Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена: диагностический опросник

215

Аннотация

Цель. Разработка и психометрическая апробация опросника, позволяющего диагностировать типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена.
Контекст и актуальность. Исследователи выделяют различные, в том числе «проблемные» типы отношения родителя к ребенку-спортсмену, подчеркивая значимость этого фактора в развитии спортивной карьеры и необходимость его диагностики. В то же время стандартизированные методики, позволяющие количественно измерять проявления родительских установок по отношению к ребенку-спортсмену, отсутствуют.
Дизайн исследования. Гипотетическая модель родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена включала шесть типов. В процессе психометрической проверки опросника исходная модель была трансформирована, эмпирически выявлено три типа родительских установок. Сбор данных организован с помощью Google Forms, ссылку для прохождения опроса отправляли адресно через социальные сети.
Участники. Выборку составили 204 респондента: родители, дети которых занимаются спортом (матерей – 74,8%; отцов – 25,5%).
Методы (инструменты). Показатели конструктной и конкурентной валидности, ретестовой надежности, согласованности, дискриминативности шкал определялись с помощью корреляционного и кластерного анализа, частотного анализа. Конкурентная валидность определялась с помощью Опросника родительских отношений (А.Я. Варга и В.В. Столин). Для обработки данных использовались программы Statistica 7 и Excel 2013.
Результаты. Эмпирически верифицированы три типа родительских установок в психологической поддержке юного спортсмена: «Нереализованные родительские амбиции», «Вовлеченный, поддерживающий родитель», «Отстраненный, негативно настроенный родитель». Определены нормы выраженности каждого типа родительских установок и их частотность в выборке стандартизации. Опросник «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» и ключ к нему представлены в приложении к статье.
Основные выводы. Разработанный авторами опросник «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» является надежным и валидным и может быть предложен в качестве диагностического инструментария для научного и практического использования в психолого-педагогическом сопровождении детско-юношеского спорта.

Общая информация

Ключевые слова: родительские установки, психологическая поддержка, юный спортсмен, диагностика

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140311

Финансирование. Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета (Приоритет-2030).

Получена: 23.01.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Лопухова О.Г., Нурхамитова Л.Р. Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена: диагностический опросник // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3. С. 173–186. DOI: 10.17759/sps.2023140311

Полный текст

Введение

Родительские установки – система когнитивного и эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способы поведения с ним [5]. Родительские установки в воспитании и поддержке ребенка определяют психологическое благополучие всех участников этих отношений. Очевидно, что чрезмерная включенность в управление жизнью и развитием своего ребенка имеет столь же негативные последствия, как и отсутствие внимания или неприятие ребенка родителем. Актуальность этой проблематики выражается в выделении исследователями различных стилей и типов родительского отношения, их установок и позиций. Анализ понятий, описывающих систему «родитель-ребенок», проведенный А.В. Конищевой, показал, что родительские установки затрагивают в большей степени когнитивный ее компонент, понятия «стиль (тип) семейного воспитания или взаимодействия» касаются ее поведенческого аспекта [5], а понятие «родительское отношение» включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты [5; 7]. В последнее время внимание уделяется моделям воспитания, таким как «интенсивное», «сверхвключенное», «осознанное» или «естественное» родительство [1; 2; 3; 5; 6]: изучаются их механизмы, содержание и последствия для развития личности [5; 10]. Перечисленные модели оцениваются, как правило, через поведенческий компонент отношений «ребенок-родитель». Например, проявлением «интенсивного» родительства является включение ребенка в дополнительное раннее профессиональное развитие, в частности, в спорт. Однако и для «естественного» родительства поддержка увлечения ребенка спортом также может быть характерна, но она будет проявляться с другим посылом. Таким образом, можно заключить, что для понимания специфики отношений в системе «родитель-ребенок» очень важна возможность выявления установки как когнитивного компонента родительского отношения.

