Социосфера
2010. № 1. С. 85–90
ISSN: 2078-7081
Методика преподавания спецкурсов уголовно-правовой специализации в вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: criminal law, crime, special course, economic crimes
Рубрика издания: В помощь преподавателю
Для цитаты: Азарова Е.С., Репкин М.Л. Методика преподавания спецкурсов уголовно-правовой специализации в вузе // Социосфера. 2010. № 1. С. 85–90.
Полный текст
Для преподавателей юридического факультета высших учебных заведений
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности юриспруденция (030501), определяя требования к уровню подготовки лиц, завершающих обучение по программе дипломированного юриста, предусматривает наряду с общепрофессиональными учебными дисциплинами федерального компонента также и обучение студентов дисциплинам специализации. Это позволяет обучающемуся определить свой интерес к будущей профессиональной деятельности, а также выбрать вид специализации для последующей подготовки и защиты дипломной работы.
Одна из целей обучения на юридическом факультете – подготовить выпускника к правоприменительной деятельности, связанной с мерами государственного принуждения, как в сфере государственного управления, так и в правоохранительной деятельности.
Часть студентов планирует работать в суде, прокуратуре и других правоохранительных органах, поэтому важную роль в подготовке специалистов играет подбор дисциплин по выбору специальных курсов, которые углубляют и закрепляют знания по основным отраслям права.
Цели, содержание и методические принципы преподавания спецкурсов определяются двумя базовыми положениями: образовательной программой Госстандарта по направлению «юриспруденция» и концепций высшего образования, которая предусматривает, что уголовный процесс и криминалистика – это базовые дисциплины направления «юриспруденция», предусмотренные Госстандартом, из которых по учебному плану на семинарские занятия отводится 50 % учебного времени. Предусматривается, что перед изучением спецкурса студент должен знать основные принципы и содержание российского уголовного процесса, иметь представление о порядке судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра приговора суда, иметь производить все следственные действия, вести судебное разбирательство, производить необходимые действия и составлять соответствующие им правовые акты по всем стадиям уголовного процесса, выступать в роли участников процесса со стороны как обвинения, так и защиты.
Как видно из этого перечня, всё это относится к направлению специализации студента с учетом его будущей профессиональной деятельности.
Особую актуальность в свете борьбы с коррупцией приобретает внедрение в учебный процесс такого спецкурса, как «Особенности расследования экономических преступлений».
Организованная преступность все более решительно берет под контроль социально-экономические процессы, происходящие в обществе. В силу этого реформирование в различных сферах жизнедеятельности общества (политической, социальной, экономической и даже правовой) в современной России связанно с преодолением усиливающегося противодействия организованной преступности, которая небезуспешно пытается воздействовать на проводимые реформы. Одна из главных целей – отобразить современное состояние теории и практики борьбы с криминальным противодействием процессу раскрытия и расследования преступлений.
Задачами спецкурса является изучение форм, способов, используемых преступниками при криминальном противодействии процессу расследования и разработка предложений по вопросам борьбы с противодействием коррупцией и организованной преступностью.
Изучение данного спецкурса позволит студентам быть достаточно осведомленными о способах и методах борьбы с организованным противодействием раскрытию и расследованию преступлений, а также применить свои навыки в практической деятельности.
Данный спецкурс является универсальным, поскольку в нем содержатся положения нескольких важных дисциплин уголовно-правового цикла (уголовное право и уголовно-процессуальное право), а также и основы права, науки теории государства и права и философии. Успешное усвоение студентами материала по данному курсу позволит им укрепить свои знания по указанным дисциплинам. Это, на наш взгляд, позволит лучше ориентировать студентов на системное изучение элементов и признаков преступлений. Поэтому важной задачей освоения спецкурса «Особенности расследования экономических преступлений» является самостоятельное изучение методики расследования перечисленных преступлений. Ознакомление с вопросами конкретной темы, запоминание основных понятий, изучение нормативных актов и ознакомления с соответствующими разделами указанной в программе литературы. Спецкурс «Особенности расследования экономических преступлений» является абсолютно новым в результате того, что впервые были квалифицированны деяния, не имевшие аналогов УК РСФСР 1960 г., а также правовые нормы, защищающие общественные отношения в экономике, имеющие многочисленные отсылки к нормам гражданского, финансового, таможенного и налогового законодательства, что вызывает большие трудности в применении уголовно-правовых норм.
Однако разделение спецкурсов по специализации имеет и свои минусы, так как отсутствует связывающее звено между дисциплинами специализации. Ведь получение диплома по государственно-правовой или гражданско-правовой специализации не означает, что выпускник будет непременно работать в этой области права.
Для устранения этих недостатков в профессиональные образовательные программы, а также в соответствующие учебные планы и графики был внедрен такой спецкурс, как «Мировое судопроизводство».
