Образ мира личности в контексте проблем профессионального образования

499

Аннотация

The purpose of article – the analysis of a world image of the person as the factor providing formation of successful personal and professional identity during reception of vocational training. It is determined, that intelligence of a life of students - humanists is determined by specificity of their valuable orientations and mechanisms of interpersonal interaction. The sovereignty of personal borders represents itself as the base characteristic of personal space of students – humanists and influences formation at them professionally important qualities.

Общая информация

Ключевые слова: psychological space of the person, value of vocational training, intelligence of a life, professional identity

Рубрика издания: Педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Буравцова Н.В. Образ мира личности в контексте проблем профессионального образования // Социосфера. 2010. № 1. С. 47–50.

Полный текст

В условиях повышения интенсивности социально-исторических процессов, обо­стрения экономических, этнокультурных и образовательных проблем все более острой становится потребность в тщательном изучении структуры и функции субъективности, в исследовании праксиса «жизненного мира» личности. Человеку все сложнее обозна­чить границы собственной автономии, ответственности, сохранения аутентичности соб­ственного «Я». И в этой связи особую значимость приобретает рассмотрение факторов, обеспечивающих формирование успешной личностной и профессиональной идентично­сти в ходе получения профессионального образования, когда в качестве отправной точки выступает становление личностного начала в процессе самостоятельно осуществленно­го жизненного выбора.

Для описания пространства существования человека в различное время были вве­дены понятия жизненного мира, образа мира, внешнего и внутреннего «Я», личностного пространства. С. К. Нартова-Бочавер определяет психологическое пространство лично­сти как субъективно значимый фрагмент бытия, выделяемый из всего богатства проявле­ний мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает в себя комплекс явлений, с которыми человек себя отождествляет. Значимыми эти явления становятся благодаря обладанию личностным смыслом. Оно является «су­веренным, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированным – если ему приходилось переживать бессилие в попытке отстоять границы личности» [5. С. 77]. Для системного описания образа мира В.П. Серкиным [6] было введено понятие «образа жизни», описывающее актуальную активность субъекта, в процессе которой образ мира развивается и изменяется. Образ мира является отраже­нием образа жизни, а образ жизни – проявлением образа мира.

На основе этих положений в 2006–2009 гг. было осуществлено изучение структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности студентов-гуманитариев Новосибирских вузов. Выборку составили студенты педагогических спе­циальностей (142 ч.) и  студенты-психологи (132 ч.). Формируя выборку мы основыва­лись на теории А. Н. Леонтьева [2] об образе мира как основе выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью; концепции В. С. Му­хиной [4], согласно которой человек строит свое мировоззрение, идеологию через ста­новление системы личностных смыслов в контексте особенностей реалий своей жизни; теоретических положений Е. А. Климова [1], выделившего определенные сферы дея­тельности и направленности личности. Студенты в данном контексте рассматривались нами как лица, овладевающие личностно значимой деятельностью, соответствующей их психологической направленности. В качестве характеристик, определяющих акту­альность деятельности и стратегию жизни, рассматривались терминальные жизненные ценности; смысложизненные ориентации; эмпатийность как качество, способствующее формированию пространства межличностного взаимодействия; суверенность психоло­гических границ.

Выявлено, что общий показатель суверенности личностных границ гуманитариев является адекватным, уровень осмысленности  жизни – высоким. Их характеризует на­личие устойчивых жизненных целей, придающих жизни осмысленность, направлен­ность и временнýю перспективу; они воспринимают жизнь как наполненную смыслом; считают себя способными принимать и реализовывать принятые решения. Им прису­ще стремление к развитию личностных характеристик, расширению социальных свя­зей и реализации своей социальной и профессиональной роли. Общий уровень эмпа­тии студентов-гуманитариев – 21,45 баллов, что свидетельствует о пониженной (хотя и близкой к среднему уровню) способности к сопереживанию и сочувствию окружающим. Выявлены взаимосвязи личностной суверенности и смысложизненных ориентаций (между уровнем осмысленности жизни и общим показателем личностной суверенно­сти: Rs=0,59, ρ≤0,05), которые в наибольшей степени проявляются в плане независимо­сти формирования мировоззрения, установок и ценностей. Мы считаем значимым, что смысложизненные ориентации гуманитариев связаны именно с реализацией гуманисти­ческих ценностей (стремление к познанию и саморазвитию, ориентация на реализацию своего профессионального определения, руководство морально-нравственными прин­ципами, ориентация на духовные потребности, расширение социальных контактов).

