Введение
Актуальность исследования удовлетворенности профессиональной служебной деятельностью сотрудников органов внутренних дел (далее — профессиональная деятельность сотрудников ОВД) в современных условиях можно объяснить тем, что продолжают оставаться весьма высокими некомплект личного состава органов, организаций и подразделений МВД России и текучесть кадров. Удовлетворенность профессиональной деятельностью сотрудников ОВД представляет собой сложную проблему, которая включает в себя различные факторы, показатели и аспекты. Вопросы удовлетворенности трудом (службой) как значимого фактора профессиональной успешности и эффективности сотрудника затрагивали в своих работах отечественные и зарубежные исследователи.
В отечественной психологии понятие «удовлетворенность трудом» впервые было введено В.А. Ядовым и определялось как «простейший итоговый показатель субъективного аспекта отношения к труду» (Ядов, 2000). В «Большом психологическом словаре» удовлетворенность понимается как «субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка)» (Большой психологический словарь, 2007). В «Кратком психологическом словаре» приводится схожее определение удовлетворенности трудом как «эмоционально-оценочного отношения личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания» (Краткий психологический словарь, 1998). По мнению Д.Я. Шульц и С.Э. Шульц, удовлетворенность трудом — «это исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы; совокупное воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, включая содержание и условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения и самоутверждения личности» (Шульц, Шульц, 2003). Е.А. Климов определяет удовлетворенность трудом как «возможность для работника систематически удовлетворять свои главные потребности, связанные с трудовой деятельностью» (Климов, 1996). Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим субъективное благополучие сотрудника в профессиональной служебной деятельности, и обеспечивает профессиональную идентичность личности.
П.Э. Спектор в ходе эмпирических исследований установил, что удовлетворенность трудом сотрудников — это не только целостные эмоции по отношению к работе, но и связанный с ними набор установок по поводу различных ее сторон (Spector, 1997). Это означает, что отношение к работе, которое обычно отражается в поведении сотрудников, определяется их удовлетворенностью всеми проблемами организации в целом, включая улучшение отношения к работе, повышение эффективности (производительности) и снижение текучести кадров. В зарубежных исследованиях было предложено множество теорий, связанных с определением удовлетворенности работой. Например, она определяется как функция от степени удовлетворения потребностей сотрудника на определенном рабочем месте (Lele, Shinde, 2024; Togia, Koustelios, Tsigilis, 2004; Yousaf et al., 2020). Сложно найти универсальное определение удовлетворенности трудом сотрудников, которое бы одновременно учитывало все аспекты динамичной профессиональной деятельности.
В работах зарубежных исследователей также обсуждаются вопросы удовлетворенности трудом (службой) полицейских. Так, Б. Киркалди, Дж. Браун и К. Купер в исследовании, проведенном среди 533 суперинтендантов и старших начальников полиции из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, обнаружили отрицательную взаимосвязь между уровнем образования и уровнем удовлетворенности их работой в полиции (Kirkcaldy, Brown, Cooper, 1998). Они также установили значимые корреляции между различными подразделениями полиции и уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью. Было доказано, что сотрудники полиции, работающие в подразделениях по расследованию преступлений, имеют самый высокий уровень удовлетворенности работой, в то время как среди сотрудников дорожных полицейских подразделений и штаб-квартиры полиции отмечается низкий уровень этого показателя (Kirkcaldy, Brown, Cooper, 1998). В. Лим с соавторами провели анкетирование 467 сотрудников полиции Сингапура и групповые интервью с 28 сотрудниками. Авторы отмечают, что у сингапурских полицейских со стажем работы от 3 до 6 лет обнаружилась самая низкая удовлетворенность работой по сравнению с коллегами с большим стажем работы в полиции (Lim, Teo, See, 2000). В данном исследовании воспринимаемый образ работы включал четыре аспекта: престиж, добросовестность, компетентность и нестандартный характер служебной деятельности. Результаты иерархического регрессионного анализа показали, что первые два аспекта воспринимаемого образа работы оказывают существенное влияние на отношение полицейских к своей службе. Опрос 400 новозеландских полицейских, который провели П. Броу и Р. Фрейм, позволил определить факторы, влияющие на уровень удовлетворенности работой новых сотрудников. Были установлены значимые корреляции между поддержкой со стороны начальника, психологической поддержкой коллег и удовлетворенностью работой в полиции (Brough, Frame, 2004).
