Оценивание и самооценивание как факторы мотивации в системе высшего образования: результаты педагогического эксперимента

496

Аннотация

Встатьеприводятсярезультатыавторскогоисследования, проведенногометодомсоциально-педагогического эксперимента, направленного на выявление связи практики самооценивания и мотивации к обучению студентов вуза. Автор последовательно рассматривает различные аспекты мотивации, опираясь на труды различных исследователей в данной области. В работе уделено внимание влиянию рейтинговой системы на мотивацию студентов к обучению. Вводится понятие «самооценивание» как составляющая самоконтроля. Это понятие противопоставляется традиционному оцениванию студентов со стороны преподавателя. Приводится попытка выявления связи мотивации, стимулирования, контроля и самоконтроля, в соответствии с гипотезой исследования. Разбирается практика внедрения самооценивания в учебный процесс, факторы самооценивания, рассматриваются проблемы и перспективы возможности применения самооценивания в качестве мотивационного фактора. Автор высказывает аргументированное предположение, что самооценивание сможет дополнить традиционное оценивание в целях повышения мотивации студентов к обучению, но в ограниченных по времени масштабах и только в заданной ситуации.

Общая информация

Ключевые слова: высшее образование, мотивация, самооценивание, оценивание , самоконтроль, контроль, эксперимент

Рубрика издания: Проблемы профессиональной подготовки

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Болдина М.Ю. Оценивание и самооценивание как факторы мотивации в системе высшего образования: результаты педагогического эксперимента [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2016. № 1. С. 31–34. URL: https://psyjournals.ru/journals/science_and_education/archive/2016_n1/boldina (дата обращения: 17.05.2024)

Фрагмент статьи

В целях анализа мотивационной составляю- щей стоит особо отметить, что, по результатам упомянутого исследования, абсолютному большинству   опрошенных   интересна   их   будущая специальность (81%). Помимо этого, анализ ответов на данный вопрос показывает, что интерес к профессии понижается от первых курсов к последним.

Литература

  1. Дёмина А.А. Психологический формат изучения проблемы перфекционизма [Электронный ресурс] // Sci-article.ru. 2014. №6. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1392997008 (Дата обращения: 24.10.2015).
  2. Емельянов В.С. Теоретическая модель процесса формирования умений самоконтроля в обучении [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №10 (18) URL: http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2012/10/emelyanov.pdf (Дата обращения: 24.10.2015).
  3. Захаров В.А., Захарова Л.П. Анализ качества контроля и оценки знаний студентов // Альманах современной науки и образования. 2007. № 4. С.78-82.
  4. Копец Л.В. Классические эксперименты в психологии. Хоторнский эксперимент (1924-1932) / ПСИ-ФАКТОР [Сайт]. URL: http://psyfactor.org/lib/hotornskiy_experiment.htm (Дата обращения 23.10.2015).
  5. Матвиенко Ю.А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний // Молодой ученый. 2013. №5. С. 744-748.
  6. Пермяков О.Е., Жадан В.А., Менькова С.В. Влияние организации балльно-рейтинговой системы на мотивацию учебно-познавательной деятельности студентов и профессиональной деятельности преподавателей // Известия ТПу. 2006. №6. С.216-222.
  7. Психологический словарь [Сайт].  URL: http://psi.webzone.ru/st/102000.htm (Дата обращения 22.10.2015).
  8. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. №10. С.55–61.
  9. Фёдорова  Т.А.,  Жилкин  В.В.  Высшее  образование:  мотивация  к  получению  [Электронный  ресурс]  //  Аналитика культурологии: электронное научное издание. 2005. №1. URL: http://analiculturolog.ru/component/k2/item/138-higher- education-motivation-receivable.html (Дата обращения 24.10.2015).
  10. Чурекова Т.М., Съедина Н.В. Методы формирования готовности студентов к самоконтролю в процессе обучения // Вестник КемГу. 2011. №1. C.105-108.

Информация об авторах

Болдина Марина Юрьевна, преподаватель кафедры философии и социологии, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail: koma34@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1002
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 496
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0