Психология и право
2022. Том 12. № 2. С. 125–140
doi:10.17759/psylaw.2022120210
ISSN: 2222-5196 (online)
Структура субъектности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: руководители органов внутренних дел Российской Федерации, субъект, субъектность, структура субъектности
Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120210
Получена: 12.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Мальцева Т.В. Структура субъектности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 2. С. 125–140. DOI: 10.17759/psylaw.2022120210
Полный текст
Введение
Одним из оснований процесса управления в силовых структурах выступает субъектность руководителей. В органах внутренних дел Российской Федерации развитость всех компонентов субъектности находится в фокусе современных требований, предъявляемых к лицам, выполняющим руководящие функции.
Субъектность является одним из неоднозначных психологических феноменов. Подходы к его толкованию разнообразны, как у зарубежных исследователей R. Harre [31], H.R. Markus, S. Kitayama [32], J. Martin, J. Sugarman, S. Hickinbottom [33] и др., так и у отечественных ученых Л.И. Анцыферовой [2], А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко [10], И.В. Сыромятникова [27] и др.
В отечественной психологии дефиниции «деятельность» и «субъект» относятся к ее категориальному каркасу. Изучению субъекта и субъектности, их особенностей, дифференциации, определению функций и места в структуре личности посвящены исследования К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, Е.Н. Волковой, В.В. Знакова, А.К. Осницкого, В.А. Петровского, С.Л.Рубинштейна, Е.А. Сергиенко, В.И. Слободчикова и др., которые базируются на представлении об активной преобразующей роли индивида в процессе его жизнедеятельности. В современной психологии субъектность понимается как атрибут субъекта или как свойство индивида быть субъектом активности, т. е. быть носителем идеи Я, относиться к себе» как к деятелю, способному производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в себе» [22].
Яркое проявление субъектности, по мнению А.В. Брушлинского, В.А. Петровского, А.К. Осницкого, обнаруживаются в ситуациях, которые предъявляют высокие требования к уровню саморегуляции, в необычных условиях, ситуациях риска, неопределенности, преодолении преград, творчестве [4; 17; 18]. Подобными ситуациями наполнена профессиональная деятельность руководителей органов внутренних дел Российской Федерации (далее — руководитель ОВД), что и обусловливает актуальность настоящей работы.
В юридической психологии и психологии служебной деятельности на сегодняшний день проблема субъектности руководителей ОВД рассматривается довольно ограниченно и фрагментарно. Можно обозначить всего несколько работ, так или иначе затрагивающих проблему субъектности руководителей ОВД.
Достаточно концептуально в своих работах обосновывают субъектные атрибуты личности сотрудников органов внутренних дел (далее — сотрудник ОВД) Ю.А. Шаранов и В.М. Статный, рассматривая транзитивную функцию субъекта в контексте непрерывного становления личности профессионала [25; 28]. Е.В. Бурцева рассматривает детерминацию субъектности сотрудников ОВД противоречивостью системы органов внутренних дел (далее — ОВД) как организации многофункциональной и динамичной, что требует развитой субъектности от сотрудников, но имеющей авторитарный, субъект-объектный стиль управления [5]. Санкт-Петербургские исследователи А.А. Горелов, С.А. Горелов и Н.Н. Силкин рассматривают концепты «субъект» и «субъектность» применительно к сотрудникам ОВД, обозначая субъектность фактором их личностного и профессионального совершенствования [8]. Н.Ф. Солдатов и Н.С. Урманова предприняли попытку раскрыть теоретическую сущность и операционализировать научный конструкт «профессиональная субъектность» относительно профессиональной деятельности сотрудников ОВД [24].
Субъектность руководителей, как одно из оснований процесса управления, рассматривается в ряде работ, посвященных различным сферам профессиональной деятельности [7; 13; 23; 26 и др.]. Касались вопросов субъектности руководителей ОВД в своих исследованиях И.Е. Жуковская [9], И.О. Котенев, Т.Ю. Гиздатова [11], В.М. Поздняков, И.Е. Реуцкая [20], А.С. Поршуков [21], И.В. Сыромятников [27] и др. Структура субъектности руководителей ОВД практически не изучалась.
