Психология и право
2022. Том 12. № 3. С. 88–96
doi:10.17759/psylaw.2022120308
ISSN: 2222-5196 (online)
Подходы к исследованию родительского отношения в российской психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: родительское отношение, родительские установки, стили воспитания, семейное воспитание, судебная психологическая экспертиза, судебная психолого-психиатрическая экспертиза
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120308
Получена: 03.03.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Конищева А.В. Подходы к исследованию родительского отношения в российской психологии [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. С. 88–96. DOI: 10.17759/psylaw.2022120308
Полный текст
Установление родительского отношения и его возможного негативного влияния на эмоциональное состояние и развитие ребенка является одной из центральных экспертных задач при производстве СПЭ и КСППЭ по судебным спорам о воспитании [17; 18; 23]. Судами при назначении СПЭ и КСППЭ по такой категории дел на разрешение эксперта зачастую ставятся вопросы о влиянии стилей семейного воспитания, родительских установок, родительских позиций на эмоциональное состояние и развитие ребенка [ 6 ; 18 ]; при этом в контексте судебной экспертизы термин «родительское отношение» не имеет сегодня единого понимания [14]. С целью наиболее точного определения понятия «родительское отношение», соответствующего психологическому феномену и значению, придаваемому семейным правом, следует обратиться к различным подходам. В имеющихся обзорах затрагиваются разносторонние аспекты проблемы родительского отношения и его влияния на развитие ребенка [3; 8; 13], но интересующий нас вопрос единого определения этого понятия и его применения при производстве КСППЭ и СПЭ остается нерешенным.
В современной российской психологии отношение родителя к ребенку выражается через конструкты «родительское отношение», «родительские установки», «родительская позиция», «характер взаимодействия», «стиль семейного воспитания», которые либо используются как взаимозаменяемые, либо им придается разный смысл.
А.Я. Варга и В.В. Столин родительское отношение понимают как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, особенностей восприятия и понимания его характера, личности, поступков, а также поведенческих стереотипов общения. По мнению авторов, родительское отношение характеризуется определенными побуждениями (интересом, пониманием необходимости взаимодействия, сотрудничеством, общением); поведением (речью, действиями, мимикой, жестами); эмоциями и чувствами (удовлетворенностью общением, симпатией, антипатией, взаимным притяжением положительными или отрицательными состояниями); познанием (восприятием другого человека, мышлением, воображением, представлением) [ 5].
А.Я. Варга родительское отношение представляет в виде трехкомпонентной структуры, имеющей три элемента — эмоциональный, когнитивный и поведенческий, каждый из которых структурно организован. Эмоциональный компонент имеет три оси: симпатия—антипатия, уважение—презрение, близость—отдаленность; поведенческий — четыре оси: доминирование, кооперация, потакание и автономия; а когнитивный компонент образуется осью «адекватное — неадекватное представление о ребенке»; неадекватными являются инфантилизация и инвалидизация (в том числе социальная). Автором были выделены такие типы родительского отношения, как принимающе-авторитарное, отвергающее с элементами инфантилизации, симбиотическое и симбиотически-авторитарное [ 4 ].
На трехкомпонентную структуру родительского отношения указывает и Р.В. Овчарова, представляя его одним из компонентов сложного феномена родительства наряду с ценностными ориентациями, установками и ожиданиями, родительскими чувствами, позициями, родительской ответственностью и стилем семейного воспитания. Эта структура образуется тремя составляющими: когнитивной (представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте взаимоотношений, убеждения в приоритетности определенных направлений взаимодействия), эмоциональной (оценки и суждения о различных типах родительского отношения, доминирующий эмоциональный фон) и поведенческой (формы контроля, воспитание взаимоотношениями, путем преодоления дистанции общения) [12].
Согласно исследованию К.Н. Белогай, структура родительского отношения определяется пятью взаимосвязанными компонентами: потребностно-мотивационным, ценностно-смысловым, эмоциональным, поведенческим и оценочным [ 2].
О.А. Карабанова, опираясь на эмоциональный аспект системы «родитель—ребенок», выделила следующие типы эмоционального отношения к ребенку: 1) безусловное принятие; 2) условное принятие; 3) амбивалентное отношение (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви); 4) индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, низкая эмпатия); 5) скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку); 6) открытое эмоциональное отвержение ребенка [9].
