбора. По мере вхождения в профессию происходит «… поэтапная интериоризация, “кристаллизация” профессиональных ценностей в ценностно-смысловой сфере личности: 1-й этап — приобщение личности к ценностям профессиональной группы; 2-й этап — прогнозирование образа своего идеального профессионального будущего; 3-й этап — “осознавание” личностью смысловых ориентиров собственной профессиональной деятельности» [15]. Н.О. Леоненко подчеркивает, что осуществление профессионального поведения в выбранной сфере профессиональной деятельности непосредственно связано с содержанием системы ценностей, потребностей, мотивов и смыслов, лежащих в основе субъективного отношения к данной деятельности [10].

Профессиональная деятельность юриста имеет специфические особенности, которые предполагают принятие профессиональных ценностей на уровне личностно значимых ценностей и смыслов. В своей деятельности юрист сталкивается с необходимостью анализировать взаимоотношения людей в контексте правового поля, оценивать поступки людей с точки зрения соответствия законодательству, наблюдать самые разнообразные проявления активности граждан в наиболее кризисных ситуациях их жизни. Поэтому данная профессия предполагает высокую социальную значимость и ответственность [6].

Юридическая психология изучает закономерности и механизмы психической деятельности в сфере отношений, регулируемых правом [13]. Следовательно, профессиональная деятельность юридического психолога нацелена на оказание психологической помощи в сфере действия правовых отношений. Н.В. Богданович и В.А. Чернушевич к модели профессиональной деятельности юридического психолога относят такие компоненты, как первичная профилактика правонарушений; психологическое сопровождение подростков, совершивших правонарушение, и психологическая реабилитация [3]. Практическая деятельность в сфере юридической психологии предъявляет высокие требования к личности профессионала, к уровню развития его профессионально важных качеств [9].

Следовательно, научный интерес вызывает исследование особенностей ведущих смысложизненных и карьерных ориентаций, жизненных смыслов и ценностей как компонентов ценностно-смысловой сферы, выступающих регуляторами будущей профессиональной деятельности специалистов в сфере юриспруденции и юридической психологии.

Целью эмпирического исследования стало выявление особенностей в системе жизненных смыслов, смысложизненных и карьерных ориентациях, в ведущих ценностях у студентов, обучающихся на психологическом и юридическом факультетах, и выявление статистически значимых различий в выраженности структурных компонентов ценностно-смысловой сферы.

Гипотезы исследования.

1. Имеются статистически значимые различия в системе жизненных смыслов, смысложизненных и карьерных ориентациях, в ведущих ценностях у студентов юридического психологического факультетов.

2. Имеется взаимосвязь смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией у студентов юридического психологического факультетов.

Выборку составили 128 студентов, 64 из которых обучаются на юридическом факультете   Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), 64 студента — на факультете юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ. Возраст испытуемых — от 19 до 24 лет. Используемые методы — тестовые опросники и методы математической статистики (непараметрический критерий U Манна—Уитни, корреляционный критерий Спирмана). В соответствии с целью исследования были выбраны следующие методики: методика исследования системы жизненных смыслов (СЖС) В.Ю. Котлякова (в зависимости от полученной суммы ранговых значений по каждой из категорий оценивалась представленность каждой из категорий в личной системе жизненных смыслов); тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО); «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова); «Ценностный опросник» (ЦО) Ш. Шварца; методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).

При помощи методики исследования системы жизненных смыслов (СЖС) В.Ю. Котлякова было выявлено наличие статистически значимых различий в представленности разных смысловых категорий в системе жизненных смыслов у студентов-психологов и студентов-юристов (в табл. 1 представлены средние значения и значения, полученные с применением U-критерия Манна—Уитни). Из восьми категорий жизненных смыслов (альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, статусные, коммуникативные, семейные, когнитивные, самореализации), исследуемых данной методикой, статистически значимые различия между студентами-юристами и студентами-психологами выявлены по следующим категориям: альтруистические жизненные смыслы; жизненные смыслы, связанные с самореализацией; статусные жизненные смыслы и когнитивные жизненные смыслы.