Отметим, что нет однозначного подхода к раскрытию структуры субъектности. Е.Н. Волкова в своей концепции субъектности выделяет такие ее компоненты, как активность, способность к рефлексии, свобода выбора и принятия ответственности за него, уникальность субъекта, понимание и принятие другого, саморазвитие [7]. Ее ученица И.А. Серегина представляет структуру субъектности четырехфакторной, содержащей в себе инвариантную и вариативную части. Первая представлена сознательной творческой активностью, вторая — способностью к рефлексии, осознанием собственной уникальности, пониманием и принятием другого [23] При этом феномен осознанности, с точки зрения исследователя, присутствует во всех структурных компонентах субъектности. Без него невозможна целенаправленная преобразующая деятельность. Е.Н. Азлецкая, выстроившая свою модель структуры субъектности на основе взглядов Л.И. Анциферовой, ее компонентами называет: ответственность, высокий уровень эмоциональной зрелости, развитый внутренний контроль, осознанность действий, эмпатию [1]. Н.В. Богданович определяет структуру субъектности через конструкты самости: самоопределение, самосознание, саморегуляция и т. д. [3] М.А. Щукина обосновывая модель субъектности, рассматривала в ее структуре такие составляющие, как активность, автономность, целостность, опосредованность, креативность, самоценность [29; 30].
Таким образом, в отечественной науке существует большое количество трактовок структуры субъектности, однако существуют базовые, системообразующие характеристики, которые выделяются большинством исследователей: осознанная активность в отношении своего Я, своей деятельности и окружающего мира; принятие себя в качестве субъекта, обладающего определенными характеристиками наравне с признанием права других быть субъектами и проявлять субъектные качества; переживание ценности и уникальности собственного Я.
Анализируя разработанные в науке подходы к пониманию субъектности и модели ее структурно-функциональной целостности, следует отметить, что сам феномен может быть представлен одновременно и как свойство личности, и как функция личности, и как специфическая форма саморегуляции и осознанной активности.
На наш взгляд, развитость всех перечисленных компонентов субъектности, в фокусе современных требований, предъявляемых к руководителю ОВД на современном этапе, имеет ключевое значение для эффективности его профессиональной деятельности. Исходя из этого, целью настоящего исследования является изучение структуры субъектности руководителей ОВД на основе субъектно-деятельностного подхода, концепции субъектности Е.Н. Волковой и модели субъектности М.А. Щукиной.
Методы
Для достижения поставленной цели использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретико-методологический анализ литературы по теме исследования, сравнительный и структурный методы, психодиагностический метод, статистические методы обработки данных.
Для изучения структуры субъектности руководителей были выбраны следующие психодиагностические методики:
· методика «Тест-опросник уровня развития субъектности личности» М.А. Щукиной (вариант для взрослых), которая диагностирует уровень развития и структуру неситуативной субъектности личности;
· методика «Изучение структуры субъектности» Е.Н. Волковой, А.И. Серегиной, которая позволяет сделать качественный анализ уровня развития субъектности.
При обработке методики М.А. Щукина использовала суммарный подсчет баллов по отдельным утверждениям в итоговый балл по тесту и в оценки по шкалам. В целях возможности сравнения уровня шести шкал при анализе результатов показатели по каждой из шкал умножаются на поправочные коэффициенты.
Подсчет результатов по методике Е.Н. Волковой, А.И. Серегиной проводится с использованием станайнов.
Шкалы, включенные в методики, с точки зрения авторов, включают характеристики личности, посредством которых проявляется феномен субъектности.
