Введение
Система ценностных ориентаций представляет собой многогранное сложное социально-психологическое образование личности и влияет на все стороны жизни человека. Осознанные позиционные грани отношений к себе и обществу обусловливают содержание и направление непрерывности процесса развития личности.
Отечественные психологи традиционно рассматривают формирование личности в системе развития ее ценностной сферы. В работах Б.Г. Ананьева [ 2], Н.А. Журавлевой [ 9 ], В.П. Зинченко [ 10 ], Д.А. Леонтьева [ 14 ], С.Л. Рубинштейна [ 18 ] выявлено и охарактеризовано единство и неразрывность индивидуального и общественного, внешнего и внутреннего содержания индивида. При этом конкретно-регуляторные образования, а именно потребности и личностные ценности, выступают как трансситуативные. Ценностные ориентации, как трансситуативный и наиболее стабильный компонент направленности, задают определенный вектор всей жизнедеятельности субъекта.
По мнению Д.И. Фельдштейна, формирование системы ценностных ориентаций проходит через опыт отношений с окружающим миром и актуализируется в период ранней юности [ 20 ]. Юношеский возраст — «период высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования» [Молчанов, 2005, с. 16].
Период юношества связан и с проблемой профессионального самоопределения. При выборе будущей профессии особую роль играет ценностный компонент, «формирующийся на основе личностных новообразований психологического возраста, определяющий наличие интереса к выбранной специальности, осознанность сделанного выбора, желание учиться в вузе по выбранной профессии» [ 20 , с. 111].
Однако вопрос о том, какие именно ценности играют большую роль в профессиональном становлении специалиста, что движет им и ради чего он выбирает тот или иной профессиональный путь, какие особенности в системе ценностных ориентаций развиты у студентов и курсантов образовательных организаций, какие трансформируются и преобладают, представляется нам недостаточно изученным.
На формирование и развитие профессионально-ценностных ориентаций большое влияние оказывают вузовская среда, процесс образования и обучения, в рамках которых обучающиеся приобретают не только профессиональные знания, но и первый опыт профессионально-практической деятельности [Бякова, 2008]. На современном этапе науки изучением ценностных ориентаций учащихся вузов занимаются М.Л. Алемасова [1 ], Н.В. Богданович [ 3 ], Н.А. Буравлева [ 6 ], Т.И. Куликова [ 13 ], Е.И. Мишина [ 23 ], С.Ю. Шалова [ 23 ] и др. В данных исследованиях отражается идея о необходимости формирования ценностных категорий труда, обусловливающих успешность будущих специалистов. Именно в ходе специализированного обучения формируются образ будущей профессиональной деятельности, профессионально-ценностные ориентации, происходит развитие личности и постепенное утверждение себя как представителя определенной трудовой области [Ананьев, 2001].
Особое место в контексте изучения и анализа ценностных ориентаций занимают представители групп профессий с особыми условиями службы, связанными с высоким уровнем конфликтности и стрессогенности. К ним относятся сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). Рассмотрению ценностных ориентаций представителей пенитенциарной сферы труда посвящены работы Н.Н. Белогорцева [Белогорцев, 2016], Э.В. Дарбиняна [ 8], М.М. Ицковича [ 11], В.С. Красника [ 12], С.В. Маришина [ 15], Н.А. Самойлик [ 19], В.А. Шалаева [ 22] и др. Несмотря на активный интерес исследователей к данному вопросу, в настоящее время отсутствуют исследования, содержание которых представляет собой сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов и обучающихся ведомственных вузов, что и определило проблематику и актуальность нашей статьи.
Целью эмпирического исследования стало изучение особенностей в системе ценностных ориентаций студентов и курсантов образовательных организаций ФСИН России и выявление статистически значимых различий в выраженности структурных компонентов ценностей. Предполагалось, что система ценностных ориентаций студентов и курсантов ведомственных вузов будет различаться в связи со спецификой организации образовательного процесса.