Разработка и внедрение спецкурсов в учебный процесс обусловлена тем, что реанимация в системе российского судопроизводства мировых судей потребовала кадрового обеспечения соответствующих должностей юристами высшей квалификации. Это дало возможность многим выпускникам юридического факультета реализовать себя в сфере мирового судопроизводства. Опыт работы выпускников показал, что, несмотря на хорошую подготовку в области уголовного, административного и гражданского процесса, ощущался недостаток знаний в области деятельности мировых судей, особенно на первоначальном этапе работы. Это нашло подтверждение при встречах с выпускниками ВИЭСП, работающих в системе мировых судей города Волгограда и Волгоградской области.
Учитывая пожелания выпускников, чтобы восполнить возникший пробел в подготовке студентов юридического факультета в инициативном порядке разработан лекционный курс «Мировое судопроизводство» и подготовлено методическое обеспечение его преподавания: программа спецкурса, тематический план, методические указания студентам по изучению данного курса в соответствии с планами аудиторных практически занятий и задания на самостоятельную работу.
Содержание теоретического и практического материала спецкурса основано на том, что будущие юристы, изучая отдельные отрасли права, не могут составить для себя целостную (системную) картину организационно-правового ре¬гулирования деятельности так называемого «низового» звена судебной системы РФ. Без знаний общих закономерностей связи материальной и процессуальной сфер права в деятельности судей формирование потенциальных специалистов, которые могут непосредственно приступить к практической деятельности, невозможно. Подготовленный спецкурс по своей сути представляет собой общую модель механизма реализации права в мировом суде субъекта РФ.
Данный спецкурс изучается после прохождения конституционного, административного, уголовного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального отраслей права, имеющих по отношению к данной дисциплине базовый характер.
Концепция высшего образования, относящаяся к юридическому факультету и направлению «юриспруденция», определяет главную цель преподавания – подготовку юристов, имеющих правоприменительные навыки, направленные не на принуждение, а на защиту законных прав и интересов физических и юридических лиц.
Опыт преподавания любой учебной дисциплины показывает, что для того, чтобы учесть будущую профессиональную деятельность студентов и дать им необходимые знания и навыки, надо либо увеличивать количество часов на те или иные темы, либо в пределах объема отведенного времени уделять больше внимания профессиональным вопросам, включая их в план семинарских занятий в сочетании с практическими задачами и упражнениями.
Для кафедры «Уголовно-правовых дисциплин» наиболее приемлем и эффективен второй путь, т. е. обработка на семинарских занятиях вопросов с учетом концепции юридического факультета института.
Методический подход к решению этого вопроса можно проиллюстрировать на примере темы «Процессуальный порядок рассмотрения дел частного обвинения». Если эта тема изучается будущими судьями и прокурорами, которым предстоит предъявлять обвинение по конкретным уголовным делам, то семинарские занятия должны быть посвящены в первую очередь технике составления всех необходимых процессуальных документов. При изучении этой темы с ориентировкой на судебных работников акцент переносится на содержание самого постановления о привлечении гражданина в качестве обвиняемого и его соответствия с другими процессуальными документами, поскольку согласованность тезиса обвинения, скажем, с обвинительным заключением, определяется правильность рассмотрения дела в суде.
Для студента юридического факультета, профессиональный интерес которого лежит, в основном, в плоскости деятельности адвоката-защитника, основное внимание должно быть уделено не только на соблюдение требований закона органами расследования, суда и прокуратуры, но и на приемы и способы выявления ошибок, допущенных в процессе привлечения лица в качестве обвиняемого. Такой метод преподавания позволяет студентам овладеть знаниями и умением выявлять ошибки, связанные с ущемлением прав и интересов участников судопроизводства, и тем самым дает возможность подготовить себя к будущей профессиональной деятельности. Аналогично решается методика преподавания и по другим спецкурсам уголовно-правовой специализации.
Спецкурс «Мировое судопроизводство» читается в 8-м семестре на IV курсе. Общая трудоемкость дисциплины небольшая, занимает всего 26 часов, из них 18 часов аудиторных занятий.
В содержание дисциплины входят следующие темы:
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|||
|
|
лек. |
сем. |
самост. раб. |
всего |
1 |
Организация деятельности мировых судей в РФ |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
Подсудность и процессуальные права мирового судьи |
2 |
1 |
1 |
4 |
3 |
Рассмотрение дел административного производства |
2 |
2 |
2 |
6 |
4 |
Процессуальный порядок рассмотрения дел частного обвинителя |
2 |
2 |
2 |
6 |
5 |
Пересмотр решений мирового судьи |
2 |
2 |
2 |
6 |
ИТОГО: |
10 |
8 |
8 |
26 |
|
Изучая данный спецкурс, студент должен усвоить общие положения по организации института мировых судей в РФ; порядок организации деятельности миро¬вых судей в Волгоградской области; подсудность и компетенцию мирового судьи по уголовным и гражданским делам, порядок рассмотрения дел в суде в отношении лиц, совершивших административные правонарушения; процессуальный порядок рассмотрения мировым судьей дел частного обвинения; знать участников судопроизводства, а также порядок обжалования решений мирового судьи в суде апелляционной инстанции по правилам уголовного и гражданского судопроизводства.
