Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 3. С. 126–136
doi:10.17759/jmfp.2023120312
ISSN: 2304-4977 (online)
Опросник «Родительское рефлексивное функционирование»: адаптация на русскоязычной выборке
Аннотация
Родительское рефлексивное функционирование важно для воспитания и развития детей, поэтому привлекает внимание психологов всего мира и требует изучения. Для его измерения используется опросник «Родительское рефлексивное функционирование» (ОРРФ), который адаптирован и широко распространен в разных странах; проверены его психометрические свойства; получены интересные результаты. В России данная методика не адаптирована. Целью данного исследования стало изучение опыта адаптации этой методики в разных странах, проверка факторной структуры и психометрических свойств русскоязычной версии опросника «Родительское рефлексивное функционирование». Данные получены в ходе онлайн-опроса (2022—2023 гг.). В нем приняли участие 205 родителей (38% отцов) детей в возрасте от года до 13 лет. Для всех респондентов опрос включал анкету с социодемографическими данными и опросник «Родительское рефлексивное функционирование», 99 родителей дополнительно заполнили опросник Е.И. Захаровой «Эмоциональные отношения в семье», тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина и тест родительской тревожности А.М. Прихожан. Эксплораторный факторный анализ подтвердил трехфакторную структуру опросника «Родительское рефлексивное функционирование». Конфирматорный факторный анализ показал хорошее соответствие данным. Корреляции между шкалами опросника «Родительское рефлексивное функционирование» и эмоциональным отношением к ребенку, родительским отношением и родительской тревожностью подтверждают внешнюю валидность опросника. Опросник «Родительское рефлексивное функционирование» — надежный, внутренне согласованный и валидный инструмент.
Общая информация
Ключевые слова: родительское рефлексивное функционирование, опросник родительского рефлексивного функционирования, родительское отношение
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120312
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 22-28-00820 «Психологические ресурсы социально уязвимых групп в условиях вызовов современности (на примере лиц с инвалидностью и их семей)».
Получена: 11.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Камская О.А., Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Гурова Е.В. Опросник «Родительское рефлексивное функционирование»: адаптация на русскоязычной выборке [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 126–136. DOI: 10.17759/jmfp.2023120312
Полный текст
Введение
Страна, год |
Выборка |
Количество пунктов, шкал |
Результаты |
Рекомендации для будущих исследований |
Бельгия, Великобритания, 2017 [28]
|
1. N = 299 матерей (31.06±4.51); 2. N = 153 пары (матери 29.3±3 и отцы 31.5±4.4); 3. N = 136 диад (матери 34.2±3.6 и дети) |
18 п. 3 шкалы по 6 пунктов |
Надежность шкал (α Кронбаха) для PM = 0.70, для IC = 0.75, для CMS = 0.82. Хорошее соответствие трехфакторной модели в КФА: χ2/df = 2.64; RMSEA = 0.07; CFI = 0.84, NNFI = 0.81. Отличное соответствие трехфакторной модели в КФА (при добавлении ковариаций ошибок): χ2/df = 1.77; RMSEA = 0.05; CFI = 0.91, NNFI = 0.91. Результаты инвариантны для матерей и отцов. Шкалы опросника коррелируют со шкалами опросников эмоциональной доступности и близости отношений |
Использовать в комбинации с другими методиками |
Италия, 2018 [27] |
N = 385 матерей (36.6±5.8) и N = 385 отцов (38.8±6.26) детей 3-10 лет |
18 п. 3 шкалы по 6 пунктов |
Надежность шкал (α Кронбаха) для PM = 0.61 / 0,65, для IC = 0.51 / 0.64, для CMS = 0.78 / 0.67. Хорошее соответствие трехфакторной модели в КФА: χ2/df = 2.12 / 4.41; RMSEA = 0.05 / 0.08; TLI = 0.95 / 0.90; CFI = 0.97 / 0.91. Результаты почти инвариантны для матерей и отцов. У матерей выявлен более высокий уровень интереса и любопытства к психическому состоянию своих детей, чем у отцов. Шкалы опросника коррелируют со шкалами опросника стиля привязанности |
