Консультативная психология и психотерапия
2024. Том 32. № 1. С. 139–157
doi:10.17759/cpp.2024320107
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Личностные факторы профессионального выгорания у школьных учителей
Аннотация
Актуальность. В научной литературе наблюдается недостаток информации о предикторах профессионального выгорания у школьных учителей. Это затрудняет психологическую работу по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания, являющегося следствием значительных физических и психологических перегрузок у современных педагогов. Цель: выявить наиболее значимые личностные факторы профессионального выгорания у школьных учителей. Дизайн исследования. В статье проанализированы связи между профессиональным выгоранием школьных учителей и такими личностными факторами, как профессиональная мотивация педагогов, их смысложизненные ориентации, стратегии совладающего поведения, удовлетворенность различными аспектами педагогической деятельности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 409 учителей средних общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области в возрасте от 23 до 65 лет. Использовались: опросник «Профессиональное выгорание», «Тест смысложизненных ориентаций», «Опросник компонентов удовлетворенности трудом», «Опросник способов совладания», «Опросник профессиональной мотивации». Анализ данных проводился с помощью корреляционного и множественного регрессионного анализа. Результаты. Показано, что высокую значимость для снижения риска профессионального выгорания имеют социально-психологические качества личности, необходимые для построения педагогического взаимодействия учителя с другими участниками образовательных отношений, прежде всего с родителями учеников. Выделены наиболее значимые личностные факторы, являющиеся предикторами профессионального выгорания у школьных учителей с различными показателями выгорания: неудовлетворенность взаимодействием с родителями учеников, преобладание контролируемой мотивации трудовой деятельности, предпочтение неконструктивных стратегий совладания с проблемными ситуациями, чувство нереализованности и невозможности полноценно управлять своей жизнью. Выводы. Психолого-консультативная и психотерапевтическая помощь школьным учителям может быть расширена за счет коррекции мотивации труда, использования положительной переоценки и отказа от конфронтации для совладания со сложными ситуациями, обучения эффективным средствам общения с другими участниками образовательных отношений.
Общая информация
Ключевые слова: учитель, общеобразовательная школа, выгорание, мотивация, смысложизненные ориентации, удовлетворенность профессиональной деятельностью, копинг-стратегии, педагогическое взаимодействие, участники образовательных отношений
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2024320107
Получена: 31.08.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Крушельницкая О.Б., Кочетков Н.В., Маринова Т.Ю., Орлов В.А., Расходчикова М.Н., Хаймовская Н.А. Личностные факторы профессионального выгорания у школьных учителей // Консультативная психология и психотерапия. 2024. Том 32. № 1. С. 139–157. DOI: 10.17759/cpp.2024320107
Полный текст
Введение
Метод
Результаты
Личностные факторы |
Показатели профессионального выгорания |
||||
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция достижений |
Интегральный показатель |
||
Профессиональная мотивация |
Индекс автономии |
–0,494** |
–0,451** |
–0,504** |
–0,555** |
Автономная |
–0,556** |
–0,484** |
–0,621** |
–0,636** |
|
Контролируемая |
0,299** |
0,299** |
0,269** |
0,329** |
|
Смысложизненные ориентации |
Локус контроля-жизнь |
–0,443** |
–0,441** |
–0,422** |
–0,504** |
Результат жизни |
–0,408** |
