Психология и право
2019. Том 9. № 2. С. 15–38
doi:10.17759/psylaw.2019090202
ISSN: 2222-5196 (online)
Виды и формы аддиктивного поведения сотрудников правоохранительных органов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: аддиктивное поведение, аддикции, зависимости, алкоголизм, наркомания, компьютерная аддикция, трудоголия
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090202
Для цитаты: Чернышева Е.В., Суслова В.Р. Виды и формы аддиктивного поведения сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 15–38. DOI: 10.17759/psylaw.2019090202
Полный текст
Актуальность изучения стрессоустойчивости и жизнестойкости сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) обусловлена целым рядом обстоятельств: во-первых, фактически каждый трудовой день сотрудники УИС сталкиваются с криминальной стороной общества и должны быть готовы к противодействию лицам с асоциальным поведением, которое невозможно оказать, если недостаточно развиты такие личностные качества, как стрессоустойчивость и жизнестойкость [6]; во-вторых, модернизация отечественной пенитенциарной системы стимулирует повышение у сотрудников профессионально важных качеств, в перечне которых стрессоустойчивость (эмоциональная устойчивость) является одним из ключевых [3; 6; 10]; в-третьих, повышенные требования к профессионально важным качествам сотрудников УИС, в свою очередь, требуют совершенствования психологической и педагогической работы с кадрами [2].
Когда говорят о стрессоустойчивости сотрудников УИС, то в первую очередь имеют в виду их способность сохранять «рабочую форму» в экстремальных условиях взаимодействия с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Причем важно, чтобы эта устойчивость к стрессу в межличностных отношениях со спецконтингентом, а также в отношениях между самими сотрудниками, между сотрудниками и отдельными группами подозреваемых, обвиняемых и осужденных была осознанной, а ее развитие подкреплялось внутренними ресурсами сотрудников, т. е. индивидуально-психологическими условиями.
Анализ современных отечественных научных разработок [1; 3; 5; 6; 8; 12; 15; 16; 17; 18; 19] и зарубежных научных публикаций [18; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27], в которых рассматриваются различные аспекты данной проблемы, позволил сформулировать ряд положений, составивших теоретико-методологическую основу эмпирического исследования, результаты которого представлены в данной статье.
1. Стрессоустойчивость, в современном понимании, является способностью личности находить, осознавать и использовать внешние и внутренние ресурсы для сохранения адекватности психического состояния даже в экстремальных условиях [19]. Будучи развитой, эта способноть обусловливает невосприимчивость к организационному стрессу, связанному с низким уровнем коммуникабельности, неумением принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.
2. Стрессоустойчивость как профессионально важное социально-психологическое качество сотрудника УИС играет ключевую роль в выборе поведения в экстремальной ситуации и является одним из основных навыков, необходимых в непосредственном контакте с осужденными [6]. Высокий уровень стрессоустойчивости — надежный показатель профессиональной адаптированности сотрудника УИС, обеспечивающий развитие у него устойчивого положительного отношения к выполняемой деятельности [15; 20]. Чем ниже у сотрудника уровень стрессоустойчивости, тем выше его уязвимость к организационному стрессу, тем чаще переживания дистресса и тем вероятнее возникновение сидрома профессионального выгорания и синдрома хронической усталости [8; 15; 20; 21].
3) стрессоустойчивость тесно связана с другими профессионально важными качествами сотрудника УИС — уверенностью в себе, мотивацией трудовой деятельности, стилем саморегуляции поведения, креативностью, жизнестойкостью и др. [2; 3; 6; 8; 9].
4) термин «жизнестойкость» введен в научный оборот отечественным психологом Д.А. Леонтьевым [11] на основе разработок феномена «hardiness», выполненных С. Мадди и С. Кобейсом в 1975 г. [23]. Их исследования показали, что жизнестойкость — личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над происходящими событиями, готовность к риску. Они установили, что высокая жизнестойкость помогает человеку адаптироваться к изменившимся условиям окружающей среды, а за счет компонента «принятие риска» — успешно переносить ситуации неопределенности.
5) разнообразные внутриличностные и внешние факторы, детерминирующие поведение личности и в совокупности определяющие ее нервно-психическое состояние, а также ситуации социального взаимодействия либо способствуют, либо препятствуют развитию и проявлению стрессоустройчивости и жизнестойкости как взаимосвязанных
интегральных профессионально важных качеств личности [8; 9; 12; 13; 17; 18; 22].