Таблица 1

Сравнительный анализ выраженности жизненных смыслов по группам
студентов разных курсов

Жизненные смыслы

Юристы

Психологи

U-критерий

Среднее ранговое значение

Стандартное отклонение

Среднее ранговое значение

Стандартное отклонение

Альтруистические

15,78

5,20

10,04

4,46

,000**

Экзистенциальные

11,23

5,62

11,92

4,98

,484

Гедонистические

10,76

5,31

10,50

5,04

,733

Самореализации

7,78

4,60

12,15

5,64

,000**

Статусные

9,75

4,37

12,81

7,00

,009**

Коммуникативные

9,34

4,57

10,25

6,05

,432

Семейные

12,00

6,96

11,81

6,09

,973

Когнитивные

11,46

6,70

9,17

5,34

,042*

Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.

Анализ полученных средних значений по обеим группам выявил, что для студентов-психологов ведущими жизненными смыслами являются когнитивные и альтруистические жизненные смыслы, а для студентов-юристов — жизненные смыслы самореализации, статусные и коммуникативные смыслы. Показатели по остальным категориям распределились в зоне нейтральных значений.

У студентов, обучающихся на психологическом факультете, в системе жизненных смыслов в большей степени присутствует потребность бескорыстно помогать другим людям, оказывать содействие в достижении общего блага, пренебрегая собственной выгодой. Возможно, это объясняется в том числе тем, что профессия психолога относится к «помогающим» профессиям и в процессе профессионального обучения студенты ориентированы на работу с разными категориями клиентов, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Также у студентов-психологов выражена потребность в познании жизни, анализе противоречий окружающего мира и собственной личности, поиске причин и смысла происходящего.

У студентов-юристов в большей степени, чем у студентов-психологов, выражены жизненные смыслы, основанные на потребности человека занимать высокое положение в обществе, строить карьеру, добиваться успеха и признания в глазах окружающих, реализовывать свои способности и возможности в будущей профессиональной деятельности. Они более ориентированы достижение высокого статуса, престиж будущей профессии и реализацию потребности общения с другими людьми. Полученные результаты перекликаются с результатами исследования, проведенного В.Е. Петровым и Д.П. Харитиди. Согласно полученным в исследовании данным, понимание студентами-юристами престижа профессии является ведущей мотивационной составляющей на всех стадиях профессионального обучения, получаемого с целью удовлетворить желание социального благополучия и признания [12].

Смысложизненные ориентации студентов были исследованы с помощью методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (СЖО). Согласно Д.А. Леонтьеву, смысложизненные ориентации как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности, задают вектор и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей-ценностей [11]. В период профессионального обучения происходит становление студента как субъекта собственного развития, способного определять перспективы профессионального роста и осознавать свои жизненные цели. По мнению Н.И. Аркаевой, профессиональное образование для студентов становится средой, которая создает благоприятные условия для формирования у них смысложизненных ориентаций самоопределения и саморазвития [1]. В табл. 2 представлены среднегрупповые результаты по выраженности смысложизненных ориентаций у студентов-юристов и студентов-психологов.

Таблица 2

Сравнительный анализ выраженности смысложизненных ориентаций по группам студентов юридического и психологического факультетов

Смысложизненные ориентации

Студенты-юристы

Студенты-психологи

U-критерий

Среднее

Стандартное отклонение

Среднее

Стандартное отклонение

Цели в жизни

17,12

10,70

16,15

8,92

,956

Процесс жизни

25,54

10,48

17,84

9,11

,000**

Результативность жизни

23,59

9,66

20,12

9,53

,014*

Локус контроля «Я»

19,51

7,85

17,70

9,54

,203

Локус контроля «Жизнь»

14,53

8,35

10,48

4,32

,024*

Общий показатель осмысленности жизни

100,81

20,81

83,79

17,03

,000**

Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.

Как видно из данных табл. 2, в обеих группах показатели по шкалам результативности жизни и локуса контроля Я распределились в зоне средних значений, по остальным показателям значения ниже средних. Статистически значимые различия между группами студентов-юристов и студентов-психологов выявлены по таким шкалам как «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля Жизнь» и «Общий показатель осмысленности жизни», по всем шкалам студенты-юристы показали высокий уровень. Наиболее значимые различия наблюдаются по шкалам «Процесс жизни» и «Общий показатель осмысленности жизни». Студенты, обучающиеся на юридическом факультете, в большей степени, чем студенты-психологи, воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они в большей степени, чем студенты-психологи, удовлетворены продуктивностью и осмысленностью пройденного отрезка жизни. Также они более, чем студенты-психологи, удовлетворены своей самореализацией в жизни и показывают большую уверенность в том, что собственную жизнь можно построить в соответствии со своими целями и представлениями о смысле жизни. Полученные результаты, возможно, отчасти связаны с тем, что студентами-юристами на текущем этапе жизни в большей степени осмыслены перспективы дальнейшего профессионального будущего, у них есть понимание «своего места» в профессии и этапов построения и содержательных характеристик будущей профессиональной карьеры. В то же время студенты — будущие психологи могут сталкиваться с проблемой размытости существующих представлений о возможностях психологической науки и практики [8].

