Психология и право
2024. Том 14. № 1. С. 89–106
doi:10.17759/psylaw.2024140106
ISSN: 2222-5196 (online)
Построение модели радикализации и ее эмпирическая проверка
Аннотация
В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования становления склонности к экстремизму в образовательной среде. На основе анализа кейса определено, что склонность к экстремизму содержит компоненты: Признаки депрессивности, Одиночество, Дегуманизация окружающих, Декларирование превосходства, Мотивы мести, Положительное отношение к смерти. Составлена гипотетическая модель радикализации в юношеском возрасте на основе кейс-метода по материалам СМИ. Для эмпирической проверки модели проводилось исследование с участием студентов, где выборка (n = 578) была разделена на группы по признаку выраженности склонности к экстремизму. Использовались: методика для диагностики склонности к экстремизму (Р.В. Кадыров, Т.В. Капустина, Е.В. Садон, А.С. Эльзессер), 16-факторный опросник Р. Кеттелла. Производился расчет критерия Краскела—Уоллиса, коэффициент корреляции Спирмена. Определен паттерн, составляющий психологические особенности лиц, склонных к экстремизму: замкнутость и отчужденность, недовольство собой, признаки депрессивности, подозрительность, незрелость личности, конфликтность, низкая нормативность, готовность действовать. Таким образом, гипотетическая модель радикализации находит частичное подтверждение.
Общая информация
Ключевые слова: радикализация, склонность к экстремизму, кейс-метод, одиночество, дегуманизация
Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140106
Получена: 27.08.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Эльзессер А.С. Построение модели радикализации и ее эмпирическая проверка [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 1. С. 89–106. DOI: 10.17759/psylaw.2024140106
Полный текст
Введение
Материалы и методы
Анализ кейса
- Апатия, безразличие к будущему и получаемой профессии, суицидальные мысли. Поведенческие признаки: высказывания о бессмысленности жизни, получаемой профессии, планируемом суициде (чаще в виртуальном общении) [2], соответствующие посты на странице соцсети [23]. В.Р. проявлял выраженное безразличие к производственной практике: не слушал преподавателя, ничего не делал, сидел, уткнувшись в телефон [9]. Суицидальные намерения подтверждаются рядом поведенческих признаков: сокрытие личной информации перед смертью — удаление из соцсетей [20], уничтожение детских фотографий [9] и электронных носителей с личной информацией (телефона и ноутбука) [32]. Экстремистское насилие в образовательном учреждении окончилось суицидом убийцы. Обобщающий критерий — «Признаки депрессивности», описание: «Пониженный фон настроения вплоть до апатии, пессимизм в оценке своих перспектив, утрата интересов, физическое недомогание (общая слабость, частые головные боли, трудность с концентрацией внимания и т. д.)». Характеристика «физическое недомогание» добавлена в связи с ожидаемым высоким показателем нейротизма.
- Имел крайне малый круг общения, возможно, ограничивающийся собеседниками в Интернете [24]. Поведенческие признаки: в учебе держался обособленно [19], с большинством одногруппников практически не общался, они предполагали, что у него нет друзей [27]. Был скрытным и неразговорчивым с родителями [7]. Вел страницу в соцсети под вымышленным именем [2]. Отношения с родителями не отличались глубиной. После развода мать В.Р. посещала секту Свидетелей Иеговы, абстрагировалась от воспитания сына, не могла повлиять на него, отец В.Р. пил, запомнился соседям больше пьяным, чем трезвым [13]. Обобщающий критерий — «Одиночество», описание: «Общение с окружающими, сверстниками минимально или носит поверхностный и формальный характер (даже с родителями)».
- Выраженная неприязнь в отношении ближайшего окружения и общества в целом. Поведенческие признаки: высказывания в виртуальном общении доверенным лицам, выражающие сильную неприязнь и презрение к окружению [2]; вербальная агрессия в Интернете, осуществляемая анонимно (оскорбления, угрозы расправой) [23]. Обобщающий критерий — «Дегуманизация окружающих», описание: «Противопоставляет свои ценности общепринятым, а себя — окружающему обществу, государству; демонстрирует нетерпимость и приверженность крайним мерам. Это проявляется в презрении и недоверии в отношении окружающих, во мнении, что другие люди не достойны права на жизнь».
