Введение
Дети и подростки являются одними из самых активных потребителей интернета. Их социализация происходит не только в реальном мире, но и в цифровой среде, при этом все чаще отмечается снижение возраста дебюта использования Сети, увеличение количества времени, проводимого в виртуальном пространстве, зависимость от создаваемых онлайн-образов (Белинская, 2013; Гурьянчик, 2023; Cолдатова, Войскунский, 2021). В случае чрезмерной увлеченности онлайн-жизнью говорят об аддиктивной интернет-социализации, при которой, в частности, нарушается идентичность ребенка, возникает выраженная потребность в расширении сферы общения и примеривание разных типов межличностных отношений (агрессивного, подчиненного, альтруистичного и др.) (Хриптович, 2021).
Интернет-активность несовершеннолетних часто опережает формирование у них цифровой компетентности, многие по-прежнему не осведомлены об интернет-рисках и не придают должного значения правилам безопасности, несмотря на активную научную и просветительскую работу многих специалистов. В то же время Интернет нередко называют пространством беззакония, в котором доступ посягателей к жертвам максимально облегчен, при этом подчеркивают его привлекательность именно для людей с сексуальным интересом к детям (Steel et. al., 2023; Veleshnja, Hoxha, 2024).
В последние годы отмечаются стабильно высокие показатели совершения сексуальных преступлений в Сети в отношении несовершеннолетних, к основным проявлениям которых относят кибергруминг и секстинг (Борисенко, Дозорцева, 2023; Дозорцева, Медведева, 2019; Okpokwasili, 2023). Участие в сексуализированной коммуникации с незнакомыми интернет-пользователями, выполнение их требований по изготовлению интимных изображений, невозможность пресечь подобные контакты определяют как кибервиктимное поведение (Богданович, Делибалт, 2024). Возрастная незрелость, отсутствие достаточного жизненного опыта и знаний, жажда приключений, любопытство, внушаемость, доверчивость, наивность — все эти факторы, свойственные детям и подросткам, делают их легкой добычей для киберпреступников, использующих их незрелость и легковерие в своих целях (Жакупжанов, 2019; Фалкина, 2014). При этом в каждом возрастном периоде у мальчиков и девочек, вероятно, могут проявляться специфичные особенности реагирования на сексуальное домогательство. Ситуация усугубляется, если у ребенка наблюдается пониженное принятие себя, чувство одиночества, трудности социализации (Борисенко, Дозорцева, 2023; Кузнецова, Ерошенко, 2013).
Профилактика защиты несовершеннолетних от онлайн-рисков часто основывается на ограничении времени, которое они проводят в Сети. Однако практически каждый ребенок неизбежно развивается в техносистеме, должен хорошо ориентироваться в ней, активно пользоваться ее благами и быть счастливым. Именно способность справиться с онлайн-рисками наряду с использованием онлайн-возможностей свидетельствует о цифровом благополучии ребенка (Cолдатова, 2023). Следовательно, важно изучать виктимность детей и подростков в интернет-среде с целью снизить их уязвимость для потенциального деструктивного воздействия.
Материалы и методы
Исследование проведено на материале, представляющем собой интернет-переписки между 105 кибергрумерами и 205 несовершеннолетними (табл.).
Таблица / Table
Возраст и пол несовершеннолетних
Age and gender of minors
|
Возраст / Age
|
Пол / Gender
|
Всего / Total
|
|
Мальчики / Boys
|
Девочки / Girls
|
|
8—10
|
7
|
48
|
55
|
|
11—13
|
34
|
63
|
97
|
|
14—16
|
24
|
29
|
53
|
|
Всего / Total
|
65
|
140
|
205
|
Продолжительность общения коммуникантов варьирует от 1 до 90 дней: в течение одного дня было реализовано 34 диалога, одной недели — 113, полумесяца — 32 и свыше 15 дней — 26.
Интернет-коммуникации стали основанием для возбуждения уголовных дел и в период с 2013 по 2024 год являлись объектами исследования в рамках производства комплексных судебных психолого-лингвистических исследований в ГБУ «Московский исследовательский центр» и ФБУ «Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы» Минюста России.
На первоначальном этапе исследования случаи интернет-переписки были изучены посредством применения контент-анализа. На втором этапе осуществлялась статистическая обработка результатов при помощи методов описательной статистики.
Результаты
Исследование интернет-диалогов грумеров с несовершеннолетними позволило выделить в них три общих этапа: 1) знакомство и обсуждение нейтральных тем; 2) сексуализированная коммуникация; 3) реализация запрашиваемых посягателем действий (встреча офлайн, изготовление интимных материалов). Схема взаимодействия коммуникантов представлена на рисунке.