Карьерные ориентации у студентов-психологов и студентов-юристов распределились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Средние показатели выраженности карьерных ориентаций у студентов юридического и психологического факультетов

Итак, на рис. 1 наглядно видны различия в показателях выраженности карьерных ценностных ориентаций у испытуемых разных групп: если в группе студентов-юристов более выражены такие ценности, как «стабильность», «менеджмент» и «служение», то в группе будущих психологов — ценности «служение» и «профессиональная компетентность». По карьерным ценностным ориентациям «предпринимательство» и «автономия» различия незначительны.

В табл. 3 представлены средние значения выраженности карьерных ориентаций у студентов-юристов и студентов-психологов, полученные в ходе тестирования испытуемых по методике «Якоря карьеры» (Э. Шейн).

Таблица 3

Сравнительный анализ выраженности карьерных ориентаций у студентов юридического и психологического факультетов

Карьерные ориентации

Студенты-юристы

Студенты-психологи

U-критерий

Среднее

Стандартное отклонение

Среднее

Стандартное отклонение

Профессиональная компетентность

5,88

2,21

5,54

1,98

,333

Менеджмент

5,94

2,13

4,92

1,97

,009**

Автономия (независимость)

4,63

1,80

4,67

2,03

,941

Стабильность

6,08

2,13

4,98

1,56

,001**

Служение

5,42

2,22

5,86

1,89

,128

Вызов

5,67

2,19

4,55

1,74

,006**

Интеграция стилей жизни

5,66

2,11

5,02

2,36

,080

Предпринимательство

5,22

1,77

5,15

1,75

,839

Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.

При помощи U-критерия Манна—Уитни доказано, что статистически значимыми являются различия по таким карьерным ценностным ориентациям, как «менеджмент», «стабильность» и «вызов».

Это означает, что у будущих юристов более выражен такой мотивирующий фактор, как управление людьми, их в большей степени, чем психологов, привлекает возможность объединить усилия коллектива для достижения каких-либо организационных целей, они чувствуют ответственность за конечный результат деятельности.

Стабильность работы как карьерная ориентация более характерна для будущих юристов — потребность в безопасности и стабильности доминирует в потребностной сфере этих студентов; для них важно, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы, поэтому при поиске работы они ориентируются на хорошую репутацию организации, которая заботится о своих сотрудниках, обеспечивает достаточно длительный срок занятости, где стабильно выплачивается хорошая заработная плата и т. д.

Вызов как ведущая карьерная ориентация также в большей степени присущ студентам-юристам; они предпочитают преодолевать различные сложности, затруднения, возникающие в ходе профессиональной деятельности; рутинная, кропотливая работа оказывает на них демотивирующее действие. Их интересует и привлекает конкурентная борьба, причем такие работники сами ориентированы на то, чтобы «бросать вызов».

Для студентов-психологов наиболее значимой является карьерная ориентация «служение», что предполагает стремление к тому, чтобы профессиональная деятельность позволяла реализовывать человеку его главные ценности. Предположительно, главной для них является возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Это дополняет данные, полученные по методике исследования системы жизненных смыслов (СЖС) В.Ю. Котлякова, о том, что вторыми по выраженности у студентов-психологов являются альтруистические жизненные смыслы.

Можно предположить, что ориентация в карьере на менеджмент как управление, стабильность работы и профессиональные ситуации, связанные с преодолением различных сложностей, определяются в том числе тем, что профессиональная деятельность юриста любой специализации связана с нормативно-правовым регулированием и опорой на законодательство, основным элементом которого является норма права, которая выступает как императив и регулятор правовых отношений. Соответственно, будущая профессиональная деятельность представляется юристу более понятной и «прозрачной», так как законодательство регламентирует то, как юристу необходимо действовать, в отличие от психолога, у которого профессиональная деятельность связана с ситуациями неопределенности, индивидуальным подходом к каждому случаю, и, кроме того, не всегда есть понимание того, как найти «свое» место в рамках организации (карьерные перспективы не всегда понятны).

