Особенности склонности к аддикциям у выпускников физико-математических классов
Аннотация
В статье рассматривается склонность к разным видам аддиктивного поведения у выпускников физико-математических классов. Выборку составили 89 юношей и молодых мужчин в возрасте 18-26 лет, основная группа — выпускники физико-математических классов, 49 человек, призеры или победители значимых олимпиад; контрольная группа — выпускники классов других профилей либо непрофильных классов, 40 человек. Цель исследования — выявить особенности склонностей к различным видам аддиктивного поведения выпускников физико-математических классов мужского пола, гипотеза исследования: выпускники физико-математических классов более склонны к трудоголизму и компьютерной зависимости, чем их сверстники. Оценивалась склонность к 13 видам зависимостей по методике Г.В. Лозовой, дополнительно оценивался эмоциональный интеллект по методике Н. Холла. Выяснилось, что выпускники физико-математических классов более уязвимы с точки зрения склонностей к ряду зависимостей, в этой группе обнаружены множественные значимые корреляционные связи между склонностью к различным зависимостям и аспектами эмоционального интеллекта, что позволяет рассматривать развитие эмоционального интеллекта выпускников физико-математических классов как средство снижения их склонности к аддиктивному поведению.
Общая информация
Ключевые слова: аддиктивное поведение, интернет-зависимость, игровая зависимость, трудоголизм, эмоциональный интеллект, математические способности
Рубрика издания: Междисциплинарные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024000003
Получена: 01.07.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Романчева С.С., Бусарова О.Р. Особенности склонности к аддикциям у выпускников физико-математических классов [Электронный ресурс] // Психология и право. С. 00. DOI: 10.17759/psylaw.2024000003
Полный текст
Введение
Аддиктивное поведение, являясь видом девиантного поведения, причиняет реальный ущерб обществу и/или самой личности, а также сопровождается социальной дезадаптацией [1]. Специфика этого вида девиантного поведения выражается «в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами: фармакологическими (применение психоактивных веществ) и нефармакологическими (сосредоточение на определённых предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний» [8, с. 8-9]. Поскольку аддиктивное поведение представляет собой острую социальную проблему, его факторы, методы профилактики, коррекции и лечения, а также группы риска в целом и по отдельным разновидностям (наркомания, алкоголизм, курение, переедание, компьютерная зависимость, игровая зависимость и т.д.) стали предметом многочисленных академических и прикладных исследований. Однако аддиктивное поведение или склонность к нему некоторых групп населения недостаточно изучены в силу их немногочисленности или отсутствия явных резко негативных социальных последствий (преступность, суициды и т.п.). Одной из таких групп являются люди с реализованными высокими физико-математическими способностями. В.Д. Менделевич даже выделяет отдельный тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях [13], отмечая, что люди с гиперспособностями могут игнорировать реальный мир. Окружающим людям с ними сложно поддерживать общение и устанавливать близкий контакт. Имея неординарные способности, человек сосредотачивает на этом всю свою деятельность и круг его интересов редко выходит за рамки его гиперспособностей, что создаёт условия для развития, в частности, аддикций.
Приведём данные некоторых исследований психологии школьников с высокоразвитыми физико-математическими способностями, которые позволяют предположить склонность их в более старшем возрасте к некоторым формам аддиктивного поведения. В.А. Крутецкий, описывая людей с математическими способностями, указывает на их избирательно-положительное отношение к математической науке, наличие истинной заинтересованности, неподдельной увлеченности делом [10]. В связи с этим встаёт вопрос: многим ли удаётся не перейти грань между увлечённостью и зависимостью? Математически одарённые дети характеризуются левополушарной латерализацией, что некоторые специалисты связывают с диспропорциональностью развития их психики [4], проявляющейся в преобладании интеллектуальной сферы над эмоционально-волевой. Установлено, что для подростков с признаками математической одаренности и с высокоразвитыми физико-математическими способностями в большей степени характерно проявление алекситимии, чем у их сверстников с обычными способностями [18], что может стать причиной нарушения коммуникации с окружающими людьми и более широким окружением. Не углубляясь в психологию физико-математической одарённости, отметим, что приведённые данные могут указывать на то, что люди с физико-математическими способностями зачастую имеют такие специфические психологические особенности, которые подводят их к группе риска в области аддиктивного поведения.