- Ощущение своей чуждости, инаковости, превосходства над окружением: «Я 3 года проучился в колледже, друзей не завел. Нет единомышленников. Все какие-то убогие. И шутки тупые — у нас половые органы рисуют везде. Шмотки, техника, дома — это всех волнует» (здесь и далее приводятся цитаты из переписки, опубликованной в СМИ [2]. Ко времени совершения нападения В.Р. прекратил общение с семьей, одногруппниками («Привет-пока. Не более»). Обобщающий критерий — «Декларирование превосходства», описание: «Личность ставит себя выше других в интеллектуальном и моральном плане, что приводит к отчужденности».
- Накопление недовольства и мотивы компенсации: В.Р. с ненавистью говорил о тех, с кем учился: «Вообще ненавижу этих людей, ненавижу таких тупых, как у нас в политехе учатся» [29], «Было бы неплохо всех перестрелять и самому…» [5]. В переписке писал: «Если бы ты знала, как я все ненавижу. Благо, я устрою себе отличный выпускной, и все это <нецензурная лексика> закончится» [2]. По словам свидетеля, В.Р. «…очень ненавидел техникум из-за злых преподов, он намекал, что отомстит им» [1]. По другим данным, при нападении на школу В.Р. прицельно застрелил завуча и одного из педагогов, разыскав их в рабочих кабинетах [6]. Обобщающий критерий — «Мотивы мести», описание: «Накопленные злоба, горечь и обиды, недовольство окружающими и миром в целом, сочетающиеся с желанием однажды отомстить».
- Идеализация серийных убийц (например, А.Р. Чикатило) [2], «школьных стрелков», симпатизировал нацистам [23]. Поведенческие признаки: просмотр фильмов про школьные расстрелы; вступление в тематические группы в соцсети [20]; установка и использование фанатских модификаций для компьютерных игр жанра shooter с симулированием школьных расстрелов [12]. Увлечение холодным и огнестрельным оружием. Поведенческий признак: ношение оружия в образовательное учреждение — В.Р. 3 года носил оружие с собой [4]. Смерть как освобождение: «Благо, я сам решаю, где обрезать этот отрывок жизни» [2]. Обобщающий критерий — «Положительное отношение к смерти», описание: «Смерть считается решением многих проблем и собственного существования, что способствует предпочтению в информационном поле тем ненависти, насилия, разрушения и самой смерти».
№ п/п |
Критерий |
Содержание критерия |
1 |
Признаки |
Пониженный фон настроения вплоть до апатии, пессимизм в оценке своих перспектив, утрата интересов, физическое недомогание (общая слабость, частые головные боли, трудность в концентрации внимания и т. д.) |
2 |
Одиночество |
Общение с окружающими, сверстниками минимально или носит поверхностный и формальный характер (даже с родителями) |
3 |
Дегуманизация окружающих |
Противопоставляет свои ценности общепринятым, а себя — окружающему обществу, государству; демонстрирует нетерпимость и приверженность крайним мерам. Это проявляется в презрении и недоверии в отношении окружающих, во мнении, что другие люди не достойны права на жизнь |
4 |
Декларирование превосходства |
Личность ставит себя выше других в интеллектуальном и моральном плане, что приводит к отчужденности |
5 |
Мотивы мести |
Накопленные злоба, горечь и обиды, недовольство окружающими и миром в целом, сочетающиеся с желанием однажды отомстить |
6 |
Положительное отношение к смерти |
Смерть считается решением многих проблем и собственного существования, что способствует предпочтению в информационном поле тем ненависти, насилия, разрушения и самой смерти |
относительно компонентов структуры склонности к экстремизму
Фактор |
Q2+ |
A– |
L+ |
MD– |
С– |
O+ |
Q3– |
G– |
Q4+ |
||||||||
Медиана |
5/7/8 |
4/3/3 |
7/8/8 |
4/4/4 |
5/2/1 |
5/8/8 |
6/5/4 |
6/5/4 |
3/6/6 |
||||||||
Критерий Краскела—Уоллиса, H |
18,89 |
19,81 |
15,78 |
- |
25,88 |
7,78 |
8,22 |
7,81 |
19,74 |
||||||||
Коэфф. корр. Спирмена, R |
0,45 |
–0,42 |
0,42 |
–0,47 |
–0,57 |
0,38 |
–0,42 |
–0,44 |
0,39 |
||||||||
Компоненты склонности к экстремизму |
Одиночество |
Признаки депрессивности |
|
|
|
||||||||||||
Декларирование превосходства |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Мотивы мести |
|
|||||||||||||||
Дегуманизация окружающих |
|
||||||||||||||||
Положительное отношение к смерти |
|||||||||||||||||
- Одиночество — включает независимость и нонконформизм (Q2+), недоверчивость, склонность держаться обособленно (A–), подозрительность, настороженность по отношению к людям, сложность в установлении контактов (L+). Вероятно, подозрительность, замкнутость и отчужденность приводят к проблемам в общении, а впоследствии — к одиночеству и социальной изоляции.
