Социосфера
2010. № 2. С. 37–41
ISSN: 2078-7081
Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: sociometry, status, teenagers
Рубрика издания: Психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дорошина И.Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) // Социосфера. 2010. № 2. С. 37–41.
Полный текст
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрия широко используется в социологии. В последние годы этот метод рекомендован к использованию в социальной психологии для изучения внутригрупповых отношений [1, 2, 3].
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и, таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым, влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой [2].
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Обычная процедура проведения социометрического исследования предполагает ответ каждым испытуемым на 2 вопроса приблизительно следующего содержания: «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наиболее приятно» и «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наименее приятно».
Существуют различные классификации групповой структуры, построенной на основе социометрического исследования. Так, Дж. Морено выделяет следующие группы:
1) «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в группе;
2) «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных;
3) «изолированные», не замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны;
4) «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.
Я. М. Коломинский построил свою классификацию, основываясь только на положительных выборах членами группы друг друга.
1) «звезды», получившие 5 и больше положительных выборов;
2) «предпочитаемые», набравшие 3–4 голоса;
3) «принимаемые», получившие 1–2 выбора;
4) «изолированные», не получившие ни одного выбора.
Иногда выделяется группа «отверженных», тех, кто получил отрицательные выборы.
Мы считаем, что деление группы на 4–5 категорий не в полной мере отражает структуру межличностных отношений. Например, если придерживаться обтекаемого определения «отверженных», то в эту категорию попадут практически все испытуемые, так как результаты наших исследований в течение нескольких лет доказывают, что редкие учащиеся не получают ни одного отрицательного выбора. Причем к «отверженным» мы должны будем отнести и тех, кто получил 1–2 отрицательных выбора на фоне большого количества положительных и тех, кого ненавидит почти весь класс. Остается также спорным вопрос, к какой категории относятся ребята, получившие равное большое количество и положительных и отрицательных выборов. Кто они «звезды» или «отверженные». По нашему мнению, для эффективного использования социометрического метода, следует использовать четкие критерии выделения групп. Для более подробного анализа межличностных отношений в группе мы решили применить авторскую классификацию, которая основывается и на положительных и на отрицательных выборах.
Процедура исследования. Все члены группы заполняют бланки, в которых указывают трех человек, которые им больше всего нравятся и трех человек, которые им меньше всего нравятся. Все полученные данные заносятся в общую матрицу. Например, она может выглядеть так (таб. 1).
На основе социометрического исследования мы выделяем семь категорий (порядковый номер статусной категории см. в таб. 2):
1) «любимцы»;
2) «предпочитаемые»;
3) «терпимые»;
4) «неоднозначные»;
5) «незаметные»;
6) «нелюбимые»;
7) «гонимые».
Таблица 1
Социометрическая матрица
|
Саша А. |
Петя Б. |
Сережа В. |
Вика Г. |
Зоя Д. |
Олег Е. |
Володя Ж. |
Маша З. |
Катя И. |
Миша К. |
Света Л. |
|
Саша А. |
0 |
+ |
- |
+ |
|
- |
|
+ |
|
- |
|
|
Петя Б. |
- |
0 |
+ |
- |
|
- |
+ |
|
|
+ |
- |
|
Сережа В. |
+ |
|
0 |
- |
+ |
|
- |
- |
+ |
|
|
|
Вика Г. |
|
+ |
- |
0 |
+ |
|
|
+ |
- |
- |
+ |
|
Зоя Д. |
+ |
- |
+ |
|
0 |
+ |
- |
|
+ |
- |
|
|
Олег Е. |
+ |
+ |
|
- |
|
0 |
+ |
- |
|
|
- |
|
Володя Ж. |
+ |
- |
|
- |
+ |
- |
0 |
|
+ |
|
|
|
Маша З. |
|
+ |
- |
|
- |
|
+ |
0 |
- |
+ |
|
|
Катя И. |
+ |
- |
+ |
- |
|
- |
|
|
0 |
|
+ |
|
Миша К. |
|
|
+ |
- |
|
+ |
- |
|
+ |
0 |
- |
|
Света Л. |
+ |
- |
|
|
+ |
- |
|
+ |
- |
|
0 |
|
+ |
6 |
4 |
4 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
|
- |
1 |
4 |
3 |
6 |
1 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
статус |
1 |
4 |
4 |
6 |
2 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Таблица 2
Ключ
+ – |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 и более |
0 |
5 |
5 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
9 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
10 и более |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Опыт показывает, что если подросток имеет более 10 отрицательных выборов, то у него нет положительных.
По результатом наших исследований 1997–2000 годов мы описали портреты личности подростков с разным социометрическим статусом.
«Любимцы» – мальчики. Для «любимцев» характерны проявление косвенной и вербальной агрессии. В ситуациях фрустрации эти подростки ведут себя так же, как и большинство мальчиков их возраста. У них хорошо развиты коммуникативные способности. Одно из характерных свойств «любимцев» – это отсутствие подозрительности.
«Предпочитаемые» – мальчики. «Предпочитаемые» не часто повышают голос на окружающих. Для них характерно отношение к себе как к плохому, виноватому в чем-то человеку. Во фрустрирующих ситуациях они ведут себя адекватно. Эти мальчики имеют развитую способность к эмпатии.