Цель нашего исследования — выявить особенности склонностей к различным видам аддиктивного поведения выпускников физико-математических классов мужского пола в возрасте 18-26 лет. Мы предположили, что они более склонны к трудоголизму и компьютерной зависимости, чем их сверстники.
Методика
В исследовании применялась методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г.В. Лозовой [12]. Дополнительно оценивался уровень эмоционального интеллекта посредством методики Н. Холла [15]. В качестве вспомогательных методов применялись включённое наблюдение и биографический метод.
Для количественного анализа результатов помимо описательной статистики использовались следующие статистические критерии: критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера.
В исследовании приняли участие 89 человек в возрасте от 18 до 26 лет. Испытуемые были распределены на две группы: основная группа — выпускники физико-математических классов, 49 человек (средний возраст – 21,45 лет, станд. отклонение – 2,7); контрольная группа – выпускники классов других профилей либо непрофильных классов, 40 человек (средний возраст – 21,33 лет, станд. отклонение – 2,61). Испытуемые являются выпускниками ГБОУ Школы 1329 г. Москвы. Участники основной группы обучались в специальных физико-математических классах от групп «Дважды два», «Малый мехмат», все испытуемые этой группы имеют статус призеров или победителей значимых олимпиад. Контрольную группу в основном составили выпускники той же школы, кроме того, состав контрольной группы был пополнен несколькими выпускниками других московских школ, не обучавшихся в физико-математических классах. Все участники исследования воспитывались в семьях близкого социально-экономического статуса. После окончания школы все обследованные поступили в вузы. В зависимости от возраста на момент исследования они либо являлись студентами (27 человек в основной группе и 23 в контрольной), либо работали в качестве дипломированных специалистов (22 — в основной группе, 17 — в контрольной). Все участники основной группы выбрали физико-математические или экономические направления высшего образования. В связи со спецификой исследования привлекались только лица мужского пола, так как поиск испытуемых женского пола для основной группы в достаточном количестве оказался крайне затруднителен.
Сбор эмпирических данных осуществлялся с использованием сервиса для составления онлайн тестирований — Google Формы в дистанционном либо в очном формате, в последнем случае тестирование осуществлялось в небольших группах. Все респонденты приняли участие в исследовании добровольно, откликнувшись на просьбу о помощи в сборе научных данных. По желанию респондентов им предоставлялась обратная связь о личных результатах и общих выводах исследования.
Результаты и их обсуждение
Распределение выборки по уровням склонности к видам зависимостей по результатам методики Г.В. Лозовой представлено в табл.1.
Таблица 1
Распределение выборки по уровням склонности к разным видам зависимостей
Виды зависимостей |
Число (процент) испытуемых, отнесённых к низкому/среднему/высокому уровням склонности к видам зависимостей |
|
Выпускники физ-мат. классов N=49 |
Контрольная группа N=40 |
|
Алкогольная |
28 (57) / 21 (43) /0 (0) |
24 (60) / 16 (40) /0 (0) |
Телевизионная |
49 (100) /0 (0) /0 (0) |
40 (100) /0 (0) /0 (0) |
Любовная |
15 (31) / 25 (51) / 9 (18) |
9 (22) /23 (58) /8 (20) |
Игровая |
7 (14) / 28 (57) / 14 (29) |
19 (48) / 20 (50) / 1(2) |
От межполовых отношений |
32 (65) / 16 (33) / 1(2) |
19 (48) / 20 (50) / 1(2) |
Пищевая |
48 (98) /1(2) /0 (0) |
37 (92) /3 (8) /0 (0) |
Религиозная |
49 (100) /0 (0) /0 (0) |
40 (100) /0 (0) /0 (0) |
Трудоголизм |
0 (0) /32 (65) /17 (35) |
19 (48) /12 (30) /9 (22) |
Лекарственная |
49 (100) /0 (0) /0 (0) |
40 (100) /0 (0) /0 (0) |
Компьютерная |
0 (0) /22 (45) /27 (55) |
15 (38) /25 (62) /0 (0) |
От курения |
34 (69) /14 (29) /1(2) |
29 (73) /8 (20) /3 (7) |
От ЗОЖ |
49 (100) /0 (0) /0 (0) |
40 (100) /0 (0) /0 (0) |
Наркотическая |
49 (100) /0 (0) /0 (0) |
40 (100) /0 (0) /0 (0) |
Результаты показывают, что склонность к ряду рассматриваемых в исследовании зависимостей у всех обследованных в обеих группах находится на низком уровне, это относится к телевизионной, религиозной, лекарственной, наркотической зависимостям и зависимости от здорового образа жизни (ЗОЖ). Склонность к пищевой зависимости также у подавляющего большинства участников исследования выражена на низком уровне. В то же время по склонности к компьютерной, игровой зависимостям и трудоголизму результаты испытуемых двух групп существенно отличаются, во всех случаях показатели выше у выпускников физико-математических классов.