Статистические методы включали описательную статистику, проверку нормальности распределения выборки (непараметрический критерий Z Колмогорова—Смирнова), сравнение выборок руководителей-мужчин и руководителей-женщин (критерий U Манна—Уитни), корреляционный анализ (критерий r Спирмена) и фактоный анализ. Статистическая обработка реализовывалась в пакете прикладных программ Microsoft Excel и IBM SPSS Statistics (версия 23).
В исследовании приняли участие 104 руководителя ОВД (N=104) различных уровней, проходящие обучение по программам магистратуры или дополнительного профессионального образования в Академии управления МВД России. Выборка состояла из 77 мужчин (74%) и 27 женщин (26%), что в процентном отношении соответствует генеральной совокупности руководителей ОВД. Средний возраст респондентов — 39 лет, выборка включала руководителей ОВД от 30 до 50 лет. Средний стаж службы респондентов в ОВД — 18,4 года (минимальный — 8 лет, максимальный — 28 лет), средний стаж в должности руководителя — 6,5 лет (минимальный — полгода, максимальный — 21 год).
Результаты
После проведения описательной статистики результатов исследования руководителей с помощью избранных методик можно заключить, что наиболее выражены в структуре субъектности данной выборки активность, свобода выбора и ответственность за него, понимание и принятие другого, опосредствованность и креативность.
Используемые методики предполагают высокий, средний и низкий уровни выраженности показателей. При обработке результатов исследования низкий уровень выраженности показателей субъектности у руководителей ОВД практически отсутствует.
Как видно из приведенной диаграммы на рис. 1., наиболее высокие показатели чаще встречаются по шкале активности, понимания и принятия другого человека, опосредованности; средние — по шкале автономности и целостности.
Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням
выраженности
изученных компонентов субъектности, количество человек:
Ак — активность; СкР — способность к рефлексии; СВиО — свобода выбора и ответственность за него; ОСУ — осознание собственной уникальности; ППД — понимание и принятие другого; СР — саморазвитие; АР — активность / реактивность; АЗ — автономность / зависимость; ЦД — целостность / дезинтегративность, ОН — опосредствованность / непосредственность, КС — креативность / стандартность, СН — самоценностность / ничтожность.
Обсуждения
Выбранные методики включают примерно одинаковое количество вопросов (61 и 62), каждая состоит из шести шкал.
«Тест-опросник уровня развития субъектности личности» (М.А. Щукиной, вариант для взрослых) позволяет измерять шесть показателей соответственно шкалам опросника: активности / реактивности [АР], автономности / зависимости [АЗ], целостности / дезинтегративности [ЦД], опосредствованности / непосредственности [ОН], креативности / стандартности [КС], самоценностности / ничтожности [СН]) [31; 32].
Методика «Изучение структуры субъектности» Е.Н. Волковой, А.И. Серегиной измеряет следующие характеристики личности: активность [Ак], способность к рефлексии [СкР], свобода выбора и ответственность за него [СВиО], осознание собственной уникальности [ОСУ], понимание и принятие другого [ППД], саморазвитие [СР] [7; 22]. Сравнение шкал методик и их соответствие приведено в табл. 1, определенное на основе анализа подходов к разработке шкал и их содержательного наполнения.
Таблица 1
Сравнение шкал методик используемых в исследовании
Шкалы теста-опросника уровня |
Шкалы методики «Изучение |
Степень |
||
1 |
Активность / реактивность |
1 |
Активность |
полная |
2 |
Автономность / зависимость |
3 |
Свобода выбора |
полная |
3 |
Целостность / дезинтегративность |
5 |
Понимание и принятие другого |
частично |
4 |
Опосредствованность / |
|
|
нет |
5 |
Креативность / стандартность |
|
|
нет |
6 |
Самоценность / ничтожность |
4 |
Осознание собственной |
частично |
|
|
2 |
Способность к рефлексии |
нет |
|
|
6 |
Cаморазвитие |
нет |
Анализируя соответствия шкал, можно сказать, что, используя две методики, мы получаем восемь параметров проявления субъектности. Отмечая частичное соответствие по двум шкалам в методиках, мы подразумеваем, что в понимание целостности у М.А. Щукиной включено, как одно из составляющих, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, которое у Е.Н. Волковой трактуется как результат понимания и принятия другого. Стыковка шкал самоценности / ничтожности и осознания собственной уникальности возникает через отношение к себе, к своей индивидуальности как ценности.