Родительские установки во многом определяют то, как будет относиться родитель к занятиям ребенка спортом и к развитию его спортивной карьеры, какого рода поддержку он будет оказывать. При этом исследователи обращают внимание, что родительская включенность в спорт может оцениваться в континууме от «поддерживающего» до «уничижительного» типов [12]. В частности, выделяется пять типов «проблемных» родителей, которые могут стать источником стресса для юных спортсменов, снижать эффективность спортивной подготовки, негативно влиять на спортивные результаты: «незаинтересованные родители»; «сверхкритичные родители»; «комментирующие родители»; «родители, пытающиеся заменить тренера»; «родители-перестраховщики». Актуально в исследованиях изучение включенности родителей в спорт, в частности, их «давящего» поведения на эмоциональное состояние, спортивную мотивацию и результативность ребенка-спортсмена [11; 13; 14]. В отечественных исследованиях вопросам родительской поддержки юных спортсменов большое внимание уделяют Е.Е. Хватская и Н.Е. Латышева [9], которые также выделяют различные, в том числе «проблемные» типы отношения родителя к ребенку-спортсмену, подчеркивая значимость этого фактора в развитии спортивной карьеры и необходимость диагностики типов родительского отношения к ребенку в спорте. В настоящее время авторы предлагают варианты качественной диагностики родительского отношения на основе опроса [8]. В то же время в психологии детско-юношеского спорта стандартизированный диагностический инструментарий, позволяющий количественно измерять проявления типов родительских установок по отношению к ребенку-спортсмену, отсутствует. В связи с этим мы поставили цель разработать модель и опросник типов родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена.

 

Программа исследования

Процедура. На основе теоретического анализа была разработана гипотетическая модель, включающая шесть типов родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена. Операционализацией данной модели выступил разработанный опросник, в процессе психометрической проверки которого теоретическая модель была подвергнута эмпирической верификации и трансформирована. Разработка авторского опросника и его психометрическая апробация опирались на гипотезы: 1) в психологической поддержке ребенка-спортсмена можно выделить следующие типы родительских установок: «Ребенок-проект»; «Отстраненно-равнодушный родитель»; «Нереализованные родительские амбиции»; «Вовлеченный родитель»; «Благосклонный и поддерживающий родитель»; «Негативно настроенный родитель»; 2) выделенные типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена должны соотноситься с соответствующими типами родительских отношений в рамках концепции А.Я. Варга и В.В. Столина [4].

Инструментарий. При разработке опросника «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» выделенным гипотетически типам родительских установок были подобраны утверждения (всего разработано 50 утверждений). Например, для установок типа «Ребенок-проект» (родитель воспринимает своего ребенка как «проект» своих желаний и прилагает все усилия для достижения высоких результатов в спортивной деятельности) предполагались утверждения: «Я считаю, что спортивный талант моего ребенка должен проявиться в его высоких достижениях»; «Я прилагаю все усилия для того, чтобы мой ребенок достиг высоких результатов в спорте»; «Я имею все возможности, чтобы поддержать и развить спортивную карьеру своего ребенка» и т.п. Для установки типа «Отстраненно-равнодушный родитель» (не вмешивается в спортивную жизнь своего ребенка, сомневается в спортивных способностях своего ребенка) предполагались утверждения: «Мой ребенок занимается тем видом спорта, которым хочет»; «Я не против, но мне не очень важно, что мой ребенок посещает какие-то спортивные секции»; «Я, конечно, за спорт, но мне совсем не до этого» и т.п. Ответы на вопросы предлагались дихотомического типа (да/нет).

Для верификации второй гипотезы применялся Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина [4].

Кроме того, в опрос были включены несколько вопросов анкеты, выявляющие собственный опыт спортивной деятельности и спортивной карьеры родителей, возраст юных спортсменов, вид спорта юных спортсменов, связь вида спортивной подготовки ребенка с опытом спортивной подготовки родителей. В среднем опрос занимал у респондента около 10 минут. Исследование было организовано дистанционно с помощью Google Forms, ссылку для прохождения опроса отправляли адресно через социальные сети.

Выборка. Выборку составили 204 респондента: родители, дети которых занимаются спортом в городах Казань, Ижевск, Челябинск, Самара (матерей – 74,8%; отцов – 25,5%). Среди родителей 35,4% – занимались в детско-юношеской спортивной школе; 52,4% – не занимались спортом; 2,9% – профессиональные спортсмены. Это были родители детей разных возрастных групп: подростковый возраст (10-14 лет) – 42,2%; младший школьный возраст (6-10 лет) – 39,3%; дошкольный возраст (3-6 лет) – 15%. Дети занимаются разными видами спорта: футбол, фигурное катание, плавание, шахматы, баскетбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, картинг, бокс и т.д.