Далее мы выяснили распространённость высокой склонности по крайней мере к одному виду зависимости в основной и контрольной группах. Как выяснилось, среди выпускников физико-математических классов доля таких участников исследования была значительно выше — см. рис. 1. Применение углового преобразования Фишера подтвердило, что это различие статистически значимо: φ*эмп = 3.473; р<0,01.
Таким образом, несмотря на академические достижения в школьные годы и успешную учёбу в ведущих вузах в дальнейшем выпускники физико-математических классов оказываются более уязвимой с точки зрения зависимостей группой.
Рис. 1. Процент испытуемых, имеющих высокую степень склонности хотя бы к одному виду зависимостей в основной и контрольной группах
Сравним склонность участников основной и контрольной групп к различным видам зависимостей по результатам методики Г.В. Лозовой, результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнение склонности выпускников физико-математических классов и
контрольной группы к различным видам зависимостей (критерий Манна-Уитни)
Виды зависимостей |
Средние значения |
U |
|||
Основная группа (физ-мат. классы) N=49 |
Контрольная группа N=40 |
||||
M |
σ |
M |
σ |
||
Алкогольная |
10,31 |
3,15 |
9,53 |
3,19 |
841,5 |
Телевизионная |
7,76 |
2,09 |
7,55 |
1,94 |
924,5 |
Любовная |
13,94 |
3,9 |
15,23 |
3,68 |
805 |
Игровая |
15,61 |
3,67 |
12,1 |
2,69 |
439,5** |
От межполовых отношений |
10,08 |
3,48 |
11,5 |
3,52 |
744,5* |
Пищевая |
7,71 |
1,64 |
8,1 |
2,03 |
885,5 |
Религиозная |
7,04 |
1,59 |
7,35 |
1,64 |
879 |
Трудоголизм |
17,96 |
2,49 |
13,6 |
4,82 |
465,5** |
Лекарственная |
6,9 |
1,37 |
7,35 |
1,39 |
800 |
Компьютерная |
18,86 |
2,18 |
12,0 |
2,28 |
47,5** |
От курения |
10,12 |
3,86 |
9,73 |
4,12 |
893 |
От ЗОЖ |
7,37 |
2,04 |
7,85 |
1,94 |
831,5 |
Наркотическая |
7,55 |
1,91 |
7,2 |
1,89 |
869 |
* р≤0,05; ** р≤0,01.
Как следует из табл. 2, значимые различия обнаружены между группами по четырём видам зависимостей: выпускники физико-математических классов превосходят испытуемых контрольной группы по игровой и компьютерной зависимости, а также трудоголизму, причём различия высокозначимы (р≤0,01) и уступают им в выраженности зависимости от межполовых отношений (р≤0,05).