В научных работах авторов [6; 21; 27; 28], использованных в нашем исследовании методик, шкала активности свидетельствует о выраженности осознанной активности, которая рассматривается как специфическая форма человеческой активности, выходящей за пределы удовлетворения базовых потребностей и направленной на достижение целей в значимой деятельности, во взаимодействии с другими людьми и в развитии собственного Я. Ее высокий уровень подтверждает внутреннее стремление к эффективному освоению окружающей действительности, к самовыражению и самоутверждению в окружающей действительности. Данная форма активности предполагает наличие развитой способности к планированию и прогнозированию.
Шкала понимания и принятия другого показывает насколько человек признает уникальность окружающих людей, осознает их субъектами. Высокий уровень говорит о сформированной субъектности и высоком уровне личностного развития.
Шкала опосредствованности указывает на возможность использования личностью в самоуправлении психологических средств, в противовес прямолинейности реагирования. Высокий уровень по данной шкале может свидетельствовать о высокой гибкости поведения.
Шкала автономности раскрывает развитость таких характеристик личности, как самостоятельность, самодетерминация, самодеятельность; ответственность и др.
Шкала целостности свидетельствует о внутренней связанности, о конструктивности взаимодействия с окружающей средой, об адекватном регулировании личностных границ. своего Я.
В целях более детального исследования полученных данных, был проведен расчет нормальности распределения показателей в выборке руководителей ОВД. Был использован критерий Z Колмогорова—Смирнова, результаты, которого показали, что большая часть шкал имеют ненормальное распределение (15 шкал из 16), поэтому в дальнейшем следует использовать непараметрические методы.
В связи с тем, что в выборке респондентов присутствовали как и мужчины, так и женщины, был проведен сравнительный анализ проявлений субъектности между руководителями-мужчинами и руководителями-женщинами (табл. 2). Для сравнения использовался критерий U Maнна—Уитни, значимых различий выявлено не было.
Таблица 2
Эмпирические значения критерия U-Maнн-Уитни при сравнении
выборки
руководителей-мужчин и руководителей-женщин
Названия шкал |
Среднее |
Среднее |
Эмпирическое |
Уровень |
Ак |
9,037 |
8,753 |
1086,5 |
0,724 |
СкР |
6,630 |
6,740 |
960,5 |
0,551 |
СВиО |
9,352 |
9,474 |
957,5 |
0,524 |
ОСУ |
6,852 |
7,026 |
957,5 |
0,54 |
ППД |
9,037 |
8,909 |
1077,5 |
0,77 |
СР |
8,574 |
8,539 |
951,5 |
0,509 |
АР |
42,333 |
42,922 |
923,5 |
0,388 |
АЗ |
41,693 |
40,396 |
1148,5 |
0,418 |
ЦД |
39,543 |
39,099 |
1091,5 |
0,698 |
ОН |
43,815 |
43,649 |
1043,5 |
0,976 |
КС |
40,146 |
41,131 |
895,5 |
0,278 |
СН |
43,398 |
42,741 |
1112,5 |
0,586 |
Примечание: Ак — активность; СкР — способность к рефлексии; СВиО— свобода выбора и ответственность за него; ОСУ — осознание собственной уникальности; ППД — понимание и принятие другого; СР — саморазвитие; АР — активность / реактивность; АЗ — автономность / зависимость; ЦД — целостность / дезинтегративность, ОН — опосредствованность / непосредственность, КС — креативность / стандартность, СН — самоценностность / ничтожность.