Обработка данных. Проверка конструктной валидности (проверка пунктов на отнесенность к шкалам опросника) проводилась методом кластерного анализа (Weighted pair-group average, City-block (Mahattan) distances). Проверка конкурентной валидности проводилась методом линейной корреляции шкал разработанного опросника со шкалами Опросника родительского отношения. Проверка дискриминативности шкал опросника проводилась по методу дельта Фергюсона. Тест-ретестовая надежность опросника проверялась на отдельной выборке родителей методом корреляционного анализа. Внутренняя согласованность опросника определялась через показатели взаимной корреляции шкал. Для обработки данных использовались программы Statistica 7 и Excel 2013.

 

Результаты

Первым шагом в психометрической проверке опросника «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» была проверка предложенных нами утверждений на эффективность. В результате были выявлены утверждения, которые сильно подвержены влиянию фактора социальной желательности, например, это были утверждения: «Мой ребенок занимается тем видом спорта, которым хочет» (98,97% согласия); «Главное – чтобы спорт был в удовольствие и во благо здоровью» (98,46% согласия); «Я прислушиваюсь к желаниям ребенка в спортивной деятельности» (97,44% согласия); «Я всегда поддерживаю своего ребенка в спорте» (98,46% согласия); «Меня напрягает, что у моего ребенка нет таланта и способностей в спорте» (96,41% отрицания) и т.п. Утверждения, признанные неэффективными, мы удалили из опросника, они не рассматривались далее в психометрической проверке методики.

Проверка конструктной валидности (проверка пунктов на отнесенность к шкалам опросника) проводилась методом кластерного анализа (Weighted pair-group average, City-block (Mahattan) distances), поскольку в опроснике применяется дихотомическая шкала ответов. В первой гипотезе исследования предполагалось 6 типов родительских установок, однако по результатам кластерного анализа мы получили 3 кластерные группы утверждений (см. рисунок).

Рис. Дендрограмма кластеризации утверждений опросника «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена»

 

В первую кластерную группу вошли такие утверждения, как: «Моему ребенку в спорте частенько не везет» (Var.33), «Меня раздражает, что мой ребенок проигрывает в соревнованиях» (Var.36), «Не понимаю родителей, которые слишком много времени уделяют спортивным занятиям своего ребенка» (Var.5) и т.п.; всего в кластерной группе оказалось 17 утверждений.

Во вторую кластерную группу вошли такие утверждения, как: «Я считаю, что спортивный талант моего ребенка должен проявиться в его высоких достижениях» (Var.7), «Мой ребенок в спорте должен быть лучшим» (Var.34), «Все, что я делаю, я делаю ради успешной спортивной карьеры моего ребенка» (Var.15), «Я считаю, что спортивную жизнь своего ребенка надо контролировать, тогда он добьется успехов» (Var.4) и т.п.; всего в кластерной группе оказалось 9 утверждений.

В третью кластерную группу вошли такие утверждения, как: «Вне зависимости от того, успешно или не успешно прошли соревнования, я всегда поздравляю своего ребенка» (Var.12), «Я часто своему ребенку ставлю в пример известных и знаменитых спортсменов для мотивации к спорту» (Var.1), «Мой ребенок обязательно достигнет высоких результатов в спортивной карьере благодаря моей поддержке» (Var.2), «Я имею все возможности, чтобы поддержать и развить спортивную карьеру своего ребенка» (Var.9) и т.п.; всего в кластерной группе оказалось 12 утверждений.

В ходе обобщения содержания выделенных групп утверждений им были присвоены следующие названия типов родительских установок: первой кластерной группе – «Отстраненный, негативно настроенный родитель»; второй кластерной группе – «Нереализованные родительские амбиции»; третьей кластерной группе – «Вовлеченный, поддерживающий родитель».

