Методика преподавания спецкурсов уголовно-правовой специализации в вузе

659

Аннотация

Suppressing criminal counteraction to investigation of crimes is a process which requires taking appropriate legal steps as well as making decisions based on criminal law. In this respect article 63 of Russian Federation Criminal Code should be changed as follows: “committing the crime, the indication of actus reus of which is counteraction towards administration of justice”. It is also necessary to correct the sanctions of articles 294, 296, 298 of Russian Federation Criminal Code which provide punishments for committed crime. Yet more paradoxical is another reality, which lies in the fact that criminal law currently in force is incapable of providing actual and sufficient defense to judges, investigators, etc. The situation is caused by imperfection of the mechanism of criminal safety provision for the mentioned officials.

Общая информация

Ключевые слова: criminal law, crime, special course, economic crimes

Рубрика издания: В помощь преподавателю

Для цитаты: Азарова Е.С., Репкин М.Л. Методика преподавания спецкурсов уголовно-правовой специализации в вузе // Социосфера. 2010. № 1. С. 85–90.

Полный текст

Для преподавателей юридического факультета высших учебных заведений

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образо­вания по специальности юриспруденция (030501), определяя требования к уровню под­готовки лиц, завершающих обучение по программе дипломированного юриста, преду­сматривает наряду с общепрофессиональными учебными дисциплинами федерального компонента также и обучение студентов дисциплинам специализации. Это позволяет обучающемуся определить свой интерес к будущей профессиональной деятельности, а также выбрать вид специализации для последующей подготовки и защиты дипломной работы.

Одна из целей обучения на юридическом факультете – подготовить выпускника к пра­воприменительной деятельности, связанной с мерами государственного принуждения, как в сфере государственного управления, так и в правоохранительной деятельности.

Часть студентов планирует работать в суде, прокуратуре и других правоохранитель­ных органах, поэтому важную роль в подготовке специалистов играет подбор дисциплин по выбору специальных курсов, которые углубляют и закрепляют знания по основным отраслям права.

Цели, содержание и методические принципы преподавания спецкурсов определя­ются двумя базовыми положениями: образовательной программой Госстандарта по на­правлению «юриспруденция» и концепций высшего образования, которая предусматри­вает, что уголовный процесс и криминалистика – это базовые дисциплины направления «юриспруденция», предусмотренные Госстандартом, из которых по учебному плану на семинарские занятия отводится 50 % учебного времени. Предусматривается, что перед изучением спецкурса студент должен знать основные принципы и содержание россий­ского уголовного процесса, иметь представление о порядке судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра приговора суда, иметь произ­водить все следственные действия, вести судебное разбирательство, производить необ­ходимые действия и составлять соответствующие им правовые акты по всем стадиям уголовного процесса, выступать в роли участников процесса со стороны как обвинения, так и защиты.

Как видно из этого перечня, всё это относится к направлению специализации сту­дента с учетом его будущей профессиональной деятельности.

Особую актуальность в свете борьбы с коррупцией приобретает внедрение в учеб­ный процесс такого спецкурса, как «Особенности расследования экономических пре­ступлений».

Организованная преступность все более решительно берет под контроль социально-экономические процессы, происходящие в обществе. В силу этого реформирование в различных сферах жизнедеятельности общества (политической, социальной, экономи­ческой и даже правовой) в современной России связанно с преодолением усиливающе­гося противодействия организованной преступности, которая небезуспешно пытается воздействовать на проводимые реформы. Одна из главных целей – отобразить современ­ное состояние теории и практики борьбы с криминальным противодействием процессу раскрытия и расследования преступлений.

Задачами спецкурса является изучение форм, способов, используемых преступни­ками при криминальном  противодействии процессу расследования и разработка пред­ложений по вопросам борьбы с противодействием коррупцией и организованной пре­ступностью.