В целях уточнения взаимодействия между структурными составляющими субъектности в данном исследовании анализировалась взаимосвязь между шкалами с помощью коэффициента корреляции r Спирмена (табл. 3), которая выявила наличие большого количества значимой положительной взаимосвязи между шкалами используемых методик, а также возрастом руководителей ОВД и развитостью целостности и опосредованности, что в принципе укладывается в русло знаний возрастной психологии и свидетельствует о нечастом распространении среди респондентов внутриличностных конфликтов и кризисных явлений. Стаж в должности руководителя обнаруживает значимую положительную взаимосвязь со свободой выбора и ответственностью за него, данный факт свидетельствует о том, что продолжительное нахождение в должности руководителя формирует высокий уровень осознания личностью себя источником качества собственной жизни, сознательного принятия решений и осознания его последствий.
Таблица 3
Эмпирические значения корреляционного анализа
Возраст |
Стаж в ОВД |
Стаж в должности руководителя |
Ак |
СкР |
СВиО |
ОСУ |
ППД |
СР |
АР |
АЗ |
ЦД |
ОН |
КС |
СН |
|
Пол |
0,317** |
0 |
-0,301** |
0,035 |
-0,059 |
-0,063 |
-0,06 |
0,029 |
-0,065 |
-0,085 |
0,08 |
0,038 |
0,003 |
-0,107 |
0,054 |
Возраст |
0,655*** |
0,271** |
-0,111 |
-0,019 |
0,095 |
-0,079 |
-0,026 |
-0,066 |
-0,051 |
0,067 |
0,214* |
0,205* |
-0,01 |
-0,069 |
|
Стаж в ОВД |
0,502*** |
-0,138 |
-0,076 |
0,025 |
-0,079 |
-0,106 |
-0,04 |
-0,092 |
-0,084 |
0,085 |
0,095 |
-0,047 |
-0,106 |
||
Стаж в должности руководителя |
-0,032 |
-0,01 |
0,203* |
0,094 |
0,054 |
-0,044 |
0,038 |
-0,034 |
0,114 |
0,131 |
0,084 |
-0,059 |
|||
Ак |
0,344*** |
0,273** |
0,39*** |
0,294** |
0,34*** |
0,398*** |
0,277** |
0,167 |
0,245* |
0,461*** |
0,493*** |
||||
СкР |
0,36*** |
0,517*** |
0,159 |
0,251* |
0,301** |
0,425*** |
0,112 |
0,361*** |
0,168 |
0,294** |
|||||
СВиО |
0,164 |
0,365*** |
0,355*** |
0,391*** |
0,374*** |
0,45*** |
0,498*** |
0,139 |
0,205* |
||||||
ОСУ |
0,308** |
0,027 |
0,273** |
0,388*** |
0,16 |
0,184 |
0,256** |
0,39*** |
|||||||
ППД |
0,243* |
0,312** |
0,422*** |
0,548*** |
0,41*** |
0,31** |
0,373*** |
||||||||
СР |
0,366*** |
0,311** |
0,204* |
0,361*** |
0,282** |
0,347*** |
|||||||||
АР |
0,704*** |
0,268** |
0,534*** |
0,446*** |
0,654*** |
||||||||||
АЗ |
0,426*** |
0,582*** |
0,299** |
0,63*** |
|||||||||||
ЦД |
0,603*** |
0,165 |
0,191 |
||||||||||||
ОН |
0,23* |
0,326*** |
|||||||||||||
КС |
0,482*** |
Примечание: «*» — значимость на уровне p < 0,05 — очень слабая; «**» — p < 0,01 — слабая; «***» — p < 0,001 — умеренная. Ак — активность; СкР — способность к рефлексии; СВиО — свобода выбора и ответственность за него; ОСУ — осознание собственной уникальности; ППД — понимание и принятие другого; СР — саморазвитие; АР — активность / реактивность; АЗ — автономность / зависимость; ЦД — целостность / дезинтегративность, ОН — опосредствованность / непосредственность, КС — креативность / стандартность, СН — самоценностность / ничтожность.