Далее нами был проведен анализ результатов, полученных с помощью методики «Ценностный опросник» (ЦО) Ш. Шварца. В табл. 4 представлены средние значения выраженности основных ценностей студентов-психологов и студентов-юристов, отражающих нормативные идеалы, ценности на уровне убеждений личности, но не всегда проявляющихся в реальном социальном поведении.

Таблица 4

Средние показатели выраженности ценностей (нормативные идеалы) у студентов юридического и психологического факультетов

Тип ценностей

Студенты-юристы

Студенты-психологи

U-критерий

Среднее

Стандартное отклонение

Среднее

Стандартное отклонение

Конформность

4,15

2,10

1,85

1,64

,000**

Традиции

4,87

1,75

2,31

2,06

,000**

Доброта

3,84

1,99

3,78

2,42

,937

Универсализм

3,31

2,28

3,60

2,64

,419

Самостоятельность

4,70

2,50

1,71

2,05

,000**

Стимуляция

3,53

2,54

1,43

1,90

,000**

Гедонизм

2,03

1,91

2,07

2,03

,711

Достижения

3,70

2,17

3,78

1,97

,935

Власть

2,98

2,29

2,18

2,16

,113

Безопасность

2,15

1,94

4,06

2,09

,000**

Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.

Для студентов-психологов наиболее высокую значимость на уровне нормативных идеалов составляют следующие ценности: безопасность, достижения и доброта. Они стремятся к безопасности, гармонии, стабильности общества, к стабильности во взаимоотношениях. Важным является достижение личного успеха в соответствии с социальными стандартами. У студентов-юристов на уровне нормативных идеалов прослеживается наибольшая значимость таких ценностей, как традиции, самостоятельность и конформность. То есть студенты стремятся к следованию традициям и обычаям, важна групповая солидарность, выражение единых ценностей. Мотивационной целью является уважение, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре. Декларируемой ценностью выступает самостоятельность. Также они стремятся к ограничению, пресечению действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям [7]. Статистически значимые различия выявлены по шкалам «Безопасность», «Стимуляция», «Самостоятельность», «Традиции» и «Конформность».

Помимо выявления ведущих ценностей личности на уровне нормативного идеала, методика Шварца направлена на выявление ведущих ценностей на уровне поведения, т. е. индивидуальных приоритетов, которыми человек руководствуется в своем поведении. В табл. 5 представлены средние значения выраженности основных ценностных мотиваций (индивидуальные приоритеты) испытуемых студентов обеих групп.

Таблица 5

Средние показатели выраженности ценностей (индивидуальные приоритеты) у студентов юридического и психологического факультетов

Тип ценностей

Студенты-юристы

Студенты-психологи

U-критерий

Среднее

Стандартное отклонение

Среднее

Стандартное отклонение

Конформность

2,32

1,89

2,14

1,33

,790

Традиции

1,89

1,75

2,81

1,64

,001**

Доброта

2,42

1,97

3,67

2,24

,002**

Универсализм

2,92

2,00

3,00

2,00

,747

Самостоятельность

5,50

1,15

2,31

1,90

,000**

Стимуляция

5,01

1,98

1,59

1,32

,000**

Гедонизм

5,60

1,73

1,76

1,49

,000**

Достижения

2,85

2,37

3,23

2,11

,356

Власть

3,04

2,45

2,15

1,94

,089

Безопасность

3,65

2,01

4,84

1,38

,001**

Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.

 

У студентов-психологов на уровне реального поведения приоритетными выступают такие ценности, как «безопасность», «доброта» и «достижения». То есть на уровне реального социального поведения студенты-психологи также стремятся к безопасности, стабильности, как в личных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с обществом в целом. Следует отметить, что на уровне нормативных идеалов та же ценность занимает ведущее место, что дает основание предполагать согласованность декларируемой ведущей ценности тому, что личность проявляет в социальном поведении. Можно предположить, что рассматривая безопасность как ценность, студенты-психологи подразумевают не только свою собственную безопасность при построении взаимоотношений с окружающим миром и профессиональным сообществом, но и психологическую безопасность своих клиентов в процессе психологической работы с ними. Что касается ценности «доброта», то здесь можно говорить о том, что студенты-психологи в своем социальном поведении нацелены на проявление доброжелательности с целью сохранения благополучия в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Некоторые авторы считают этот тип ценностей производным от потребности в аффилиации. Мотивационной целью является стабильность благополучия тех людей, с которыми индивид взаимодействует и находится в личных и профессиональных контактах. На третьем месте у студентов-психологов выявлена ценность «достижения». Особо отметим, что характерным для студентов-психологов является то, что ценности, названные студентами ведущими на уровне нормативных идеалов, совпадают с теми ведущими ценностями, которые удалось выявить во второй части опросника Шварца. То есть индивидуальные приоритеты, которыми студенты-психологи руководствуются в своем поведении, совпадают с теми ценностями, которые выступают в качестве нормативных идеалов, ценностей личности на уровне убеждений, оказывающих влияние на личность в целом, но не всегда проявляющихся в реальном социальном поведении.