Изучение данного спецкурса позволит студентам быть достаточно осведомленными о способах и методах борьбы с организованным противодействием раскрытию и рассле­дованию преступлений, а также применить свои навыки в практической деятельности.

Данный спецкурс является универсальным, поскольку в нем содержатся положения нескольких важных дисциплин уголовно-правового цикла (уголовное право и уголовно-процессуальное право), а также и основы права, науки теории государства и права и философии. Успешное усвоение студентами материала по данному курсу позволит им укрепить свои знания по указанным дисциплинам. Это, на наш взгляд, позволит  лучше ориентировать студентов на системное изучение элементов и признаков преступлений. Поэтому важной задачей освоения спецкурса «Особенности расследования экономиче­ских преступлений» является самостоятельное изучение методики расследования пере­численных преступлений. Ознакомление с вопросами конкретной темы, запоминание  основных понятий, изучение нормативных актов и ознакомления с соответствующими разделами указанной в программе литературы. Спецкурс «Особенности расследования экономических преступлений» является абсолютно новым в результате того, что впер­вые были квалифицированны  деяния, не имевшие аналогов УК РСФСР 1960 г., а  также правовые нормы, защищающие общественные отношения  в экономике, имеющие мно­гочисленные отсылки к нормам гражданского, финансового, таможенного и  налогового законодательства, что вызывает большие  трудности в применении уголовно-правовых норм.

Однако разделение спецкурсов по специализации имеет и свои минусы, так как от­сутствует связывающее звено между дисциплинами специализации. Ведь получение ди­плома по государственно-правовой или гражданско-правовой специализации не означа­ет, что выпускник будет непременно работать в этой области права.

Для устранения этих недостатков в профессиональные образовательные програм­мы, а также в соответствующие учебные планы и графики был внедрен такой спецкурс, как «Мировое судопроизводство».

Разработка и внедрение спецкурсов в учебный процесс обусловлена тем, что реанима­ция в системе российского судопроизводства мировых судей потребовала кадрового обе­спечения соответствующих должностей юристами высшей квалификации. Это дало воз­можность многим выпускникам юридического факультета реализовать себя в сфере ми­рового судопроизводства. Опыт работы выпускников показал, что, несмотря на хорошую подготовку в области уголовного, административного и гражданского процесса, ощущался недостаток знаний в области деятельности  мировых судей, особенно на первоначальном этапе работы. Это нашло подтверждение при встречах с выпускниками ВИЭСП, работаю­щих в системе мировых судей города Волгограда и Волгоградской области.

Учитывая пожелания выпускников, чтобы восполнить возникший пробел в подго­товке студентов юридического факультета  в инициативном порядке разработан лекци­онный курс «Мировое судопроизводство» и подготовлено методическое обеспечение его преподавания: программа спецкурса, тематический план, методические указания сту­дентам по изучению данного курса в соответствии с планами аудиторных практически занятий и задания на самостоятельную работу.

Содержание теоретического и практического материала спецкурса основано на том, что будущие юристы, изучая отдельные отрасли права, не могут составить для себя целост­ную (системную) картину организационно-правового ре¬гулирования деятельности так называемого «низового» звена судебной системы РФ. Без знаний общих закономерностей связи материальной и процессуальной сфер права в деятельности судей формирование по­тенциальных специалистов, которые могут непосредственно приступить к практической деятельности, невозможно. Подготовленный спецкурс по своей сути представляет собой общую модель механизма реализации права в мировом суде субъекта РФ.

Данный спецкурс изучается после прохождения конституционного, административ­ного, уголовного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального отраслей права, имеющих по отношению к данной дисциплине базовый характер.

Концепция высшего образования, относящаяся к юридическому факультету и на­правлению «юриспруденция», определяет главную цель преподавания – подготовку юристов, имеющих правоприменительные навыки, направленные не на принуждение, а на защиту законных прав и интересов физических и юридических лиц.