У основной группы наибольшие средние значения получены по шкалам склонности к компьютерной зависимости, трудоголизму и игровой зависимости, у контрольной — по шкалам склонности к любовной зависимости, трудоголизму и игровой зависимости. Мы посчитали полезным сравнить наши результаты с данными, полученными по методике Г.В. Лозовой в других исследованиях на молодёжных выборках, выполненных в постковидный период в разных регионах России. У студентов первого курса Московского международного университета, обучающихся по направлению «Реклама», наиболее распространены алкогольная, пищевая и любовная зависимости [2], в выборке студентов высших и средних учебных заведений Владивостока лидируют любовная, пищевая зависимости и зависимость от ЗОЖ [6], эти же виды зависимости отмечаются как наиболее частые в исследовании на базе Тувинского государственного университета, в котором участвовали будущие бакалавры, обучающиеся на девяти факультетах [14], и в исследовании, проведённом в Волгоградском государственном медицинском университете [16].
Автор последней работы ещё выделяет трудоголизм, средняя степень склонности к которому обнаружена у двух третей студентов-медиков, однако респондентов с высокой степенью склонности к этой зависимости в выборке не зафиксировано. Как видим, результаты этих исследований, согласуясь между собой, расходятся с нашими данными. Это расхождение в определённой мере можно объяснить социально-демографическими особенностями нашей выборки: в неё вошли только лица мужского пола и те, кто уже не является студентами, их доля составляет 44% от общего числа участников исследования. Тем не менее, отметим, что если в группе выпускников физико-математических классов картина по наиболее выраженным зависимостям полностью отличается от результатов упомянутых исследований, то в контрольной группе одно совпадение всё-таки отмечается – относительная выраженность любовной зависимости. Проведённое сопоставление подчёркивает своеобразие аддиктивных склонностей основной группы.
Особого внимания заслуживают лица, обнаружившие высокую степень склонности к разным видам зависимостей. Их процентное распределение в основной и контрольной группах представлено на рис. 2.
Рис. 2. Процент испытуемых, имеющих высокую степень склонности к разным видам зависимостей в основной и контрольной группах
Наиболее примечательным результатом, отражённым на рис. 2, представляется высокая степень склонности к компьютерной зависимости большинства обследованных выпускников физико-математических классов, причём ни у одного из участников данной группы эта склонность не обнаружена на низком уровне. Этот результат контрастирует с отсутствием испытуемых контрольной группы с высоким уровнем данной зависимости, хотя в большинстве своём они являются выпускниками той же школы. Возможно, выраженность компьютерной зависимости у выпускников физико-математических классов можно связать с отличающим эту группу высоким интеллектом, т.к. некоторые авторы указывают его среди психологических особенностей, связанных с интернет-зависимостью [5, c.6]. Тем не менее для более глубокого понимания причин такой аномалии обратимся к анализу специфики школьного обучения членов основной группы, которая состоит в регулярных поездках в специализированные лагеря и на олимпиадные сборы, а также участии в статусных олимпиадах по физике и математике. В среднем каждый ученик участвует в 4-5 выездах за год, а иногда и чаще.
В связи с этой особенностью учебного процесса все ученики этих классов проводят много времени в компании более-менее закрытой группы сверстников со схожими интересами и занятиями. Досуг вне учебных занятий на таких выездах представлен чаще всего либо настольными играми, либо компьютерными, либо дополнительными занятиями по математике и физике. Спортивная активность обычно представлена только футболом по личной инициативе учащихся. Участие в олимпиадах 1 и 2 уровня, победа или призовые места, на которых дают либо поступление без вступительных испытаний, либо 100 баллов по профильному ЕГЭ, подразумевает подготовку во внеучебное время, высокую внутреннюю мотивацию для такой нагрузки и целеустремлённость.
Эти сведения объясняют склонность к трудоголизму и отчасти — к игровой зависимости выпускников физико-математических классов, но, на первый взгляд, не приближают нас к ответу на вопрос о природе их склонности к компьютерной зависимости. Данные включённого наблюдения говорят о том, что выпускники используют компьютер для работы (многие работают в IT-сфере), получения новых знаний и навыков и игр. Увлечение соцсетями для них в основном не характерно. Таким образом, получается, что склонность к компьютерной зависимости сопряжена со склонностью с двумя другими ведущими зависимостями в этой группе – трудоголизмом и игровой. Среди выпускников физико-математических классов, участвовавших в исследовании, нет ни одного человека с низким уровнем склонности к трудоголизму и только 7 человек (14%) с низким уровнем склонности к игровой зависимости. Не противоречат ли эти склонности друг другу? На наш взгляд, дело в особенностях саморегуляции деятельности, которые педагоги сформировали у учеников физико-математических классов на олимпиадных сборах. Участники, победители и призёры олимпиад по математике характеризуются умением сосредоточиться на решении задачи, с которым значимо положительно коррелирует ряд показателей успешности решения математических задач, причём это умение ценится самими участниками олимпиад [11]. Таким образом, данное умение, сформированное в школьные годы, помогает выпускникам физико-математических классов в будущем при получении учебного или производственного задания сосредотачиваться на его выполнении, и до достижения цели игровая склонность не проявляется.
