Применение кибергигиены в качестве эффективной психологической меры профилактики киберзависимостей

17

Аннотация

Проблемное использование Интернета и зависимость от него возросли во всем мире по мере увеличения доступа к цифровым технологиям и использования устройств. Люди проводят больше времени в Интернете, у них часто развиваются неадаптивные привычки и симптомы зависимости. В этой статье с точки зрения киберпсихологии исследуется потенциал кибергигиены как эффективного профилактического подхода против интернет-зависимости. Кибергигиена включает в себя методы, способствующие ответственному использованию технологий для снижения рисков, включая интернет-зависимость. Обзор литературы показывает ключевые последствия интернет-зависимости, такие как проблемы психического здоровья, социальные проблемы и рискованное киберповедение. Теоретический анализ оценивает меры борьбы с интернет-зависимостью и показывает, что образование в области кибергигиены имеет большой потенциал при использовании моделей технологической зависимости. Результаты показывают, что кибергигиена уменьшает симптомы зависимости за счет ограничения времени, проведенного в Интернете, пропаганды здоровых цифровых привычек и повышения самосознания в использовании технологий. Рассмотренные стратегии гигиены включают мониторинг использования, родительский контроль и такие принципы, как минимизация отвлекающих факторов при использовании цифровых устройств и установка ограничений времени использования экрана. Несмотря на то, что проблемы остаются, комплексное образование в области кибергигиены в сочетании с многоуровневыми мерами может помочь предотвратить интернет-зависимость и смягчить последствия. В статье делается вывод о необходимости широкого внедрения образования в области кибергигиены, хотя необходимы дополнительные исследования долгосрочной эффективности.

Общая информация

Ключевые слова: интернет-зависимость, киберпсихология

Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140206

Получена: 16.10.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Гулямов С.С., Родионов А.А. Применение кибергигиены в качестве эффективной психологической меры профилактики киберзависимостей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 2. С. 77–91. DOI: 10.17759/psylaw.2024140206

Полный текст

Введение

За последние десятилетия доступ в Интернет и использование цифровых технологий во всем мире выросли в геометрической прогрессии. Например, число пользователей Интернета выросло с 361 миллиона в 2000 г. до более чем 4,5 миллиарда в 2019 г. (рис. 1). Распространение смартфонов стало основным фактором увеличения использования Интернета: в 2009 г. во всем мире было продано всего 130 миллионов смартфонов, а в 2022 г. продажи смартфонов превысили 4,5 миллиарда единиц [28]. Благодаря широкому распространению смартфонов, планшетов, ноутбуков и бесконечного количества приложений и платформ люди проводят больше времени в Интернете, чем когда-либо прежде. Хотя Интернет предоставляет множество удобств, преимуществ и возможностей, более глубокое погружение в цифровое пространство сопряжено с рисками [4; 7]. Серьезной проблемой, связанной с использованием высоких технологий, является интернет-зависимость, характеризующаяся постоянным и навязчивым желанием быть онлайн. Учитывая, что глобальный уровень интернет-зависимости оценивается от 1% до 8%, эта возникающая проблема психического здоровья может существенно подорвать психическое благополучие, физическое здоровье, социальные связи и производительность человека.
Рис. 1. Рост числа смартфонов (2009—2018 гг.)
Все чаще поднимается вопрос о необходимости формирования навыков ответственного цифрового поведения и «цифровой гигиены». Однако в академической литературе пока недостаточно комплексных исследований, рассматривающих образование в области кибергигиены как возможную профилактическую стратегию.
Данное исследование направлено на определение ключевых принципов и методов кибергигиены, а также на оценку ее потенциальной роли в предотвращении негативных последствий чрезмерного использования цифровых технологий. Особое внимание будет уделено возможностям применения образовательных стратегий в области кибергигиены в работе со школьниками и студентами. Мы рассчитываем, что результаты проведенного анализа внесут вклад в дальнейшее изучение данной актуальной проблематики с позиций киберпсихологии.