- Признаки депрессивности — проявляются в тревожности, депрессивности (O+), низкой самооценке и излишней критичности по отношению к себе (O+, MD–), ранимости и низкой толерантности к фрустрации (O+, С–). Эмоциональная неустойчивость, уязвимость перед неудачами, мрачные раздумья о себе и своем будущем поддерживают сниженное настроение.
- Декларирование превосходства — проявляется на фоне недовольства собой (MD–) при высокой критичности, излишней строгости в оценке людей (A–), эгоцентричности, раздражительности, обвинении других (L+), готовности отгородиться от окружения, демонстрируя автономность и независимость, желания доминировать в группе (Q2+). Нарушение отношения к самому себе и отношений с другими может приводить к компенсаторному самовозвеличиванию, когда личность стремится акцентировать внимание на чужих недостатках, отвлекаясь от переживания своих неудач. Можно предположить, что на этом этапе повышается восприимчивость к материалам экстремистского содержания, оправдывающих превосходство по какому-либо признаку, в поведении вероятна вербальная агрессия.
- Мотивы мести — могут основываться на таких характеристиках, как эгоцентричность, склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих (L+), сниженная самооценка (MD–), скрытность, ригидность (A–), неготовность к эмоциональной регуляции и подверженность настроению (С–, O+, Q3–), потворство своим желаниям (Q3–, G–), отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами (G–). Широкий круг вызывающих фрустрацию ситуаций из-за низкой эмоциональной устойчивости приводит к накоплению негативного опыта, который оборачивается обидами вследствие склонности винить окружающих. Ригидность мышления и депрессивность обеспечивают длительное переживание неудач, мысленное возвращение к неприятным ситуациям и поддерживают обиду. При индифферентном отношении к нормам морали, желание отомстить может обеспечить высокую восприимчивость к материалам экстремистского содержания.
- Дегуманизация окружающих — базируется на склонности противопоставлять себя группе (L+, Q2+), отчужденности (А–), неадекватно низкой самооценке (O+, MD–), депрессивности (O+), эмоциональной неустойчивости и раздражительности (С–), неумении контролировать свои эмоции и поведение, потворстве своим желаниям (G–, Q3–), свободе от влияния социальных норм (G–). Дегуманизация служит объяснением длительного психического напряжения, одиночества и психологического неблагополучия, подкрепляет представления о собственном превосходстве и позволяет окончательно отделиться от других людей. На этом этапе личность имеет наивысшую восприимчивость к экстремистскому контенту, поскольку производит его самостоятельно.