Исследование проводилось в 2018 г. Эмпирические данные обрабатывались на базе ФКУ НИИ ФСИН России. Объем выборки составил 90 человек в возрасте от 25 до 50 лет (средний возраст сотрудника — 37 лет), 45 мужчин и 45 женщин со стажем работы в УИС от 3-х до 24-х лет (средний срок службы в УИС — около 5 лет); 16 сотрудников имели среднее специальное образование, 74 — высшее. Из них холостых и незамужних — 22 человека; состоящих в браке — 53 человека; находящихся в разводе — 13 человек; вдовствующих — 2 человека
В исследовании использовалось следующие методики психологической диагностики:
1) шкала организационного стресса К. Маклина, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой [4], выявляющая степень устойчивости личности к организационному стрессу и содержащая шкалу «общий уровень организационного стресса», а также пять частных шкал: а) способность к самопознанию; б) широта интересов; в) принятие ценностей других; г) гибкость поведения; д) активность и продуктивность;
2) методика исследования стрессоустойчивости как социально-психологического качества личности [4], позволяющая выявить степень и тип стрессоустойчивости личности в разных условиях;
3) тест жизнестойкости С. Мадди, содержащий три частных шкалы: а) вовлеченность; б) принятие; в) контроль, а также шкалу «общий уровень жизнестойкости» [11].
Полученные в ходе исследования результаты представлены ниже в виде таблиц и рисунков.
1. Результаты, полученные на основе шкалы организационного стресса, сведены в табл. 1 и 2 и представлены ниже на рисунках 1 и 2.
Таблица 1
Распределение обследованных сотрудников УИС в зависимости от уровня организационного стресса
Группы |
Сотрудники УИС (90 человек) |
||
Уровни выраженности |
|||
Компоненты организационного стресса |
Высокий человек/% (13—20 баллов) |
Средий человек/% (5—12 балла) |
Низкий человек/% (0—4 балла) |
1. Способность самопознания |
0 (0%) |
75 (83,3%) |
15 (16,7%) |
2. Широта интересов |
2 (2,2%) |
83 (92,2%) |
5 (5,6%) |
3. Принятие ценностей других |
0 (0%) |
86 (95,6%) |
4 (4,4%) |
4. Гибкость поведения |
5 (5,6%) |
83 (92,2%) |
2 (2,2%) |
5. Активность и продукивность |
0 (0%) |
83 (92,2%) |
7 (7,8%) |
Общий уровень организационного сресса |
15 (16,7%) |
47 (52,2%) |
28 (31,1%) |
Рис. 1. Распределение сотрудников УИС в зависимости от общего уровня организационного стресса
Табл. 1 и рис. 1 показывают, что чуть более 30% обследованных сотрудников отличаются по данному параметру «иммунным» типом поведения, т. е. способны сохранять работоспособность и решать профессиональные задачи в условиях стресса. Доля сотрудников, особенно «уязвимых» к организационному стрессу, составляет около 17%.
Данные, полученные по пяти компонентам организационного стресса, в виде средних значений представлены в табл. 2 и отображены на рис. 2. Следует учитывать, что чем меньше величина показателя, тем выше толерантность к стрессу и устойчивость продуктивной деятельности.
Таблица 2
Выраженность компонентов и общий уровень организационного стресса в группе обследованных сотрудников УИС
Группы |
Сотрудники (90 человек) |
Компоненты организационного стресса |
Средние значения (в баллах) |
1. Способность самопознания |
7,5 |
2. Широта интересов |
8,9 |
3. Принятие ценностей других |
7,8 |
4. Гибкость поведения |
9,7 |
5. Активность и продукивность |
7,8 |
Общий уровень организационного стресса |
41,7 |
Табл. 2 показывает, что общий уровень организационного стресса у обследованной группы сотрудников УИС составляет 41,8 балла из 100 возможных, т. е. он является средним с тенденцией к низкому.
Рис. 2. Выраженность компонентов организационного стресса в группе обследованных сотрудников УИС
Очевидно, что в качестве мишеней психологической работы с сотрудниками целесообразно рассматривать «гибкость поведения» и «широту интересов». По этим двум компонентам организационного стресса сотрудники УИС наиболее уязвимы (наиболее восприимчивы к нему). Наиболее устойчивым к организационному стрессу оказался компонент «способность самопознания», что дает основание предполагать готовность подавляющего большинства сотрудников УИС к профессиональному развитию и саморазвитию.
2. Результаты, полученные в ходе диагностики стрессоустойчивости личности, представлены в табл. 3 и отображены на рис. 3.
