Психология и право
2025. Том 15. № 1. С. 244–259
doi:10.17759/psylaw.2025150116
ISSN: 2222-5196 (online)
Классификация вынужденных контактов у склонных к аддиктивному поведению подростков, находящихся на социальной реабилитации
Резюме
Контекст и актуальность. В рамках концепции педагогического общения А.А. Леонтьева (Леонтьев, 2005) и социально-психологической концепции вынужденных контактов О.И. Мироновой (Миронова, 2014) рассмотрен феномен вынужденного контакта у подростков, склонных к аддиктивному поведению и находящихся на социальной реабилитации, как одного из ключевых понятий специализированной программы по оказанию помощи несовершеннолетним. Цель. Разработать классификацию вынужденных контактов у подростков, склонных к аддиктивному поведению и находящихся на социальной реабилитации. Результаты. Предложены и охарактеризованы различные виды вынужденных контактов у подростков. Выводы. Основаниями для предложенной классификации вынужденных контактов выступают: мотивирующий фактор, формы взаимодействия, количество состоящих во взаимодействии участников, способ коммуникации, продолжительность контакта, эмоциональное реагирование, субъективная оценка значимого другого, сферы деятельности, время наступления аффекта у подростка.
Общая информация
Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150116
Поступила в редакцию 19.01.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Миронова, О.И., Голенков , А.А. (2025). Классификация вынужденных контактов у склонных к аддиктивному поведению подростков, находящихся на социальной реабилитации. Психология и право, 15(1), 244–259. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150116
© Миронова О.И., Голенков А.А., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Полный текст
Введение
- с кем произошел вынужденный контакт?
- почему произошел вынужденный контакт?
- для чего состоялся вынужденный контакт?
- каков способ осуществления вынужденного контакта?
- каков результат вынужденного контакта?
- мотивирующий фактор;
- сферы взаимодействия;
- количество состоящих во взаимодействии участников;
- способ коммуникации;
- продолжительность контакта;
- эмоциональное реагирование;
- субъективная оценка значимого другого;
- характер деятельности;
- время наступления аффекта у подростка.
- социальное признание и одобрение: подростки часто ищут одобрения и признания со стороны сверстников и социальных групп;
- личные интересы и увлечения: подростки могут быть мотивированы заниматься деятельностью, которая соответствуют их личным интересам;
- будущие цели и стремления: многих подростков мотивирует желание достичь своих долгосрочных целей и устремлений — например, поступить в престижный вуз или выбрать определенный карьерный путь;
- вознаграждения и стимулы: некоторые подростки могут быть мотивированы обещанием вознаграждения или стимулов, таких как деньги, подарки или признание за выполнение определенных задач или достижение определенных целей;
- положительная обратная связь и поощрение: подростков могут мотивировать положительные отзывы и поощрения со стороны родителей, учителей или других авторитетных лиц; похвала за хорошую работу или прогресс, а также конструктивная обратная связь, которая помогает им совершенствоваться.
- «довлеющий» — вынужденный контакт, ведущей характеристикой которого является побуждение подростка, находящегося на социальной реабилитации, негативно значимым другим (внешняя мотивация) к принятию решений и действиям, отвечающим целям и задачам реабилитационного процесса;
- «волевой» вынужденный контакт, где ведущей характеристикой является самостоятельное интенсивное проявление волевых качеств подростка, находящегося в условиях реабилитационного процесса, исходящее из его собственного понимания необходимости преодоления трудностей при отсутствии желания принимать решения и действовать. Мотивирующим фактором для подростка в данном случае является намерение избежать негативных последствий, которые могут наступить при невыполнении ожидаемых от него действий;
- «выгодный» вынужденный контакт, где основанием является внутренняя мотивация и желание достижения.
- Динамика власти. Подростки часто считают, что их родители имеют над ними большую власть, чем другие взрослые, например, учителя или тренеры. Эта разница в объеме власти может повлиять на то, как они общаются с каждой группой.
- Доверие. Подростки могут доверять своим родителям больше, чем другим взрослым, что может повлиять на степень их открытости в общении. Они могут с большей вероятностью поделиться личной информацией со своими родителями, чем с учителями или тренерами.
- Контекст. Контекст, в котором происходит общение, также может влиять на характер взаимодействия. Подростки могут общаться со своими родителями в более непринужденной и неформальной манере, чем с учителем или тренером.