Методология

В этой статье использовалась теоретическая методология, объединяющая анализ предыдущих исследований и влиятельных моделей технологических зависимостей и их предотвращения. Концептуализация интернет-зависимости через призму киберпсихологии потребовала установления современной терминологии. Киберпсихология представляет собой новую область, исследующую психологические аспекты взаимодействия людей с технологиями, включая как положительные, так и проблемные отношения [5; 11]. Психогигиена — это система мер по сохранению и укреплению психического здоровья [38]. Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и развития нежелательных явлений [2]. Киберзависимость — это компульсивное чрезмерное использование цифровых устройств или онлайн-платформ, что приводит к негативным последствиям для жизни [34]. Кибергигиена включает в себя методы, способствующие безопасному и ответственному взаимодействию с технологий [14]. Наконец, киберэтика предполагает моральную оценку человеческих решений, поведения и воздействия в онлайн-пространстве [35].
После определения ключевых концепций во введении была установлена предыстория роста глобальной интернет-зависимости и связанных с ней рисков, таких как ухудшение психического здоровья, социальные проблемы и киберзапугивание. Анализ литературы затем выявил серьезные пробелы в мерах общественного здравоохранения по активному сдерживанию интернет-зависимости с помощью стратегий киберпсихологии. Сравнение реактивного лечения и профилактических подходов показало, что образование в области кибергигиены является многообещающим вмешательством, заслуживающим более глубокого изучения.
Методология включала систематический поиск для выявления соответствующих исследований в области киберпсихологии в научных базах данных. Выявленные статьи были синтезированы с использованием процедур кодирования для выявления тем, связанных со стратегиями кибергигиены и профилактикой интернет-зависимости.
Результаты и обсуждение
Определение лучших практик кибергигиены
Принципы кибергигиены согласуются с формированием «здоровых отношений с технологиями», чтобы избежать распространенных ошибок, таких как интернет-зависимость [2; 9; 38]. К ним относятся:
  • принцип умеренности — установление разумных временных ограничений использования технологий;
  • принцип осознанности — повышение самосознания относительно своих действий онлайн;
  • принцип безопасности — выявление и предотвращение онлайн-рисков;
  • принцип этичности — формирование ответственного поведения в интернет-пространстве;
  • принцип баланса — поддержание гармонии между онлайн- и офлайн-активностью.
Большинство практик поддержания кибергигиены направлены на поощрение самоконтроля и самосознания при взаимодействии в Интернете (согласно вышеуказанным принципам кибергигиены). Распространенные методы кибергигиены включают в себя отслеживание времени, проведенного за устройствами, планирование времени без использования технологий, включение блокировщиков веб-сайтов и отказ от многозадачности [21]. Родители и образовательные учреждения играют важную роль в обучении детей навыкам кибергигиены с раннего возраста, прежде чем укрепятся модели использования технологий, вызывающие привыкание.
Исследования в области киберпсихологии определяют основные категории навыков и знаний в области кибергигиены. Цифровая грамотность предполагает понимание того, как функционируют различные онлайн-платформы и технологии. Саморегуляция (развитие способности контролировать время и частоту использования Интернета) направлена на контроль импульсов и отвлекающих факторов при использовании технологий с помощью таких инструментов, как блокировка веб-сайтов. Профилактика рисков (формирование навыков распознавания и предотвращения онлайн-угроз) учит выявлять и избегать онлайн-мошенничества, дезинформации, киберзапугивания. Этическое обучение (формирование этичного и ответственного подхода к онлайн коммуникации) способствует моральному осознанию и сочувствию при взаимодействии в Интернете. Наконец, сбалансированное использование технологий (поддержание баланса между онлайн- и офлайн-активностью, когда время в Интернете не превышает 2—3 часов в день) подразумевает установление границ для здорового потребления технологий и избежание чрезмерного использования Интернета или социальных сетей.
Междисциплинарные инициативы, такие как «Кампании по кибергигиене от компани TechTarget», объединяют эти категории в комплексные рекомендации для школ и технологических компаний [36].
Предлагаемые стратегии кибергигиены включают обучение людей киберэтике; мониторинг времени, проведенного перед экраном; обеспечение безопасности устройств и подключений; практику ответственного цифрового гражданства и использования социальных сетей, а также расстановку приоритетов в личном взаимодействии. При последовательном применении этот комбинированный подход может развить жизненно важные когнитивные, эмоциональные и поведенческие навыки, необходимые для предотвращения интернет-зависимости.
Уменьшение симптомов интернет-зависимости при помощи кибергигиены
Все больше исследований показывают, что кибергигиена эффективно уменьшает симптомы и последствия, связанные с интернет-зависимостью, в разных возрастных группах. Многочисленные исследования показывают, что образовательные кампании по обучению принципам здорового использования технологий значительно снижают чрезмерное или компульсивное поведение в Интернете [22]. Например, программа кибергигиены для молодежи Гонконга, ориентированная на самосознание, самодисциплину, ответственное использование и сбалансированный образ жизни, способствовала снижению показателей интернет-зависимости через 3 месяца.
Эксперименты, проверяющие конкретные стратегии кибергигиены, такие как мониторинг или ограничение использования технологий, предоставляют дополнительные доказательства снижения склонности к зависимости. Исследование пользователей смартфонов — студентов бакалавриата в США показало, что использование цифрового оздоровительного приложения Moment для самостоятельного отслеживания времени, проведенного перед экраном, привело к снижению еженедельного использования телефона через 6 недель [26]. Студенты университета в Южной Корее, случайно выбранные для исследований в области использования приложения, ограничивающего использование смартфонов, после двухнедельного пользования программой показали улучшение показателей по шкале интернет-зависимости и связанных с ней эмоциональных симптомов по сравнению с контрольной группой [24].
Качественные исследования в области киберпсихологии также демонстрируют полезность кибергигиены в борьбе с интернет-зависимостью на основе индивидуального опыта. Подростки, участвовавшие в сингапурском исследовании, сообщили, что приложения, блокирующие сайты и отслеживающие их использование, помогли им сократить время, проведенное в Интернете, и развить более здоровые цифровые привычки. Люди, страдающие интернет-зависимостью, рассказали, что простые правила гигиены, такие как отказ от использования гаджетов за час до сна, отключение уведомлений и планирование времени, свободного от технологий, позволили им получить контроль над использованием технологий [29].
В целом, эмпирические данные, собранные в разных методологиях, подтверждают, что обучение кибергигиене и ее внедрение является эффективным подходом к противодействию многочисленным факторам и проявлениям интернет-зависимости.