Таблица 3
Распределение обследованных сотрудников УИС в зависимости от уровня стрессоустойчивости личности
Уровни стрессоустойчивости личности |
Человек/% |
1 — очень низкий |
0 (0%) |
2 — низкий |
0 (0%) |
3 — ниже среднего |
0 (0%) |
4 - чуть ниже среднего |
5 (5,6%) |
5 — средний |
13 (14,4%) |
6 — чуть выше среднего |
27 (30%) |
7 — выше среднего |
24 (26,7%) |
8 — высокий |
21 (23,3%) |
9 — очень высокий |
0 (0%) |
Рис. 3. Распределение сотрудников УИС по уровням стрессоустойчивости
Табл. 3 и рис. 3 отражают в целом благоприятную картину: 80% сотрудников отличаются весьма высоким уровнем стрессоустойчивости.
3. Результаты теста жизнестойкости С. Мадди сведены в табл. 4 и 5 и представлены ниже на рис. 4 и 5.
Таблица 4
Распределение обследованных сотрудников УИС в зависимости от уровня их жизнестойкости
Компоненты жизнестойкости |
Уровни выраженности |
||
Высокий человек/% |
Средий человек/% |
Низкий человек/% |
|
1. Вовлеченность |
53 (58,9%) |
37 (41,1%) |
0 (0%) |
2. Контроль |
64 (71,1%) |
26 (28,9%) |
0 (0%) |
3. Принятие риска |
66 (73,3%) |
24 (26,7%) |
0 (0%) |
Общий уровень жизнестойкости |
67 (74,4%) |
23 (25,6%) |
0 (0%) |
Рис. 4. Распределение сотрудников УИС в зависимости от общего уровня жизнестойкости
Результаты анализа данных по каждой из трех шкал теста жизнестойкости С. Мадди (вовлеченность, принятие риска, контроль) сведены в табл. 5 и представлены на рис. 5.
Таблица 5
Показатели трех компонентов и общего уровня жизнестойкости обследованных сотрудников УИС (по средним значениям)
Компоненты жизнестойкости |
Средние значения в баллах по выборке в целом |
Максимальные и нормативные средние значения в баллах |
% от максимально возможного уровня |
1. Вовлеченность |
45,9 |
54 / 37,6 |
85,0% |
2. Принятие риска |
21,4 |
30 / 13,9 |
71,3% |
3. Контроль |
39,0 |
51 / 29,2 |
76,5% |
Общий уровень жизнестойкости |
106,3 |
135 / 80,7 |
78,7% |
Комментируя данные, представленные в табл. 5, обратим внимание на то, что среднее значение показателя общего уровня жизнестойкости в группе обследованных сотрудников УИС составляет 106,3 балла из 135 максимально возможных (в процентном выражении — 78,7% из 100%). Этот результат свидетельствует о высоком уровне жизнестойкости сотрудников в целом, а также о том, что наиболее развитым ее компонентом является компонент «вовлеченность», а менее сформированным — «принятие риска». Эта тенденция отображена на рис. 5.
Рис. 5. Выраженность отдельных компонентов жизнестойкости у сотрудников УИС
Очевидно доминирование компонента «вовлеченность» в структуре жизнестойкости обследованных сотрудников. А это означает, что они получают удовольствие от собственной деятельности.
Если компоненты «вовлеченность» и «контроль» находятся на высоком
уровне развития, то компонент «принятие риска» — на среднем, хотя и с тенденцией к высокому. Принятие риска — это убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из любого жизненного опыта. И это также готовность индивида действовать, не имея надежных гарантий успеха. Для развития этого компонента жизнестойкости нужны богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды [23].
Доказано, что для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях важна выраженность всех трех компонентов жизнестойкости. Однако в группе обследованных сотрудников при в целом высоком уровне жизнестойкости наблюдается некоторое «отставание в развитии» по компоненту «принятие риска». Из этого следует, что, организуя психологическую работу с сотрудниками УИС, стоит создавать условия для его повышения.
Полученные в ходе эмпирического исследования данные были подвергнуты корреляционному анализу, который выполнялся с помощью непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена. В итоге были выявлены множественные достоверные корреляции. При этом наибольшее количество корреляций отмечено у такого компонента организационного стресса, как «активность и продуктивность» — он согласуется со всеми четырьмя компонентами жизнестойкости — с ее общим уровнем и частными компонентами, такими, как включенность, принятие риска, контроль. Иными словами, чем более сотрудник активен и продуктивен, тем высшее его жизнестойкость, и наоборот.