- Общие интересы. Подростки могут иметь общие интересы со своими тренерами или учителями, что может привести к более частому и содержательному общению. Например, ученик, увлекающийся спортом, может иметь больше тем для разговора со своим тренером, чем с родителями.
- Поддержка. Подростки могут обращаться к родителям за эмоциональной поддержкой, в то время как у учителя или тренера они чаще ищут поддержки в учебе или внеклассной работе. Это может повлиять на тип их общения с каждой группой.
- «семейный», где контакт подростка, находящегося на реабилитации, происходит с членами его семьи;
- «официальный» контакт, в котором происходит взаимодействие подростка с негативно значимым другим в рамках совместно выполняемой деятельности или в процессе решения необходимых задач с педагогом, тренером, социальным работником и другими представителями официальных учреждений, занимающихся профилактикой и реабилитацией подростков;
- «товарищеский», где контакт подростка осуществляется с негативно значимым сверстником, вне выполнения обязательной совместной деятельности.
- «вербальные», где используются и превалируют вербальные способы передачи информации;
- «невербальные», где наличествуют только невербальные способы общения (позы, жестикуляция и тактильное контактирование), а речевые компоненты полностью исключены.
- «полнокоммуникативные», когда используются как вербальные, так и невербальные средства коммуникации.

к аддиктивному поведению подростков, находящихся на социальной реабилитации

among adolescents prone to addictive behavior undergoing social rehabilitation
Заключение
Литература
- Ананьев, Б.Г. (2010). Человек как предмет познания. СПб: Питер.
Anan'ev, B.G (2010). Man as an object of knowledge. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.). - Белетова, Д.Б. (2018). Определяющие факторы развития физкультурно-спортивной активности детей и подростков. Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2, 33—37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35395159 (дата обращения: 25.11.2024).
Beletova, D.B. (2018). Determining factors of physical culture and sport development in children and adolescents. Bulletin of the Maikop State Technological University, 2, 33—37. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35395159 (viewed: 25.11.2024). - Вайсбург, А.В. (2024). Феномен социальных сетей и мессенджеров в детской и подростковой среде: социологический анализ. Международный научно-исследовательский журнал, 2(140), 1—3. https://doi.org/10.23670/irj.2024.140.48
Vaisburg, A.V. (2024). The phenomenon of social networks and messengers in children and teenagers: a sociological analysis. International Research Journal, 2(140), 1—3. (In Russ.). https://doi.org/10.23670/irj.2024.140.48 - Варданян, Ю.В., Савинова, Т.В., Чаткина, С.Н. (2023). Исследование коммуникативной компетентности и самоконтроля в общении подростков. Педагогика и психология образования, 4, 201—218. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-4-201-218
Vardanyan, Yu.V., Savinova, T.V., Chatkina, S.N. (2023). Research of communicative competence and self-control in communication of adolescents. Pedagogy and Psychology of Education, 4, 201—218. (In Russ.). https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-4-201-218 - Клепач, Ю.В., Рубцова, Т.В. (2019). Особенности мотивации учебной деятельности подростков. Научно-педагогическое обозрение, 6(28), 63—72. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-6-63-72
Klepach Yu.V., Rubtsova T.V. (2019). Features of motivation of teenagers’ educational activity. Pedagogical Review, 6(28), 63—72. (In Russ.). https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-6-63-72 - Лазаренко, Л.А., Ольшанская, С.А., Капиева, К.Р. (2023). Социально-психологические аспекты адаптации несовершеннолетних детей в условиях реабилитационного центра. Проблемы современного педагогического образования, 79-2, 433—436. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54051921 (дата обращения: 25.11.2024).
Lazarenko, L.A., Olshanskaya, S.A., Kapieva, K.R. (2023). Socio-Psychological Aspects of the Adaptation of Minor Children in a Rehabilitation Center. Problems of Modern Pedagogical Education, 79-2, 433—436. (In Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54051921 (viewed: 25.11.2024). - Леонтьев, А.А. (2005). Психология общения. М.: Academia.