Осознанная активность анализировалась в каждой из методик, также как автономность, в корреляционной матрице показывает значимую положительную связь практически со всеми показателями субъектности. Нами рассматривается это как факт основополагающей роли осознанной активности и автономности в субъектности; активный витальный человек с развитыми самокомпонентами имеет более сформированную субъектность, более высокий уровень развития личности. Исключение возникает при отсутствии значимости между шкалами Ак — активность, по методике «Тест-опросник уровня развития субъектности личности» (М.А. Щукиной, вариант для взрослых), и ЦД — целостность / дезинтегративность по методике «Изучение структуры субъектности» Е.Н. Волковой, А.И. Серегиной. Однако шкала АР — активность / реактивность обнаруживает с ЦД — целостность / дезинтегративность значимую взаимосвязь; возможно данная несостыковка обусловливается недостаточным количеством респондентов в выборке.
Способность к рефлексии обнаружила значимую взаимосвязь с показателями активности, свободой выбора и ответственностью за него, с осознанием собственной уникальности, саморазвитием, автономностью, опосредствованностью, креативностью, самоценностностью. Свобода выбора и ответственность за него оказались значимо не связаны с осознанием собственной уникальности и креативности, однако дублирующая ее шкала АЗ — автономность / зависимость из другой методики отсутствие взаимосвязи с данными шкалами не показала.
Осознание собственной уникальности у руководителей ОВД не связано с изменениями по шкалам свободы выбора и ответственности за него, саморазвитие, целостность и опосредствованность, а обусловливается развитостью осознанной активности, способностью к рефлексии, пониманием и принятием другого, автономностью, креативностью и самоценностностью. Частично совпадающая шкала с осознанием собственной уникальности — автономность, как уже было отмечено, тесно взаимосвязана со всеми компонентами субъектности.
Шкала понимания и принятия другого не обнаруживает взаимосвязи с развитой рефлексией, так же как саморазвитие с осознанием собственной уникальности. Креативность не зависит от того, как личность реализует свободу выбора и ответственность за него, а также от внутренней целостности. От внутренней целостности также не зависит и самоценностность.
Шкала целостности имеет меньше всего значимых связей, повышение ее уровня повышает показатели свободы выбора и ответственности за него, понимания и принятия другого, саморазвития, осознанной активности, автономности и опосредованности.
Определение корреляционных связей раскрыло большое количество значимых положительных взаимосвязей между шкалами методик, что определило в дальнейшем использование в исследовании факторного анализа методом выделения главных компонент. Всего было извлечено четыре компоненты (табл. 4).
Использование факторного анализа дало возможность выявить четыре составляющих профессиональной субъектности руководителей ОВД. Первая из них включает в себя признание личностью самой себя источником качества собственной жизни, проектировщиком своего будущего, активным началом в принятии собственного выбора при осознании его возможных последствий; признание окружающих людей субъектами и обладателями собственной уникальности; внутреннюю целостность с сохранением собственных личностных границ и границ личности других людей в сочетании со способностью интеграции с окружающими; высокий уровень самоуправления с использованием психологических средств. Данные характеристики соотносятся с характеристиками зрелой личности.
Таблица 4
Матрица факторного анализа
Шкалы используемых методик |
Компоненты |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Ак — активность |
|
|
,812 |
,100 |
СкР — способность к рефлексии |
|
|
|
,887 |
СВиО — свобода выбора и ответственность за него |
,601 |
,141 |
|
,308 |
ОСУ — осознание собственной уникальности |
,150 |
|
,545 |
,626 |
ППД — понимание и принятие другого |
,825 |
|
,357 |
|
СР — саморазвитие |
|
,660 |
|
-,170 |
АР — активность / реактивность |
,161 |
,832 |
,258 |
|
АЗ — автономность / зависимость |
,265 |
,664 |
|
,369 |
ЦН — целостность / дезинтегративность |
,803 |
|
|
-,101 |
ОН — опосредствованность / непосредственность |
,666 |
,428 |
|
,245 |
КС — креативность / стандартность |
,156 |
,344 |
,681 |
-,112 |
СМ — самоценностность / ничтожность |
|
,605 |
,647 |
,176 |
Примечание: метод вращения Варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 6 итераций. «*» — значимость на уровне p < 0,05 — очень слабая; «**» — p < 0,01 — слабая; «***» — p < 0,001 — умеренная.