Показатель стрессоустойчивости тесно (при р < 0,01) положительно согласуется с показателями устойчивости личности к организационному стрессу, что закономерно. Исключение составляет такой компонент организационного стресса, как «принятие ценностей других».
Тесная (р =0,014) отрицательная корреляция отмечена между возрастом сотрудников и показателем контроля как структурного компонента жизнестойкости — чем старше сотрудник, тем ниже его показатель контроля. Вероятно, с возрастом у сотрудников УИС снижается убежденность в том, что отстаивание своей позиции и борьба могут повлиять на результат происходящего.
Выявлена связь показателя гибкости поведения со стажем работы в УИС, т. е. по мере увеличения трудового стажа в этой системе гибкость поведения у сотрудников повышается (р=0,022).
Полученные в ходе исследования данные также анализировались и сравнивались по признаку пола сотрудников. Сравнительный анализ данных выполнялся с помощью критерия Манна—Уитни. Результаты сравнительного анализа представлены ниже в табл. 6.
Таблица 6
Результаты сравнительного анализа мужской и женской выборок (средние значения)
Замеряемые параметры |
Сравниваемые группы |
Достоверность различий (по U- критерию Манна—Уитни) U / p |
|
Группа 1 — сотрудники мужского пола (45 человек) |
Группа 2 — сотрудники женского пола (45 человек) |
||
Уровень организационного стресса |
|||
Способность самопознания |
6,9 |
8,4 |
658,0 / 0,005 |
Широта интересов |
8,8 |
9,1 |
897,0 / 0,379 |
Принятие ценностей других |
7,9 |
7,6 |
875,0 / 0,282 |
Гибкость поведения |
9,3 |
10,2 |
796,0 / 0,087 |
Активность и продуктивность |
7,5 |
8,2 |
787,5 / 0,070 |
Общий уровень организационного стресса |
40,3 |
43,5 |
777,0 / 0,068 |
Уровень стрессоустойчивости |
|||
Уровень стрессоустойчивости |
32,0 |
35,0 |
621,0 / 0,002 |
Уровень жизнестойкости |
|||
Вовлеченность |
46,4 |
45,3 |
986,0 / 0,880 |
Контроль |
39,2 |
38,8 |
972,0 / 0,792 |
Принятие риска |
21,0 |
21,8 |
837,0 / 0,173 |
Общий уровень жизнестойкости |
106,6 |
105,8 |
982,0 / 0,855 |
В табл. 6 отражены достоверные различия по следующим замеряемым и сравниваемым параметрам: способность самопознания (она является менее уязвимым компонентом в структуре организационного стресса у сотрудников-мужчин по сравнению с сотрудниками-женщинами) и уровень стрессоустойчивости (он достоверно выше у женщин). Из этого следует, что при организации психологической работы с сотрудниками УИС допустимо использовать универсальные программы, одинаковые и для мужчин, и для женщин. В то же время к психологической работе в первую очередь стоит привлекать сотрудников-мужчин, поскольку они характеризуются достоверно более низким уровнем стрессоустойчивости — ведущего внутриличностного фактора совладающего поведения и их абсолютное большинство среди суицидентов [7].
В целом группа обследованных сотрудников УИС не является однородной по уровню организационного стресса, стрессоустойчивости и жизнестойкости, хотя около 75% из них отличаются невысоким общим уровнем организационного стресса и при этом имеют высокий уровень стрессоустойчивости и жизнестойкости. Однако примерно у 17% сотрудников отмечен высокий уровень организационного стресса и при этом у 6% из них — низкий уровень стрессоустойчивости. Иными словами, 5 сотрудников «держались» на момент обследования за счет собственной жизнестойкости (она у них определялась на уровне средних значений) и, вероятно, каких-то других ресурсов, явно нуждаясь в психологическом сопровождении. Известно, что длительное пребывание в ситуации внешнего (организационного) стресса при дефиците внутреннего ресурса (стрессоустойчивости) с большой долей вероятности может обусловить суицидальное поведение [7; 9; 13; 14].
Что касается психологических условий повышения стрессоустойчивости и жизнестойкости на индивидуально-личностном уровне, то их можно свести к следующему перечню: а) расширение знаний о феномене стресса и способах его преодоления; б) тренировка навыков саморегуляции психофизиологического состояния и совладающего поведения; в) использование собственного опыта успешных реакций на стресс — готовности к риску, включенности, контроля; г) формирование алгоритма конструктивного поведения в стрессогенных ситуациях; д) развитие рационально-позитивного мышления и сознательное усиление воли к жизни; е) повышение степени осознанности собственного поведения и ценности собственной жизни.