Одной из характерных особенностей людей со склонностью к компьютерной зависимости в литературе называют более низкий эмоциональный интеллект [6; 7; 8; 17]. Мы провели оценку эмоционального интеллекта в нашей выборке, чтобы проверить, справедливо ли это для такой специфической группы, как выпускники физико-математических классов. Результаты тестирования по методике Н. Холла представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнение эмоционального интеллекта выпускников физико-математических классов и контрольной группы (критерий Манна-Уитни)
Показатели эмоционального интеллекта |
Средние значения |
U |
|||
Основная группа (физ-мат. классы) N=49 |
Контрольная группа N=40 |
||||
M |
σ |
M |
σ |
||
Эмоц. осведомленность |
8,8 |
2,78 |
12,2 |
3,08 |
417** |
Управление своими эмоциями |
12,1 |
2,57 |
12,6 |
3,09 |
904 |
Самомотивация |
10,82 |
1,57 |
11,8 |
1,9 |
681** |
Эмпатия |
6,79 |
2,41 |
10,6 |
2,19 |
255,5** |
Распознавание эмоций других людей |
6,88 |
1,96 |
11,18 |
1,74 |
103,5** |
Общий показатель |
45,33 |
5,83 |
58,38 |
6,29 |
101** |
* р≤0,05; ** р≤0,01.
Из таблицы 3 следует, что все аспекты эмоционального интеллекта, диагностируемые методикой Н. Холла, а также общий показатель в основной группе получили более низкие значения, чем в контрольной (р≤0,01). Исключение составила только шкала управления своими эмоциями, которая характеризует способность к эмоциональной гибкости. Если в контрольной группе все средние показатели соответствуют среднему уровню, то у выпускников физико-математических классов средние значения по шкалам эмпатии и распознавания чужих эмоций находятся на низком уровне.
Основная группа нашего исследования, демонстрируя склонность к компьютерной зависимости, в соответствии с имеющимися в литературе данными, обнаружила более низкие показатели эмоционального интеллекта, следовательно, выпускники физико-математических классов должны чаще испытывать трудности в общении. Наши наблюдения показывают, что члены основной группы имеют прочные и длительные контакты преимущественно со своими одноклассниками или коллегами и редко включают в круг своего близкого общения новых людей.
Далее мы рассчитали корреляции между склонностью к разным видам зависимостей и аспектами эмоционального интеллекта — см. табл. 4 и 5.
Таблица 4
Корреляции между склонностью к разным видам зависимостей и аспектами эмоционального интеллекта выпускников физико-математических классов (коэффициент корреляции Спирмена)
Аспекты эмоционального интеллекта |
Эмоциональная осведомлённость |
Управление эмоциями |
Само-мотивация |
Эмпатия |
Распознавание чужих эмоций |
Общий балл эмоционального интеллекта |
Виды зависимостей |
||||||
Алкогольная |
0 |
-0,1 |
0,02 |
-0,1 |
0 |
-0,12 |
Телевизионная |
0,27 |
-0,14 |
-0,02 |
-0,06 |
0,1 |
-0,02 |
Любовная |
-0,09 |
0,07 |
0,04 |
0,1 |
0,05 |
0,07 |
Игровая |
-0,44** |
-0,02 |
0,1 |
-0,06 |
-0,11 |
-0,25 |
От межполовых отношений |
-0,25 |
-0,31* |
-0,21 |
0 |
0 |
-0,36* |
Пищевая |
-0,1 |
0 |
0,06 |
0,06 |
-0,04 |
0,04 |
Религиозная |
0,02 |
-0,13 |
-0,1 |
0,02 |
0,12 |
-0,08 |
Трудовая |
0,12 |
0,09 |
0,11 |
-0,02 |
-0,09 |
0,08 |
Лекарственная |
-0,2 |
-0,05 |
-0,14 |
-0,08 |
0,11 |
-0,18 |
Компьютерная |
0,27 |
-0,2 |
-0,19 |
0,04 |
0,35* |
0,07 |
От курения |
-0,02 |
0,06 |
0,12 |
0,02 |
-0,33* |
-0,11 |
От ЗОЖ |
0,39** |
-0,37** |
-0,36* |
0,13 |
0,21 |
-0,02 |
Наркотическая |
0,09 |
0,02 |
0,01 |
0,17 |
-0,05 |
0,01 |
* р≤0,05; ** р≤0,01.