Изучить влияние пола и возраста ребенка, количества времени, которое каждый родитель проводит с ребенком |
Финляндия, 2018 [10] |
N1 = 662 425 матерей (30.8 лет) и 237 отцов (32.8 лет) N2 = 1453 1030 матерей (31.3 лет) и 423 отца (33.2 лет) |
14 п. 4 шкалы |
Надежность шкал (α Кронбаха) для IC = 0.81 (5 пунктов), для Ш2 (Непрозрачность детских ментальных состояний) = 0.69 (3 пункта), для PM = 0.56 (3 пункта), для CMS = 0.51 (3 пункта). Хорошее соответствие четырехфакторной модели в КФА: χ2/df = 1.92; RMSEA = 0.04; CFI = 0.96 для выборки 1; χ2/df = 2.32; RMSEA = 0.03; CFI = 0,95 для выборки 2. Получены слабые корреляции с демографическими переменными (образование, доход, возраст появления ребенка). Матери набирают немного больше баллов по всему опроснику, чем отцы |
Использовать объективные оценки ребенка |
Канада, 2019 [4] |
N = 306 родителей (120 отцов, 186 матерей) от 20 до 60 лет |
16 п.: удалены п. 11 и 18 3 шкалы |
Надежность шкал (α Кронбаха) для PM = 0.91, для IC = 0.88, для CMS = 0.88 Хорошее соответствие трехфакторной модели в КФА: χ2/df = 3.03; RMSEA = 0.08; CFI = 0.92; NFI = 0.89. Шкалы опросника коррелируют с родительским чувством компетентности, стрессом, социальной поддержкой и родительским преодолением |
Изучить соответствие модели из 16 пунктов |
Италия, 2020 [7] |
N = 150 (75 пар матерей и отцов |
18 п. 3 шкалы по 6 п. |
Надежность шкал (α Кронбаха) для PM = 0.69, для IC = 0.75, для CMS = 0.77 |
Включить интервью о привязанности взрослых |
Испания, 2020 [14] |
N = 433 матери (36.23 ± 3.85 лет) и N = 113 отцов (37.9 ± 3.96 лет) детей от 2 до 36 месяцев |
18 п. 3 шкалы по 6 п. |
Надежность шкал (α Кронбаха) для PM = 0.60, для IC = 0.66, для CMS = 0.77 Хорошее соответствие трехфакторной модели в КФА: χ2/df = 2.34; RMSEA = 0.05; CFI = 0.90; GFI = 0.94, SRMR = 0.06 |
Изучить влияние характеристик ребенка (пол, возраст, темперамент) и социально-демографических характеристик родителей |
Португалия, 2022 [17] |
N1 = 710 матерей (32.7 ± 4.75 лет) N2 = 120 матерей (35.14 ± 4.72 лет) |
18 п. 3 шкалы по 6 п. |
Надежность шкал (порядковая α Кронбаха) для PM = 0.82-0.88, для IC = 0.79-0.84, для CMS = 0.83-0.87. Хорошее соответствие трехфакторной модели в КФА: χ2/df = 3.36, SRMR = 0.071, CFI = 0.85, RMSEA = 0.058. Шкалы опросника коррелируют с выраженностью психопатологических симптомов, нарушениями регуляции эмоций, привязанностью к родителям и стилями воспитания |
Включить группу отцов, расширить детский возрастной диапазон |
Китай, 2022 [21] |
N = 2021 (1034 матерей 30.6 ± 384 лет, и 987 отцов, 30.41 ± 4,73 лет) детей в возрасте 10.3 ± 0.32 лет |
12 п.: удалены пункты: 3, 10, 11, 12, 14, 18; пункт 7 изменен 3 шкалы |
Надежность шкал (ω Омега) для PM = 0.68 (5 пунктов), для IC = 0.76 (3 пункта), для CMS = 0.82 (4 пункта) Хорошее соответствие трехфакторной модели в КФА (при добавлении ковариаций ошибок): CFI = 0.93; TLI = 0.90; RMSEA = 0.065; SRMR = 0.044. Шкалы опросника коррелируют с родительским стрессом, родительской теплотой и функционированием семьи |
Включить родителей детей дошкольного возраста и родителей подростков |
Метод
Результаты и обсуждение
Шкала |
Среднее ± стандартное отклонение |
Стандартизированная α Кронбаха |
Корреляции |
|||
Вся выборка |
Матери |
Отцы |
ПР |
У |
||
ПР |
2.07 ± 1.00 |
1.95 ± 0.91 |
2.27 ± 1.12 |
0.68 |
|
|
Ув |
4.20 ± 1.05 |
4.16 ± 1.02 |
4.26 ± 1.09 |
0.78 |
–0.06* |
|
ИЛ |
5.83 ± 1.00 |
5.98 ± 0.73 |
5.59 ± 1.30 |
0.81 |
–0.32* |
0.01* |
Верхняя граница определяется как 4, 11, 23, 40, 60, 77, 89 и 96-й процентили
Станайн |
Уровень |
ПР |
Ув |
ИЛ |
1 |
Низкий |
1,00 |
1,00—2,17 |
1,00—3,60 |
2 |
2,18—2,83 |
3,61—4,60 |
||
3 |
1,01—1,20 |
2,84—3,50 |
4,61—5,20 |
|
4 |
Средний |
1,21—1,60 |
3,51—3,92 |
5,21—5,90 |
5 |
1,61—2,00 |
3,93—4,50 |
5,91—6,20 |