При проверке конкурентной валидности, которая проводилась методом линейной корреляции, было выявлено, что выделенные нами шкалы опросника «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» связаны с соответствующими типами родительских отношений в рамках концепции А.Я. Варга и В.В. Столина (табл. 1), а именно: тип родительской установки «Нереализованные родительские амбиции» характерен для родителей с типом родительских отношений «Контроль»; тип родительской установки «Вовлеченный, поддерживающий родитель» характерен для родителей с типом родительских отношений «Принятие»; тип родительской установки «Отстраненный, негативно настроенный родитель» часто характерен для родителей с типом родительских отношений «Маленький неудачник», что подтверждает конкурентную валидность созданного нами опросника.

 

Таблица 1

Интеркорреляция шкал опросников «Опросник родительского отношения» и «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена»

Шкалы Опросника родительского отношения

Шкалы опросника «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена»

Нереализованные родительские амбиции

Вовлеченный поддерживающий родитель

Отстраненный, негативно настроенный родитель

Принятие

0,2

0,3*

–0,2

Кооперация

0,0

0,0

0,1

Симбиоз

0,1

0,2

0,1

Контроль

0,4*

0,2

0,1

«Маленький неудачник»

0,1

0,0

0,3*

Примечание: * – р ≤ 0,01.

 

При проверке дискриминативности шкал опросника «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» по методу дельта Фергюсона выявлены показатели (табл. 2), отражающие высокую степень чувствительности шкал к индивидуальной вариативности в выраженности установок родителей.

Надежность опросника проверялась методом тест-ретест на отдельной выборке родителей (40 человек), которые указали свои имена при прохождении опросника в первый и второй раз с интервалом 3 недели. Показатели тест-ретестовой надежности (коэффициент линейной корреляции r), которые представлены в табл. 2, говорят о высокой надежности опросника.

 

Таблица 2

Показатели ретестовой надежности опросника «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» (линейная корреляция, N = 40) и дискриминативности (дельта Фергюсона, N = 204)

Шкалы опросника

Надежность

Дискриминативность

Тип «Нереализованные родительские амбиции»

0,86

0,95

Тип «Вовлеченный, поддерживающий родитель»

0,80

0,98

Тип «Отстраненный, негативно настроенный родитель»

0,88

0,83

 

Другим показателем надежности опросника можно считать внутреннюю согласованность, которая в данном случае определяется через показатели взаимной корреляции шкал. По результатам корреляции установлено, что шкала «Отстраненный, негативно настроенный родитель» не имеет связи с другими шкалами опросника, в то время как шкалы «Нереализованные родительские амбиции» и «Вовлеченный, поддерживающий родитель» имеют значимую, хотя и слабую, корреляцию между собой (r = 0,3; р ≤ 0,01). Это указывает на то, что шкала «Отстраненный, негативно настроенный родитель» измеряет относительно независимо проявляющуюся установку, в то время как установки «Нереализованные родительские амбиции» и «Вовлеченный, поддерживающий родитель», возможно, имеют некоторые общие механизмы в своем проявлении. Таким образом, показатели внутренней согласованности говорят о том, что шкалы опросника измеряют относительно независимые установки.

Стандартизация показателей опросника по шкалам – типам родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена – проводилась методом нелинейной стандартизации, поскольку, как было установлено в анализе описательной статистики, распределение показателей не подчиняется закону нормального распределения. Для стандартизации показателей мы выбрали пятибалльную шкалу с границами нормы (средних показателей) 38%. Это позволяет расширить диапазон отклоняющихся от нормы показателей, что было критично для шкалы «Отстраненный, негативно настроенный родитель», имеющей наибольший скос в сторону низких показателей. Установленные стандартные нормы по шкалам опросника – типам родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена – представлены в табл. 3.

 

Таблица 3

Стандартизация шкал опросника «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» (по 5-балльной шкале) (N = 204)

 

Шкалы опросника

Уровни проявления

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Тип «Нереализованные родительские амбиции»

до 0,1

0,1-0,2

0,3-0,6

0,7-0,9

0,9-1

Тип «Вовлеченный, поддерживающий родитель»

до 0,1

0,5-0,5

0,6-0,7

0,8-0,9

0,9-1

Тип «Отстраненный, негативно настроенный родитель»

до 0,1

0,1-0,1

0,1-0,2

0,3-0,4

0,5-1

 

Далее мы определили, с какой частотой встречаются типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена. Для этого по каждому случаю были проанализированы относительные соотношения выраженности трех шкал. Если одна шкала превосходила остальные по выраженности (уровню проявления), этому случаю присваивался соответствующий тип. Если два или три типа установок имели равную выраженность, то этот случай считался «смешанным типом родительской установки». В результате было установлено, что в выборке стандартизации самым распространенным (около 44%) оказался тип установок «Вовлеченный, поддерживающий родитель»; примерно 27% относятся к типу «Нереализованные родительские амбиции»; всего 1% встречаемости типа «Отстраненный, негативно настроенный родитель», около 9% относятся к смешанному типу.

