Установление родительского отношения и его возможного негативного влияния на эмоциональное состояние и развитие ребенка является одной из центральных экспертных задач при производстве СПЭ и КСППЭ по судебным спорам о воспитании [Сафуанов, 2010; Сафуанов, 2012; Харитонова, 2014]. Судами при назначении СПЭ и КСППЭ по такой категории дел на разрешение эксперта зачастую ставятся вопросы о влиянии стилей семейного воспитания, родительских установок, родительских позиций на эмоциональное состояние и развитие ребенка [ 6 ; 18 ]; при этом в контексте судебной экспертизы термин «родительское отношение» не имеет сегодня единого понимания [Русаковская, 2021]. С целью наиболее точного определения понятия «родительское отношение», соответствующего психологическому феномену и значению, придаваемому семейным правом, следует обратиться к различным подходам. В имеющихся обзорах затрагиваются разносторонние аспекты проблемы родительского отношения и его влияния на развитие ребенка [Бутина-Гречаная С.В, 2010; Головей, 2014; Полкунова, 2015], но интересующий нас вопрос единого определения этого понятия и его применения при производстве КСППЭ и СПЭ остается нерешенным.
В современной российской психологии отношение родителя к ребенку выражается через конструкты «родительское отношение», «родительские установки», «родительская позиция», «характер взаимодействия», «стиль семейного воспитания», которые либо используются как взаимозаменяемые, либо им придается разный смысл.
А.Я. Варга и В.В. Столин родительское отношение понимают как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, особенностей восприятия и понимания его характера, личности, поступков, а также поведенческих стереотипов общения. По мнению авторов, родительское отношение характеризуется определенными побуждениями (интересом, пониманием необходимости взаимодействия, сотрудничеством, общением); поведением (речью, действиями, мимикой, жестами); эмоциями и чувствами (удовлетворенностью общением, симпатией, антипатией, взаимным притяжением положительными или отрицательными состояниями); познанием (восприятием другого человека, мышлением, воображением, представлением) [ 5].
А.Я. Варга родительское отношение представляет в виде трехкомпонентной структуры, имеющей три элемента — эмоциональный, когнитивный и поведенческий, каждый из которых структурно организован. Эмоциональный компонент имеет три оси: симпатия—антипатия, уважение—презрение, близость—отдаленность; поведенческий — четыре оси: доминирование, кооперация, потакание и автономия; а когнитивный компонент образуется осью «адекватное — неадекватное представление о ребенке»; неадекватными являются инфантилизация и инвалидизация (в том числе социальная). Автором были выделены такие типы родительского отношения, как принимающе-авторитарное, отвергающее с элементами инфантилизации, симбиотическое и симбиотически-авторитарное [ 4 ].
На трехкомпонентную структуру родительского отношения указывает и Р.В. Овчарова, представляя его одним из компонентов сложного феномена родительства наряду с ценностными ориентациями, установками и ожиданиями, родительскими чувствами, позициями, родительской ответственностью и стилем семейного воспитания. Эта структура образуется тремя составляющими: когнитивной (представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте взаимоотношений, убеждения в приоритетности определенных направлений взаимодействия), эмоциональной (оценки и суждения о различных типах родительского отношения, доминирующий эмоциональный фон) и поведенческой (формы контроля, воспитание взаимоотношениями, путем преодоления дистанции общения) [Овчарова, 2003].
Согласно исследованию К.Н. Белогай, структура родительского отношения определяется пятью взаимосвязанными компонентами: потребностно-мотивационным, ценностно-смысловым, эмоциональным, поведенческим и оценочным [ 2].
О.А. Карабанова, опираясь на эмоциональный аспект системы «родитель—ребенок», выделила следующие типы эмоционального отношения к ребенку: 1) безусловное принятие; 2) условное принятие; 3) амбивалентное отношение (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви); 4) индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, низкая эмпатия); 5) скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку); 6) открытое эмоциональное отвержение ребенка [Карабанова, 2005].
Е.О. Смирнова и М.В. Соколова используют понятие стиля родительского отношения, определяемого как «…сочетания различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени»; на этой основе они выделяют семь стилей родительского поведения: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, потакающий, ситуативный [ 20 ].
Еще одним понятием, входящим в структуру родительского отношения, являются родительские установки. Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.Я. Варга определяют родительские установки как «…систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним» [Столин, 1989, с. 19]. Р.В. Овчарова, рассматривает родительские установки как трехуровневую систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие родителем ребенка и способы поведения с ним: 1) уровень репродуктивных установок супругов в аспекте их отношений («мы — родители»); 2) установки в детско-родительских отношениях («мы — родители нашего ребенка»); 3) установки и ожидания в отношении ребенка («это наш ребенок») [Овчарова, 2003].