Социально-психологическими условиями снижения уровня организационного стресса (судя по нормативно-правовой базе, регулирующей психологическую работу с сотрудниками в УИС) являются: 1) исследование и оптимизация социально-психологического климата в коллективах сотрудников УИС, что снижает остроту потребности в повышении стрессоустойчивости сотрудников; 2) диагностика, коррекция и развитие у сотрудников УИС социально-психологических качеств, тесно взаимосвязанных со стрессоустойчивостью, и их усиление, которое опосредованно обусловливает повышение стрессоустойчивости; 3) создание специальных педагогических условий для проведения индивидуально-групповой работы, нацеленной на повышение у сотрудников УИС стрессоустойчивости [8; 9].
В психологической работе с группами хорошо зарекомендовала себя программа тренинга жизнестойкости С. Мадди. Она содержит большой развивающий потенциал и может быть использована психологами УИС.
В заключение отметим тот факт, что отрудники УИС с уже высокими уровнями стрессоустойчивости и жизнестойкости, хорошо адаптированные к внешним стрессогенам, могут иметь «заглушенную» способность самопознания и понимания того, что происходит у них во внутриличностном плане. Активность и продуктивность при слабо развитой способности самопонимания и узости кругозора могут привести к сопротивлению процессу обучения, например, к отказу участвовать в тренингах. Такие сотрудники нуждаются в помощи и поддержке не в меньшей степени, чем мало приспособленные к работе в условиях стресса, поскольку сами создают и нагнетают организационный стресс [25; 27]. Со временем у них заметно снижается требовательность к себе, своим поступкам, действиям, решениям. Это может проявляться: а) в стремлении ужесточать условия отбывания наказания; б) в завышении требований к осужденным; в) в позиции собственной правоты; г) в правовом нигилизме (сознательное игнорирование правовых предписаний, регламентирующих служебную деятельность). Все эти личностные изменения сотрудника подспудно запускают у него механизм развития чувства вины, а вина, как известно, ищет наказания. Налицо ситуация профессионального выгорания и профессиональной деформации личности.
В итоге получается, что, повышая стрессоустойчивость и жизнестойкость у сотрудников УИС, мы решаем проблему снижения организационного стресса в отечественной пенитенциарной системе.
Литература
- Бабенкова Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты М.: Генезис, 2015. 268 с.
- Бельтюков А.А. Аддиктивность — предмет психоаналитического исследования // Уральский психоаналитический вестник: сб. научных работ. №2. Екатеринбург. 2008.
- Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости: монография. М.: МПА, 2001. 192 с.
- Ворошилин С.И. Психогенетический и этологический подходы к классификации нехимических (поведенческих) зависимостей // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сб. науч. Работ. № 2. / Отв. ред. С.А. Минюрова. Екатеринбург: УрГПУ, 2009. С.59—63.
- Ворошилин С.И. Расстройства привычек и влечений: феноменология проявлений и границы диагностики // Журнал практического психолога. М. 2008. № 2.
- Злоказов К.В., Прядеин В.П. Деструктивность личности: социально-психологическое исследование: монография. Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2013. 219 с.
- Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учеб.пособие для вузов. М., 2004. С. 141—154.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический проект, 2000. 460 с.
- Лоскутова В.А. Интернет — зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дисс. … каед. мед. наук. Новосибирск, 2004. 25 с.
- Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. СПб., 2007. 768 с.
- Муслумов Р.Р. Диагностика правосознания будущих учителей // Комплексное изучение свойств личности: структурно-функциональный подход: коллективная монография / Урал.гос. пед. ун-т ; Урал. ин-т ГПС МЧС России. Екатеринбург, 2010. С. 395—416.
- Рожков С.П. Эмпирическое исследование особенностей нравственно-правовых представлений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1(32). С. 24—26.
- Смирнов А.В. Аддикции и кадровая безопасность: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2009. 102 с.
- Смирнов А.В. Психология аддиктивного поведения: монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. 379 с.
- Чернышева Е.В. Исследования по психологии: по материалам практических психологов. Часть 2. Екатеринбург, Уральский юридический институт МВД России, 2011. 307 с.
- Чернышева Е.В. Методика Р.Б. Кеттелла 16РF. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. 167 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3374
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 1072
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6