Введение
За последние десятилетия доступ в Интернет и использование цифровых технологий во всем мире выросли в геометрической прогрессии. Например, число пользователей Интернета выросло с 361 миллиона в 2000 г. до более чем 4,5 миллиарда в 2019 г. (рис. 1). Распространение смартфонов стало основным фактором увеличения использования Интернета: в 2009 г. во всем мире было продано всего 130 миллионов смартфонов, а в 2022 г. продажи смартфонов превысили 4,5 миллиарда единиц
[Majid, 2019]. Благодаря широкому распространению смартфонов, планшетов, ноутбуков и бесконечного количества приложений и платформ люди проводят больше времени в Интернете, чем когда-либо прежде. Хотя Интернет предоставляет множество удобств, преимуществ и возможностей, более глубокое погружение в цифровое пространство сопряжено с рисками
[Моросанова, 2023; Солдатова, 2023]. Серьезной проблемой, связанной с использованием высоких технологий, является интернет-зависимость, характеризующаяся постоянным и навязчивым желанием быть онлайн. Учитывая, что глобальный уровень интернет-зависимости оценивается от 1% до 8%, эта возникающая проблема психического здоровья может существенно подорвать психическое благополучие, физическое здоровье, социальные связи и производительность человека.
Рис. 1. Рост числа смартфонов (2009—2018 гг.)
Все чаще поднимается вопрос о необходимости формирования навыков ответственного цифрового поведения и «цифровой гигиены». Однако в академической литературе пока недостаточно комплексных исследований, рассматривающих образование в области кибергигиены как возможную профилактическую стратегию.
Данное исследование направлено на определение ключевых принципов и методов кибергигиены, а также на оценку ее потенциальной роли в предотвращении негативных последствий чрезмерного использования цифровых технологий. Особое внимание будет уделено возможностям применения образовательных стратегий в области кибергигиены в работе со школьниками и студентами. Мы рассчитываем, что результаты проведенного анализа внесут вклад в дальнейшее изучение данной актуальной проблематики с позиций киберпсихологии.
Методология
В этой статье использовалась теоретическая методология, объединяющая анализ предыдущих исследований и влиятельных моделей технологических зависимостей и их предотвращения. Концептуализация интернет-зависимости через призму киберпсихологии потребовала установления современной терминологии. Киберпсихология представляет собой новую область, исследующую психологические аспекты взаимодействия людей с технологиями, включая как положительные, так и проблемные отношения
[Мусса, 2023; Ayeni]. Психогигиена — это система мер по сохранению и укреплению психического здоровья
[Young, 2017]. Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и развития нежелательных явлений
[Ермолова, 2021]. Киберзависимость — это компульсивное чрезмерное использование цифровых устройств или онлайн-платформ, что приводит к негативным последствиям для жизни
[Starcevic, 2013]. Кибергигиена включает в себя методы, способствующие безопасному и ответственному взаимодействию с технологий
[Chen S.-H, 2003]. Наконец, киберэтика предполагает моральную оценку человеческих решений, поведения и воздействия в онлайн-пространстве
[Tokunaga, 2015].
После определения ключевых концепций во введении была установлена предыстория роста глобальной интернет-зависимости и связанных с ней рисков, таких как ухудшение психического здоровья, социальные проблемы и киберзапугивание. Анализ литературы затем выявил серьезные пробелы в мерах общественного здравоохранения по активному сдерживанию интернет-зависимости с помощью стратегий киберпсихологии. Сравнение реактивного лечения и профилактических подходов показало, что образование в области кибергигиены является многообещающим вмешательством, заслуживающим более глубокого изучения.
Методология включала систематический поиск для выявления соответствующих исследований в области киберпсихологии в научных базах данных. Выявленные статьи были синтезированы с использованием процедур кодирования для выявления тем, связанных со стратегиями кибергигиены и профилактикой интернет-зависимости.