Опыт преподавания любой учебной дисциплины показывает, что для того, чтобы учесть будущую профессиональную деятельность студентов и дать им необходимые знания и навыки, надо либо увеличивать количество часов на те или иные темы, либо в пределах объема отведенного времени уделять больше внимания профессиональным во­просам, включая их в план семинарских занятий в сочетании с практическими задачами и упражнениями.

Для кафедры «Уголовно-правовых дисциплин» наиболее приемлем и эффективен второй путь, т. е. обработка на семинарских занятиях вопросов с учетом концепции юри­дического факультета института.

Методический подход к решению этого вопроса можно проиллюстрировать на при­мере темы «Процессуальный порядок рассмотрения дел частного обвинения». Если эта тема изучается будущими судьями и прокурорами, которым предстоит предъявлять об­винение по конкретным уголовным делам, то семинарские занятия должны быть по­священы в первую очередь технике составления всех необходимых процессуальных до­кументов. При изучении этой темы с ориентировкой на судебных работников акцент переносится на содержание самого постановления о привлечении гражданина в качестве обвиняемого и его соответствия с другими процессуальными документами, поскольку согласованность тезиса обвинения, скажем, с обвинительным заключением, определяет­ся правильность рассмотрения дела в суде.

Для студента юридического факультета, профессиональный интерес которого лежит, в основном, в плоскости деятельности адвоката-защитника, основное внимание должно быть уделено не только на соблюдение требований закона органами расследования, суда и прокуратуры, но и на приемы и способы выявления ошибок, допущенных в процессе привлечения лица в качестве обвиняемого. Такой метод преподавания позволяет студен­там овладеть знаниями и умением выявлять ошибки, связанные с ущемлением прав и интересов участников судопроизводства, и тем самым дает возможность подготовить себя к будущей профессиональной деятельности. Аналогично решается методика препо­давания и по другим спецкурсам уголовно-правовой специализации.

Спецкурс «Мировое судопроизводство» читается в 8-м семестре на IV курсе. Общая трудоемкость дисциплины небольшая, занимает всего 26 часов, из них 18 часов аудитор­ных занятий.

В содержание дисциплины входят следующие темы:

№ п/п

Наименова­ние тем

Количество часов

 

 

лек.

сем.

самост. раб.

всего

1

Организация деятельно­сти мировых судей в РФ

2

1

1

4

2

Подсудность и процессу­альные пра­ва мирового судьи

2

1

1

4

3

Рассмо­трение дел администра­тивного про­изводства

2

2

2

6

4

Процес­суальный порядок рас­смотрения дел частного обвинителя

2

2

2

6

5

Пересмотр решений ми­рового судьи

2

2

2

6

ИТОГО:

10

8

8

26

 

Изучая данный спецкурс, студент должен усвоить общие положения по организации института мировых судей в РФ; порядок организации деятельности миро¬вых судей в Волгоградской области; подсудность и компетенцию мирового судьи по уголовным и гражданским делам, порядок рассмотрения дел в суде в отношении лиц, совершивших административные правонарушения; процессуальный порядок рассмотрения мировым судьей дел частного обвинения; знать участников судопроизводства, а также порядок обжалования решений мирового судьи в суде апелляционной инстанции по правилам уголовного и гражданского судопроизводства.

Завершающим этапом изучения учебной дисциплины является сдача зачета. Итого­вый контроль знаний судопроизводства в мировом суде проводится в форме тестирова­ния.  Для этого был разработан тест, который включает основные положения лекцион­ных тем дисциплины и приводится в кратком изложении в качестве ориентира.

1. Судебные участки мировых судей создаются на территории, где проживает:

а)  от 5 тыс. до 10 тыс. человек;

б) от 10 тыс. до 15 тыс. человек;

в)  от 15 тыс. до 20 тыс. человек;

г)  от 20 тыс. до 30 тыс. человек;

д) от 30 тыс. до 35 тыс. человек.