Кроме того, М. Налла и У. Кан, основываясь на данных исследования 406 южнокорейских полицейских, разделили зависимую переменную, удовлетворенность работой, на две части (гигиенические факторы и мотиваторы), используя двухфакторную теорию Ф. Герцберга, чтобы изучить влияние демографических и организационных характеристик полицейских на уровень их удовлетворенности работой (Nalla, Kang, 2012). Поддерживая предположения теории Ф. Герцберга, они выявили, что демографические характеристики не объясняют значительных различий в удовлетворенности работой южнокорейских полицейских. Среди демографических переменных они обнаружили значимую отрицательную корреляцию между возрастом, сроком службы сотрудников и их удовлетворенностью работой. С другой стороны, было обнаружено, что организационные особенности во многом объясняют наблюдаемую разницу в удовлетворенности работой. Также поддержка руководства, автономия/свобода действий на работе и воспринимаемая поддержка граждан были положительно связаны с удовлетворенностью работой южнокорейских полицейских (Nalla, Kang, 2012). Х. Букер и О. Долу, основываясь на своем исследовании 812 полицейских Турции, получили аналогичные результаты (Buker, Dolu, 2010). Они также сообщили о значимой корреляции между всеми пятью характеристиками работы (разнообразие навыков, идентичность задач, значимость задач, автономия и обратная связь) и уровнем удовлетворенности работой полицейских.
В исследованиях отечественных авторов также рассматривались различные аспекты удовлетворенности трудом (службой) сотрудников ОВД. Так, Ю.Ю. Стрельникова в ходе исследования удовлетворенности трудом и субъективного благополучия сотрудников ОВД (n = 60) установила, что «для 34% сотрудников полиции характерна высокая и средняя степень стрессонаполненности жизни, низкая удовлетворенность жизнью и деятельностью, убеждение в недоброжелательности окружающих, невысокий уровень субъективного счастья», а также снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, достижениями в службе и ограничение круга социального общения по мере увеличения возраста и стажа (Стрельникова, 2023). Г.В. Слепухина и О.П. Степанова в проведенном исследовании социально-психологических аспектов удовлетворенности сотрудников полиции своей профессиональной деятельностью (n = 80) выявили, что «наиболее предпочитаемыми ценностями у сотрудников полиции (независимо от стажа работы) являются материальное благополучие и здоровье. Более половины опрошенных сотрудников полиции удовлетворены условиями труда, в то же время общая неудовлетворенность более свойственна сотрудникам со стажем» (Слепухина, Степанова, 2018). М.Л. Кубышкина с соавторами провела исследование субъектных качеств личности как маркеров удовлетворенности трудом сотрудников ОВД (n = 98). Методом множественного регрессионного анализа ими установлены наиболее информативные субъектные маркеры общей удовлетворенности трудом, которыми стали: «у участковых уполномоченных полиции — мотивация достижения, внутренняя дисциплина и интернальность в сфере семейных отношений; у сотрудников отдела охраны и конвоирования — гибкость при решении задач, потребность формировать и поддерживать дружественные, стабильные межличностные отношения и отсутствие выраженной потребности в разнообразии и переменах» (Кубышкина и др., 2020). А.И. Позин, В.А. Балашова, О.Г. Кравцов определили факторы, «влияющие на удовлетворенность условиями профессиональной деятельности сотрудников полиции, которые в основном связаны с правовой защищенностью, некомплектом подразделений и рядом организационных вопросов службы, которые зависят от управленческой компетенции руководящего состава» (Позин, Балашова, Кравцов, 2023).
Удовлетворенность работой полицейских, работающих в различных подразделениях, привлекла большое внимание ученых всего мира. Однако отсутствуют комплексные исследования, посвященные определению субъективных и объективных показателей, влияющих на удовлетворенность профессиональной деятельностью сотрудников ОВД. Таким образом, представляется актуальным и практически значимым эмпирическое исследование удовлетворенности профессиональной деятельностью сотрудников ОВД с учетом современных вызовов и угроз.
Гипотеза исследования: на удовлетворенность профессиональной служебной деятельностью сотрудников органов внутренних дел влияют объективные и субъективные показатели.