- Положительное отношение к смерти – соотносится с такими индивидуально-психологическими характеристиками, как отчужденность и автономность (A–, L+), противопоставление себя группе и желание в ней доминировать (Q2+), импульсивность, неумение контролировать свои эмоции и поведение (С–, G–, Q3), беспринципность и склонность к асоциальному поведению (G–), готовность действовать (Q4+), неуверенность в себе (MD–) и чувствительность к одобрению (O+). При радикализации личности стремление заслужить одобрение переносится на идеальную группу (скулшутеры, массовые убийцы, их последователи и сторонники). Положительное и одобрительное отношение к смерти (своей и чужой) становится итогом предыдущих новообразований; на этом этапе происходит проявление склонности к экстремизму в деятельности, что сказывается на круге интересов, предпочтений информационных материалов и увлечениях.
Выводы
Литература
- Байков А. Буллинг и колумбайн. Несправедливость — источник российского насилия [Электронный ресурс] // Новая газета. 10.2018. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles /2018/10/21/78284-bulling-i-kolumbayn (дата обращения: 03.04.2022).
- Боброва И., Копылов С. Секретная переписка «керченского стрелка»: «Какие у тебя планы?» — «Умереть» [Электронный ресурс] // Московский комсомолец. 5.11.2018. URL: https://www.mk.ru/social/2018/11/05/ (дата обращения: 01.08.2023).
- Бовин Б.Г., Дворянчиков Н.В., Мельникова Д.В., Бовина И.Б. К проблеме оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде [Электронный ресурс] // Пенитенциарная наука. 2023. Том 17. № 1 (61). С. 89–97. doi:10.46741/2686-9764.2023.61.1.010
- Был нелюдимым и ходил со штык-ножом: Однокурсники охарактеризовали предполагаемого убийцу 19 человек в Керчи [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 17.10.2018. URL: https://www.crimea.kp.ru/daily/26895/3940454/ (дата обращения: 01.08.2023).
- Взрыв в колледже в Керчи. Как это было [Электронный ресурс] // РБК. 17.10.2018. URL: https://www.rbc.ru/textonlines/17/10/2018/5bc70a119a7947412a76a6e9 (дата обращения: 10.10.2023).
- Восстановлена картина бойни в керченском колледже [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 17.10.2018. URL: https://lenta.ru/news/2018/10/17/source/ (дата обращения: 10.10.2023).
- Вскрылись важные подробности того, чем Росляков занимался дома [Электронный ресурс] // Военное обозрение. 18.10.2018. URL: https://topwar.ru/148569-vskrylis-vazhnye-podrobnosti-togo-chem-rosljakov-zanimalsja-doma.html (дата обращения: 01.08.2023).
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.: Педагогика. 1983. 368 c.
- Где керченский стрелок взял деньги на оружие [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 20.10.2018. URL: https://www.kpsport.ru/daily/26897.7/3941617/ (дата обращения: 01.08.2023).
- Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими [Электронный ресурс] // Федеральная служба безопасности Российской Федерации. URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 10.10.2023).
- Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Бовина И.Б. Оценка риска радикализации в подростково-молодежной среде: потенциал социально-психологического знания [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 2. С. 207–223. doi:10.17759/psylaw.2022120215
- Друг студента, устроившего теракт в колледже: «Он играл в компьютерные игры, где нужно расстреливать школу» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 17.10.2018. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/26896.4/3940460/ (дата обращения: 01.08.2023).
- Жизнь керченского стрелка: отец угрожал соседям саблей, мать бедствовала [Электронный ресурс] // Московский комсомолец. 18.10.2018. URL: https://www.mk.ru/incident/2018/10/18/zhizn-kerchenskogo-strelka-otec-ugrozhalsosedyam-sabley-mat-bedstvovala.html (дата обращения: 01.08.2023).
- Источник рассказал о подготовке керченского стрелка к преступлению [Электронный ресурс] // РИА Новости. 20.10.2018. URL: https://ria.ru/incidents/20181020/1531114891.html (дата обращения: 01.08.2023).
- Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Садон Е.В., Эльзессер А.С. Психологическая диагностика и профилактика экстремистских тенденций в образовательной среде: Учебно-методическое пособие. Ульяновск: Зебра, 2021. 89 с.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб: Речь, 112 с.
- Капустина Т.В., Эльзессер А.С. Скрининг-метод для диагностики склонности к экстремизму у школьников и студентов. Ульяновск: Зебра, 2022. 52 с.