Метод исследования
Исследование проводилось в 2020 году на базе таких образовательных учреждений, как ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань), ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России» (г. Новокузнецк), Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк), ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск). Выборку составили 140 курсантов и 140 студентов, обучающихся на третьем курсе. Возраст испытуемых — 19—21 год (М=20,05; σ=0,3); из них 69% юношей и 31% девушек. Диагностика осуществлялась с помощью следующих методик: «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова), «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ») (И.Г. Сенин), «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» («ДиПЦОЛ») (Н.А. Самойлик).
Результаты исследования
На основе полученных результатов диагностики по опроснику «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) можно констатировать, что у студентов НФИ КемГУ в большей степени выражена значимость приятного времяпрепровождения и отдыха (М=4,47) (рис. 1). Подобная тенденция наблюдается и у обучающихся ИГУ (М=4,16). В то же время у курсантов ведомственных вузов данный показатель несколько снижен в виду того, что их свободное время занято различными служебными и воспитательными мероприятиями, включенными в образовательный процесс. Осознание важности материального положения и благосостояния выражено в диапазоне 2¸3,52, что свидетельствует о равной представленности данного ценностного компонента в структуре личности представителей выборки.
Для курсантов Академии характерно понимание важности эстетических ценностей (М=4,18), демонстрирующее общую направленность на наслаждение прекрасным и достижение гармонии. Студенты НФИ КемГУ и ИГУ также определяют названную ценностную ориентацию как лидирующую (М=4,00 и М=3,92 соответственно). Однако по данному показателю обнаружены достоверно значимые различия (Н=138,23 при ρ≤0,05), свидетельствующие о выраженности мотивации поддержки и участия, неравнодушия и заботы о людях в исследуемых группах (табл. 1).

Рис. 1. Выраженность структурных элементов ценностных ориентаций у студентов и курсантов:
ПВ,О — приятное времяпрепровождения, отдыха; ВМБ — высокое материальное благосостояние; ПНП — поиск и наслаждение прекрасным; ПМ — помощь и милосердие к другим людям; Л — любовь; ПН — познание нового в мире, природе, человеке; ВСС — высокий социальный статус и управление людьми; ПУЛ — признание и уважение людей и влияние на окружающих; СА — социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; О — общение; З — здоровье (в табл. 1 используются те же сокращения)
Таблица 1
Сравнительный анализ выраженности структурных элементов
ценностных ориентаций у студентов и курсантов (N=280)
|
Ценностные ориентации |
Курсанты Академии |
Курсанты Кузбас. ин-та |
Студенты ИГУ |
Студенты НФИ КемГУ |
Н-критерий Краскала—Уоллиса |
||||
|
М |
σ |
М |
σ |
М |
σ |
М |
σ |
|
|
|
ПР,О |
4,03 |
1,13 |
3,91 |
0,99 |
4,16 |
0,78 |
4,41 |
0,98 |
173,16 |
|
ВМБ |
3,52 |
1,14 |
3,23 |
1,21 |
2 |
0,96 |
2,80 |
1,04 |
214,18 |
|
ПНП |
4,18 |
1,01 |
2,82 |
1,32 |
3,92 |
0,98 |
3,97 |
1,00 |
138,23* |
|
ПМ |
4,88 |
0,74 |
4,89 |
0,73 |
4,56 |
0,78 |
4,48 |
1,05 |
109,53 |
|
Л |
4,09 |
0,77 |
4,54 |
0,79 |
3,2 |
1,23 |
3,63 |
1,04 |
153,05 |
|
ПН |
3,97 |
0,95 |
3,22 |
1,30 |
2,96 |
1,08 |
3,61 |
1,13 |
162,28 |
|
ВСС |
3,67 |
1,19 |
3,71 |
1,26 |
2,08 |
1,23 |
2,85 |
1,29 |
178,35** |
|
ПУЛ |
4,36 |
0,98 |
4,43 |
0,95 |
4,48 |
0,86 |
4,47 |
0,96 |
150,94 |
|
СА |
3,48 |
1,20 |
2,95 |
1,00 |
2,92 |
0,99 |
2,90 |
0,92 |
126,27 |
|
О |
3,24 |
0,91 |
3,27 |
0,71 |
2,52 |
0,86 |
2,37 |
0,74 |
173,61* |
|
З |
4,27 |
0,98 |
4,05 |
0,69 |
2,6 |
1,10 |
3,03 |
0,85 |
134,59 |
Примечание: здесь и далее в таблице 2: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.