|
6 |
2,01—2,60 |
4,51—5,00 |
6,21—6,60 |
|
7 |
Высокий |
2,61—3,40 |
5,01—5,33 |
6,61—6,80 |
8 |
3,41—4,40 |
5,34—5,83 |
6,81—6,99 |
|
9 |
4,41—7,00 |
5,84—7,00 |
7,00 |
Шкала методики |
Шкалы ОРРФ |
||
ПР |
Ув |
ИЛ |
|
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (ОДРЭВ) |
|||
Способность воспринимать состояние ребенка |
–0.42** |
0.39** |
0.33** |
Понимание причин состояния |
–0.37** |
0.30** |
|
Способность к сопереживанию |
–0.44** |
|
0.58** |
Чувства, возникающие во взаимодействии с ребенком |
–0.56** |
|
0.51** |
Безусловное принятие |
–0.51** |
|
0.30** |
Отношение к себе как к родителю |
–0.52** |
0,28* |
0.24** |
Эмоциональный фон взаимодействия |
–0.52** |
0,23* |
0.29** |
Стремление к телесному контакту |
–0.48** |
|
0.44** |
Оказание эмоциональной поддержки |
–0.47** |
|
0.52** |
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия |
–0.40** |
|
0.39** |
Умение воздействовать на состояние ребенка |
–0.54** |
|
0.37** |
Тест-опросник родительских отношений Варги—Столина (ОРО) |
|||
Принятие-отвержение |
0.52** |
|
–0.34** |
Кооперация |
–0.31** |
|
0.61** |
Симбиоз |
|
0.31** |
|
Контроль |
0.44** |
0,26* |
–0.41** |
Оценка ребенка как маленького неудачника |
0.47** |
|
–0.20*/ |
Тест родительской тревожности |
|||
Родительская тревожность |
0.52** |
–0.23* |
–0.23*/ |
Эмоциональное неблагополучие |
0.44** |
–0.24** |
Выводы
1 Полностью не согласен |
2 Не согласен |
3 Скорее не согласен |
4 Не определился |
5 Скорее согласен |
6 Согласен |
7 Полностью согласен |
|
Утверждения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Я уверен(а), что мой ребенок меня любит, только когда он или она улыбается мне |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Я всегда знаю, чего хочет мой ребенок |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Я размышляю о причинах, по которым мой ребенок чувствует и ведет себя именно так |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Среди незнакомых людей мой ребенок может расплакаться (капризничать/плохо вести себя), чтобы поставить меня в неловкое положение |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Я прекрасно умею читать мысли своего ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Я очень интересуюсь, о чем думает и что чувствует мой ребенок |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Часто поведение моего ребенка слишком сильно сбивает с толку, чтобы пытаться объяснить его |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Я всегда могу предсказать, что сделает мой ребенок |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Часто мне любопытно узнать, что чувствует мой ребенок |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Иногда мой ребенок начинает плохо чувствовать себя (заболевает), чтобы помешать мне заниматься тем, чем я хочу |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Иногда я могу неправильно понять реакции своего ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Я стараюсь смотреть на ситуацию глазами моего ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Когда мой ребенок капризничает (вредничает), он (она) это делает, только чтобы разозлить меня |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Я всегда знаю, почему я поступаю с моим ребенком именно так |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Я стараюсь понять, почему мой ребенок плохо ведет себя |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Я всегда знаю, почему мой ребенок действует тем или иным образом |
|
|
|
|
|
|
|
Шкалы |
Пункты |
Формула |
Предрефлексия ПР |
1, 4, 7, 10, 13 |
(1+4+7+10+13)/5 |
Уверенность Ув |
2, 5, 8, 11*, 14, 16 |
(2+5+8+11*+14+16)/6. 11 п* - обратный |
Интерес и любопытство ИЛ |
3, 6, 9, 12, 15 |
(3+6+9+12+15)/5 |
Литература
- Варга А.Я. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.Я. Варги, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988. 128 с.