«Терпимые» – мальчики. «Терпимые» склонны к использованию физической силы против обидчиков. Для них так же свойственно проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости. В конфликтных ситуациях они ведут себя более агрессивно, чем большинство подростков. Они подчиняются мнению руководителя. Т.о. «терпимые» подростки являются достаточно агрессивной группой, но уважение авторитетов делает их принимаемой категорией.
«Неоднозначные» – мальчики. «Неоднозначные» проявляют склонность к раздражению, для них характерно недоверие и осторожное отношение к людям. Они обычно не проявляют зависти и ненависти к окружающим. Им свойственно выражение негативных эмоций через крик и ругань. Эти подростки полагают, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил. Их поведение в проблемных ситуациях не всегда адекватно силе раздражителя. Подростки этой группы очень общительны, они хорошие организаторы, умеют управлять другими людьми.
«Незаметные» – мальчики. «Незаметные» подростки совершенно не агрессивны, часто испытывают угрызения совести. Эти ребята интерпретируют значимые события как результат своей собственной деятельности. Они не склонны подчиняться давлению других. Их поведение в ситуациях фрустрации не соответствует общепринятому в подростковой среде.
«Нелюбимые» – мальчики. «Нелюбимые» подростки не стараются причинить вред окружающим окольными путями. У них больше проявляется экстернальный локус контроля. Они плохо могут сопереживать людям. Они не стремятся образовывать эмоциональные связи с другими ребятами. У подростков этой группы недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.
«Гонимые» – мальчики. Для «гонимых» мальчиков характерна оппозиционная форма поведения в отношении руководства. Для защиты своих интересов они не только в резкой форме высказывают свое мнение, но и готовы применять физическую силу. Они часто проявляют зависть и ненависть к окружающим. Для них свойственно положительное отношение к себе и оправдывание себя даже в случаях своей вины. Эти подростки не умеют в достаточной мере сопереживать людям. Они не испытывают большой потребности к контактам со сверстниками.
«Любимцы» – девочки. «Любимцы» – достаточно агрессивная группа подростков. Выражая свое неприязненное отношение, девочки могут как подстроить какую-нибудь ситуацию, причиняющую вред человеку, так и просто применить физическую силу. Часто они выступают оппозицией для авторитета или руководства. Они достаточно завистливы. Им свойственно испытывать чувство вины за поступки, которые они совершили или нет. Поведение этих девочек в ситуациях фрустрации соответствует общепринятым нормам. Подростки этой группы стремятся чего-то достичь и видят смысл в своем существовании. Они очень общительны.
«Предпочитаемые» – девочки. «Предпочитаемые» более склонны к применению физической силы для защиты своих интересов, но обычно они не проявляют враждебности по отношению к окружающим. Они редко испытывают угрызения совести. Они интерпретируют значимые события как результат действия внешних сил. Эти девочки имеют хорошо развитую способность к сопереживанию. Их поведение во фрустрирующих ситуациях соответствует общепринятому в подростковой среде.
«Терпимые» – девочки. Личностные особенности подростков этого уровня соответствуют большинству средних показателей по выборке девочек. Единственной их отличительной чертой является экстернальный локус контроля.
«Неоднозначные» – девочки. «Неоднозначные» не склонны к проявлению агрессии и враждебному отношению к окружающим. Для них свойственно в целом положительное отношение. Они видят причину происходящих с ними событий в действии внешних сил. У этих девочек в значительной степени развиты способность к эмпатии. Они умеют организовать людей.
«Незаметные» – девочки. Эта группа подростков имеет очень низкие показатели по большинству видов агрессии, но для них характерна оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и руководства. В ситуациях фрустрации эти девочки ведут себя так же как и большинство подростков их возраста. Для этих подростков характерны гедонистические установки, желание жить в свое удовольствие, не задумываясь о смысле своего бытия.
«Нелюбимые» – девочки. «Нелюбимые» готовы применять физическую силу для защиты своих интересов. Они часто ссорятся с окружающими, нередко не стесняясь выражений. Они часто противопоставляют себя лидеру. Кроме прямого и открытого выражения агрессии эти девочки могут пойти окольными путями для причинения вреда сопернику. Эти девочки характеризуются низким уровнем развития эмпатии. Их поведение в конфликтных ситуациях отличается от общепринятого. Девочки этой группы знают, для чего живут и хотят жить, будучи кому-то нужными.
«Гонимые» – девочки. «Гонимые» девочки агрессивно и враждебно настроены по отношению к окружающим. Они более склонны к проявлению агрессии косвенным путем. Эти девочки раздражительны и грубы. Они завидуют окружающим, склонны к осторожному отношению к людям. Для них характерен нонконформизм. Они часто испытывают угрызения совести. Эти подростки характеризуются интернальным локусом контроля. У них слабо развита способность к эмпатическому взаимодействию. Для них представляет сложность быть организаторами каких-то мероприятий, но они очень общительны. Для «гонимых» характерно нетипичное поведение в ситуациях препятствия или обвинения. У них недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.
Литература
- Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск: Народная Асвета, 1984. – 239 с.
- Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск: Народная Асвета, 1969. – 240 с.
- Немов Р. С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – В 3 кн. – Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просвещение: Валдос, 1995. – 507 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 27629
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1409
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0