Е.О. Смирнова и М.В. Соколова используют понятие стиля родительского отношения, определяемого как «…сочетания различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени»; на этой основе они выделяют семь стилей родительского поведения: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, потакающий, ситуативный [ 20 ].
Еще одним понятием, входящим в структуру родительского отношения, являются родительские установки. Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.Я. Варга определяют родительские установки как «…систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним» [22, с. 19]. Р.В. Овчарова, рассматривает родительские установки как трехуровневую систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие родителем ребенка и способы поведения с ним: 1) уровень репродуктивных установок супругов в аспекте их отношений («мы — родители»); 2) установки в детско-родительских отношениях («мы — родители нашего ребенка»); 3) установки и ожидания в отношении ребенка («это наш ребенок») [12].
Близким по значению является понятие «родительская позиция», которое, например, А.С. Спиваковская определяет как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, и выделяет два типа таких позиций — адекватные (оптимальные) и неадекватные. Оптимальная родительская позиция — та, которая отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности [21]. Р.В. Овчарова и С.С. Жигалин также отмечают, что именно адекватность родительской позиции является основным признаком эффективности родительских позиций. Индикаторами такой адекватности являются ее динамичность, гибкость, внутренняя и внешняя согласованность, прогностичность [ 11 ].
О.А. Карабанова трактует понятие «родительская позиция» более широко — как интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, особенности собственного родительского образа («Я как Родитель»), модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством [ 9]. Т.В. Архиреева понятие «родительская позиция» использует в значении «установка родителей на тот или иной тип воспитания» [ 1 , с. 4].
Р.В. Овчарова и С.С. Жигалин в своей работе разводят значения понятий «родительская позиция», «родительская установка», «родительское отношение» и «родительское воспитание». В частности, родительская позиция рассматривается ими как «…целостная система отношений родителя: отношение к родительству, отношение к родительской роли, отношение к себе как к родителю, отношение к ребенку и отношение к воспитательной практике» [ 11 , с. 168].
В.В. Столин и А.А. Бодалев, напротив, не дифференцируют эти понятия, усматривая в них значения, эквивалентные значению английского термина «attitude», и образующие триединство эмоционального отношения к ребенку: стиля обращения с ним, особенностей понимания и когнитивного видения ребенка родителем. Под неэффективным родительским отношением авторами понимается такое отношение, на основе которого у родителя и ребенка сформировались эмоционально-негативный фон взаимоотношений и трудности взаимопонимания [ 19].
В качестве интегративной характеристики воспитательной системы исследователями рассматривается стиль семейного воспитания, включающий наиболее характерное родительское отношение, совокупность применяемых способов воспитательного воздействия на ребенка, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Особе внимание исследователи уделяют типологиям негармоничного (дисгармоничного) воспитания в семье. Так, например, А.Е. Личко были выделены следующие виды неправильного воспитания, способствующие аномальному развитию ребенка: 1) гипопротекция (характерен недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, его делам, интересам, тревогам); 2) доминирующая гиперпротекция (сочетание обостренного внимания и заботы о ребенке с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов); 3) потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание); 4) эмоциональное отвержение (игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним); 5) повышенная моральная ответственность ребенка (не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни в сочетании с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям) [ 10 ].
В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характера ребенка, говорит о трех основных типах «неправильного» воспитания: по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — непринятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения; по типу В (гиперсоциализирующее) — выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе, ожидании успехов; по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания на одном ребенке, являющемся «кумиром семьи», иногда в ущерб другим детям [ 7 ].
Таким образом, в настоящее время существует большое количество исследований, посвященных проблеме родительского отношения (его типологии, структуры) и смежных с ним понятий (родительские установки, родительская позиция, стиль семейного воспитания, характер взаимодействия). Определения, данные многими авторами, дополняют друг друга, интегрируют многие аспекты родительства как личностного образования, которое в данной совокупности приобретает целостный характер. Родительское отношение выступает как сложное и многогранное явление, а термин «родительское отношение» характеризуется полисемантичностью.