Результаты и обсуждение
Определение лучших практик кибергигиены
Принципы кибергигиены согласуются с формированием «здоровых отношений с технологиями», чтобы избежать распространенных ошибок, таких как интернет-зависимость
[Ермолова, 2021; Хозе, 2021; Young, 2017]. К ним относятся:
- принцип умеренности — установление разумных временных ограничений использования технологий;
- принцип осознанности — повышение самосознания относительно своих действий онлайн;
- принцип безопасности — выявление и предотвращение онлайн-рисков;
- принцип этичности — формирование ответственного поведения в интернет-пространстве;
- принцип баланса — поддержание гармонии между онлайн- и офлайн-активностью.
Большинство практик поддержания кибергигиены направлены на поощрение самоконтроля и самосознания при взаимодействии в Интернете (согласно вышеуказанным принципам кибергигиены). Распространенные методы кибергигиены включают в себя отслеживание времени, проведенного за устройствами, планирование времени без использования технологий, включение блокировщиков веб-сайтов и отказ от многозадачности
[Gulyamov, 2023а1]. Родители и образовательные учреждения играют важную роль в обучении детей навыкам кибергигиены с раннего возраста, прежде чем укрепятся модели использования технологий, вызывающие привыкание.
Исследования в области киберпсихологии определяют основные категории навыков и знаний в области кибергигиены. Цифровая грамотность предполагает понимание того, как функционируют различные онлайн-платформы и технологии. Саморегуляция (развитие способности контролировать время и частоту использования Интернета) направлена на контроль импульсов и отвлекающих факторов при использовании технологий с помощью таких инструментов, как блокировка веб-сайтов. Профилактика рисков (формирование навыков распознавания и предотвращения онлайн-угроз) учит выявлять и избегать онлайн-мошенничества, дезинформации, киберзапугивания. Этическое обучение (формирование этичного и ответственного подхода к онлайн коммуникации) способствует моральному осознанию и сочувствию при взаимодействии в Интернете. Наконец, сбалансированное использование технологий (поддержание баланса между онлайн- и офлайн-активностью, когда время в Интернете не превышает 2—3 часов в день) подразумевает установление границ для здорового потребления технологий и избежание чрезмерного использования Интернета или социальных сетей.
Междисциплинарные инициативы, такие как «Кампании по кибергигиене от компани TechTarget», объединяют эти категории в комплексные рекомендации для школ и технологических компаний
[Vishwanath, 2020].
Предлагаемые стратегии кибергигиены включают обучение людей киберэтике; мониторинг времени, проведенного перед экраном; обеспечение безопасности устройств и подключений; практику ответственного цифрового гражданства и использования социальных сетей, а также расстановку приоритетов в личном взаимодействии. При последовательном применении этот комбинированный подход может развить жизненно важные когнитивные, эмоциональные и поведенческие навыки, необходимые для предотвращения интернет-зависимости.
Уменьшение симптомов интернет-зависимости при помощи кибергигиены
Все больше исследований показывают, что кибергигиена эффективно уменьшает симптомы и последствия, связанные с интернет-зависимостью, в разных возрастных группах. Многочисленные исследования показывают, что образовательные кампании по обучению принципам здорового использования технологий значительно снижают чрезмерное или компульсивное поведение в Интернете
[Ho, 2014]. Например, программа кибергигиены для молодежи Гонконга, ориентированная на самосознание, самодисциплину, ответственное использование и сбалансированный образ жизни, способствовала снижению показателей интернет-зависимости через 3 месяца.
Эксперименты, проверяющие конкретные стратегии кибергигиены, такие как мониторинг или ограничение использования технологий, предоставляют дополнительные доказательства снижения склонности к зависимости. Исследование пользователей смартфонов — студентов бакалавриата в США показало, что использование цифрового оздоровительного приложения Moment для самостоятельного отслеживания времени, проведенного перед экраном, привело к снижению еженедельного использования телефона через 6 недель
[Kuss, 2016]. Студенты университета в Южной Корее, случайно выбранные для исследований в области использования приложения, ограничивающего использование смартфонов, после двухнедельного пользования программой показали улучшение показателей по шкале интернет-зависимости и связанных с ней эмоциональных симптомов по сравнению с контрольной группой
[Kim, 2017].