Как видим, в основной группе обнаружено 8 статистически значимых корреляций между склонностью к разным видам зависимостей и аспектами эмоционального интеллекта, в том числе 3 — высокозначимые (р≤0,01). Как и следовало ожидать, в основном корреляции обратные.
Таблица 5
Корреляции между склонностью к разным видам зависимостей и аспектами эмоционального интеллекта контрольной группы (коэффициент корреляции Спирмена)
Аспекты эмоционального интеллекта |
Эмоциональная осведом-лённость |
Управление эмоциями |
Само-мотивация |
Эмпатия |
Распознавание чужих эмоций |
Общий балл эмоционального интеллекта |
Виды зависимостей |
||||||
Алкогольная |
-0,07 |
-0,07 |
-0,04 |
0,21 |
0,1 |
-0,2 |
Телевизионная |
-0,05 |
0,04 |
-0,08 |
0,08 |
-0,03 |
-0,08 |
Любовная |
0 |
0,03 |
-0,02 |
0,25 |
0,03 |
-0,01 |
Игровая |
0,15 |
0,04 |
0,04 |
0,07 |
0,29 |
0,22 |
От межполовых отношений |
0,36* |
-0,27 |
-0,09 |
0,17 |
-0,14 |
-0,03 |
Пищевая |
0,23 |
0,19 |
0,27 |
0,26 |
0,1 |
0,39* |
Религиозная |
-0,05 |
0,21 |
0,27 |
0,03 |
0,02 |
0,08 |
Трудовая |
-0,1 |
0,04 |
0 |
-0,06 |
0,31* |
-0,01 |
Лекарственная |
0,1 |
0,1 |
0,13 |
0,26 |
-0,3 |
-0,02 |
Компьютерная |
0,11 |
0,28 |
0,18 |
0,15 |
-0,28 |
0,13 |
От курения |
-0,08 |
0,06 |
0,12 |
0,12 |
0,09 |
0 |
От ЗОЖ |
0,08 |
0,04 |
0 |
0 |
0,1 |
0,06 |
Наркотическая |
-0,09 |
-0,12 |
0,06 |
0,07 |
-0,24 |
-0,11 |
* р≤0,05.
Из табл. 5 следует, что, в отличие от основной группы, в контрольной склонность к разным видам зависимостей и аспекты эмоционального интеллекта связаны слабо: значимых корреляций заметно меньше — всего три, и нет ни одной высокозначимой.
Результаты корреляционного анализа позволяют рассматривать эмоциональный интеллект выпускников физико-математических классов как мишень коррекционно-профилактической работы для снижения склонностей к зависимостям, прежде всего — к игровой. Здесь, правда, следует отметить, что профилактика аддиктивного поведения современной молодежи — весьма трудная и ответственная деятельность, требующая от специалиста высокой квалификации и тщательного планирования [3], а для работы с рассматриваемой категорией молодых людей в силу их высокого интеллекта, развитого критического мышления и нонконформистских установок это особенно важно.
Выводы
1. Юноши и молодые мужчины, выпускники физико-математических классов, чаще своих сверстников, получающих или получивших высшее образование, имеют склонность к одному или нескольким видам аддиктивного поведения,
2. Юноши и молодые мужчины, выпускники физико-математических классов, наиболее склонны к следующим видам аддиктивного поведения: трудоголизму, игровой и компьютерной зависимости.