При этом анализ понятий, характеризующих особенности системы «родитель—ребенок» показал, что родительские установки, родительская позиция затрагивают в большей степени когнитивный ее компонент; стиль (тип) семейного воспитания, тип (характер, стиль) взаимодействия касаются ее поведенческого аспекта. Наиболее полным и обобщенным является понятие «родительское отношение», включающее в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
При решении вопроса об установлении отношения родителей к ребенку при производстве СПЭ и КСППЭ по семейным спорам представляется целесообразным использовать понятие «родительское отношение», являющееся концептуально валидным и более применимым, адекватным целям и задачам экспертного психологического исследования [ 16 ]. При экспертном психологическом исследовании родительского отношения и описании его особенностей в заключении эксперта, на наш взгляд, необходимо опираться на его трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный (знание о ребенке — его индивидуальных особенностей, предпочтений, увлечений и т. д.), эмоциональный (эмоциональное отношение к ребенку, выражение чувств к нему, принятие, близость, любовь и др.) и поведенческий (способы воздействия на ребенка и взаимодействия с ним, требования и запреты, способы контроля, поощрений, выстраивание границ и т. д.) компоненты. Такой подход к пониманию родительского отношения представлен, например, в исследовании О.А. Русаковской, М.В. Новиковой-Грунд, С.Б. Андриановой [15].
Литература
- Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1990. 21 с.
- Белогай К.Н. Структурные компоненты родительского отношения личности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Красноярск, 2006. 22 с.
- Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 5 (34). С. 244–247.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1986. 206 с.
- Варга А.Я. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.Я. Варги, В.В. Столина. М.: МГУ, 1988. 128 с.
- Васкэ Е.В., Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Почему психолого-педагогическая экспертиза по спорам, связанным с воспитанием детей, не отвечает потребностям правосудия [Электронный ресурс] // Теория и практика судебной экспертизы. 2020. Том 15. № 1. С. 6–19. doi:10.30764/1819-2785-2020-1-6-19
- Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение Л.: Медицина, 1977. 272 с.
- Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель — ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб: Речь. 2013. 256 с.
- Овчарова Р.В., Жигалин С.С. Родительская позиция как система отношений родителя // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24–27 мая 2010 г.). Екатеринбург, 2010. С. 167–176.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.
- Полкунова Е.В. Исследование влияния родительского отношения на состояние ребенка при производстве судебной психологической экспертизы по семейным спорам // Теория и практика судебной экспертизы. 2015. № 4 (40). С. 98–103.
- Русаковская О.А., Калашникова А.С., Харитонова Н.К., Сафуанов Ф.С. Актуальное состояние и проблемы комплексной психолого-психиатрической экспертизы в спорах о воспитании [Электронный ресурс] // Российский психиатрический журнал. 2021. № 1. С. 24–36. doi:10.47877/1560-957Х-2021-10103
- Русаковская О.А., Новикова-Грунд М.В., Андрианова С.Б. Психосемиотический подход к оценке родительского отношения [Электронный ресурс] // Российский психиатрический журнал. 2019. № 4. С. 27–35. doi:10.24411/1560-957X-2019-11933
- Сафуанов Ф.С. Принципы клинико-психологической судебной экспертологии [Электронный ресурс] // Российский психиатрический журнал. 2020. № 2. С. 39–45. doi:10.24411/1560-957X-2020-10205
- Сафуанов Ф.С., Русаковская О.А. Методологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам воспитания детей при раздельном проживании родителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 54–62. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2010/n2/29855.shtml (дата обращения: 25.02.2022).
- Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. М.: Генезис, 2012. 192 с.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Смирнова Е.О., Соколова М.В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 4. С. 83–91. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n4/ Smirnova.shtml (дата обращения: 25.02.2022).
- Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности: Сборник научных трудов / под ред. А.А. Бодалева. М.: НИИОП, 1981. С. 38–45.
- Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.С. 16–37.
- Харитонова Н.К., Сафуанов Ф.С., Вострокнутов Н.В., Русаковская О.А. Методологические основы проведения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз при спорах о праве на воспитание детей: Методические рекомендации для экспертов // Теория и практика судебной экспертизы. 2014. № 3 (35). С. 93–106.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2069
В прошлом месяце: 150
В текущем месяце: 77
Скачиваний
Всего: 331
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12