Психологические механизмы кибергигиены

Теории и исследования в киберпсихологии помогают объяснить психологические механизмы, с помощью которых кибергигиена предотвращает интернет-зависимость. Во-первых, правила гигиены могут напрямую снижать время, затрачиваемое на использование технологий, ограничивая возможности неадаптивного чрезмерного их использования [37]. Приложения, отслеживающие использование и устанавливающие ограничения по времени, делают чрезмерное потребление более заметным, в то время как блокировщики веб-сайтов физически ограничивают доступ к триггерным сайтам [1; 8; 28]. Во-вторых, последовательное применение кибергигиены учит контролю жизненно важных импульсов, регулированию эмоций и навыкам принятия решений для ответственного использования технологий [30]. В-третьих, правила гигиены способствуют осознанию индивидуальных мыслей, чувств и поведения в отношении технологий, известному как метапознание. Заметить побуждения к чрезмерному использованию технологий — это первый шаг к разработке более здоровых мер.
Кибергигиена также оказывает косвенное защитное воздействие на факторы психического здоровья и благополучия, связанные с предрасположенностью к интернет-зависимости. Например, правила гигиены помогают предотвратить чрезмерное смещение социальных взаимодействий в онлайн-среду, снижая связанные с этим риски депрессии [16]. Ограничение времени, проводимого в социальных сетях, может оказать положительное влияние, уменьшая негативные факторы. В частности, снижаются социальное сравнение своей жизни с другими пользователями и ощущение тревоги от возможности «упустить» некоторую важную информацию в своей ленте. Данные факторы часто негативно отражаются на самооценке личности [3; 15; 39; 25]. Избегание многозадачности способствует концентрации внимания и успеваемости, обеспечивая альтернативное повышение самооценки и настроения. Наконец, кибергигиена способствует межличностным отношениям и физической активности, что защищает от проблемного использования Интернета.
Таким образом, интеграция методов модификации поведения, метакогнитивный тренинг, развитие защитных привычек и поддержка психологического здоровья посредством инициатив в области кибергигиены обеспечивают многомерный эффект профилактики интернет-зависимости [19; 10].
Внедрение образования в области кибергигиены
Эксперты по киберпсихологии утверждают, что для оптимального профилактического воздействия обучение кибергигиене должно быть стандартизировано в школьных программах с учетом современных цифровых реалий [6]. Обучение должно начинаться в раннем возрасте, чтобы сформировать здоровые привычки в использовании технологий до наступления подросткового возраста, когда риск интернет-зависимости возрастает. Учебные программы могут включать сочетание формирования знаний, развития навыков и метакогнитивной подготовки с использованием эмпирических мероприятий, основанных на фактических данных. Обучение как техническим, так и психосоциальным навыкам кибергигиены позволяет учащимся безопасно и ответственно перемещаться в онлайн-пространстве [17]. Учебные заведения могут дополнительно усилить уроки с помощью стратегий кибергигиены, ограничивающих использование технологий в классе.
В дополнение к обучению в классе родители должны также следить за использованием детьми Интернета и моделировать практику кибергигиены дома. Семейные медиапланы, в которых родители и дети договариваются о правилах и ограничениях в использовании Интернета [23]. Родители должны открыто обсуждать онлайн-риски и принимать совместные решения относительно соответствующих приложений и веб-сайтов. Поддержание постоянных разговоров о кибергигиене в подростковом возрасте может смягчить влияние сверстников на рискованное поведение в Интернете.
Для людей, уже страдающих от чрезмерного использования технологий или зависимости, терапевты могут включить обучение кибергигиене в планы когнитивно-поведенческого и метакогнитивного лечения. Эксперты могут назначить мониторинг использования, ограничение сайтов, планирование времени, свободного от технологий, и выявление триггеров использования в качестве домашнего задания для проверки влияния на вызывающие привыкание мысли и поведение [12]. Группы поддержки аналогичным образом обеспечивают подотчетность при внедрении методов кибергигиены. Рабочие места также являются идеальным объектом для политики и программ кибергигиены, направленных на снижение риска интернет-зависимости у сотрудников.