Leontiev, A.A. (2005). Psychology of communication. Moscow: Academia. (In Russ.). - Макарова, Е.Ю., Матюшина, Л.А. (2023). Отношения с родителями как фактор выбора стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях. Общество: социология, психология, педагогика, 7, 34—40. https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.4
Makarova, E.Yu., Matyushina, L.A. (2023). Relationship with Parents as a Choice Factor for Adolescents' Behavioral Strategy in Conflicts. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 7, 34—40. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.4 - Миронова, О.И. (2014). Социально-психологическая концепция вынужденных контактов: Дис. ... д-ра психол. наук. М.
Mironova, O.I. (2014). The socio-psychological concept of forced contacts. Diss. Dr. Sci. (Psychol.). Moscow. (In Russ.). - Можгинский, Ю.Б. (2023) Агрессия детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа.
Mozhginsky, Yu.B. (2023). Aggression of children and adolescents. Moscow: GEOTAR-Media. (In Russ.). - Наумова, Ю.А. (2024). Представления современных подростков о семейном воспитании. Мир науки, культуры, образования, 1(104), 294—297. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-294-297
Naumova, Yu.A. (2024). Modern Teens' Views about Family Education. The World of Science, Culture and Education, 1(104), 294—297. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-294-297 - Перлз, Ф.С., Гудмен, П., Хефферлин, Р. (2005). Практикум по гештальт-терапии. Пер. с англ. М.: Издательство Института психотерапии.
Perls, F., Hefferline, R., Goodman, P. (2005). Gestalt Therapy: Excitement and Growth in the Human Personality. Trans. from Eng. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychotherapy. (In Russ.). - Пономарева, Д.И. (2003). Профессиональная деятельность субъектов пенитенциарных учреждений по профилактике агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков-делинквентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. Тверской государственный университет. Тверь. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002651880 (дата обращения: 25.11.2024).
Ponomareva, D.I. (2003). Professional activity of subjects of penitentiary institutions for the prevention of aggressive behavior and psychological correction of the personality of delinquent adolescents. Extended abstr. Cand. of Psychol. Sci.: 19.00.03. Tver State University. Tver. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002651880 (viewed: 25.11.2024). - Пухов, Д.Н., Царева, А.В., Малинин, А.В. (2023). Роль социальной поддержки семьи в формировании мотивации к увеличению физической активности детей школьного возраста. Теория и практика физической культуры, 10, 85—87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54525355 (дата обращения: 25.11.2024).
Pukhov, D.N., Tsareva, A.V., Malinin, A.V. (2023). Role of social support of the family in the formation of motivation to increase the physical activity of school-age children. Theory and Practice of Physical Culture, 10, 85—87. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54525355 (viewed: 25.11.2024). - Солодников, В.В., Зайцева, А.С. (2021). Использование социальных сетей и социализация российских подростков. Социологическая наука и социальная практика, 9(1), 23—42. https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870
Solodnikov, V.V., Zaytseva, A.S. (2021). Usage of Social Networks and Socialization of Russian Teenagers. Sociological Science and Social Practice, 9(1), 23—42. (In Russ.). https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870 - Струкова, А.С. (2024). Благополучие школьников в теории самодетерминации: обзор теоретических и эмпирических публикаций. В: Т.Н. Канонир, А.И. Савенков (ред.), Благополучие в образовании: современные исследования: Сборник научных статей (с. 11—42). М.: НИУ ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/chapters/922806633 (дата обращения: 25.11.2024).
Strukova, A.S. (2024). The Well-Being of Schoolchildren in the Theory of Self-Determination: a Review of Theoretical and Empirical Publications. In: T.N. Kanonir, A.I. Savenkov (Eds.), Well-being in education: modern research: Сollection of scientific articles (pp. 11—42). Moscow: HSE University Publ. (In Russ.). URL: https://publications.hse.ru/chapters/922806633 (viewed: 25.11.2024). - Уманский, С.В. (2014). Современные психотерапевтические подходы в аддиктологии. Тюменский медицинский журнал, 16(1), 50—51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22299180 (дата обращения: 25.11.2024).