Рис. Этапы взаимодействия и реакции несовершеннолетних (в % от 205)
Fig. Stages of interaction and reaction of minors (in % of 205)
На первом этапе общения отказ вступать в контакт с онлайн-незнакомцем проявился только у одиннадцати детей (преимущественно 8—10 лет), которые были осведомлены об интернет-рисках, имели запрет со стороны родителей, собственные сомнения в правильности знакомства или просто не хотели ни с кем переписываться. Пресечение общения происходило как в вербальной форме (нередко агрессивной), так и путем гостинга (т. е. без каких-либо объяснений). В большинстве случаев несовершеннолетние поддержали общение, проявили доверие, сообщили о себе конфиденциальную информацию: о своей семье (20,5%), месте жительства (31,2%), номере мобильного телефона (11,7%).
Характерно, что в 36,6% случаев несовершеннолетние сами инициировали контакт с грумером (чаще это были девочки 11–13 лет). Некоторые из них начали общение с целью разоблачить посягателей или, например, защитить своих друзей, вовлеченных в домогательство. Подобные благие цели часто приводят к тому, что в итоге подросток не справляется с манипулятивным воздействием посягателя и подчиняется его воле, несмотря на осведомленность о рисках. Содержание остальных переписок показывает, что желание первым начать взаимодействие преимущественно обусловлено потребностью в поддержке, внимании, утолении скуки, получении нового опыта, самопрезентации. Нередко дети и подростки встречали посягателей на игровых онлайн-платформах или получали сведения о них у своих сверстников, вовлеченных в груминг, — информация о подобном общении может распространяться в детских сообществах как необычный, рискованный и заманчивый досуг, что обусловливает инициацию контакта с посягателем. В ряде случаев несовершеннолетние целенаправленно вступали в онлайн-сообщества сексуальной направленности, где быстро находили партнера для желаемого недозволенного взаимодействия (грумеры активно отслеживают подобные группы и их членов), — подобное онлайн-поведение можно определить как киберрискованное или даже кибердевиантное.
На втором этапе коммуникации осуществлялся переход к обсуждению сексуальных тем. Взаимодействие такого характера поддержали 162 ребенка (79,0%), и только 32 (15,6%) указали на табуированность подобного общения. В процессе обсуждения сексуальных тем многие дети и подростки проявляли интерес к вопросу сексуальной ориентации и опыта собеседника (55,1%), его половым органам (45,8%), эрогенным зонам тела (34,1%), а также планировали личную встречу с посягателем (39,5%), в том числе с целью вступить с ним в половой контакт (15,6%).
Последний этап разговора привел к тому, что 68,8% несовершеннолетних реализовали действия, которые от них требовали посягатели: 11 человек 14—16 лет встретились с ними в реальном мире, другие 130 — изготовили и отправили свои фото- и видеоматериалы в сексуализированном и (или) обнаженном виде.
Анализ половозрастных особенностей детей и подростков, вовлеченных в интернет-домогательство и проявивших готовность взаимодействовать с посягателями, позволил составить следующие психологические портреты.
Младшие школьники 8—10 лет отличаются контактностью, отзывчивостью. Мальчики и девочки данной возрастной группы в большей степени ориентированы на выстраивание дружеских или романтических отношений с собеседниками без сексуального контекста. Они нередко предлагают посягателям «встречаться», однако их понимание таких отношений сводится к тому, что два человека хорошо относятся друг к другу, общаются и иногда вместе гуляют. По этой причине дети 8—10 лет чаще представителей старших возрастных групп сообщают свой адрес, номер телефона, а также дают согласие на встречу офлайн. Младшие школьники не осознают сексуальных потребностей взрослых людей и не переносят их на себя, при появлении сексуальной тематики они выражают неуверенность, тревогу, сомнения или непонимание происходящего. Они могут достаточно быстро начать демонстрировать привязанность к собеседникам, что активно эксплуатируется посягателями для вербализации своих требований. В силу возрастных особенностей, незрелости, конформности, излишней доверчивости мальчики и девочки 8—10 лет не могут в полной мере осознавать направленность осуществляемых ими и в отношении них действий, что можно проследить по интимным фото- и видеозаписям, которые они отправляют грумерам. Часто дети воспринимают просьбы о предоставлении материалов в необходимых позах буквально; эти изображения отличаются преобладанием крупных, предметных планов, отсутствием фильтров и обработки в фоторедакторе, фото- и видеозаписи создаются практически в буквальном соответствии с запросом грумера (для сравнения, подростки чаще используют фильтры, создают более постановочные кадры без точного следования просьбам, проявляют инициативу в создании контента сексуальной направленности).