Факторный анализ структуры личностного пространства студентов-гуманитариев позволил выделить пять однополярных положительных факторов, объясняющих 64,75 % доли суммарной дисперсии переменных. Наиболее значимыми являются факторы лич­ностной суверенности и ценностных ориентаций. Третьим по значимости является фак­тор направленности внимания и мышления на понимание сущности другого человека. Четвертый фактор определяет уровень осмысленности жизни респондентов, а пятый – способность предвидеть поведение партнеров по взаимодействию. Это позволило нам построить структурно-функциональную модель психологического пространства гума­нитариев.

Наиболее существенной, системообразующей, выступает такая характеристика как личностная суверенность, осуществляющая функции самопринятия, обеспечения базо­вого доверия к миру, развитие субъектности, обозначение и поддержание социальной идентичности, освоение территории, возможность защититься от вторжений из внешней среды. Следующим элементом системы выступает сфера ценностных ориентаций, функ­ции которой – внутренняя координация и регуляция поведения, познание окружающего мира, смыслообразование, отображение и защита жизненных идеалов. Характеризуют эту сферу такие ценности гуманистической направленности, как стремление к самораз­витию; акцент на морально-нравственных принципах; творческий подход к изменению окружающей действительности; ориентация на реализацию своей профессиональной и социальной роли; а также некоторые прагматические установки – ориентация на до­стижение престижа в обществе путем следования социальным требованиям; отношение к личным достижениям как смыслу существования; направленность на защиту личной индивидуальности. Сфера межличностного взаимодействия осуществляет функции вы­бора референтной группы или значимого другого, формирования пространства межлич­ностного взаимодействия, принятия ответственности за отношения с другими, делает возможной «общение-встречу» и является основой толерантности. Данная сфера вклю­чает умение сопереживать и соучаствовать другой личности посредством направлен­ности внимания, восприятия и мышления на понимание сущности другого, на его со­стояние и поведение, с учетом социальных установок, предписывающих возможность и уместность обращать внимание на проблемы других. На этой основе формируется сфера смысложизненных ориентаций, выполняющая функции формирования смыслов проис­ходящего и предстоящих намерений, соотнесение процессов протекания жизни с созна­тельным контролем и возможностью влиять на них, обеспечение устойчивости образа мира. Эту сферу составляет наличие целей, придающих жизни осмысленность, направ­ленность и временнýю перспективу; восприятие процесса жизни как эмоционально на­сыщенного и наполненного смыслом; удовлетворенность самореализацией; уверенность в возможности управлять жизненными процессами.

Выделенные структурные компоненты образуют целостную взаимосвязанную само­организующуюся систему – субъективно значимую действительность, освоенную лич­ностью и ставшую ее индивидуальной характеристикой – образом мира [2, 3, 6]. Данная система находится в состоянии постоянного взаимопроникновения с внешней средой и не рефлексируется при отсутствии проблемных ситуаций.