Материалы и методы
Респондентами выступили 124 сотрудника территориальных органов МВД России, средний возраст которых составил 31,53 ± 6,57 года, стаж службы в ОВД — 8,04 ± 5,73 года, мужчин было 78 человек (62,9%), женщин — 46 (37,1%). Цель исследования — определение субъективных и объективных показателей, оказывающих влияние на удовлетворенность профессиональной служебной деятельностью сотрудников органов внутренних дел. Среди объективных показателей были выделены: направление служебной деятельности, уровень образования, замещение руководящей должности. Было выделено шесть направлений служебной деятельности: административно-профилактическая — 51 сотрудник (41,1%), оперативно-разыскная — 25 сотрудников (20,2%), уголовно-процессуальная — 19 (15,3%), работа с личным составом — 12 (9,7%), организационно-штабная — 10 сотрудников (8,1%), тыловое обеспечение — 7 (5,6%) человек. Среди респондентов было выделено 17 руководителей, что составляет 14% выборки. По уровню образования сформировалось пять групп респондентов, среди которых высшее юридическое (специалитет) имеют 15 человек, иное высшее — 49 человек, высшее юридическое (бакалавриат) — 28 человек, среднее профессиональное юридическое — 12 человек, иное среднее профессиональное — 20 человек. Больше всего в данной выборке представлены сотрудники ОВД, имеющие непрофильное высшее образование, — 39,5%.
Для определения субъективных показателей были использованы психодиагностические методики, изучающие человека в профессиональной деятельности: методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (автор Т.Л. Бадоев), «Методика мотивации к успеху» (автор Т. Элерс), «Опросник удовлетворенности работой» (JSS, П. Спектор), «Миннесотский опросник удовлетворенности работой сотрудников», «Опросник организационной лояльности Лимана Портера» (Organizational Commitment Questionnaire, OCQ), опросник «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн). Статистическая обработка материалов исследования выполнена с помощью стандартных статистических процедур. Использовались специализированные пакеты прикладных программ Excel и IBM SPSS Statistics 23.0, обеспечивающие вычисление одномерных статистик, сравнительный, однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок. Выбор критерия определялся типом измерительных шкал и нормальностью распределения выборки
Результаты
Дисперсионный анализ и апостериорные сравнения методом наименьшей значимой разности (далее — НЗР) показали значимые различия в зависимости от объективного показателя — направления служебной деятельности. Мужчин значимо больше, чем женщин, в оперативно-разыскной деятельности (р = 0,000) и в административно-профилактической (р = 0,011), а женщины больше участвуют в деятельности по работе с личным составом.
Субъективным показателем, влияющим на удовлетворенность сотрудников ОВД профессиональной деятельностью, является желание получить высокие результаты деятельности, стремление к успеху, которое было исследовано с помощью «Методики мотивации к успеху» Т. Элерса. Полученные результаты показывают, что сотрудники, работающие с личным составом, имеют умеренно высокий уровень мотивации к успеху (17,92 ± 3,26), который значимо выше (р ≤ 0,05) мотивации к успеху у сотрудников, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность (15,11 ± 3,41), у которых был выявлен средний уровень. Таким образом, сотрудники уголовно-процессуального направления больше готовы к риску, выражают надежду на успешность своих действий, а сотрудники, осуществляющие работу с личным составом, более мотивированы на достижение цели, больше верят в успех и меньше готовы к риску.
Значимым показателем удовлетворенности работой (р ≤ 0,05) для сотрудников, осуществляющих административно-профилактическую деятельность, являются дополнительные льготы (3,23 ± 1,09), по сравнению с сотрудниками оперативно-разыскной направленности (2,68 ± 0,82). Для сотрудников, осуществляющих организационно-штабную деятельность, важным компонентом удовлетворенности работой являются коллеги, с которыми они взаимодействуют и решают профессиональные задачи (4,78 ± 0,81), что меньше относится к административно-профилактической деятельности (4,06 ± 0,93).
Наибольший вклад в удовлетворенность службой сотрудников ОВД независимо от направления служебной деятельности вносит характер работы (4,55 ± 1,03) и коллеги (4,29 ± 0,96), наименьшее значение имеют дополнительные льготы (3,03 ± 1,0), условия выполнения (3,12 ± 0,91) и зарплата (3,37 ± 0,98) (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Средние значения показателей удовлетворенности службой сотрудников органов внутренних дел по опроснику удовлетворенности работой Спектора
Average values of service satisfaction indicators for employees of internal affairs bodies according to the Spector's job satisfaction questionnaire
|
№
|
Показатели / Indicators
|
Средние значения показателей, баллы /Average values of indicators, points (М ± σ)
|
|
1.
|
Зарплата / Salary
|
3,37 ± 0,98
|
|
2.