Несовершеннолетние 11—13 лет азартно участвуют в обсуждении тем сексуального характера и сообщают грумерам о желании заняться виртуальным сексом. В большей степени это свойственно девочкам: они чаще инициируют знакомство, увлечены общением на недозволенные темы, стараются понравиться собеседнику, готовы рисковать и получать незнакомый опыт дистанционно, сообщают интимную информацию о себе, указывают на эрогенные зоны и сексуальную ориентацию, информируют о своих половых органах. У мальчиков 11—13 лет подобное онлайн-поведение наблюдается реже. В целом такое рискованное общение позволяет несовершеннолетним получить новые сексуальные переживания, новую информацию, а также удовлетворить потребность в самопрезентации, признании, повышении своего социального статуса. Вместе с тем, подросткам 11—13 лет свойственно проявлять грубость и хамство в коммуникации с грумерами, несмотря на увлеченность общением. Это может быть следствием общего осуждения сексуализированных онлайн-контактов, понимания их недопустимости, неуверенности в правильности происходящего, которые перекрываются желанием поэкспериментировать. При этом несовершеннолетние данной возрастной группы видят четкую грань между онлайн- и офлайн-общением и не позволяют себе ее пересечь. Они избегают обсуждения встреч в реальном мире и не реализуют их, хотя в контексте занятия виртуальным сексом активно предоставляют свои интимные изображения.
Старшие подростки 14—16 лет, так же как и младшие, проявляют активность в общении на темы сексуального характера. Их отличает увлеченность не только виртуальным взаимодействием, но и заинтересованность во встречах офлайн, которые они охотно обсуждают, планируют и реализуют. Особенность возраста 14–16 лет заключается в прохождении стадии развития сексуальности и склонности к риску, что детерминирует вербализацию желания вступить в половой контакт с собеседником. В большей степени это характерно для лиц мужского пола: они отправляют собеседникам сообщения с просьбами показать материалы интимного характера, интересуются половыми органами, сообщают о желании увидеться, называют адрес и номер мобильного телефона, приезжают на встречу. Представительницы женского пола в 14—16 лет рискуют существенно реже и не так активно переносят общение в офлайн-среду.
Обсуждение результатов
Особенности реагирования детей и подростков на ситуацию кибергруминга меняются в зависимости от возраста и различаются у мальчиков и девочек.
Младшие школьники обоих полов больше ориентированы на дружеское взаимодействие с кибергрумерами, в связи с чем контактны, словоохотливы, доверчивы. Важно, что в условиях виртуальной реальности осторожность несовершеннолетних часто притупляется. Как пишет В.Н. Гурьянчик, дистанция с онлайн-собеседником обусловливает чувство безопасности, красота его аватара может быть важнее, чем содержание личности, а полученный лайк — радовать и препятствовать критическому анализу намерений собеседника (Гурьянчик, 2023).
По мере развития сексуальности растет интерес несовершеннолетних к обсуждению недозволенных тем. У девочек он в большей степени выражен в 11—13 лет, у мальчиков — в 14—16. Вовлеченность несовершеннолетних в сексуализированную онлайн-коммуникацию часто обусловлена их познавательным интересом, стремлением к эмоционально насыщенному взаимодействию, в то время как сам факт общения на сексуальные темы является вторичным и менее значимым; вместе с тем небольшой жизненный опыт, личностная незрелость, слабые прогностические способности и навыки социального взаимодействия могут препятствовать реализации на практике социально одобряемых форм интереса к теме секса (Федонкина, Терехина, 2023). Кроме того, чрезмерная представленность секстинга нередко свидетельствует о желании детей и подростков сохранить и укрепить отношения с собеседником, справиться со скукой, удовлетворить любопытство, продемонстрировать свою смелость (Борисенко, Дозорцева, 2023; Kopecký, 2014).
Заключение
В силу стремительного развития интернет-пространства несовершеннолетние пользователи все чаще сталкиваются с различными рисками, в том числе с сексуальными преступлениями в Сети. Большинство из них недостаточно осведомлены о правилах безопасного использования интернет-пространства, а также часто пренебрегают этими правилами, что повышает риск стать жертвой кибергруминга и секстинга.
Уязвимость для сексуального домогательства в Интернете усиливается по мере развития сексуальности и роста интереса ребенка к обсуждению недозволенных тем. При этом в каждом возрастном периоде есть своя специфика. Мальчики и девочки 8—10 лет в меньшей степени заинтересованы в обсуждении сексуальных тем, но контактны, словоохотливы, доверчивы, стремятся дружить с онлайн-собеседниками, часто не понимая сути и последствий таких отношений. Девочки 11—13 лет демонстрируют повышенный интерес к сексуализированному взаимодействию, нередко ищут и инициируют его, при этом ограничиваясь виртуальной реальностью. К 14—16 годам такой интерес у девочек ослабевает, осторожность усиливается. У мальчиков наблюдаются противоположные тенденции: в младшем подростковом возрасте они не так сильно, как сверстницы, увлечены общением на недозволенные темы, однако по мере взросления демонстрируют повышенную рискованность вплоть до личной встречи с грумером и половым контактом с ним (при наличии гомосексуального интереса).
Полученные результаты исследования могут способствовать дальнейшему наиболее углубленному изучению виктимного поведения и психологических особенностей несовершеннолетних онлайн-пользователей. Вместе с тем, выявленные характеристики виктимности могут стать основой для создания новых программ профилактики и психологического консультирования несовершеннолетних, а также могут быть использованы при проведении судебно-психологических экспертиз потерпевших.