Достижения и болевые точки московского образования

Резюме

В беседе Н. С. Грозной с уполномоченным по правам ребенка в г. Москве Е. А. Бунимовичем затрагиваются вопросы настоящего и будущего инклюзивного образования. Рассматривается судьба специального образования в столице, факторы, которые влияют на него, а также перспективы его развития и модернизации. Не оставлены без внимания вопросы индивидуализации обучения. Материал сопровождается обзором результатов недавнего исследования проблем доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве.

Общая информация

Рубрика издания: Интеграция в общество

Тип материала: интервью

Опубликована

Для цитаты: Грозная, Н.С. (2013). Достижения и болевые точки московского образования. Синдром Дауна XXI век, (2), 32–36. URL: https://psyjournals.ru/journals/sdXXI/archive/2013_n2/61710 (дата обращения: 18.07.2025)

Фрагмент статьи

– Евгений Абрамович, я внимательно прочитала опублико-ванное в декабре 2012 года исследование «Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Оно меня очень порадовало серьезностью, глубиной, совпадением тех выводов, которые там сделаны, с нашими наблюдениями. Бросается в глаза явная тенденция к развитию в Москве инклюзивного образования.
– Да, конечно, это центральная идея развития образования в XXI веке. Но надо отметить, что когда у нас говорят об инклюзивном образовании, то обычно имеют в виду только детей с проблемами здоровья и детей-инвалидов. Я считаю, что одна из самых серьезных проблем и даже один из вызовов XXI века – это проблема «Я и Другой». И неважно, он другой потому, что у него есть какие-то физические особенности, какой-то диагноз, болезнь, или потому, что он другого цвета кожи, другой религии или у него другие семейные традиции. Он «другой», потому что из богатой семьи, а я из бедной, или, наоборот, он из семьи консервативной, а я из либеральной. Мне кажется, «Я и Другой» – это одна из ключевых проблем сегодняшнего образования, и в этом смысле инклюзивное образование я понимаю несколько шире, чем у нас сегодня принято. Ведь оно имеет отношение и к детям-мигрантам, и к одаренным детям в неменьшей степени, чем к детям
с ограниченными возможностями. Но если этот вопрос в нашем городе (пока, к сожалению, только в нем) все-таки нашел какие-то пути решения, то прежде всего относительно детей с проблемами здоровья, детей-инвалидов. Здесь, действительно, есть позитивный опыт инклюзии, которого, к сожалению, нет по остальным категориям, которые я назвал.

Информация об авторах

Грозная Наталья С., координатор редакционно-издательской деятельности «Даунсайд Ап», Москва, Российская Федерация

Метрики

 Просмотров web

За все время: 819
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

 Скачиваний PDF

За все время: 409
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 1228
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1