|
Продвижение / Promotion
|
4,15 ± 1,12
|
|
3.
|
Руководство / Guide
|
3,84 ± 0,83
|
|
4.
|
Дополнительные льготы / Additional benefits
|
3,04 ± 1,0
|
|
5.
|
Зависимые вознаграждения / Dependent rewards
|
3,57 ± 0,99
|
|
6.
|
Условия выполнения / Execution conditions
|
3,12 ± 0,91
|
|
7.
|
Коллеги / Colleagues
|
4,29 ± 0,96
|
|
8.
|
Характер работы / The nature of the work
|
4,55 ± 1,03
|
|
9.
|
Информирование / Informing
|
4,18 ± 0,98
|
|
10.
|
Общая удовлетворенность работой / Overall job satisfaction
|
3,79 ± 0,66
|
На мотивацию профессиональной деятельности влияет множество объективных показателей, одним из них является уровень образования. Проведенный дисперсионный анализ показал значимые различия в зависимости от направления служебной деятельности (р = 0,000), возраста (р = 0,047), а также такими шкалами опросника удовлетворенности работой Спектора, как продвижение по службе, условия выполнения, коллеги, характер работы, информирование и общая удовлетворенность работой. В целом сотрудники испытывают положительную аффективную реакцию на прохождение службы в ОВД и ее специфические аспекты (3,79 ± 1,54). Большее удовлетворение от службы сотрудники получают при решении интересных задач («Мне интересно решать задачи, возникающие в моей работе», 4,89 ± 1,03), при общении с коллегами («Мне нравятся люди, с которыми я работаю», 4,83 ± 1,02). Наименьшее количество баллов набрали вопросы «Прибавки к зарплате очень незначительны и происходят редко», 2,39 ± 1,36; «Мы не имеем того социального пакета, который должны были бы иметь», 2,43 ± 1,5; «У нас почти не получают материальных вознаграждений за хорошую работу», 2,74 ± 1,33.
Для сотрудников, имеющих высшее юридическое образование (специалитет), наиболее значимыми показателями, формирующими удовлетворенность работой, являются возможность продвижения по службе, коллеги, с которыми взаимодействует специалист, характер работы, информирование и коммуникация внутри организации (подразделения); также можно отметить их большую общую удовлетворенность службой. Сотрудники с уровнем образования бакалавра юриспруденции отличаются от специалистов тем, что они в целом меньше удовлетворены работой, для них не так важны продвижение по службе, коллеги, характер работы и информирование. Можно отметить, что такие компоненты удовлетворенности работой, как денежное довольствие, руководство, дополнительные льготы, зависимые вознаграждения, не зависят от уровня образования.
Одними из важных мотиваторов оперативно-разыскной деятельности, выявленных с помощью опросника «Якоря карьеры» и учитывающихся при выстраивании карьеры, оказались место жительства (4,15 ± 1,85) и предпринимательство (5,59 ± 1,78), которые имеют значимые различия (р ≤ 0,05) с административно-профилактической деятельностью (5,59 ± 2,5; 3,74 ± 1,25 соответственно); интеграция стилей жизни у сотрудников, занятых оперативно-разыскной деятельностью (7,5 ± 1,38), значимо отличается (р ≤ 0,05) от направления тылового обеспечения (6,2 ± 2,23).
Результаты, полученные с помощью «Опросника организационной лояльности Лимана Портера», демонстрируют лояльность сотрудников — 4,31 ±1,05. Ответы сотрудников на «Миннесотский опросник» свидетельствуют об удовлетворенности службой — 69,8 ± 14,15.
Одним из субъективных показателей, влияющих на удовлетворенность профессиональной деятельностью, является восприятие человеком своей карьеры, образа его профессиональной жизни и собственной роли в ней (Духновский, Федотов, Ситников, 2024; Душкин, Возженикова, 2022). Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере. В исследовании сотрудников с помощью опросника «Якоря карьеры» посредством дисперсионного анализа были выявлены значимые различия по всем шкалам (р ≤ 0,01) (табл. 2). Наиболее значимой карьерной ориентацией сотрудников ОВД является «служение» (7,86 ± 1,79), которая имеет значимые различия со всеми остальными шкалами, кроме показателя «стабильность» (7,7 ± 1,82). Это демонстрирует, что для респондентов основными ценностями являются «работа с людьми», «служение», «помощь людям», «желание обеспечить правопорядок», приносить пользу людям и обществу. Для них важно видеть конкретные плоды службы, даже если они не выражены в материальном эквиваленте.