Роль поведенческого права и политики

Данные последних научных исследований свидетельствуют о том, что подходы к поведенческому праву и государственной стратегии могут еще больше увеличить усилия по кибергигиене в борьбе с интернет-зависимостью на уровне общества (табл. 1). Поведенческое право использует идеи психологии и поведенческой экономики для структурирования выбора и окружающей среды таким образом, чтобы принести пользу индивидуальному и коллективному благополучию [31]. Прогнозная поведенческая аналитика и цифровая информация могут предоставлять персонализированные напоминания или предупреждения о вредных интернет-привычках в качестве профилактических мер.
Таблица 1
Поведенческое право и стратегические подходы к усилению кибергигиены

Подход

Описание

Поведенческое
право и стратегия

Использует психологию и поведенческую экономику для позитивного формирования выбора и окружающей среды

Принципы
по умолчанию

Автоматическая регистрация пользователей в полезных настройках, таких как ограничение времени использования экрана

Цифровая информация

Персонализированные напоминания и предупреждения о бесполезном использовании технологий

Индивидуальная
цифровая среда

Проектирование интерфейсов, способствующих размышлению и самоконтролю

Правительства изучают различные меры регулирования, чтобы мотивировать ответственную разработку и использование технологий.
Другие рекомендуемые правила включают требование ограничения времени, сокращение функций автозапуска, которые способствуют бесконечной прокрутке, а также настройки конфиденциальности по умолчанию, сводящие к минимуму чрезмерное социальное сравнение и отвлечение [18]. Налогообложение цифровой рекламы или строгие ограничения времени просмотра также поддерживают модерацию.
Эксперты утверждают, что более строгое государственное регулирование в сфере высоких технологий может привести к ограничению инноваций и злоупотреблению родительским авторитетом в отношении цифровых привычек. Таким образом, многогранные политические решения должны обеспечивать баланс интересов общественного здравоохранения, экономических выгод и этических соображений.
В целом, поведенческое право и технологические нормы, основанные на психологии, представляют собой новый политический рубеж, способный дополнить усилия по кибергигиене.