Обозначим первую компоненту как зрелость личности. Вторая компонента состоит из способности инициировать собственную активность в осуществлении постоянной работы над собой, самосовершенствовании, выработке у себя конструктивных личностных качеств, достижении своих целей и жизненного успеха, а также способности дифференциацировать себя от социальной среды, принимать самостоятельные решения и самооценивать результаты своей активности. Данные характеристики в большей степени будут описывать самодостаточность личности.
Следующая компонента раскрывается через осознанную активность, направленную на достижение целей в значимой деятельности, саморазвитии и конструктивном взаимодействии с другими, способность к планированию активности и прогнозированию ее последствий, стремление к новому, способность осуществлять преобразования в себе и других, принятие себя, уважение и доверие к себе.
Третью компоненту определим как интегрированность в действительность.
Последняя компонента содержит субъективное восприятие себя в действительности, понимание себя в ней, уровень внимания личности к самой себе, уравновешенность внутренних смыслов, ценностей, мотивов с внешними проявлениями активности, а также их оценка и переосмысление. Все эти характеристики свидетельствуют овнутренней гармонии.
Выводы
В качестве основных результатов проведенного исследования особенностей структуры субъектности руководителей ОВД отметим следующие моменты.
В исследуемой выборке не было выявлено гендерных различий в структуре субъекности, что свидетельствует о том, что особенности должностного статуса, воздействуя на личность субъекта труда, обусловливают развитость субъектности независимо от пола. Однако во многих исследованиях не раз были отмечены отличительные психологические особенности руководителей-мужчин и руководителей-женщин в органах внутренних дел [12; 14; 16; 19].
Наиболее выраженными показателями субъектности у руководителей ОВД являются: активность, направленная на достижение целей в значимой деятельности, эффективное освоение окружающей действительности, построение взаимодействия с другими людьми, саморазвитие, самовыражение и самоутверждение; наличие развитой способности к планированию и прогнозированию; признание уникальности окружающих людей и осознание их субъектами; развитое самоуправление и гибкость поведения. Как показывают результаты проведенного исследования, руководителям ОВД не свойственно частое распространение таких психологических явлений как внутриличностные конфликты и кризисы личности, что подтверждается и другими научными работами [6; 15].
Исследование выявило, что основополагающую роль в субъектности руководителей ОВД играют осознанная активность, автономность и развитые само- компоненты (самостоятельность, самодетерминация, самодеятельность, ответственность и др.). Составляющими профессиональной субъектности руководителей ОВД следует считать выявленные на основе факторного анализа компоненты: зрелость личности, самодостаточность, интегрированность в действительность, внутреннюю гармонию.
В рамках проведения дальнейших исследований актуальна разработка психодиагностических методик изучения субъектности у руководящего звена ОВД, изучение мотивационно-смысловой наполненности жизнедеятельности в условиях больших профессиональных перегрузок, стресс-травматических ситуаций и кризисах профессионального становления.
Литература
- Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: Дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2001. 194 с.
- Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. С. 27–42.
- Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: дисс. … канд. психол. наук. М., 2004. 170 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Алетейя, 2003. 272 с.
- Бурцева Е.В. Проблема субъектности сотрудников в системе органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58309.shtml (дата обращения: 03.01.2022).
- Вахнина В.В., Мальцева Т.В. Особенности конфликтов руководителей органов внутренних дел и их проявление в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и педагогика. 2021. Том 6. № 2. С. 193–205. doi:10.12737/2500-0543-2021-6-2-193-205
- Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 41 с.