- Захарова Е.И. Диагностика эмоциональных отношений в семье [Электронный ресурс] // Трудные дети / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов. М.: Институт консультирования и системных решений, 2018. С. 455—459. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35111733&ysclid=lm4wml8tc150625801 (дата обращения: 04.09.2023).
- Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер. 2009. 120 с.
- Advancing optimal development in children: examining the construct validity of a parent reflective functioning questionnaire / M. De Roo, G. Wong, G.R. Rempel, S.N. Fraser // JMIR Pediatrics and Parenting. 2019. Vol. 2. № 1. Article ID e11561. 12 p. DOI:10.2196/11561
- Anxiety levels in clinically referred children and their parents: examining the unique influence of self-reported attachment styles and interview-based reflective functioning in mothers and fathers / B.H. Esbjørn, S.H. Pedersen, S.I. Daniel, H.H. Hald, J.M. Holm, H. Steele // British Journal of Clinical Psychology. 2013. Vol. 52. № 4. P. 394—407. DOI:10.1111/bjc.12024
- Camoirano A. Mentalizing makes parenting work: a review about parental reflective functioning and clinical interventions to improve it // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Article ID 14. 12 p. DOI:10.3389/fpsyg.2017.00014
- Convergent validity of three measures of reflective function: parent development interview, parental reflective function questionnaire, and reflective function questionnaire / L. Anis, G. Perez, K.M. Benzies, C. Ewashen, M. Hart, N. Letourneau // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 574719. 14 p. DOI:10.3389/fpsyg.2020.574719
- Costs of Not Getting to Know You: Lower Levels of Parental Reflective Functioning Confer Risk for Maternal Insensitivity and Insecure Infant Attachment / K. Ensink, J.L. Borelli, J. Roy, L. Normandin, A. Slade, P. Fonagy // Infancy. 2019. Vol. 24. № 2. P. 210—227. DOI:10.1111/infa.12263
- Early pathways of maternal mentalization: Associations with child development in the FinnBrain birth cohort study / J. Lindblom, M. Pajulo, S. Nolvi, K. Tervahartiala, H. Karlsson, L. Karlsson, R. Korja // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 855190. 20 p. DOI:10.3389/fpsyg.2022.855190
- Exploring parental mentalization in postnatal phase with a self-report questionnaire (PRFQ): Factor structure, gender differences and association with sociodemographic factors. The Finn Brain Birth Cohort Study / M. Pajulo, M. Tolvanen, N. Pyykkönen, L. Karlsson, L. Mayes, H. Karlsson // Psychiatry Research. 2018. Vol. 262. P. 431—439. DOI:10.1016/j.psychres.2017.09.020
- Fonagy P, Gergely G, Target M. The parent-infant dyad and the construction of the subjective self // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2007. Vol 48. № 3—4. P. 288—328. DOI:10.1111/j.1469-7610.2007.01727.x
- Fonagy P., Campbell C., Luyten P. Attachment, Mentalizing and Trauma: Then (1992) and Now (2022) // Brain Sciences. 2023. Vol. 13. № 3. Article ID 459. 20 p. DOI:10.3390/brainsci13030459
- Fonagy P., Steele H., Steele M. Maternal representations of attachment during pregnancy predict the organization of infant-mother attachment at one year of age // Child Development. 1991. Vol. 62. № 5. P. 891—905. DOI:10.2307/1131141
- Gordo L., Elejalde L., Martínez-Pampliega A. Versión Española del Cuestionario de Función Reflexiva Parental (CFRP-18) // Revista Iberoamericana de Diagnóstico y Evaluación — e Avaliação. Psicológica. 2020. Vol. 2. № 55. P. 5—17. DOI:10.21865/RIDEP55.2.01