Примеры успешных кампаний

Первые усилия по кибергигиене показывают эффективность многоуровневых стратегий в борьбе с интернет-зависимостью. Программа повышения осведомленности СМИ Стэнфордского университета сочетает в себе обучение студентов кибергигиене с политикой использования технологий и доступом к лечению зависимости, демонстрируя снижение симптомов чрезмерного использования Интернета через год [20]. Лондонская школа гигиены и тропической медицины обучает родителей и учителей совместному мониторингу технологических привычек учащихся и обеспечению сбалансированного использования с помощью систем вознаграждения [26].
В Южной Корее, известной высоким уровнем интернет-зависимости, правительственные инициативы реализовали надежные программы профилактики и инфраструктуру лечения. Образование в области общественного здравоохранения дополняет программы реабилитационных клиник и школ-интернатов, укрепляя здоровые цифровые привычки посредством иммерсивного консультирования и развития гигиенических навыков. Этот комплексный подход киберпсихологии представляет собой модель региональных стратегий интернет-зависимости.
Причем, как показало исследование «Combatting digital addiction: Current approaches and future directions» [13], проведенное в 2022 г., в большинстве кампаний про предотвращению интернет-зависимости (в работе было проанализировано около 87 исследований, включая инновационные модели терапии) применялся очень эффективный психосоциальный терапевтический подход (он был применен в 52 из 87 случаев), который включал методы когнитивно-поведенческой терапии, включающий осознанный подход к использованию гаджетов, что соответствует поддержанию принципов и стратегий кибергигиены (который, как показало данное исследование, оказался эффективным в 46 из 52 случаев (рис. 2)).
Рис. 2. Результаты исследования «Combatting digital addiction:
Current approaches and future directions» по успеху описанного подхода
Также в исследовании подтвердилось, что терапия использовалась для повышения самосознания в отношении проблемного использования цифровых технологий путем выделения внутренних и внешних триггеров, которые провоцируют неконтролируемое использование гаджетов и Интернета, а также путем выявления чувств, психологических потребностей и ошибочных убеждений (например: «Меня ценят только в Интернете»), которые вызывают чрезмерное использование технологий. Такое понимание помогает людям осознать причины формирования цифровой зависимости и преодолеть негативные эмоции и убеждения, связанные с избыточным потреблением цифрового контента. Все это согласуется со стратегиями кибергигиены.
В этих инновационных примерах предлагаются шаблоны для координации действий по решению проблемы чрезмерного использования технологий посредством образования в области кибергигиены, соответствующего уровню развития, интеграции родителей, саморегулирования отрасли, служб психического здоровья и государственного надзора. Несмотря на то, что появились положительные предварительные результаты, для подтверждения профилактического эффекта по-прежнему необходимы долгосрочные крупномасштабные исследования, отслеживающие уровень интернет-зависимости наряду с принимаемыми мерами. Продолжающиеся исследования в области киберпсихологии должны способствовать оптимизации интегрированных структур.

Заключение

Проведенное исследование показало, что комплексный подход к образованию в области кибергигиены обладает значительным потенциалом для профилактики интернет-зависимости. Анализ принципов и методов поддержания кибергигиены, а также оценка их эффективности подтверждают целесообразность внедрения данных стратегий для предотвращения негативных последствий чрезмерного использования цифровых технологий.
Особенно перспективно использование образовательных программ по кибергигиене в работе со школьниками и студентами. Комплексное обучение принципам и навыкам ответственного и умеренного использования цифровых технологий помогает формировать более здоровые технологические привычки с раннего возраста.
Для повышения эффективности необходимы дополнительные долгосрочные исследования результатов образовательных стратегий кибергигиены в различных возрастных группах. Тем не менее уже сейчас можно утверждать, что кибергигиена является важной составляющей комплексного подхода в решении актуальной проблемы интернет-зависимости.
 