–0,324** |
–0,378** |
–0,437** |
|
Стратегии совладающего поведения |
Конфронтация |
0,210** |
0,338** |
0,175** |
0,266** |
Дистанцирование |
0,038 |
0,084 |
–0,109* |
0,018 |
|
Поиск социальной поддержки |
0,114* |
0,144** |
–0,015 |
0,106* |
|
Бегство—избегание |
0,184** |
0,279** |
0,174** |
0,230** |
|
Планирование решения проблем |
–0,144** |
–0,126* |
–0,303** |
–0,204** |
|
Положительная переоценка |
–0,177** |
–0,172** |
–0,403** |
–0,253** |
Личностные факторы |
Показатели профессионального выгорания |
||||
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция достижений |
Выгорание |
||
Удовлетворенность |
Зарплатой |
–0,448** |
–0,398** |
–0,351** |
–0,469** |
Условиями труда |
–0,537** |
–0,499** |
–0,430** |
–0,572** |
|
Руководством |
–0,470** |
–0,459** |
–0,385** |
–0,509** |
|
коллективом |
–0,312** |
–0,433** |
–0,461** |
–0,432** |
|
Содержанием труда |
–0,525** |
–0,470** |
–0,609** |
–0,607** |
|
Удовлетворенность видами профессиональной деятельности |
Взаимодействием с учениками |
–0,270** |
–0,193** |
–0,258** |
–0,288** |
Взаимодействием с родителями учеников |
–0,332** |
–0,275** |
–0,255** |
–0,348** |
|
Взаимодействием с коллегами |
–0,217** |
–0,235** |
–0,241** |
–0,264** |
|
Работой с документами |
–0,258** |
–0,184** |
–0,206** |
–0,257** |
Уравнение регрессии |
R2 |
Стандартизованные коэффициенты β |
Критерий Дарбина—Уотсона |
|
Общий показатель выгорания ¥ = 124,936 –0,881 («Автономная мотивация») –0,572 («Удовлетворенность условиями труда») –1,012 («результативность жизни») +1,363 («Стратегия конфронтации») –0,961 («Удовлетворенность руководством») –2,762 («Удовлетворенность взаимодействием с родителями») –0,460 («Удовлетворенность зарплатой») +0,171 («Учебная нагрузка») –0,666 («Удовлетворенность содержанием труда») (N = 409, М = 50,41 ± 20,926) |
0,599 |
Автономная мотивация |
-0,302 |
1,818 |
Удовлетворенность условиями труда |
–0,111 |
|||
Результативность жизни |
–0,168 |
|||
Стратегия конфронтации |
0,120 |
|||
Удовлетворенность руководством |
–0,140 |
|||
Удовлетворенность взаимодействием с родителями |
–0,103 |
|||
Удовлетворенность зарплатой |
–0,116 |
|||
Учебная нагрузка |
0,079 |
|||
Удовлетворенность содержанием труда |
–0,110 |
|||
Высокий уровень выгорания ¥ = 121,936 –0,900 («Удовлетворенность содержанием труда») –0,901 («Удовлетворенность условиями труда») –0,300 («Возраст») -0,833 («Результативность жизни») –0,157 («Индекс автономии») (N = 217, М = 66,19±13,378)
|
0,401 |
Удовлетворенность содержанием труда |
–0,230 |
1,813 |
Удовлетворенность условиями труда |
–0,260 |
|||
Возраст |
–0,227 |
|||
Результативность жизни |
–0,208 |
|||
Индекс автономии |
–0,149 |
|||
Низкий уровень выгорания ¥ = 35,609 –0,783 («Удовлетворенность условиями труда») (N = 83, М = 22,65 ± 7,277) |
0,093 |
Удовлетворенность условиями труда |
–0,305 |
2,094 |
Все три показателя выгорания высокие ¥ = 103,975 –0,905 («Удовлетворенность зарплатой») –0,240 («Возраст») –0,439 («Автономная мотивация») +0,396 («Нагрузка») –1,354 («Положительная переоценка») (N = 88, М = 76,73±11,950) |
0,402 |
Зарплата |
–0,376 |
2,006 |
Возраст |
–0,198 |
|||
Автономная мотивация |
–0,248 |
|||
Нагрузка |
0,298 |
|||
Положительная переоценка |
–0,210 |
|||
Все три показателя выгорания низкие ¥ = 50,893 –2,380 («Удовлетворенность коллективом») (N = 37, М = 18,11 ± 6,578) |
0,225 |
Удовлетворенность коллективом |
–0,475 |
2,160 |
Обсуждение результатов
Заключение
Литература
- Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей / Н.В. Кочетков [и др.] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. C. 43–52. DOI: 10.17759/jmfp.2023120204
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт, 2023. 299 с.
- Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Том 2. № 3. С. 2–15.
- Кочетков Н.В. Проблема психического выгорания через призму теорий А.В. Петровского // Социальная психология: вопросы теории и практики: Материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (11—12 мая 2023 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 426–429.
- Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000.
- Марийчук Е.О. Социально-психологические факторы профессионального выгорания молодых специалистов педагогических профессий // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 1–10. DOI: 10.17759/psyedu.2016080101
- Матюшкина Е.Я. Факторы профессионального выгорания специалистов (на примере работников контактного центра) // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 4. С. 42—58. DOI: 10.17759/cpp.2017250404
- Матюшкина Е.Я., Кантемирова А.А. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 50–68. DOI: 10.17759/cpp.2019270204
- Орлов В.А. Структура социально-психологической компетентности школьного учителя // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (11—12 мая 2023 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 610–614.
- Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности / Е.Н. Осин [и др.] // Организационная психология. 2017. Том 7. № 4. С. 21–49.
- Реан А.А., Ставцев А.А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 4. С. 371–388. DOI: 10.21638/spbu16.2021.406
- Суроегина А.Ю., Холмогорова А.Б. Профессиональное выгорание медицинских работников до, во время и после пандемии // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. C. 64–73. DOI: 10.17759/jmfp.2023120206
- Хемати Аламдарлоо Г., Моради С. Эмоциональное выгорание на работе среди учителей государственных и специальных школ [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. C. 63–75. DOI: 10.17759/cpse.2021100205
- Emotional Labor and Burnout among Teachers: A Systematic Review / A. Kariou, P. Koutsimani, A. Montgomery, O. Lainidi // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 23. Article ID 12760. DOI: 10.3390/ijerph182312760
- Floricica C.M., Tanase T., Antonia S. The effects of burnout on the professional activity of teachers // Technium Social Sciences Journal. 2022. Vol. 34. Р. 430—440. DOI: 10.47577/tssj.v34i1.7156
- Friesen D.C., Shory U., Lamoureux Ch. The role of self-efficacy beliefs and inclusive education beliefs on teacher burnout // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8. № 1. e100599. DOI: 10.1016/j.ssaho.2023.100599
- How Strongly Is Personality Associated with Burnout Among Teachers? A Meta-analysis / J. Roloff [и др.] // Educational Psychology Review. 2022. Vol. 34. P. 1613–1650. DOI: 10.1007/s10648-022-09672-7
- Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397–422. DOI:10.1146/annurev.psych.52.1.397
- Mota A.I., Lopes J., Oliveira C. Burnout in Portuguese Teachers: A Systematic Review // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10. № 2. Р. 693—703. DOI:10.12973/eu-jer.10.2.693
- Profiles of Teachers’ Work Engagement in Special Education: The Impact of Burnout and Job Satisfaction / A. Alexander-Stamatios [и др.] // International Journal of Disability, Development and Education. 2022. Vol. 37. № 2. Р. 1–18. DOI:10.1080/1034912x.2022.2144810
- Seibt R., Kreuzfeld S. Influence of Work-Related and Personal Characteristics on the Burnout Risk among Full- and Part-Time Teachers // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 4. Article ID 1535. DOI: 10.3390/ijerph18041535
- Teacher stress and burnout in Australia: examining the role of intrapersonal and environmental factors / A. Carroll [и др.] // Social Psychology of Education. 2022. Vol. 25. P. 441–469. DOI: 10.1007/s11218-022-09686-7
- Teachers’ work engagement and burnout profiles: Associations with sense of efficacy and interprofessional collaboration in school / A. Holmström [и др.] // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 132. e104251. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104251
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 649
В прошлом месяце: 108
В текущем месяце: 33
Скачиваний
Всего: 227
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 16