Данный результат в некоторой степени отражает установки на будущую профессиональную деятельность. Часть респондентов — педагоги и психологи, чья работа связана с необходимостью целенаправленного развития личности с богатым внутренним миром. Будущая служебная деятельности курсантов направлена на систематическое взаимодействие с различными категориями осужденных в процессе их исправления, что также предполагает активную альтруистическую позицию.
Понимание социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе присуще курсантам Академии (М=3,48) и выражается, с точки зрения И.Ф. Бережной и А.О. Зыковой, в «…активной жизненной позиции человека и характеризует ее высший этап, на котором жизнедеятельность человека приобретает социально значимый смысл» [Бережная И.Ф, 2012, с. 174]. Несколько менее выражено понимание данной ценности в других группах респондентов, что демонстрирует частичное осмысление роли социальной инициативы не только для общества, но и для личностного развития.
Следует заметить, что такой компонент ценностных ориентаций, как общение, носит обязательный характер для всех представителей выборки. В то же время в ходе анализа получены достоверно значимые различия по данному показателю ценностных ориентаций (Н=173,61 при ρ≤0,05). У обучающихся Кузбасского института и Академии обнаружены более высокие показатели значимости общения, чем у студентов. Незначительные расхождения в показателях связаны с интенсивностью взаимодействия между курсантами и сотрудниками ведомственного вуза по причине того, что в первые годы обучения большая часть времени отводится на совместные мероприятия. Такие условия образовательной деятельности созданы для интериоризации ценностных норм служебной деятельности и идентификации себя с представителями профессионального сообщества. Некоторое снижение понимания общения как ценностной категории характерно для студентов, насыщенность межличностных контактов которых определяется только образовательным процессом.
Отсутствие статистически значимых различий по показателю «здоровье» в исследуемых группах свидетельствует об одинаковой представленности данной ценности и общей направленности на поддержание физических и психологических ресурсов организма.
Анализ полученных результатов диагностики респондентов по «Опроснику терминальных ценностей» И.Г. Сенина в рамках обозначенной проблемы в полном объеме невозможно в силу большого объема шкал. Но некоторые результаты представляют научный интерес. Так, достоверно значимые различия были получены по пониманию собственного престижа в профессиональной деятельности (Н=259,05 при ρ≤0,01). У обучающихся ведомственных вузов более выражено стремление иметь профессию, которая обладает высоким социальным статусом, детерминированным функциональными обязанностями по обеспечению безопасности общества от наиболее опасных преступников. В то же время студенты вузов, оценивая престижность выбранной сферы труда, скорее ориентированы на заинтересованность в мнении окружающих и референтных лиц относительно правильности выбора будущей профессии.
В сфере обучения и образования ведущую роль в выборке курсантов играют социальные контакты, отражающие потребность идентификации себя с определенной профессиональной группой и формирования авторитета среди коллег (Н=302,47 при ρ≤0,05). Желание достигнуть определенных успехов в учебной деятельности у них обосновано необходимостью вхождения в профессиональную группу сотрудников УИС. Студенты в вышеназванной жизненной сфере предпочитают развивать креативность (Н=249,11 при ρ≤0,05), а также понимают важность достижений в труде (Н=236,7 при ρ≤0,05). Полученный результат определяет характер обучения, ориентированный на тесное и эффективное взаимодействие с объектами педагогического и психологического воздействия. Данный факт подтверждается и высокими показателями в развитии личностных качеств именно у студентов, обучающихся по профессиям типа «человек—человек» (М=7,0¸7,21). При этом по критерию U Манна—Уитни достоверных различий между студентами ИГУ и НФИ КемГУ не было выявлено (U=629,5 при р=0,412), а между курсантами и обучающимися гражданских вузов были обнаружены достоверные различия (U=409,0 при р=0,013), что позволяет утверждать нетождественное представление студентов и курсантов относительно формирования своей личности и ее внутреннего мира с учетом особенностей будущей профессии.