 

Обсуждение результатов

В результате проведенного психометрического исследования было подтверждено три типа родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена из предположенных на основании теоретического анализа шести типов. При этом количество пунктов методики сократилось с 50 до 38. Это частично подтвердило первую гипотезу. В шкале, выявляющей тип «Отстраненный, негативно настроенный родитель», объединились два изначально предполагаемых типа установок – «Отстраненно-равнодушный родитель» и «Негативно настроенный родитель». Возможно, это объясняется тем, что отстраненность для родителей юных спортсменов соотносится с негативным отношением к ребенку, и эти позиции слабо дифференцированы в их восприятии. Также не исключено, что участвующие в исследовании родители в большинстве не склонны проявлять равнодушного отношения к занятиям своего ребенка, ведь они откликнулись на предложение пройти опрос, которое было представлено в их родительских группах в соцсетях. Этим же и объясняется столь малый процент представленности этого типа в выборке. В соотношении с данными зарубежных исследований включенности родителей в спорт своих детей можно также обратить внимание, что подобных типов родительского отношения, как правило, не выделяется. Преимущественно анализируются различные варианты «давящего» поведения родителей, каким бы вариантом оно не выражалось (как активная включенность, директивность или даже чрезмерная похвала) [12; 13; 14]. Однако, Е.Е. Хватсткая и Н.Е. Латышева также в своем исследовании выделили в качестве «проблемных» компенсирующий, негативный и безразличный типы отношения родителей к своим детям в спорте и показали, что эти типы являются достаточно распространенными и выступают источником стресса для юных спортсменов [9]. Это позволяет нам считать, что тип установки «Отстраненный, равнодушный родитель» обладает инкрементной валидностью в данном опроснике, несмотря на то что получил низкий процент встречаемости в выборке стандартизации. Эта позиция также подтверждается корреляцией данного типа с типом «Маленький неудачник» из Опросника родительских отношений. Внутренняя логика родительской позиции по отношению к своему ребенку у них сходная [4], и ее нельзя упускать из внимания в психологическом сопровождении детско-юношеского спорта.

В эмпирически выделенной шкале «Нереализованные родительские амбиции» частично оказались включены утверждения из первоначально предполагаемой шкалы «Ребенок-проект», что вполне логично, но также утверждения из этой шкалы попали и в кластер, составивший тип «Вовлеченный, поддерживающий родитель». Это говорит о том, что установки родителей, которые могут казаться им самыми позитивными и желательными в поддержке своего ребенка (именно поэтому они и получили такой высокий процент встречаемости), тем не менее могут содержать в своей основе их личные амбиции. Об этом же говорит и корреляция данных шкал между собой. Корреляция типа «Нереализованные родительские амбиции» с типом «Контроль» по ОРО говорит о том, что установки подобного рода могут быть основой чрезмерно директивного поведения родителя по отношению к ребенку-спортсмену. В исследованиях зарубежных авторов показано, что активно включенное и чрезмерно поддерживающее отношение родителей в спорте может восприниматься юным спортсменом как давящее и негативно влияющее на эмоциональные состояния и мотивацию [11; 14], в то время как директивность может иметь разные эффекты в зависимости от мотивационного статуса юного спортсмена [13]. Неопределенные и смешанные установки, которые были представлены в выборке стандартизации в 9% случаев, также могут являться причиной нежелательных, нарушающих личностное благополучие отношений «родитель-ребенок».

 

Заключение

Можно заключить, что опросник «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» прошел психометрическую проверку и может быть рекомендован в качестве инструмента (см. приложение) в психолого-педагогическом сопровождении детско-юношеского спорта. Возможность измерять родительские установки в психологической поддержке ребенка-спортсмена позволит глубже изучить механизмы конфликтных отношений в системе «родитель-тренер-ребенок» в детско-юношеском спорте, причины негативных состояний как юных спортсменов, так и их родителей, а также факторы мотивации и демотивации в спорте.