- Керченский стрелок был «тихий и спокойный», сообщил его однокурсник [Электронный ресурс] // РИА Новости. 19.10.2018. URL: https://ria.ru/society/20181019/1531023041.html (дата обращения: 01.08.2023).
- Кожедуб А. «Мы не знаем до конца, что произошло» [Электронный ресурс] // Новая газета. 19.10.2018. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2018/10/18/78248-my-ne-znaem-do-kontsa-chto-proizoshlo (дата обращения: 01.08.2023).
- «Круто было бы устроить бойню»: керченский стрелок рассказывал друзьям о своих планах атаки на колледж [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 18.10.2018. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/26896/3940895/ (дата обращения: 01.08.2023).
- Мильчарек Т.П., Мильчарек Н.А. Психологическая диагностика экстремизма, терроризма и скулшутинга. Омск: ОмГТУ, 2021. 236 с.
- Отец одногруппника керченского стрелка: Не нужно делать из Рослякова жертву, никто в колледже над ним не издевался [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 18.10.2018. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/26898/3943454/ (дата обращения: 01.08.2023).
- «Поддерживал нацистов Украины, играл в стрелялки и хотел быть похожим на Курта Кобейна»: что постил керченский стрелок у себя в соцсетях [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 25.10.2018. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/26898/3943645/ (дата обращения: 01.08.2023).
- Подруга керченского стрелка: «Влад показал ружье и сказал, что хочет устроить Колумбайн. А я не поверила» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 27.10.2018. URL: https://www.crimea.kp.ru/daily/26900.7/3944888/ (дата обращения: 01.08.2023).
- Романова Н.М. Генезис вовлечения личности в криминальную деятельность [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Том 14. № 3. С. 92–97. doi:10.18500/1819-7671-2014-14-3-92-97
- Священник храма, возле которого напали на колледж: «Одногруппники говорят, что у него был куратор» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 19.10.2018. URL: https://www.kp.ru/daily/26896/3941098/ (дата обращения: 01.08.2023).
- Следователи выяснили, что у керченского стрелка не было друзей [Электронный ресурс] // РИА Новости. 19.10.2018. URL: https://ria.ru/society/20181019/1531028119.html (дата обращения: 01.08.2023).
- Специалист составил психологический портрет убийцы из Керчи [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2.11.2018. URL: https://ria.ru/incidents/20181102/1531989989.html (дата обращения: 01.08.2023).
- «Убийцей не рождаются, им становятся» [Электронный ресурс] // Вести образования. 19.10.2018. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/10/19/analitycs/4976-ubiytsey_ne_rozhdayutsya _im_stanovyatsya (дата обращения: 10.10.2023).
- Шабанов Л.В., Мороденко Е.В. Динамика изменений личности студента в процессе социальной адаптации к новым условиям жизни. Прокопьевск: КузГТУ, 2015. 195 с.
- Шнейдер Л.Б., Сургучева Н.В. Эго-восприятие и танатос-центрация как источники суицида в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 189– doi:10.17759/psyclin.2019080112
- Эксперты изучают ноутбук керченского убийцы [Электронный ресурс] // РИА Новости. 22.10.2018. URL: https://ria.ru/incidents/20181022/1531173015.html?inj=1 (дата обращения: 01.08.2023).
- Эльзессер А.С., Капустина Т.В., Кадыров Р.В. Склонность к экстремизму в контексте социально-психологической дезадаптации личности [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2023. Том 44. № 3. C. 36–48. doi:10.31857/S020595920026155-6
- Barcaccia B., Hartstone J.M., Pallini S., Petrocchi N., Saliani A.M., Medvedev O.N. Mindfulness, Social Safeness and Self-Reassurance as Protective Factors and Self-Criticism and Revenge as Risk Factors for Depression and Anxiety Symptoms in Youth // Mindfulness. 2022. Vol. 13. P. 674–684. doi:10.1007/s12671-021-01824-0
- Borum R. Radicalization into Violent Extremism I: A Review of Social Science Theories // Journal of Strategic Security. 2011. Vol. 4(4). doi:10.5038/1944-0472.4.4.1
- Ellis A. How to live with and without it. New York: Citadel Press Books, 2003. 208 p.