Близким по значению является понятие «родительская позиция», которое, например, А.С. Спиваковская определяет как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, и выделяет два типа таких позиций — адекватные (оптимальные) и неадекватные. Оптимальная родительская позиция — та, которая отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности [Спиваковская А.С, 1981]. Р.В. Овчарова и С.С. Жигалин также отмечают, что именно адекватность родительской позиции является основным признаком эффективности родительских позиций. Индикаторами такой адекватности являются ее динамичность, гибкость, внутренняя и внешняя согласованность, прогностичность [ 11 ].
О.А. Карабанова трактует понятие «родительская позиция» более широко — как интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, особенности собственного родительского образа («Я как Родитель»), модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством [ 9]. Т.В. Архиреева понятие «родительская позиция» использует в значении «установка родителей на тот или иной тип воспитания» [ 1 , с. 4].
Р.В. Овчарова и С.С. Жигалин в своей работе разводят значения понятий «родительская позиция», «родительская установка», «родительское отношение» и «родительское воспитание». В частности, родительская позиция рассматривается ими как «…целостная система отношений родителя: отношение к родительству, отношение к родительской роли, отношение к себе как к родителю, отношение к ребенку и отношение к воспитательной практике» [ 11 , с. 168].
В.В. Столин и А.А. Бодалев, напротив, не дифференцируют эти понятия, усматривая в них значения, эквивалентные значению английского термина «attitude», и образующие триединство эмоционального отношения к ребенку: стиля обращения с ним, особенностей понимания и когнитивного видения ребенка родителем. Под неэффективным родительским отношением авторами понимается такое отношение, на основе которого у родителя и ребенка сформировались эмоционально-негативный фон взаимоотношений и трудности взаимопонимания [ 19].
В качестве интегративной характеристики воспитательной системы исследователями рассматривается стиль семейного воспитания, включающий наиболее характерное родительское отношение, совокупность применяемых способов воспитательного воздействия на ребенка, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Особе внимание исследователи уделяют типологиям негармоничного (дисгармоничного) воспитания в семье. Так, например, А.Е. Личко были выделены следующие виды неправильного воспитания, способствующие аномальному развитию ребенка: 1) гипопротекция (характерен недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, его делам, интересам, тревогам); 2) доминирующая гиперпротекция (сочетание обостренного внимания и заботы о ребенке с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов); 3) потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание); 4) эмоциональное отвержение (игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним); 5) повышенная моральная ответственность ребенка (не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни в сочетании с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям) [ 10 ].
В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характера ребенка, говорит о трех основных типах «неправильного» воспитания: по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — непринятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения; по типу В (гиперсоциализирующее) — выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе, ожидании успехов; по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания на одном ребенке, являющемся «кумиром семьи», иногда в ущерб другим детям [ 7 ].
Таким образом, в настоящее время существует большое количество исследований, посвященных проблеме родительского отношения (его типологии, структуры) и смежных с ним понятий (родительские установки, родительская позиция, стиль семейного воспитания, характер взаимодействия). Определения, данные многими авторами, дополняют друг друга, интегрируют многие аспекты родительства как личностного образования, которое в данной совокупности приобретает целостный характер. Родительское отношение выступает как сложное и многогранное явление, а термин «родительское отношение» характеризуется полисемантичностью.
При этом анализ понятий, характеризующих особенности системы «родитель—ребенок» показал, что родительские установки, родительская позиция затрагивают в большей степени когнитивный ее компонент; стиль (тип) семейного воспитания, тип (характер, стиль) взаимодействия касаются ее поведенческого аспекта. Наиболее полным и обобщенным является понятие «родительское отношение», включающее в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
При решении вопроса об установлении отношения родителей к ребенку при производстве СПЭ и КСППЭ по семейным спорам представляется целесообразным использовать понятие «родительское отношение», являющееся концептуально валидным и более применимым, адекватным целям и задачам экспертного психологического исследования [ 16 ]. При экспертном психологическом исследовании родительского отношения и описании его особенностей в заключении эксперта, на наш взгляд, необходимо опираться на его трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный (знание о ребенке — его индивидуальных особенностей, предпочтений, увлечений и т. д.), эмоциональный (эмоциональное отношение к ребенку, выражение чувств к нему, принятие, близость, любовь и др.) и поведенческий (способы воздействия на ребенка и взаимодействия с ним, требования и запреты, способы контроля, поощрений, выстраивание границ и т. д.) компоненты. Такой подход к пониманию родительского отношения представлен, например, в исследовании О.А. Русаковской, М.В. Новиковой-Грунд, С.Б. Андриановой [Новикова-Грунд, 2019].