Психология и право
2023. Том 13. № 3. С. 30–43
doi:10.17759/psylaw.2023130303
ISSN: 2222-5196 (online)
Психологическая коррекция и профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних в условиях следственного изолятора с учетом особенностей их самоотношения
Аннотация
В статье показана актуальность проблемы влияния условий следственного изолятора на личность и поведение несовершеннолетних. Рассмотрены этапы коррекции и профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних в условиях следственного изолятора с учетом особенностей их самоотношения с целью успешной ресоциализации. В экспериментальном исследовании приняли участие 48 несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных по тяжким и особо тяжким статьям, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Описаны результаты оценки проведенного эксперимента, а именно применения поэтапной структурированной психологической программы, на основе которых сделан вывод, что своевременная и структурированная коррекция и профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних в условиях следственного изолятора может способствовать положительным изменениям в их отношении к самому себе, самоорганизации поведения и отношениях с другими людьми, прогнозировании последствий своих действий и возникающих контактов с окружающими, снижению внутренних конфликтов, принятию себя, развитию конструктивной рефлексии. Результаты исследования представляют практическую значимость для психологических служб учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специалистов, осуществляющих психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей.
Общая информация
Ключевые слова: деструктивное поведение, самоотношение, несовершеннолетние , подростки, подозреваемые, обвиняемые, осужденные , условия следственного изолятора, принудительная изоляция
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130303
Получена: 03.03.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Вэтра А.В., Ганишина И.С., Марьин М.И. Психологическая коррекция и профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних в условиях следственного изолятора с учетом особенностей их самоотношения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 30–43. DOI: 10.17759/psylaw.2023130303
Полный текст
Введение
Структура и методы исследования
- Подбор психодиагностического инструментария, формирование выборки из числа несовершеннолетних, находящихся в условиях следственного изолятора. В исследовании использовались общепсихологические методы: праксиметрический метод, включенное наблюдение, тестирование при помощи методики исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.
- Проведение психодиагностического исследования.
- Применение психологической программы с экспериментальной группой несовершеннолетних в условиях следственного изолятора с целью коррекции и профилактики деструктивного поведения.
- Проведение повторного психодиагностического исследования экспериментальной и контрольной групп с целью изучения динамики изменений поведенческих особенностей несовершеннолетних после участия в психологической программе.
- Математическая обработка полученных психодиагностических данных, которая проводилась при помощи Т-критерия Вилкоксона, U-критерия Манна—Уитни; использовались программы STATISTICA 10.0, Psychometric Expert 9.1.0; описание результатов исследования.
Результаты исследования
- Подготовительный блок (включает два этапа). Первым этапом работы психолога с несовершеннолетним является преодоление стрессовой ситуации, связанной с попаданием в условия изоляции от общества. Данный период характеризуется эмоциональным потрясением, которое может проявляться по-разному (апатия, депрессивные состояния, агрессия, обида, злость и др.). Поэтому психолог в ходе первичного консультирования должен создать благоприятную доверительную обстановку, предоставить несовершеннолетнему возможность выговориться, оказать поддержку и предложить необходимую помощь в рамках своей компетенции.
- Просветительский (информационно-теоретический) блок. Задачи данного блока состоят в проведении информационных лекций с несовершеннолетними с целью развития у них интереса к личностным изменениям и информирования об основных способах их реализации. Такие занятия позволяют дать несовершеннолетним теоретические знания согласно поставленным целям, расширить их кругозор, пробудить интерес к психологическим аспектам жизнедеятельности, сформировать рациональное мнение о полученных сведениях.
- Психокоррекционный блок. Цель и суть данного блока состоит в коррекции негативных поведенческих характеристик несовершеннолетних, в том числе и самоотношения, в развитии конструктивных личностных ресурсов. Формы данного направления — групповой психологический тренинг, групповые занятия, индивидуальные психокоррекционные занятия с использованием техник когнитивно-поведенческой психотерапии.
- Психопрофилактический блок. Блок представляет собой одно из основных направлений оказания психологической помощи, задачей которого является профилактика форм деструктивного поведения, недопущение вовлечения несовершеннолетнего в криминальную субкультуру, предотвращение негативного отношения к персоналу учреждения и оказываемым психолого-воспитательным воздействиям в процессе коррекции негативных поведенческих характеристик. Формы блока представлены лекционными занятиями с элементами дискуссии.
- Заключительный блок. Данный блок представлен формой групповых бесед, цель которых заключается в формулировании выводов, подведении итогов проделанной работы, а главное — в составлении рекомендаций для дальнейшей самостоятельной работы участников программы по проблемным (тяжело формирующимся и поддающимся изменению) аспектам поведения.
контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Шкалы методики исследования самоотношения |
Средние значения |
|||||
Э. Г. |
К. Г. |
U |
Z |
Уровень значимости |
р |
|
Открытость |
6,88 |
6,75 |
275 |
0,26 |
0,79298364 |
|
Самоуверенность |
8,92 |
10,58 |
145 |
-3,00 |
0,00273250 |
** |
Саморуководство |
8,50 |
6,88 |
105,5 |
3,85 |
0,00011845 |
*** |
Отраженное самоотношение |
7,46 |
5,83 |
128,5 |
3,32 |
0,00089120 |
*** |
Самоценность |
8,42 |
8,21 |
284 |
0,07 |
0,94127007 |
|
Самопринятие |
8,08 |
7,17 |
224 |
1,33 |
0,18264362 |
|
Самопривязанность |
7,21 |
7,13 |
277,5 |
0,21 |
0,83230564 |
|
Внутренняя конфликтность |
5,83 |
6,88 |
190,5 |
-2,02 |
0,04298504 |
* |
Самообвинение |
5,79 |
4,46 |
198,5 |
1,85 |
0,06445869 |
экспериментальной группы до и после экспериментального исследования
Шкалы методики исследования самоотношения |
Средние значения |
|||||
Э: до |
Э: после |
Т |
Z |
Уровень значимости |
р |
|
Открытость |
6,17 |
6,88 |
6 |
2,59 |
0,00963341 |
** |
Самоуверенность |
8,88 |
8,92 |
50 |
0,16 |
0,87529128 |
|
Саморуководство |
6,79 |
8,50 |
0 |
3,52 |
0,00043784 |
*** |
Отраженное самоотношение |
6,08 |
7,46 |
0 |
3,82 |
0,00013186 |
*** |
Самоценность |
7,63 |
8,42 |
3 |
2,82 |
0,00474206 |
** |
Самопринятие |
6,88 |
8,08 |
0 |
3,52 |
0,00043784 |
*** |
Самопривязанность |
6,08 |
7,21 |
0 |
3,62 |
0,00029310 |
*** |
Внутренняя конфликтность |
8,33 |
5,83 |
0 |
3,82 |
0,00013186 |
*** |
Самообвинение |
4,71 |
5,79 |
80 |
1,76 |
0,07772159 |
Заключение
Литература
- Антонян Ю.М., Антонян Е.А. Личность преступника и профилактика преступлений: Монография. М.: Проспект, 2023. 224 с.
- Арефина М.С. Изучение личности несовершеннолетнего, преступившего закон: Учебное пособие. Архангельск: КИРА, 2016. 69 с.
- Васкэ Е.В. Несовершеннолетние правонарушители: типология, методы психологического взаимодействия и коррекции: Научно-практическое пособие. Нижний Новгород, 2020. 204 с.
- Вэтра А.В. Самоотношение подростков в условиях принудительной изоляции: Дисс. ... канд. психол. наук. Рязань, 2021. 187 с.
- Вэтра А.В., Ганишина И.С., Марьин М.И. Психологические особенности самоотношения несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 1. С. 91–102. doi:10.17759/psylaw.2022120108
- Вэтра А.В., Ганишина И.С., Сорокоумова С.Н. Формирование позитивного самоотношения у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных: Монография. Ульяновск: Зебра, 2022. 166 с.
- Глебова А.А. Социально-психологические особенности формирования просоциальности у подростковых лидеров отрицательной направленности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 185–194. doi:10.17759/psylaw.2022120414
- Горьковая И.А., Микляева А.В. Сравнительно-исторический анализ самооценки подростков с устойчивым противоправным поведением (1996, 2004 и 2020 г.) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 171–184. doi:10.17759/psylaw.2022120413
- Дебольский М.Г., Мельникова Д.В., Месниченко А.С. Выявление психических состояний несовершеннолетних обвиняемых и осужденных как предпосылка профилактики их деструктивного поведения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 35–50. doi:10.17759/psylaw.2020100204
- Ковтуненко Л.В. Личность несовершеннолетнего осужденного: уголовно-правовая, социально-педагогическая, психологическая характеристики. Воронеж: Научная книга, 2013. 169 с.
- Кротова Д.Н. Влияние возрастных особенностей несовершеннолетних на их адаптацию к условиям изоляции в учреждениях УИС // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, 4–6 апреля 2018 г. Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2018. С. 253–254.
- Купцов И.И., Пивоварова Т.В. Рациональные пути исправления несовершеннолетних осужденных // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 26–34.
- Морозова Л.Б. Развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции методом дистантной психологической помощи: на примере воспитательной колонии для несовершеннолетних: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 20 с.
- Падун О.А. Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений: Дисс. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 163 с.
- Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. М.: ПЕР СЭ, 2003. 207 c.
- Поздняков В.М. Субкультурно-деструктивные проявления несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, и психологические пути их изучения [Электронный ресурс] // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Том 14. № 3 (130). С. 34–42. doi:10.17922/2071-5323-2015-14-3-34-42
- Прохорова М.В. Отношение осужденных несовершеннолетних к наказанию в виде лишения свободы: Учебное пособие. Томск: Издательство ТГПУ, 2013. 72 с.
- Путинцева Н.В. Консилиум / Совет профилактики в формате восстановительной программы «Круг сообщества» в Центрах содействия семейному воспитанию // Вестник вос-становительной юстиции. 2023. № 17. С. 73–75.
- Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Психологический анализ мотивации преступных действий несовершеннолетних правонарушителей при совершении групповых и индивидуальных деликтов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 123–
- Ушатиков А.И. Криминальная психология в УИС: Учебное пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2010. 305 с.
- Bibi S., Masood S., Mussawar B., Khaliq A. Relationship between Self Concept and Deviant Behavior among Adolescents // Scientific Journal of Neurology & Neurosurgery. 2021. Vol. 7(1). P.7–
- Diener E. Deindividuation, self-awareness, and disinhibition // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. Vol. 37(7). Р. 1160–1171.
- Mischel W. Personality and assessment. New York: Wiley, Р. 126–261.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 297
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 122
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0