Таблица 2 / Table 2
Средние значения показателей удовлетворенности службой сотрудников органов внутренних дел по опроснику «Якоря карьеры»
Average values of service satisfaction indicators for employees of internal affairs bodies according to the Career Anchor questionnaire
|
№
|
Показатели / Indicators
|
Средние значения показателей, баллы /Average values of indicators, points (М ± σ)
|
|
1.
|
Профессиональная компетентность / Professional competence
|
6,11 ± 1,81
|
|
2.
|
Менеджмент / Management
|
6,37 ± 2,03
|
|
3.
|
Автономия (независимость) / Autonomy (independence)
|
5,84 ± 1,76
|
|
4.
|
Стабильность / Stability
|
7,7 ± 1,82
|
|
5.
|
Место жительства / Place of residence
|
5,01 ± 2,35
|
|
6.
|
Служение / The Ministry
|
7,86 ± 1,79
|
|
7.
|
Вызов / Challenge
|
6,49 ± 1,6
|
|
8.
|
Интеграция стилей жизни / Integration of lifestyles
|
7,27 ± 1,53
|
|
9.
|
Предпринимательство / Entrepreneurship
|
4,96 ± 1,88
|
Третьим по важности показателем карьеры в ОВД является «интеграция стилей жизни» (7,27 ± 1,8). Он отражает, насколько сотрудник стремится достичь успеха в разных областях жизни и какое значениедля него имеет не только карьера, но также семья и жизнь в целом. Наименее выраженной карьерной ориентацией у сотрудников являются «предпринимательство» (4,96 ± 1,88) и «место жительства» (5,01 ± 2,35). Сотрудники не готовы творчески подходить к решению профессиональных задач, при этом они готовы менять место жительства, что может быть связано со служебными командировками, которые не являются для них негативным фактором (табл. 3).
Также было выявлено, что между сотрудниками, занимающими руководящие должности, и теми, кто не является руководителями, значимы различи (р ≤ 0,05) в таких показателях, как стаж (14,94 ± 6,57 руководители; 6,83 ± 4,62 не руководители) и возраст (36, 53 ± 6,99 руководители; 30,58 ± 5,98 не руководители), а также, как показало данное исследование, стабильность (8,63 ± 1,33 у руководителей против 7,58 ± 1,83 у не руководителей) и вызов (у руководителей 7,22 ± 1,21 и 7,97 ± 1,83 у сотрудников, не занимающих руководящие должности).
Данные, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что руководители больше испытывают потребность в безопасности, защите, больше ценят социальные гарантии, а сотрудники, не занимающие руководящие должности, больше ориентированы на преодоление препятствий, решение проблем, в том числе для принятия вызова.
Таблица 3 / Table 3
Сравнение показателей групп сотрудников, занимающих и не занимающих руководящие должности по опроснику «Якоря карьеры»
Comparison of indicators of groups of employees filling managerial positions and non-managerial positions according to the Career Anchor questionnaire
|
№
|
Показатели / Indicators
|
Средние значения показателей, баллы / Average values of indicators, points (М ± σ)
|
Уровень значимости/ The level of significance
|
|
Руководители / Managers
|
Не руководители / Not managers
|
|
1.
|
Профессиональная компетентность / Professional competence
|
5,87 ± 1,39
|
6,16 ± 1,88
|
0,55
|
|
2.
|
Менеджмент / Management
|
7,28 ± 1,79
|
6,26 ± 2,04
|
0,061
|
|
3.
|
Автономия (независимость) / Autonomy (independence)
|
5,97 ± 1,73
|
5,84 ± 1.78
|
0,78
|
|
4.
|
Стабильность / Stability
|
8,63 ± 1,33
|
7,58 ± 1,83
|
0,25
|
|
5.
|
Место жительства / Place of residence
|
4,75 ± 2,39
|
5,07 ± 2,36
|
0,60
|
|
6.
|
Служение / The Ministry
|
8,4 ± 1,47
|
7,8 ± 1,83
|
0,2
|
|
7.
|
Вызов / Challenge
|
7,22 ± 1,21
|
6,39 ± 1,63
|
0,47
|
|
8.
|
Интеграция стилей жизни / Integration of lifestyles
|
7,67 ± 1,55
|
7,22 ± 1,55
|
0,26
|
|
9.