Завершающим этапом изучения учебной дисциплины является сдача зачета. Итоговый контроль знаний судопроизводства в мировом суде проводится в форме тестирования. Для этого был разработан тест, который включает основные положения лекционных тем дисциплины и приводится в кратком изложении в качестве ориентира.
1. Судебные участки мировых судей создаются на территории, где проживает:
а) от 5 тыс. до 10 тыс. человек;
б) от 10 тыс. до 15 тыс. человек;
в) от 15 тыс. до 20 тыс. человек;
г) от 20 тыс. до 30 тыс. человек;
д) от 30 тыс. до 35 тыс. человек.
2. Перечислите требования к претендентам на должность мирового судьи:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Перечислите виды предметной подсудности мировых судей:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. К гражданским делам, подсудным мировому судье, относятся:
1) дела о выдаче судебного приказа;
2) дело о расторжении брака и разделе имущества
между супругами;
3) о споре между супругами в отношении детей;
4) о лишении родительских прав;
5) дела об имущественных спорах между физическими лицами;
6) дела об имущественных спорах между юридическими лицами;
7) дела об определении порядка пользования имуществом;
8) дела о восстановлении работника, незаконно уволенного работодателем.
5. Мировой судья вправе назначить следующие виды административного наказания:
1) сделать устное замечание;
2) вынести письменное предупреждение;
3) вынести письменное замечание;
4) назначить административный штраф;
5) назначить конфискацию вещей и изделий;
6) лишить специального права;
7) дисквалификацировать лицо;
8) назначить лицу административный арест;
9) вынести постановление об административном выдворении лица за пределы РФ.
6. Перечислите особенности судебного разбирательства по делам частичного обвинения:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7. Определите круг участников уголовного процесса, обладающих правом апелляционного обжалования любого решения мирового судьи в полном объеме:
1) осужденный;
2) оправданный;
3) защитник осужденного;
4) защитник оправданного;
5) законный представитель осужденного;
6) законный представитель оправданного;
7) гражданский ответчик;
8) представитель гражданского ответчика;
9) прокурор;
10) частный обвинитель;
11) представитель частного обвинителя;
12) потерпевший;
13) представитель потерпевшего;
14) гражданский истец;
15) представитель гражданского истца;
16) реабилитированное лицо;
17) государственный обвинитель;
18) эксперт;
19) свидетель;
20) следователь;
21) законный представитель потерпевшего.
Предлагаемый тест носит рекомендационный характер для преподавателей и может быть изменен по усмотрению лектора в зависимости от содержания читаемого материала, вследствие изменений действующего законодательства и уровня обобщения опыта деятельности мировых судей в России.
Для более объективной оценки полученных знаний возможно применение тестирования студентов с помощью компьютерной техники.
В заключение, говоря о месте и роли данных спецкурсов в учебном процессе, следует отметить, что ее изучение отвечает государственным требованиям в сфере подготовки юристов новой формации.
Спецкурсы «Мировое судопроизводство» и «Особенности расследования экономических преступлений» выполняет главную задачу - дает понимание целостной картины организационно-правового регулирования деятельности конкретного суда как одного из реальных элементов всей сис¬темы судопроизводства в РФ и вооружает выпускника первоначальными знаниями и навыками для юридической деятельности в системе предварительного расследования.
Таким образом, на кафедре «Уголовно-правовые дисциплины» основным методическим принципом преподавания спецкурсов, является реализация государственной концепции, которая направлена на подготовку выпускника, обладающего необходимыми знаниями по защите законных интересов всех участников судебного разбирательства.
Литература
- Азарова, Е. С. Мировая юстиция в России / Е. С. Азарова, М. Л. Репкин. – Волгоград: Изд. ВолГУ, 2009.
- Опыт сочетания требований государственного образовательного стандарта и положений концепции ВИЭСП в организации учебно-методического процесса (ГОС РФ в негосударственном вузе): Материалы научно-методической конференции. – Волгоград: Изд. ВИЭСП., 1999.
- Азарова, Е. С. Проблемы борьбы с организованным противодействием раскрытию и расследованию преступлений / Е. С. Азарова, М. А. Шматов, В. М. Шматов. – Волгоград: Изд. ВА МВД РФ, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2741
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 662
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1