Литература

  1. Грачева Д.А. Анализ сопоставимости измерения метапредметных навыков в цифровой среде [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С.57–67. doi:10.17759/pse.2022270605
  2. Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Круковская О.А. Современные реалии этики общения в образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 8– doi:10.17759/jmfp.2021100301
  3. Кулькова Ж.Г. Психологическая безопасность детей и подростков в интернет-пространстве [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 35–38. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Kulkova (дата обращения: 02.11.2023).
  4. Моросанова В.И., Филиппова Е.В., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и академическая мотивация как ресурсы выполнения обучающимися проектно-исследовательской работы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 3. С.47– doi:10.17759/pse.2023280304
  5. Мусса Н.М. Улучшение результатов обучения: роль самоэффективности при прогнозировании успеваемости студентов в условиях высшего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 2. С. 18– doi:10.17759/pse.2023280202
  6. Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов [Электронный ресурс] // Моделирование и анализ данных. 2021. Том 11. № С. 59–71. doi:10.17759/mda.2021110405
  7. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 1. С. 24– doi:10.21638/spbu16.2023.102
  8. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Оценка цифровых образовательных технологий преподавателями вузов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 1. С. 25– doi:10.17759/pse.2023280101
  9. Хозе Е.Г. Виртуальная реальность и образование [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 68– doi:10.17759/jmfp.2021000002
  10. Aisyah E.N., Iriyanto T., Hardika H., Rosyidamayani A.P., Maningtyas R.T. The Cyber Ethics of Academic Communication Based on Early Childhood Education Student Perception in Universitas Negeri Malang // Proceedings of the 1st International Conference on Information Technology and Education (ICITE 2020). Atlantis Press, 2020. doi:10.2991/assehr.k.200711.001
  11. Ayeni O., Madugba J., Sanni J. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2022 // ResearchGate. doi:10.13140/RG.2.2.22664.29447
  12. Brand M., Young K.S., Laier C. Integrating psychological and neurobiological considerations regarding the development and maintenance of specific Internet-use disorders: An Interaction of Person-Affect-Cognition-Execution (I-PACE) model // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2016. Vol. 71. P. 252–266. doi:10.1016/j.neubiorev.2016.08.033
  13. Cemiloglu D., Almourad M.B., McAlaney J., Ali R. Combatting digital addiction: Current approaches and future directions // Technology in Society. 2022. Vol. 68. doi:10.1016/j.techsoc.2021.101832
  14. Chen S.-H., Weng L.-J., Su Y.-J., Wu H.-M., Yang P.-F. Development of Chinese Internet Addiction Scale and its psychometric study // Chinese Journal of Psychology. 2003. Vol. 45(3). P.251–266. doi:10.1037/t44491-000
  15. Chittaranjan G., Blom J., Gatica-Perez D. Mining large-scale smartphone data for personality studies // Personal and Ubiquitous Computing. 2013. Vol. 17. P. 433–450. doi:10.1007/s00779-011-0490-1
  16. Elhai J.D., Dvorak R.D., Levine J.C., Hall B.J. Problematic smartphone use: A conceptual overview and systematic review of relations with anxiety and depression psychopathology // Journal of Affective Disorders. 2017. Vol. 207. P. 251–259. doi:10.1016/j.jad.2016.08.030
  17. Fikry A., Hamzah M.R., Hussein Z., Saputra D.I. Cyber Hygiene Practices from The Lens of Professional Youth in Malaysia // Environment-Behaviour Proceedings Journal. 2023. Vol. 8(25). P. 187–193. doi:10.21834/e-bpj.v8i25.4827
  18. Gulyamov S.S. Legal Frameworks for the Integration of Artificial Intelligence // 6th International Conference on Nanotechnologies and Biomedical Engineering. ICNBME 2023. IFMBE Proceedings. Vol. 92 / Sontea V., Tiginyanu I., Railean S. (Еds). Springer, Cham, 2024. doi:10.1007/978-3-031-42782-4_16
  19. Gulyamov S.S., Fayziev R.A., Rodionov A.A., Jakupov G.A. Leveraging Semantic Analysis in Machine Learning for Addressing Unstructured Challenges in Education // 2023 3rd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE). Lipetsk, 2023. P. 5–7. doi:10.1109/TELE58910.2023.10184355
  20. Gulyamov S.S., Narziev O.S. Uzbekistan Investment Law and Policy: Challenges and Opportunities // Asian Yearbook of International Economic Law 2023 / Bungenberg M., Chi M., Jusoh S., Ranjan P., Rustambekov I. (Eds). Springer, Cham, 2023. P. 97–103. doi:10.1007/16517_2023_17