|
Предпринимательство / Entrepreneurship
|
4,62 ± 1,82
|
5,03 ± 1,88
|
0,41
|
Обсуждение результатов
На удовлетворенность профессиональной деятельностью влияет множество факторов. Так, мужчины больше удовлетворены оперативно-разыскной и административно-профилактической деятельностью, а женщины получают удовлетворенность, работая с личным составом. Значимым показателем удовлетворенности является уровень образования. Сотрудники ОВД, имеющие высшее юридическое образование, демонстрируют большую удовлетворенность при продвижении по службе или ее перспективе, тогда как для сотрудников ОВД, имеющих среднее профессиональное юридическое образование, одним из компонентов удовлетворенности является характер работы. Наибольший вклад в удовлетворенность службой сотрудников ОВД, независимо от направления служебной деятельности, вносит характер работы и взаимоотношения с коллегами; наименьшее значение имеют дополнительные льготы, условия выполнения и зарплата.
Субъективными показателями, влияющими на удовлетворенность профессиональной деятельностью сотрудников ОВД, являются положительные эмоции, возникающие при решении оперативно-служебных задач, а также взаимодействие с коллегами, что согласуется с исследованием, проведенным А.И. Позиным с соавторами. В данном исследовании авторы установили, что «сотрудники полиции удовлетворены взаимоотношениями с коллегами и считают, что созданы должные условия для профессиональной деятельности, которыми удовлетворена большая часть сотрудников» (Позин, Балашова, Кравцов, 2023). Это частично подтверждает результаты, полученные Г.В. Слепухиной и О.П. Степановой, которые отмечают, что «72,5% молодых и 67,5% сотрудников со стажем удовлетворены своей службой, удовлетворены условиями труда, их устраивают условия служебной деятельности, отношения с коллегами и руководством, уровень заработной платы» (Слепухина, Степанова, 2018). Таким образом, проведенное исследование согласуется с работами многих исследователей, отмечающих, что позитивные отношения с коллегами являются одним из показателей, влияющих на удовлетворенность профессиональной деятельностью сотрудников ОВД.
Удовлетворенность профессиональной деятельностью зависит от мотивации к успеху, которая выше у тех сотрудников ОВД, которые работают с личным составом. При этом сотрудники уголовно-процессуального направления больше готовы к риску и выражают надежду на успешность своих действий. Значимыми компонентами удовлетворенности сотрудников ОВД являются характер работы, взаимоотношения с коллегами и положительные эмоции, возникающие при решении служебных задач. Наибольшее значение для карьерной ориентации сотрудников ОВД имеют «служение» и «стабильность». Стабильность показывает, что сотрудники ОВД считают свою организацию (подразделение) надежной, имеющей хорошую репутацию, заботящейся о своих сотрудниках и работниках после увольнения. Полученные данные соответствуют ранним исследованиям И.А. Панкратовой, считающей, что наиболее ярко выраженной карьерной ориентацией государственных служащих является стабильность места работы (Панкратова, 2008).
Заключение
Исследование показало, что удовлетворенность профессиональной деятельностью сотрудников ОВД зависит от сочетания субъективных и объективных показателей. Среди объективных показателей были выделены пол, направление служебной деятельности, уровень образования и занимаемая руководящая должность. Субъективные показатели были определены как мотивация к успеху, удовлетворенность работой, карьерная ориентация, организационная лояльность. Сотрудники, стремящиеся к успеху, больше удовлетворены профессиональной деятельностью. Существенное значение для уровня удовлетворенности имеет взаимодействие с коллегами, а также характер работы и возможность решать интересные и трудные задач, возникающие в процессе службы. Для сотрудников, имеющих высшее юридическое образование (специалитет), больший вклад в формирование удовлетворенности службой вносят характер работы, задачи, информирование и коммуникация внутри организации (подразделения). Сотрудники с уровнем образования бакалавра юриспруденции в целом меньше удовлетворены службой. В восприятии карьеры наибольшей ценностью является помощь другим, возможность видеть конкретные результаты работы и стабильность.
Полученные результаты исследования согласуются с выводами ряда авторов, свидетельствующими о том, что сотрудники ОВД удовлетворены своей службой, их устраивают отношения с коллегами.
Перспективы дальнейших исследований проблемы удовлетворенности профессиональной деятельностью сотрудников ОВД определяются исследованием особенностей взаимодействия внутри служебного коллектива, субъективных переживаний значимости службы, выявлением закономерностей формирования профессиональной успешности и ее субъективных компонентов.