- Grienenberger J.F., Kelly K., Slade A. Maternal reflective functioning, mother—infant affective communication, and infant attachment: exploring the link between mental states and observed caregiving behavior in the intergenerational transmission of attachment // Attachment & Human Development. 2005. Vol. 7. № 3. P. 299—311. DOI:10.1080/14616730500245963
- Minding the Baby: Enhancing parental reflective functioning and infant attachment in an attachment-based, interdisciplinary home visiting program / A. Slade, M.L. Holland, M.R. Ordway, E.A. Carlson, S. Jeon, N. Close, L.C. Mayes, L.S. Sadler // Development and psychopathology. 2020. Vol. 32. № 1. P. 123—137. DOI:10.1017/S0954579418001463
- Moreira H., Fonseca A. Measuring Parental Refective Functioning: Further Validation of the Parental Refective Functioning Questionnaire in Portuguese Mothers of Infants and Young Children // Child Psychiatry & Human Development. 2022. Vol. 54. P. 1042—1054. DOI:10.1007/s10578-021-01288-2
- Parental reflective functioning: theory, research, and clinical applications / P. Luyten, L. Nijssens, P. Fonagy, L.C. Mayes // The Psychoanalytic Study of the Child. 2017. Vol. 70. № 1. P. 174—199. DOI:10.1080/00797308.2016.1277901
- Paternal and maternal reflective functioning in the Western Australian Peel child health study / D. Cooke, L. Priddis, P. Luyten, G. Kendall, R. Cavanagh // Infant Mental Health Journal. 2017. Vol. 38. № 5. P. 561—574. DOI:10.1002/imhj.21664
- Prenatal Attachment, Parental Confidence, and Mental Health in Expecting Parents: The Role of Childhood Trauma / N. Berthelot, R. Lemieux, J. Garon-Bissonnette, M. Muzik // Journal of midwifery and women's health. 2020. Vol. 65. № 1. P. 85—95. DOI:10.1111/jmwh.13034
- Psychometric Evaluation of the Parental Reflective Functioning Questionnaire in Chinese Parents / P. Ye, J. Ju, K. Zheng, J. Dang, Y. Bian // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 74518. 9 p. DOI:10.3389/fpsyg.2022.745184
- Rosen J. Parental Reaction to a Diagnosis of Autism: How Resolution Relates to Parental Reflective Functioning and Parenting Stress [Электронный ресурс] // ETD Collection for Pace University. 2013. Article ID AAI3570196. URL: https://digitalcommons.pace.edu/dissertations/AAI3570196/ (дата обращения: 04.09.2023).
- Rostad W., Whitaker D. The association between reflective functioning and parent-child relationship quality // Journal of Child Family Studies. 2016. Vol. 25. P. 2164—2177. DOI:10.1007/s10826-016-0388-7
- Sadler L.S., Novick G., Meadows-Oliver M. Having a Baby Changes Everything Reflective Functioning in Pregnant Adolescents // Journal of Pediatric Nursing. 2016. Vol. 31. № 3. Р. e219—e231. DOI:10.1016/j.pedn.2015.11.011
- Slade A. Parental reflective functioning: an introduction // Attachment & Human Development. 2005. Vol. 7. № 3. P. 269—281. DOI:10.1080/14616730500245906
- Stacks A.M., Barron C.C., Wong K. Infant mental health home visiting in the context of an infant-toddler court team: Changes in parental responsiveness and reflective functioning // Infant mental health journal. 2019. Vol. 40. № 4. P. 523—540. DOI:10.1002/imhj.21785
- The parental reflective functioning questionnaire in mothers and fathers of school-aged children / C. Pazzagli, E. Delvecchio, V. Raspa, C. Mazzeschi, P. Luyten // Journal of Child Family Studies. 2018. Vol. 27. P. 80—90. DOI:10.1007/ s10826-017-0856-8
- The parental reflective functioning questionnaire: development and preliminary validation / P. Luyten, L.C. Mayes, L. Nijssens, P. Fonagy // PLoS One. 2017. Vol. 12. № 5. Article ID e0176218. 28 p. DOI:10.1371/journal.pone.0176218
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 522
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 440
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 21