  21. Gulyamov S.S., Rodionov A.A., Rustambekov I.R., Yakubov A.N. The Growing Significance of Cyber Law Professionals in Higher Education: Effective Learning Strategies and Innovative Approaches // 2023 3rd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE). Lipetsk, 2023. P. 117–119. doi:10.1109/TELE58910.2023.10184186
  22. Ho R.C., Zhang M.W., Tsang T.Y., Toh A.H, Pan F., Lu Y., Cheng C., Yip P.S, Lam L.T, Lai Ch.-M., Watanabe H., Mak K.-K. The association between internet addiction and psychiatric co-morbidity: a meta-analysis // BMC Psychiatry. 2014. Vol. 14. doi:10.1186/1471-244X-14-183
  23. Hong S.B., Hong S.-B., Zalesky A., Cocchi L., Fornito A., Choi E.-J., Kim H.-H., Suh J.-E., Kim Ch.-D., Kim J.-W., Yi -H. Decreased functional brain connectivity in adolescents with internet addiction // PLoS One. 2013. Vol. 8(2). doi:10.1371/journal.pone.0057831
  24. Kim H.J., et al. Accident risk associated with smartphone addiction: A study on university students in Korea // Journal of Behavioral Addictions. 2017. Vol. 6(4). P. 699–707. doi:1556/2006.6.2017.070
  25. Király O., et al. Preventing problematic internet use during the COVID-19 pandemic: Consensus guidance // Comprehensive Psychiatry. 2018. Vol. 100. doi:10.1016/j.comppsych.2020.152180
  26. Kuss D.J. Internet Addiction: The Problem and Treatment // Addicta: The Turkish Journal on Addictions. 2016. Vol. 3(2). P. 185–192. doi:10.15805/addicta.2016.3.0106
  27. Kuss D.J., Kanjo E., Crook-Rumsey M., Kibowski F., Wang G.Y., Sumich A. Problematic Mobile Phone Use and Addiction Across Generations: the Roles of Psychopathological Symptoms and Smartphone Use // Journal of Technology in Behavioral Science. 2018. Vol. 3(3). P. 141–149. doi:10.1007/s41347-017-0041-3
  28. Majid I., Kouser S. Social Media and Security: How To Ensure Safe Social Networking // International Journal of Cyber Security and Digital Forensics. 2019. Vol. 1(1). P. 36–38. doi:10.33545/26649799.2019.v1.i1a.6
  29. Onyechi C., Ukpor S., Abhulimhen B. Analyzing The Interplay Of Internet Addiction, Impulsivity, Attitude And Risky Behaviours In Cybersecurity. 2023 // ResearchGate. doi:10.13140/RG.2.2.31243.05927
  30. Philippe T.J., Sikder N., Jackson A., Koblanski M.E., Liow E.D., Pilarinos A., Vasarhelyi M.P., Vasarhelyi K. Digital Health Interventions for Delivery of Mental Health Care: Systematic and Comprehensive Meta-Review // JMIR Mental Health. 2022. Vol. 9(5). doi:10.2196/35159
  31. Przybylski A.K., Weinstein N. A Large-Scale Test of the Goldilocks Hypothesis // Psychological Science. 2017. Vol. 28(2). P. 204–215. doi:10.1177/0956797616678438
  32. Shaffer H.J., LaPlante D.A., LaBrie R.A., Kidman R.C., Donato A.N., Stanton M.V. Toward a syndrome model of addiction: Multiple expressions, common etiology // Harvard Review of Psychiatry. 2004. Vol. 12(6). P. 367–374. doi:10.1080/10673220490905705
  33. Smartphone sales worldwide 2007-2017 [Электронный ресурс] // StatInvestor. URL: https://statinvestor.com/data/33742/cell-phone-sales-worldwide/ (дата обращения: 10.03.2022).
  34. Starcevic V. Is Internet addiction a useful concept? // The Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 2013. Vol. 47(1). P. 16–19. doi:10.1177/0004867412461693
  35. Tokunaga R.S. Perspectives on Internet Addiction, Problematic Internet Use, and Deficient Self-Regulation: Contributions of Communication Research // Annals of the International Communication Association. 2015. Vol. 39(1). P. 131–161. doi:10.1080/23808985.2015.11679174
  36. Vishwanath A., Neo L.S., Goh P., Lee S., Khader M., Ong G., Chin J. Cyber hygiene: The concept, its measure, and its initial tests // Decision Support Systems. 2020. Vol. 128. doi:10.1016/j.dss.2019.113160
  37. Young K.S. Internet addiction: A new clinical phenomenon and its consequences // American Behavioral Scientist. 2004. Vol. 48(4). P. 402–415. doi:10.1177/0002764204270278
  38. Young K.S. The Evolution of Internet Addiction // Addictive Behaviors. 2017. Vol. 64. doi:10.1016/j.addbeh.2015.05.016
  39. Zajac K., Ginley M.K., Chang R., Petry N.M. Treatments for Internet gaming disorder and Internet addiction: A systematic review // Psychology of Addictive Behaviors. 2020. Vol. 31(8). P. 979–994. doi:10.1037/adb0000315

Информация об авторах

Гулямов Саид Саидахрарович, доктор юридических наук, профессор, заведующий, кафедра киберправа, Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, Узбекистан, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2299-2122, e-mail: said.gulyamov1976@gmail.com

Родионов Андрей Александрович, магистр, Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, Узбекистан, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2651-5558, e-mail: andre-rodionov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 30
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 17
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 17