 

Приложение

Опросник «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена» (О.Г. Лопухова, Л.Р. Нурхамитова, 2019)

Инструкция. Ниже следует 38 утверждений, отражающих разные позиции родителей по отношению к своим детям. Прочитайте их и выберите варианты ответа: если Вы согласны с утверждением, выберите ДА (или +), если не согласны, выберите НЕТ (или – ).

Утверждения

+/–

1. Я считаю, что спортивный талант моего ребенка должен проявиться в его высоких достижениях

 

2. Мой ребенок в спорте должен быть лучшим

 

3. Я когда-то и сам(а) хотел(а) стать успешным спортсменом

 

4. Я когда-то упустил(а) возможность быть успешным спортсменом, поэтому я сделаю все возможное, чтобы мой ребенок достиг высоких результатов в спорте

 

5. Мой ребенок должен уделять много времени и сил спорту для лучших результатов, вне зависимости от других его интересов

 

6. Все, что я делаю, я делаю ради успешной спортивной карьеры моего ребенка

 

7. Я считаю, что спортивную жизнь своего ребенка надо контролировать, тогда он добьется успехов

 

8. Я настаиваю на занятиях спортом, так как ребенок в будущем скажет мне спасибо и не будет сожалеть, как я сейчас

 

9. Я хочу, чтобы мой ребенок достиг в спорте всего того, что я считаю важным и необходимым

 

10. Вне зависимости от того, успешно или не успешно прошли соревнования, я всегда поздравляю своего ребенка

 

11. Я часто своему ребенку ставлю в пример известных и знаменитых спортсменов для мотивации к спорту

 

12. Мой ребенок обязательно достигнет высоких результатов в спортивной карьере благодаря моей поддержке

 

13. Я прилагаю все усилия для того, чтобы мой ребенок достиг высоких результатов в спорте

 

14. Я принимаю активное участие в подготовке ребенка к соревнованиям

 

15. Я всегда активно наблюдаю за соревнованиями, представляя, как я бы сам(а) в них участвовал(а)

 

16. Если ребенок проиграл в соревнованиях, то мы обязательно прорабатываем ошибки с тренером

 

17. Я имею все возможности, чтобы поддержать и развить спортивную карьеру своего ребенка

 

18. Если ребенку не нравится что-то в спортивных занятиях, то не нужно его принуждать

 

19. В соревнованиях главное – не победа, а участие

 

20. Никогда не сравниваю спортивные достижения своего ребенка с другими детьми

 

21. Для меня не важно, каким видом спорта занимается мой ребенок

 

22. Моему ребенку в спорте частенько не везет

 

23. Меня раздражает, что мой ребенок проигрывает в соревнованиях

 

24. Иногда думаю, что спорт – не для моего ребенка

 

25. Считаю, что мне незачем тратить слишком много денег и сил на спорт, потому что талантливый ребенок и так добьется успехов

 

26. Мой ребенок немного ленивый, поэтому у него плохо идут дела в спорте

 

27. Мне важно оградить ребенка от трудностей в спорте

 

28. Не понимаю родителей, которые слишком много времени уделяют спортивным занятиям своего ребенка

 

29. Не имею возможности менять свое расписание, чтоб водить ребенка на спортивные тренировки и соревнования

 

30. Я, конечно, за спорт для своего ребенка, но у меня совсем нет времени всем этим активно заниматься

 

31. Я не верю, что в наше время можно достичь успехов в спорте

 

32. Если мой ребенок будет достигать высоких результатов в спорте, которым я хочу, чтобы он занимался, я буду любить его еще больше

 

33. Я не против, но мне не очень важно, что мой ребенок посещает какие-то спортивные секции

 

34. Я знаю, что лучший способ достичь успехов в спорте – заниматься только спортом, не отвлекаясь на другие дела

 

35. Не думаю, что у моего ребенка какие-то выдающиеся спортивные способности, но хорошо, что он чем-то занят

 

36. Я сильно расстраиваюсь, когда мой ребенок проигрывает в спортивных соревнованиях

 

37. У других детей способности в спорте выше, чем у моего

 

38. Я не вмешиваюсь и не контролирую, как мой ребенок занимается спортом

 

 

Обработка. Подсчет результатов по каждой шкале: каждое согласие (да) получает один балл, сумма баллов по шкале делится на количество пунктов в шкале (среднее арифметическое). Полученный результат отражает относительную выраженность каждого типа родительской установки по отношению к спортивным занятиям ребенка.