3. Юноши и молодые мужчины, выпускники физико-математических классов, имеют несколько сниженный уровень эмоционального интеллекта, наиболее низкие показатели обнаружены для эмпатии и распознавания чужих эмоций.
4. В группе юношей и молодых мужчин, выпускников физико-математических классов, обнаружены множественные значимые корреляционные связи, в основном — отрицательные, между склонностью к различным зависимостям и аспектами эмоционального интеллекта, что позволяет рассматривать развитие эмоционального интеллекта этой группы как средство снижения склонности к аддиктивному поведению.
Перспективными направлениями исследований по данной теме нам представляются изучение вопроса о том, насколько полученные результаты справедливы в отношении юношей и молодых мужчин со склонностями к работе в сфере физики и математики и достижениями в ней, не обучавшихся в профильных классах, и апробация технологии профилактики аддиктивного поведения учащихся и выпускников физико-математических классов.
Ограничения исследования
Полученные результаты не дают представления о склонности к аддиктивному поведению выпускниц физико-математических классов. Кроме того, опросниковый метод определения склонности к зависимостям вследствие давления на респондентов фактора социальной желательности может приводить к некоторому занижению баллов. В нашем исследовании мы применяли включённое наблюдение и биографический метод как средство выявления грубых искажений ответов, однако дозированное искажение ответов полностью исключать нельзя.
Литература
- Азарова Л.А., Святковский В.А. Психология девиантного поведения: учеб. - метод. комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.
- Айсувакова Т.П., Климова С.С., Сорокопуд Ю.В. Организация диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к аддиктивному поведению // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3. С. 81-84. doi:10,24412/1991-5497-2022-394-81-84
- Власова Н.В. Психологические особенности профилактики аддиктивного поведения современной молодежи // Мир образования - образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 178-185.
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 272 с.
- Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59107 (дата обращения: 19.07.2024)
- Зубова А.А. Зависимости у студентов с разными уровнями эмпатии // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 2. Часть 2. С. 81-86. doi: 10.18411/trnio-02-2023-79
- Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 27–54. doi: 10.17759/sps.2020110103
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск. 2001. 263 с.
- Криженков Д.Н. Аддиктивное поведение и эмоциональный интеллект подростков // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде [Электронный ресурс]: III Междунар. заочная науч.-практ. конф. (Гомель. 1 июля 2021 года): сборник материалов / Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины; редкол.: Т. Г. Шатюк (гл. ред.) [и др.]. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины. 2021. С. 226-228.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. / Под. ред. Н.И. Чуприковой. М. Воронеж. 1998. 416 с.
- Лазарева Н.Ю., Смирницкая А.В., Савинова А.Д. и др. Связь показателей успешности участников математических олимпиад с их личностными, когнитивными и метакогнитивными (самооценочными) характеристиками // Психология познания: материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ. 16–17 декабря 2022 г. /отв. ред. И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин. Ярославль: Филигрань. 2023. С. 180-183.
- Лозовая Г.В. Методика диагностики склонности к различным зависимостям // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 34-й научной конференции кафедры психологии СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта / Под ред. А.Н. Николаева. СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. 2007. С. 121-124.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. СПб.: Речь. 2005. 445 с.
- Момбей-оол С.М. Социально-психологическое исследование предрасположенности к аддикциям студентов Тувинского государственного университета // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. 2021. №4. С. 71-78.
- Никулина И.В. Эмоциональный интеллект: инструменты развития: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета. 2022. 82 с.
- Сычева А.И. Исследование аддиктивного поведения у студентов Волгоградского государственного медицинского университета // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов. Материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции. В 2-х частях. Часть 1. Отв. редактор О.В. Кублицкая. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. 2023. С. 397-400.
- Хомерики Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением: Дис. … канд. социол. наук. СПб., 2013. 186 с.
- Цветкова Н.В., Малыгина С.Г. Особенности алекситимии у подростков с признаками математической одаренности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 12 (декабрь). С. 149–155. URL: http://e-koncept.ru/2019/192053.htm.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 60
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 25
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4