- Hämmig O. Correction: Health risks associated with social isolation in general and in young, middle and old age // PLOS One. 2019. Vol. 14(8). doi:10.1371/journal.pone.0222124
- Harpviken A.N. Psychological Vulnerabilities and Extremism Among Western Youth: A Literature Review // Adolescent Research Review. 2020. Vol. 5. doi:10.1007/s40894-019-00108-y
- Haslam N. Dehumanization and the lack of social connection // Current Opinion in Psychology. 2022. Vol. 43. P. 312–316. doi:10.1016/j.copsyc.2021.08.013
- Helm P.J., Medrano M.R., Allen J.J. B., Greenber, J. Existential isolation, loneliness, depression, and suicide ideation in young adults // Journal of Social and Clinical Psychology. 2020. Vol. 39(8). P. 641–674. doi:10.1521/jscp.2020.39.8.641
- Hogg M. A. Uncertain Self in a Changing World: A Foundation for Radicalisation, Populism, and Autocratic Leadership // European Review of Social Psychology. 2021. Vol. 32(2). P. 235–268. doi:10.1080/10463283.2020.1827628
- Karpova A., Savelev A., Maksimova N. Modeling the Process of School Shooters Radicalization (Russian Case) // Social Sciences. 2021. Vol. 10(12). doi:10.3390/socsci10120477
- Lee C.M., Cadigan J.M., Rhew I.C. Increases in Loneliness Among Young Adults During the COVID-19 Pandemic and Association with Increases in Mental Health Problems // Journal of Adolescent Health. 2020. Vol. 67(5). P. 714–717. doi:10.1016/j.jadohealth.2020.08.009
- Matthews T., Caspi A., Danese A., Fisher H., Moffitt T., Arseneault L. A longitudinal twin study of victimization and loneliness from childhood to young adulthood // Development and Psychopathology. 2022. Vol. 34(1). P. 367–377. doi:10.1017/S0954579420001005
- McCauley C., Moskalenko S. Toward a Profile of Lone Wolf Terrorists: What Moves an Individual from Radical Opinion to Radical Action // Terrorism and Political Violence. 2014. Vol. 26(1). P. 4–24. doi:10.1080/09546553.2014.849916
- Meloy J.R., Yakeley J. The Violent True Believer as a “Lone Wolf” — Psychoanalytic Perspectives on Terrorism // Behavioral Sciences and the Law. 2014. Vol. 32(3). P. 347–365. doi:10.1002/bsl.2109
- Mitts T. From Isolation to Radicalization: Anti-Muslim Hostility and Support for ISIS in the West // American Political Science Review. 2018. Vol. 113(1). P. 1–22. doi:10.1017/s0003055418000618
- Neuman Y., Lev-Ran Y., Erez E.Sh. Screening for potential school shooters through the weight of evidence // Heliyon. 2020. Vol. 6(10). doi:10.1016/j.heliyon.2020.e05066
- Ozer S., Bertelsen P. The moral compass and life skills in navigating radicalization processes: Examining the interplay among life skills, moral disengagement, and extremism // Scandinavian Journal of Psychology. 2020. Vol. 61(5). Р. 642–651. doi:10.1111/sjop.12636
- Saucier G., Akers L.G., Shen-Miller S., Knežević G., Stankov L. Patterns of Thinking in Militant Extremism // Perspectives on Psychological Science. 2009. Vol. 4(3). P. 256–271. doi:10.1111/j.1745-6924.2009.01123.x
- Silva Rebelo M.J. da, Fernánde M., Meneses-Falcón C. Chewing Revenge or Becoming Socially Desirable? Anger Rumination in Refugees and Immigrants Experiencing Racial Hostility: Latin-Americans in Spain // Behavioral Sciences. 2022. Vol. 12(6). doi:10.3390/bs12060180
- Stankov L. From social conservatism and authoritarian populism to militant right-wing extremism // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 175(5). doi:10.1016/j.paid.2021.110733
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 289
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 119
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0