Качественные исследования в области киберпсихологии также демонстрируют полезность кибергигиены в борьбе с интернет-зависимостью на основе индивидуального опыта. Подростки, участвовавшие в сингапурском исследовании, сообщили, что приложения, блокирующие сайты и отслеживающие их использование, помогли им сократить время, проведенное в Интернете, и развить более здоровые цифровые привычки. Люди, страдающие интернет-зависимостью, рассказали, что простые правила гигиены, такие как отказ от использования гаджетов за час до сна, отключение уведомлений и планирование времени, свободного от технологий, позволили им получить контроль над использованием технологий
[Onyechi].
В целом, эмпирические данные, собранные в разных методологиях, подтверждают, что обучение кибергигиене и ее внедрение является эффективным подходом к противодействию многочисленным факторам и проявлениям интернет-зависимости.
Психологические механизмы кибергигиены
Теории и исследования в киберпсихологии помогают объяснить психологические механизмы, с помощью которых кибергигиена предотвращает интернет-зависимость. Во-первых, правила гигиены могут напрямую снижать время, затрачиваемое на использование технологий, ограничивая возможности неадаптивного чрезмерного их использования
[Young, 2004]. Приложения, отслеживающие использование и устанавливающие ограничения по времени, делают чрезмерное потребление более заметным, в то время как блокировщики веб-сайтов физически ограничивают доступ к триггерным сайтам
[Грачева, 2022; Сорокова, 2023; Majid, 2019]. Во-вторых, последовательное применение кибергигиены учит контролю жизненно важных импульсов, регулированию эмоций и навыкам принятия решений для ответственного использования технологий
[Philippe, 2022]. В-третьих, правила гигиены способствуют осознанию индивидуальных мыслей, чувств и поведения в отношении технологий, известному как метапознание. Заметить побуждения к чрезмерному использованию технологий — это первый шаг к разработке более здоровых мер.
Кибергигиена также оказывает косвенное защитное воздействие на факторы психического здоровья и благополучия, связанные с предрасположенностью к интернет-зависимости. Например, правила гигиены помогают предотвратить чрезмерное смещение социальных взаимодействий в онлайн-среду, снижая связанные с этим риски депрессии
[Elhai, 2017]. Ограничение времени, проводимого в социальных сетях, может оказать положительное влияние, уменьшая негативные факторы. В частности, снижаются социальное сравнение своей жизни с другими пользователями и ощущение тревоги от возможности «упустить» некоторую важную информацию в своей ленте. Данные факторы часто негативно отражаются на самооценке личности
[Кулькова, 2017; Chittaranjan, 2013; Zajac, 2020; Király, 2018]. Избегание многозадачности способствует концентрации внимания и успеваемости, обеспечивая альтернативное повышение самооценки и настроения. Наконец, кибергигиена способствует межличностным отношениям и физической активности, что защищает от проблемного использования Интернета.
Таким образом, интеграция методов модификации поведения, метакогнитивный тренинг, развитие защитных привычек и поддержка психологического здоровья посредством инициатив в области кибергигиены обеспечивают многомерный эффект профилактики интернет-зависимости
[Gulyamov, 2023а; Aisyah, 2020].