Umansky, S.V. (2014). Modern Psychotherapeutic Approaches in Addictology. Tyumen Medical Journal, 16(1), 50—51. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22299180 (viewed: 25.11.2024). - Ферапонтова, М.В., Малышева, П.А., Суховершина, Ю.В., Абрамишвили, Р.Н. (2023). Исследование взаимосвязи образа будущего и доверия к учителям у школьников. Педагогика и психология образования, 2, 126—137. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-2-126-137
Ferapontova, M.V., Malysheva, P.A., Sukhovershina, Yu.V., Abramishvili, R.N. (2023). Study of the relationship between the image of the future and trust in teachers among schoolchildren. Pedagogy and Psychology of Education, 2, 126—137. (In Russ.). https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-2-126-137 - Филь, Т.А., Мананкина, С.С. (2023). Особенности взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен» с учетом разного уровня индивидуальной успешности спортсмена. Международный научно-исследовательский журнал, 4(130), 59—60. https://doi.org/10.23670/irj.2023.130.59
Fil, T.A., Manankina, S.S. (2023). Specifics of the relationship in the "coach-athlete" system, taking into account different levels of individual athlete success. International Research Journal, 4(130), 59—60. (In Russ.). https://doi.org/10.23670/irj.2023.130.59 - Царева, Е.В., Фадеева, О.В. (2023). Профилактика агрессивного поведения подростков средствами тренинга. Проблемы современного педагогического образования, 81-3, 376—379. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59553930 (дата обращения: 25.11.2024).
Tsareva, E.V., Fadeeva, O.V. (2023). Prevention of Aggressive Behavior of Adolescents by Means of Training. Problems of Modern Pedagogical Education, 81(3), 376—379. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59553930 (viewed: 25.11.2024). - Aires, M.E. de O.D., Vieira, A.G., Gedrat, D.C., Correia, B.O.D., Rodrigues, I.B. (2023). Contemporary family challenges: communication between teenagers and their parents in a city in the interior of Pará. Research, Society and Development, 12(2), Article e1312239845. https://doi.org/10.33448/rsd-v12i2.39845
- Alsarrani, A., Hunter, R.F., Dunne, L., Garcia L. (2023). Association between friendship quality and subjective well-being among adolescents: a systematic review. Lancet, 402(S21). https://doi.org/10.1016/S0140-6736(23)02108-6
- Khasanova, G. (2023). The usage of nonverbal means in dialogue. International Journal of Education, Social Science and Humanities, 11(9), 43—50. https://doi.org/10.5281/zenodo.8331850
- Kornienko, O., Davila, M., Santos, C.E. (2019). Friendship Network Dynamics of Aggressive and Rule-Breaking Antisocial Behaviors in Adolescence. Journal of Youth and Adolescence, 48, 2065—2078. https://doi.org/10.1007/s10964-019-01109-9
- Meltzoff, A.N., Kuhl, P.K., Movellan, J., Sejnowski, T.J. (2009). Foundations for a new science of learning. Science, 325(5938), 284—288. https://doi.org/10.1126/science.1175626
- Mengzhen, L., Berezina, E., Benjamin, J. (2024). Insights into young adults’ views on long-term and short-term romantic relationships in the United Kingdom. Sexuality & Culture, 28, 1407—1423. https://doi.org/10.1007/s12119-023-10183-y
- Mercader-Rubio, I., Ángel, N.G., Silva, S., Furtado, G., Brito-Costa, S. (2023). Intrinsic motivation: knowledge, achievement, and experimentation in sports science students—relations with emotional intelligence. Behavioral Sciences (Basel), 13(7), 589. https://doi.org/10.3390/bs13070589
- Milius, I., Gilbert W.D., Alexander, D., Bloom G.A. (2021). Coaches’ Use of Positive Tactile Communication in Collegiate Basketball. International Sport Coaching Journal, 8(1), 91—100. https://doi.org/10.1123/iscj.2020-0001
- Niemiec, C.P., Ryan, R.M. (2009). Autonomy, competence, and relatedness in the classroom. School Field, 7(2), 133—144. https://doi.org/10.1177/1477878509104318
- Ryan, R.M., Deci, E.L. (2000). Self-determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-being. American Psychologist, 55(1), 68—78. https://doi.org/10.1037//0003-066x.55.1.68.
- Thi, H.H.N. (2023). Some solutions to resolve conflicts between parents and teenagers. Technium Social Sciences Journal, 45, 372—381. https://doi.org/10.47577/tssj.v45i1.9170
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 72
В прошлом месяце: 57
В текущем месяце: 15
Скачиваний PDF
За все время: 25
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 8
Всего
За все время: 97
В прошлом месяце: 74
В текущем месяце: 23