Основываясь на том, что показатель личностной суверенности является важным критерием, определяющим специфику психологического пространства, нами были вы­делены группы лиц, обладающих различными уровнями суверенности. В I группу (19,34 %) вошли респонденты с депривированными личностными границами; во II группу (49,47 %) – обладающие суверенными границами, а в III группу (31,39 %) – те, чьи гра­ницы личности определяются как сверхзащищаемые. Выявлено: осмысленность жизни студентов, обладающих суверенными границами личности, характеризуется как опти­мальная, у респондентов с чрезмерно защищаемыми границами они сверхвысокая, а у тех, кто испытывал бессилие в попытке отстоять личностные границы – значимо ниже (p≤0,01). Стремление к саморазвитию, ориентация на духовно-нравственные ценности у гуманитариев, обладающих личностной суверенностью, значимо выше (p≤0,03), чем у тех, чьи личностные границы депривированы или гипертрофированы. Этих же респон­дентов характеризует пониженный уровень эмпатии (19,4 и 21,04 баллов – соответствен­но). Адекватная личностная суверенность детерминирует средний уровень эмпатии (22,4 балла). Различия значимы для p≤0,01.

Факторный анализ показал: независимо от уровня личностной суверенности ре­спондентов, наиболее значимыми являются факторы ценностных и смысложизненных ориентаций. Далее следуют факторы, так или иначе связанные с осознанием личност­ной суверенности, которые: при наличии адекватного уровня суверенности – обладают высокой значимостью, положительной направленностью и оказывают конструктивное влияние на специфику межличностного взаимодействия; в случае депривации границ – препятствуют проявлению эмоционального отражения в эмпатии; в случае чрезмерной защиты границ – способствуют формированию противостояния собственных установок и ценностей способности к эмпатийному реагированию.

Таким образом, образ мира гуманитарной личности действительно является взаи­мосвязанной системой, базовой характеристикой которой выступает психологическая суверенность. Обнаруженные взаимосвязи сложны и неоднозначны. С одной сторо­ны, процессы формирования профессиональной и личностной идентичности, развитие ценностно-смысловой сферы благоприятно сказываются на формировании механизмов межличностного взаимодействия (в частности – эмпатии) как профессионально важных качеств гуманитариев. В то же время развитие эмпатии способствует формированию личностного пространства в контексте гуманистической направленности и ориентации на социум.

Результаты исследования, заложенные в основу программы тренинга развития лич­ностной и профессиональной идентичности студентов-психологов, и реализация данной программы показали, что формирование адекватности личностных границ способствует гармонизации структурных составляющих личностного пространства студентов и раз­витию у них профессионально важных умений и навыков. Верно и обратное – осознание личностью себя как субъекта жизни, за которую она принимает и несет ответственность, и формирование адекватных ценностных ориентаций может способствовать вырабаты­ванию способов самовыражения и самоутверждения, не нарушающих личной свободы и определяющих границы этой ответственности. Студенты с развитой личностной и про­фессиональной идентичностью более уверены в своей профессиональной компетентно­сти, открыты для коммуникации, проявляют уважение к личности другого, принимают на себя ответственность в проблемных ситуациях. У них отмечается повышение стрем­ления к формированию мотивационно-осмысленной позиции специалиста, профессио­нальному экспериментированию и творческому поиску. Т. е., целостность и гармонич­ность образа мира личности выступает в качестве важного фактора в процессе профес­сиональной подготовки и управления дальнейшим профессиональным развитием.

Литература

  1. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.
  2. Леонтьев, А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведе­ния: в 2 т. – Т. 2. – М., 1983.
  3. Леонтьев, Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал, 1992. – Т. 13. – № 2. – С. 107-120.
  4. Мухина, В. С. Картина мира: индивидуальные различия / В. С. Мухина // Феноменоло­гия развития и бытия личности. – М., 1999. – С. 445–452.
  5. Нартова-Бочавер, С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» – но­вый метод диагностики личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 2004. – Том 25. – №  5. – С. 77-89.
  6. Серкин, В. П. Образ мира и образ жизни / В. П. Серкин. – Магадан, 2005. – 331 с.

Информация об авторах

Буравцова Н.В., Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2574
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 499
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1