Внедрение образования в области кибергигиены
Эксперты по киберпсихологии утверждают, что для оптимального профилактического воздействия обучение кибергигиене должно быть стандартизировано в школьных программах с учетом современных цифровых реалий
[Нуркаева, 2021]. Обучение должно начинаться в раннем возрасте, чтобы сформировать здоровые привычки в использовании технологий до наступления подросткового возраста, когда риск интернет-зависимости возрастает. Учебные программы могут включать сочетание формирования знаний, развития навыков и метакогнитивной подготовки с использованием эмпирических мероприятий, основанных на фактических данных. Обучение как техническим, так и психосоциальным навыкам кибергигиены позволяет учащимся безопасно и ответственно перемещаться в онлайн-пространстве
[Fikry, 2023]. Учебные заведения могут дополнительно усилить уроки с помощью стратегий кибергигиены, ограничивающих использование технологий в классе.
В дополнение к обучению в классе родители должны также следить за использованием детьми Интернета и моделировать практику кибергигиены дома. Семейные медиапланы, в которых родители и дети договариваются о правилах и ограничениях в использовании Интернета
[Hong, 2013]. Родители должны открыто обсуждать онлайн-риски и принимать совместные решения относительно соответствующих приложений и веб-сайтов. Поддержание постоянных разговоров о кибергигиене в подростковом возрасте может смягчить влияние сверстников на рискованное поведение в Интернете.
Для людей, уже страдающих от чрезмерного использования технологий или зависимости, терапевты могут включить обучение кибергигиене в планы когнитивно-поведенческого и метакогнитивного лечения. Эксперты могут назначить мониторинг использования, ограничение сайтов, планирование времени, свободного от технологий, и выявление триггеров использования в качестве домашнего задания для проверки влияния на вызывающие привыкание мысли и поведение
[Brand, 2016]. Группы поддержки аналогичным образом обеспечивают подотчетность при внедрении методов кибергигиены. Рабочие места также являются идеальным объектом для политики и программ кибергигиены, направленных на снижение риска интернет-зависимости у сотрудников.
Роль поведенческого права и политики
Данные последних научных исследований свидетельствуют о том, что подходы к поведенческому праву и государственной стратегии могут еще больше увеличить усилия по кибергигиене в борьбе с интернет-зависимостью на уровне общества (табл. 1). Поведенческое право использует идеи психологии и поведенческой экономики для структурирования выбора и окружающей среды таким образом, чтобы принести пользу индивидуальному и коллективному благополучию
[Przybylski, 2017]. Прогнозная поведенческая аналитика и цифровая информация могут предоставлять персонализированные напоминания или предупреждения о вредных интернет-привычках в качестве профилактических мер.
Таблица 1
Поведенческое право и стратегические подходы к усилению кибергигиены
|
Подход
|
Описание
|
|
Поведенческое право и стратегия
|
Использует психологию и поведенческую экономику для позитивного формирования выбора и окружающей среды
|
|
Принципы по умолчанию
|
Автоматическая регистрация пользователей в полезных настройках, таких как ограничение времени использования экрана
|
|
Цифровая информация
|
Персонализированные напоминания и предупреждения о бесполезном использовании технологий
|
|
Индивидуальная цифровая среда
|
Проектирование интерфейсов, способствующих размышлению и самоконтролю
|
Правительства изучают различные меры регулирования, чтобы мотивировать ответственную разработку и использование технологий.
Другие рекомендуемые правила включают требование ограничения времени, сокращение функций автозапуска, которые способствуют бесконечной прокрутке, а также настройки конфиденциальности по умолчанию, сводящие к минимуму чрезмерное социальное сравнение и отвлечение
[Gulyamov, 2023]. Налогообложение цифровой рекламы или строгие ограничения времени просмотра также поддерживают модерацию.
Эксперты утверждают, что более строгое государственное регулирование в сфере высоких технологий может привести к ограничению инноваций и злоупотреблению родительским авторитетом в отношении цифровых привычек. Таким образом, многогранные политические решения должны обеспечивать баланс интересов общественного здравоохранения, экономических выгод и этических соображений.
В целом, поведенческое право и технологические нормы, основанные на психологии, представляют собой новый политический рубеж, способный дополнить усилия по кибергигиене.