 

Ключ к опроснику

Шкалы (тип родительской установки)

Утверждения

1. «Нереализованные родительские амбиции»

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

2. «Вовлеченный, поддерживающий родитель»

10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

3. «Отстраненный, негативно настроенный родитель»

22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38

 

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Берсенева И.В. Ценностные установки матерей в современных моделях родительства [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. C. 163–176. DOI: 10.17759/sps.2022130211
  2. Акинкина Я.М. Понятие «интенсивного родительства» в зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 117–122. DOI:10.17759/jmfp.2020090210
  3. Акинкина Я.М. Принципы «естественного родительства» в современных семьях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 103–109. DOI:10.17759/jmfp.2020090409
  4. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 316 с.
  5. Конищева А.В. Подходы к исследованию родительского отношения в российской психологии [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. С. 88–96. DOI:10.17759/psylaw.2022120308
  6. Прохорова А.А. Зарубежные исследования сверхвключенного типа родительства («overparenting») [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 1624. DOI: 10.17759/jmfp.2019080402
  7. Русаковская О.А., Новикова-Грунд М.В., Андрианова С.Б. Психосемиотический подход к оценке родительского отношения [Электронный ресурс] // Российский психиатрический журнал. 2019. № 4. С. 27–35. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11933
  8. Хвацкая Е.Е., Латышева Н.Е. Методика исследования отношения родителей к занятиям ребенка спортом // Материалы Международной научно-практической конференции «II Европейские игры – 2019: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты подготовки спортсменов» (4–5 апреля 2019 г.) / Гл. ред. С.Б. Репкин. В 4 ч. Минск: БГУФК, 2019. Ч. 2. С. 312–315.
  9. Хвацкая Е.Е., Латышева Н.Е. «Проблемное» отношение родителей к занятиям ребенка спортом // Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рудиковские чтения – 2019» (29–30 мая 2019 г.) / Общ. ред. Ю.В. Байковского, В.А. Москвина. М.: РГУФКСиМ, 2019. С. 216–219.
  10. Чеботарева Е.Ю. Межкультурные особенности связей чрезмерного родительства с психологическим благополучием современных старших подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 7–15. DOI:10.17759/jmfp.2019080401
  11. Baxter-Jones A., Maffulli N. Parental influence on sport participation in elite young athletes // Journal of Sports Medicine and Physical Fitness. 2003. № 43. Р. 250–255. PMID: 12853909
  12. Holt N., Tamminen K., Black D., Sehn Z., Wall M. Parental involvement in competitive youth sport settings // Psychology of Sport and Exercise. 2008. № 9. Р. 663–685. DOI:10.1016/j.psychsport.2007.08.001
  13. O’Rourke D.J., Smith R.E., Smoll F.L., Cumming S.P. Trait Anxiety in Young Athletes as a Function of Parental Pressure and Motivational Climate: Is Parental Pressure Always Harmful? // Journal of Applied Sport Psychology. 2011. Vol. 23. № 4. Р. 398–412. DOI: 10.1080/10413200.2011.552089
  14. Sánchez-Miguel P.A., Leo F.M., Sánchez-Oliva D., Amado D., García-Calvo T. The Importance of Parents’ Behavior in their Children’s Enjoyment and Amotivation in Sports // Journal of Human Kinetics. 2013. Vol. 36. Р. 169–177. DOI:10.2478/hukin-2013-0017

Информация об авторах

Лопухова Ольга Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1243-3594, e-mail: olopuhova@rambler.ru

Нурхамитова Лейсан Рамзисовна, магистр психолого-педагогического образования по профилю «Психология и педагогика детско-юношеского спорта», ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-5802-4281, e-mail: leisan.nurhamitova@icloud.com

Метрики

Просмотров

Всего: 559
В прошлом месяце: 97
В текущем месяце: 60

Скачиваний

Всего: 215
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 27