В то же время практически равнозначно в исследуемых группах выражено понимание значимости обучения и образования в контексте личностного и профессионального развития (Н=465,11 при ρ=0,108), позволяющее констатировать особую заинтересованность в изучении своих способностей, умений и навыков и возможности их развития.
Результаты анализа важных жизненных сфер в группах показывают, что курсанты Кузбасского института (М=57,24) и студенты НФИ Кемгу (М=54,10) более ориентированы на обучение и образование, курсанты Академии — на профессиональную деятельность (М=55,11), студенты ИГУ — на сферу семейной жизни (М=53,56). Данный факт отражает специфику ценностного мира респондентов, представляющего собой неотъемлемую часть личностного и профессионального развития.
Следующим этапом диагностики ценностных ориентаций студентов и курсантов образовательных организаций ФСИН России стало изучение системы профессионально-ценностных ориентаций. Типы профессионально-ценностных ориентаций в исследуемых группах представлены на рис. 2.
На рис. 2 наглядно видны различия в показателях проявления типов профессионально-ценностных ориентаций: у курсантов ведомственных вузов ФСИН России преобладает когнитивный тип, связанный с осознанием необходимости получения новых знаний и последующей реализацией их в практической деятельности. Приобретение профессиональных знаний не только повышает качественные показатели службы, но и задает траекторию личностного роста в процессе труда. Смешанный тип профессионально-ценностных ориентаций присущ студентам вузов. Данное обстоятельство, вероятно, отражает неопределенность относительно сферы будущей профессиональной деятельности, в связи с чем несколько затруднен когнитивный аспект осмысления специфики будущей профессии и профессиональных обязанностей. Кроме того, у обучающихся специализированных вузов намечается тенденция к формированию поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций, включающая в себя активную личностную позицию по некоторым служебным вопросам. Реализация данного типа в условиях получения высшего образования предполагает выполнение поставленных задач для совершенствования способов предстоящей службы. В то же время заметим, что для студентов лидирующим типом профессионально-ценностных ориентаций является эмоциональный, выражающий высокий уровень удовлетворенности результатами обучения и определения личностно значимой цели профессионального развития в части самореализации.
В таблице 2 представлены средние значения выраженности профессионально-ценностных ориентаций у курсантов и студентов. При помощи Н-критерий Краскала—Уоллиса было доказано, что статистически значимыми являются такие профессионально-ценностные ориентации, как ценности-отношения (Н=297,4 при ρ≤0,05), ценности-результат (Н=269,5 при ρ≤0,05) и ценности-умения (Н=262,0 при ρ≤0,05).

Рис. 2. Представленность типов
профессионально-ценностных ориентаций в исследуемых группах (%): КТ ПЦО —
когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций,
ЭТ ПЦО — эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций,
ПТ ПЦО — поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций
Таблица 2
Сравнительный анализ выраженности профессионально-ценностных
ориентаций
студентов и курсантов (N=280)
|
Ценностные ориентации |
Курсанты Академии |
Курсанты Кузбас. ин-та |
Студенты ИГУ |
Студенты НФИ КемГУ |
Н-критерий Краскала—Уоллиса |
||||
|
М |
σ |
М |
σ |
М |
σ |
М |
σ |
|
|
|
Ц-О |
5,94 |
0,79 |
6,08 |
1,05 |
5,4 |
1,2 |
5,53 |
1,04 |
297,4* |
|
Ц-З |
5,61 |
0,92 |
5,54 |
0,81 |
5,64 |
0,72 |
5,58 |
1,0 |
285,7 |
|
Ц-Ц |
5,48 |
0,98 |
5,48 |
0,89 |
4,52 |
0,94 |
4,55 |
1,0 |
255,0 |
|
Ц-Р |
6,06 |
1,01 |
6,65 |
1,10 |
5,6 |
0,94 |
5,7 |
1,05 |
269,5* |
|
Ц-К |
5,91 |
1,17 |
5,59 |
1,30 |
5,28 |
1,09 |
5,77 |
1,12 |
236,0 |
|
Ц-У |
6,52 |
0,96 |
6,09 |
0,94 |
5,52 |
1,1 |
5,55 |
0,65 |
262,0* |
Примечание: Ц-О — ценности-отношения, Ц-З — ценности-знания, Ц-Ц — ценности-цели, Ц-Р — ценности-результат, Ц-К — ценности-качества, Ц-У — ценности-умения.