2.  Перечислите требования к претендентам на должность мирового судьи:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.  Перечислите  виды  предметной подсудности мировых судей:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4.  К гражданским делам, подсудным мировому судье, относятся:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дело о расторжении брака и разделе имущества

между супругами;

3) о споре между супругами в отношении детей;

4) о лишении родительских прав;

5) дела об имущественных спорах между физическими лицами;

6) дела об имущественных спорах между юридическими лицами;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела о восстановлении работника, незаконно уволенного работодателем.

5.  Мировой судья вправе назначить следующие виды административного на­казания:

1) сделать устное замечание;

2) вынести письменное предупреждение;

3) вынести письменное замечание;

4) назначить административный штраф;

5) назначить конфискацию вещей и изделий;

6) лишить специального права;

7) дисквалификацировать лицо;

8) назначить лицу административный арест;

9) вынести постановление об административном выдворении лица за пределы РФ.

6. Перечислите особенности судебного разбирательства по делам частичного обвинения:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

7. Определите  круг  участников уголовного процесса, обладающих правом апелляционного обжалования любого решения мирового судьи в полном объеме:

1) осужденный;

2) оправданный;

3) защитник осужденного;

4) защитник оправданного;

5) законный представитель осужденного;

6) законный представитель оправданного;

7) гражданский ответчик;

8) представитель гражданского ответчика;

9) прокурор;

10) частный обвинитель;

11) представитель частного обвинителя;

12) потерпевший;

13) представитель потерпевшего;

14) гражданский истец;

15) представитель гражданского истца;

16) реабилитированное лицо;

17) государственный обвинитель;

18) эксперт;

19) свидетель;

20) следователь;

21) законный представитель потерпевшего.

Предлагаемый тест носит рекомендационный характер для преподавателей и может быть изменен по усмотрению лектора в зависимости от содержания читаемого материа­ла, вследствие изменений действующего законодательства и уровня обобщения опыта деятельности мировых судей в России.

Для более объективной оценки полученных знаний возможно применение тестиро­вания студентов с помощью компьютерной техники.

В заключение, говоря о месте и роли данных спецкурсов в учебном процессе, следу­ет отметить, что ее изучение отвечает государственным требованиям в сфере подготовки юристов новой формации.

Спецкурсы «Мировое судопроизводство» и «Особенности расследования экономи­ческих преступлений» выполняет главную задачу - дает понимание целостной картины организационно-правового регулирования деятельности конкретного суда как одного из реальных элементов всей сис¬темы судопроизводства в РФ и вооружает выпускника первоначальными знаниями и навыками для юридической деятельности в системе пред­варительного расследования.

Таким образом, на кафедре «Уголовно-правовые дисциплины» основным методи­ческим принципом преподавания спецкурсов, является реализация государственной концепции, которая направлена на подготовку выпускника, обладающего необходимыми знаниями по защите законных интересов всех участников судебного разбирательства.

Литература

  1. Азарова, Е. С. Мировая юстиция в России / Е. С. Азарова, М. Л. Репкин. – Волгоград: Изд. Вол­ГУ, 2009.
  2. Опыт сочетания требований государственного образовательного стандарта и положений концеп­ции ВИЭСП в организации учебно-методического процесса (ГОС РФ в негосударственном вузе): Материалы научно-методической конференции. – Волгоград: Изд. ВИЭСП., 1999.
  3. Азарова, Е. С. Проблемы борьбы с организованным противодействием  раскрытию и расследо­ванию преступлений / Е. С. Азарова, М. А. Шматов, В. М. Шматов. – Волгоград: Изд. ВА МВД РФ, 2008.

Информация об авторах

Азарова Е.С., НОУ ВПО «Волгоградский институт экономики, социологии и права», Волгоград, Россия

Репкин М.Л., НОУ ВПО «Волгоградский институт экономики, социологии и права», Волгоград, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2734
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 659
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0