- Горелов А.А., Горелов С.А., Силкин Н.Н. Субъектность как фактор личностного и профессионального совершенствования сотрудника полиции [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (88). С. 190–197. doi:10.35750/2071-8284-2020-4-190-197
- Жуковская И.В. Развивающее консультирование в психологической работе с руководителями территориальных органов МВД России на районном уровне: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2020. 227 с.
- Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 2. С. 7–13. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2007/n2/28727.shtml (дата обращения: 03.01.2022).
- Котенев И.О., Гиздатов Т.Ю. Психологические проблемы регуляции служебного поведения сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2017. № 4. С. 58.
- Кузнецова О.В., Марьин М.И. Женщина-руководитель в органах внутренних дел: вопросы женского лидерства в ОВД [Электронный ресурс] // Национальная ассоциация ученых. 2020. № 53-3 (53). С. 3–41. doi:10.31618/nas.2413-5291.2020.3.53.174
- Леонтьев Д.А. Культурно-историческая психология деятельности в контексте «функциональной парадигмы» [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 19–24. doi:10.17759/chp.2020160203
- Мальцева С.М., Гвоздиков С.В., Хижная А.В., Шигаева Е.С. Гендерные стереотипы в управленческой деятельности: профилактика и некоторые способы борьбы [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Том 9. № 2 (31). С. 359–361. doi:10.26140/anie-2020-0902-0086
- Мальцева Т.В. О проблеме психологических требований к личности руководителя в юридической психологии [Электронный ресурс] // Прикладная психология и педагогика. 2021. № 4. С. 218–226. doi:10.12737/2500-0543-2021-6-4-218-226
- Михайлова Т.В., Балашкевич И.В. Зависимость стиля управления руководителя органа внутренних дел от его гендерных особенностей [Электронный ресурс] // Прикладная психология и педагогика. 2021. Том 6. № 4. С. 227–237. doi:10.12737/2500-0543-2021-6-4-227-237
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.
- 1. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. М., 1996. 512 с.
- Поздняков В.М., Мальцева Т.В., Бурцев А.О. Особенности субъективной витальности сотрудников МВД России, имеющих разный должностной статус [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. C. 33–50. doi:10.17759/psylaw.2020100403
- Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении: Научно-практическое пособие. М., 2005. 167 с.
- Поршуков А.С. Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на должность руководителя [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 107–114. doi:10.11621/npj.2020.0110
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб: Питер, 2010. 510 с.
- Серегина И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1999. 154 c.
- Солдатов Н.Ф., Урманова Н.С. Теоретическая сущность и операционализация понятия «профессиональная субъектность» в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика: Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб, 2018. С. 329–333.
- Статный В.М., Шаранов Ю.А. Репрезентация концепта «субъект» как транзитивной функции в онтопсихологическом становлении личности сотрудника полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2 (61). С. 32–38.
- Стеценко А.П. Критические проблемы в культурно-исторической теории деятельности: неотложность субъектности [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 5–18. doi:10.17759/chp.2020160202
- Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности управленческих кадров. М., 2006. 248 с.
- Шаранов Ю.А. Имплицитные постулаты концепции становления и развития субъектности // Акмеологические проблемы субъектности: интерпретация и диагностика: Материалы научно-практической конференции. СПб, 2009. С. 4.
- Щукина М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 2004. 20 с.
- Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: Дисс. ... д-ра психол. наук. СПб, 2015. 355 с.
- Harre R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979. Р. 246.
- Markus H.R, Kitayama S. Models of agency: sociocultural diversity in the construction of action // Nebraska Symposium on Motivation. 2003. Vol. 49. P. 1–58.
- Martin J., Sugarman J., Hickinbottom S. Persons: Understanding psychological selfhood and agency. NY: Springer, 2010. 196 р.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 423
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 107
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0