Полученные результаты позволяют утверждать, что у курсантов более представлена значимость отношений в служебной деятельности. Данный факт свидетельствует о понимании важности поддержания межличностных отношений, имеющих бесконфликтный характер и предполагающих мотивацию сотрудничества. Преобладание положительного отношения к профессиональной деятельности демонстрирует потребность в достижении результатов и стремление к преодолению возникающих сложностей, как в учебной, так и в служебной деятельности. Незначительное снижение уровня значимости отношений в группах студентов обусловлено организацией учебной деятельности.
Более выражено понимание важности результата у обучающихся ведомственных вузов. Можно предположить, что осмысление результативности детерминировано субъективной оценкой себя как будущего специалиста, способного к достижению новых профессиональных высот и становлению мотивации профессионального саморазвития. Соответственно, результат предстоящей служебной деятельности курсантов представляется более очевидным вследствие четкой регламентированности законодательством данной сферы труда, в то время как результативность студентов педагогов и психологов определяется профессиональной деятельностью, которая, по мнению Н.В. Богданович и соавторов, «…связана с ситуациями неопределенности, индивидуальным подходом к каждому случаю, и, кроме того, не всегда есть понимание того, как найти «свое» место в рамках организации (карьерные перспективы не всегда понятны)» [Белогорцев, 2016, с. 240].
Для курсантов наиболее высокую значимость в процессе обучения в вузе приобретают умения, которые подразумевают ориентацию на овладение комплексом профессиональных способностей для совершенствования результативности предстоящей служебной деятельности. Одним из наиболее перспективных служебных умений является самостоятельность в принятии решений. Зачастую сотрудники исправительных учреждений сталкиваются с экстремальными ситуациями, в которых нужно быстро ориентироваться, проявляя при этом аналитические и прогностические способности. От такого решения зависит не только оперативная обстановка в учреждении, но и жизнь многих людей. У студентов осмысление значимости профессиональных умений выражено умеренно. В отличие от курсантов, они еще не сталкивались с реальной практической профессиональной деятельностью, а только готовятся к ней. Курсанты же, обучаясь в вузе, выполняют некоторые служебные обязанности (несение службы в нарядах, обеспечение контрольно-пропускного режима, патрулирование территории, участие в мероприятиях совместно с правоохранительными органами), что обеспечивает формирование у них необходимых профессиональных умений.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование системы ценностных ориентаций студентов и курсантов образовательных организаций ФСИН России позволяет сделать следующие выводы.
Ценностные ориентации студентов и обучающихся ведомственных вузов характеризуются направленностью на активные социальные контакты и общение, что отражает специфику периода юношества в целом. Потребность в тесном взаимодействии более выражена у обучающихся ведомственных вузов в силу специфики профессионального обучения и предстоящей служебной деятельности. Кроме того, студенты и курсанты практически одинаково оценивают важность будущей профессиональной деятельности для себя и социума в целом. При этом студенты престижность профессии определяют для себя, а курсанты — для общества.
Выраженность у курсантов ведомственных вузов когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций свидетельствует об осмысленности необходимости получения знаний для успешности в служебной деятельности. На основе результатов исследования можно утверждать о складывающейся тенденции к формированию поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций в данной группе. В выборке студентов преобладает смешанный тип профессионально-ценностных ориентаций, отражающий неустойчивость и размытость представлений о практической профессиональной деятельности. Однако в содержание ценностной сферы студенты в качестве значимых ориентиров профессии включили креативность и достижения, что позволяет говорить о понимании важности личностного роста для результативности своего труда.
В заключение отметим, что результаты проведенного исследования можно использовать при проведении индивидуального психологического консультирования с обучающимися вузов, при планировании и проведении тренингов, направленных на формирование системы ценностных ориентаций.