Для студентов-юристов индивидуальными приоритетами, проявляющимися в реальном социальном поведении стали гедонизм, стимуляция и самостоятельность. Они ориентированы на получение удовольствия от жизни, стремление к новизне и глубоким переживаниям как способу поддержания оптимального уровня активности. Также важным оказывается самостоятельность мышления и самостоятельный выбор способов действия.

Статистически значимые различия в преобладании ведущих ценностей на уровне реального социального поведения выявлены по таким ценностям, как «традиции», «доброта», «самостоятельность», «стимуляция», «гедонизм» и «безопасность». Из них у студентов-психологов в большей степени, чем у студентов-юристов, выражены такие ценности, как «безопасность», «доброта», «принятие традиций и идей», существующих как в целом в культуре, так и в своей профессии. В свою очередь, у студентов-юристов в большей степени выражены такие ценности как «самостоятельность», «стимуляция» и «гедонизм».

На заключительном этапе исследования выявлялась взаимосвязь смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией у студентов юридического психологического факультетов. Для этого данные, полученные в ходе тестирования, были соотнесены по всем методикам и обработаны при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты расчетов взаимосвязи смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией представлены в табл. 6.

Таблица 6

Корреляционный анализ взаимосвязи смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией

Смысложизненные ориентации и виды учебных мотивов

Spearman

p-level

Процесс жизни — профессиональные мотивы

-,233

,012*

Процесс жизни — учебно-познавательные мотивы

-,206

,020*

Локус контроля Я — мотивы престижа

,285

,001**

Локус контроля Я — профессиональные мотивы

,259

,003**

Локус контроля Я — учебно-познавательные мотивы

,238

,007**

Примечание: «**» — корреляция значима на уровне r≤0,01; «*» — значима на уровне r≤0,05.

На рисунке 2 представлена корреляционная плеяда, отражающая интересующие нас связи между смысложизненными ориентациями и учебной мотивацией.

 

Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией: сплошная линия — положительная взаимосвязь, пунктирная — отрицательная взаимосвязь

Выявлена отрицательная взаимосвязь между смысложизненной ориентацией «Процесс жизни» и профессиональными и учебно-познавательными мотивами учебной деятельности. Положительная взаимосвязь зафиксирована между локусом контроля Я и такими видами мотивов, как профессиональные, учебно-профессиональные и мотивы престижа. Можно предположить, что, с одной стороны, учебно-профессиональная деятельность; задачи, возникающие перед студентами в процессе профессионального обучения, необходимость развития своих профессиональных способностей в процессе обучения создают определенный дискомфорт и не позволяют в полной мере быть удовлетворенным от процесса своей жизни в настоящем; но, с другой стороны, представления о себе как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, связаны с мотивами к стремлению более полного выявления и развития своих профессиональных способностей, с желанием хорошо подготовиться к избранной профессии, а также со стремлением к престижу будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, на данном этапе исследования мы приходим к выводу о том, что вторая гипотеза (имеется взаимосвязь смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией у студентов юридического факультета и студентов психологического факультета) подтверждена.

Таким образом, проведенное исследование ценностно-смысловой сферы студентов юридического факультета и факультета юридической психологии позволяет сделать следующие выводы.

- Ценностно-смысловая сфера студентов — будущих юристов характеризуется преобладанием жизненных смыслов, связанных с самореализацией, статусных и коммуникативных жизненных смыслов. Будущие специалисты в сфере юриспруденции стремятся к реализации своих возможностей и способностей, к удовлетворению потребности реализовать свое предназначение. Они нацелены на активное карьерное продвижение, на достижение успеха в профессиональной деятельности и признание в глазах окружающих, на реализацию коммуникативных потребностей. Наиболее выраженными карьерными ориентациями являются стабильность, менеджмент и профессиональная компетентность. При этом студенты-юристы в большей степени, чем студенты-психологи, мотивированы на профессиональную деятельность, связанную с управлением людьми и объединением коллективных усилий для достижения организационных целей. Стабильность работы также для них статистически более значима, чем для психологов. Выраженность у студентов-юристов карьерной ориентации, связанной с вызовом, заключающемся в преодолении различных сложностей, решении всевозможных затруднений, возникающих в профессиональной деятельности, выше, что также подтвердилось статистическим анализом. Хочется отметить, что выявлена некоторая несогласованность ценностей, принимаемых на уровне нормативных идеалов, и ценностей, проявляющихся в реальном социальном поведении. На уровне нормативных идеалов ведущими ценностями являются «следование традициям», «самостоятельность» и «конформность»; а на уровне реального социального поведения — «гедонизм», «стимуляция» и «самостоятельность».