Примеры успешных кампаний
Первые усилия по кибергигиене показывают эффективность многоуровневых стратегий в борьбе с интернет-зависимостью. Программа повышения осведомленности СМИ Стэнфордского университета сочетает в себе обучение студентов кибергигиене с политикой использования технологий и доступом к лечению зависимости, демонстрируя снижение симптомов чрезмерного использования Интернета через год
[Gulyamov, 2023б]. Лондонская школа гигиены и тропической медицины обучает родителей и учителей совместному мониторингу технологических привычек учащихся и обеспечению сбалансированного использования с помощью систем вознаграждения
[Kuss, 2016].
В Южной Корее, известной высоким уровнем интернет-зависимости, правительственные инициативы реализовали надежные программы профилактики и инфраструктуру лечения. Образование в области общественного здравоохранения дополняет программы реабилитационных клиник и школ-интернатов, укрепляя здоровые цифровые привычки посредством иммерсивного консультирования и развития гигиенических навыков. Этот комплексный подход киберпсихологии представляет собой модель региональных стратегий интернет-зависимости.
Причем, как показало исследование «Combatting digital addiction: Current approaches and future directions»
[Cemiloglu, 2022], проведенное в 2022 г., в большинстве кампаний про предотвращению интернет-зависимости (в работе было проанализировано около 87 исследований, включая инновационные модели терапии) применялся очень эффективный психосоциальный терапевтический подход (он был применен в 52 из 87 случаев), который включал методы когнитивно-поведенческой терапии, включающий осознанный подход к использованию гаджетов, что соответствует поддержанию принципов и стратегий кибергигиены (который, как показало данное исследование, оказался эффективным в 46 из 52 случаев (рис. 2)).
Рис. 2. Результаты исследования «Combatting digital addiction:
Current approaches and future directions» по успеху описанного подхода
Также в исследовании подтвердилось, что терапия использовалась для повышения самосознания в отношении проблемного использования цифровых технологий путем выделения внутренних и внешних триггеров, которые провоцируют неконтролируемое использование гаджетов и Интернета, а также путем выявления чувств, психологических потребностей и ошибочных убеждений (например: «Меня ценят только в Интернете»), которые вызывают чрезмерное использование технологий. Такое понимание помогает людям осознать причины формирования цифровой зависимости и преодолеть негативные эмоции и убеждения, связанные с избыточным потреблением цифрового контента. Все это согласуется со стратегиями кибергигиены.
В этих инновационных примерах предлагаются шаблоны для координации действий по решению проблемы чрезмерного использования технологий посредством образования в области кибергигиены, соответствующего уровню развития, интеграции родителей, саморегулирования отрасли, служб психического здоровья и государственного надзора. Несмотря на то, что появились положительные предварительные результаты, для подтверждения профилактического эффекта по-прежнему необходимы долгосрочные крупномасштабные исследования, отслеживающие уровень интернет-зависимости наряду с принимаемыми мерами. Продолжающиеся исследования в области киберпсихологии должны способствовать оптимизации интегрированных структур.
Заключение
Проведенное исследование показало, что комплексный подход к образованию в области кибергигиены обладает значительным потенциалом для профилактики интернет-зависимости. Анализ принципов и методов поддержания кибергигиены, а также оценка их эффективности подтверждают целесообразность внедрения данных стратегий для предотвращения негативных последствий чрезмерного использования цифровых технологий.
Особенно перспективно использование образовательных программ по кибергигиене в работе со школьниками и студентами. Комплексное обучение принципам и навыкам ответственного и умеренного использования цифровых технологий помогает формировать более здоровые технологические привычки с раннего возраста.
Для повышения эффективности необходимы дополнительные долгосрочные исследования результатов образовательных стратегий кибергигиены в различных возрастных группах. Тем не менее уже сейчас можно утверждать, что кибергигиена является важной составляющей комплексного подхода в решении актуальной проблемы интернет-зависимости.