- Ценностно-смысловая сфера студентов — будущих психологов характеризуется преобладанием когнитивных и альтруистических жизненных смыслов. У них развита потребность в познании жизни, поиске причин и смысла происходящего, и они стремятся к разрешению противоречий между собственной личностью и окружающим миром. Они нацелены на помощь и оказание содействия другим людям, что будет способствовать удовлетворению потребности бескорыстной помощи другим людям. Ведущими карьерными ориентациями являются служение и профессиональная компетентность. То есть в профессиональной деятельности они нацелены, в первую очередь, на оказание помощи другим людям, достижение общего блага, повышение уровня собственного профессионализма и стремление соответствовать требованиям, предъявляемым выбранной ими профессией. Ведущими ценностями студентов-психологов как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне реального социального поведения являются «безопасность», «доброта» и «достижения».

- Выявлены корреляционные связи между смысложизненными ориентациями и мотивами учебной деятельности студентов-юристов и студентов-психологов.

Нами были проанализированы различия в выраженности структурных компонентов ценностно-смысловой сферы у студентов-психологов и студентов-юристов. Выдвинутые нами гипотезы о наличии статистически значимых различий в выраженности различных компонентов ценностно-смысловой сферы у студентов-психологов и студентов-юристов и наличии взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и учебной мотивацией нашли свое подтверждение. В заключение отметим, что результаты проведенного исследования можно использовать при проведении индивидуального психологического консультирования со студентами, при планировании и проведении тренингов, направленных на формирование профессионального самосознания студентов.

Литература

  1. Аркаева Н.И. Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. № 02 (февраль). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-smyslozhiznennyh-orientatsiy-u-studentov-psihologov-kak-faktor-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения: 15.04.2019).
  2. Близнецова О.И., Шапенкова И.П. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания [Электронный ресурс] // Вестник НГУ. Психологические и педагогические науки. 2009. № 3. URL: http://vestnik.nvsu.ru (дата обращения: 15.04.2019).
  3. Богданович Н.В., Чернушевич В.А. Деятельностная модель юридического психолога [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 4. С. 85-94. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65728.shtml (дата обращения: 20.04.2019).
  4. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. Москва: РАУ, 1993. 110 с.
  5. Бусарова О.Р. Некоторые особенности образа жизни студентов с высокой мотивацией избегания неудачи [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 4. С. 1—12. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49294.shtml (дата обращения: 20.04.2019).
  6. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Психология в профессиональной деятельности: учебник. Москва: Проспект, 2017. 224 с.
  7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 72 с.
  8. Красник В.С., Ряжкин А.О. Различия в нравственной активности студентов-юристов и студентов-психологов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019(9). № 1. С. 1—21. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 15.04.2019).
  9. Лаврешкин Н.В. Групповой тренинг как метод развития профессионально важных качеств юридического психолога [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 250—263. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 15.04.2019).
  10. Леоненко Н.О. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Казань, 2004. 20 с.
  11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 512 с.
  12. Петров В.Е., Харитиди Д.П. Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С.33—38.
  13. Романов В.В. Юридическая психология: краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2014. 165 с.
  14. Селезнева И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации: автореф. … дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 2000. 28 с.
  15. Чижо Н.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности студентов вузов с разным типом отношения к профессии: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Саратов, 2011. 27 с.

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Щеткина Евгения Ивановна, старший преподаватель, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: schetkina.ew@gmail.com

Борисова Александра Александровна, магистр факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: Sasha_borisowa@mail.ru

Шевцова Нина Анатольевна, старший преподаватель, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Россия, e-mail: ninashevtsova.1945@yandex.ru

Моисеева Людмила Петровна, старший преподаватель, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: moiseevalp@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4171
В прошлом месяце: 65
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 659
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1